название пьесы символично вся жизнь действующих лиц
Анализ пьесы Лермонтова «Маскарад»
Автор: Guru · Опубликовано 08.08.2017 · Обновлено 08.10.2017
Все мы знаем Лермонтова-поэта с его «Пророком», «Мцыри» и «Демоном», однако Лермонтов-драматург знаком не каждому из нас. И очень зря. Его коронный психологизм наиболее полно раскрылся именно в жанре пьесы, которая до сих пор входит в золотую коллекцию театральных репертуаров.
История создания
Работа над «Маскарадом» шла в течение 1835-1836 годов. К этому времени молодой и недавно (в 1834 году) закончивший школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Лермонтов уже успел близко познакомиться со светской жизнью и в частности с развлечениями в доме Энгельгардта. Тамошние маскарады и послужили основой для развития конфликта в пьесе. Цензоры были поражены резкостью критики, направленной в адрес столь популярного в то время развлечения и места его проведения. Это, а также своеобразие главного героя и неоднозначная и, очевидно, несчастливая развязка сослужили дурную службу произведению. Михаил Юрьевич несколько раз переписывал пьесу, порой внося в нее значительные изменения (в концовку, в систему персонажей; не были постоянными ни количество актов, ни название), но ни одна редакция ни была одобрена. Читатель познакомился с «Маскарадом» только после смерти автора; он был опубликован в 1842 году.
Не была счастливее и сценическая судьба драмы. «Маскарад» несколько раз ставили в разных петербуржских театрах, но нигде он не вошел в постоянный репертуар.
Смысл названия драмы
Маскарад – это обитель вечной праздности и торжества лицемерия, место, где разворачивается основной конфликт пьесы, и происходят все самые значимые события. Блеск и мишура залов, беззаботность и горячность гостей позволяют собравшимся пуститься в свободное плавание по морю безудержного веселья, разгула и кутежа и скрывают бесконечно совершаемые и повторяемые ими пороки. Что важнее, «маскарад» – это положение дел в обществе, состояние души каждого уважаемого члена общины. «И если маскою черты утаены, / То маску с чувств снимают смело» — так говорит о гостях дома Энгельгардта главный герой пьесы. Действительно, собравшиеся настолько привыкли носить на себе определенный образ в повседневной жизни, представать перед знакомыми такими, какими их желают видеть, что единственная возможность для них раскрыть свой истинный облик, дать волю чувствам, рассказать о своих желаниях, мечтах, волнениях – это скрыть себя под маской. Неузнанные они обладают большей смелостью и готовы поведать окружающим то, о чем и подумать не решились бы, не будь они на маскараде.
Тема судьбы и случая
«Мир для меня – колода карт, / Жизнь – банк; рок мечет, я играю / И правила игры я к людям применяю». Такова вся «премудрость земная», по словам Казарина. Карточная игра в свое время прочно закрепилась в русской литературе. Этот мотив не только выполняет роль двигателя сюжета или средства раскрытия характера персонажа, но также воссоздает романтическую модель мироздания. Беспристрастный рок мечет карты испытаний, проверяя ими всех идущих по жизненному пути. Кто-то с головой бросается в эту игру, кто-то умеет вовремя, заняв свою нишу, остановиться и тихо доживает свои дни без приключений. Есть люди, которые плывут по течению и смиряются с любым поворотом судьбы, радуются мелким подношениям с ее стороны или безропотно принимают поражения. Но есть и совсем другой тип человека – герой-игрок. Это тот, кто принимает правила, но отнюдь не собирается подчиняться условиям. С одной стороны, он – борец, с другой, сумасшедший, которого внутренняя страстность заставляет никогда и ни в чем не соглашаться с предначертанной судьбой, он до последнего вздоха будет идти наперекор, даже если заранее обречен. Таким героем в «Маскараде» является Арбенин. Многие персонажи пьесы отмечают, что в нем есть какая-то сила, возможно, демоническая, которая помогает ему в неравной борьбе с неумолимым роком.
Судьба преследует героя. Трудно сказать, мог бы он избежать трагического завершения пути. Безусловно, шанс был дан ему, но обмануть рок практически невозможно. Арбенин стремительно двигался к предначертанному концу.
Случай сыграл со всеми злую шутку. Незначительное происшествие – потеря браслета – повлекло за собой множество роковых последствий. Все замешанные в этой истории люди оказались несчастны, а значит, случайности неслучайны. Они — орудие в руках судьбы, которая с их помощью проверяет героев и карает их за ошибки.
«Зеркальность» системы образов
В реальной жизни людям часто приходится примерять на себя маски, играть роли, выдавать себя за тех, кем они не являются, или просто скрывать некоторые свои качества, которые могут невыгодно сказаться на их положении в определенном обществе. Герои пьесы занимаются этим денно и нощно. Они как будто смотрятся в зеркало, которое сглаживает неровности и угловатости, и пытаются убедить окружающих в том, что тот, кого видят в отражении, и есть настоящая личность. В зазеркалье каждый из них становится тем, кем хотел бы быть, сообразуясь с собственной выгодой. Персонажи в этом мире создают себе нужную маску, срастаются с ней и уже сами верят в то, что это их настоящее лицо. Лишь изредка можно разглядеть их истинный облик. Как ни удивительно, но происходит это, когда лица героев буквально скрыты – на маскараде.
Есть в этом искаженном мире один человек, нежелающий притворяться и лицемерить. Он и не нуждается в этом. Его мало заботит общественное мнение. Природные эгоизм и холодность позволяют ему замкнуться полностью на себе, смотреть свысока на окружающих, но при этом быть и самым честным среди них. Евгений Арбенин не считает себя частью общества, с которым он вынужден сосуществовать. Некогда у него были здесь товарищи, друзья, но их связывал лишь игральный стол. Теперь никто, кроме жены, не вхож в его маленький обособленный мир.
Романтический конфликт
На протяжении произведения Арбенин меняется буквально на глазах. Он предстает перед нами спокойным, остепенившимся человеком. По всему видно, что он несколько притомился забавами света, но пока еще не чужд им. Евгений, кажется, вполне рад встрече со старыми знакомыми и не прочь вспомнить прежние времена, когда он был молодым страстным игроком, искал свое счастье в картах, «не завидовал» товарищам по интересам, «но и не знал участья» к их судьбе. Он охотно отправляется с князем Звездичем на маскарад. В то же время, именно там проявляется отстраненность героя: «Они все чужды мне, и я всем им чужой!» — говорит он о том обществе, в которое попал. Юные годы его прошли, шумные балы больше не прельщают его. Теперь, мирно стоя в стороне, он читает фальшь во всех собравшихся и больше не хочет быть причастным к их образу жизни.
Из душевного равновесия героя выводит весьма прозаичное происшествие: у него появляются подозрения, что жена ему изменяет. Мгновенно из тихого семьянина он превращается в пылкого любовника. Ревность клокочет в нем, толкая героя на необдуманные поступки. Теперь он уже не самоустраняется. Отчасти в произошедшем Евгений винит и общество, которое без труда может «заглотнуть» чистое, безгрешное создание (такое как Нина) и опошлить его, уничтожить в нем все самое хорошее, сделать его подобным себе. От немого осуждения Арбенин переходит к громким нападкам. Сейчас он один против всех. Зная все пороки общества изнутри, он один может сорвать с окружающих маски.
Образ Евгения Арбенина
Именно вышеназванное качество выделяет героя Лермонтова из толпы. Арбенин – обличитель, благодаря определенным событиям это становится его главной функцией. Такому герою суждено пройти через разочарование в обществе или пресыщение светской жизнью. Это влечет за собой проявление таких качеств, как неудовлетворенность действительностью, самовозвышение над окружающими, замкнутость, нелюдимость. Гордец на время застывает в таком состоянии, а затем, как правило, происходит столкновение его с реальностью или обществом. Зарождающийся и развивающийся конфликт сильно действует на персонажа, тот теряет способность держать эмоции и мысли под контролем и начинает бросать направо и налево хотя и обоснованные, но все же жесткие обвинения. Битва эта обречена, ибо не стоит ни малейшего труда социуму сплотиться против инородного элемента, этого разрушителя порядка и спокойствия. Оно уничтожает обличителя или попросту изолирует его от себя.
Многие исследователи отмечают преемственность персонажа Лермонтова по отношению к Чацкому. Подобно герою «Горя от ума» Арбенин, будучи оскорблен жестокостью общества, врывается в привычный ход его жизни, стремясь вывернуть его миропонимание наизнанку – той стороной, в которой он видит истину. Занятый изобличением пороков окружающих, он не замечает, что остается непонятым, осмеянным, отвергнутым. Никто не желает поддержать его правду.
Что же касается пути, по которому герой пришел к финалу своей истории, то тот напоминает жизнь Онегина (неспроста они тезки). Пушкинский Евгений до поры, до времени блистал в обществе, любил светские развлечения, как никто, и вдруг в одночасье все бросил, удалился в деревню, скрылся ото всех. Разница в том, что Арбенин смог найти свое счастье в этом мире, хотя длилось оно не долго. Онегин же так был занят осуждением нравов, поступков, убеждений, что упустил свой шанс и больше уже не смог примириться с действительностью, достичь с ней гармонии.
Образ Нины
Нина. Молодая девушка, милое, чистое, цветущее создание, только вступающее в жизнь. Как такой холодный, скупой на чувства человек, как Арбенин, одержимый лишь одной страстью, мог заполучить ее сердце? Сам он назвал ее ангелом, посланный ему Богом, чтобы построить его счастье. Нина единственная, кто может спасти душу Евгения, но чтобы искупить все его прошлые поступки, совершить этот подвиг, недостаточно только ее чувств, главное, — это его желание измениться. Он любит жену, ему хорошо в семейном уюте, он забывает об игре, буйный нрав его утихает. И все же отказаться от прошлого — еще не значит начать новую жизнь. Герой застывает в новом образе до первого потрясения. Малейшее сомнение рушит новообретенную гармонию, и супруг оказывается не в силах устоять перед натиском былых порывов. Нина – это испытание, которое он силится преодолеть, но не может. Ему не хватает веры.
Прошлое настигает Евгения, он поддается слабости, и дикая страсть застилает ему глаза, не дает увидеть и услышать даже очевидное. Арбенин не может совладать с гневом, ревностью, жаждой снова включится в игру. На этот раз ставки непомерно высоки – судьбы людей на кону. Игрок готовится к финальному раунду, ничто и никто не может удержать его на краю пропасти. Он забывает, что любые деньги можно вернуть, отыграть, заработать, а жизнь человеку возвратить нельзя. Он шагает в бездну, еще не осознавая, что вместо победы над обстоятельствами или ничьей в его схватке с обществом, которое он желает проучить, он стремительно приближается к полному поражению и саморазрушению.
Смысл финала
Не только потеря того, чем он мог дорожить, ждет Арбенина. Судьба уготовила ему страшную кару. Она не пожелала оставить его в неведении о содеянном. В завершающих актах пьесы появляется таинственный Неизвестный, посланный раскрыть все секреты и сорвать пелену, скрывающую правду от преступника. До этого момента разум услужливо мутил сознание главного героя в те минуты, когда должно было происходить разоблачение действующих лиц конфликта или обстоятельств, приведших к его появлению. Евгений не верил словам или не понимал их смысл, а порой даже не слышал того, что ему говорили. Ослепленный ревностью, но стал одержим мыслью о мести и уже был неспособен свернуть с этого пути. Неизвестный разрушил стену обмана и домыслов, возведенную самим ревнивцем, и тот наконец-то увидел полностью всю картину, осознал, что натворил ужасное и непоправимое. Жить с этим дальше было невозможно, разум героя окончательно погрузился во тьму, откуда несчастному уже не было возврата.
Можно ли считать сумасшествие наказанием для героя? Мог ли он спустя годы снова обрести покой и счастье в этом мире? Пожалуй, это было его единственное спасение. Ведь он не остался совершенно глух к голосу совести, он испытал ужасную боль и муку из-за свершенного им. Помутнение рассудка освободило его от груза знания.
Судьба сломила его, но победив, она не лишила его жизни, не дала второй шанс. Арбенин застрял где-то между земным существованием и небесным судом. Было ли это дополнительной карой или возможностью искупить вину и заработать прощение, сказать невозможно.
Смысл пьесы Лермонтова «Маскарад»
Пьеса «Маскарад» считается образцом позднего творчества М.Ю. Лермонтова, хотя сложно делить на периоды литературную деятельность человека, прожившего такую короткую жизнь. Автор писал ее в 1835-36 гг. Произведение неоднократно переделывалась автором, досталось «Маскараду» и от цензуры. Издана же пьеса была через год после его гибели.
Канву пьесы Лермонтов взял из светской хроники Петербурга того времени. Поэт близко сошелся с Василием Энгельгардтом, в чьем доме кипела бурная жизнь столичной богемы. В моде у высшего общества тогда были игра в карты и маскарады.
Именно маскарад, не только в буквальном, но и переносном смысле, стал главным героем пьесы. Собственно маскарад, как костюмированный бал, показан лишь в одной сцене. Картежная игра — не более чем повод для развития сюжета. Но по мысли Лермонтова вся светская жизнь является не более, чем маскарадом, разбросанной по столу карточной колодой.
Никто не показывает своего истинного лица, не проявляет настоящих чувств.
Искренность в тогдашнем высшем обществе считалась моветоном. Однако, прикрыв лицо маской, можно было стать более открытым, поведать о своих истинных чувствах, поделиться откровенным мыслями. А экстраполируя частный случай «лица под маской» на общество, можно понять, что речь идет о низком зле, действующем под маской добра.
Главный герой пьесы Евгений Арбенин – это человек, наделенный взрывным темпераментом, добрый и справедливый по натуре и азартный по характеру. В отличие от большинства персонажей он не лицемерен. Ему чужды светские интриги. Конфликт, описанный в пьесе, случается из-за того, что честный Арбенин требует того же от других, т.е. другими словами, хочет, чтобы они, сорвав маски, показали свои истинные лица. Он пытается действовать, как «Жук в Муравейнике» у братьев Стругацких. Но общество к этому не готово, более того, оно активно выступает против проявления настоящих чувств и искренности.
С точки зрения нравов того времени Арбенин выглядит изгоем. Даже его глубокая, к тому же далеко не безответная, любовь к жене Нине воспринимается окружающими, как притворство. Как может молодая жена любить мужа, который значительно старше его. Нет, здесь только расчет. С ее стороны. А с его – желание вызвать зависть у менее удачливых друзей и знакомых: смотрите, какая у меня красавица жена. Любовь Арбенина к Нине отягощена ревностью, что, в конце концов, приводит к трагическому финалу.
Лермонтов позаимствовал сюжет с мнимой изменой Нины у Шекспира. Хотя Арбенин не так безумен, как Отелло, но подозрения сначала приводят его к преступлению, а затем сводят с ума. Действие пьесы происходит в постоянном развитии и нагнетании страстей. Главный герой по ходу пьесы срывает маски то с одного, то с другого персонажа и обнаруживает то пустоту, то зависть, то злобу, то лицемерие.
Положительных героев в пьесе кроме Арбенина и Нины фактически нет. У каждого есть свои низменные чувства и секреты, основанные на светских сплетнях. А за душой, если приглядеться, пустота, которую помогает скрывать маска добропорядочного человека. Если Арбенин порывист и, не задумываясь, может сказать правду в лицо, то Нина наивна и немного скрытна. Это мешает ей отстоять свою невинность и невиновность перед ревнивым мужем. В результате она погибает.
Узнав всю подоплеку событий, приведших к ужасному исходу, главный герой лишается рассудка. Закономерный финал. Что еще делать человеку, который не может жить в обществе лицемеров и подлецов. Тема «лишнего человека», неоднократно описанная и препарированная многими русскими писателями и поэтами. И название пьесы – это не желание рассказать о маскараде, как о событии, а стремление показать жизнь высшего общества (причем не только в рамках светских мероприятий), как парад масок, скрывающих всё, что можно объединить одним понятием – «зло».
Как пел Андрей Макаревич (разумеется, с сарказмом): «И в радости праздной И в горькой беде Пусть каждый из вас будет верен себе Носите маски Носите маски Лишь только под маской ты можешь остаться собой». Песне, пожалуй, лет 40, но она актуальна по сию пору. Маскарад преследует нас повсюду: в политике, в общественной жизни, да и в личных отношениях далеко не всегда можно понять, кто перед тобой – маска или живой человек.
Лес так красив Зелёная листва Хочу обнять я каждый здесь дубочек.
Лес так красив
И этим я горжусь!
Старалась как могла! Я не писатель))
Ечерело, на небе зажигались первые звёздочки. Все лесные жители попрятались по своим домикам: норкам, дуплам, гнёздам и берлогам, только несколько зверей собрались на полянке около пушистой разлапистой ёлки, укрытой снегом, словно тёплым одеялом. Были здесь зайчонок Лапа, его лучший друг ёжик Курносик, белочки-блезняшки Галочка и Тамарочка, оленята Олешка и Ланюшка и совёнок Сёва, который и держал речь перед своими друзьями. Те его внимательно слушали.
— И вот, бабушка сова говорит, что у детей сегодня праздник, и ёлка наряженная, и что они веселятся, танцуют, кушают лакомства и получают подарки. И так каждый год в новогоднюю ночь!
— Это нечестно, — сморщила носик Галочка.
— Да-да, — вторила ей Тамарочка. – Мы же тоже дети, только звериные. Почему у нас нет праздника?
— И ёлки нет наряженной, и подарков, и угощений, — кивнул ёжик Курносик.
— Давайте что-нибудь придумаем, – предложил зайчонок Лапа, — чтобы и у нас в лесу был праздник.
Другие зверята дружно закивали и заговорили все разом:
— И мы, и мы хотим праздник!
— И ёлку хотим, и угощения, и подарки!
— Только где нам взять угощения? А подарки кто нам подарит?
— А чем нам ёлку нарядить? Мы же не знаем, никогда этого не делали.
В это самое время над поляной пролетали два красногрудых снегиря. Увидев собравшихся внизу зверей, они решили спуститься и узнать в чём дело. Сели снегири ниже на ветку, но никто на них даже внимания не обратил, впрочем, они сами очень быстро поняли, в чём дело.
— Ну как, поможем малышам? – спросил снегирь по имени Краснощёк, поворачивая к другу свою маленькую головку.
— Поможем, — кивнул снегирь Морозец. – Ты помнишь, по какой тропинке Дед Мороз к детям идёт? Думаешь, сможем уговорить его свернуть с пути?
— Уговорим, чего ж не уговорить! Он добрый, хоть и строгий, дед наш.
Снегири взмахнули крылышками, оставив ничего не подозревающих зверят на поляне.
Дед Мороз с огромным мешком за плечами, бодро перебирая лыжными палками и насвистывая мелодию маленькой ёлочки, шёл по проторенной знакомой лыжне. Тут навстречу к нему вылетели два знакомых снегиря.
— Здравствуй, Дедушка Мороз! – защебетал Морозец.
— Прости что задерживаем, — подключился Краснощёк. — Помощь твоя нужна.
— Здравствуйте, здравствуйте, друзья, — поздоровался Дед Мороз, замедляя ход. – Если дело доброе, то можно немного и задержаться. Ну, говорите, что случилось.
Снегири наперебой стали рассказывать дедушке про зверей, которые тоже хотят новогодний праздник.
— Да, что-то я старый не подумал, — почесал Дед Мороз затылок, когда снегири закончили свой рассказ. – Не хорошо, правда, получается: у людей есть праздник, а у лесных зверей нет. Ну, показывайте дорогу!
На лесной полянке звери всё ещё думали да решали, как бы и им праздник в лесу устроить, но так ничего толкового не придумали, совсем загрустили.
— Эх, снова мы без праздника останемся! – обречённо махнул крылом совёнок Сёва. – Полечу в дупло к бабушке!
Вдруг заснеженные ветки деревьев раздвинулись, и на поляну на лыжах вышел высокий дед в красном тулупе, с бородой по пояс и огромным мешком за спиной. Впереди него, показывая дорогу, летели два снегиря.
— Ну, всё, кажись прибыли, — пробасил дед, опуская мешок на снег. – Здравствуйте, зверятки-ребятки! Это вы здесь праздника новогоднего хотите?
Удивлённые малыши кивнули как по команде, но ничего не ответили. Дед рассмеялся.
— Не бойтесь меня! Добрый я. Дедом Морозом зовусь, приношу подарки детям на Новый год. Простите, что вас обидел, обделил, но отныне будет и в лесу праздник.
Дед Мороз оглядел поляну, заметил посередине ёлку, подошёл к ней поближе и хлопнул три раза в ладоши. Ёлка вмиг преобразилась: засияла огнями, гирляндами, разноцветными шарами, золотистыми шишками.
— Какое чудо! – воскликнули белочки.
— Спасибо, Дедушка Мороз, — сказал зайчонок Лапа.
— Спасибо! Спасибо! – закричали его друзья, запрыгали, затопали, захлопали лапками.
Весело рассмеялся Дед Мороз, быстро встал на лыжи, махнул рукой на прощание и умчался быстрее ветра. Подошли зверята к ёлке и увидели, что на ней кроме украшений висят их любимые лакомство: морковь для зайцев, орехи и грибные гирлянды для белок, яблоки для ежей, а под ёлкой сено для оленей и мешки с зерном для птиц и мышей.
Обрадовались друзья и побежали по лесу сзывать всех лесных жителей на новогодний праздник на поляне. Много было веселья в тот вечером около наряженной ёлочки: песни, смех, угощение для всех! С тех пор каждый год Дед Мороз по дороге к детям заглядывает к зверям и поздравляет своих лесных друзей с праздником.
Драма М.Ю. Лермонтова Маскарад
Описание презентации по отдельным слайдам:
Драма М.Ю. Лермонтова «Маскарад»
Глубоко неудовлетворенный казенно-патриотическим репертуаром театров, он задумал написать пьесу на тему из современной жизни. Пьеса должна была явиться сатирой на великосветское общество столицы и всей своей художественной системой противостоять благонамеренной официальной драматургии 30-х годов XIX в Замысел «Маскарада» Замысел «Маскарада» возник у Лермонтова, по-видимому, в конце 1834 г. или в начале 1835 г. В эти годы Лермонтов-офицер непосредственно познакомился с великосветским обществом Петербурга, посещавшим светские маскарады в доме Энгельгардта. Хорошо знал Лермонтов и театральную жизнь Петербурга.
Идейный замысел «Маскарада» был подсказан игрой в карты. В идее произведения лежит проблема «высокого зла», рожденного деятельным стремлением к добру и счастью. Буря, которую производит Арбенин в светском кругу, разоблачая мистификацию добра и благородства, вырастет до размеров бунта против такого общественного устройства («естественного порядка»), при котором главную роль в жизни играет низкое зло, замаскированное «добром». Само заглавие пьесы скрывает в себе этот смысл. Сила Арбенина заключается в том, что он не только ходит без маски, но и срывает маски с других. Здесь – идейный центр пьесы.
Примечательно, что Лермонтов назвал маскарадом всю пьесу, а не только сцену, в которой изображается костюмированный бал у Энгельгардта. Название пьесы символично: вся жизнь действующих лиц предстает перед нами как пестрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад. Смысл названия пьесы
Художественное содержание драмы многослойно; оно представляет собой совмещение разных планов – от бытового, конкретно-социального до философского. В пьесе изображен Петербург 30-х гг. XIX в. – средоточие лицемерия, фальши, эгоизма; широко отражены черты великосветского быта, увлечение столичной знати балами, карточной игрой, маскарадами. Художественное содержание драмы
«Маскарад» – романтическая драма о трагических судьбах мыслящих людей современной поэту России, об их порывах к действию и роковых заблуждениях. В центре внимания автора – проблема личности, раздумья о судьбе человека, принявшего на себя тяжесть одинокого противостояния существующему порядку вещей.
Арбенин – один из тех персонажей, которые, не будучи положительными героями, вместе с тем по умонастроению и взаимоотношениям с окружающим миром во многом близки автору и потому нередко выступают как выразители его взглядов. Лермонтов наделил своего героя силой духа, мужеством, тоской по иной жизни. Сознание невозможности достигнуть духовной свободы, независимости, человеческого доверия и участия в том мире, где смещены понятия о сущности добра и зла, порождает трагическое мироощущение Арбенина. Образ Арбенина
Арбенин тяжко страдает. Но причина его страданий – те же законы морали, которые он сам исповедовал и которым следовал до того, как, встретил Нину, «снова воскрес для жизни и добра». Но теперь эти законы обращаются против него, и он, быть может, впервые на самом себе почувствовал всю их губительную силу. В результате Арбенин карает невинную жену. Когда он узнает об этом, то оказывается не в силах вынести превращение из романтической жертвы и мстителя в заурядного убийцу.
Трагический конец Арбенина предрешен и самим характером развивающихся событий, и натиском враждебных обстоятельств, и особенностями личности героя, его жизненной позицией; это неизбежное следствие эгоцентризма и всеобъемлющего отрицания.
Образ Нины Имя Нина в драме «Маскарад» является такой же «маскарадной маской», как и имена других персонажей драмы. Настоящее имя Нины — Настасья Павловна, его произносит на балу в драме «Маскарад» герой с провинциальным именем Петков, чуждый светскому обществу. Двуименность героини является предвестником последующей трагедии Нины.
Светской „жизни тяготенье“ мучительно Нине. Полная тяжелых предчувствий, она умоляет Арбенина „кинуть свет“: „В деревне молодость свою я схороню, оставлю балы, пышность, моду и эту скучную свободу“. Она тяготится мнимой скучной свободой, которая ей предоставлена. Нина превращается из «созданья слабого» в гордую женщину, не прощающую ни дерзостей светского волокиты Звездича, ни ревности мужа, оскорбляющей ее достоинство.
Конфликт в драме «Маскарад» В драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад» можно выделить социальный конфликт. Это конфликт героя и дворянского общества. И психологический конфликт, внутренний, в сознании героя. Лермонтов показал в „Маскараде“, что „формула“: „кто нынече не гнется, ни до чего тот не добьется“ — была главной формулой „благоденствия“ в николаевской столице. „Формуле“ этой противостоит гордое арбенинское: „Мне поздно перед ними гнуться. “, „Ничем и никому я не был в жизнь обязан“.
Развязка внутреннего душевного конфликта наступает, когда Звездич и Неизвестный приходят в его дом, чтобы завершить давно задуманную месть. Не понадобились ни шпаги, ни пистолеты. Арбенин стоит перед ними на коленях – не у дуэльного барьера, а у черты безумия. «И этот гордый ум сегодня изнемог!» Поединок гордого, независимого человека, который мог сказать о себе: «ничем и никому я не был в жизнь обязан» – закончился поражением: Беги, красней, презренный человек, Тебя, как и других, к земле прижал наш век…
Вольный стих (разностопный ямб), которым написана драма, глубоко соответствует богатству ее стиля, многообразию смысловых и интонационных оттенков – от возвышенной патетики монологов Арбенина до острых и легких светских диалогов и каламбуров; при этом основную тональность определяет ярко-романтический, величественный образ главного героя. Последовательность философского осмысления сложных, противоречивых явлений жизни отличает «Маскарад» от опытов ранней лермонтовской драматургии. Вместе с тем в «Маскараде» отчетливо различаются мотивы многих романтических произведений Лермонтова. Своеобразие «Маскарада» Своеобразие стиля драмы – в сложном и тонком взаимопроникновении романтического и реалистического планов изображения.
Лермонтов, как известно, не напечатал «Маскарада». Видимо, запрещение пьесы для постановки на сцене вселило мысль о безнадежности увидеть ее и в печати. Если подлинный лермонтовский «Маскарад», хотя и с цензурными купюрами, через год после смерти поэта все же был напечатан, то для представления на официальной театральной сцене даже и в этом виде пьесу разрешили только в 1862г.
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Номер материала: ДБ-697550
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Путин призвал поддерживать сельские школы
Время чтения: 1 минута
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения порекомендовало снизить бюрократическую нагрузку на учителей
Время чтения: 1 минута
На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения подключит работодателей к разработке образовательных программ в колледжах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.