не для школы а для жизни мы учимся вшэ
«Не для школы, а для жизни мы учимся»
5баллов: Наша беседа будет посвящена теме приемных экзаменов в Высшую школу экономики, но начать ее, наверное, надо с поздравления – «Вышке» в этом году исполняется десять лет.
— Спасибо. 27 ноября мы отмечаем юбилей. В ноябре 1992 году по решению Правительства России была основана наша Школа, получившая четыре года спустя, в 1996 году, статус государственного университета. По существу, это был первый постсоветский масштабный проект в высшем образовании. Задача была – по возможности наследовать все лучшее, что было к тому времени в отечественной экономической мысли и образовательных технологиях, будучи свободной от идеологического балласта советских времен. Надо сказать, что в начале 90-х годов отставание «по технике», по инструментальным знаниям от мировой экономической и социальной науке в России было по настоящему страшным. Число людей, знающих экономическую или социологическую теорию хотя бы на уровне магистра, составляло всего несколько десятков человек. И эти люди имели возможность уходить в бизнес, во власть – и практически все такой возможностью воспользовались. Надо было их собрать, в том числе и тех, кто занялся политикой.
Утверждение идеи совершенно нового вуза проходило тяжело. Старые вузы написали массу писем в Правительство, пытаясь все это остановить. Логика их была проста: зачем создавать новое, когда уже есть старое? Потенциальные ресурсы Вышки (и кадровые, и финансовые) могли бы попасть к ним. Но мы не согласились – и убедили коллег во власти. Думаю, что поступили правильно. Ведь у нас уже был 2-летний эксперимент, когда будущие основоположники ВШЭ создали альтернативные кафедры экономической теории на Физтехе, а потом на физическом и историческом факультетах МГУ. Мы тогда очень четко поняли ограничения «старого вуза». У вас просто нет пространства для быстрого роста – все места заняты, все ресурсы поделены. Недаром в сфере экономики, менеджмента и социологии Вышка ушла в такой отрыв – к нам постоянно приходили люди, которым было тесно в сложившихся структурах.
5баллов: Через четыре года после основания Вышке был дан статус государственного университета. Что это означало для Высшей школы?
— Это означало, безусловно, признание уровня исследовательской и научно-методической работы (в Школе к тому времени собрались почти все экономисты, занятые разработкой экономической политики; две трети преподавателей прошли стажировки в западных университетах), а также то, что Школа стала выходить за собственно экономические рамки. С 1995 года мы начали готовить социологов, политологов, юристов, создавая одновременно систему научных центров, ориентированных на прикладные исследования по заказам государственных ведомств и частных корпораций.
До 2002 г. в состав нашего университета входили шесть факультетов, включая Международный институт экономики и финансов. В нынешнем году открывается четыре новых направления: Высшая школа журналистики (отделение деловой и политической журналистики в составе факультета прикладной политологии), факультеты психологии, бизнес-информатики и мировой экономики. В 2003 году запланировано открыть факультет государственного и муниципального управления, выделить на факультете менеджмента особое отделение логистики.
5баллов: Как Вы сами могли бы охарактеризовать особенности обучения в ВШЭ?
— Первое. Объединяющее ядро – экономика. Экономика – сложный процесс, который может быть комплексно описан разными науками. Но важно, чтобы их представители хорошо понимали друг друга – иначе получится диалог слепого с глухим (как у российских юристов и экономистов последнего десятилетия, как у менеджеров и компьютерщиков). Сверхзадача Вышки – навести мосты понимания уже в процессе учебы. Например, стандарт подготовки юриста ВШЭ предусматривает изучение такого объема смежных экономических дисциплин, который отвечает требованиям многих существующих экономических факультетов. С другой стороны, экономисты и менеджеры изучают не «вершки» юридической науки, а вполне инструментальные полноформатные курсы гражданского права, административного, трудового права, а в зависимости от специализации – и такие специальные разделы, как корпоративное, контрактное право. И так на всех факультетах. Мы стараемся развивать и «теорию пересечений»: экономический анализ права, поведенческую экономику, экономическую социологию.
Кроме экономики, в Школе за последние 4-5 лет постепенно складывается и второе объединяющее ядро – общество как феномен. Такие факультеты, как политология, психология, право имеют и «неэкономические» фокусы, и мы пробуем сегодня найти области пересечения этих фокусов. Одна из таких областей – формирование гуманитарной культуры. В ГУ-ВШЭ созданы кафедры философии, словестности, истории, Центр гуманитарных исследований. Мы стараемся использовать здесь «модель Физтеха»: свободная запись на «россыпь» гуманитарных курсов. Студенты выбирают сами, и удерживаются только самые интересные преподаватели.
Второе. Мы не готовим узких специалистов. Выпускник Школы должен обладать очень широким кругозором и способностью анализировать новые, нестандартные ситуации.
В сфере экономики, менеджмента, социологии – стандарт в первую очередь международный. В сфере права, психологии – отечественный. В первые годы существования нашего факультета права мы следовали модели «юрист для экономики»: объем гражданского права, международного частного права «вытеснял» криминалистику, уголовное и конституционное право. Теперь мы вернулись к классической университетской модели подготовки юриста-универсала. И не за счет специализации: просто наши студенты занимаются в среднем в полтора раза больше.
Третье. Девиз Вышки – «Не для школы, а для жизни мы учимся». Считаем, что теория должна доводиться до инструментального анализа. Не слова, а работающие модели. Большая роль практики и практиков. Будем развивать такие формы обучения на старших курсах, как работа над проектами.
Четвертое. Модульная и кредитная системы. Студент Вышки не может расслабляться в течение семестра: ему надо постоянно выполнять письменные задания. Накопленные оценки образуют рейтинг, который со следующего года будет открытым для студентов и работодателей.
Пятое. Много языка. Очень высокие требования на вступительных экзаменах. Английский – обязательный. Дело в том, что каждый студент должен, начиная с третьего курса слушать лекции западных профессоров и практически к каждому занятию читать научные статьи на языке. Можете поступить с другим языком, скажем, французским или немецким – в таком случае за два года английский осваивается до рабочего уровня. Наоборот, если английский сильный – изучаешь по выбору второй язык – французский или немецкий. На ряде факультетов (политология, мировая экономика) второй язык обязательный.
Позиционирование Школы в СМИ и общественном сознании – это элитарный вуз с очень высокими требованиями, типа французской Эколь Нормаль. Скажите, как Вы сами оцениваете, насколько закрытым, элитарным является ваш вуз?
Смотря что понимать под элитой. Мы стремимся готовить профессиональную элиту – тех, кто может управлять бизнесом и государством. Но эффективность элиты определяется тем, насколько открыто ее формирование. Если замыкаться в узком круге денежных и влиятельных семейств, элита неизбежно будет вырождаться.
Надеюсь, что учеба в Школе, ее диплом становятся для наших выпускников своего рода «социальным лифтом», позволяющим за короткое время преодолеть несколько ступеней социальной лестницы.
Если же говорить о том, как поступить в Высшую школу экономики, то мы стремимся быть открытым учебным заведением. В том смысле, что у нас нет ни родительского конкурса, ни «ректорского списка». Создатели и профессора Школы – люди, достаточно себя уважающие. И достаточно влиятельные, чтобы не прогибаться в ответ на начальственные звонки.
Мы имеем реальное влияние, основанное на профессионализме наших научно-исследовательских институтов. Это позволяет отказаться от накопления «административной валюты» на поступлении в университет.
А если мы ребенок нашего профессора не прошел по конкурсу – мы принимаем его сверх оплачиваемых государством мест, за счет самой Школы. В эту группу входят также дети заслуженных учителей наших базовых школ. Зарплаты в ГУ-ВШЭ выше, чем в большинстве других вузов, но все-таки недостаточны для оплаты обучения детей. А о доходах учителей я даже не говорю. Но на конкурс это не влияет. Зачисленные таким образом студенты не попадают на места, оплачиваемые из бюджета. Ученый совет Школы решает по каждому случаю, какую скидку предоставить, потому что это наши потенциальные деньги. Потом мы получаем разрешение Минобразования.
Мы считаем, что морально обязаны это делать. Главное, чтобы такой студент не вытеснил никого из тех, кто действительно прошел конкурсный отбор.
Посмотрите, как проходит конкурс в Школу. Значительная часть наших абитуриентов учится на подготовительном факультете (кстати, там есть и бесплатные места – для самых лучших и для самых бедных), в соответствующих региональных структурах. По итогам обучения там формируются открытые рейтинги. Перед экзаменами проходит олимпиада – практически в том же формате. И абитуриенты и их родители зорко следят, кто сколько набрал, насколько это соответствует накопленному рейтингу. Каждый случай, когда кто-то резко «вырвался вперед» обсуждается, к нему может быть привлечено внимание приемной комиссии и ректората. Вокруг Вышки фактически сформировалась дополнительная система общественного контроля – то, к чему мы призываем организаторов Единого государственного экзамена.
Абитуриент, не набравший необходимое количество баллов, тоже может стать студентом. И чем меньше разрыв между проходным баллом и тем, что он получил на вступительных экзаменах, тем меньше он будет платить. Это фактически моделирует будущие государственные именные финансовые обязательства: кто лучше сдал, тот меньше платит. Разумеется, с точки зрения студента, а не вуза – мы-то сегодня не получаем никакой компенсации из бюджета за предоставляемые скидки.
5баллов: Но, кажется, есть факультет, где обучение полностью платное?
5баллов: Кстати, какова доля тех студентов, что оплачивают свое обучение?
— В настоящее время примерно четверть наших студентов составляют те, кто решил платить за обучение, а не ждать год до следующих экзаменов. Эта доля постепенно растет, в частности, на младших курсах она доходит до 40%. Но я бы хотел здесь подчеркнуть – растет не за счет снижения числа «бюджетных» мест. Бюджетный прием к нам растет каждый год. В 2002 году он вырос почти в полтора раза, в связи с открытием новых факультетов.
Нельзя допустить коммерциализации, «покупки» обучения, особенно в ведущих университетах страны. Образование должно опираться на поиск и воспитание талантов, а таланты не всегда совпадают с имущественным положением родителей.
Сейчас университеты – в противоречивой ситуации. С одной стороны, они должны привлекать средства (один коммерческий студент сегодня приносит в 2-3 раза больше денег, чем бюджетный), с другой – удерживать планку по качеству студентов. Многие делают отдельные группы для «платников». Мы так не делаем. В ГУ-ВШЭ учиться тяжело, большие нагрузки, высокие требования. Мы не готовы рисковать своим имиджем ради лишних денег сегодня. Поэтому у нас единый поток студентов, требования для всех одинаковы. Кто не может учиться – уходит.
5баллов: Есть какие-нибудь ограничения на число «платников»?
— С этого года Госдумой поднята планка ограничения на коммерческий прием студентов по «дефицитным» специальностям. Сегодня мы имеем право принимать 50 на 50. Это серьезным образом расширяет возможности для абитуриентов, которым не хватило везения на экзаменах.
5баллов: «Вышка» известна как один из лидеров реформы образования в России. Будет реформирована и система поступления в вузы. Что бы Вы могли сказать об этом?
— Система поступления уже реформируется. Так, мы принимаем в наш университет победителей предметных олимпиад, проводимых совместно с базовыми школами в Москве и регионах. При этом в Москве и в 14 регионах России в олимпиаде может принять участие любой ученик 11 класса. В 16 регионах, где в июле проводится Единый государственный экзамен, будут присутствовать наши представители, для того чтобы принять у школьников дополнительные экзамены, необходимые для поступления в Школу. В прошлом году мы уже приняли 19 человек из трех регионов России по результатам ЕГЭ. Они успешно продолжают учебу.
Мы уже четыре года назад начали реформировать свою систему поступления. В первую очередь, отказались от устных экзаменов. Сейчас это – система письменных тестов, которые проверяет компьютер.
Понесли ли мы при этом потери? Тестовый формат имеет очевидные ограничения, ты не видишь абитуриента, не можешь оценить его логику, культуру речи, наконец. Но давайте будем перед собой честными: разве ректор и профессора принимают устные экзамены? В лучшем случае мы сталкиваемся с абитуриентами, когда надо выбрать троих из десяти «полупроходников». Остальные экзамены принимают комиссии, членов которых руководство вуза зачастую даже не знает персонально. В этой ситуации – огромное поле для злоупотреблений, которые растут как снежный ком. Честного и справедливого отбора не получается, нет транспарентности экзамена для всех абитуриентов.
Четыре года назад я был противником тестового формата. Сегодня многие мои коллеги-ректора возражают против ЕГЭ, и я их с позиций меня тогдашнего хорошо понимаю. Но давайте сравнивать ЕГЭ не с умозрительным идеалом, а с конкретной системой поступления, существующей сегодня. ЕГЭ и особенно его тестовая часть – не идеал. Но это шаг вперед от существующего гнойника в образовании.
Научно-
образовательный
портал IQ
Правда ли, что «Не для школы, а для жизни мы учимся»
Когда я учился в начальной школе, многие мои одноклассники очень любили получать «пятёрки». Разумеется! Кто же не любит получать отличные оценки. «Пятёрки» – это здорово, однако у моих товарищей были и иные мотивы радости: «Мне за отличную оценку родители снова дадут деньги». Меня подобным образом не баловали, так что я всегда думал: «Если бы мне за каждую “пятёрку” давали деньги на карманные расходы, я бы давно уже стал богатым…».
Подобная предыстория не случайна. Экономисты давно занимаются изучением влияния финансовых стимулов на деятельность людей, причем как взрослых, так и детей. В данном случае предметом нашего внимания станут школьники и студенты.
Таблица 1. Механизмы поощрения, применявшиеся в ходе исследования Роланда Фрайера
Выводы Фрайера оказались следующими: финансовые стимулы никак не повлияли на деятельность школьников ни в одном из обследуемых городов. Тем не менее, правило «два экономиста – три мнения» ещё никто не отменял, так что полученный результат, возможно, не является окончательным. Необходимо посмотреть, к каким выводам приходили другие ученые.
При исследовании влияния финансовых стимулов на успеваемость разумно разделять учеников в зависимости от того, на какой ступени они находятся – начальная школа ( primary school ), средняя школа ( secondary school ) или старшеклассники и студенты ( postsecondary school ).
Одной из последних является работа Эрика Беттингера How Financial Aid Affects Persistence, в которой он выявил значимость денежного вознаграждения лишь при написании тестов по математике (помимо тестов по математике, школьники писали тесты по чтению, письму и общественным наукам). Исследование проводилось на учениках от третьего до шестого класса.
Следует признать, однако, разумной точку зрения, что в период обучения в начальной школе нефинансовые стимулы порой являются более желанными, чем финансовые. Например, поощрение грамотами или значками с символикой школы для некоторых может восприниматься как нечто более ценное, чем получение денежных выплат. Роланд Фрайер отмечает, к сожалению, что исследования в области нефинансового стимулирования самых младших учеников толком и не проводились.
Источник: Flora S.R., Flora D.B. (1999)
Источник: Flora S.R., Flora D.B. (1999)
Результатом исследования стал вывод о том, что высокий размер вознаграждения имеет маленький и незначимый положительный эффект.
Получается, невозможно стимулировать успеваемость деньгами? Если брать в расчет собственные наблюдения, то финансовое вознаграждение никогда кардинально не влияло на успеваемость моих товарищей: отличники оставались отличниками, а троечники – троечниками. Речь шла, скорее, об очень краткосрочном эффекте подобных стимулов. Данной точки зрения придерживаются и Джошуа Ангрист с Дэниелом Лангом и Филиппом Ореополусом в статье Incentives and Services for College Achievement: Evidence from a Randomized Trial. Они исследовали программу финансового стимулирования одного из канадских университетов: студенты получали серьезные денежные вознаграждения в зависимости от их успеваемости. В результате, авторы показали, что подобная программа имела эффект, выраженный лишь в небольшом росте среднего балла только на протяжении первого семестра (при этом, в основном, среди девушек), а затем её влияние стало нулевым.
Девиз Вышки в данном отношении очень мудрый и очень своевременный – Non scholae sed vitae discimus – «Не для школы, а для жизни мы учимся!»
Егор Малков, преподаватель Кафедры макроэкономического анализа ВШЭ
Не для школы, а для жизни…
Привет, Абитуриент!
Еще сомневаешься в выборе факультета? В этой небольшой статье мы расскажем, почему эконом — это именно то, что тебе нужно! Устраивайся поудобнее и приготовься к погружению в нашу жизнь.
Эконом это кто? (Who?)
Учеба на экономе— это миллион возможностей найти свое призвание, обилие интересных и творческих личностей, а также в 2 раза больше бессонных ночей, чем у студентов других вузов. Рассказываем, почему 4 сессий не нужно бояться и как не потонуть в море дедлайнов, успевая учиться и тусить.
Начнем с предметов, которые изучаются на 1-2 курсах. Как и в других вузах, первокурсникам предстоит изучить общий курс дисциплин, которые позволят им в дальнейшем лучше понимать экономические процессы и взаимосвязи. Самый первый и легкий предмет— БЖД. В его рамках студент изучает распорядки и правила университета (заучивать их не нужно!), которые помогают освоиться в новой академической среде.
Не стоит забывать, что экономика тесно связана с математикой. Хорошо это или плохо — судить не нам, но в течение всего первого курса студенты нашего факультета постигают математический анализ. Также в рамках математических дисциплин обязательным предметом является линейная алгебра. Конечно, сдавать точные науки не всегда легко, но они очень сильно облегчат тебе жизнь на следующих курсах, а также улучшат логическое и абстрактное мышление. Не для школы, а для жизни учимся.
Однако пугаться не стоит! Важное место также занимают и социальные науки — социология, психология, экономическая история. Они позволяют рассмотреть разные аспекты экономики с точки зрения восприятия человека и общества. Также в перечень обязательных предметов на первом курсе входит Английский язык: он делится на изучение бизнес-английского и на подготовку к экзамену IELTS, который сдают все студенты на 2 курсе.
Помимо обязательных предметов, на 2-4 курсах есть вариативная часть, которую студент формирует сам. Из чего она состоит? Во-первых, в марте первокурсники выбирают майнор (дополнительная дисциплина, отличная от основного направления подготовки), который может быть связан с творчеством, политикой и чем угодно. Главное не с направлением «Экономика»! А во-вторых, в конце 4 модуля студенты знакомятся с курсами по выбору на 2 курс: Финансовые рынки, демография, дифференциальные уравнения, МСФО, ИМЦЭ. Подробнее про каждый из них вы можете прочитать на сайте программы в разделе «Программа обучения». Если рассказ об учебной части не поверг тебя в ужас или скуку и не заставил поскорее закрыть статью, то мы с радостью готовы рассказать тебе о внеучебной жизни нашего факультета.
Ночь рождения ВШЭ
27 ноября Вышка отмечает свой 25 день рождения. В честь Антиюбилея мы не ограничимся днем, а будем праздновать всю ночь!
Для по-настоящему масштабного праздника «Ингруп СтС», Центр поддержки студенческих инициатив и Дирекция по связям с общественностью объединили силы и готовят целую ночь игр, танцев, мастер классов и выступлений. Полная программа получилась длиннее, чем перечень всех наших образовательных программ, но зато не найти там событие по душе почти не возможно.
Welcome Зона 1
Первое, куда вы попадете. Хотите сделать фото на память? Подержать в руках настоящие звезды? Увидеть большую вышкинскую кровать? Тогда вам точно нельзя пройти мимо welcome-зоны!
Научные бои. Финал 2
Грандиозный финал Научных боев — это завершение самого рок-н-рольного студенческого проекта о науке 2017.
5 финалистов, которых вы выбирали весь этот год, расскажут о своих исследованиях и сразятся за главный приз — академический тревел-грант в Европу. Никаких скучных презентаций, можно использовать только ораторское искусство и подручные средства, а победителя выбирают сами зрители и жюри.
Финальные научные бои — это большой праздник, который не будет ограничиваться только Научными боями и привычным сценарием. Неожиданные форматы, сюрпризы и специальное научное афтепати, все это ждёт вас в антиюбилейный вечер.
Ночное телешоу (Большая сцена) 2
Телешоу на ваших глазах! Любимые телеканалы и лучшие телешоу оживают на большой сцене. Это центральное шоу всей «НОЧИ», которое ни в коем случае нельзя пропустить.
На большой сцене вы увидите:
21:00 – 22:30 Ток-шоу
Непредвзятые и откровенные беседы с приглашёнными звёздами о последних новостях, насущных проблемах и вообще обо всём на свете. Хотите послушать интересных людей? Обязательно приходите!
23:30 – 01:00 Денс шоу
Любите танцы? Не пропустите зажигательное танцевальное шоу: лучшие танцевальные команды покажут вам представление, которое долго не выветрится из памяти.
03:00 – 04:30 Театр
Высшая школа экономики славится своей культурной жизнью, а что может воплотить её лучше, чем театр? Специально для «НОЧИ» студенты из театра НИУ ВШЭ готовят особенное представление.
04:30 – 06:00 Кинопоказ
А завершают программу Большой Сцены короткометражки. Многие из нас ни разу не смотрели короткий метр — и это действительно упущение! Будем исправляться всей Вышкой, наслаждаясь лучшими короткометражками со всего мира.
Ночной бар (Малая сцена) 7
Одно из самых любопытных и интригующих мест фестиваля. Туда обязательно стоит заглянуть, хоть это и может кончиться тем, что вы зависнете там на всю ночь.
23:00 – 23:45 Stand Up
Откроет программу Малой сцены стенд-ап шоу от лучших комиков Вышки и широко известного в кругах стендаперов Руслана Мухтарова. Отборные шутки и артистичная подача точно заставят вас хорошенько и от души посмеяться.
Не боимся говорить вслух о том, о чём не принято упоминать даже шёпотом. Ведь стеснение — одна из причин невежества. Развенчиваем пагубные мифы и улучшаем самочувствие.
01:10 – 01:50 Где логика
Знаменитый формат приходит и на Малую сцену фестиваля «НОЧЬ». Самые замысловатые ассоциации заставят гостей — известных сотрудников и студентов Вышки — изрядно попотеть.
02:00 – 03:00 Физическое шоу
Эксперименты! Весело, доступно, просто и понятно про все самые невероятные физические и химические явления. Приходите и убедитесь, что точные науки — это зрелищно и интересно.
03:00 – 04:00 Лекторий
Еще одна не менее интересная лекция от одного из самых известных вышкинцам человека. Однако пока что это секрет!
04:00 – 05:00 Шоу от Школы продюсирования массовых медиапроектов
Малая сцена собирает знаменитостей! Профессиональное шоу от мастеров сцены точно не позволит вам заскучать.
05:00 – 06:00 Акустический сет
Что может быть лучше, чем встретить рассвет с песнями под гитару? В конце фестиваля вы сможете насладиться чудесными каверами на самые известные песни современности от Кати Лукояновой и «Улицы Вишнёвой».
Ночной город 4
Город всегда преображается ночью! Побывать в нескольких городах за одну ночь, остаться в парке развлечений или офисе после закрытия? Легко!
Самые необычные игры. Непрерывно с 20:00 до 6:00
Парк развлечений
Ночной офис
Ночные путешествия
Ночные новости
Каминный зал 5
Самое уютное место на фестивале «НОЧЬ»: теплый плед, горячее какао и приятно похрустывающий огонь в камине. Спокойствие и отдых обеспечены!
Спокойные активности для отдыха в приятной обстановке
Под ночным небом 6
Ночь — это время новых знакомств! Ведь встретить будущего друга или хорошего приятеля можно и под звездным небом.
20:00 – 02:00 Соулмейтинг
Быть друзьями, будучи на медиакоме и прикладной математике? Не верите? А зря! Всего за полчаса у вас будет возможность познакомиться с десятком людей с самых разных факультетов, поговорить с ними на разные темы и, возможно, подружиться в будущем.
02:00 – 06:00 Планетарий
Во все века люди восторгались и интересовались звездным небом: в созвездниях искали пророчества, ответы на самые сложные вопросы мироздания и даже пытались прочитать будущее. Теперь чтобы посмотреть на звезды не нужно ждать теплого лета, покупать телескоп или смотреть на фотографии — достаточно просто поудобнее лечь и оказаться среди небесных светил!
Сны подвал
Твои самые заветные сны стали реальностью! Стоит открыть глаза и перед тобой оживут любимые картины, все фантазии воплотятся наяву.
Живые полотна (комната 1)
Лучшие картины на тему ночи в одной комнате. Окунитесь в волшебную и неповторимую атмосферу, созданную воображением гениев живописи.
Комната откровений (комната 2)
Есть ли у вас тайные желания, о которых вы боитесь говорить вслух? В комнате откровений вы сможете открыть свои секреты незнакомцам, допустить их в самые потаённые уголки души — и остаться неизвестным. Много нового вы узнаете и об окружающих. И посмотрите на мир новым взглядом.
Ночной кошмар — квест-комната от Школы Тренинга (комнаты 3 и 4)
Самая мистическая и страшная часть фестиваля. То, что мучает вас в кошмарах. То, о чём вы боитесь даже думать. Оно будет ждать вас ночью.
Интеллектуальная ночь 10
Каждый студент не раз проводил всю ночь за учебником, рефератом, эссе или даже курсачом! В этот раз про конспекты и контрольные можно забыть — лучше вместе поиграем в интеллектуальные игры и узнаем много нового!
«Своя игра» от Ассоциации интеллектуальных клубов
Давно хотели выяснить, кто же самый умный в дружеской компании или просто проверить свою эрудицию и сообразительность? Тогда обязательно приходите на «Свою игру» и сразитесь в интеллектуальном поединке с другими студентами.
«100 к 1» от ССФЭ
Любите всё угадывать и доверяете своей интуиции? Или анализируете всю полученную информацию и рассчитываете вероятности возможных исходов? Попробуйте свои силы в игре «100 к 1», где вам предстоит угадывать самые распространённые ответы на порой необычные вопросы.
Деловая ночь 8
Все мы когда-нибудь да задумывались о создании своего дела и рисовали перед собой радужное безбедное бизнес-будущее. Но когда процесс доходил до стадии реализации — многие сталкивались с трудностями. Но на «НОЧИ» вы сможете наконец понять, как их преодолевать, ведь с вами поделятся свои опытом самые успешные студенты и выпускники ВШЭ.
IB мафия от Keystone
В финансовой мафии вы можете стать кем угодно: налоговым инспектором, акулой бизнеса или добропорядочным предпринимателем. Эта игра, безусловно, поможет вам лучше научиться двигать рычаги влияния на рынке и за его пределами.
Игра «Стартап» от Бизнес-инкубатора
Деловая игра «Стартап» позволит вам окунуться в мир современного предпринимательства и пройти путь от маленького стартапа до большой корпорации.
Мастер-классы 9
«Не для школы, а для жизни мы учимся» — гласит девиз Высшей школы экономики. Так не будем же переставать учиться чему-либо новому даже ночью! На мастер-классах вы сможете приобрести уникальные навыки и умения, которыми не смогли бы овладеть где-либо ещё.
Вы сможете поучаствовать в целом ряде мастер-классов. Среди них:
Как добраться
Адрес: Ленинская слобода 26с15 Loft Hall