не жизнь а сорочинская ярмарка
И будет целебный хлеб
Словно нипочем, словно многоточие.
И напроломное лето мое
Однофамильное,
Одноимённое.
Губы в трубочку.
Нить в иголочку.
Не жизнь, а Сорочинская ярмарка.
Заскорузло любили, освинело горевали.
Подбрасывали вверх догорелую искорку.
Раскрашивали домики нетрезвыми красочками.
Назывались груздями, полезали в кузова.
Блуждали по мирам, словно вши по затылкам.
Триумфально кочевали по невымытым стаканам,
По натруженным умам,
По испуганным телам,
По отсыревшим потолкам.
Выпадали друг за другом как молочные зубы.
Испускали дух и крик.
Пузырились топкой мелочью
В оттопыренных карманах деревянных пиджаков.
Кипучая, могучая никем непобедимая
Словно обожжённые богами горшки.
А за спинами таились лыжи в сенях,
Санки,
Салазки,
Сказки,
Арабески.
На седьмой день ему все ОСТОП. ЕЛО!
Пускай всё бурно расцветает кишками наружу
На север, на запад, на юг, на восток.
Пусть будет внезапно!
Пусть будет неслыханно!
Пусть прямо из глотки!
Пусть прямо из зеркала!
Безобразно рванет из-под кожи
Древесно-мясные волокна!
Моя самовольная вздорная РАДОСТЬ!
Чудовищная ВЕСНА!
Чтоб клевать пучеглазое зерно на закате
Целовать неудержимые ладони на заре
Топни ногою, и вылетят НА Х. Й все стекла и двери,
Глаза,
Вилки,
Ложки,
И складные карманные ножички.
Еще одна свирепая история любви.
Грустная сказочка про свинью-копилку.
Развеселый анекдотец, про то, как Свидригайлов собирался в Америку.
Везучий, как зеркало, отразившее пожар.
Новогодний, как полнолуние, потно зажатое в кулаке.
Долгожданный, словно звонкое змеиное колечко.
Единственный, словно вскользь брошенное словечко.
Замечательный, словно 100 добровольных лет одиночества
Почему малороссийские селяне боялись красной свитки
Слово «красный» в славянских языках обычно обозначает не только красный цвет, но также и статус — красивый, главный. Отсюда красная площадь и красный угол. Но не так оценивалась одежда красного цвета, включая злополучную свитку (разновидность кафтана).
Гоголь любил собирать всякие народные побасенки, начиная со своей родины — села Сорочинцы. Сорочинская ярмарка, описанная автором, проводилась в XIX веке в селе Великие Сорочинцы Миргородского района Полтавской области. На Полтавщине считалось, что красная свитка имеет прямое отношение к нечисти. Люди верили, что её владелец напрямую связан с Сатаной и всячески ему содействует. Появление красной свитки среди людей считалось признаком дьявольских проказ и скорых неприятностей. В приметах говорится, что «красная свитка на крылечке — чёртова метка. Чёрт рогатый подкинет свитку под дверь — верный знак, что сам вскоре явится».
«Что пёстро, то и дураку красно» — написано в толковом словаре Владимира Даля, казака луганского. По словам старожилов донбасской земли, красная рубашка считалась признаком недалёкого ума. Её носили только дурачки (блаженные).
«Красному и дурак рад», — так в простонародье говорили в Новопавловской волости Таганрогского округа области Войска Донского Российской империи, посёлке Криндачёвка (сейчас — это город Красный Луч Луганской Народной Республики). Рубахи красного цвета среди рабочего люда носить было не принято. Однажды в этот посёлок приехал молодой человек, который носил такую рубаху, но местные его сторонились, так как красный цвет в мужской одежде считался признаком «умственного неблагополучия» владельца.
Слово «свитка» сформировалась в языке славян. «Съвита» переводится как «одежда». В церковнославянском языке «съвито» — «полотно». Также существуют глаголы, определяющие действие. «Свить» в смысле «соткать» — именно это слово дало корень, используемый в данном понятии.
Свитку шили из домотканого сукна, которое изготавливают из овечьей шерсти. Для начала шерсть перебирают, сортируют, промывают и обезжиривают. После пропускают через трепальные машины и вычёсывают. Волокно поступает на прядильный станок и проходит процедуру валяния. И в завершение — промывание и окрашивание.
Полотно отправляют в ворсильную машину и подстригают, очищают щетками на бастовальной установке и спрессовывают. После этого сукно считается готовым для отправки на швейное производство.
С той поры прошло много лет, и в современном мире красная свитка не так страшна. Сменилось не одно поколение, и то, что вчера наводило ужас на простого обывателя, позабылось. Теперь этот элемент одежды, прошедший трансформацию, можно увидеть как на модных показах, так и в повседневной жизни.
В 2015 году итальянский модный Дом Valentino представил на Неделе высокой моды в Париже коллекцию платьев и костюмов, в основу которых легли в том числе традиционные русские и малороссийские одеяния. Среди декорированных оригинальной вышивкой и аппликациями модных новинок была и переигранная на современный мотив красная свитка.
Впрочем, мало ли — может, это как раз и есть свидетельство постоянного присутствия чёрта в мире высокой моды. Хотя, как говорят американские кинематографы, сейчас дьявол предпочитает «Прада»…
Не жизнь а сорочинская ярмарка
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Полтавщина. часть 1. Сорочинская ярмарка
Каждый год в 20-х числах августа мы с туристами ездим на Сорочинскую ярмарку. И заодно бываем в других местах, связанных с именем Николая Гоголя. Занимает такая поездка два выходных дня, за которые мы успеваем и на ярмарке потусоваться, и родительский дом Гоголей посетить, и по Полтаве прогуляться, и в Диканьку заехать. А ещё на колоритном хуторе Прони отобедать, в Опишне восхититься мастерством гончаров, и в Великой Круче затариться свежесваренным пивом.
В этом году у меня был и дополнительный интерес снова побывать в тех краях: я хотел посмотреть, что же было сделано хорошего в связи с отмечавшимися в этом году юбилеями Н.Гоголя и Полтавской битвы.
Итак, в субботу, 22 августа, утром мы выехали из Киева через Борисполь на Полтаву. Дорога нормальная, и пока я рассказывал группе кое-что из украинской истории, мы не заметили, как пролетели пару часов, и въехали в Полтавскую область.
Нас встречает Пирятин своей знаменитой водонапорной башней. Знаменитой тем, что именно возле неё снимался популярный в 1960-е годы фильм «Королева бензоколонки» с Надеждой Румянцевой в главной роли. Бензозаправка возле башни есть и сейчас, и возле неё продают вкусные пирожки.
Но Пирятину мало одной достопримечательности. В городе ещё собираются поставить памятник былинному богатырю Алёше Поповичу. Есть мнение, что он был из местных 🙂
Но мы, не останавливаясь, едем дальше. Потому что в следующем населённом пункте нас ждёт полноценная остановка. Это – Велика Круча со своим свежесваренным пивом, кофе и, что немаловажно, туалетами.
Ещё несколько лет назад дорога проходила прямо через село, и в ресторане-пивоварне было не счесть народу. Теперь новая двухполосная трасса обминает Велику Кручу стороной, и, как мне показалось, посетителей стало поменьше. Но если вам по вкусу свежее нефильтрованное пиво с небольшой горчинкой – указатель не даст вам промахнуться.
Подкрепившись (кто кофеем, кто пивом), продолжаем наше путешествие.
Кстати, в 16-17 веках эти заднепровские земли принадлежали знаменитым князьям Вишневецким. А городок Лубны был столицей необъятных владений Иеремии Вишневецкого. Объезжаем Лубны слева, по окружной дороге.
А в самом конце объездной дороги не проскочите «поворот с разворотом» на Миргород. Если бы мы ехали в Полтаву или Харьков – нужно было бы ехать прямо. Но сегодня наша цель – Великие Сорочинцы, а до них быстрее всего добираться через Миргород. Здесь дорога вполне нормальная по украинским меркам, а указатели на Сорочинцы или Опишню не дадут вам заблудиться. Ещё около часа езды, проезжаем через городок с мусульманским названием Ромодан, объезжаем город-курорт Миргород по самой окраине и через 25 километров от него попадаем в огромную очередь из автомобилей.
Уже два столетия назад эта дорога « кипела народом, поспешавшим со всех окрестных и дальних хуторов на ярмарку. С утра еще тянулись нескончаемою вереницею чумаки с солью и рыбою. Горы горшков, закутанных в сено, медленно двигались, кажется, скучая своим заключением и темнотою; местами только какая-нибудь расписанная ярко миска или макитра хвастливо выказывалась из высоко взгроможденного на возу плетня и привлекала умиленные взгляды поклонников роскоши». Да, и сейчас ничего не изменилось! Только возы сменились автомашинами, которые, как и прежде, пытаются медленно протиснуться ближе к ярмарке сквозь толпу людей и других автомобилей.
Средства передвижения стоят везде: на обочинах, в канавах и кустах вдоль дороги. Организаторы приготовили несколько огромных, размером с футбольные поля, стоянок автомашин, но их явно не хватает. Поставить машину туда почти нереально, особенно в первой половине дня. Если хотите, то можно потратить минут 15 для того, чтобы проехать пару сотен метров и поискать место для стоянки немного ближе ко входу на ярмарку. Но мы предпочитаем не мудрствовать лукаво и пристраиваем свой транспорт на первом же свободном пятачке.
Минута ходу, и мы уже идём налево от дороги Миргород-Опишня вместе с морем таких же, как мы, но уже в соломенных брылях, картонных кепках какого-нибудь бренда, со сладкой ватой или пивом в руках. Лотки с различным товаром стоят со всех сторон, хотя до главного входа на ярмарку придется толкаться ещё достаточно долго. Вне официальной территории ярмарки продавцов никак не меньше, чем на огороженной плетёным забором выставочной площади. То ли всем желающим мест не хватило, то ли плата за участие в ярмарке слишком высока (как я понял из материалов, размещённых на сайте Сорочинской ярмарки, она составляет от 300 до 500 грн), однако продавцов и покупателей так много, что до официального входа с желто-голубым транспарантом можно и не дойти. Но мы – народ настойчивый, поэтому углубляемся, вертим головой в разные стороны и пытаемся что-нибудь сфотографировать. Ниже собраны фото за несколько последних лет (в этом году фотоаппарат вообще не доставал, т.к. неожиданно налетел холодный ветер и пошёл дождь).
Ну, а встречает нас – «город мастеров».
Приятно видеть здесь каждый год Николая Пошивайло – продолжателя знаменитой династии гончаров из Опишни и одного из создателей там музея гончарства.
Здесь кто-то лепит,
кто-то упряжью торгует.
но и самодеятельные коллективы,
к сожалению, в основном, бабушек и дедушек.
Но как же задорно они танцуют!
Молодые же предпочитают лежачий образ жизни.
Наверное, только Сорочинская ярмарка объединяет в себе выставку достижений животноводства.
. и выставку специальной автомобильной техники.
Ходить по ярмарке можно часами. Главное, чтобы денег хватило!
И под конец – пара неприятных моментов, которые организаторами не решаются годами.
Первое – питание. Нормальное питание, а не пиво с чипсами.
На всю ярмарку есть всего несколько точек (до десяти, и которых никак не становится больше!), где можно более-менее сытно поесть. Но туда ТАКИЕ ОЧЕРЕДИ! Хотят кушать и участники, и посетители, которых десятки тысяч. Поэтому, для того, чтобы дойти до стойки нужно выстоять в очереди не менее получаса. При этом вы полностью провоняетесь дымом от костра, на котором делают шашлыки или плов. А о том, чтобы покушать СИДЯ, можно только мечтать. Или из вашей компании нужно выделять «дежурного», который будет охотиться за освободившимся местом. Вот такая картина и наблюдается: одни компании, усевшись и затарившись пивом, сидят часами, другие, расставив руки, по полчаса держат пустые места в ожидании «своих», а остальные с пластмассовыми тарелочками мыкаются туда-сюда, пытаясь найти хоть что-то, на что эти тарелки поставить. В результате, на еду тратиться около часа времени, который можно было бы посвятить ярмарке.
Второе, традиционно для нас – туалеты.
Гуляя не один год по центру ярмарки, не встретил ни одного туалета, ни хотя бы указателя на них. Говорят, что где-то видели синие кабинки, а кто-то даже ими воспользовался. Но их нужно специально искать! Вот и получается, что кусты найти намного быстрее…
(О том, что изменилось на Ярмарке в 2010 году написано здесь)
Проведя на Сорочинской ярмарке часа три-четыре, мы выезжаем в Гоголево – родовое поместье Гоголей-Яновских.