необходимость владения психотехникой общения в семейной жизни
Общение и развитие взаимоотношений в супружеской паре
Особенности общения в супружеской паре. Практически все психологи, занимающиеся семьей, в качестве основной проблемы супружеского неблагополучия отмечают трудности общения. Именно в процессе общения определяется положение каждого из супругов в семье, только оно дает возможность проявиться одной из важнейших супружеских ролей — психотерапевтической. Любые внутрисемейные события требуют совместного обсуждения, понимания и решения.
Для того чтобы внутрисемейное общение можно было назвать успешным, оно должно отвечать целому ряду требований. Американский психотерапевт П. Вацлавик, уделяющий много внимания проблеме внутрисемейного общения, формулирует следующие условия успешности межличностного общения супругов:
К выделенным Вацлавиком условиям успешности общения супругов можно также добавить следующие характеристики общения, выявленные в благополучных парах:
Нарушения общения в супружеской паре может быть связано с различными факторами. В частности, это:
К сказанному выше можно добавить нарушения общения, связанные:
Проблема доверия в супружеских отношениях. Многие перечисленные характеристики успешного общения можно описать термином «доверительность». Доверие способствует формированию чувства «мы», которое характерно для всех благополучных семей, а углубление доверительности в общении между супругами приводит к усилению этого чувства. Именно доверие способствует получению обратной связи — важного фактора в процессе самопознания личности; «психологическому облегчению» — разрешению проблем; психологическому сближению — углублению взаимоотношений.
В большей части отечественных и зарубежных работ проблема доверия рассматривается как одна из сторон многочисленных феноменов межличностного взаимодействия. Оно является базовым условием возникновения и развития конструктивного общения. Психологи считают, что, дав однажды положительный толчок конструктивному процессу образования взаимоотношений, доверие остается их неизменным спутником до тех пор, пока они конструктивны. Также справедливо и то, что снижение уровня доверия в любых взаимоотношениях является сигналом начала деструктивного процесса, который можно остановить лишь стабилизацией существующего или реконструкцией прежнего уровня доверительности между субъектами.
Доверие есть способность человека априори (включая предшествующий опыт или не включая его) наделять явления и объекты окружающего мира, а также других людей, их возможные будущие действия и собственные предполагаемые действия свойствами безопасности (надежности) и ситуативной полезности.
Феномен доверия как целостное явление проявляется в трех самостоятельных, но взаимосвязанных областях деятельности личности: 1) доверие к миру; 2) доверие к другому как части мира и 3) доверие к себе.
Т. II. Скрипкина в работе «Психология доверия» [3] [4] отмечает, что доверие к миру относится к проблеме жизнезначимых отношений человека, нридавая предметам окружающего мира значимость, т.е. ценность и смысл. Человек как бы «выносит» часть себя, своей сущности, своей субъективности за пределы самого себя и наделяет «собой» его объекты. Поэтому только такой мир, с которым он связан в единую систему, единую онтологию, может вызвать у него доверие.
Доверие к себе определяется как рефлексивный феномен личности, позволяющий человеку занять определенную ценностную (пристрастную) позицию по отношению к самому себе и, исходя из этой позиции, строить собственную жизненную стратегию. Доверие к другому возможно осмыслить как частный случай доверия к миру. Однако в силу сложности этого другого — так как он сам является суверенным, самостоятельным субъектом активности — взаимодействие с ним как особой частью мира будет иметь свою специфику, свои особенности и свои механизмы. Поскольку доверие связано с безопасностью и значимостью того, кому доверяют, доверие можно рассматривать как специфический вид ценностного отношения, в данном случае к другому человеку.
Авторами данного учебника проведено исследование, целью которого было выявление некоторых особенностей и закономерностей приписывания субъектом доверия определенных личностных характеристик значимому второму — как партнеру, которому можно доверять. В исследовании приняли участие 90 человек — студентов-психологов и медиков (девушек и юношей), состоящих в браке.
Исследование проводилось при помощи метода биполярных оценок. Характеристики (оценки) были выбраны из нескольких источников, а именно: 1) результаты проведенного авторами пилотажного исследования; 2) наиболее часто встречающиеся позитивные качества, выявленные Т. П. Скрипкиной; 3) качества из дифференциально-аналитического опросника Н. Пезешкиана; 4) психологический словарь (В. И. Берлов). С помощью метода «компетентных судей» (экспертов) были выбраны 224 позитивные, негативные и амбивалентные личностные характеристики. Полученные данные были проверены на согласованность ответов как внутри группы (девушек и юношей), так и по всей выборке в целом.
По результатам эмпирического исследования особенностей представлений партнера, которому можно доверять, были сделаны следующие выводы.
Общение в семье. Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений
Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой, и так далее.
Удовлетворённость супругов общением зависит от степени совместимости их взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера являются плохими спутниками семейного общения.
Социологические исследования показывают, что при нормальных взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими огорчениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего не скажешь про неблагополучные семьи.
Однако не бывает идеального общения в семье, т.е. общения, состоящего только из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия: ссоры, конфликты, и так далее. В этих случаях очень важно понять супругам позицию друг друга, поставить себя на его место. Я считаю, что в процессе спора следует говорить только о предмете спора и не следует напоминать о прошлых промахах другого, не делать выпадов: “А ты сам. ”.
Иногда полезно делать компромиссы, т.е. идти на уступки друг другу. Также очень важно уметь признавать свои ошибки, как право других ошибаться.
Очень важно почаще делиться своими мыслями, не скупиться на похвалу, добрые слова.
В семье, кроме взрослых, в неполноценном общении нуждаются также и дети. Общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка. Потребность в общении появляется у младенца с самого рождения. Уже в возрасте 2-х месяцев при виде матери его лицо озаряется улыбкой.
Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития. Доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками.
Во многих семьях в большинстве своём дети чаще общаются с матерью, чем с отцом. Беседы же с отцом имеют кратковременный характер. У некоторых детей вообще отсутствуют доверительные отношения как с отцом, так и с матерью. Чаще всего это бывает в семьях, где не установились близкие духовные контакты как между супругами, так и между родителями и детьми. В таких семьях главной является воля одного из супругов, а взаимоотношения с другими членами семьи основывается на приказах, подчинении, оскорблениях. Это оказывает отрицательное влияние на формирование у детей способности к полноценному общению.
Таким образом, на родителях лежит ответственность за воспитание у детей способности к человеческому общению, т.к. именно в семье дети усваивают характер общения. Кроме того, от умения супругов общаться во многом зависит и нравственно-психологическое благополучие всех членов семьи.
Литература:
1. БЕДНЫЙ М.С., “Семья–здоровье–общество”, М., 1986
3. ОСИПОВ Г.В., КОВАЛЕНКО Ю.П. “Социология”, М., 1990
4. Сборник статей “Культура семейных отношений” М., 1985
5. ХАРЧЕВ А.Г., МАЦКОВСКИЙ М.С. “Современная семья и её проблемы М.,1978
6.МАРКОВИЧ Д. “Общая социология”, Р-на дону, 1993
Необходимость владения психотехникой общения в семейной жизни
Семейный психолог, психоаналитик Куликова Е.А.
Вирджиния Сатир, основоположница семейного консультирования, предлагает для профилактики семейных конфликтов супругам ясно выражать свои мысли, желания, чувства, не унижая и не подавляя друг друга. Это даст возможность получать необходимую информацию, принимать взаимовыгодное решение, поможет достичь большего взаимопонимания в супружеских отношениях.
Семья, в которой вырос человек, определяет его поведение и установки. Семья — это система, которая стремится к равновесию и для поддержания последнего нередко используется навязывание ролей членам семьи, запреты, нереальные ожидания. Нарушения в системе семьи порождают низкую самооценку и защитное поведение. Но в каждом человеке присутствуют силы для личностного роста и здоровой активной жизни.
Семья формирует наше мировосприятие: родители, сестры и братья влияют на наш характер и наши действия многие годы. Сложно быть счастливым, не создав свою гармоничную семью.
Как происходит коммуникация в семье?
Как строить общение супругов?
В. Сатир сравнивает общение с зонтом, под которым происходит взаимодействие характеров. Способность человека к формированию доверительных и близких отношений зависит от его общения с окружающими. В процессе общения люди обмениваются информацией, определяют ценность партнера, меняют самооценку.
Ребенок, приходя в этот мир, не знает как взаимодействовать с людьми, он растет и учится, общаясь с родственниками. К школьному возрасту каждый уже владеет многими способами общения, имеет представление об ответной реакции людей и понимает, что разрешено, а что – запрещено. Этими представлениями мы пользуемся всю жизнь. В. Сатир утверждает, что если есть необходимость, то можно поменять тип общения. Она сравнивает человека в процессе коммуникации с кинокамерой. То есть мозг воспринимает не только картинки, но и звуки в процессе общения.
Спокойствие или напряжение в процессе коммуникации зависит от восприятия информации (внешний вид, звук голоса, запах, прикосновение, чувства, мысли) и ее сравнения с прошлым опытом (родители, другие люди, книги, фильмы, ожидания, ценности). Но двое, общаясь, могут только догадываться и фантазировать о том, что чувствует и думает партнер. Эти фантазии и догадки и становятся основой недопонимания и конфликтов. Этот процесс запускается еще до того, как люди начинают обмениваться словами, в доли секунды, соответственно, реакция на партнера по общению бывает не всегда понятна второму.
С кем мы общаемся – с конкретным человеком или представлением о нем?
«Общение – как огромный зонт, под которым скрыто все, что происходит между людьми». Общение важно для каждого человека. Сформированность навыков общения влияет на всю жизнь. С помощью общения возможно варьировать уровень самооценки.
В.Сатир разработала упражнения, которые развивают способности слышать, понимать, видеть и осмыслять информацию, полученную в процессе коммуникации. «Люди способны осуществлять метакоммуникацию как на вербальном, так и на невербальном уровне». Вербальное общение – это слова, невербальное – поза тела, выражение лица, ритм дыхания, мышечный тонус, интонации.
Коммуникация многопланова и незавершима, поэтому получатель информации сам додумывает адресованные ему сообщения своими догадками. Люди интерпретируют то, что видят, и из этого строят свое поведение.
Начинается все с построения зрительного образа партнера, когда вы на него смотрите, и тут разворачивается внутренний монолог ваших ассоциаций, мыслей и чувств. Кого он вам напоминает из вашего прошлого? Ваше тело также будет реагировать либо напряжением, либо расслаблением. Члены семьи связаны друг с другом историей взаимоотношений. Часто какие-то события не проговариваются и остаются негативные чувства. В. Сатир предлагает их проговорить, прояснить и начать все с чистого листа.
К зрительному образу подключается звук: тон, тембр, дыхание, покашливание. Это тоже вызывает чувства и мысли.
Прикосновение – начало знакомства ребенка с миром. Для эмоционально близких отношений прикосновения очень важны и дают надежную информацию о другом человеке. Тактильные ощущения могут выражать восхищение, любовь, нежность, страх, пренебрежение и т.д. Снизить агрессию и улучшить отношения в браке возможно, если уделять больше внимания тактильным контактам, например, объятиям. В. Сатир полагает, что запрет на тактильные контакты основывается на прошлом опыте негативных ранних сексуальных отношений.
Часто встречается, что люди пытаются передать одну информацию, а партнер воспринимает совсем не так, как ожидалось, и при этом испытывает совсем другие чувства. Важно поделиться друг с другом этими переживаниями. Конечно, прошлые обиды к человеку мешают его общению в настоящем, поэтому от старых обид лучше избавиться.
При общении членов семьи В. Сатир рекомендует не превышать дистанцию между супругами при важном разговоре более девяносто сантиметров. Положение в пространстве желательно на одном уровне: оба сидят или оба стоят (чтобы глаза смотрели в глаза). Если один сидит на полу, а второй стоит рядом, то тот, кто сидит на полу, будет испытывать физический дискомфорт и отрицательные чувства. Это поза маленького ребенка в семье. Чем точнее воспринимается информация от партнера, тем лучше отношения между людьми. Но иногда мы домысливаем слова партнера, делаем ошибочные заключения.
Слова являются основополагающим смыслом высказывания. Но слова и смысл не всегда совпадают. Поэтому лучше чаще прояснять и уточнять, о чем именно идет речь и максимально отказываться от обобщений.
Слушая партнера, необходимо учитывать три уровня общения: «звуки голоса говорящего, ваши переживания прошлых и будущих событий, касающиеся обоих, осознание своего права выразить то, что в данный момент чувствуете».
Внимательное слушание партнера предполагает:
В одни и те же слова люди вкладывают разный смысл. Чтобы понять друг друга, необходимо научиться осознавать разные смыслы. Распространенное заблуждение — человек полагает, что партнер знает о нем все и умеет читать мысли. «Люди должны ясно выражать свои мысли, если хотят получить от других и донести другим нужную им информацию». Если один из членов семьи не выражает свои чувства, то тогда растет напряженность во взаимоотношениях. Но именно такие люди и испытывают сильные чувства.
Понимание разных смыслов того, что говорит человек, можно понять, используя описания чувств, а не оценку, это дает возможность выстраивать доверительные, близкие и стабильные отношения.
Общаясь, люди влияют на самооценку и представления друг о друге. Неоднозначное общение влечет за собой построение защит от партнера, а также влияет на наше здоровье и отношения с людьми.
Психотехнический инструментарий
Видео- и аудиозапись. Использование в семейной консультации видеозаписи может дать ряд преимуществ:
Конечно, в случае применения видео- и аудиоаппаратуры должны быть соблюдены этические моменты, такие как, например, конфиденциальность семьи.
Указания (директивы). Это высказывания специалиста (психолога) о необходимости со стороны всей семьи или отдельных ее членов определенных действий. Известный семейный психотерапевт Ф. Баркер предложил простое деление указаний, применяемых в ходе семейной психотерапии:
Он предложил при этом ряд мер, которые усиливают эффективность этих директив:
Директивы делятся на прямые и парадоксальные. В случае парадоксальной директивы истинная ее цель противоположна провозглашенной. Специалист (психолог) в этом случае требует поступить определенным образом, рассчитывая, что члены семьи поступят как раз наоборот. Психолог, работающий с конфликтной семьей, может предписать им конфликтовать в определенных условиях и случаях, втайне рассчитывая, что такое предписание разрушит присущий данной семье сценарий конфликтов, сделает конфликты смешанными и искусственными в глазах семьи.
Директивы наиболее эффективны в следующих случаях:
Во всех указанных случаях применение указанной техники требует от специалиста (психолога): тщательного изучения семьи; достаточного авторитета его в глазах членов семьи; высокой личной примерности; неподдельного желания оказать психологическую помощь семье.
Высокая эффективность этой техники наблюдается на том ее этапе, когда в ходе занятий члены семьи уже научились всему для самостоятельного решения проблем семьи, и теперь нужно лишь помочь им научиться применять полученные знания в повседневной семейной жизни.
Семейная дискуссия — один из наиболее широко применяемых методов в семейной психокоррекции. Это, в первую очередь, дискуссия в семейных группах. Дискуссия может преследовать весьма многочисленные цели.
Заслуживают внимания приемы семейного психолога. Перед проведением семейной дискуссии: эффективное использование молчания, умение слушать, обучение с помощью вопросов, постановки проблем, повторение, резюмирование.
Обусловленное общение достигается тем, что в обычные, привычные семейные взаимоотношения вводится какой-то новый элемент. Цель его дать возможность членам семьи осуществить коррекцию нарушений в данном отношении. Один из приемов — обмен между членами семьи записками. В этом случае при обсуждении какого-либо вопроса члены семьи не говорят, а переписываются. Цель — замедлить процесс коммуникаций, чтобы члены семьи могли наблюдать его и анализировать. Это и дополнительная возможность прийти в эмоциональное фоновое состояние тем, кому это крайне было необходимо, чтобы далее рассуждать на рациональном уровне.
Нередко в качестве нового элемента (условия) вводятся определенные правила техники честной борьбы или конструктивного спора. Она включает в себя набор правил поведения, которые вступают в силу, когда супруги испытывают потребность выражения агрессии по отношению друг к другу:
Обучение такой техники, как правило, обеспечивает устойчивость против выражения агрессии, умение в этих условиях находить верную линию поведения.
Проигрывание семейных ролей. Эти методики включают проигрывание ролей в различного рода играх, символизирующих семейные отношения (например, игра в «звериную семью»). Сюда же включают «обмен ролями» (например, игры, в которых родители и дети меняются ролями); «живые скульптуры» (члены семьи изображают различные аспекты своих взаимоотношений).
Ролевая игра естественна для ребенка, и это одна из возможностей для коррекции их поведения и их взаимоотношений с родителями. Применение данной техники у взрослых осложнено страхом перед необходимостью выступить в какой-то иной роли, чем та, к которой они на протяжении жизни привыкли.
Техники, формирующие умения и навыки. В ходе изучения семьи нередко обнаруживается, что у ее членов отсутствуют или недостаточно развиты навыки, умения, необходимые для успешной семейной жизни. Этим и обусловлены особенности методик данной группы. В частности, перед клиентом ставится определенная задача (или совокупность задач). Ему сообщается об умении или навыке, которые он должен сформировать, и сообщается критерий, с помощью которого он может судить о том, в какой мере ему это удалось.
Психолог, давая указания, подавая пример решения каких-либо проблем, проводя дискуссию, вводя «обусловленное общение», стремится, чтобы правильные формы общения превратились и навык.
Особое значение приобретает формирование версионного мышления. Занятия строятся следующим образом: упражняющемуся сообщается об определенных поступках каких-то людей. Например, жена выражает неудовлетворенность сексуальными возможностями своего мужа; мать выполняет все пожелания своего сына; один из членов благополучной семьи вдруг совершает попытку самоубийства и т. п. От клиента требуется выдвинуть как можно больше (не менее 20 версий мотивов, обусловивших такой поступок. Навык считается сформированным, если упражняющийся без особого труда, с ходу выдвигал значительное число версий различных поступков.
Формируемая таким образом способность к быстрому выдвижению множества мотивов оказывается необходимой при коррекции целого ряда семейных нарушений.
Задания для семьи (домашние задания). Семейный терапевт может предложить семье различного рода задания или упражнения, для выполнения во время сеанса или в домашних условиях. Эти задания в основном направлены на изменение поведения. Они предназначены:
Например, С. Минухин может дать семье, постоянно сталкивающейся с жизненными проблемами, следующее задание: выбрать одного члена семьи ответственным за подписание документов на всю семью в жилищном агентстве. В. Сатир использует в своей работе «симуляци- онные» семейные игры для изменения моделей общения в ходе терапевтической сессии.
Психодрама, ролевые игры и другие игровые методы. Методы драматизации используются, с целью создания эмпатического контакта между членами семьи. Психодрама и ролевая игра также помогает семьям осознать, что существуют другие типы отношений друг к другу, не похожие на те, к которым они привыкли. Методика «Скульптура семьи» является невербальной, терапевтической техникой. Она состоит в том, что каждый член семьи составляет из других членов живую картину, символизирующую то, как он или она воспринимает семью. Целью является выявление особенностей семейных взаимоотношений и переживаний, а также, осознание защитных механизмов, таких как проекции и рационализация. Так, например, изображая «в скульптурной форме» ситуацию в семье матери, которая находится в угнетенном состоянии, ей может быть предложено лечь на полу, а остальным членам семьи расположиться сверху.
Приписывание признака, парадоксальное вмешательство. Парадоксальное вмешательство является терапевтической техникой, использующей «двойной захват». Она заключается в том, что терапевт дает клиенту или семье указание, по отношению к выполнению которого он ожидает сопротивления. Позитивное изменение возникает в результате игнорирования семьей предписаний терапевта.
Техника «приписывание симптомов» вынуждает семью активизировать контроль своих проявлений. Признаки, таким образом, теряют независимость проявлений потому, что семья начала их контролировать. Похожий метод называется «повторение рецидива». Например, терапевт говорит клиенту: «Вы сейчас гораздо лучше контролируете свое пристрастие к алкоголю. Настолько лучше, что есть шансы того, что на следующей неделе вы вернетесь к своим прежним привычкам».
Парадоксальное вмешательство не следует применять в кризисных ситуациях. Например, этот подход не даст ожидаемого эффекта и даже будет вреден в случаях замыслов клиента по поводу убийства или суицида. Использование парадокса в психотерапии затрагивает много этических вопросов, которые необходимо обсудить до начала терапии. Парадокс не следует использовать как шоковую терапию. Несмотря на то, что эти методы могут вызвать шоковую реакцию у клиентов, это не является самоцелью парадокса.
Парадоксальные методы могут неправильно употребляться, и их, и их использование должно быть оправдано не только интуитивно, но и аналитически. Выделяют три специфические области, связанные с этическими проблемами.
Увеличение количества терапевтов. Существует ряд преимуществ в использовании котерапевтов или нескольких терапевтов при лечении семейных групп. К ним относятся:
Недостатки этой техники связаны с необходимостью дополнительных расходов денежных средств и времени, которые требуются коте- рапевтам, чтобы посоветоваться и разобрать конфликтные ситуации.
Воспитание и обучение членов семьи. Целенаправленное обучение в семейной терапии очень полезно. Например, возможно рассмотрение следующих вопросов: «Что может ожидать семья после двух лет совместной жизни?», «Какова нормальная модель сексуального реагирования для женщины?», «Каковы некоторые другие способы дисциплинирована ребенка?». Семейные терапевты могут также направленно обучать новым навыкам, таким как: использование техники «Я-высказываний», или, как добиться каких-то изменений в отношениях от супруга. Терапевт может также обучить методу «достойного сражения».
Мимесис — это метод структурной семейной терапии. Терапевт намеренно имитирует и изображает стиль взаимодействий в семье для того, чтобы «сплотить» семью и добиться изменений внутри семейной системы. Это специфическая техника сплочения, которая подразумевает некоторую активность терапевта, направленную на то, чтобы стать частью семейной системы и создать терапевтическую единицу. Приспособление терапевта к стилю и правилам семьи приводит к формированию определенных отношений, и семья становится более восприимчивой к вмешательству со стороны терапевта.
Переименование или переструктурирование. Перенаименование является «вербальным пересмотром» события для того, чтобы понять и осознать причины дисфункционального поведения. Таким образом, это вызывает изменение отношений к поведению других членов семьи. Перенаименование или переструктурирование обычно вызывает более позитивный побочный эффект, чем прямое обозначение симптома.
Групповая супружеская терапия. Обычно в групповой супружеской терапии участвуют 5—7 супружеских пар. При этом используются принципы и методы обычной групповой психотерапии. Принципы данного подхода такие же, как при работе с отдельной супружеской парой, однако, здесь важным моментом является возможность обучения на живом примере, на модели отношений других. Методика значительно обогащается, поскольку в таких условиях можно разыгрывать ситуации, раздавая определенные роли клиентам. При этом можно не только рассказать о ситуации, но и непосредственно продемонстрировать альтернативные модели поведения; например, другой мужчина покажет мужу, как бы он себя повел в конкретной ситуации. Просмотрев несколько возможных вариантов, жена также может выбрать устраивающую альтернативу, которую потом муж может несколько раз проиграть. Можно также изменить роли и попытаться выявить скрытые мотивы неудовлетворительного поведения.
Групповая супружеская терапия позволяет лучше освоить различные виды общения, например, научиться тактично высказывать не слишком приятные вещи своему партнеру. Кроме того, она дает возможность правильно оценить результаты конструктивной ссоры: каждая пара может испытать это на себе и получить оценку со стороны других. Можно совместно учиться кооперативным соглашениям, а также услышать от других (таких же клиентов) их мнение по поводу решения конкретных проблем.