необходимость и возможность воспитания гуманности с ранних лет жизни
Воспитание гуманности у дошкольников
Юлия Пусева
Воспитание гуманности у дошкольников
Воспитание гуманности у дошкольников.
В дошкольном возрасте ребенок только начинает понимать, что такое «хорошо» и «плохо». Помочь ему в этом может взрослый, оценивая добрые и плохие поступки, читая ребенку потешки, сказки, а так же, сам являясь показательным примером для ребенка.
Необходимо привлекать внимание ребенка к способам выражения эмоционального состояния другим человеком. Необходимо научить ребенка «читать» эмоции. Например, глядя на сюжетную картинку, ребенок рассказывает, кто веселый, а кто грустный и почему? Как мы можем поддержать героя или помочь ему?
Возможно проигрывание в группе разных жизненных ситуаций с последующим оцениванием поведения каждого ребенка в данной ситуации. Например, мальчики играли в комнате и разбили вазу и спрятали осколки под ковер. Как бы вы поступили в данной ситуации, почему? А что бы вы посоветовали этим мальчикам, чем бы вы им помогли?
Такие беседы с детьми способствуют развитию воображения и мышления. Дети способны оценивать мораль художественных произведений, способны оценить характер и поступки героев.
Сопереживание ребенка в дошкольномвозрасте проходит несколько стадий: переживание-сочувствие («Мальчику больно, мне жаль его», переживание-утверждение себя («Мальчику больно, я так не хочу», переживание-действие («Мальчику больно, я хочу ему помочь»). Воспитатель может проводить в группе этические беседы на тему возникших отношений в жизни группы или прочитав художественную литературу. Необходимо учить ребенка делать самостоятельные выводы. Можно использовать наглядные картинки и классифицировать их, например, по хорошим поступкам и плохим, или по чувствам героев на картинке.
Можно проводить беседы с детьми, а затем провести соответствующую ситуацию, например, поухаживать за больным ребенком или животным, создать совместный подарок для именинника, помочь друг другу на занятиях и др.
Главным условием в воспитании гуманности у детей является положительный пример взрослого. Необходимо увлекать детей своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
Так, выработав свою систему воспитания гуманного отношения детей к окружающему миру, воспитатель формирует нравственность ребенка.
Выставка «Пасха Красная» В нашем детском саду четвёртый год работает кружок «Мир доброты». Я являюсь руководителем. Основная цель кружка: Формирование основ духовности.
Выступление-презентация из опыта работы на тему: «С чего начинается Родина?» Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое.
Гуманное воспитание детей дошкольного возраста
Альбина Макарова
Гуманное воспитание детей дошкольного возраста
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детейв систему социальных отношений через :
развитие игровой деятельности детей;
приобщение к элементарным общепринятым
нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;
Структура гуманностикак стержневого социально-личностного свойства включает:
представления о гуманистических ценностях, нормах и правилах взаимоотношений и поведения в социальной среде;
эмоционально-ценностное, осознанное и активное отношение к окружающим на основе гуманистических идеалов, ценностных ориентиров, принципов;
гуманистически ореинтированное поведение личности по отношению к социальным объектам и субъектам действительности.
Проявление гуманностикак свойства личности:
Механизмы социализации, лежащие в основе гуманности:
подражание гуманным поступках взрослых;
эмпатия- эмоциональная идентификация: сопереживание и сочувствие другому, содействие ему в ситуациях затруднения;
Пути формирования гуманностикак свойства личности в целевом ДОУ:
организация социально содержательного, повседневного общения ребенка с окружающими людьми, совместной деятельности;
организация целенаправленной социализации ребенка в условиях образовательного процесса, осуществляемого в Доу то есть воспитание и обучение;
поощрение социальной активности ребенка опосредованная педагогическим воздействием.
Особенности проявления гуманности у детей дошкольного возраста:
1. Ранний возраст: стремление подражать другому взрослому, стремление быть принятым. На данном этапе формируется первоначальный опыт гуманного поведения на основе требований взрослого.
2. Младший возраст: проявляется в интересе к другому (сверстнику) как социальному существу, партнеру по совместной игре. На данном этапе необходимо у ребенка развивать способности к первоначальному восприятию переживаний и чувств другого.
3. Средний возраст: постепенное осознание нравственных ценностей и их значения для других и самого себя.
4. Старший возраст: осознание и самостоятельное использование гуманистических норм и правил поведения.
Возможности игры в воспитании гуманности:
1. тематика, сюжет игры способствуют привлечению внимания детей к гуманистическим нормам и правилам;
2. роль в игре позволяет ребенку моделировать социальную действительность;
3. правила игры позволяют ребенку принять и признать их как руководство к действию осознать их значимость для построения игровых отношений;
4. игровое взаимодействие со сверстником позволяет приобретать и расширять опыт познания и понимания сверстника и самого себя;
5. рефлекация игрового опыта позволяет ребенку соотнести свои действия, поступки с правилами и требованиями к гуманному поведению.
В своей работе я применяю сюжетно – ролевую игру «Семья».
Возможности сюжетно-ролевой игры «Семья» в воспитании предпосылок гуманных отношений и поведения детей младшего дошкольного возраста:
Содержание игры отражает собой взаимодействие людей, основанное на гуманистических ценностьях- забота о другом;
Роль, предлагаемая ребенку для выполнения, предполагает необходимость выполнения игровых действий, направленных на помощь другому;
Правила игры ориентируют ребенка на построение гуманного игрового образа;
Игровые действия позволяют ребенка создать нравственный образ, отражающий собой гуманистические ценности;
Игровое взаимодействие позволяет ребенку моделировать простейшие варианты гуманного поведения, использовать доступные средства;
Этапы развития игры на основе технологии «Лесенка успеха»:
Содействовать своевременному переходу игры предметно-отобразительной к сюжетно-ролевой как форме передачи отношений в семье; организации предметной игровой среды; разумному размещению предметов в игровой среде; развитию индивидуальных игр, игр рядом; выполнению ролевых действий и способов решения игровых задач.
Развивать интерес к сверстнику как социальному существу; формировать первоначальный опыт восприятия и узнавания эмоциональных состояний сверстника по ярко выраженным внешним признакам; побуждать эмоциональную отзывчивость на состояния близких взрослых и сверстников; обогащать представления детей о гуманном поведении, проявлениях заботы окружающими людьми, знакомить с элементарными правилами поведения в среде сверстников.
Методы применяемые в воспитательной работе по развитию гуманности:
Наблюдения ребенка за игрой и поведением сверстников;
Проведение подвижных, хороводных, речевых игр с социальными задачами и содержанием;
Демонстрация образцов гуманного поведения взрослыми и игровыми персонажами;
Чтение детьям произведений, потешек, наполненных гуманистическими образами;
Реализация групповых традиционных встреч;
Использование жизненных и специально созданных ситуаций;
Рассматривание иллюстраций с социальным содержанием;
Положительная оценка поступков детей, имеющих гуманистическую направленность; (Перед коллективом хвалю ребенка, чтобы все видели).
Рассматривание домашних фотографий, иллюстраций, отражающие проявление заботы;
Поощрения элементарных объединений детей для выполнения совместных заданий;
Дидактические игры с гуманистическим содержанием.
(«Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Убери в комнате», «Моем руки правильно» и. т. д.)
Содействовать становлению и развитию игры как формы, передающей родственные взаимоотношения; овладению представлениями о взрослой трудовой деятельности как форме выражения отношения к живому, о взаимоотношениях между людьми; поддержке объединения детей в игру по собственной инициативе; воплощению игровых действий, совершенствованию способов решения игровых задач.
Насытить содержание новыми элементами сюжета, включение в содержание дополнительных ситуаций, в отношении игрушки и сверстника; наполнение игровых действий, побуждение детей к придумыванию новых сюжетов и действий; привлечение внимания сверстника; формирование опыта участия в оценке результатов игры.
Содействовать развитию и совершенствованию игры как формы передачи отношений, определяющих связи между родственниками в семье; овладению представлениями о взимоотношениях между людьми, о взрослой трудовой деятельности; объединению детей в совместную деятельность; обогащению ролевых действий, совершенствованию способов решения игровых задач.
Создавать игровые и жизненные социальные ситуации, для проявления гуманности; дополнительные условия для развития и обогащения творческой игры.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать средством формирования гуманных межличностных отношений у дошкольников.
2. Выготский Л. С. Детская психология. М., 2006.
3. Жуковская Р. И. Воспитание детей в игре. М., 1963.
7. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика. М., 2005.
8. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
9. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Просвещение 1989.
Образовательная область «Социализация» в подготовительной к школе группе Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных.
Первое родительское собрание в старшей группе Уважаемые коллеги! В начале года мы все проводим родительские собрания, на которых знакомим родителей наших воспитанников с задачами воспитания.
Гуманный подход в процессе воспитания детей дошкольного возраста как основа повышения эффективности педагогического образования
Актуальность и значимость данной проблемы определяется тем, что в России последние десятилетия полным ходом идет становление демократического общества, которое значительно зависит от утверждения человечности и гуманности в отношении между людьми. Именно поэтому гуманное воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных тем современности.
Одной из современных тенденций развития образования в нашей стране является гуманизация, предполагающая переход к системе сотрудничества, обновление содержания, форм и методов обучения, что должно привести к формированию качественно новых личностных черт субъектов образовательной деятельности.
Гуманистический подход в образовании предполагает создание благоприятных обстановок для развития личности; равноправном взаимодействии педагога и воспитуемого, основанном на признании индивидуальности и ценности каждого ребенка как личности. Гуманно-личностный подход ставит в центр образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом образования, критерием качества работы воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом.
О смысле и значении гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили пишет: «Гуманная педагогическая мысль, испокон веков сопровождая человечество, напоминает о непреложности воспитания Души и Сердца, через раскрытие личности человека, его талантов, интеллекта, его неповторимости. Для многих величайших мыслителей человечества, для многих учителей прошлого и сегодняшнего дня гуманное педагогическое мышление стало основой их мировоззрения и творчества. Вот почему эпоха Сердца и Духовности, взаимности и любви, в которую вступает человечество, требует глубокого обновления всего образовательного процесса, основой которого является гуманное педагогическое мышление. [6]
Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций.
Педагоги и психологи Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.А. Козлова, М. И. Лисина, Л.А. Венгер, Я.Л. Коломинский и др. доказали, что оптимальным для воспитания гуманности является старший дошкольный возраст. В этом возраста дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и их анализ.
В работах Р.С. Буре, И.С. Хомяковой и других прослеживается тесная связь гуманности с другими нравственными качествами: ответственностью, организованностью, инициативностью. Причем гуманность выделяется как основа, вокруг которой группируются нравственные качества.
В исследованиях А.В. Запорожца, А.Д. Кошелевой, Я.З. Неверович, Н.Н. Тарасевич, И.С. Хомяковой и других гуманность рассматривается как один социальных мотивов, заключающийся в проявлении сочувствия, сопереживания, помощи. Кроме того, подчеркивается тесная связь мотивационных и эмоциональных сфер личности дошкольника. «Эмоции – то звено, с помощью которого и через которое мотивы становятся актуальными и осознаются дошкольниками». [5, c. 32]
Я.Л. Коломинский, Н.Л. Кряжева предполагают, что при воспитании гуманности большую роль играет активность детей, их собственное отношение к гуманным проявлениям.
На втором этапе нами проведена работа с родителями, а именно проведена консультация с родителями по теме: «Сочувствие»
Наша работа была систематической и последовательной, так как мы работали в соответствии с составленным нами планом по воспитанию гуманности у дошкольников.
Основой опытно-педагогической деятельности по воспитанию гуманности стали беседы, решение проблемных ситуаций, игровая деятельность и художественная литература.
Мы провели 4 малоподвижных игры: «Поступки»; «Профессор»; «Вежливые слова»; «Хорошо и плохо» и 3 дидактических: «Хорошо или плохо»; «Что было дальше»; «Как ты поступишь?».
Игра – это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Игра способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника. В результате игр дети формируют адекватные нормы поведения и коммуникативные навыки. В игре каждый ребенок стал активным членом игрового коллектива, была создана доброжелательная атмосфера, были созданы между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.
Мы убедились, что такие игры способствуют формированию и воспитанию гуманности у ребенка, которые необходимы для его гармоничного развития.
Нами было проведено 3 этических беседы по содержанию художественного текста: «Что такое добро?» ; «Чтение и анализ рассказа В.А.Сухомлинского «Чтобы бабочка не укололась»; «Будь вежлив. Стихотворение Н.Юсупов «Простите»»
Кроме того, мы проводили решение проблемных ситуаций. Нам были проведены следующие проблемные ситуации: «Игра в мяч»; «Как бы ты поступил?»; «Опоздание» ; «Вниз о лестнице».
Проблемная ситуация – это начальный момент мыслительного процесса детей, когда у них появляется потребность что-то понять, осмыслить. Нами были созданы такие условия, чтобы ребенок мог самостоятельно проявить доброту, отзывчивость, чуткость по отношению к другим людям.
Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников методом проблемных ситуаций позволяет осознать ребенку свои возможности и реализовать свои интересы в общении со сверстниками, сформировать представление о себе как о значимом субъекте для детского сообщества, которое он обогащает своими интересами, знаниями, умениями, и ощутить поддержку со стороны окружающих. [1]
Для того чтобы быстрее воспитать чувство гуманности у детей нами было разработано и изготовлено пособие «Шкатулочка мудростей». Это пособие было разработано для запоминания и анализирования пословиц и поговорок, способствующих воспитанию гуманности у детей. Пособие «Шкатулочка мудрости» помогает детям запомнить пословицы и поговорки, увидеть поучительную мысль пословицы и изменить свое поведение. Пособие «Воздушный шар» оказалось очень интересной задумкой. Два раза в неделю я утром приносила голубой воздушный шар, после прогулки, ребенок который совершил хороший поступок, оставлял краской отпечаток пальчика на шаре.
Нами была проведена консультация для родителей: «О сочувствии» (цель: повышение компетентности родителей в вопросах воспитания гуманных качеств). Во время консультации внимание родителей было обращено на такое качество детей, как сочувствие. Консультации близки к беседам. Мы стремились дать родителям квалифицированный совет. Главное назначение консультации родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. После окончания консультации каждому родителю я дала буклет с рекомендациями воспитания сопереживания у детей.
Взаимодействие с родителями помогло повысить их педагогическую компетенцию, а значит они стали нашими помощниками по воспитанию гуманности.
По окончанию нашей исследовательской деятельности у большинства детей повысился уровень гуманности.
3. Козлова, С.А., Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.А.Козлова, Т.А.Куликова – 15-е изд. перераб. и доп. – М: Издательский центр «Академия», 2015. – 432с. – Текст: непосредственный.
4. Микляева, Н.В., Теоретические основы дошкольного образования: учебник для СПО / Н.В.Микляева; под общ. ред. Н.В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Издательство Юрайт 2017. – 496с. – Серия: Профессиональное образование. – Текст: непосредственный.
5. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраст/ под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. – М.: Педагогика, 1986. – 172 с. – Текст: непосредственный.
Формирование гуманности как стержневая задача нравственного воспитания современного дошкольника
Татьяна Вячеславовна
Формирование гуманности как стержневая задача нравственного воспитания современного дошкольника
«Формирование гуманности как стержневая задача нравственного воспитания современного дошкольника».
Автор. Демянко Татьяна Вячеславовна
Гуманность в человеческих взаимоотношениях принадлежит к числу вечных вопросов, которые пронизывают собой все историю развития человеческой мысли, приобретая в каждую эпоху новое конкретное содержание. Гуманность обусловлена нравственными нормами и ценностями. Всё это является системой установок личности на социальные объекты (человека, группы, живого существа). Данная система представлена в сознании переживаниями, состраданием, сорадованием и реализуется в общении и совместной деятельности в актах содействия, соучастия, помощи (Крат. псих. словарь, 1998). Это значит то, что гуманное отношение – это отношение к другому, как к себе самому, чему способствует совместная деятельность. Отечественные исследователи конкретизируют принцип гуманности во взаимоотношениях людей, обращаясь к отношениям солидарности, взаимопомощи, соучастия, активного «сопереживания общих ценностей». Гуманность как нравственное качество является сложным интегративным психическим образованием, которое включает осознание и понимание норм морали, наличие гуманных чувств и нравственного поведения.
Базовой категорией воспитания гуманности является понятие «гуманные чувства», то есть эмоциональное переживание реальных гуманных отношений и взаимодействий. Обращение педагога к гуманным чувствам ребенка (к чувствам доброты, сочувствия, сострадания, жалости, милосердия, чуткости, отзывчивости, справедливости, эмпатии) и ответные проявления ребенка дают основания для суждений о его нравственной воспитанности. Образовавшись, гуманное чувство не обособляется в структуре личности, а тесно связывается с другими гуманными чувствами, тем самым создавая предпосылки для процесса их дальнейшей интеграции.
Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми, установления межличностных отношений. Именно система отношений определяет характер переживаний личности, особенностей ее восприятия, поведенческих реакций. Отношение к другому генетически является более ранней формой, нежели отношение к самому себе, и, по мнению С. Л. Рубинштейна, у ребенка появляется осознание других прежде самого себя. Для ребенка его отношения к окружающей действительности, к людям (взрослым, сверстникам) и к самому себе в высшей степени пронизано эмоциями (нравится / не нравится; приятно / неприятно); субъективными пристрастными оценками (хорошо/ плохо; доброе/ злое) и личностными смыслами (полезно/ вредно; интересно/ неинтересно). М. И. Лисина выдвинула четыре критерия для выявления наличия у ребенка потребности в общении как «актуализации отношений» (Леонтьев А. А.):
Первым является интерес и внимание ребенка к другому человеку. В этом критерии обнаруживается направленность его на познание другого, который становится объектом особой активности ребенка.
Вторым критерием выступает его эмоциональное отношение к другому человеку, свидетельствующее о неравнодушном, пристрастном отношении к нему.
Третий критерий включает инициативные действия, направленные на привлечение к себе внимания партнера. Они имею целью проявить себя, вовлечь партнера в совместные действия и в то же время увидеть свои возможности через реакцию другого человека.
Четверым критерием служит чувствительность ребенка к отношению другого, в которой обнаруживается готовность принять инициативу другого и ответить на нее. Этот критерий выявляет также способность ребенка воспринимать оценку и отношение к себе партнера по общению, согласовать (или перестраивать) свои действия в соответствии с ними.
Выделанные М. И. Лисиной критерии являются общими для общения ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, поскольку это две стороны единого процесса общения, имеющие социальную природу. О наличии у ребенка потребности в общении можно утверждать только в том случае, когда в его поведении присутствуют действия, соотносимые со всеми четырьмя критериями коммуникативной потребности.
Потребность в общении с ровесниками складывается на протяжении раннего возраста постепенно. Вначале, на втором году жизни, дети проявляют только интерес и внимание друг к другу, окрашенные положительными эмоциями, а контакты между ними эпизодичны и кратковременны.
Их поведение по отношению к сверстникам отвечает лишь первому и второму критериям потребности в общении. Инициативные обращения к ровесникам встречаются редко, так же редко дети отзываются и на их инициативу. В их взаимодействии нет синхронности. Слабые попытки привлечь к себе внимание другого часто остаются без ответа или просто не замечаются.
В конце второго года жизни на фоне усиливающегося интереса к сверстникам растут инициативность и чувствительность к обращениям ровесника. Эти два параметра потребности в общении бурно нарастают на третьем году жизни. В этом возрасте уже все четыре параметра коммуникативной потребности оказываются сформированными и о детских контактах можно говорить как о полноценном общении. Взрослый остается для ребенка до конца дошкольного возраста основным источником информации, носителем правил и норм поведения и образцом действий, с сверстником ребенок начинает решать значительно более широкий круг коммуникативных задач. Это и управление действиями партнера, и контроль за их выполнением, и оценка поведенческих актов, и совместная игра, и навязывание собственных образцов, и постоянное сравнивание с собой. Общение со сверстниками отличается яркой эмоциональной насыщенностью. Именно это, а также раскованность контактов отличают общение ребенка с сверстниками по сравнению с общением со взрослыми. Еще одно отличие такого общения – контакты между детьми нестандартны и нерегламентированны, что создает возможность для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений.
В общении с сверстником ребенок проявляет значительно больше инцициативных детей, чем в общении со взрослым, когда преобладают в основном ответные действия.
В 3 – 4 года развивается механизм эмоционального предвосхищения (Запорожец А. В.): ребенок заранее представляет хорошо или плохо он собирается поступить. Если предполагаемый поступок не отвечает принятым нормам (взрослые не одобрят, у ребенка возникает состояние эмоциональной тревожности, под влиянием которой тормозится нежелательное действие
С раннего возраста у ребенка надо стимулировать выражение чувств в слове, действии. Так, сначала ребенка учат «пожалеть» кого-то (подойти, погладить, чем-то помочь, проявить доброжелательность (поздороваться, поделить игрушками, принять в игру).
Таким образом, формируются привычки гуманного отношения, причем это начинается в раннем, младшем дошкольном возрасте, когда еще нельзя рассчитывать на сознательное отношение ребенка к требованиям и указаниями взрослых.
В возрасте от 3-х лет у ребенка начинают формироваться первые представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Такие знания помогают «интеллектуализировать» чувства ребенка (Выготский Л. С.). Для дошкольника нравственные представления – основа выбора действия, способа поведения, самооценки и взаимооценки своих действий и действий других людей. Однако на протяжении всего дошкольного возраста нравственные представления детей отличаются конкретностью, элементарностью, поскольку им преимущественно доступно понимание того, что связано с их опытом, переживаниями, наблюдаемыми в окружающей жизни фактами, яркими образными впечатлениями.
В свое время А. С. Макаренко придавал огромное значение воспитанию нравственного сознания и поведения, он считал, что детей следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо труднее, чем воспитание сознания. Дети дошкольного возраста проходят большой путь от усвоения нравственных понятий, сначала на уровне представления до овладения их содержанием. Обогащение и расширение опыта приводит к дифференцировке нравственных представлений, но это начинает происходить в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже понимают и могут осмысливать такие нравственные понятия, как дружба, уважение к старшим, справедливость.
В современных исследованиях обосновано положение о том, что ребенок сначала приобретает знания о нравственных нормах, которые впоследствии при определенных условиях становятся мотивами его поведения. Но это случается в том случае, если знания о нравственныхотношениях включают в себя два аспекта:
* умение выделить соответствующие поступки и оценить их как хорошие и плохие, то есть знания о том, как можно и как нельзя себя вести;
* раскрытие внутреннего нравственного смысла поступков, заключающегося в представлениях о том, почему в данной ситуации нужно вести себя так, а не иначе.
Усвоение этих сторон нравственныхзнаний может происходить различными путями: одновременно и в отдельности. В последнем случае у ребенка формируются знания о внешней стороне нравственных отношений, но отстает формирование внутренней смысловой стороны нравственных норм (Божович Л. И.). Возможность отрыва этих двух сторон этих нравственных знаний друг от друга, вероятно, является свидетельством того, что механизмы их усвоения несколько отличаются.
Подлинно нравственное воспитание характеризуется устойчивостью нравственных мотивов, потребностью в поведении такого рода. Такие мотивы, потребности формируются не сразу. У дошкольников нередко поступки, имеющие внешне нравственный характер, совершаются под влиянием эгоистических мотивов, боязни наказаний, в расчете на выгоду, награду. В психологии проблема формирования нравственных мотивов изучалась многими учеными (Божович Л. И., Мухина В. С., Запорожец А. В., Леонтьев А. Н. и др.). Выявлено, что до трех лет любой поведенческий акт ребенка носит преимущественно ситуативный характер и осуществляется под влиянием одномоментных желаний. Эти желания обусловлены притягательной силой предметов (отнял игрушку, перевернул мамину сумку).
Для управления поведением ребенка необходимо соответствующим образом организовать систему внешних воздействий (исключить нежелательные раздражители, предметы, эффективен прием отвлечения.
В результате становления речевой функции у ребенка происходит перестройка всех психических процессов, что приводит к изменениям в
поведении и преодолении ситуативной позиции. С появлением первых слов у ребенка возникает «внутренний план», внутренние побудители в виде аффективно окрашенных образов и представлений. Они и определяют новое качество в поведении ребенка. Речь в раннем возрасте начинает выступать как способ овладения ребенком своим поведение; когда через знаковое опосредование происходит переход от импульсивности к попыткам произвольности (Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Эльконин Д. Б.).
От воспитателя требуется поникнуть в скрытые от внешнего наблюдения более устойчивые и активные побуждения ребенка и учитывать их в процессе воспитания. Задача – организовать не только внешнюю среду, но и те внутренние побуждения, которые возникают у ребенка. Ребенок еще во многом связан с внешней ситуацией. Отрыв от нее происходит от случая к случаю, не изменяя общего стиля поведения.
Начинают действовать мотивационные тенденции, управляющие поведением ребенка. Возникают некоторые доминирующие мотивы. Однако соподчинение мотивов имеет непроизвольный характер. В первые годы жизни ребенок находится во власти своих желаний.
В 4-4,5 года начинает возникать соподчинение мотивов, основанное на сознательно принятом намерении, которое побуждает деятельность ребенка вопреки существующим у него непосредственным желаниям. Возникает иерархия мотивов, выделение более важных и подчинение им менее важных, умение ребенка подчинять свои действия более важным и далеким целям, непосредственно для него непривлекательным (Леонтьев А. Н.).
Уже в возрасте 3,5–4х лет дети способны, ради достижения привлекательной цели, выполнять неинтересные и даже непривлекательные действия. У детей 4-5 лет удается сдерживать проявление действий, диктуемых непосредственным побуждением. В мотивационной сфере дошкольников появляется умение не только действовать по нравственным мотивам, но и отказываться от того, что их непосредственно привлекает.
С первых лет жизни у ребенка воспитывают гуманность как интегративного качества личности несколько социальных институтов. Прежде всего, это семья, круг интимно близких для ребенка людей, к воспитательным воздействиям которых он особенно чувствителен (Леонтьев А. Н.). Без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
Однако и без этих социальных институтов полноценно воспитатель современного ребенка невозможно.
Детский сад – это особая социальная среда, благодатная для формирования гуманных чувств ребенка. Он вовлекается в различные виды деятельности, успешность которых во многом зависит от овладения умениями взаимодействовать с воспитателем, детьми, учитывать при этом их интересы, эмоциональное состояние, активно проявлять себя. Ребенок удовлетворяет свою потребность в общении со сверстниками, приобретает опыт общения, навыки собственной инициативной деятельности, приобщается к культурным ценностям.Детский сад сохраняет субкультуру детства: естественно передает игровые традиции, способы самоорганизации, чего лишены многие современные дети, воспитывающиеся только в семье. В результате ранее приобретенный социальный опыт ребенка преобразуется в его в собственные ценности, установки, ориентации.
На первых порах нравственного развития дошкольника нравственные представления и оценки детей слиты с непосредственным эмоциональным отношением к людям, от которых эти представления и оценки исходят (Божович Л. И., Эльконин Д. Б., Якобсон С. Г., Щур В. Г.). Оказалось, что если необходимо познакомить ребенка с каким-либо новым способом отношений между людьми, надо, чтобы образец содержал этот способ в форме, эмоционально притягательной для ребенка.
Но если такое знакомство детей с нравственными образцами – достаточное условие для усвоения их внешней стороны, то для усвоения их нравственного смысла только эмоционального отношения к носителю этих образцов недостаточно.
Смысл нравственных отношений выражается в тех последствиях, которые повлекут за собой совершаемые ребенком действия для другого. Многие ученые указывают на чрезвычайно большое значение эмпатии для раскрытия нравственного смыла поступков.
Воспитание гуманного, по отношению к людям, к природе, самому себе – стержень воспитательной работы. Выражение такого отношения является комплекс проявлений – сочувствие, сопереживание радости и беде, отзывчивость, готовность оказать помощь и умение это делать.
Гуманность как нравственное качество является сложным интегративным психическим образованием, которое включает осознание и понимание норм морали, наличие гуманных чувств и нравственного поведения. Базовой категорией воспитания гуманности является понятие «гуманные чувства», то есть эмоциональное переживание реальных гуманных отношений и взаимодействий. Основу гуманности составляют любовь, доброта. В любви и доброте проявляются не только переживания человека, но и деятельная способность. В этих качествах заключается не только переживания человека, но и деятельная способность, которую можно развить у ребенка как умение приносить другим и себе радость и пользу.
1. Абраменкова В. В. Развитие гуманных отношений и социальная психология детства/ В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. – 1986. – № 3. – С. 27 – 36.
2. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – М. : Мозаика- Синтез, 2011. – 80 с.
4. Галиузова Л. Н.Ступени общения: от года до шести / Л. Н. Газигузова, Е. О. Смирнова. – М. : Интор, 1996.– С. 67 – 70.
5. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие ребенка в условиях семьи / Дошкольная педагогика: Петербургский научно-методический журнал. – 2011. – № 3. – С. 54–56.
7. Кошелева А. Д. О контактах со сверстниками / А. Д. Кошелева// Дошкольное воспитание. –1990. – № 11. – С. 40 –46.
8. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. / М. : 1996. – С. 105
9. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками / М. : Академия, 2000.
10. Харламов И. Ф.Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп. / М. : 1990.
11. Эльконин Д. Б. Детская психология / М. : 2006.
Современные концепции и принципы социально-нравственного воспитания и социального развития личности дошкольника Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение Центр развития ребёнка- детский сад №28 «Журавушка». «Современные концепции и.
Игры и игровые ситуации как средство нравственного воспитания дошкольников Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Как можно научить ребенка быть добрым? С какого возраста нужно.
Консультация для родителей «Игра как средство нравственного воспитания» Консультация для родителей на тему: «Игра как средство нравственного воспитания» Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного.
Консультация для родителей «Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника» Консультация для родителей «Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника» «Детство – важнейший.
Кукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.
Проект «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Представляю вашему вниманию проект-презентацию практических достижений по теме «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников».
Сказка как средство нравственного воспитания детей Сказка как средство нравственного воспитания детей Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно.