не хочу тратить свою жизнь на работу
Почему я до слез не хочу идти на работу и что с этим делать: причины возникновения и решение проблемы
Здравствуйте, в определённые периоды жизни у нас возникает желание не работать. Вот бы выиграть или получить в наследство от таинственного американского родственника миллиард долларов и жить в своё удовольствие, не заботясь о зарабатывании денег. Такая удача выпадает единичным счастливчикам, а остальным приходится ежедневно поднимать своё тело с любимого дивана и топать в ненавистный офис, цех или куда-то ещё. Случается так, что и любимая профессия начинает напрягать. И, просыпаясь очередным будним утром, никак не получается избавиться от мысли: «не хочу идти на работу до слёз, что делать?» Вот и заставляешь себя умыться, одеться, выпить чашечку кофе. А потом через «не хочу», смахивая слезинки, отправляешься трудиться. Почему так происходит и как с этим бороться?
Содержание:
Причины отрицания
Кто-то скажет, что нежелание работать – это признак лентяя. Встречаются и такие феномены, но часто за «ленью» скрываются серьёзные психологические проблемы. Поговорим на блоге bursin.ru о самых распространённых причинах отрицания трудовой деятельности.
Хандра, депрессия и выгорание
Если у вас хандра из-за личных неудач, связанных или несвязанных с профессией, или эмоциональное выгорание из-за перегруза, то бороться с этим можно самостоятельно:
А вот если мысль «не хочу работать» — это следствие депрессии, то не обойтись без посещения психолога, который не просто даст полезные советы, а назначит полноценное лечение. Депрессия действительно является болезнью, а не банальным плохим настроением или хандрой, с которой её постоянно путают. Если ваша хандра растянулась на долгие месяцы, а жизнь в глобальном смысле кажется бессмысленным занятием, то берите ноги в руки и отправляйтесь к профессионалу. Поверьте, только так вы сможете быстрее и без последствий выбраться из этого гнетущего состояния.
Женщина должна сидеть дома
Женщина – хранительница домашнего очага. Она должна сидеть дома, создавать уют и кулинарные шедевры, растить детей и вышивать крестиком. К этому вы готовились с детства, ведь именно так было в вашей семье. Что делать, если пришла пора «отпочковаться» от родителей, а идти трудиться нет никакого желания? Срочно искать состоятельного мужа!
Если муж успел появиться, но с его состоятельностью не сложилось, то у вас остаётся три варианта:
Или искать нового мужа с большим достатком (шутка).
Хроническая усталость
Одна из самых частых причин – это хроническая усталость. Такому состоянию предшествуют месяцы или годы напряжённого труда, на которые вторым слоем накладываются бытовые заботы и беспокойство за детей. Это неизменный спутник трудоголиков, отдающих себя работе без остатка. Устали? Значит, пора отдыхать. Срочно в отпуск, скорее всего, вы не были в нём уже несколько лет. И, находясь в отпуске, отбросьте прочь идею доделать дома всё недоделанное и переделать дел на год вперёд. Никаких кастрюль, грядок и ремонта. Лучше отправьтесь туда, где и ваши мозги, и руки, и душа отдохнут от нагрузок. Отель на морском побережье из серии «ол инклюзив» — лучший вариант.
Боязнь нового
Мысль «не хочу идти на работу» часто посещает вчерашних студентов, получивших на руки долгожданный диплом и размышляющих, как отмазаться от немедленного трудоустройства по полученной специальности. Родители или совесть наседают конкретно, а начинать «взрослую» жизнь страшно или банально лень. Лентяю поможет «волшебный пендель», а тем, кому страшно – дружеская поддержка. Если вы из второй категории, то обопритесь на плечо «товарища по несчастью», получавшего диплом вместе с вами и попробуйте вместе устроиться в одну компанию. Вместе адаптироваться к новому месту будет намного проще.
Подобная проблема возникает у тех, кто давно нигде не работал, например, мамочек, сидящих в декрете. Конечно, за ними сохраняется рабочее место, но за полтора, а тем более за три года много что меняется – и начальство, и коллектив, и мировоззрение. Поверьте, это минутный страх. Через несколько дней после выхода на работу вы вновь втянетесь в режим, вольётесь в коллектив и даже обнаружите ряд преимуществ. Вам, наконец, удастся отдохнуть без ежепятиминутных «мааам». В обеденный перерыв вы сможете спокойно поесть, а конфетку, припасённую к чаю, никто не отберёт. Вы вернёте себе человеческий вид и желание выглядеть красиво, а макияж и причёска по утрам войдут в привычку. Дорогие мамочки, выходящие из декрета, отбросьте страх, оно того стоит.
Низкая зарплата
Про низкую зарплату и писать-то особо не требуется. И так всё понятно: вкалываешь аки лошадь, а получаешь копейки. Поэтому и не хочется идти на эту каторгу, а деваться некуда. На самом деле, есть куда. Ищите другую работу с достойной оплатой труда. Развиваться и самосовершенствоваться никогда не поздно. Если вы читаете эту статью, значит, интернет у вас есть. Там и вакансии можно подобрать, и новую профессию освоить. Учиться дистанционно сейчас модно. Только не порите горячку и не увольняйтесь сию минуту. Для начала приготовьте «подушку безопасности» (найдите новое место), иначе рискуете совсем остаться без средств к существованию.
Невыносимый график
Про невыносимый график стоит поговорить отдельно. Если он сочетается с низкой зарплатой, то и думать нечего. Увольнение – единственно верное решение. Бывает и так, что платят хорошо, но работа отнимает всё время и силы. Тогда, просыпаясь с чёткой мыслью «не хочу работать», всё равно поднимаешься и идёшь, деньги-то нужны. Встречаются такие индивиды, на которых «грех не ездить». Познакомьтесь, это я – девушка с синдромом отличницы и уровнем ответственности, граничащим с безумием. Сейчас я это понимаю, а раньше…
Был в моей жизни такой период, когда я трудилась с 8 до 23. График подразумевал чередование двух рабочих и двух выходных дней. На деле получалось 3-1, 4-1 или даже всего один выходной в неделю. Семью я практически не видела, а выдраить дом пыталась в те редкие дни отдыха, что случались в месяце. Я ходила на работу и с соплями, и с больной спиной, оправдывая себя тем, что не могу подвести начальство и коллектив. Во что это вылилось?
Однажды дочка, на тот момент ей было 3,5 года, сильно заболела. Вечером начался кашель, а ночью поднялась высокая температура. И я пошла, но не на больничный, как должна была, а на «любимую» работу. Оставила дочку на бабушку (мою маму) и мужа, у которого в тот день был выходной, и пошла, наказав вызвать педиатра. Ближе к обеду муж позвонил мне и сказал, что врач ещё не пришёл, а ребёнку очень плохо. Голос у него был напуганный, поэтому я побежала вместо обеда домой, благо бежать было недалеко. Увиденное дома и последующие события полностью перевернули моё мировоззрение. Доченька с синими губами лежала на кровати и даже не плакала. Она очень тяжело и редко дышала, свистя при каждом вдохе. Я чуть не умерла от страха, пока ждали скорую. Я тут же позвонила начальнице и сказала, что передам заявление на увольнение через мужа. И уволилась.
Знаете, а система не рухнула. Тот день они прекрасно доработали без меня, а впоследствии нашлась ещё одна дурочка, взвалившая на себя ту ношу, что два года тащила я. Большая зарплата – это хорошо, но жизнь своя и близких важнее. Можно найти работу с такой же зарплатой (или чуть меньшей), но с хорошим графиком.
Хочется спрятаться от людей
«Ненавижу работу с людьми и среди людей» — это про вас? Тогда вы мизантроп и/или интроверт. В вашем случае спасением станут:
Срочно ищите что-то из перечисленного или продолжайте переступать через себя (шутка).
Коллектив – это клубок ядовитых змей
Ещё один фактор, превращающий работу в кошмар – это недружный коллектив или отдельный индивид в нём, ненавидящий мир и отравляющий жизнь всем вокруг. Если именно по этой причине при мысли о работе у вас начинает дёргаться глаз, то попробуйте следующее:
Ничего из вышеперечисленного не помогает? Тогда остаётся терпеть, сведя общение с коллективом к минимуму. Или искать новое место.
Постоянный стресс
Иногда этой гадюкой в коллективе выступает начальник. Он придирается, давит и не даёт спокойно работать. Почему? Возможно три варианта:
Оставлять всё как есть однозначно не стоит. Не бойтесь сделать хуже. Если вас не отпускает мысль: «ненавижу свою работу», которая доводит до слёз и из-за неё не хочется жить, то хуже уже некуда. Вы и так находитесь в постоянном стрессе, чреватом проблемами со здоровьем и уходом в депрессию. Выберите благоприятный момент и поговорите с начальником по душам. Главное, узнать причину и от неё плясать дальше. В первом и втором случае попросите начальника снизить интенсивность прессинга, объяснив, что это мешает вам полноценно трудиться. В третьем — рассмотрите возможность увольнения. Рано или поздно это всё равно случится.
Надоело работать на дядю
У определённой категории людей появляется отвращение к работе в тот момент, когда они понимают, что больше не хотят работать на дядю. Обычно это классные мастера своего дела, добившиеся высот на определённом поприще. И им просто жалко отдавать большую часть денег «хозяину», наваривающемуся на талантах других. Единственный выход – вставать самому у руля, открывать собственное дело. Для начала можно не увольняться, а попробовать совместить заработок и бизнес. Если дело пойдёт в гору, тогда уход от «дяди» свершится сам собой.
Подводим итог
Можно ли прожить без работы? Да. Для этого есть несколько способов – удачное замужество, наследство от американского родственника и пассивный доход (когда инвестируешь большие деньги во что-то прибыльное и живёшь на дивиденды, или сдаёшь квартиру, оставшуюся от доброй бабушки). Ещё можно купить домик в деревне. Жить там в тишине и спокойствии, питаясь тем, что выращено на огороде. Работать всё-таки придётся, хотя и по-другому. Сомнительный вариант, но кому-то понравится. У меня всё. Делитесь своими историями в комментариях. До свидания.
Стоит ли тратить все время на работу, чтобы больше зарабатывать?
Этот вопрос задал читатель Т—Ж. Если вы тоже хотите получить совет читателей и экспертов Т—Ж, заполните эту форму.
Чем больше зарплата, тем больше времени ты тратишь на работу. К сожалению, даже 15 000 рублей с неба не падают.
Я жила и на 15 000 рублей в месяц, считая деньги. Была и денежная работа, где я пахала по 14—16 часов в день 3—4 раза в неделю точно, да еще и под эмоциональным прессингом. Для себя я сделала выбор: лучше меньше зарплата, но больше сил на развлечения, общение с семьей и друзьями.
По меркам региона у меня была неплохая зарплата. Но через два месяца, заработав 80 000 рублей, я поняла, что потратила только 10 000 из них. У меня не было никаких сил в выходные. Просто выспаться, лежать и ничего не делать — вот такой предел мечтаний. Какое кино, вино, домино? Я и бизнес-класс бы выбрала только для того, чтобы выспаться. Решила уйти из этой соковыжималки — и ни разу не пожалела.
Сейчас сознательно тружусь на основном месте работы с меньшей зарплатой, иногда есть подработки. Получаю столько же, но у меня есть время все это тратить! И это так приятно, когда есть силы и желание сходить в театр или кино. Да, я не могу поехать на Мальдивы на свою зарплату: мне нужно копить несколько месяцев.
Я не экономлю, позволяю себе в целом все, что нужно, но выступаю за рациональное потребление: не вижу смысла в десяти Айфонах и ежедневных походах в ресторан. Лучше к маме лишний раз съезжу. И лучше я буду спокойно спать, работать в удовольствие, а не до потери пульса, чем зарабатывать миллионы и не иметь сил тратить эти деньги.
Дискуссии. Обсуждаем финансовые вопросы и даем советы друг другу
На определенном этапе решил для себя: «в плане работы я вполне реализовался, нужно попробовать другие направления своей жизни». В последние годы стал уделять больше времени хобби, спорту, прокачивать социальные связи, строить отношения. После долгих (1,5 года) раздумий, решил уйти с фуллтайма на 100% аутсорс. Осознанно потерять в деньгах в пользу прокачки некоммерческих аспектов жизни.
Не надо суетиться: как найти баланс между работой и жизнью
Откуда взялась спешка в работе
Восхищаясь техническим прорывом конца XVIII века, Бенджамин Франклин предсказал работу не более четырех часов в неделю. Он одним из первых заговорил о наступающем «времени лени и досуга». Но XIX век был совсем другим: мужчины, женщины и даже дети работали на фабриках по 15 часов в сутки. Промышленная революция ускоряла экономику и требовала в разы больше производительности.
Мечтой о вольном досуге пронизан весь XX век, считает канадский журналист, один из идеологов «Медленного движения» и автор книги «Без суеты» Карл Оноре. Люди вдохновлялись новыми технологиями и мечтали, как приятно будут проводить жизнь у бассейна, пока роботы следят за производством и обслуживают дом. Например, драматург Джордж Бернард Шоу считал, что к 2000 году мы будем работать по два часа в день.
Вице-президент, а впоследствии президент США Ричард Никсон рекомендовал американцам морально подготовиться к четырехдневной рабочей неделе «в ближайшей перспективе» в 1956 году. В 1960-х годах ученые прогнозировали уменьшение рабочей недели американцев до 14 часов к 2000 году. В 1980-е годы люди еще гадали, чем займутся в свободное время, которое появится благодаря роботам и компьютерам. Спустя десятки лет 14 часов в неделю превратились в 14 часов в день. Теперь работа забирает почти все время.
Чем плохо ускорение
По мнению Оноре, за последние 30 лет укрепились две противоположные тенденции: люди по-прежнему работают много, но объем работы продолжает расти. Например, американец в среднем работает на 350 часов в год больше, чем европеец на подобной должности. По количеству рабочих часов среди развитых стран США превзошла Японию в 1997 году. При этом чтобы успеть за ростом глобальной экономики, европейцы начали работать как американцы.
Миллионы людей работают больше и тяжелее, чем хотелось бы. Каждый четвертый канадец работает более 50 часов в неделю — в 1991 году так жил только один канадец из десяти. Каждый житель Великобритании старше 30 лет работал не менее 60 часов в неделю к 2002 году. Если учесть приготовления, рабочие обеды, дорогу до работы и обратно, почти не останется времени на жизнь. Деньги и бесконтрольное потребление — одна из причин, по которой люди полностью погружаются в работу по мнению Оноре. Развитая экономика дает высокие доходы, а не дополнительные часы отдыха.
При этом объем работы увеличился. Компании перестраиваются быстрее, сокращают офисы и сотрудников. Оставшиеся специалисты работают больше, чтобы доказать незаменимость. Люди идут на работу, даже если болеют или слишком устали. Многие не используют отпуск полностью. Такая система вредит здоровью людей и экономике.
Люди, работающие 60 часов в неделю, в два раза больше рискуют получить инфаркт, чем работающие 40 часов, — выяснили в японском университете Кюсю. Специалисты остаются на связи круглосуточно: получают письма, звонки и сообщения. Это приводит к избытку стресса, физическому и эмоциональному срыву. Стресс на работе доводит до мыслей о самоубийстве более 15% канадцев.
Компании оплачивают переработки или дают бонусы, но усталость, стресс и недовольство жизнью снижают продуктивность сотрудников. По данным Международной организации труда (МОТ), бельгийские, французские и норвежские рабочие делают больше продукции в час, чем американцы. Англичане проводят на работе больше всего времени, но у них самый низкий уровень продуктивности в Европе. Кто работает меньше, тот работает лучше.
Как замедлиться и найти баланс в работе
Чтобы противостоять быстрой еде, досугу, работе и отношениям, появилось Медленное движение — культура замедления ритма жизни. Философия движения — поиск правильного темпа во всем: от воспитания детей до работы. Карл Оноре первым применил философию «медленного» к основным областям нашей жизни и сформулировал принципы движения в 2004 году.
Сторонники медленного движения уверены, что от работы можно получать удовольствие, но если она будет поглощать слишком много времени, его не хватит на семью, друзей, хобби и отдых. Самые простые дела — отвести детей в школу или приготовить ужин — превратятся в гонку. Чтобы замедлиться, Оноре предлагает меньше работать и отказаться от графика.
По данным международного исследования экономистов из Уорика и Дортмунда, 70% людей по всему миру не устраивает соотношение работы и жизни. Автор книги «Медленно — это красиво» Кейбо Оива считает, что японские родители с раннего возраста требуют от своих детей двигаться быстрее, учиться лучше, успевать больше. Новое поколение осознает, что это необязательно, а быть «медленным» не позорно.
Согласно опросу жителей Великобритании, в два раза больше людей мечтают о сокращении рабочих часов, чем о выигрыше в лотерею. Оноре уверен, что нужно сократить рабочую неделю. Люди не слишком много потеряют в деньгах, если будут меньше работать. Снизятся расходы на транспорт, перекусы, парковку, кофе, детские сады. При этом, сокращая рабочую неделю, перераспределяется объем работы и появляются новые рабочие места. Например, два человека могут работать на одной должности по 20 часов в неделю, а остальное время уделять семье.
Чтобы уменьшить количество рабочих часов, нужно хорошо работать и хорошо отдыхать. Попробуйте сосредоточиться на своей работе. Уделяйте ей столько времени, сколько сами считаете нужным, и не растягивайте рабочий день.
Людям нужно учиться управлять своим временем и самостоятельно решать, когда работать, — считает Оноре. Начиная с промышленной революции работникам платили за время на фабрике, а не за объем выполненной работы. Современная экономика основана на информации. Человеческая работа чаще опирается на креативное мышление, а рутину делают роботы. Но креативные решения не появляются по расписанию, поэтому жесткие границы тут бесполезны.
Если зарплата зависит от результата, а не количества часов, проведенных в офисе, тогда нужно работать по гибкому графику или без него. Например, компания Best Buy отказалась от графиков и перевела сотрудников на систему ROWE — Results-Only Work Environment («важен только результат»). Люди сами выбирают количество рабочих часов, планируют отпуска и свое время. Они могут не ходить в офис и не отвечать на звонки, если делают работу качественно и в срок.
Спешка и дедлайны фокусируют внимание, организуют и заставляют действовать. Проблема в том, что многие люди живут в режиме дедлайна постоянно: у них нет времени отдохнуть и прийти в себя. Исследование Европейского фонда выявило, что давление на работника в странах Европы выросло. Каждый третий чувствует себя в бесконечной гонке.
Чтобы контролировать рабочее время, сильные специалисты переходят на фриланс или работают на себя. Они сами регулируют нагрузку и устраивают отпуска, когда захотят. Поговорите с начальником и предложите работать из дома один-два раза в неделю. Учитесь управлять своей нагрузкой и временем. Когда научитесь контролировать работу, попробуйте полностью уйти на удаленку и отказаться от графика.
Чтобы найти баланс между быстрой и медленной работой, автор книги «Сделай это завтра» Марк Форстер рекомендует работать понемногу, но часто и делать только свою работу.
Например, если вам нужно написать отчет или завершить проект, лучше работать регулярно и понемногу, чем устраивать трудовые интенсивы. В таком режиме мозг успевает приспособиться к масштабу задачи и подумать. То же подходит для изучения музыкального инструмента, иностранного языка или работы над своим телом. Лучший способ привести себя в порядок — заниматься понемногу и постоянно. Если вы ничего не делали неделями, а потом пошли на интенсивную тренировку, здоровье лучше не станет.
Попробуйте поработать вечером и отложить часть задачи на следующий день. Утром вы почувствуете, что продвинулись в решении, а задача покажется проще.
Форстер разделяет «свою настоящую работу» и «занятость». Настоящая работа помогает продвигаться в бизнесе или профессии. Здесь вы полноценно применяете свои навыки и знания. Часто выходите из зоны комфорта — делаете то, чего не делали раньше. Работать по-настоящему сложно, такая работа может вызывать небольшое сопротивление.
Занятость появляется, когда вы откладываете настоящую работу ради мелких задач. Деятельность — не то же самое, что действие. Человек, который что-то делает с беспокойным видом, быстрее создаст впечатление занятости у своих коллег, но на самом деле останется на месте. Такой работник не сможет найти время на важные задачи, потому что погрязнет в мелких обязательствах и списках дел. Если работа вызывает ощущение перегруженности, но не кажется сложной, — скорее всего, это занятость. Настоящая работа бывает сложной, но не заставляет чувствовать себя «белкой в колесе».
Форстер рекомендует никогда не брать обязательства, которое вы не сможете выполнить от чистого сердца. Если взять сомнительную задачу, вы будете хуже работать и раздражаться от процесса.
Как замедлиться в работе
Приложения, которые помогут выровнять баланс между работой и жизнью
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
РаботаКак не сгореть на работе
и успевать жить: 10 советов
Сохранение баланса — тонкое дело
Универсальных правил того, как выстроить свой рабочий график, чтобы оставались время и силы на личные дела, нет. Каждый вкладывает свой смысл в понятие баланса между работой и личной жизнью. С этой проблемой тем не менее одинаково сталкиваются и предприниматели, и офисные сотрудники, и фрилансеры, работающие из дома. Мы собрали несколько общих рекомендаций, которые помогут вам выстроить подходящий режим.
Обозначьте границу
Первый и самый очевидный совет: говорить о балансе между профессиональной и личной жизнью невозможно, если вы сами не знаете, где заканчивается одно и начинается второе. Можно проводить черту в буквальном смысле — с помощью ритуалов. Джулианна Майлз, соосновательница консалтинговой компании Women Returners, например, советует, приходя домой, сразу переодеваться из рабочей одежды. Если вы работаете из дома, лучше выделять для дел специальную зону — когда вы пересядете из-за рабочего стола на любимый диван, вы сразу поймёте, что пришло время отдыха. Найдите то, что помогает вам переключиться из одного режима в другой. Это может быть книга, которую вы читаете в метро, короткая прогулка вокруг дома с собакой, когда вы не думаете о делах, или привычка, садясь в машину, делать минутную паузу, мысленно говоря, что рабочий день окончен.
Почти у каждого бывают ситуации, когда нужно взять работу на дом — но и в этом случае можно провести границы. Выберите время, когда вы не будете заниматься делами (выходные, несколько часов перед сном — сколько получится) и старайтесь придерживаться четкого графика. Поначалу будет непросто, но устойчивый режим и правила помогут.
Расставьте приоритеты
Чтобы работа не мешала личной жизни и наоборот, первым делом нужно определить, что имеет для вас значение. Будьте честны с собой: цели и приоритеты у всех разные, так что не стоит ориентироваться на ожидания родителей или окружающих. Старайтесь строить свой график в соответствии с тем, что для вас важно: возможность самостоятельно забрать детей из школы или получать дополнительное образование вечером, сходить днём на приём ко врачу или утром в бассейн. Работодатели часто готовы идти на уступки сотрудникам, главное — не бояться честного и открытого разговора.
Учитесь отказывать
Только вы знаете предел своих возможностей, и, если что-то вам не под силу, лучше сказать об этом прямо. Не бойтесь сказать начальнику, если вы не справляетесь с потоком задач: в конечном итоге это всегда сказывается на продуктивности, и лучше, если ситуацию можно предотвратить.
Разграничивать работу и личную жизнь будет проще, если вы научитесь говорить «нет» дополнительным задачам, на которые у вас нет сил и времени. Коуч Мелани Аллен советует не сразу соглашаться сразу на просьбы сделать что-то сверх нормы, а взять небольшую паузу и подумать: «Скажите, что ответите чуть позже, и используйте это время, чтобы решить, соглашаться или нет. Если вы хотите сказать „да“, всё в порядке. Но, если вы хотите отказаться, скажите „нет“ и стойте на своём».
Перестаньте проверять сообщения
Смартфоны позволяют нам быть на связи 24/7 — и если в случае с друзьями и близкими это радует, то в случае с работой только мешает: мы продолжаем решать деловые задачи, даже когда ушли из офиса. Электронная почта и мессенджеры могут доставлять неудобства: проверяя переписку с друзьями, мы волей-неволей читаем и другие сообщения. В отличие от прочих форм коммуникации, как, например, традиционный телефонный звонок, здесь нет чётких границ — рабочий имейл может прийти как в семь утра, так и в час ночи. Поэтому эти границы вы должны установить для себя самостоятельно.
Например, вы можете отключать уведомления на почте или в мессенджере или включать ночной режим на смартфоне после определённого часа. На выходные можно настраивать автоответ, чтобы собеседники знали, когда ждать от вас весточки: далеко не всегда людям нужно срочно получить информацию, многим важно просто знать, что вы получили сообщение и свяжетесь с ними позднее. Конечно, бывают исключения и срочные ситуации, когда не ответить нельзя, но они не должны превращаться в правило — иначе вы и сами не заметите, как перегорите.
Старайтесь работать не дольше, а продуктивнее
Время, когда профсоюзы боролись за то, чтобы уменьшить продолжительность рабочего дня, давно прошло. Сейчас мы наблюдаем обратную тенденцию: регулярные переработки становятся нормой, а работу в выходной многие воспринимают как что-то само собой разумеющееся — хотя учёные и считают, что она вредит здоровью. Мы часто думаем, что если посидим чуть дольше, то точно всё успеем — но это самообман: чем дольше мы работаем, тем больше падает наша продуктивность. К тому же, закончив одно дело, всегда можно приняться за следующее — и так до бесконечности.
Грубоватая фраза «Работать нужно не восемь часов, а головой» подходит здесь как нельзя лучше: для того, чтобы не погрязнуть в рутине и делах, нужно уметь выстраивать приоритеты (не все задачи одинаково важны — хотя нам часто так кажется) и выделять строго определённое время на выполнение каждой из задач. Здесь же пригодится совет не разбрасываться по мелочам: не пытайтесь делать несколько дел одновременно и не отвлекайтесь на электронную почту и мессенджеры — вы удивитесь, сколько времени отнимает привычка раз в десять минут проверять сообщения.
Не давите на себя
Мы уже рассказывали, как перфекционизм вредит саморазвитию. С годами у нас появляется всё больше дополнительных задач и обязанностей, и всё сложнее делать их идеально — да и нужно ли? Полезно иногда отпускать ситуацию и быть готовым к тому, что придётся чем-то пожертвовать. Если у вас после работы нет сил готовить сложный ужин, не стоит корить себя, что приходится ограничиваться пиццей: так вы убережёте себя от выгорания. И в рабочих, и в личных делах не нужно стремиться сделать всё безупречно — достаточно стараться хорошо выполнять свои обязанности.
Подумайте о другом графике
В современном мире для того, чтобы быть хорошим работником, далеко не всегда нужно присутствовать в офисе с девяти до шести: многие вопросы можно решить по рабочей почте, а вместо совещания — провести скайп-колл. Считается, что в офисе легче контролировать то, чем занимается работник, но многим работа на дому, без шумных коллег, помогает лучше сосредоточиться и в конечном итоге работать эффективнее. Так что если это ваш вариант, не бойтесь поговорить об этом с работодателем: если вы легко можете закончить дело из дома, после того как уложите детей спать, нет смысла стремиться выполнить его к шести вечера. При этом если вы выбираете гибкий график или работу на дому, установите ограничения (см. первый пункт) — иначе есть риск, что вы будете трудиться в прежнем режиме или даже больше, потому что не сможете вовремя отключиться от процесса.
Выбирая компанию, обращайте внимание на то, какой рабочий график здесь принят: если все засиживаются в офисе до 11 вечера и привыкли выходить на работу в выходные, вряд ли у вас получится приходить домой в семь.
Делегируйте задачи
Часто мы стремимся делать как можно больше самостоятельно, потому что думаем, что сможем лучше контролировать процесс — но это не самый продуктивный подход. Концентрируйтесь в первую очередь на том, что можете делать только вы, а часть постарайтесь делегировать другим — будь то мелкие задачи, которые позволят вам раньше закончить работу, или дела по дому, на которые у вас не хватает сил. Стюарт Фридман, профессор менеджмента в Уортонской школе бизнеса при Пенсильванском университете, советует договариваться о разделении обязанностей с ключевыми игроками в разных сферах вашей жизни — коллегами, партнёрами, близкими. Подобные ситуации могут помочь окружающим научиться чему-то новому, а вас немного разгрузят, так что вы сможете заняться другими делами.
Будьте внимательнее к себе
Только вы знаете, сколько сил на самом деле вкладываете в дела — поэтому прислушивайтесь к ощущениям и работайте в темпе, который комфортен вам (да, в любой работе бывают экстренные ситуации, но они не должны становиться нормой). Британская некоммерческая организация Mental Health Foundation советует обращать внимание на то, как накапливается усталость от работы: на протяжении нескольких недель последите, сколько времени вы тратите на дела — не только в офисе, но и размышляя о грядущих проектах или, например, отвечая на звонки и письма в часы вне офиса. Всё это часть работы (хотя мы привыкли не обращать на неё внимания), из-за которой тоже накапливается усталость. Если вы будете осознавать масштабы бедствия, вам будет легче контролировать своё состояние.
Начинайте перемены с малого
Не ждите, что вы сможете изменить свой образ жизни мгновенно: перемены требуют силы воли, и чем более амбициозную цель вы перед собой поставите, тем больше шансов, что вы оставите эту затею. Если вы хотите начать уходить из офиса вовремя, не ждите, что сразу сможете делать это пять дней в неделю. Начните постепенно: постарайтесь уходить пораньше один день в неделю, например в пятницу, а затем постарайтесь делать это чаще.