не все я в жизни ненавидел не все я в жизни презирал
Александр Пушкин — Ангел: Стих
В дверях эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
А демон мрачный и мятежный
Над адской бездною летал.
Дух отрицанья, дух сомненья
На духа чистого взирал
И жар невольный умиленья
Впервые смутно познавал.
«Прости, — он рек, — тебя я видел,
И ты недаром мне сиял:
Не все я в небе ненавидел,
Не все я в мире презирал».
Анализ стихотворения «Ангел» Пушкина
Великий русский поэт испытывал сильную страсть ко многим женщинам. Одно из первых мест по праву занимает Е. К. Воронцова, с которой поэт познакомился во время Южной ссылки. Именно из-за этого романа Пушкину изменили место ссылки на отцовское имение. Влюбленные были вынуждены скрывать даже свою переписку. Пушкин чрезвычайно тосковал по любимой женщине, рисовал в альбоме ее портреты, посвящал стихотворения. Одним из них стало произведение «Ангел» (1827 г.).
На первый взгляд стихотворение далеко от любовной лирики и посвящено вечному противостоянию добра и зла. Это противостояние принимает у автора своеобразный характер. Вопреки устоявшимся религиозным представлениям поэт допускает некоторое снисхождение по отношению к «демону мрачному». При виде «ангела нежного» даже адский посланник испытывает «умиленье». Демона настолько поражает красота и чистота ангела, что он невольно обращается к нему с просьбой о прощении. В бурном порыве раскаяния он признается: «не все я… ненавидел, не все я… презирал». Таким образом, у Пушкина добро одерживает победу над злом не в результате ожесточенной борьбы, а путем кротости и смирения, что, в принципе, не противоречит христианским канонам.
Произведение адресовано горячо любимой женщине, поэтому в нем явно просматриваются аналогии. Демон — это естественно сам ссыльный вольнодумец. Поэт подвергся позорному наказанию в очень молодом возрасте, находясь во власти романтизма и увлечения Байроном. Пушкин тяжело переживал свою ссылку. Он представлял себя невинно страдающим героем, ожесточившимся на весь мир. В нем бушевал демонический «дух отрицанья, дух сомненья». В этот тяжелый период он знакомится с Воронцовой, которая отвечает на его ухаживания взаимностью. Любовь благотворно действует на изгнанника. Пушкин словно вновь пробуждается для жизни и деятельности. Неудивительно, что поэт, который и так боготворил женщин, видит в любимой настоящего ангела, спасшего его от адской бездны.
Стихотворение «Ангел» было создано, когда влюбленные находились в разлуке уже три года. Поэтому его никак нельзя считать результатом внезапного душевного порыва. У поэта было достаточно времени, чтобы серьезно поразмышлять о своем страстном увлечении и о всех его последствиях. Воронцова действительно помогла Пушкину пережить горечь наказания и духовно переродиться.
«Ангел» — прекрасный пример произведения, в котором любовная лирика мастерски переплетается с религиозным сюжетом.
Ангел
В дверях эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
А демон мрачный и мятежный
Над адской бездною летал.
Дух отрицанья, дух сомненья
На духа чистого взирал
И жар невольный умиленья
Впервые смутно познавал.
«Прости, — он рек, — тебя я видел,
И ты недаром мне сиял:
Не все я в небе ненавидел,
Не все я в мире презирал».
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
«Ангел» А. Пушкин
В дверях эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
А демон мрачный и мятежный
Над адской бездною летал.
Дух отрицанья, дух сомненья
На духа чистого взирал
И жар невольный умиленья
Впервые смутно познавал.
«Прости, – он рек, – тебя я видел,
И ты недаром мне сиял:
Не всё я в небе ненавидел,
Не всё я в мире презирал».
Дата создания: 1827 г.
Анализ стихотворения Пушкина «Ангел»
Знакомство Пушкина с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой – одной из самых очаровательных женщин своего времени – состоялось в 1823 году. Поэт питал к ней нежные чувства на протяжении почти шести лет. На страницах его рукописей найдено около тридцати ее портретов. Ей посвящено множество произведений, среди которых есть настоящие жемчужины интимной лирики – «Талисман», «Сожженное письмо». Черты Воронцовой воплотились в образе Татьяны Лариной из «Евгения Онегина». По воспоминаниям современников, она не отличалась непревзойденной красотой, при этом вокруг нее всегда вились толпы поклонников. Секрет успеха заключался в природном обаянии, взгляде, пронзающем насквозь, приветливости. Кроме того, Елизавета Ксаверьевна обладала тонким художественным вкусом, была талантливой музыкантшей, прекрасно игравшей на портативном органе.
Именно Воронцовой адресовано стихотворение «Ангел», датированное 1827 годом. Оно повествует о вечном противоборстве добра и зла. Перед читателями предстают два полюса – «демон мрачный и мятежный» и «ангел нежный». Встреча «духа отрицанья, духа сомненья» с посланником божьим в корне меняет его мировоззрение. «Дух чистый» вызывает в нем неведомый доселе «жар невольный умиленья». Завершается стихотворение победой добра. Демон констатирует:
…Не всё я в небе ненавидел,
Не всё я в мире презирал.
«Ангел» – ответ на стихотворение «Демон», написанное Пушкиным в 1823 году, во время, когда в душе поэта царил скепсис. «Злой гений», посещающий лирического героя «Демона», олицетворяет глубокую разочарованность в окружающем мире. Он презирает вдохновение, не верит в любовь и свободу, глядит насмешливо на жизнь. Приход демона обозначает перелом в сознании человека, который в молодости был полон мечтами и надеждами, а повзрослев, понял их ничтожность. Стихотворением «Ангел» Пушкин словно провозглашает духовное возрождение, отказ от скептического восприятия действительности, возврат веры.
Рассматриваемый текст можно рассматривать не только в качестве истории противостояния зла и добра, но и как рассказ о любви. Героя, разочаровавшегося в жизни, способно спасти только сильное чувство. Когда на горизонте появляется прекрасная дама, он вновь видит свет, осознает прелесть мира. Его дух воспаряет, становится ближе к небесам. Вероятно, для Пушкина таким ангелом-спасителем стала Воронцова.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Пушкин. Жизнь в цитатах: Лечебно-профилактическое издание
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Пушкин. Жизнь в цитатах
Эта книга придумана для людей, уставших от темной массы деловых текстов с их бесчисленными ‘в соответствии’, ‘вместе с тем’ и ‘представляется целесообразным’.
Для тех, кто желает немного освежить восприятие окружающей действительности благодаря нежной мелодии простых человеческих слов.
Пушкин – странный человек.
С одной стороны – поэт, прозаик и драматург, именуемый то ‘великим’, то ‘величайшим’, ‘солнце русской поэзии’, ‘наше всё’, автор ‘энциклопедии русской жизни’.
С другой стороны – ‘тунеядец’ и ‘отщепенец’, неясное ‘пятно с бакенбардами’, ‘маленький Пушкин с большим пистолетом’, прокравшийся в большую поэзию ‘на тоненьких эротических ножках’ (согласно сочным характеристикам Абрама Терца).
Отпрыск нетитулованного дворянского рода, наделенный дивным даром переваривать в литературу любые впечатления, переживания и житейские обстоятельства.
Странный автор, память о котором надежно завалена венками, бюстами, пошлыми анекдотами и необходимостью писать нелепейшие школьные сочинения.
Выпускник престижного Лицея, предлагавший царю ‘уничтожить экзамены, так как в России все продажно’.
Друг каторжников, называвший правительство ‘единственным европейцем в России’.
Книголюб и книгочей, признававший ‘сладостное внимание женщин’ почти единственной целью всех своих усилий.
Покойник, приглядевшись к писаниям которого его давний приятель Баратынский вдруг с запоздалым удивлением обнаружил: ‘Пушкин – мыслитель! Можно ли было это ожидать?’
О Пушкине написано много – гораздо больше, чем он сам успел написать за всю свою не слишком долгую жизнь.
Существуют пухлые биографии Пушкина, усердные авторы которых умудряются обходиться без текстов поэта.
Существуют многочисленные научные исследования, разжевывающие в девятнадцати томах без абзацев значение каких-нибудь трех пушкинских строк.
Наконец, существуют изумительные по обширности и точности компиляции, в которых можно найти любую цитату из пушкинского наследия и у которых только один существенный недостаток – их невыносимо скучно читать.
С учетом всех этих печальных особенностей составитель постарался ограничиться минимумом собственных слов и лишних пояснений, бессмысленных и неуместных в суетливую эпоху общедоступного Интернета.
Нет никаких причин для того, чтобы начинать чтение этой книги с первых ее страниц.
Можно начать с последнего периода жизни поэта и оптимистично продвигаться в обратном направлении.
А можно начать с середины его творческого пути, основываясь на сделанном им самим в 1825 году признании: ‘Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития. Я могу творить’.
1799–1812 годы. Детство в Москве. Поступление в Лицей
СОБЫТИЯ
Родился в Москве 26 мая 1799 года в семье чиновника Московского комиссариата, светского острослова и поэта- любителя Сергея Львовича Пушкина (1771–1848) и Надежды Осиповны, урожденной Г аннибал (1775–1836).
С 1806 года проводит каждое лето у бабушки в подмосковном селе Захарове.
В 1809 году написаны первые стихи (на французском языке).
В июне 1811 года дядя Василий Львович Пушкин (1766 – 1830) привозит племянника в Петербург.
Пушкин поступает в учрежденный императором Царскосельский лицей, где проводит следующие шесть лет, проживая в комнате № 14.
Самый ранний из известных автографов Пушкина – запись в альбоме одноклассника князя А.М. Г орчакова, сделанная в 1811 или 1812 году.
1813 год. Царскосельский лицей
Так и мне узнать случилось,
Что за птица Купидон;
Сердце страстное пленилось;
Признаюсь – и я влюблен!
И, хоть по уши влюбленный,
Но с тобою разлученный,
Всей надежды я лишен.
(незавершенная поэма)
Нечистый дух искушает одиноко живущего монаха, подкинув в его келью юбку. Помолившись, монах берет искусителя в плен, хочет посадить его в бутылку и кинуть в колодец, но поддается соблазну и соглашается с помощью нечистой силы совершить путешествие в Иерусалим.
Но, лира! стой! – Далеко занесло…
Бесить попов не наше ремесло.
Одушеви перо мое, любовь!
Исполнившись геройскою отвагой,
Опять беру чернильницу с бумагой…
1814 год. Царскосельский лицей
Воспоминания в Царском Селе
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес…
Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет…
О, громкий век военных споров…
И ты промчался, незабвенный!
И вскоре новый век узрел
И брани новые, и ужасы военны;
Страдать – есть смертного удел…
И быстрым понеслись потоком
Враги на русские поля.
Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком,
Дымится кровию земля…
Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед…
К другу стихотворцу
За лаврами спешишь опасною стезей…
Страшися участи бессмысленных певцов,
Нас убивающих громадою стихов.
Все с удовольствием тогда тебя прочтут.
Но мнишь ли, что к тебе рекой уже текут
За то, что ты поэт, несметные богатства,
Что ты уже берешь на откуп государства,
В железных сундуках червонцы хоронишь
И, лежа на боку, покойно ешь и спишь?
Не так, любезный друг, писатели богаты;
Судьбой им не даны ни мраморны палаты,
Ни чистым золотом набиты сундуки:
Лачужка под землей, высоки чердаки —
Вот пышны их дворцы, великолепны залы.
Поэтов – хвалят все, питают – лишь журналы;
Катится мимо их Фортуны колесо;
Родился наг и наг ступает в гроб Руссо;
Камоэнс с нищими постелю разделяет;
Костров на чердаке безвестно умирает,
Руками чуждыми могиле предан он:
Их жизнь – ряд горестей, гремяща слава – сон.
‘Как в церкви вас учу, так вы и поступайте,
Живите хорошо, а мне – не подражайте’.
Подумай обо всем и выбери любое:
Быть славным – хорошо, спокойным – лучше вдвое.
Красавице, которая нюхала табак
Какая странная во вкусе перемена!
… Ах, отчего я не табак.
Раз, полунощной порою,
Сквозь туман и мрак,
Ехал тихо над рекою
Был ей верен две недели,
‘Как могу счастливым быть?
Я не в силах вечно пить’.
‘Вот тебе совет полезный:
Миг блаженства век лови…’
Дома буду горевать
И Наташу вспоминать.
Расправит счастье паруса.
Под вечер, осенью ненастной,
В далеких дева шла местах
И тайный плод любви
Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.
Помогите с анализом стихотворения Пушкина «Ангел»
АНГЕЛ
В дверях эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
А демон мрачный и мятежный
Над адской бездною летал.
Дух отрицанья, дух сомненья
На духа чистого взирал
И жар невольный умиленья
Впервые смутно познавал.
«Прости,- он рек,- тебя я видел,
И ты недаром мне сиял:
Не все я в небе ненавидел,
Не все я в мире презирал».
Стихотворение «Ангел» поэт написал после возвращения из ссылки. В его мироощущении произошел переход от гнетущих и мятежных настроений к
миру и гармонии.
Стихотворение написано традиционным для Пушкина четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой.
Стихотворение построено на антитезе. Демон противопоставлен ангелу, Эдем – адской бездне, дух сомнения и отрицания – чистому духу, неподвижный ангел – летающему демону.
Выразительные средства, которые Пушкин применяет в произведении, подчеркивают этот контраст.
Звукопись стихотворения словно передают музыку небесных сфер.
Ассонансы с «а», «о», «э» наполняют пространство воздухом, бесконечно расширяют его, создавая уникальную атмосферу иного бытия с его особыми законами, существующими вне времени.
Аллитерации с сонорами в описании ангела и повторы согласного «р»при характеристике демона подчёркивают контрастность этих образов.
Стихотворение состоит всего из трёх предложений. В первом есть противительный союз «а», речь идёт о противопоставлении персонажей.
Второе предложение описывает их сближение, неслучайно в нём присутствует соединительный союз «и».
В третьем предложении имеется прямая речь, содержащая обращение демона к ангелу. Это уже разговор — вместо возможной вражды, своеобразное признание в любви на языке, доступном столь гордому существу.
Лексика стихотворения проста, несмотря на то, что она относится к высокому стилю.
Основное средство выразительности – антитеза. Дух добра противопоставлен духу злобы. Их портреты контрастны.
Помимо антитезы конфликтность усиливают эпитеты «ангел нежный», «главой поникшею», «демон мрачный и мятежный»,»смутно познавал»,»жар невольный умиленья».
Усиливают это впечатление устаревшие слова: рек (сказал), главой, взирал.
Присутствует яркая метафора: «жар умиленья».
Инверсии создают особую атмосферу библейских преданий.
Обилие глаголов передаёт динамику душевного движения демона, его молниеносную реакцию на встречу с ангелом.
Произведение «Ангел» стало своеобразным ответом на собственное стихотворение «Демон», написанное четырьмя годами ранее.