немецкие изобретатели otto lilienthal биография
Отто Лилиенталь (Германия)
Выдающийся немецкий инженер, пионер авиации, работы которого в области теории и практики парения — полётов на планёрах — получили всеобщую известность и признание.
Карл Вильгельм Отто родился 23 мая 1848 г. в померанском городке Анклам. В детстве Отто и его младший брат Густав любили наблюдать за полётом птиц, особенно аистов. В 14 лет он провёл первый эксперимент — прицепил небольшие самодельные крылья и прыгнул с сарая.
В 1866 г. Отто устроился практикантом на машиностроительный завод Шварцкопфа и вскоре получил приглашение поступить в небольшое конструкторское бюро при нём же. В свободное время братья мастерили модели планёров, которые красиво парили. Отто пытался экспериментировать с махолётом бипланной схемы. Возвратно-поступательное движение на крылья осуществлялось передачей велосипедного типа, а сорокакилограммовый противовес удерживал аппарат на весу. После серии опытов Лилиенталь убедился, что усилий человека не хватит, чтобы поднять его в воздух.
Летом 1870 г. Отто с отличием закончил Королевскую ремесленную академию, отслужил в армии во время недолгой Франко-прусской войны, а выйдя в запас, продолжил технические эксперименты. Скоро на счету Отто было 20 патентов на различные усовершенствования и изобретения.
Осенью 1881 г. Лилиенталь открыл в Берлине мастерскую по изготовлению котлов. Недостатка в заказах не было, мастерская превратилась в завод. Однако Отто продолжал заниматься летательными аппаратами. Планомерные эксперименты завершились созданием крыла с искривлённой верхней поверхностью.
В 1888 г. изобретатель приступил к лётным опытам, в ходе которых проверялись результаты предыдущих теоретических исследований. В следующем году вышла его книга «Полёт птиц как основа искусства летания». Уже заглавие подразумевало, что труд посвящён управляемым полётам, и подчёркивалось, что он «составлен на основании многочисленных опытов братьев Отто и Густава Лилиенталей, инженеров и строителей машин».
Эта книга произвела сильное впечатление на энтузиастов нарождающейся авиации, среди которых были русский профессор Н.Е. Жуковский, американские механики братья О. и У. Райты, француз Фербер. В частности, Жуковский продолжил некоторые теоретические изыскания Лилиенталя и в 1892 г. написал знаменитую статью «О парении птиц», научно обосновав возможность эволюций искусственных летательных аппаратов, вплоть до возможности осуществления «мёртвой петли».
В конце 1889 г. Лилиенталь построил первый планёр-моноплан, спустя год — второй. На них изобретатель совершил несколько прыжков-подлётов, приобретя опыт балансировки аппарата собственным телом, перемещая центр тяжести движениями ног вперёд и назад, а телом в стороны. Кстати, именно так поступают нынешние дельтапланеристы.
Летом 1891 г. Лилиенталь создал из ивовых веток, обтянутых пропитанным воском ширтингом (вид батиста), третий планёр, оснастив его хвостовым стабилизатором и килем. На нём 43-летний Лилиенталь совершил первый настоящий полёт на дистанцию 25 м, открыв тем самым эру практической авиации.
В 1893 г. братья соорудили на вершине холма башню высотой 15 м, с небольшой разгонной дорожкой и наклонной крышей, внутри которой держали готовые парители-планёры. С построенной башни Лилиенталь спланировал на шестом аппарате с крылом площадью 14 м 2 и весом 20 кг. Лилиенталь преодолел по воздуху более 200 м. Надо сказать, что подобные зрелища всегда привлекали любопытных. Дела братьев стали поправляться ещё и за счёт гонораров за лекции, продажи моделей, сувениров, фотографий и рекламы. При этом Отто и Густав не оставляли без внимания котельный завод, аккуратно выполняя заказы.
Известия о человеке, который умеет летать как птица, распространились по миру. Посмотреть на него приезжали не только туристы и любопытные, но и видные специалисты. В частности, в 1895 г. познакомиться с Отто приехал Н.Е. Жуковский, с которым немецкий исследователь уже переписывался, обмениваясь результатами научных изысканий.
Далеко не все относились к полётам Лилиенталя с пониманием. На братьев нередко рисовали карикатуры, появлялись обидные, ехидные статьи и фельетоны.
Отто, не обращая внимания на насмешки, изготовил 18 моделей планёров и совершил более 2 тысяч полётов на них. Вскоре у него появились последователи. Например, в 1896 г. американский физик Р. Вуд не ограничился фотосъёмкой Лилиенталя в воздухе, а попросил разрешения лично опробовать аппарат. После короткого инструктажа он отважно спланировал с горки, успешно приземлился и сразу заказал такой же планёр для себя. Некоторые зрители, вдохновлённые примером Лилиенталя, сами строили планёры и успешно парили на них. Да и Лилиенталь пришёл к выводу, что, оснастив паритель мотором, мог бы не просто планировать с высоты, но и свободно летать. Вскоре он опробовал двигатель, работавший на природном газе и вращавший шестилопастный пропеллер, но тот оказался недостаточно мощным. Аналогичной неудачей завершился опыт с двухцилиндровым мотором, действовавшим на испаряющейся углекислоте по принципу паровой машины. Более сильных и компактных силовых установок в то время ещё не существовало.
С 1895 г. Лилиенталь стал заниматься исключительно бипланами, поскольку такая схема позволила сократить размах крыла, сохранив его несущие свойства. Открытием немецкого учёного стали две штанги, которыми пилот изменял в полёте кривизну крыла — балансировка старым способом становилась ненужной. Так Лилиенталь первым применил в практике самолётостроения гоширование, что позже с успехом повторили другие пионеры авиации, в том числе американцы братья Райт и француз Л. Блерио. Талантливый исследователь и экспериментатор подарил бы авиации немало других новинок. Однако судьбе было угодно распорядиться иначе.
9 августа 1896 г. Отто Лилиенталь совершил очередной полёт с холма и сразу начал готовиться к следующему, на новом биплане с управляемым рулём высоты. Надев аппарат на плечи, он после короткого разбега взмыл в воздух, а его помощник включил хронометр, чтобы засечь время полёта. Поначалу всё шло хорошо — аппарат плавно спустился к подножию холма, потом, очевидно встретив встречный воздушный поток, начал набирать высоту и вдруг потерял скорость, на мгновение завис, потерял устойчивость и круто упал с высоты 30 м.
Когда помощник подбежал к месту катастрофы, Лилиенталь был без сознания. Потом установили, что у него был сломан третий шейный позвонок. Вызвали врачей, авиатора увезли в берлинскую больницу, но спасти его не удалось — на следующий день, 10 августа 1896 г., Лилиенталь скончался. По преданию, его последними словами были: «Жертвы должны быть принесены…»
Отто Лилиенталь не только верно указал направление дальнейших исследований, но и ценой собственной жизни подтвердил грандиозность решаемой задачи и присущую ей опасность.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ГЛАВА ПЯТАЯ Германия и Франция после 1866 г. Североамериканская междоусобная война и Мексиканское царство. Непогрешимость папы. Италия, Германия и Франция с 1866 по 1870 г
ГЛАВА ПЯТАЯ Германия и Франция после 1866 г. Североамериканская междоусобная война и Мексиканское царство. Непогрешимость папы. Италия, Германия и Франция с 1866 по 1870 г Благодаря войне и ее неожиданным результатам, Германии представилась возможность осуществить, и
Отто Дикман
Отто Дикман Но, пусть лежишь ты в поле, Мой друг, ты вечно жив. Из немецкой солдатской песни Тем временем 1-й батальон полка Дер Фюрер вступил в городок Сен-Жюньен,[318] расположенный к северо-западу от Лиможа. Командир батальона, штурмбанфюрер СС Отто Дикман, был близким
Отто Кариус
Отто Кариус Своей популярностью Отто Кариус обязан не столько своим победам, сколько своей книге «„Тигры“ в грязи» (Tiger im schl?mm), изданной в 1960 году. Впрочем, обо всем по порядку.Отто Кариус родился 27 мая 1922 года в городке Цвайбрюкен в земле Рейнланд-Пфальц на юго-западе
Отто Кариус
Отто Кариус Своей популярностью Отто Кариус обязан не столько своим победам, сколько своей книге «„Тигры“ в грязи» (Tiger im schlamm), изданной в 1960 году. Впрочем, обо всем по порядку.Отто Кариус родился 27 мая 1922 года в городке Цвайбрюкен в земле Рейнланд-Пфальц на юго-западе
Кто вы, Отто Ран?
Кто вы, Отто Ран? Я ощутил легкое дыхание твоего гения.[5] Уланд Нашел ли он святой Грааль, … Священный преступив рубеж, Вернулся ли он в Мунсальвеш. Вольфрам фон Эшенбах Отто Ран родился 18 февраля 1904 года, в крошечном городке Михельштадт, что в Южной Германии. Окончив в
Абец, Отто
Абец, Отто (Abetz), (1903–1958), немецкий дипломат. Родился 26 мая 1903 в Шветцингене. С 8 июля 1940 (после падения Франции) по 1944 — германский посол при французском правительстве Виши. В юности, еще будучи учителем рисования в Карлсруэ, он стал одним из руководителей молодежной
Бисмарк, Отто
Бисмарк, Отто (Bismarck), (1815–1898), государственный деятель Германии, один из самых реакционных депутатов прусского ландтага. В период Третьего рейха Гитлер в пропагандистских целях широко использовал идеи Бисмарка о милитаризации
Браун, Отто
Браун, Отто (Braun), (1872–1955), государственный деятель Веймарской республики, лидер социал-демократов. Родился 28 января 1872 в Кенигсберге в семье бедного полкового сапожника, позднее ставшего железнодорожным служащим. В молодости Браун организовал собственную
Браун, Отто
Браун, Отто (Braun), деятель немецкого и международного коммунистического движения. Родился 28 сентября 1900 в Исманинге, близ Мюнхена, в семье служащего. В 1918 вступил в «Союз Спартака». Участвовал в создании Баварской советской республики. В 20-х гг. был секретарем подпольного
Вельс, Отто
Вельс, Отто (Wels), (1873–1939), политический деятель Веймарской республики, социалдемократ. Родился 15 сентября 1873 в Берлине. С 1931 являлся членом Центрального комитета Социал-демократической партии Германии (СПД). Депутат рейхстага в 1912- 18 и в 1920-33. В 1931-33 Вельс был председателем
Глагау, Отто
Глагау, Отто (Glagau), (1834–1892), немецкий журналист, антисемит, предтеча националсоциализма. В своих статьях Глагау, вместе с Вильгельмом Марром, стремился разжечь в стране антиеврейские настроения и проповедовал крайний
Дитрих, Отто
Дитрих, Отто (Dietrich), (1897–1952), рейхсляйтер, заведующий отделом печати НСДАП, обергруппенфюрер СС, публицист и журналист. Родился 31 августа 1897 в Эссене. Участвовал в 1-й мировой войне, был награжден Железным крестом I степени. После войны изучал экономику, философию и
«Отто» («Otto»), кодовое наименование плана военного вторжения в Австрию (см. Аншлюс). Название дано по имени наследника австрийского престола Отто Габсбурга, бежавшего в Бельгию.В подписанном Гитлером 11 марта 1938 приказе Верховного главнокомандования вермахта говорилось:
Скорцени, Отто
Скорцени, Отто (Skorzeny), (1908–1975), наиболее известный командир диверсионных спецподразделений нацистской Германии. Родился 12 июня 1908 в Вене в семье инженера. Во время учебы в Венском университете вступил в одно из подразделений «Добровольческого корпуса», а затем в
Бисмарк Отто
Бисмарк Отто 1815–1898Под руководством Бисмарка было осуществлено объединение Германии путем «революции сверху».Отто фон Бисмарк родился 1 апреля 1815 года в семье мелкопоместных дворян, в Бранденбургской провинции в замке Шенхаузен. Бисмарки были юнкерами — потомками
Отто Лилиенталь
Фото Все
Отто Лилиенталь — биография
Один из испытателей полётов, строитель летательных аппаратов собственных моделей, Отто Лилиенталь, начал использование в воздухоплавании научного подхода, чем дал мощный толчок в развитии данной отрасли во всем мире. Он даже умер в полете.
Предполетная история
28-го мая 1848-го года в Померании в местечке Анклам родился Карл Вильгельм Отто Лилиенталь. Тянуть в воздух Отто начало ещё до того, как его потянуло в школу. Отец будущего планериста занимался продажей ткани и имел неплохое состояние, так что мальчик рос в достатке. Юный Отто не только «смотрел в небо», но и неплохо для своих лет лепил из глины, так что родители привели сына в школу ремесленников в Потсдаме.
Фото: Отто Лилиенталь
Первую попытку воспарить над землёй Отто совершил, будучи четырнадцатилетним подростком. Соорудив крылья, летун прыгнул с крыши. Успехом было то, что он ничего себе не сломал, а получил лишь несколько ушибов, и, конечно, первый опыт.
В 1866-м году Лилиенталь отправился в Шварцкопф для прохождения практики на завод, неплохо себя проявил и был приглашен на место конструктора.
Отто не был единственным Лилиенталем, который грезил о полетах. Он заразил своего брата этим увлечением, и вместе они делали первые свои успешные планеры.
1870-й год, окончание академии и армейская служба. Отто даже участвовал в нескольких баталиях Франко — Прусской войны. По возвращению на родину после службы начинается следующий, взрослый этап главного увлечения в жизни. Но для начала Лилиенталь укрепил почву под ногами. Для того, чтоб зарабатывать на свои эксперименты Отто Лилиенталь открывает в немецкой столице предприятие по изготовлению котлов. Дело быстро пошло на лад, так что вскоре на фирме образовалось подразделение, сконцентрированное именно на изготовлении летательных аппаратов.
Два с половиной десятилетия любимого дела.
Условно можно разделить этот период на три неравных, но, по-своему, важных этапа. Началось это в 1871-м году, Лилиенталь исследует наиболее подходящие для полётов материалы и конструкции, итогом экспериментов можно считать, что летают лучше аппараты с не полностью ровной поверхностью.
На следующем этапе происходило теоретическое обоснование возможности совершения полётов, проводились и практические вылеты, это делалось в основном для наблюдения и описания полётов. Результатом работы новатора стало появление книги, в которой именно птичий полет был взят за основу искусства летания. Работа имела значительный успех на мировом рынке, многие коллеги по цеху высоко оценили книгу. Среди них можно выделить российского изобретателя Жуковского, французского исследователи Фербера, ну и конечно братьев Райт, известных американских механиков.
Пришла пора третьего и наиболее важного, ну и конечно интересного этапа — внедрения теории в летательскую практику. Учёный считал, что из каждого опыта нужно брать что-то для совершенствования, поэтому каждый шаг своих разработок и эксперименты подробнейше излагал в дневнике.
Девяностые годы ознаменовались появлением монопланеров, на которых испытатель совершил прыжки, которые возможно назвать подлетами. Затем Лилиенталь дошёл до необходимости стабилизировать полет и с этой целью в летательные аппараты внедрил киль. С ростом знаний и умений рос и размах строительства аппаратов. Постепенно площадь крыльев достигла десяти квадратных метров. И наконец недалеко от столицы состоялся переход в новую эпоху воздухоплавания. Отто преодолел по воздуху почти 25 метров.
Постоянно шёл и поиск экспериментальных площадок, что привело братьев Лилиенталь в Лихтенфельд, недалеко от которого и нашлось подходящее место, высотой около 15-ти метров. С возвышенности можно было перелётать в разные стороны и совершать полетные упражнения до ста метров.
В 1892-м году конструктор попробовал увеличить размеры своего творения вдвое. Аппарат вышел громоздким и тяжёлым, при сильных порывах ветра на нем совершенно не получалось взлететь. Учёный сделал вывод, что на данный момент оптимальный размер крыльев около семи метров.
Для ещё большего удобства совершения полётов братья Лилиенталь сконструировали стартовую башню. С неё все в том же 1892-м году был совершен первый полет. Новая конструкция весила около двадцати килограмм, площадь крыльев имела около 14-ти квадратных метров и даже складывалась. Наконец Отто вылетел за пределы ста метров и приземлился возле двухсотметровой отметки.
Разработки хоть и требовали немало средств, но и приносили неплохой доход от фотографий и рекламы. К тому же котлы, выпускаемые на предприятии братьев Лилиенталь продолжали успешно раскупаться. Дополнительные деньги приносили поездки Отто с лекциями.
За двадцать с лишним лет безостоновочных трудов Отто Лилиенталь изобрёл, построил и опробовал 18 своих аппаратов, сам лично взлетал около двух тысяч раз. У немецкого ученого накопилось множество последователей и людей, считавших себя его учениками. К нему часто приезжали перенимать опыт. Из Америки приезжали последователи Отто, развивающие у себя в стране то же направление в науке Ленгли, Пильчер и Геринг. Позднее, именно Ленгли создал модель первого аэроплана. Лилиенталя это очень подстегнуло, ведь к этому аппарату для парения в воздухе можно было приделать и двигатель. Первый двигатель должен был работать на природном газе и вращать 6 лопастей пропеллера, следующая модель работала по принципу паровой машины на углекислоте, и развивала до 2,5 сил. Но мощности обоих моторов недоставало, чтоб разогнать или поднять такую массу в воздух.
Конечно в своих изысканиях Отто беспокоится не только о дальности перелетов, но и о безопасности пилотов. Так, выпуская девятую модель своего планера, конструктор внедрил в носовой части аппарата парашют из нескольких эластичных реек, это подразумевало, что если планер войдёт в пике, то летчику удастся себя немного обезопасить при приземлении.
С одиннадцатого устройства планеры были с рулями. В 1895-м году монопланы превратились в бипланы, то есть крылья удалось разделить, при этом даже увеличив несущие свойства крыльев при уменьшении площади рабочей поверхности. В то же время испытатель ввёл понятие гоширования, для чего он придумал специальные шланги, чтоб во время планирования менять кривизну крыла.
В следующем году из штатов в гости к Отто приехал физик Вуд, устроил фотосессию немецкого ученого, а также испытал съёмку во время полёта. Под впечатлением он выкупил у Лилиенталя тот аппарат.
Датой окончания жизни и карьеры стало 3-е августа 1896-го года, когда учёный испытывал биплан с рулём высоты. Аппарат резко набрал высоту и в определённый момент, после секундного зависания в воздухе рухнул с тридцатиметровой высоты. В результате падения Отто Лилиенталь сломал шею и спасти его не смогли, а сам учёный погиб, подобно мифическому предшественнику Икару — в полете к своей мечте.
Человек, научившийся летать: памяти Отто Лилиенталя
По преданиям, древнегреческий герой Икар погиб во время полета. Солнце расплавило искусственные крылья, когда он взлетел слишком высоко. В XIX веке мифический подвиг Икара фактически повторил реальный герой – немецкий испытатель Отто Лилиенталь. Инженер построил и поднял в воздух несколько летательных аппаратов. Он стал пионером авиации. Ценой жизни ученый показал, что у полетов на искусственных крыльях есть будущее.
Кто такой Отто Лилиенталь
Карл Вильгельм Отто Лилиенталь родился в 1848 году в городе Анклам на севере Германии. Отец Отто, Карл Густав Лилиенталь, был состоятельным купцом. У Отто Лилиенталя был младший брат Густав, который родился на год позднее. В отрочестве и взрослом возрасте братьев объединяли общие интересы: оба увлекались конструированием летательных аппаратов.
Отто впервые заинтересовался возможностью полетов во время изучения зоологии в школе. Будущий авиатор восхищался строением тела птиц. В детстве он решил, что человек сможет взлететь, если с помощью механизмов повторит принцип работы крыльев пернатых.
После начальной школы Отто Лилиенталь обучался в техническом училище в Потсдаме, работал на машиностроительной фабрике Шварцкопфа. В 1870 году Лилиенталь окончил Берлинскую королевскую академию ремесел. Он стал дипломированным инженером. Во время обучения в училище и академии Отто с братом Густавом конструировал летательные аппараты. Ранние модели не были успешными.
В 1870 году Отто Лилиенталя призвали в армию. Он участвовал во франко-прусской войне. Во время боевых действий Лилиенталь убедился в ненадежности и низкой эффективности воздушных шаров. Немецкие военные легко сбивали французские летательные аппараты. Полеты аэростатов полностью зависели от направления и скорости ветра. Во время взлета пилот не мог с уверенностью сказать, что приземлится в заданном районе.
Наблюдения за воздушными шарами окончательно убедили Лилиенталя в необходимости строить крылатые летательные аппараты. Позднее Отто изложил свои взгляды на воздухоплавание в работе «Полеты птиц как основа искусства воздухоплавания».
Эксперименты Отто Лилиенталя
После завершения войны Отто Лилиенталь вернулся к мирной жизни. В Берлине он открыл мини-завод по выпуску отопительных котлов. Лилиенталь был талантливым инженером. От отца он унаследовал хорошие коммерческие способности, поэтому дела у Отто шли хорошо. У него была возможность уделять много времени опытам с летательными аппаратами: прямо на территории своего предприятия он организовал небольшую авиастроительную мастерскую.
Лилиенталь старался повторить в летательных аппаратах принципы работы птичьих крыльев, поэтому он тщательно изучал механику полетов пернатых. На иллюстрации можно увидеть зарисовку из книги Лилиенталя «Полеты птиц как основа искусства воздухоплавания». На ней ученый начертил схемы поверх журавлиного крыла.
Во время первых опытов Отто Лилиенталь не старался взлететь. Он выходил на возвышенности, надевал крылья и пытался почувствовать, как они взаимодействуют с ветром.
На одном из холмов в деревушке Лихтенфельд возле Берлина братья Лилиенталь построили стартовую площадку. Здесь Отто испытывал свои самые удачные модели летательных аппаратов. К холму с башней приезжали сочувствующие и просто зеваки. В XIX веке далеко не все верили в возможность полетов, но поглазеть на чудаковатого испытателя приходили многие.
В 1891 году Отто Лилиенталю впервые удалось пролететь на моноплане 25 метров. После первого успеха ученый стал работать еще активнее. За последующие пять лет он спроектировал, собрал и испытал несколько монопланов и бипланов. Он совершил на них более 2 тысяч полетов.
Летательные аппараты Лилиенталя представляли собой планеры. Пилоту приходилось управлять воздушным средством за счет изменения центра тяжести и наклонов туловища. Кстати, аналогичным способом летчики управляют современными дельтапланами.
По сравнению с дельтапланами у первых моделей искусственных крыльев Лилиенталя был существенный недостаток. Пилот надевал их на плечи. Из-за этого центр тяжести смещался вперед. Летательный аппарат не мог долго держаться в воздухе: он пикировал и садился или падал на землю. В дельтаплане пилот висит на подвеске, которая смещена вниз и назад. Это улучшает аэродинамику аппарата.
Отто Лилиенталь постоянно улучшал конструкцию летательных аппаратов. Он менял форму и размах крыльев, экспериментировал с оперением, использовал для стабилизации аэродинамики дополнительное крыло. Он стал первым конструктором, который собрал биплан. В 1892 году Отто пролетел на одном из своих аппаратов около 200 метров.
Успехи и неудачи последних лет
Успешные полеты на расстояния более сотни метров привлекли к работам испытателя внимание прессы, общества и других специалистов. Лилиенталь даже наладил серийное производство самой удачной модели планера. Один из образцов у немецкого инженера приобрел русский ученый Николай Егорович Жуковский. Воздушный аппарат в настоящее время можно увидеть в Научно-мемориальном музее Жуковского.
Кроме российских коллег, с Лилиенталем общались авиаторы из других стран. В их числе Пильчер из Великобритании, Геринг и Ленгли из США. А знаменитые братья Райт считали Отто Лилиенталя своим учителем.
Немецкий инженер не смог реализовать несколько перспективных идей. Например, он пытался оснастить планеры газовым двигателем. Но аппарат не поднимался в воздух из-за высокой массы и несовершенной аэродинамики.
Также Лилиенталь работал над безопасностью пилотов. Он испытывал парашют, который должен был страховать пилота, и летательный аппарат от неконтролируемого падения. Кроме того, Отто создал жесткий каркас, который защищал летчика от увечий в случае падения. Эта идея ученого была удачной, но он не успел смонтировать каркасы на всех своих планерах. Это стоило ему жизни.
Слишком близко к Солнцу
Отто Лилиенталь погиб во время очередного испытательного полета в Берлине. 10 августа 1896 года он проверял возможности нового биплана. Особенностью модели была возможность произвольно управлять высотой полета.
Первые секунды эксперимента прошли спокойно. Но Отто увлекся, когда начал тестировать руль управления высотой полета. Он резко поднялся на 30 метров над землей. Порыв ветра опрокинул биплан, и летательный аппарат с ученым рухнул на землю. Отто Лилиенталь умер спустя несколько часов после инцидента. Сразу после падения он потерял сознание и до конца оставался в беспамятстве.
По легенде, ученый все-таки пришел в себя перед кончиной. Он сказал близким последнюю фразу: «Жертвы неизбежны». Ученый действительно пожертвовал жизнью, чтобы открыть людям небо.
Отто Лилиенталь похоронен в одном из пригородов Берлина.
Наследие Лилиенталя
Отто Лилиенталь получил от авиаторов неформальный титул короля планеров. Он считается первым человеком, который предсказал возможность планирования на летательных аппаратах, которые тяжелее воздуха. Более того, Лилиенталь лично сконструировал планеры, совершил несколько тысяч полетов и задокументировал свои эксперименты. Работы немецкого ученого стали мощным импульсом для разработок других авиаторов.
Именем Отто Лилиенталя назван аэропорт в Берлине. А в Анкламе работает музей, посвященный жизни и научной деятельности великого инженера. В музее есть несколько экспозиций:
Отто Лилиенталь часто выполнял испытательные полеты на публике. Его работа привлекала внимание фотографов. Благодаря этому сохранились десятки фотографий великого авиатора во время экспериментов. С помощью фото энтузиасты смонтировали видеореконструкцию одного из полетов Лилиенталя.