не побежденные ленинградцы стали символом стойкости и стремления к жизни

В годовщину снятия блокады Россия вспоминает мужество ленинградцев

Мужество простых ленинградцев стало беспримерным в истории человечества. Они работали под артобстрелами, терпели страшные морозы и выживали, несмотря на постоянный голод.

Все, что мог получить житель осажденного Ленинграда по талонам, – 125 граммов хлеба на человека в день. И эти крохи стали настоящим символом стойкости ленинградцев.

872 дня длилась блокада. 3 миллиона человек жили в Ленинграде до того, как фашисты взяли город в кольцо, только около 550 тысяч ленинградцев выжили. Петербуржцы сегодня говорят о личном горе, которое затронуло каждую семью.

Ноябрь-декабрь 41-го года – самое тяжелое время для ленинградцев.

После бомбежки Бадаевских складов в городе начался мучительный голод. Запасы продовольствия сгорели дотла. Три тысячи тонн муки, две с половиной тонны сахара. Земля на пепелище стала сладкой.

В Петербурге уважение к продуктам и особенно к кусочку блокадного хлеба прививают с детства.

В Крыму в день прорыва блокады провели театрализованную акцию памяти.

О блокадном хлебе как о символе героизма ленинградцев крымчане говорили сквозь слезы.

Уроки блокадной истории прошли во всех городах России. Для студентов вузов и колледжей, для школьников и воспитанников детских домов. Все они с гордостью вспоминали о беспрецедентном мужестве жителей Ленинграда.

Наталья Борисовна вспоминает, что даже в осажденном городе работали кинотеатры. Только ей, спортсменке, хотелось не в кино, а на теннисный корт. А с голодом помогали бороться две маленькие грядки, разбитые прямо на стадионе.

Эту силу духа и героизм простых жителей не забыть никогда. Символом этого по праву стали 125 граммов блокадного хлеба. Дневная норма ленинградцев, которая спасла многим жизнь.

Источник

Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

ЕГЭ-2015 Вариант 29

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)В старину русские люди считали, что у жилого дома есть свой покровитель, хранитель дома — домовой, который живёт за печью. (2)Если домового рассер­дить, у хозяев начинались неприятности: пропадали вещи, дымила печь, возника­ли ссоры. (3) при переезде в новый дом первым делом хозяин приглашал туда домового.

1) В старину от поведения домового, жившего за печью, зависело благополучие хозяев дома.

2) В старину русские люди считали, что у жилого дома есть свой покровитель — домовой, который мог причинять неприятности.

3) При переезде в новый дом хозяин, стараясь избежать семейных неприятностей, при­глашал домового первым войти в избу.

4) Чтобы не случалось у хозяев дома неприятностей, нужно не сердить домового.

5) Чтобы в новом доме жизнь складывалась удачно, хозяин, опасаясь неприятностей, в первую очередь приглашал в него домового, издавна считавшегося хранителем очага.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

наоборот во-первых таким образом поэтому итак

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова ДОМ. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 3. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи

1) Жилое (или для учреждения) здание. Каменный д. Дойти до дома. Вышел из дома. Флаг на доме. Сбежался весь д. (все живущие в доме).

2) Свое жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Дойти до дому. Выйти из дому. Родной д. Принять в д. кого-н. Мы знакомы домами (наши семьи бы­вают друг у друга). Хлопотать по дому. У матери на руках весь д.

3) (мн. нет). Место, где живут люди, объединённые общими интересами, условиями су­ществования. Общеевропейский д. Родина — наш общий д.

4) чего или какой. Учреждение, заведение, обслуживающее какие-н. общественные нуж­ды. Д. отдыха. Д. творчества. Д. учёных. Д. ветеранов сцены. Торговый д. (название нек-рых торговых фирм). Д. моделей. Д. мебели. Д. обуви. Д. торговли (названия боль­ших магазинов).

5) Династия, род. Царствующий д. Д. Романовых.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

рвалА квАртал тамОжня жалюзИ дОнизу

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

КОРНЕВАЯ система берёзы отличается большой мощью. Хочу РАЗМЕСТИТЬ вашу статью в очередном номере журнала.

Дьяк прочитал ЦАРСКИЙ указ.

В Ипатьевской летописи 4 апреля 1147 года является датой первого УПОМИНАНИЯ о Москве.

Мехмед II Фатих был одним из самых выдающихся правителей государства османов, со­четавших непреклонную волю и проницательный ум с коварством, ЖЕСТОКОСТЬЮ и необузданным властолюбием.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

грамотные БУХГАЛТЕРЫ ПЯТИДЕСЯТЬЮ рублями менее ДОСТУПНЫЙ ЯРЧАЙШИЙ пример ЧЕТВЕРО медвежат

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

A) Гринёв сказал, что я подарил Пугачёву заячий тулуп.

Б) Вера Игнатьевна Мухина, известный советский скульптор, создал мону­мент «Рабочий и колхозница».

B) Вернувшийся отряд Давыдова в лагерь привел с собой пленных францу­зов.

Г) Читателю интересны не только чувства героев романа, а также их по­ступки.

Д) Находясь в эмиграции, у писателя родилась дочь.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с косвенной речью

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпи­шите это слово, вставив пропущенную букву.

заж. гает забл. стал р. внина машиностр…ение кат. лог

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Вы­пишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра..дарить, и…кушение пр…чудливый, пр…хотливый пр..небрегать, пр. кусить

пр. медление, з. стрелил от. брать, н. дпилить

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

гор. вать никел…вый топл… вный кра…вой ноч…вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

сберега. мый удивля…шься наруш…нный увид…тесь опиш…шь

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ты моя песня, пока ещё (не)спетая.

Щуря (не)привыкшие к солнцу глаза, люди выходили из подвала.

Степан (не)приучен был слушать женские советы.

Громкие речи отнюдь (не)всегда признак ума.

(Не)побеждённые ленинградцы стали символом стойкости и стремлениям жизни.

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ПЕРВЫЕ дни зимы (В)СЛЕД за сильными ветрами начались мощные снегопады. (В)СЛЕДСТВИЕ того что тело змеи необычайно гибко, она может легко проникнуть в лю­бую нору, а ТАК(ЖЕ) легко взобраться на дерево.

ЧТО(БЫ) наши гости не заблудились в темноте, мы пошли им (НА)ВСТРЕЧУ. (В)ТЕЧЕНИЕ часа клоуны развлекали публику, и* (ВО)ВРЕМЯ представления то и дело звучали аплодисменты.

(В)ПЕРЕДИ Челкашу улыбался солидный заработок, и он мечтал, как загуляет завтра (ПО)УТРУ.

14. Укажите цифры, на месте которых пишется Н.

Бывшая партизанка, Ольга Григорьевна, хрупкая женщина с точё(1)ым профилем, была дважды контуже(2)а, ране(3)а, но никогда не покидала её убеждё(4)ость в том, что невозможно отсиживаться в тылу, пока фашисты топчут русскую землю.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поста­вить ОДНУ запятую?

1) Чайковский без остатка отдал своё сердце лесам и деревушкам России околицам тро­пинкам и песням.

2) Творения художников-северян простонародны и бесхитростны по композиции голоси­сты и одновременно скромны по своим краскам.

3) Празднование Покрова стало на Руси одним из торжественных и любимых крестьян­ских праздников.

4) Дни и ночи месяцы и годы столетия и тысячелетия безвозвратно уносит река жизни.

5) Светало и первые петушиные крики всё уверенней и звонче раздавались в разных мес­тах деревни.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Поэты (1) пытаясь передать непостижимую красоту храма Покрова на Hepли (2) сравнивают его с парусом (3) уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени (4) упо­добляют (5) уплывающей в бесконечность мироздания (6) лучистой безмолвной звезде.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Сила воли (1) как известно (2) одна из главных черт характера человека. Нередко да­же (3) говорят (4) «характер» вместо «сила воли», и это не случайно. Ведь (5) от того, на­сколько в человеке развита сила воли, зависит то, как он сможет реализовать другие свои качества.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей Боголюбский (1) скорбел об убитом врагами сыне (2) в память (3) о котором (4) он и построил храм Покрова на Нерли.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Шведы постоянно опустошали озёрный русский север (1) и (2) когда в Северной войне боевое счастье улыбнулось войскам Петра Первого (3) то (4) в ознаменование избавления от всегдашней угрозы (5) была выстроена Преображенская церковь.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. (2)Поднялась тихая луна над руи­нами, над заснеженными пепелищами. (3)И никак не верилось, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краёв многострадальный город. (4)Это не затишье, здесь наступил мир — глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда.

(5)И в эту-то ночь неподалеку от подвала, где размещался их штаб полка, занялся пожар. (6)Вчера никто бы не обратил на него внимания — бои идут, земля горит, — но сейчас пожар нарушал мир, все кинулись к нему.

(7)Горел немецкий госпиталь, четырёхэтажное деревянное здание. (8)Горел вместе с ра­неными. (9)Ослепительно золотые, трепещущие стены обжигали на расстоянии, теснили толпу. (Ю)Она, обмершая, заворожённая, подавленно наблюдала, как внутри, за окнами, в раскалён­ных недрах, время от времени что-то обваливается — тёмные куски. (11)И каждый раз, как это случалось, по толпе из конца в конец проносился вздох горестный и сдавленный — то падали вместе с койками немецкие раненые из лежачих, что не могли подняться и выбраться.

(12)А многие успели выбраться. (13)Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.

(14)Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обречённым ужасом единственный глаз. (15)Он в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода. (16)Его дрожь невольно передается Аркадию Кирилловичу, упрятанному в тёплый полушубок.

(17)Он оторвался от сияющего пожарища, стал оглядываться — кирпично раскалённые лица, русские и немецкие вперемешку. (18)У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и покорной беспомощности. (19)Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.

(20)В эти секунды Аркадий Кириллович понял простое: ни вывихи истории, ни ожесто­чённые идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия — ничто не вытравит в людях человеческое. (21)Его можно подавить, но не уничтожить. (22)Под спудом в каждом нерастра­ченные запасы доброты — открыть их, дать им вырваться наружу! (23)И тогда. (24)Вывихи истории — народы, убивающие друг друга, реки крови, сметённые с лица земли города, растоп­танные поля. (25)Но историю-то творит не господь бог— её делают люди! (26)Выпустить на свободу из человека человеческое — не значит ли обуздать беспощадную историю?

(27)Жарко золотились стены дома, багровый дым нёс искры к холодной луне, окутывал её. (28)Толпа в бессилье наблюдала. (29)И дрожал возле плеча немец с обмотанной головой, с тлеющим из-под бинтов единственным глазом. (ЗО)Аркадий Кириллович стянул в тесноте с се­бя полушубок, накинул на плечи дрожащего немца.

(31)Аркадий Кириллович не доглядел трагедию до конца, позже узнал — какой-то немец на костылях с криком кинулся из толпы в огонь, его бросился спасать солдат-татарин. (32)Горящие стены обрушились, похоронили обоих.

(33) В каждом нерастраченные запасы человечности.

(34) Бывший гвардии капитан стал учителем. (35)Аркадий Кириллович ни на минуту не забывал перемешанную толпу бывших врагов перед горящим госпиталем, толпу, охваченную общим страданием. (36)И безызвестного солдата, кинувшегося спасать недавнего врага, тоже помнил. (37)Он верил — каждый из его учеников станет запалом, взрывающим вокруг себя лёд недоброжелательства и равнодушия, освобождающим нравственные силы. (38)Историю делают люди.

Владимир Федорочи Тендряков (1923-1984) — русский советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравтвенных проблемах современной ему жизни.

20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Во время сражений с фашистами, особенно таких кровопролитных, как Сталинград­ская битва, ни о какой человечности не могло быть и речи.

2) Ожесточённые идеи сбесившихся маньяков способны вытравить в людях всё человече­ское, сделать их непримиримыми врагами.

3) Ничто не может в людях вытравить, подавить милосердие, сострадание.

4) Никакие силы не способны уничтожить в людях запасы человечности, сострадания.

5) Русские солдаты были безучастными зрителями разыгравшейся трагедии — пожара в немецком госпитале.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) 14-15 предложения текста содержат описательный фрагмент.

2) Предложение 31 содержит обоснование к суждению, высказанному в предложении 19.

3) В предложениях 20-26 содержится повествование.

4) Предложения 1-4 содержат описание с элементами рассуждения.

5) В предложениях 27-29 содержатся примеры, поясняющие утверждение, сформулиро­ванное в предложении 4.

22. Из предложений 17-19 выпишите контекстные антонимы.

23. Среди предложений 12-16 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помо­щи притяжательного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого пред­ложения.

24. «Описывая трагедию, разыгравшуюся в немецком госпитале, В. Тендряков использует такой синтаксический приём, как (А) _______ (предложения 7—8), а троп (Б)______ («ослепительно золотые, трепещущие стены» в предложении 9) помогают читателю представить картину происходящего. В синтаксисе (В) _______ («она, обмершая, заворожённая» в предложении 10, «вздох горе­стный и сдавленный» в предложении 11) передаёт состояние и чувства людей, ставших свидетелями страшного зрелища. В этот момент они перестали быть врагами, и такой троп, как (Г) _____ (предложение 20), помогает автору подчеркнуть главное: ничем нельзя уничтожить в человеке человеческое».

Список терминов:

1) контекстные антонимы 2) эпифора 3) фразеологизм 4) инверсия

5) развёрнутая метафора 6) эпитет 7) риторическое обращение

Источник

«В нечеловечески тяжёлых условиях»: как блокадный Ленинград стал символом стойкости в борьбе с нацизмом

8 сентября 1941 года нацисты замкнули кольцо окружения вокруг Ленинграда, полностью блокировав город со стороны суши. Блокада продолжалась почти 900 дней. В ходе боёв за Ленинград, а также от голода и лишений погибли от 640 тыс. до 1 млн жителей города. Около 980 тыс. военнослужащих Красной армии пали, обороняя город. По словам историков, действия защитников Ленинграда сковали крупные силы нацистов и их союзников, существенно повлияв на обстановку на советско-германском фронте в целом.

Оборона Ленинграда

Как отмечают историки, наступление нацистских войск в направлении Ленинграда началось 10 июля 1941 года.

По словам военного историка Сергея Перелыгина, летом 1941 года нацистские силы на Ленинградском направлении были задержаны мужественным сопротивлением защитников Лужского оборонительного рубежа. Но уже в августе гитлеровцы вышли на подступы к Ленинграду и смогли захватить железнодорожные пути, связывавшие город с остальной территорией СССР.

Как отметил доцент ГАУГН, кандидат исторических наук Дмитрий Суржик, Гитлер поставил перед своими войсками задачу не просто захватить, а уничтожить Ленинград вместе с его населением.

«Цель была уничтожать город систематическими артиллерийскими обстрелами, бомбардировками, а его население — голодом. Этот план осуществляли немецкие войска группы армий «Север» и их финские союзники», — подчеркнул Суржик в разговоре с RT.

На подступах к Ленинграду летом 1941 года гитлеровцы сконцентрировали 38 дивизий и три бригады общей численностью около 810 тыс. человек, 440 танков и самоходок, 5,3 тыс. орудий и миномётов, 1,2 тыс. самолётов. Им противостояли около 540 тыс. советских военнослужащих. Красноармейцы и жители города возвели порядка 900 км оборонительных рубежей. Из ленинградцев и населения ближайших населённых пунктов были сформированы десять дивизий народного ополчения общей численностью порядка 160 тыс. человек и десятки партизанских отрядов. По мнению военного историка Максима Синицына, ополченцы послужили резервом для кадровых частей Красной армии, сыграв в решающий момент важную роль в обороне города.

Несмотря на отчаянное сопротивление советских войск и ленинградцев, нацисты 7—8 сентября 1941 года смогли прорваться через станцию Мга на Шлиссельбург, полностью блокировав Ленинград со стороны суши. Передовым форпостом советских сил в районе Шлиссельбурга, мешавшим дальнейшему продвижению нацистов, стала основанная ещё в XIV веке крепость Орешек, которую обороняли бойцы 1-й дивизии войск НКВД. Её гарнизон сопротивлялся врагу почти 500 суток.

9 сентября гитлеровцы прорвали оборону советских войск в районе Красного Села и потеснили красноармейцев к юго-западным окраинам Ленинграда. На фоне тяжёлых боёв на подступах к городу командующим Ленинградским фронтом был назначен Георгий Жуков. 17 сентября военный совет фронта издал приказ, гласивший: «Ни шагу назад с занимаемого рубежа».

Значительные силы нацистов были скованы в сентябре 1941 года наступлением советских войск со стороны Волхова. А в конце месяца войска Невской оперативной группы форсировали Неву и захватили плацдарм в районе Московской Дубровки, ставший в дальнейшем известным под названием «Невский пятачок». Попытки нацистов прорваться на встречу со своими финскими союзниками или продвинуться вдоль шоссе Москва — Ленинград были пресечены советскими войсками. Линия фронта стабилизировалась.

«Нацисты увязли в боях под Ленинградом», — констатировал военный историк Григорий Попов.

С октября 1941 года советские войска безуспешно предпринимали попытки деблокировать город. Нормы выдачи продовольствия в Ленинграде снижались. С 20 ноября рабочие получали по 250 граммов хлеба в день, а все остальные категории жителей города — по 125 граммов. При этом в блокадном Ленинграде остались около 2,5 млн человек, включая 400 тыс. детей.

Самым тяжёлым периодом блокады стала осень—зима 1941—1942 годов. От голода и холода люди умирали тысячами. Продуктов катастрофически не хватало, общественный транспорт стоял, ленинградцы отапливали жильё мебелью и разобранными деревянными постройками. При этом промышленные предприятия, административные структуры и даже учреждения культуры продолжали работать. Подростки сменяли на рабочем месте ушедших на фронт отцов и старших братьев. Предприятия города изготовили и отремонтировали около 2 тыс. танков, 1,5 тыс. самолётов, 4,6 тыс. орудий, 225 тыс. автоматов. Продолжались работы по укреплению Ленинграда. Всего на территории города было возведено 4100 дотов и дзотов, оборудовано 22 тыс. огневых точек.

Спасительной для многих жителей Ленинграда оказалась Дорога жизни — транспортная магистраль между осаждённым городом и остальной территорией СССР, проложенная через Ладожское озеро (по воде в тёплое время и по льду — зимой). Из Ленинграда в тыл по ней эвакуировали мирное население. А в блокадный город по Дороге жизни под нацистскими авиационными и артиллерийскими ударами направляли продукты питания, боеприпасы, топливо и бойцов для пополнения оборонявшей Ленинград группировки.

За всё время блокады по Дороге жизни в город было доставлено 1615 тыс. тонн грузов и 300 тыс. военнослужащих, эвакуированы почти 1,4 млн мирных жителей. По словам Сергея Перелыгина, в первую очередь из города старались эвакуировать детей. С конца декабря 1941 года нормы выдачи продовольствия начали медленно расти.

За время блокады в Ленинграде от голода, холода, болезней, обстрелов и бомбардировок погибли от 640 тыс. до 1 млн горожан.

«Блокировав Ленинград, нацисты исходили из своих расовых теорий. Они не воспринимали жителей города как людей», — рассказал Максим Синицын.

Безвозвратные потери Красной армии в боях под Ленинградом составили около 980 тыс. человек, санитарные — 1,95 млн.

«В нечеловечески тяжёлых условиях защитники Ленинграда не дрогнули. Они не совершили ни одной попытки капитулировать. Действия нацистов против Ленинграда — это конкретный пример геноцида, подтверждённый многочисленными фактами, и в том числе самими гитлеровскими планами», — подчеркнул Дмитрий Суржик.

Спасение Ленинграда

Несмотря на многочисленные попытки разорвать кольцо блокады, успеха на этом направлении советскому командованию удалось добиться только на фоне Сталинградской битвы, когда нацисты вынуждены были забрать из-под Ленинграда часть войск. В январе 1943 года встречные удары войск Ленинградского и Волховского фронтов позволили пробить брешь в обороне нацистов южнее Ладожского озера и восстановить сухопутную связь между осаждённым городом и остальной страной. Через коридор шириной всего 8—11 км были в сжатые сроки проложены железнодорожные пути и автомобильная трасса.

Полностью блокада была снята в начале 1944 года, когда советские войска нанесли поражение группе армий «Север» и отбросили нацистов на 60—100 км от Ленинграда. Блокада продолжалась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.

По словам историков, героическая оборона Ленинграда существенно повлияла на весь ход Великой Отечественной войны.

Как отметил Сергей Перелыгин, город, носивший имя создателя советского государства, был важным идеологическим символом. Нацистское руководство верило, что его уничтожение подорвёт устойчивость советской системы и веру в победу жителей СССР. Однако Ленинград выстоял, и это стало серьёзной моральной победой для советского народа.

Как отметил Дмитрий Суржик, помимо политического и морального значения, Ленинград играл также огромную военную и экономическую роль.

Как отмечают историки, бои под Ленинградом сковали около 30 нацистских дивизий, которые немцы не смогли использовать в такие решающие моменты войны, как Курская битва.

«Надо отдать должное мужеству защитников Ленинграда, которые до последнего держались, не сломались и проявили высокие примеры преданности долгу. Мы знаем о пекаре, который умер от голода на своём рабочем месте, о сотрудниках НИИ растениеводства, которые умирали, но сохранили семенной фонд. То, как выстояли ленинградцы, — это высокий и яркий пример мужества, воли к борьбе и патриотизма», — резюмировал Дмитрий Суржик.

Источник

Практическая работа по тестовому заданию №13 ЕГЭ-2021 по русскому языку.

Практическая работа по тестовому заданию №13 ЕГЭ-2021 по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по тестовому заданию №13 ЕГЭ-2021 по русскому языку.»

13 задание ЕГЭ по русскому языку 2021. Практика.

1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Ученые обнаружили никем (НЕ)ИССЛЕДОВАННЫЙ участок перуанского Мачу-Пикчу — древнего города, находящегося на вершине горного хребта на высоте 2450 метров над уровнем моря.
Только совершенно (НЕ)ЗАИНТЕРЕСОВАННОМУ взгляду русская природа кажется бедной.
Всех возмутил ничем (НЕ)ОПРАВДАННЫЙ поступок Кости.
Статья о творчестве известного поэта (НЕ)ОТРЕДАКТИРОВАНА.
(НЕ)ДОБРЫЙ, а злой взгляд и кривая ухмылка собеседника поразили меня. Ответ

2. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
А вслед за ним (НЕ)МЕНЕЕ мощно звучал голос другого гения.
Вечерами у него, по привычке, собирались люди, еще (НЕ)ИЗЖИВШИЕ настроение вчерашнего дня.
Никогда (НЕ)ВСТРЕЧАЛ человека, который так глупо боится смерти, как моя супруга.
Саню вдруг охватила (НЕ)ВЕДОМАЯ жалость, а вместе с нею, как когда-то давно, предчувствие беды.
Абажур отражал свет (НЕ)ВНИЗ, на стол, а в потолок; от этого по комнате разливался скучный полумрак. Ответ

3. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Он поливал его, (НЕ)ОБРАЩАЯ внимания на цветы в клумбах, а когда цветок все-таки погиб, Клим долго и горько плакал.
Он вдруг ощутил, что отныне его жизнь обретет тот смысл, которого ей (НЕ)ДОСТАВАЛО прежде.
Будешь жить так, как будто тебя нет или как будто ты (НЕ)КЛИМ, а Дмитрий.
Из всех взрослых мама самая трудная, о ней почти нечего думать, как о странице тетради, на которой еще ничего (НЕ)НАПИСАНО.
Это был высокий старик в шапке волос, курчавых, точно овчина, грязносерая борода обросла его лицо от глаз до шеи, сизая шишка носа едва заметна на лице, рта совсем (НЕ)ВИДНО, а на месте глаз тускло светятся осколки мутных стекол. Ответ

7. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Ещё (НЕ)ОБДУМАННОЕ решение и впрямь быстро превратилось в чёткий план.
Закрытые шлюзы высоко подняли воды (НЕ)широкой, но быстрой реки, образовав глубокий затон.
До ближайшей деревни путь отнюдь (НЕ)БЛИЗКИЙ.
Турок уставился в землю, (НЕ)ОБРАЩАЯ внимания на входящих часовых.
В 1839 году отцу Лескова, (НЕ)ПОЛАДИВШЕМУ с губернатором, пришлось выйти в отставку. Ответ

8. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Ты моя песня, пока еще (НЕ)СПЕТАЯ.
Щуря (НЕ)ПРИВЫКШИЕ к солнцу глаза, люди выходили из подвала.
Степан (НЕ)ПРИУЧЕН был слушать женские советы.
Громкие речи отнюдь (НЕ)ВСЕГДА признак ума.
(НЕ)ПОБЕЖДЕННЫЕ ленинградцы стали символом стойкости и стремления к жизни. Ответ

9. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Пока туман в глазах не прошёл, — побоялся ехать, как бы на кого (НЕ)НАСКОЧИТЬ.
Всё так же, (НЕ)ОТСТАВАЯ, шли в рядах легко раненные бойцы в грязных от пыли повязках.
Во многих колхозах вот так же стоит сейчас ни разу (НЕ)ПРОПОЛОТЫЙ с весны, заросший сорняками подсолнух.
Оказалось впоследствии, что попытки их были вовсе (НЕ)БЕСПЛОДНЫЕ.
Зимою наступали мы без передышки, и особо часто писать друг другу нам было (НЕ)КОГДА. Ответ

10 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(НЕ)ДОЕЗЖАЯ нескольких сажен до дома, всадник остановился в тени, падавшей от высокого деревянного забора.
Мосты на Неве были (НЕ)РАЗВЕДЕНЫ.
(НЕ)ТРОНУТЫЕ морозом цветы привлекли моё внимание.
Утлый экипаж долго полз по (НЕ)МОЩЕНОЙ улице.
Лектор (НЕ)ГОТОВ ответить на ваш вопрос Ответ

11. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Я бросился к конторщику и, (НЕ)ПОМНЯ себя от волнения, крепко вцепился рукой в его плечо.
На небе уже стоял тонкий серебряный зазубренный серп молодого месяца, и при его бледном свете я увидел, что глаза Олеси полны крупных (НЕ)ВЫЛИВШИХСЯ слёз.
Ярмола, (НЕ)ГЛЯДЯ на меня, тащил за узду лошадь.
Моё предчувствие (НЕ)ОБМАНУЛО меня.
Ещё (НЕ)СОГРЕТАЯ солнцем земля сияла мириадами росинок. Ответ
12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Никому уже (НЕ)НУЖНЫЙ поселок продолжал жить среди чахлых остатков некогда звонкого краснолесья.
Учитель НЕ(МОГ) нахвалиться учеником, прочил ему блестящее будущее.
Старик далеко (НЕ)ВСЕГДА был справедлив к сыну.
Постепенно композитор овладевает искусством сочетания двух или (НЕ)СКОЛЬКИХ голосов, звучащих одновременно.
Работы были выполнены учеником, но (НЕ)ПРОСМОТРЕНЫ учителем. Ответ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *