не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве

Не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве

Не упустить свою жизнь. Практика осознанности в творчестве

Издано с разрешения Verlag Hermann Schmidt GmbH & Co. KG

Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

German language edition:

Die Kunst, ein kreatives Leben zu führen

© 2013 by Verlag Hermann Schmidt, Germany www.verlag-hermann-schmidt.de

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2019

Я сижу в паруснике и гребу.

Как из гребца мне стать рулевым, из мастера – творцом, из человека в тупике – творческой личностью?

Предисловие. Искусство творческой жизни

Последние несколько месяцев в нашем офисе рядом с кофемашиной стоит чайная чашечка. Ее подарил нам автор этой книги, Франк Берцбах. И порой, когда наваливается множество деловых встреч, писем и рукописей, она будто зовет: «Иди выпей чаю!»

Подобный совет мастер дзен дает своим ученикам, ищущим ответы на важнейшие жизненные вопросы. Найти решение помогает, конечно, не столько бодрящий теин, который содержится в чайных листьях, сколько умиротворение, смена деятельности и возможность отвлечься от накопившихся проблем. Разумеется, сложно найти место для размеренных, ничем не нарушаемых размышлений в череде творческих будней. Мы родились, чтобы постоянно что-то делать. Наш рабочий день состоит из дедлайнов и всё больше поглощает часы отдыха. Вот почему последняя глава бестселлера Франка Берцбаха Kreativität aushalten: Psychologie für Designer («Выдержать творчество: психология для дизайнера». – Здесь и далее прим. ред.) называется «Не работать». Потому что паузы – часть жизни! Это верно и для творческой деятельности.

Вскоре после выхода Kreativität aushalten Франк Берцбах поделился с нами мыслью написать книгу, посвященную концентрации, и мы сразу же поддержали эту идею. Тогда мы договорились о просто немыслимом для книжного бизнеса условии: никаких сроков. Никакого анонсирования, никакой предварительной обложки, никаких выставочных макетов – ничего подобного. Вместо этого было время. Были месяцы, на протяжении которых мы ничего не слышали друг о друге. Были письма – да, такие старомодные бумажные штуки, их приносит почтальон, но это не счета. Они писались от руки, перьевой ручкой, и цвет чернил был разным в зависимости от времени и настроения пишущего. Были выходные и отпуска, не обходящиеся без чтения очередных глав, присланных Франком Берцбахом вместе с нынешним его самым любимым чаем (немного, просто на пробу). Были замечания, были трения – проект развивался. Он рос продуманно. Шаг за шагом.

Никакие рождественские ярмарки, никакие выставки не должны его подгонять – вот что мы пообещали друг другу. Однажды – ни названия, ни текста на обложку у нас по-прежнему не было – появилась Катрин Шаке, которой мы уже были обязаны оформлением Kreativität aushalten. Она не спеша прочла книгу. Прислушалась к себе – и принесла один (да, один-единственный!) эскиз.

Потом всё пошло очень быстро. «Мне понадобилось тридцать лет, чтобы прославиться за одну ночь», – сказал однажды Гарри Белафонте.

Следуй мы всем правилам книгоиздания, эта книга не лежала бы сейчас перед вами. Но всё же вот она. Она радуется вам. Она приглашает вас тихо побеседовать. Спокойно подумать. Переосмыслить те неписаные законы, которые всё время заставляют вас торопиться. Представить, как в повседневной суете не пустить на самотек свой важнейший проект – собственную жизнь!

Мы многому научились, работая над этой книгой. Мы научились слову «нет». Научились не пытаться соответствовать всем ожиданиям, соблюдать все привычные нормы. Научились тому, что работа в подобном раскладе приносит еще больше удовольствия. И за это мы, несомненно, благодарны Франку Берцбаху – мы счастливы, что знаем тебя, дорогой Франк.

Введение. В четырех стенах или между небом и землей?

Как удивительно и прекрасно, что вы родились! Это же почти невообразимая случайность. Двум людям довелось встретиться и заняться любовью как раз в короткий период женской фертильности. Тот сперматозоид, из которого возникли вы, оказался быстрее миллионов других, так что Бог схватил вас за шкирку и вытолкал из рая. И теперь вы, вкусив с древа познания, можете различать добро и зло, но, несмотря на грехопадение, всё же остаетесь созданным «по образу и подобию Божьему». С точки зрения восточной философии есть еще больше причин радоваться: Будда утверждал, что переродиться человеком почти невозможно. Очевидно, в прошлой жизни ваши поступки были безупречны, иначе сидеть бы вам сейчас бройлером в клетке или львом в передвижном зоопарке по примеру героев документального фильма «Земляне»[1]. Однако вы живете в процветающей стране, читаете эту книгу, обладаете, вероятно, лучшей в мире профессией – той, в которой созидательный труд приносит вам средства к существованию.

Как ни взгляни, жизнь – подарок. Где бы ни искать ее начало – в биологии, в случайности, в Боге или колесе сансары, – личное участие человека здесь минимально. Вас не спрашивали, нужна вам эта жизнь или нет. Энди Уорхол записал однажды в дневнике: «Родиться – это то же самое, что быть похищенным». О первых двух-трех годах жизни у вас нет никаких воспоминаний, и без заботы других вам было не выжить. Только благодаря совместному труду этих других (чаще всего, родителей) вы все-таки здесь.

Что теперь с этим делать и станет ли ваша жизнь творческой, зависит от вас! Разумеется, это не только, но прежде всего и ваша заслуга. Пусть человек не всегда кузнец своего счастья, но и не просто жертва случая. Так или иначе, эта книга призвана рассказать о тех областях жизни, творчества и работы, на которые вы можете повлиять. Вероятно, способов этого влияния намного больше, чем вы могли себе представить.

Все это настолько важно, что мы, к сожалению, забываем об этом в нашей повседневной жизни. И только благодаря детской любознательности или жизненным кризисам мы снова начинаем видеть суть вещей. Всегда, когда собственное существование перестает нас устраивать или кажется, что ничего в нашей жизни не происходит, возникает вопрос: «Как нужно жить?» Люди веками ищут ответ на него. Хартмут фон Хентиг[2], автор книг по педагогике и креативности, называл мыслящим человеком того, кто делает в жизни то, что обязан.

Но как именно нужно жить? Эта книга адресована тем, для кого творчество – это образ жизни. О подобных людях Хартмут фон Хентиг писал, что они живут так, как того хотят сами. Поэтому вот главный вопрос данной книги: «Как нам хочется жить?» Задайте его себе, и ваш взгляд на жизнь изменится! Он провокационнее, глубже и скорее способен воодушевить, нежели вопрос о «смысле жизни».

На следующих страницах речь пойдет об опыте, полезном в творчестве, а заодно и о философах, нетрадиционных исследователях, мистиках и писателях из разных уголков мира – о людях однозначно творческих. Творчество – процесс не столько экономический, сколько умозрительный и духовный. И без «духовной» (лат. spiritus) составляющей его весьма сложно воспринять во всем многообразии. Творчество основывается на духовности. Однако, несмотря на все достижения науки, никто до сих пор не сумел объяснить наверняка, откуда именно оно проистекает. Следовательно, в книге не будет ни готовых рецептов, ни образцовых решений. И истинный путь вам тоже никто не укажет!

Источник

Не упустить свою жизнь

не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Смотреть фото не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Смотреть картинку не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Картинка про не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Фото не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве

Эта книга адресована тем, для кого творчество — работа и смысл жизни. Но как творить в мире, где суета поглощает не только рабочие будни, но и часы досуга? Автор подскажет, как сделать жизнь творческого человека еще одним его прекрасным творением.

Издано с разрешения Verlag Hermann Schmidt GmbH & Co. KG

На русском языке публикуется впервые

Не упустить свою жизнь: практика осознанности в творчестве / Франк Берцбах; пер. с нем. Екатерины Крыловой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019.

Эта книга адресована тем, для кого творчество — работа и смысл жизни. Но как творить в мире, где суета поглощает не только рабочие будни, но и часы досуга? Как найти в этой гонке время и настрой для спокойного размышления, без которого творчество немыслимо?

Не упустить свою жизнь скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно

не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Смотреть фото не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Смотреть картинку не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Картинка про не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Фото не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве

Мы считаем себя существами разумными, управляющими своими действиями, потому что обладаем разумом. Наука постоянно говорит нам, что все ближе и ближе подходит к разгадке феномена разума, но так ли это? В книге ставится под сомнение не только способность науки разобраться в этом вопросе, но и объективность уже сделанных ею выводов. В случае, когда объектом изучения является наш мозг и наш разум, а исследовательским инструментом является тот же самый мозг и тот же самый разум, результат вряд ли может быть объективным…

не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Смотреть фото не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Смотреть картинку не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Картинка про не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Фото не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве

Георгий Бовт – российский политолог и журналист, он работал в газетах «Коммерсантъ», «Сегодня», был шеф-редактором «Известий», главным редактором журнала «Профиль»; Г. Бовт известен и как ведущий ряда популярных программ на радио.

В своей книге Георгий Бовт затрагивает тему, которая широко обсуждается сегодня в России, – возможна ли «жизнь после Путина». Для начала автор показывает, как действует система путинской власти, как работает правительство, как принимаются решения в Думе, на каких принципах строятся отношения с Западом, насколько эффективно путинский режим справляется с последствиями санкций против России, какие меры предпринимаются для поддержки населения.

не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Смотреть фото не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Смотреть картинку не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Картинка про не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Фото не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве

«Лайфхаки счастливых людей» – это 50 советов, которые помогут вам испытывать радость каждый день, получать удовольствие от жизни, меньше беспокоиться и переживать. Некоторые советы удивят вас больше, чем другие, но каждый обязательно вдохновит на изменения. Сложите все 50 лайфхаков вместе, и вы получите отличный рецепт счастливой жизни.

В формате pdf A4 сохранен издательский дизайн.

не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Смотреть фото не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Смотреть картинку не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Картинка про не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Фото не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве

«Те, кто бросили обучение ради построения бизнеса» — весьма модная тема. Эти 15-20 имён, крутящиеся в интернете, почему-то убеждают большой процент людей в бессмысленности образования.

Я не говорю, что образование имеет смысл; просто способ убеждаться в его несостоятельности — совершенно идиотский. Тех, кто достиг успеха, окончив образование — на дикие порядки больше. Так что жалким неудачникам, неспособным сдать семестровые экзамены, пожалуй, не стоит обольщаться и надеяться стать вторым Биллом Гейтсом. Особенно в наше время.

не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Смотреть фото не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Смотреть картинку не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Картинка про не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Фото не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве

Первый выпуск нового альманаха (пилотный выпуск вышел в 2011 г.), который издается к 190-летию Института востоковедения РАН и 80-летию доктора исторических наук, профессора, академика РАЕН Л.И. Медведко (в прошлом – разведчика), включает статьи, посвященные попыткам урегулирования самого длительного конфликта века на Большом Ближнем Востоке, а также влиянию на международную политику глобального экономического кризиса. Анализируется и феномен ближневосточных «цветных революций» (включая конфликт вокруг Ливии). Авторы обсуждают актуальные проблемы, важные для национально-государственной безопасности России и стран СНГ.

Для всех, кто интересуется современной историей и политикой.

не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Смотреть фото не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Смотреть картинку не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Картинка про не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Фото не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве

Первая книга, посвященная проблемам психологической адаптации российских женщин и их детей в эмиграции. Психологические эссе написаны автором на базе данных наблюдений и интервью, проведенных во время научных экспедиций во Францию, где она работала над проектом «Пути социализации детей российских эмигрантов во Франции» (1998–2000).

Книга предназначена главным образом для родителей – реальных и потенциальных эмигрантов, а также для психологов, педагогов, журналистов и государственных служащих, в чью обязанность входит курирование вопросов миграций. Она будет, безусловно, интересна всем женщинам, стремящимся гармонично реализовать себя в условиях резких социальных изменений. Самая авангардная книга о воспитании.

не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Смотреть фото не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Смотреть картинку не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Картинка про не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Фото не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве

По большому счету, человеку на Земле придуманы лишь две главные роли: Мужчины и Женщины. Можно становится кем угодно и моделировать тысячи ситуаций, быть невероятно успешным, но оставаться бесконечно одиноким только потому, что кто-то так и не смог понять — для чего Эта Женщина или Этот Мужчина пришел в его жизнь. Так бывает. Все в человеке хорошо: и лицо, и мысли, и намерения… А половинка все не находится, а жизнь все не складывается… А может быть нужно начать с себя? Посмотреть на свою жизнь другими глазами? Именно это и делает на страницах книги её героиня. «Путеводитель по мужчине и его окрестностям» написана предельно откровенно, порой даже слишком откровенно… Наверное, потому что совет — это всегда исповедь… Впрочем, кому дано измерить пределы наших откровений. Несмотря на то, что книга написана легко, ярко, сочно и увлекательно, она сочинялась не для того, чтобы развлекать, она создавалась совсем с другими намерениями. Автору очень хотелось, чтобы у вас появился повод задуматься, что-то переиначить, кого-то впустить в свою жизнь или, наоборот, от кого-то освободить её навсегда… А значит, дать себе шанс стать немного счастливее…

Источник

Рецензии на книгу « Не упустить свою жизнь. Практика осознанности в творчестве » Франк Берцбах

не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Смотреть фото не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Смотреть картинку не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Картинка про не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Фото не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве

не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Смотреть фото не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Смотреть картинку не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Картинка про не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Фото не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве

Книга специфическая. Это не популярно-практическая психология творчества и не мотивирующая литература. Это скорее популярная философия творчества. Со всеми отсюда вытекающими.

Один раз прочесть можно, но лично я вряд ли буду перечитывать. Прочиталось легко, но ни одна мысль не запомнилась. Много самоочевидного, много того, о чем я уже не раз читала.

Если вы только начинаете задумываться о роли творчества в своей жизни, пожалуй, эта книга будет вам очень полезна. Если же вы уже читали мотивирующую литературу для творческих людей, то не уверена, что на эту книгу стоит тратить время и деньги.

Прикрепляю изображения разворотов книги

не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Смотреть фото не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Смотреть картинку не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Картинка про не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Фото не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве

не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Смотреть фото не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Смотреть картинку не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Картинка про не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Фото не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве

«Помни: Бог — прямо здесь, среди кухонной утвари, и он помогает тебе решать задачи и внутри, и вне тебя».

Эта мысль, принадлежащая Терезе Авильской, испанской монахине и писательнице, засела глубоко в моей голове и не дала оставить чтение этой совсем непростой и неоднозначной книги о необходимости пауз и неспешного осмысления деталей нашей жизни. Книга о творческом труде, его значимости и обо всём, что его окружает, способствует и препятствует.
Я бы назвала «Не упустить свою жизнь» качественной философией творчества, но философией именно авторской и очень субъективной, поскольку с некоторыми утверждениями не могла согласиться сама.
Франк Берцбах в очередной раз обращается к уже избитому, на мой взгляд, понятию осознанности, говоря о ее важности и путях достижения, рассуждает на тему влияния быта и условий труда на его результаты, о разочарованиях, беге от себя и проблеме выбора для современного человека. Очень много отсылок к классикам: писателям, педагогам и философам: С. Бовуар, И. В. Гёте, Ж.П. Сартр, В. Шмидт. Красной нитью через весь текст проходят темы дзен- буддизма. В продолжение этого, с большим уважением автор рассуждает о медитации, сопоставляя её (с выигрышной позицией) с общением, потреблением, спортом и сопоставление это выглядит довольно спорным. А впрочем, каждое мнение имеет право на жизнь. Несколько интересных идей из заметок, оставленных при чтении:

«Как же странно… что людям недоступно не только невозможное, но и многое из возможного».» И. В. Гёте

«Кто не пытается проявить себя, тот упускает возможность познать самого себя». П. Биери

«Кто хочет молчать, должен учиться слушать.» Ф. Берцбах

«Вы даете знать другим, что происходит в вас». Пол Экман

«Чем лучше становится техника, тем выше и способность репетировать, не впадая в скуку.» И. Штерн

«Средства для получения этой энергии известны: физическая активность, правильная еда, крепкий сон и хорошие сновидения, медитация, наслаждение жизнью, чтение, богатый впечатлениями опыт. Если кому-то трудно сдвинуться с места, в его распоряжении такие сильные двигатели, как юмор, радость, природа». С. Нахманович

«Будь уверен, что сидя сложа руки и вперив взгляд в белые стены, ты преобразишь всё. Всё. Никакая это не метафора. Никакое не преувеличение. Это данность».» Б. Уорнер (о медитации)

«В кофейню идут, когда хотят остаться в одино­честве, нуждаясь для этого в обществе». А. Польгар

не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Смотреть фото не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Смотреть картинку не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Картинка про не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Фото не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве

не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Смотреть фото не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Смотреть картинку не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Картинка про не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве. Фото не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве

О содержании говорить не стоит, каждый сам для себя решит нужна ему эта книга и принесла ли она ему пользу.
А вот о качестве стоит поговорить. Бумага хорошая и оформление приятное.

Для кого
для творческих профессионалов

От автора
Всегда, когда собственное существование перестает нас устраивать или кажется, что ничего в нашей жизни не происходит, возникает вопрос: «Как нужно жить?» Ответ на него люди ищут столетия. Хартмут фон Хентиг называл мыслящим человеком того, кто делает то, что нужно.

Источник

Читать “Не упустить свою жизнь. Практика осознанности в творчестве”

Не упустить свою жизнь. Практика осознанности в творчестве

Я сижу в паруснике и гребу.
Пьеро Феруччи


Как из гребца мне стать рулевым, из мастера — творцом, из человека в тупике — творческой личностью?
Никлаус Бранчен

Информация от издательства

Издано с разрешения Verlag Hermann Schmidt GmbH & Co. KG

На русском языке публикуется впервые

Не упустить свою жизнь: практика осознанности в творчестве / Франк Берцбах; пер. с нем. Екатерины Крыловой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019.

Эта книга адресована тем, для кого творчество — работа и смысл жизни. Но как творить в мире, где суета поглощает не только рабочие будни, но и часы досуга? Как найти в этой гонке время и настрой для спокойного размышления, без которого творчество немыслимо?

Франк Берцбах предлагает свой собственный способ решения проблем творческого и эмоционального выгорания, основанный на опыте писателей, художников, музыкантов, монахов и мыслителей. Он рассматривает причины, вызывающие подобные кризисы, и выясняет, как сделать жизнь творческого человека еще одним его прекрасным творением.

Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

German language edition:

Die Kunst, ein kreatives Leben zu führen

© 2013 by Verlag Hermann Schmidt, Germany www.verlag-hermann-schmidt.de

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2019

Предисловие. Искусство творческой жизни

Последние несколько месяцев в нашем офисе рядом с кофемашиной стоит чайная чашечка. Ее подарил нам автор этой книги, Франк Берцбах. И порой, когда наваливается множество деловых встреч, писем и рукописей, она будто зовет: «Иди выпей чаю!»

Подобный совет мастер дзен дает своим ученикам, ищущим ответы на важнейшие жизненные вопросы. Найти решение помогает, конечно, не столько бодрящий теин, который содержится в чайных листьях, сколько умиротворение, смена деятельности и возможность отвлечься от накопившихся проблем. Разумеется, сложно найти место для размеренных, ничем не нарушаемых размышлений в череде творческих будней. Мы родились, чтобы постоянно что-то делать. Наш рабочий день состоит из дедлайнов и всё больше поглощает часы отдыха. Вот почему последняя глава бестселлера Франка Берцбаха Kreativität aushalten: Psychologie für Designer («Выдержать творчество: психология для дизайнера». — Здесь и далее прим. ред.) называется «Не работать». Потому что паузы — часть жизни! Это верно и для творческой деятельности.

Вскоре после выхода Kreativität aushalten Франк Берцбах поделился с нами мыслью написать книгу, посвященную концентрации, и мы сразу же поддержали эту идею. Тогда мы договорились о просто немыслимом для книжного бизнеса условии: никаких сроков. Никакого анонсирования, никакой предварительной обложки, никаких выставочных макетов — ничего подобного. Вместо этого было время. Были месяцы, на протяжении которых мы ничего не слышали друг о друге. Были письма — да, такие старомодные бумажные штуки, их приносит почтальон, но это не счета. Они писались от руки, перьевой ручкой, и цвет чернил был разным в зависимости от времени и настроения пишущего. Были выходные и отпуска, не обходящиеся без чтения очередных глав, присланных Франком Берцбахом вместе с нынешним его самым любимым чаем (немного, просто на пробу). Были замечания, были трения — проект развивался. Он рос продуманно. Шаг за шагом.

Никакие рождественские ярмарки, никакие выставки не должны его подгонять — вот что мы пообещали друг другу. Однажды — ни названия, ни текста на обложку у нас по-прежнему не было — появилась Катрин Шаке, которой мы уже были обязаны оформлением Kreativität aushalten. Она не спеша прочла книгу. Прислушалась к себе — и принесла один (да, один-единственный!) эскиз.

Потом всё пошло очень быстро. «Мне понадобилось тридцать лет, чтобы прославиться за одну ночь», — сказал однажды Гарри Белафонте.

Следуй мы всем правилам книгоиздания, эта книга не лежала бы сейчас перед вами. Но всё же вот она. Она радуется вам. Она приглашает вас тихо побеседовать. Спокойно подумать. Переосмыслить те неписаные законы, которые всё время заставляют вас торопиться. Представить, как в повседневной суете не пустить на самотек свой важнейший проект — собственную жизнь!

Мы многому научились, работая над этой книгой. Мы научились слову «нет». Научились не пытаться соответствовать всем ожиданиям, соблюдать все привычные нормы. Научились тому, что работа в подобном раскладе приносит еще больше удовольствия. И за это мы, несомненно, благодарны Франку Берцбаху — мы счастливы, что знаем тебя, дорогой Франк.

Спасибо!
Карин и Бертрам Шмидт-Фридерикс

Введение. В четырех стенах или между небом и землей?

Как удивительно и прекрасно, что вы родились! Это же почти невообразимая случайность. Двум людям довелось встретиться и заняться любовью как раз в короткий период женской фертильности. Тот сперматозоид, из которого возникли вы, оказался быстрее миллионов других, так что Бог схватил вас за шкирку и вытолкал из рая. И теперь вы, вкусив с древа познания, можете различать добро и зло, но, несмотря на грехопадение, всё же остаетесь созданным «по образу и подобию Божьему». С точки зрения восточной философии есть еще больше причин радоваться: Будда утверждал, что переродиться человеком почти невозможно. Очевидно, в прошлой жизни ваши поступки были безупречны, иначе сидеть бы вам сейчас бройлером в клетке или львом в передвижном зоопарке по примеру героев документального фильма «Земляне»[1]. Однако вы живете в процветающей стране, читаете эту книгу, обладаете, вероятно, лучшей в мире профессией — той, в которой созидательный труд приносит вам средства к существованию.

Как ни взгляни, жизнь — подарок. Где бы ни искать ее начало — в биологии, в случайности, в Боге или колесе сансары, — личное участие человека здесь минимально. Вас не спрашивали, нужна вам эта жизнь или нет. Энди Уорхол записал однажды в дневнике: «Родиться —

Источник

Не упустить свою жизнь практика осознанности в творчестве

Если вам понравилась книга, вы можете купить ее электронную версию на litres.ru

Не упустить свою жизнь. Практика осознанности в творчестве

Как из гребца мне стать рулевым, из мастера — творцом, из человека в тупике — творческой личностью?

Предисловие. Искусство творческой жизни

Последние несколько месяцев в нашем офисе рядом с кофемашиной стоит чайная чашечка. Ее подарил нам автор этой книги, Франк Берцбах. И порой, когда наваливается множество деловых встреч, писем и рукописей, она будто зовет: «Иди выпей чаю!»

Подобный совет мастер дзен дает своим ученикам, ищущим ответы на важнейшие жизненные вопросы. Найти решение помогает, конечно, не столько бодрящий теин, который содержится в чайных листьях, сколько умиротворение, смена деятельности и возможность отвлечься от накопившихся проблем. Разумеется, сложно найти место для размеренных, ничем не нарушаемых размышлений в череде творческих будней. Мы родились, чтобы постоянно что-то делать. Наш рабочий день состоит из дедлайнов и всё больше поглощает часы отдыха. Вот почему последняя глава бестселлера Франка Берцбаха Kreativität aushalten: Psychologie für Designer («Выдержать творчество: психология для дизайнера». — Здесь и далее прим. ред.) называется «Не работать». Потому что паузы — часть жизни! Это верно и для творческой деятельности.

Вскоре после выхода Kreativität aushalten Франк Берцбах поделился с нами мыслью написать книгу, посвященную концентрации, и мы сразу же поддержали эту идею. Тогда мы договорились о просто немыслимом для книжного бизнеса условии: никаких сроков. Никакого анонсирования, никакой предварительной обложки, никаких выставочных макетов — ничего подобного. Вместо этого было время. Были месяцы, на протяжении которых мы ничего не слышали друг о друге. Были письма — да, такие старомодные бумажные штуки, их приносит почтальон, но это не счета. Они писались от руки, перьевой ручкой, и цвет чернил был разным в зависимости от времени и настроения пишущего. Были выходные и отпуска, не обходящиеся без чтения очередных глав, присланных Франком Берцбахом вместе с нынешним его самым любимым чаем (немного, просто на пробу). Были замечания, были трения — проект развивался. Он рос продуманно. Шаг за шагом.

Никакие рождественские ярмарки, никакие выставки не должны его подгонять — вот что мы пообещали друг другу. Однажды — ни названия, ни текста на обложку у нас по-прежнему не было — появилась Катрин Шаке, которой мы уже были обязаны оформлением Kreativität aushalten. Она не спеша прочла книгу. Прислушалась к себе — и принесла один (да, один-единственный!) эскиз.

Потом всё пошло очень быстро. «Мне понадобилось тридцать лет, чтобы прославиться за одну ночь», — сказал однажды Гарри Белафонте.

Следуй мы всем правилам книгоиздания, эта книга не лежала бы сейчас перед вами. Но всё же вот она. Она радуется вам. Она приглашает вас тихо побеседовать. Спокойно подумать. Переосмыслить те неписаные законы, которые всё время заставляют вас торопиться. Представить, как в повседневной суете не пустить на самотек свой важнейший проект — собственную жизнь!

Мы многому научились, работая над этой книгой. Мы научились слову «нет». Научились не пытаться соответствовать всем ожиданиям, соблюдать все привычные нормы. Научились тому, что работа в подобном раскладе приносит еще больше удовольствия. И за это мы, несомненно, благодарны Франку Берцбаху — мы счастливы, что знаем тебя, дорогой Франк.

Карин и Бертрам Шмидт-Фридерикс

Введение. В четырех стенах или между небом и землей?

Как удивительно и прекрасно, что вы родились! Это же почти невообразимая случайность. Двум людям довелось встретиться и заняться любовью как раз в короткий период женской фертильности. Тот сперматозоид, из которого возникли вы, оказался быстрее миллионов других, так что Бог схватил вас за шкирку и вытолкал из рая. И теперь вы, вкусив с древа познания, можете различать добро и зло, но, несмотря на грехопадение, всё же остаетесь созданным «по образу и подобию Божьему». С точки зрения восточной философии есть еще больше причин радоваться: Будда утверждал, что переродиться человеком почти невозможно. Очевидно, в прошлой жизни ваши поступки были безупречны, иначе сидеть бы вам сейчас бройлером в клетке или львом в передвижном зоопарке по примеру героев документального фильма «Земляне» [«Земляне» (англ. Earthlings) — документальный фильм 2005 года о проблеме эксплуатации животных людьми для одомашнивания, развлечений, научных исследований или с целью производства одежды и пищи. Режиссером фильма выступил зоозащитник Шон Монсон. // Здесь и далее все постраничные сноски даются в квадратных скобках [№]. Примечания, написанные переводчиком, даны с пометой перев.; примечания, сделанные редактором, — с пометой ред.; авторские примечания — без какой-либо пометы. ]. Однако вы живете в процветающей стране, читаете эту книгу, обладаете, вероятно, лучшей в мире профессией — той, в которой созидательный труд приносит вам средства к существованию.

Как ни взгляни, жизнь — подарок. Где бы ни искать ее начало — в биологии, в случайности, в Боге или колесе сансары, — личное участие человека здесь минимально. Вас не спрашивали, нужна вам эта жизнь или нет. Энди Уорхол записал однажды в дневнике: «Родиться — это то же самое, что быть похищенным». О первых двух-трех годах жизни у вас нет никаких воспоминаний, и без заботы других вам было не выжить. Только благодаря совместному труду этих других (чаще всего, родителей) вы все-таки здесь.

Что теперь с этим делать и станет ли ваша жизнь творческой, зависит от вас! Разумеется, это не только, но прежде всего и ваша заслуга. Пусть человек не всегда кузнец своего счастья, но и не просто жертва случая. Так или иначе, эта книга призвана рассказать о тех областях жизни, творчества и работы, на которые вы можете повлиять. Вероятно, способов этого влияния намного больше, чем вы могли себе представить.

Все это настолько важно, что мы, к сожалению, забываем об этом в нашей повседневной жизни. И только благодаря детской любознательности или жизненным кризисам мы снова начинаем видеть суть вещей. Всегда, когда собственное существование перестает нас устраивать или кажется, что ничего в нашей жизни не происходит, возникает вопрос: «Как нужно жить?» Люди веками ищут ответ на него. Хартмут фон Хентиг [Хартмут фон Хентиг (нем. Hartmut von Hentig, род. 1925) — немецкий просветитель, публицист, представитель реформаторской педагогики.], автор книг по педагогике и креативности, называл мыслящим человеком того, кто делает в жизни то, что обязан.

Но как именно нужно жить? Эта книга адресована тем, для кого творчество — это образ жизни. О подобных людях Хартмут фон Хентиг писал, что они живут так, как того хотят сами. Поэтому вот главный вопрос данной книги: «Как нам хочется жить?» Задайте его себе, и ваш взгляд на жизнь изменится! Он провокационнее, глубже и скорее способен воодушевить, нежели вопрос о «смысле жизни».

На следующих страницах речь пойдет об опыте, полезном в творчестве, а заодно и о философах, нетрадиционных исследователях, мистиках и писателях из разных уголков мира — о людях однозначно творческих. Творчество — процесс не столько экономический, сколько умозрительный и духовный. И без «духовной» (лат. spiritus) составляющей его весьма сложно воспринять во всем многообразии. Творчество основывается на духовности. Однако, несмотря на все достижения науки, никто до сих пор не сумел объяснить наверняка, откуда именно оно проистекает. Следовательно, в книге не будет ни готовых рецептов, ни образцовых решений. И истинный путь вам тоже никто не укажет!

Тут не пойдет речь о творческих техниках или мудреном научном постижении свойств мозга. Как и в моей первой книге Kreativität aushalten, мы поговорим об искусстве познания, уже пережившем и моду, и тренды. Мы попытаемся вернуть актуальность «несовременным» темам. Они не только будут полезны на пути созидания целостной концепции своей жизни и работы, но и заставят размышлять. «Многие упорствуют в отношении однажды проложенного пути, немногие — в отношении цели», — сказал Фридрих Ницше в книге «Человеческое, слишком человеческое». Я хочу открыть вам те новые пути, которые зачастую на самом деле стары, но несправедливо забыты; по ним вы приблизитесь к целям творческой жизни.

Для творчества важны паузы, иначе оно превращается только в труд на рабочем месте. Но творчество — это гораздо больше, чем решение рабочих задач. Наша личная и профессиональная жизнь ведут борьбу между землей и небесами: в четырех стенах офиса им будет мало пространства для маневра. Возможно, Франц Кафка был прав: в нашей жизни «есть цель, но нет пути; то, что мы называли путем, — это промедление».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *