ненавистные явления в жизни
Обыкновенная ненависть. Кого мы ненавидим и что с этим делать? Рекомендации сооснователя PSY.one Тимура Валеева
Ненавидим всей душой, ненавидим так, что готовы уничтожить. Да, именно уничтожить, не оставив от человека и следа, а затем всю оставшуюся жизнь ходить на могилку и … Что делать? Просить прощения? Продолжать ненавидеть? Или тайно признаваться в любви и страсти? Давайте разберемся кого и за что мы ненавидим, почему столько ночей не спим, думая об объекте ненависти и откуда берется столь сильное убивающее нас чувство?
При ненависти задействованы те же области мозга, что и при любви.
Примеров подобного поведения множество как в жизни, так и в литературе.
В своих работах Блейлер выделил три типа амбивалентности:
Эмоциональная: одновременно позитивное и негативное чувство к человеку, предмету, событию (например отношение детей к родителям).
Волевая: бесконечные колебания между противоположными решениями, зачастую приводящая к отказу от принятия решений вообще.
Интеллектуальная: чередование противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.
Давайте попробуем понять природу ненависти.
Британский психоаналитик Мелани Кляйн отмечала, что психическое представление ребенком груди матери воспринимается как “хорошая грудь”, когда удовлетворяет его голод, и “плохая грудь”, когда является источником фрустрации. То есть ребенок хочет есть, плачет, орет, а груди нет. В этот момент он представляет не свою мать как целостный объект, а только ее плохую грудь.
Ученик Фрейда Карл Абрахам связывал амбивалентность с фазой кусания, характерной для анальной фазы психосексуального развития ребенка. Ребенок не только наслаждается насыщением от “хорошей груди”, но и причиняет ей боль сильно кусая. Как только ребенок перестает зависеть от объекта, как только его психика становится интегрированной и он способен ощутить себя цельной личностью, он становится способен произнести слово “ненависть” и главное найти его смысл в описании своих собственных чувств.
Любой ребенок рано или поздно говорит своим родителям что он их ненавидит.
Это ярко проявляется в конфликтных ситуациях, когда эмоции зашкаливают. Но что стоит за этой ненавистью? Все довольно просто: ребенок понимает, что он личность, его психика независима, он взрослеет и сам принимает решения. Это естественная фаза развития человека. И да, за этой ненавистью стоит именно безграничная любовь к родителям и запрет на инцест. Ребенок всегда испытывает сексуальное влечение к родителям. Но общественный запрет делает это влечение невозможным и от этого невыносимым. Именно внутренняя борьба становится источником развития психики. Ребенок взрослеет. Он переносит собственные желания на другие объекты. Это одна из базовых систем защиты и развития психики.
Ненависть в обыденной жизни обычно не принято связывать с влечениями и запретами. Мы привыкли слышать о ненависти к врагам, религиозной ненависти, социальной и классовой ненависти.
Отмечу, что все это не ненависть в чистом виде. Социальные науки для описания этих чувств используют термин “нетерпимость”. Давайте попробуем понять, как она работает с точки зрения психологии. Если взять религиозную ненависть, то на чем она строится? На идеях принадлежности к одной религии, любви к одному Богу и отрицании всего иного. И здесь опять всплывает история любви в одной крайности, и вытеснение всего противоположного. Именно идея превосходства одной религии и одного Бога над всеми другими заставляет верующих относиться ко всем другим религиям негативно. Этим же принципом можно объяснить поведение людей в секте. Но секты дополнительно психологически полностью ломают личность человека, заставляя его верить иногда в самые бредовые вещи.
Классовая ненависть работает немного иначе.
Ненависть, в отличии от аффекта, во многих странах рассматривается в суде как отягчающее обстоятельство во время преступления, или даже как самостоятельное преступление. Человек совершающий преступление в состоянии ненависти отдает отчет своим действиям.
Если вы испытываете ненависть на религиозной почве, начните изучать религию другого человека, достаточно прочитать несколько достоверных источников, чтобы отношение к религии, к которой вы испытываете нетерпимость, могло измениться.
Военные конфликты часто происходят из-за идеи превосходства одной нации над другой или мыслей избранности и величия правителя одного народа над правителем другого. Убедить обычных людей в этой избранности и превосходстве очень просто через ту же религию и священников или пропаганду и журналистов. Для обострения военных конфликтов и усиления мотивации сражаться яростнее и умирать во имя победы, власти используют психологические приемы обвиняя врага в самых жутких и недопустимых поступках. Подобные манипуляции используются с обеих сторон военного конфликта.
В 1939 году Лига Наций предложила Альберту Эйнштейну выбрать любого выдающегося человека и обменяться с ним мнениями по актуальным проблемам современности. Великий физик выбрал в оппоненты Зигмунда Фрейда и предложил ему обсудить тему возникновения международных военных конфликтов. Эйнштейн живо помнил, что происходило в Первую мировую войну. Он считал, что нет вопроса важнее, чем “поиск какого-либо способа избавить человечество от угрозы войны”. Эйнштейн обратился к Фрейду с конкретным вопросом: “Не обладают ли люди внутренней жаждой ненавидеть и уничтожать, обычно скрытой, но которую легко возбудить и раздуть до мощи коллективного психоза?”. Он интересовался, как ухищрения пропаганды могут быть настолько успешны, что побуждают людей к войне?
Знаете, что на это ответил Фрейд? Он написал следующее:
“Да, люди действительно одержимы ненавистью и стремлением убивать. Активный инстинкт ненависти и уничтожения живет в глубине человеческой личности…»
«Вы поражены, что людей столь легко заразить военной лихорадкой, и полагаете, что за этим должно стоять нечто реальное – инстинкт ненависти и уничтожения, заложенный в самом человеке, которым манипулируют подстрекатели войны. Я полностью согласен с Вами. Я верю в существование этого инстинкта и совсем недавно с болью наблюдал его оголтелые проявления… Этот инстинкт, без преувеличения, действует повсеместно, приводя к разрушениям и стремясь низвести жизнь до уровня косной материи. Со всею серьезностью он заслуживает названия инстинкта смерти, в то время как эротические влечения представляют собой борьбу за жизнь… Таким образом, как и в Вашей постановке задачи, подавление человеческой агрессивности не стоит на повестке дня; единственное, на что мы способны, — попытаться выпустить пар другим путем, избегая военных столкновений.”
Эйнштейн и Фрейд переписывались с 1931 по 1932 год. К сожалению, письма были опубликованы уже в 1933 году, когда к власти в Германии пришел Гитлер.
Согласившись с идеями Фрейда, нобелевский лауреат Конрад Лоренц пошел дальше в изучении врожденной агрессии человека, и обосновал ее, опираясь на теорию эволюции Дарвина и его классическую работу 1871 года “Происхождение человека”. Дарвин рассматривал инстинкт как влечение или импульс, побуждающий животное стремиться к определенной цели. Лоренц в свою очередь был убежден, что агрессивный инстинкт оказывает на людей более серьезное влияние чем на животных. В отличии от людей, у многих животных есть механизмы, сдерживающие их от нападения на себе подобных. Такие животные понимают, что могут уничтожить друг друга, и у них срабатывает что-то вроде инстинктивного выключателя.
Как же избавиться от агрессии и ненависти в обыденной жизни? Как я уже писал выше, можно применять метод эмпатии, пытаясь лучше понять и почувствовать ненавистного вам человека. Увидя его с разных сторон, вы можете понять, что он не так страшен и ужасен, как вам казалось прежде.
Последние данные по изучению агрессии в интернете позволяют сделать вывод о тои, что безнаказанное проявление своих негативных эмоций в социальных сетях, снижает общий уровень агрессии в обществе. Люди просто выкидывают свои эмоции в сеть, но реакция на них не такая, как если бы подобный негатив сливался конкретному человеку с глазу на глаз при личном контакте.
Мое мнение, что если бы люди могли открыто выражать собственную агрессию в малых дозах, не накапливая ее до фатального уровня, как ни странно, общий уровень агрессии в мире был бы ниже.
Материал написан в рамках проекта PSY.one
Международный проект поддержки личного развития на всех этапах жизни.
5 причин, почему ты ненавидишь свою жизнь
Есть и другие, общечеловеческие причины ненависти к своей жизни, присущие людям независимо от их материального положения или статуса в обществе. Могут меняться масштабы, но всех нас тревожит одно и то же.
1. Пустая зависть
Иногда зависть может быть полезной, мотивирующей на действия и какие-то изменения. Такое возможно в случае, если ты завидуешь не конечному результату в форме чужого богатства или успеха, а уровню навыков и умений другого человека. Если сравнишься с ним на профессиональном уровне, то, возможно, добьёшься и такого же материального положения. Невозможно просто наколдовать себе популярность и гору денег, как у голливудских звёзд или хотя бы как у директора на работе. Но приложив усилия, умножив их на настойчивость, можно прокачать умения, то есть улучшить себя.
Когда кто-то мечтает заполучить именно результаты деятельности другого человека, это уже пустая зависть, не ведущая ни к чему, кроме постоянного разочарования в себе. Такие душевные терзания выглядят вдвойне странно, когда зависть обращена к человеку, чьё место в жизни тебя не привлекает на самом деле. Здесь получается самый настоящий замкнутый круг — зависть, завязанная на нечто абсолютно ненужное конкретно тебе.
2. Тотальная скука
Вообще-то, человеку не может быть скучно в XXI веке: у нас компьютеры в каждом доме, в одном из карманов (а может быть, и не в одном) лежит смартфон. Всё это дело подключено к интернету, где содержится вся информация, практически полный объём знаний, накопленных человечеством за всю историю. Тем не менее, судя по популярным запросам в Google, миллионы людей ежедневно скучают.
Эта скука от стабильности, от однообразия, когда каждый следующий день гарантированно будет таким же, как предыдущий. Такой же окажется и следующая неделя, месяц, год. Ты заранее и чётко знаешь своё расписание, ежедневный маршрут, набор продуктов в холодильнике, вкус кофе или фастфуда в любимой забегаловке. Такая жизнь похожа на отдельный эпизод сериала, который застрял на бесконечном реплее. Можешь переключиться на следующую серию или вообще на другой сезон — возможно, там появятся новые действующие лица, свежие локации.
3. Ненавистная работа
Человек проводит на работе от трети до половины жизни — во всяком случае, пока молод и здоровье позволяет. Когда работа нелюбимая, это повод для серьёзных размышлений: на своём ли ты месте и стоит ли оно того? Когда работа ненавистная, никаких поводов и размышлений быть уже не должно. Нужно просто бежать от неё без оглядки, без всяких но и если.
Проводя треть жизни на ненавистной работе, ты автоматически ненавидишь треть собственной жизни, которая вообще-то одна. Что там будет дальше — никому не известно. Может быть, и ничего. Наверное, это не стоит никаких денег — во всяком случае, уж точно не тех, что платят среднестатистическим рабочим. Проще говоря, человек вполне может получать меньше, но быть куда более счастливым и жить намного более полной жизнью.
4. Несправедливый мир
Наш мир несправедлив и неидеален настолько, что из почти восьми миллиардов не найдётся ни одного человека, посчитавшего бы его идеальным. Однако наиболее несправедлив он, конечно же, конкретно к тебе. Здесь нет никаких сомнений, и, главное, с этим ничего не поделать. К сожалению, один человек не может изменить целый мир, а тем более успеть насладиться плодами перемен.
Людям не нравится наш мир потому, что они занимают в нём не то место, которое бы хотелось, о котором мечталось в детстве. Каждый из нас когда-то был центром мироздания, важнейшим элементом целой Вселенной. Взрослея, мы стали подозревать, что всё устроено несколько иначе. Выяснилось, что это не мы крутим мир, а наоборот. Ты можешь занять любое свободное место либо взять занятое с боем, если сил хватит. В противном случае останешься стоять в самых задних рядах, откуда совсем ничего не видно. Собственно, поэтому ты и злишься: посмотреть-то хочется.
5. Несвободное существование
Есть много видов несвободы, и каждый из них отравляет душу, хотя этого можно даже не заметить. К примеру, есть физическая несвобода, и речь не о рабстве, а, например, о долгах или кредитах, из-за которых невозможно выехать за границу. Это может казаться чем-то незначительным, ведь ты и не собирался никуда вроде бы. Однако это всё равно не даёт покоя: человек ведь знает об ограничениях, наложенных на него.
Есть моральная несвобода, вроде отношений не по любви, а просто ради «быть с кем-нибудь», чтобы всё как у людей. Поэтому после далеко не самой любимой работы и домой не всегда хочется идти. Конечно же, есть экономическая несвобода — это когда человек не может себе позволить остаться без работы дольше, чем на пару недель. Возможно, ты и не собирался увольняться, но может быть, именно такое положение и не даёт найти что-то получше.
От любой из несвобод необходимо избавляться. Это можно сделать через урезание потребностей и запросов либо через наращивание интенсивности действий и расширение уровня осознанности.
Методическая разработка классного часа «Узнаем друг друга лучше»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Шатковский агротехнический техникум
Методическая разработка
классного часа
«Узнаем друг друга лучше»
1.Цели и задачи методической разработки.
3.Сценарий проведения конкурса
Цель: создать условия для формирования среды общения, являющейся желательной для юношества, для его самоопределения, самореализации и самопознания, а также для психо-эмоционального благополучия через общение, которое будет являться фактором благополучной учебы в техникуме.
Познакомить студентов второго курса и студентов-первокурсников посредством игровых упражнений.
Научить анализировать собственную деятельность.
Посредством данных встреч выявить неформальных лидеров.
Повышение творческой активности, коммуникабельности и улучшение социумных навыков у студентов.
Легко ли первокурсникам в техникуме наладить общение со старшими курсами, показать свою самостоятельность, взрослость? Пожалуй, нет. Да, они стремятся к этому, стремятся стать скорее самостоятельными, взрослыми, уважаемыми. Вот только способы самовыражения и показной взрослости могут быть совсем неверными. Несколько скорректировать их могут Классные часы. Образовательная программа, авторитет преподавателя и родительское воспитание – одно. Их не всегда достаточно. А вот классный час, грамотно составленный и увлекательно проведенный, позволит скорее и правильней адаптировать подростков, возможно, направить или дать ответ на многие неведомые, актуальные или же запретные темы.
Примечательно то, что многие обучающиеся считают классные часы абсолютно ненужными, однозначно необязательными или же скучными и не интересными. Причина кроется в том, что мероприятие разработано и проводится несколько неверно. Зачастую классный час посвящается исключительно показателям и обсуждению успеваемости или же поведения. Предлагаются темы, которые им скучны, неактуальны, из которых, как говориться «они выросли» проходят по одному и тому же сценарию и совсем не способствуют грамотному объяснению того или иного поведения обучающихся. Чтобы провести интересный, яркий и полезный классный час, готовиться придётся не менее двух дней:
подбор темы интересной для обучающихся
поиск и обработка возможной информации по теме
подготовка яркой презентации
планирование времени (важно тему раскрыть, но не затянуть)
разработка и планирование дополнительных элементов (конкурсы, викторины, игровые элементы, диспут)
Сценарий классного часа
1 этап – диагностический и формирующий.
Знакомство ребят друг с другом, установление доброжелательных отношений в коллективе, работа на сплочение.
Зарифмовать несколько слов.
(Озвучить что получилось)
Презираемые качества человека
Ненавистные явления в жизни
Веселые и смешные события в жизни
Любимые произведения искусства
Главных дел, которые мечтаешь совершить
Ценных в жизни вещей
Игра «Экспромт» (задания в конверте)
Прочитай свое любимое стихотворение
Расскажи самую смешную историю, случившуюся с тобой или с твоими знакомыми
Расскажи самое значительное (радостное) событие в твоей жизни
Задай присутствующим вопрос, какой тебе хочется
Попробуй похвалить за что-нибудь двух мальчиков и двух девочек
Тебя угостили яблоком в нашем присутствии, твои действия
Назови пословицу или поговорку, которая лучше всего отражает твою жизненную позицию
Подари календарик кому-нибудь, найди повод для этого подарка
Назови не менее 5 правил «нехорошего» тона
Попробуй описать свою будущую семью: жену (мужа), детей, внуков
Возьми конфету и угости кого-нибудь из присутствующих, сказав при этом слова благодарности
Скажи не менее 5 слов-комплиментов
Назови 5 самых нехороших слов, связанных с техникумом, учебным процессом
Твоя любимая книга. Почему?
Идешь по дороге и находишь сверток, твои действия
Назови 5 самых хороших слов, связанных с техникумом
Веришь ли ты в приметы, в какие?
Если бы вернуть назад последние 5-7 лет, как бы ты изменил свои (школьные годы, отношения с друзьями, с родителями)
2 этап – формирующий, по ситуации реабилитирующий.
Установление доверительных отношений, отношений искренности и откровенности между студентами.
Делимся по времени рождения (зима, весна, лето, осень)
Делимся по миру увлечений (музыка, спорт, танец, кино)
Я люблю…. (спать, есть, гулять)
Первой букве полного имени
Участникам упражнения дается 15 минут для обсуждения условия задачи и принятия соответствующего решения.
Условие: «Вы плывете на теплоходе, который внезапно терпит крушение и начинает тонуть. Есть только плот размером 1,2 метра, на котором вы можете спастись. Следует помнить, что воды касаться нельзя, так как человек сразу погибнет. Все скрытые в трюме теплохода ядохимикаты при крушении оказались на поверхности воды. Ваша задача спастись всем без потерь и продержаться на плоту 2 минуты, после чего придет помощь, за вами прилетит вертолет».
3 этап – формирующий, по ситуации реабилитирующий.
Установление доброжелательных отношений между ребятами, а частности между мальчиками и девочками.
Все участники сидят в кругу. Им задается условие, затем по кругу каждый высказывает свое мнение.
Условие: «Через 5 минут космический корабль, капитаном которого Вы являетесь, потерпит крушение. На корабле есть спасательная капсула, вмещающая только 5 человек. Капсула после взрыва корабля приземлится на планету, где никогда не жил человек, но жизнь там возможна. Вы никогда не вернетесь на Землю. Вам предстоит назвать 5 человек, которые спасутся от взрыва, объяснить, почему именно эти люди».
После выбора, когда каждый участник выскажется, ведущий просит подняться тех людей, которых хотя бы раз назвали. Им дается право, по одному по желанию сказать прощальные слова оставшимся на корабле.
Правильный ответ: в капсуле должен отправиться капитан (как ответственное лицо с правом командования) и 4 человека которых он назовет. Всего должно отправиться 3 мальчика, 2 девочки (объяснение – продолжение рода, защита, обустройство, ведение хозяйства и т. д.)
4 этап – диагностический, как для педагога, так и для студентов.
Участники стоят в кругу. Ведущий начинает игру. Находящийся у него в руках клубок ниток он передает человеку (кому хочет), называя его имя, говорит ему спасибо, объясняя за что. Получивший клубок наматывает ниточку на палец, натягивая её, и передает следующему. В итоге получается «узор отношений» вашей группы.
1. Н.И.Шевадрин Социальная психология в образовании. М. 1995 г.
2. К.Платонов Занимательная психология. С.-П. 1997 г.
3. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Под ред. М.Р.Битяновой С.-П. 2007 г.
4. В.П. Шапарь Занимательная психология. Ростов-на-Дону 2011 г.
5. Алан Пиз, Алан Гарнер Говорите точно…
6. Алан Пиз Как научиться понимать друг друга.
Игры разума: как работает ненависть
Ненависть – это очень сильная негативная эмоция, которая отражает стойкое неприятие или отвращение к человеку, предмету или явлению. Само по себе слово предполагает настолько яркую отрицательную окраску, что попадает в разряд запретных эмоций, выражать которые в приличном обществе считается не комильфо. Бывает ли ненависть рациональной? Какова природа этого чувства: является ли оно приобретенным или же врожденным? Правда ли, что уровень интеллекта влияет на способность испытывать ненависть? И, наконец, можно ли ею управлять и подавлять?
Как и прочие базовые эмоции, ненависть рассматривается с нескольких точек зрения: религиозной, философской, этической и научной. Аристотель, утверждавший, что ненависть, в отличие от гнева, неизлечима, определял ее как состояние неприязни к природе другого существа, и неприязнь эта была настолько глубока, что порождала желание причинить реальный вред. В древних религиозных и философских трактатах также встречаются упоминания ненависти, от индуистских Вед до Бытия.
Отношение к этой эмоции всегда было противоречивым: пока одними признается разрушительная природа чувства, другими подчеркивается и положительная его сторона — именно ненависть порой представляется той необходимой движущей силой, которая способна толкнуть индивида на грандиозные свершения, чаще всего — патриотические. Ненависть к врагу в определенные времена и эпохи и вовсе культивировалась. «Надо учиться любить и учиться ненавидеть, и это самые главные предметы в жизни» — говорил герой повести Бориса Васильева «Завтра была война» директор Ромахин. Религия в целом отрицательно трактует понятие ненависти, однако стоит лишь обратиться к истории противостояния мировых религиозных течений, чтобы понять, как ловко с помощью этой эмоции церковь манипулировала действиями своей паствы.
Философы также обращаются к теме ненависти, и, зачастую, она идет в одном контексте с понятием любви. «Тонка грань между любовью и ненавистью», «от любви до ненависти — один шаг» — амбивалентность этих эмоций рассматривается и в психоанализе. При всей противоположности чувств в некоторых культурах принято рассматривать их как единое целое, признавая, что одно порой невозможно без другого. Однако помимо лирических рассуждений, связь между любовью и ненавистью объясняется также сугубо научно.
Ученые из Университетского колледжа Лондона в 2008 году с помощью магнитно-резонансной томографии исследовали, что происходит в мозгу тех, кто ненавидит. 17 добровольцев, которые утверждали, что испытывают сильную ненависть к какому-либо индивиду, приняли участие в эксперименте. Ученые фиксировали, в каких областях мозга проявлялась наибольшая активность, когда испытуемым показывали фотографии ненавистных им персон. Выяснилось, что процессы сосредотачиваются в областях скорлупы (путамена), центральной доли, медиальной фронтальной извилины, премоторной коры и фронтополярной коры. При этом участников эксперимента просили оценить уровень ненависти по шкале от 0 до 72. Чем нетерпимее было отношение — тем сильнее работали эти зоны. Из всех перечисленных отделов центральная доля и путамен активизируются также при проявлении любовных чувств. Помимо того, именно путамен готовит наше тело к движению — будь то попытка защитить любимого человека или проявить агрессию по отношению к тому, кого мы ненавидим.
В то же время, реакция мозга на две эмоции показала значительные различия. Когда подопытным показывали фото тех, к кому они питали нежные чувства, активности в префронтальной коре мозга, отвечающей за критическое мышление, была ниже обычного. Если же это было изображение ненавистного объекта, процессы в этом участке мозга протекали гораздо активнее. Иными словами, объективность суждения притупляется как при любви, так и при ненависти. В процессе формирования ненависти принимают участие как «примитивные» области мозга, так и те, которые развились с эволюцией. Таким образом, способность испытывать ненависть уходит корнями в далекое прошлое, примерно на 150 тысяч лет. Ученые полагают, что она служила одним из механизмов адаптации и выживания: ненависть к «врагам», посягающим на добычу или территорию могла сохранить жизнь тому или иному древнему племени.
Для большинства из нас битвы за территорию и шкуру мамонта остались в очень далеком прошлом, но вот чувство ненависти к противнику не атрофировалось со временем, оно переродилось и приобрело другие формы. Зачастую слепая ненависть связана с понятиями расы, пола, сексуальной ориентации, политических и религиозных взглядов. У каждого из этих типов ненависти есть свое определение.
Есть ли связь между уровнем ненависти и интеллектом? Ранние исследования показывали, что она самая что ни на есть прямая: чем ниже интеллект — тем больше ненависти. Однако свежие данные демонстрируют, что это не совсем так. От уровня интеллекта зависит не то, КАК сильно мы ненавидим, а КОГО. Люди с меньшим IQ склонны недолюбливать представителей так называемых либерально мыслящих групп. Их ненависть также обычно вызывается признаками, не зависящими от объекта, то есть теми факторами, на которые невозможно повлиять — например, пол, цвет кожи или сексуальная ориентация. Людям с более высоким IQ присуща предубежденность против консерваторов и тех, кто сам выбирает свои предпочтения. Так, скажем, леваки ненавидят правых, и наоборот. Таковы результаты исследования, проведенного с участием почти 6 тысяч добровольцев.
Причина ненависти к тем, кто не похож на нас, по мнению ученых, кроется в том, что, определяя некую группу как «чужаков», мы, тем самым, отстраняем их как можно дальше на безопасное расстояние, купируя чувство тревоги и угрозы. Таким образом, уровень интеллекта влияет лишь на то, кого мы выбираем в объект ненависти.
Существует возможность бороться со своими предубеждениями. Майкл Лякур из Калифорнийского Университета Лос-Анджелеса в 2014 году опубликовал доклад, из которого следует, что всего лишь 10-минутная беседа с представителем ненавистной группы способна значительно сократить уровень предубеждения и агрессии. Доклад Лякура вызвал споры в научном сообществе, и позже двое других американских ученых попытались развить тему. Они выяснили, что уменьшить уровень ненависти можно с помощью эмпатии. Их исследование лежало в области прав трансгендеров. Во время эксперимента они просили ярых трансфобов представить себя на месте тех, кого они ненавидят, буквально влезть в их шкуру на пару мгновений. Результаты показали, что подобное упражнение значительно увеличивало уровень эмпатии и, соответственно, подавляло чувство ненависти.
Помимо этических аспектов ненависти и порицания ее открытых проявлений, существует также вполне реальный физический вред для организма. Когда мы испытываем приступ ярости, наше тело реагирует моментальным повышением кровяного давления, в долгосрочной же перспективе ненависть способна вызвать мигрени, снижение общего иммунитета к болезням, а также спровоцировать риск развития диабета и рака. Так что не будьте хейтерами.