немецкие актеры в российском кино
«Андрей, я алкач?» Актёры иностранного происхождения, покорившие Россию
Норберт Кухинке
(«Осенний марафон» — профессор Билл Хансен)
«Печальная комедия» Георгия Данелии «Осенний Марафон» вышла на экраны в 1979 году. Благодаря мастерской режиссуре и плеяде талантливых актеров кинокритики назвали фильм своеобразным диагнозом «поколению нерешительных» — тех, кто из благих намерений причинял боль близким и разрушал их жизнь. Имя героя Олега Басилашвили – Андрея Бузыкина – стало нарицательным.
Фраза Билла «Андрея, я алкач? А ты ходок? Хорошо сидим» запомнилась многим зрителям и не раз цитировалась ими. Норберт Кухинке снялся также в небольших ролях в фильмах «Борис Годунов» и «Настя», написал несколько книг о России и снял документальный фильм «Неумирающий лебедь» о Майе Плисецкой. В декабре 2013 года режиссёр умер в Берлине после длительного лечения от рака крови.
Вилле Хаапасало
(«Особенности национальной охоты» — Райво Хаапасало)
Вилле Хаапасало запомнился зрителем участием в фильмах Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты», «Особенности национальной рыбалки», «Операция «С Новым годом!», «Кукушка». В 19 лет юноша приехал поступать в ЛГИТМиК, не зная русского языка. Вилле прилежно учился и даже не нашел на первом курсе времени осмотреть Санкт-Петербург.
После громкого успеха «Особенностей национальной охоты» Хаапасало начали узнавать на улицах и просить автографы. Показ в Финляндии фильма «Кукушка» сделала актера популярным на родине. Сейчас на счету Вилле почти 30 ролей в фильмах и сериалах, успешный опыт работы телеведущим и несколько документальных кинопроектов о Кавказе, Алтае, Приволжье и финно-угорских народах России.
Милош Бикович
(«Холоп» — Гриша)
Сербский актер Милош Бикович считается восходящей звездой российского кинематографа. 32-летнего артиста сравнивают с Данилой Козловским и Александром Петровым, отмечая, что он не уступает им по внешности и дарованию. Картины «Солнечный удар», «Лёд», «Духless 2», сериалы «Отель «Элеон» и «Гранд» принесли Милошу популярность и любовь зрителей.
В конце декабря 2019 года вышла в прокат комедия Клима Шипенко «Холоп», в которой Бикович сыграл главную роль. За новогодние каникулы и январь 2020 года фильм стал одним из самых кассовых. Милош Бикович встречался с актрисами Сашей Лусс и Аглаей Тарасовой. Впоследствии избранницей актера стала модель Барбара Таталович, но к 2019 году он расстался и с ней, выбрав карьеру.
Барбара Брыльска
(«Ирония судьбы, или с легким паром» — Надя Шевелёва)
Эльдар Рязанов придирчиво выбирал актрису на главную роль в картине «Ирония судьбы, или с легким паром». В результате образ Нади Шевелёвой создали три артистки – Барбара Брыльска снималась в фильме, Валентина Талызина озвучила её, а Алла Пугачёва исполнила песни героини. Роль в картине Рязанова принесла Брыльской Государственную премию СССР.
Новогодний фильм Первого канала «Первый скорый» 1 января 2006 года вновь представил актрису зрителям в образе Надежды Шевелёвой, а в 2007 году Брыльска стала экс-возлюбленной Жени Лукашина в проекте Тимура Бекмамбетова «Ирония судьбы. Продолжение» с Елизаветой Боярской и Константином Хабенским.
Ежи Штур
(«Даун Хаус» — генерал Иволгин)
Польский комедийный и драматический актер Ежи Штур полюбился жителям СССР задолго до съемок в советских и российских картинах – по фильмам «Новые амазонки» и «Кингсайз». В советско-польской криминальной комедии «Дежа вю» артист сыграл киллера Джонни Поллака по прозвищу «Профессор».
Роман Качанов пригласил Ежи Штура в 2001 году на роль генерала Иволгина в культовом фильме «Даун Хаус» по мотивам романа Федора Достоевского «Идиот». Актер дважды избирался ректором Государственной высшей актёрской школы в Кракове.В 2001 году Ежи Штур перенес рак гортани, но сумел преодолеть болезнь.
Один Байрон
(«Интерны» — Фил Ричардс)
Один Байрон вырос в США и окончил в 2004 году факультет музыкального театра университета Мичигана. Попав в Россию по обмену театральных вузов, актер решил поступить в Школу-студию МХАТ и успешно окончил ее в 2009 году, став актером театра «Сатирикон». Самой известной ролью Одина Байрона стал американский студент Фил Ричардс в сериале «Интерны».
С 2014 года актер работал в московском «Гоголь-центре». В начале 2015 года Один совершил каминаут, рассказав о своей гомосексуальной ориентации и романе с казахстанским режиссером. После этого Байрон вернулся в США, окончив кулинарную школу. В 2016 году Один Байрон вернулся в Россию и работает в «Гоголь-центре».
Иностранные знаменитости, которые снимались в российских кинофильмах (39 фото)
Несмотря на то, что известные иностранные актеры являются не такими уж и частыми «гостями» в российском кинематографе, сегодня мы хотели бы рассказать вам о зарубежных звездах, которые с радостью согласились работать с российскими режиссерами. Снуп Догг, Шэрон Стоун, Жан-Клод Ван Дамм, Ален Делон и еще много знаменитостей в продолжении поста.
Снуп Догг, «Одноклассники.ru: НаCLICKай удачу» (2013). Дебютный фильм клипмейкера Павла Худякова привлек в свое время к себе внимание не оригинальным сюжетом, а звездным актерским составом.
В ленте снялись Федор Бондарчук, Ксения Собчак, Александр Ревва, Жанна Фриске, рэпер Тимати и его заокеанский коллега Снуп Догг.
Шэрон Стоун, «Любовь в большом городе 3» (2014). По сюжету отцы скидывают деток вовремя вернувшимся из отпуска мамам, а сами летят в Лас-Вегас, где их ждет встреча с самой Шэрон Стоун, которая играет возлюбленную Святого Валентина – прекрасную фею.
Изначально создатели фильма хотели пригласить на эту Монику Беллуччи, но не срослось: в ее плотном расписании не нашлось свободных дней. А вот Шэрон Стоун согласилась.
Джейсон Флеминг, «Вий» (2014). Звезда фильмов Гая Ричи Джейсон Флеминг, отобранный на главную роль в «Вие» после переговоров с Тимом Ротом, Брюсом Уиллисом, Бредом Питтом и десятком других звезд мировой величины, оказался в итоге главным достоинством картины
Во всяком случае, образ европейского рационализма и просвещенности, противостоящих варварству и темноте славянских варваров получился вполне точным и при этом не лишенным иронии. Примечательно, что он сам озвучивал своего персонажа по-русски: для него писали транскрипцию слов большими буквами на огромных листах.
Дэнни Трехо, «Курьер из Рая» (2013). Фильм Михаила Хлебородова был снят по сценарию писателя-детективщика Андрея Кивинова, автора сверхпопулярного некогда сериала «Улицы разбитых фонарей».
Звезда фильма «Мачете убивает» Дэнни Трехо в картине появляется в самом начале и рассказывающий зрителям мудрую историю о рае и аде.
Томас Кречман, «Сталинград» (2013). Если не брать в расчет Тиля Швайгера, отвергнувшего предложение Федора Бондарчука, то более удачного кандидата на роль главного антагониста в этой картине трудно представить.
Имея богатый – около десятка ролей, в том числе, в «Пианисте» – опыт перевоплощения в нацистских офицеров, актер не ограничился плоским «образом врага», но создал многомерного трагического героя. В итоге, и это трудно не признать, Кречманн на голову переиграл своих российских коллег.
Ален Делон, «С новым годом, мамы!» (2012). Тема фильма (простую учительницу сын отвез в Париж, где она танцевала с Аленом Делоном) настолько затронула актера, что он согласился сниматься сразу после прочтения сценария.
Звезда мировой величины не только отказался от гонорара за съемки, но и не потребовал никаких особых условий. Он принимал участие во всех процессах, обедал вместе со съемочной группой и развлекал актеров историями из жизни.
Милла Йовович, «Выкрутасы» (2011). Фильм Левана Габриадзе по большей части популярностью обязан именно Йовович. Чтобы оправдать акцент главной героини, сценаристы сочинили легенду, будто Надя долгое время жила в Лондоне.
Нельзя не отметить, что Мила не только разговаривала по-русски на съемках, но и сама озвучила роль, а также спела песню «Свадьба» («… а эта свадьба, свадьба, свадьба пела и плясала, и крылья эту свадьбу вдаль несли»).
«Я работала с любовью и получала огромное удовольствие от погружения в русскую культуру, от заучивания реплик на русском. Вы будете смотреть дублированную версию, поэтому, к сожалению, не услышите мой чудовищный русский акцент», — поделилась Миша со зрителями. Кстати, в этом фильме Бартон работала также с погибшим два года назад актером Антоном Ельчиным.
Джулия Ормонд, «Сибирский цирюльник» (1998). Спустя десять лет после «Очи черные» с Мастроянни (о нем ниже) Никита Михалков снял на схожий сюжет еще одну, более масштабную вампуку о прелестях старорежимной России.
На роль иностранца, диву дающегося широте русской души, была выбрана Джулия Ормонд, до этого игравшая у Питера Гринуэйя, Синди Поллака и Биллу Аугуста. Несмотря на экстремальную обстановку «лихих» 90-х, актриса признавалась, что ей «так понравилось работать с Никитой, что это превысило все неудобства».
Жерар Депардье, «Распутин» (2011). Любовью к нашему кино и, видимо, к России в целом Жерар Депардье проникся после эпизодической роли в незамеченной мелодраме Владимира Меньшова «Зависть богов». Спустя десять лет актер вновь проникся русских духом, сыграв одну из ролей его мечты – Распутина в одноименной российско-французской картине.
Ну а после получения гражданства РФ грех не стать конкурентом Безрукова.
Анджелина Джоли, «Особо опасен» (2008). Это не российский на 100% фильм, так как снимался он в Голливуде, однако режиссером был Тимур Бекмамбетов, который лично проводил кастинг на все роли.
Джоли Тимур утвердил потому, что именно она показалась ему настоящим профессионалом своего дела, коих сейчас очень мало. К слову, все спецэффекты также были произведены и смонтированы в России.
Венсан Перес, «Кухня в Париже» (2014).
Рутгер Хауэр, «Ключ саламандры» (2010).
Комаки Курихара, «Москва, любовь моя» (1974). В середине 70-х годов ХХ века не было такого человека, который бы не плакал над историей трагической любви японской балерины Юрико и советского скульптора Владимира в фильме Александра Митты «Москва, любовь моя»: у Юрико, которая родилась в Хиросиме, лейкемия, и девушка умирает, оставляя своего возлюбленного безутешным.
К сожалению, фильм, будучи показанным всего несколько раз, надолго пропал из проката — виной тому участие в нем Олега Видова: после отъезда актера в США все картины с его участием положили на полку. Однако японская звезда снималась и в других советских фильмах: «Мелодии белой ночи» (1976), «Экипаж» (1980) и «Шаг» (1988).
Беата Тышкевич, «Дворянское гнездо» (1969). Польская актриса неслучайно согласилась принять участие в съемках российского режиссера Андрея Кончаловского. Их связывали также личные отношения — у них был непродолжительный, но бурный роман.
По словам Беаты, Андрон очаровал ее с первого взгляда, а после расставания она развесила его портреты и письма по стенам своего дома. Много лет спустя на кинофестивале в Риге, вручая Кончаловскому награду, Тышкевич сказала: «Это мужчина, который научил меня смеяться, плакать и любить».
Шон Коннери, «Красная палатка» (1969). Этот британский актер стал практически первой западной звездой, кому довелось поработать в советском кино. В экзотический СССР его занесло благодаря итальянскому продюсеру Франко Кристальди. Тот искал мировую знаменитость на роль лысоватого полярника Руаля Амундсена в арктической драме Михаила Калатозова.
Когда отказались сниматься Лоуренс Оливье и Джон Уэйн, Коннери оказался самой верной кандидатурой. Интересно, что, по словам Владимира Высоцкого, пятикратный (на тот момент) Джеймс Бонд на съемках изрядно скучал – окружающим советским гражданам был невдомек его звездный статус.
Марчелло Мастрояни, «Очи черные» (1987). Лицо европейского авторского кинематографа Марчелло Мастроянни в отечественном кино появлялся дважды. Первый раз – вместе с Софи Лорен в советско-итальянской военной драме «Подсолнухи», где сыграл сгинувшего на Восточном фронте солдата.
Второй – в фильме Никиты Михалкова «Очи черные», где предстал в образе итальянского аристократа XIX века, путешествующего по России в поисках любви, духовности и смысла жизни. Кстати, эта роль принесла ему номинацию Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль и номинацию на «Оскар».
Анни Жирардо, «Журналист» (1967). На пике карьеры Анни довелось работать с советским режиссером Сергеем Герасимовым. В его фильме она появилась в образе француженки. В фильме можно слышать ек хрипловатый голос, который не подлежал дубляжу и, как отмечали зрители, по-настоящему завораживал.
Малкольм МакДауэлл, «Цареубийца» (1991). Более удачную кандидатуру, чем Малкольм МакДауэлл на двоякую роль в полуисторическом, полумистическом фильме Карена Шахназарова, пожалуй, трудно представить.
Звезда самых гротескных фильмов Стэнли Кубрика и Линдсея Андерсона успешно справился с ролью убийцы царской семьи и одновременно пациента психиатрической клиники. Кроме того, актер мужественно выдержал почти год жизни в России, потребовавшийся для проведения съемок.
Любопытно, что проект был выбран самой актрисой, которая, однако, осталась крайне недовольна финальной версией фильма – лента оказалась самым оглушительным провалом из всех отечественных картин, когда-либо участвовавших в программе Каннского фестиваля.
Как солдаты вермахта и СС стали знаменитыми советскими актерами
Виктор Лоренц в фильме «Иди и смотри».
Народный артист Эстонской ССР
Калье Кийск в фильме «Смерть под парусом».
Ада Неретниеце/Рижская киностудия,1976
В 1944 году девятнадцатилетний эстонец Калье Кийск был мобилизован в 20-ю гренадерскую дивизию СС (1-ю эстонскую). После прохождения трехмесячной подготовки на учебном полигоне СС Хайделагерь в Польше его направили на оборонительный рубеж «Танненберг» в восточную Эстонию, где летом того же года развернулись кровопролитные бои против наступавших частей Красной Армии.
Позиции немецких войск подверглись массированным ударам бомбардировщиков и постоянному обстрелу советской артиллерии. Служивший в расчете противовоздушной обороны Кийск вспоминал, что из-за страха повредить барабанные перепонки в том невыносимом шуме он не мог закрыть рот и тот всегда был полон песка.
В сентябре 1944 года линия «Танненберг» была прорвана, и немецкие войска отступили со своих позиций. Калье Кийск решив, что достаточно повоевал, не ушел вместе с ними и вернулся домой в уезд Ида-Вирумаа.
После освобождения территории Эстонии Красной Армией у местной службы госбезопасности появились к Кийску вопросы: чем он занимался во время войны и почему его, вполне подходящего по возрасту, не забрали в немецкую армию? Калье выручил отец: он показал, что они вместе работали в сланцевой промышленности в городе Силламяэ и таким образом не подлежали мобилизации.
Всю свою дальнейшую жизнь Кийск посвятил кинематографу. При этом он проявил себя и как актер, и как режиссер. На его счету — 17 фильмов, что было выдающимся достижением в рамках не только маленькой Эстонии, но и всей огромной страны. В 1980 году ему присвоили звание Народного артиста Эстонской ССР, важнее которого было только звание Народного артиста СССР.
Калье Кийск тщательно хранил тайну своего военного прошлого. О его службе в СС знали лишь самые близкие друзья. Только после распада СССР и обретения Эстонией независимости о ней стало известно широкой общественности.
Народный артист СССР
Харий Лиепиньш в фильме «Контрудар».
Владимир Шевченко/Киностудия имени А. Довженко,1985
За 50 лет своей карьеры один из самых прославленных латвийских актеров Харий Лиепиньш сыграл более 250 ролей на сцене театра и в кино. Однако до того, как к нему пришла популярность, Лиепиньшу довелось пройти через войну и ГУЛАГ.
В 1944 году, когда будущему актеру было 17 лет, его мобилизовали в качестве «хиви» («добровольного помощника») в немецкую армию. Набранные немцами (далеко не всегда добровольно) среди советского населения эти люди служили грузчиками, санитарами, механиками, подносчиками снарядов и на других должностях. Харий попал в расчет ПВО.
В скором времени Лиепиньш вместе с остатками группы армий «Север» оказался блокирован в западной Латвии в так называемом Курляндском котле. Те из войск, которые не были эвакуированы в рейх по морю, держались здесь вплоть до самой капитуляции нацистов.
Харий не собирался бежать в Германию. После окончания войны он вернулся в Ригу, где вскоре был арестован как коллаборационист и отправлен на север СССР в угольные шахты Воркуты.
13 апреля 1946 года вышло постановление Совета министров СССР «О возвращении на родину репатриантов — латышей, эстонцев и литовцев», согласно которому были амнистированы представители прибалтийских народов, так или иначе сотрудничавшие с немцами во время войны. В их числе был и Лиепиньш. Вскоре после возвращения в Ригу он всецело посвятил себя театру и кино и получил в награду в 1988 году звание Народного артиста СССР.
Благодаря своей характерной неславянской внешности, прибалтийских актеров в советском кинематографе часто приглашали на роли иностранцев: англичан, американцев и, конечно, немцев в фильмах про Вторую мировую войну.
Не был исключением и Харий Лиепиньш. Среди прочих, на его счету роль фельдмаршала Эриха фон Манштейна в фильме «Контрудар», офицеров СС в культовом советском сериале «Долгая дорога в дюнах» и в фильме того самого Калье Кийска «Безумие».
Заслуженный артист Латвийской ССР
Виктор Лоренц в фильме «Красная скрипка».
В 1944 году семнадцатилетний рижанин Виктор Лоренц был мобилизован в Латышский добровольческий легион СС. Несмотря на название, набор в него происходил в том числе и на принудительной основе.
После войны Лоренц оказался в одном из проверочно-фильтрационных лагерей НКВД на Дальнем Востоке, через который проходили некоторые граждане СССР, служившие в германской армии, побывавшие в плену, а также жившие на оккупированных немцами территориях. Однако после амнистии прибалтийских коллаборационистов 1946 года он вернулся в Латвию.
Закончив в 1961 году Всесоюзный государственный институт кинематографии (сегодня — Всероссийский), Виктор Лоренц стал первым профессиональным латвийским киносценаристом.
Еще во время учебы Лоренц написал свой первый сценарий, основанный на его военном прошлом в СС. Озаглавленный «Родина, прости!», он рассказывал историю трех друзей, мобилизованных в Латышский легион в ходе Второй мировой войны.
Сценарий был опубликован в московском альманахе, но оказался слишком смелым для кинематографа в то время. На экранизацию решились лишь в 1964 году.
Вышедший спустя два года фильм «Я все помню, Ричард» с Харием Лиепиньшем в главной роли подвергли сильной цензуре, однако все-таки допустили до всесоюзного проката. Лишь в Латвии он прошел ограничено в нескольких небольших кинотеатрах, без рецензий и упоминаний в местной прессе. В 1992 году была выпущена полная версия фильма под названием «Камень и осколки».
Заслуженный артист Латвийской ССР, Лоренц не ограничивал себя лишь деятельностью сценариста, но и активно снимался сам. По иронии судьбы в 1985 году ему вновь пришлось примерить эсэсовскую форму. В одном из самых страшных фильмов о Второй мировой войне «Иди и смотри» он сыграл роль штурмбанфюрера, отдавшего карательному отряду приказ об уничтожении жителей белорусской деревни.
В Россию за любовью: 25 иностранных актеров, снимающихся у нас
Очень показательно, когда мировая киноиндустрия оценивает по достоинству отечественных актеров и приглашает их сниматься в крупных проектах глобального значения (тут мы всех вспоминали).
Но не менее приятным бальзамом на душу среднестатистического россиянина ложатся и новости о том, что тот или иной зарубежный артист возжелал засветиться в русском кино. Как-то мы до сих пор еще не избалованы подобными случаями. В Советском союзе из-за «Железного занавеса» крайней редкостью были совместные проекты вроде «Красной палатки», где засветился Шон «Бонд» Коннери, или «Синей птицы», собравшей на фоне Ласточкина гнезда (самого, к слову, киношного замка в Крыму — проверьте) Джейн Фонду и Элизабет Тейлор.
В начале 90-х, кажется, границы открылись, но тут почти вымерло российское кино. Какие иностранные звезды, когда отечественным актерам нет ролей.
В «нулевых», когда отечественное кино хотя бы количеством начало возвращаться на экраны, ситуацию подкорректировал финансовый кризис 2008 года.
Тем не менее и сегодня российские продюсеры надеются привлечь к своему кино зарубежных артистов: так, в баскетбольной драме «Движение вверх» появится Уильям Форсайт (подробности здесь), Джон Малкович может появиться в сиквеле «Про любовь», а немецкий актер Тиль Швайгер готов сыграть аж Соловья-Разбойника в историческом эпике «Илия Муромец» (тут очень интересно).
Вебург нашел еще 25 (в честь 25-летия Российской Федерации, которое будет отмечаться 12 июня) зарубежных артистов, засветившихся в российском кино. И некоторые не по разу.
Финский ух!
«Особенности национальной охоты», едва появившись, были разобраны на цитаты, были названы олицетворением российской ментальности, а все актеры моментально стали народными любимцами, в том числе и Вилле Хаапасало.
И, кажется, эту любовь не смогли поколебать ни трилогия о «Любви в большом городе», ни персональные закидоны самого Хаапасало, ни сегодняшняя напряженная политическая ситуация.