назовите источники свидетельствующие о жизни славянских племен

Назовите источники свидетельствующие о жизни славянских племен

назовите источники свидетельствующие о жизни славянских племен. Смотреть фото назовите источники свидетельствующие о жизни славянских племен. Смотреть картинку назовите источники свидетельствующие о жизни славянских племен. Картинка про назовите источники свидетельствующие о жизни славянских племен. Фото назовите источники свидетельствующие о жизни славянских племен

назовите источники свидетельствующие о жизни славянских племен. Смотреть фото назовите источники свидетельствующие о жизни славянских племен. Смотреть картинку назовите источники свидетельствующие о жизни славянских племен. Картинка про назовите источники свидетельствующие о жизни славянских племен. Фото назовите источники свидетельствующие о жизни славянских племен

назовите источники свидетельствующие о жизни славянских племен. Смотреть фото назовите источники свидетельствующие о жизни славянских племен. Смотреть картинку назовите источники свидетельствующие о жизни славянских племен. Картинка про назовите источники свидетельствующие о жизни славянских племен. Фото назовите источники свидетельствующие о жизни славянских племен

До и во время Второй мировой войны выделились ведущие страны-лидеры: СССР, США, Великобритания и Франция. Именно эти страны в последующем оказали решающее влияние на решение мировых проблем. Главный враг – фашизм, сплотил народы, приглушив идеологические разногласия. Союзные государства поддерживали партнерский характер отношений. Образование ООН и Нюрнбергский судебный процесс продемонстрировали сплоченность стран-победительниц и их умение работать во имя общих целей. [3, с.130] Однако немного позже геополитическая обстановка и международные отношения изменились коренным образом. Постепенно отношения союзников в войне стали меняться от сотрудничества к соперничеству. Европа была чрезвычайно ослаблена войной и немецкой оккупацией. Еще недавно ведущие страны Франция и Англия сейчас оказались истощены.

Только одна западная держава – США – вышла из войны неизмеримо более сильной, чем вступила в нее: американская территория не пострадала от военных действий, ее промышленность развивалась, более половины западного золотого запаса хранилось в американских банках. Произошло резкое усиление США в политической, экономической и военной областях. Американское руководство оценило эту ситуацию как реальную предпосылку для доминирования США во всем мире. Эта позиция нашла свое отражение в заявлении президента США Г. Трумэна, суть которого было «сохранении роли руководителя всех наций».

Одновременно с этим поднимался еще один мировой лидер – СССР. После победы над фашисткой Германией его авторитет возрос, резко увеличилось его военное и политическое влияние. Он притягивал не экономической мощью, а силой духа. СССР не только вышел из международной изоляции, но и стал признанной великой державой. Руководство Советского союза стремилось установить свой контроль в странах, освобожденных Советской армией и ликвидировать капитализм.

Разрыв между экономическими потенциалами стран был глобальный: после войны СССР потерял, а США приобрели; СССР восстанавливался, США продолжали развитие. Но обе страны мечтали о мировом господстве и у обоих были необходимые условия: у США – высший уровень экономического развития в мире, у СССР – патриотический подъем после победы над фашизмом, и авторитет «непобедимой державы». Таким образом, две абсолютно разные, но мощные страны стали бороться за сферу своего влияния. Именно с этого момента, по мнению большинства ученых, начинается «холодная война» — политическая, идеологическая, экономическая и локальная военная конфронтация двух антагонистических систем – капиталистической и социалистической (во главе с США и СССР соответственно). [1, с. 424]

«Холодная война» нашла свое проявление в: остром политическом и идеологическом противостоянии между тоталитарной коммунистической и западной либеральной системами, охватившем практически весь мир; создании системы военных (НАТО, ОВД, СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС, АНЗЮК) и экономических (ЕЭС, СЭВ, АСЕАН и др.) союзов; создании разветвлённой сети военных баз США и СССР на территории иностранных государств; активной разведывательной деятельности; форсировании гонки вооружения и военных приготовлений; резком росте военных расходов; периодически возникающих международных кризисах (Берлинские кризисы, Карибский кризис, Корейская война, Вьетнамская война, Афганская война); «разделе мира» и в ведении массированной «психологической войны», целью которой была пропаганда собственной идеологии и образа жизни.[4]

Источник

Восточнославянские племена и их соседи

Древность и Средневековье

Восточнославянские племена и их соседи

Славяне — одна из наиболее крупных групп европейского населения, имеющая коренное (автохтонное) происхождение. В качестве отдельной этнической общности славяне сформировались на рубеже новой эры, обособившись от более крупной индоевропейской общности. Первые письменные упоминания о них можно встретить в произведениях римских историков-летописцев І–ІІ вв. — Плиния Старшего, Тацита, Птолемея. Источников, проливающих свет на раннюю историю славян, немного. Это объясняется отсутствием у них письменности и удалённостью от крупных цивилизационных центров той эпохи. Фрагментарные сведения можно почерпнуть из работ римских, византийских, арабских, персидских историков и географов, а также благодаря данным археологических раскопок и сравнительному анализу славянских языков.

Происхождение славян

В современной исторической науке наиболее распространёнными теориями происхождения славян являются автохтонная и миграционная. Суть автохтонной теории состоит в том, что славяне — это коренное население Восточной Европы. Согласно этой точке зрения, восточные славяне — потомки носителей зарубинецкой (III в. до н. э. — II в. н. э.) и черняховской (ІІ–IV вв.) археологических культур.

С предками славян большинство приверженцев этой теории соотносят материалы, относящиеся к зарубинецкой культуре. Сообщество её носителей проживало вдоль берегов Среднего Поднепровья, Припяти и Десны на рубеже III–II вв. до н. э. — I в. н. э. Зарубинецкие памятники соответствуют времени существования единого древнеславянского (венедского) массива. К формированию же восточных славян — антов непосредственное отношение имело население северного ареала распространения черняховской культуры (II–IV вв. н. э.). Она была насыщена провинциальными римскими влияниями, которые в то время были распространены в Юго-Восточной и Центральной Европе. Материальные находки свидетельствуют, что культура черняховского сообщества также содержала скифо-сарматские, фракийские и германские элементы. Славяне в составе этой пестрой культуры, видимо, были политически несамостоятельны, особенно после появления в Северном Причерноморье племён готов и создания ими военного союза.

Сторонники миграционной теории утверждают, что славяне являются пришлым населением, которое появилось в Восточной Европе в первых веках нашей эры, а их прародиной был бассейн рек Одера, Рейна и Вислы. На рубеже І–ІІ вв. н. э., под давлением воинственных германских племён, они пересекли Вислу, а уже к IV–V вв. достигли Днепра.

Другая версия миграционной теории предполагала, что проникновение славян в восточноевропейский регион происходило от южного побережья Балтики до берегов Ладоги, где позже ими будет основан один из главных племенных центров — Новгород. Параллельно с процессом расселения происходила ассимиляция славянами представителей местного финно-угорского населения, ранее проживавшего на этих территориях. Тем не менее, отдельные народы этой группы и сегодня проживают в Российской Федерации (мордва, марийцы, коми).

Расселение славян

В период Великого переселения народов (II–VI вв.) славяне уже заселили значительную территорию Европы, впоследствии разделившись на три группы — венедов, склавинов и антов, что соответствовало нынешним западным, южным и восточным славянам:

Готское нашествие IV в. приостановило исторически первый процесс культурной, экономической и политической консолидации славянства. Разделение венедов готским «клином» на восточную и западную группы привело к возникновению антов Поднепровья и склавинов Поднестровья. Последние ассоциируются с пражской археологической культурой. А северо-западная окраина славянского мира после завершения готского нашествия продолжила носить прежнее общеславянское название венетов (комплекс археологических памятников в Центральной и Северной Польше).

Вначале анты терпели поражения от готов, но вскоре процессы их консолидации и самоутверждения продолжились, что способствовало образованию в будущем мощных военно-политических союзов. В отличие от достаточно мирных племён зарубинецкой культуры, тогдашнее славянство становится более воинственным, склонным к агрессии, экспансии на земли соседей. Поэтому именно анты превратились в главную силу, противостоявшую готам. Несколько позже славяне заняли место готского объединения в Юго-Восточной Европе.

Эти события, датированные концом IV–V вв., дали импульс к формированию новой этнокультурной и социально-экономической общности, в которой славянам принадлежало ведущее место. Находки этого времени, обнаруженные на границе лесостепной и полесской зон Восточной Европы, свидетельствуют о том, что именно эта местность стала прародиной раннесредневековых восточнославянских культур и отсюда во времена Великого переселения народов, с конца V в., началось расселение славян в северо-восточном, южном и юго-западном направлениях.

После 602 г. в письменных источниках анты не упоминаются. Их исчезновение с исторической авансцены объясняется поражением от племенного союза аваров. Северная часть антов слилась со склавинами, а остальные перешли Дунай и осели в Византии.

Славяне, постепенно расселяясь по Восточно-Европейской равнине, контактировали с проживавшими там племенами финно-угров и балтов, ассимилируя их. На протяжении VI–IX вв. происходил процесс объединения славян в общности, которые, помимо родового, уже обладали и территориально-политическим характером. Племенные союзы (Славия, Артания, Куявия) стали первыми протогосударственными объединениями восточных славян.

К наиболее ранним археологическим культурам, отождествляемым с восточными славянами, относят Киевскую (II–V вв.) и Пеньковскую (VI–нач. VIII в.). Археологические раскопки в целом подтвердили летописные данные о расселении славянских племён.

Соседи славян

На формирование восточнославянского этноса, его культуры существенное влияние оказали соседи славян. В первых веках нашей эры славяне тесно контактировали с народами индоиранской группы, главным образом — сарматами, а также с греческим населением античных городов-государств Северного Причерноморья. Позже поддерживали тесные отношения с племенами балтской группы. Заметный след оставили контакты с аварами, болгарами, хазарами, викингами. С V в. устанавливаются отношения восточных славян с Византийской империей.

Особую роль в жизни славян занимали отношения со степными кочевыми народами. В VI в. тюркоязычные авары (обры) сумели создать собственное государство, территория которого охватила большую часть южнорусских степей. Аварский каганат пал под ударами Византийской империи в 625 г.

В VII–VIII вв. на месте существования Аварского каганата возникли Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая — Тюркский каганат. Эти государственные образования не имели прочной структуры. Основным видом деятельности населявших их кочевников были постоянные военные походы. После того, как Болгарское царство распалось, часть его жителей отправилась к Дунаю, где вскоре ассимилировала с проживавшими там племенами южных славян, которые приняли имя кочевого народа — болгар. Другая часть тюркских болгар нашла новое пристанище в районе среднего течения Волги, создав Волжскую Болгарию (Булгарию). По соседству с её землями в середине VII в. возник Хазарский каганат. Со временем хазары стали контролировать земли Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым. Хазарский каганат вплоть до конца IX в. облагал данью племена славян из Приднепровья. Таким образом, между VI–IX вв. вследствие продолжительной и сложной перегруппировки славянских племён, находившихся в постоянном взаимодействии с полиэтничной средой их обитания (балтами, финно-уграми, потомками кочевников Северного Причерноморья, тюрками и др.) и соседними народами (арабами, византийцами, скандинавами), произошло формирование общих черт этнического облика восточных славян, проживавших на территории Восточной Европы.

Занятия

Система хозяйствования восточных славян базировалась на земледелии (подсечно-огневом и переложном) и скотоводстве. Во время археологических раскопок часто обнаруживают остатки злаковых (ржи, пшеницы, ячменя, проса) и огородных культур (репы, капусты, свёклы, моркови, редьки, чеснока и др.). Типы земледельческих культур зависели от климатических условий.

В северных лесистых землях доминировала подсечно-огневая система. В первый год деревья подрубали, а на следующий их сжигали, выкорчёвывая пни. Полученная зола использовалась в качестве удобрения при посеве зерновых. В качестве орудий труда применяли мотыги, топоры, сохи, бороны и заступы. С помощью последних осуществлялось взрыхление почвы. Сбор урожая производили серпами. Молотили цепами. Для размалывания зерна использовали каменные зернотёрки и ручные жернова.

На юге приоритет был у переложной системы земледелия. Так как плодородных земель было больше, земельные участки засевали в течение двух-трёх лет подряд. Когда урожайность падала, начинали обрабатывать новые участки (перекладывались). Основными орудиями труда были соха, рало, деревянный плуг, оснащённый железным лемехом.

С земледелием тесно переплеталось скотоводство, которое имело вспомогательное значение. Славяне преимущественно разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. Как рабочий скот в южных районах использовались волы, а в лесистой северной полосе — лошади.

Также есть сведения о том, что восточные славяне занимались рыболовством, бортничеством (собирание мёда диких пчел), охотой, особенно ценилась добыча пушного зверя (белки, куницы, соболя). Существовали различные виды ремёсел (кузнечное, ткацкое, гончарное). Обработкой металлов, изготовлением орудий труда из железа, а так же украшений из драгоценных металлов, занимались настоящие профессионалы — мастера своего дела. В то же время гончарное, ткацкое ремесло, выделка шкур, работа по камню и дереву из-за сохранявшегося натурального образа жизни оставалась на достаточно примитивном уровне. К примеру, об этом свидетельствуют находки фрагментов лепной керамики, присущей большинству славянских культур, тогда как изделия, выполненные с помощью гончарного круга, встречались значительно реже.

Интенсивно развивалась торговля, которая в основном имела характер натурального обмена. Лишь в ареале распространения черняховской культуры часто использовались римские серебряные динарии. Основными предметами экспорта были меха, мёд, воск, зерновые, покупали же ткани и драгоценности.

Огромное значение для развития восточнославянских племён, становления их государственности, имело прохождение через их земли знаменитого торгового пути «из варяг в греки», связывавшего Северную и Южную Европу.

Общественный строй

Развитие общества происходило в направлении от первобытной общины в первых веках нашей эры к соседской общине (мир, вервь). На смену родовым связям, пришедшим в упадок, приходят территориальные. Теперь членов рода стали объединять общность территории и ведения хозяйства. Частная собственность уже существовала (дома, приусадебные участки, домашний скот, рабочий инвентарь), но земля, лесные и промысловые угодья, водоёмы оставались в общем владении. Главные вопросы решало народное собрание — вече.

Постепенно возрастала роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Это вызвало имущественное расслоение. В это время значительное развитие получили общественные институты, присущие стадии военной демократии. Выделилась родоплеменная знать: вожди и старейшины. Они окружали себя дружинами, т. е. вооружённой силой, неподвластной вечевым порядкам и способной принудить рядовых общинников к повиновению.

Археологические данные и византийские историки указывают, что дружины у восточных славян появились в VI–VII вв. Дружину делили на старших (послы, княжеские управители, наделённые собственной землёй) и младших (жили при князе, обслуживая его двор и хозяйство). Князья отправляли дружинников к покорённым племенам с целью сбора дани. Подобные походы назывались полюдьем. Дань, как правило, собирали с ноября по апрель, а завершали во время весеннего ледохода, когда князья возвращались в Киев. Данью облагали крестьянский двор (дым) либо земельную площадь, которая обрабатывалась крестьянским двором (рало, плуг).

Так в среде славян складывались первые признаки государственности. В первую очередь они были заметны в тех восточнославянских землях, где уровень экономического развития был выше по сравнению с другими территориями. Это касалось земель полян и новгородских словен.

Верования

Заметную роль в жизни восточнославянских племён играло язычество, которое долгое время выступало базисом их духовной и материальной культуры. Язычество — политеизм, вера во множество богов. Большинство современных специалистов относят языческие верования славян к анимизму, так как славянские божества, как правило, олицетворяли разные силы природы, отражая социальные и общественные отношения того времени.

Важная роль в славянском язычестве была отведена волхвам — служителям языческого религиозного культа дохристианского периода. Считалось, что волхвы могут влиять на силы природы, предсказывать будущее и лечить людей. Боги язычества олицетворяли силы природы, одновременно почитались духи, демоны и т. п. Византийский историк Прокопий Кесарийский отмечал, что «…они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. ».

К главным богам славян относятся:

Источник

Древнеславянские племена

В настоящее время ещё нельзя составить полную и подробную историю славянских племён в I—IV вв. н. э. Греческие и латинские авторы сообщали очень беглые сведения о древних славянах, отделённых от римских пределов широкой полосой земель германских, кельтских, фракийских, сарматских и других племён. Не соприкасаясь непосредственно со славянами, античный мир знал о них сравнительно мало.

Письменные источники о истории древних славян

Тем не менее античные авторы указывают на территории, занятые славянами в эти отдалённые времена. Это позволяет связать со славянами ряд археологических культур первой половины I тысячелетия н. э. и изучить развитие производства, быт и культуру этих племён.

Самые ранние упоминания о древних славянах содержатся в труде римского учёного Плиния Старшего, жившего в I в. н. э. Плиний, пользовавшийся данными карты полководца Агриппы и сам служивший в Германии, знал о том, что за нею тянулись территории, населённые не германскими племенами. Называя эти земли Скифией, Плиний, невидимому, следовал установившемуся в античной историографии обычаю давать наименование скифов самым отдалённым и почти неизвестным племенам. Говоря о Скифском (Балтийском) море, Плиний помещал на его юго-восточном побережье сарматов, германцев, венедов, скифов и гирров. Одно из перечисленных племён, а именно венеды — славянское, о чём свидетельствует тот факт, что племенное название венедов, вентов, виндов и т. д. сохранялось за западными славянами до сравнительно позднего времени. Так, готский историк VI в. н. э. Иордан писал, что племена венедов весьма многочисленны и имеют различные названия, «однако, главным образом, они именуются склавинами и антами». Свидетельство Плиния отвечает археологической карте расположения племён к северо-востоку от Эльбы, где жили самые северные из германских племён, затем за ними славяне, а далее на север и северо-восток — финские племена.

Очень важны свидетельства Тацита, хотя он специально описал Германию и поэтому уделил сравнительно мало внимания соседям германских племён. Отмечая этническое различие венедов и германцев, Тацит сообщает, что по образу жизни венеды ближе к германцам, чем к кочевникам-сарматам. Это свидетельство Тацита вполне подтверждается характером культуры славянских племён того времени. Тацит отводит венедам довольно большую территорию, указывая, что они живут между певкинами (бастарнами), которых он помещает в Прикарпатье, и фенами (финнами), находившимися к востоку и северо-востоку от современного Рижского залива.

Однако даже такие неполные сведения о древних славянах были известны в Риме сравнительно немногим писателям. Большинство римских авторов попрежнему включало славянские территории в понятие Сарматии. Эта тенденция сказывается в большом труде древнего географа Птолемея (составленном около 160—180 гг.), который территорию к востоку от Вислы и Карпатских гор называл Европейской Сар-матией, а Балтийское море — Сарматским океаном.

Венедов Птолемей упоминает среди племён Европейской Сарматии, помещая их по всему Венедскому заливу (так он называет юго-восточную часть Балтийского моря) и далее в глубь Европы. Определить точно восточную границу венедов по данным Птолемея довольно трудно, однако то обстоятельство, что древний географ помещает Венедские горы далеко от балтийского побережья, позволяет думать, что, по его мнению, территория венедов была значительной. Данные Птолемея также показывают, что в его время название венедов уже приобрело значение обобщающего имени многих племён и порождало географические наименования — Венедский залив, Венедские горы. Среди географических названий карты Птолемея встречаются славянские термины, как, например, название города Калисия (сохранившееся до сих пор в названии Калиш), наименование горы Бодин и некоторые другие. Наряду с общим наименованием — венеды — Птолемей знает и славян в качестве одного из венедских племён под именем стлаваны или суовены.

Несколько иначе область обитания венедов показана на римской дорожной карте IV в. н. э. (так называемая Певтингерова карта), где венеды помещены у западных склонов Карпат и на Нижнем Днестре. Видимо, эта римская дорожная карта отразила начало движения славянских племён к Дунаю. Рассмотренные выше сведения древних писателей о распространении славян в I—IV вв. н. э. позволяют предположить, что эти племена занимали территорию от берегов Балтийского моря до северных отрогов Карпатских гор, гранича на западе с германцами и кельтами, на юге и юго-востоке — с сарматами; восточная граница славянских племён для этого времени не может быть определена.

Древнеславянскии язык

Важные исторические данные доставляет анализ славянских ЯЗЫКов. Все они — русский, польский, полабский, лужицкии, чешский, словацкий, болгарский, сербохорватский и словенский — происходят от древнеславянского языка. Этот язык, как общий язык для всех славянских племён, существовал, повидимому, ещё в первой половине I тысячелетия н. э. Даже в IX в., когда в русских летописях уже упоминались отдельные славянские народы — болгары, чехн, ляхи и др., летописцы отмечали, что все они говорят на одном славянском языке. Учёные, исследовавшие древне-славянский язык, определили, что сложившиеся на его основе обособленные славянские языки появились лишь в тот период, когда славяне давно уже пользовались железом и имели значительно развитые ремёсла.

Действительно, у славянских народов едины не только названия всех общеупотребительных металлов — железа, золота, серебра, меди и олова, но и

многочисленных изделий из железа. Таковы, например, названия: коса, долото, клещи, секира, серп, мотыга, пила, стремя, острога и многие другие. Весьма важно, что и названия земледельческих орудий — плуг, рало, лемех — едины у всех славян. Характерно, что ремесленная терминология также восходит к общеславянскому языку, как и самое название «ремесло» и многочисленные названия профессий — кузнец, гончар, суконщик, ткач и т. д. Эти данные показывают, что общеславянский язык-основа сохранялся довольно долго. Учёные-лингвисты считают возможным отнести процесс его разделения только к середине I тысячелетия н. э.

Археологические источники

Следует отметить, что до сих пор вопрос об археологических данных по истории славянских племён в первой половине I тысячелетия н. э. представляет весьма сложную проблему Дело в том, что археологические памятники на древних славянских землях ещё в конце XIX в. были известны очень плохо, да и в настоящее время остаётся много неизученных территорий. Сравнительно небогатый инвентарь могил с трудом поддавался определению и датировке, а это, в свою очередь, затрудняло определение археологического материала городищ. Наиболее характерны для конца 1 тысячелетия до н. э.— первой половины I тысячелетия н. э. археологические памятники в виде больших бескурганных могильников с различными обрядами погребений: трупоположениями и трупосожжениями. Остатки после трупосожжений заключены в урну, трупы положены в землю без урны. Так образовались кладбища, получившие, как уже указывалось выше, у археологов название «полей погребальных урн», или «полей погребений». В XIX в. учёные спорили о том, кому принадлежали обнаруженные в Средней Европе поля погребений—славянам, германцам, фракийцам или кельтам. Такая постановка вопроса была сама по себе неверна, так как обряд захоронения на полях погребальных урн принадлежал не одному только племени, а всем вышеперечисленным племенным массивам. Известный чешский археолог и историк Любор Нидерле, поддерживая мнение П. Шафарика и других чешских, а также польских археологов, указал, что можно говорить о славянской принадлежности только тех памятников полей погребений, которые находятся в пределах предполагаемого по письменным источникам расселения древнеславянских племён.

Эта точка зрения Л.Нидерле относительно этнической принадлежности носителей культуры полей погребений Средней Европы нашла подтверждение в последующих работах археологов. Польские учёные, исследовавшие культуру полей погребений на территории Польши, пришли к выводу, что носителями этой археологической культуры были венеды, так как её территория в основном совпадает с территорией, отводимой западной группе этих племён Плинием, Тацитом и Птолемеем.

Образ жизни и уровень развития производства всех славянских племён этого времени столь близки, что можно отметить только некоторое отличие исторического развития западных славянских племён от истории их восточной группы.

Западвые славяне в I-IV

Племена, жившие к западу от верховьев Днестра, в междуречье Одера и Вислы и в бассейне Вислы, помимо давнего имени венедов, стали обозначаться в IV—VI вв. общим названием склавинов, т. е. славян.

Некоторые сведения об их жизни сохранились в описании Тацита, который, противопоставляя венедов кочевникам-сарматам, сообщает, что венеды строят прочные дома. Другой характерной особенностью венедов Тацит считает их умение быстро передвигаться пешком, в отличие от сарматов, проводящих жизнь на лошадях. Краткий рассказ Тацита ясно передаёт черты, свойственные быту земледельцев, жителей лесной полосы, использующих коня главным образом для земледельческих работ. Венеды были земледельцами и имели сравнительно слабо развитое ремосленное производство, долгое время сохранявшее характер домашнего ремесла. Например, гончарный круг распространился у венедов только к середине I тысячелетия. Правда, сделанная от руки чёрная лощёная посуда обитателей Повисленья имела высокое качество, отличаясь тщательной выработкой, разнообразием форм и обильной орнаментацией. Примечательно, что венеды с ранних времён были знакомы с металлургическим производством. На их территории обнаружено несколько металлообрабатывающих центров I—V вв. с домницами (печами для выплавки железа); в быту населения металлические изделия имели широкое распространение.

назовите источники свидетельствующие о жизни славянских племен. Смотреть фото назовите источники свидетельствующие о жизни славянских племен. Смотреть картинку назовите источники свидетельствующие о жизни славянских племен. Картинка про назовите источники свидетельствующие о жизни славянских племен. Фото назовите источники свидетельствующие о жизни славянских племенВ южных областях, где венеды тесно соприкасались и даже смешивались с кельтами и фракийцами, наблюдается более высокое развитие ремесленного производства. Указанное явление ярко иллюстрируется возникновением на землях смешанного венсдо-кельтского населения таких крупных ремесленных пунктов, как Иголомня (под Краковом), где открыто несколько десятков гончарных печей IV в. н. э. Более развитое ремесло отмечено и у тех венедских племён, которые жили по соседству с фракийцами. Однако общий уровень производства у венедов ещё не достиг той ступени, когда ремесло выделяется в самостоятельную отрасль, что и определяло сохранение ими первобытно-общинного строя.

Всё же в рассматриваемый период можно наблюдать признаки начавшегося разложения родо-племенных отношений среди западных славян. Уже в III—V вв. н э. среди населения заметно значительное экономическое неравенство. Социальное расслоение проявляется не только в отличии инвентаря бедных и богатых могил, но даже и в размещении богатых погребений отдельно от захоронений рядовых общинников (например, Вымысловский могильник на Познанщине).

назовите источники свидетельствующие о жизни славянских племен. Смотреть фото назовите источники свидетельствующие о жизни славянских племен. Смотреть картинку назовите источники свидетельствующие о жизни славянских племен. Картинка про назовите источники свидетельствующие о жизни славянских племен. Фото назовите источники свидетельствующие о жизни славянских племенИстория западных славян в рассматриваемое время ещё весьма неясна. Тацит сообщает, что венеды, «разбойничая, бродили в пределах между певкинами и фенами». Повидимому, в I—IV вв. венеды уже составляли союз родственных Племён, оберегавших свои территории и часто нападавших на соседей. Это подтверждается той большой ролью военного дела в жизни венедов, которая ясно прослеживается по инвентарю их погребений, а также знакомством римлян с вооружением венедов, что нашло отражение в рассказе Тацита о носящих щиты венедах.

В конце II в. н. э. через земли венедов на юго-восток прошли племена готов. Обстоятельства этого передвижения пока неизвестны. Повидимому, некоторая часть венедов примкнула к готам и вместе с ними принимала участие в войнах середины III в. на Дунае. На это указывает титул «венедский», который носил один из римских императоров тех лет. Повидимому, какая-то часть венедов в это же время признала свою зависимость от готского вождя Германариха, как сообщает историк Иордан.

В III в. начинается распространение западных славян на соседние земли Из северо-восточных областей Чехии они постепенно продвинулись на всю территорию страны, как показывает распространение славянской керамики так называемого «пражского типа» в последующие столетия. Этот процесс сопровождался славянизацией прежнего кельтского населения чешских земель. Возможно, что к III—V вв. относятся также движения славян на юго-запад от Эльбы и Одера.

Повидимому, в IV в. южная часть славянских племён подверглась нападению гуннов. Однако основной массив венедских племён не был ими затронут, и на этих землях, как и в Северном Приднепровье, продолжался процесс дальнейшего социально-экономического и политического развития славян.

Восточные славяне

Жизнь племён, обитавших в лесистых областях Среднего и Верхнего Поднепровья, отличается более медленным развитием производства и общественных отношений. Эти славянские племена известны по памятникам зарубинецкой археологической культуры (II в. до н. э. — II в. н. э.), местные варианты которой очень мало отличались друг от друга. Возможно, что часть памятников Черняховской археологической культуры (II—IV вв. н. э.) тоже принадлежала славянам.

Медленное развитие земледелия определяло сохранение указанными славянскими племенами первобытно-общинного строя и в начале I тысячелетия н. э. Их укреплённые городища обычно располагались по нескольку посёлков рядом, что позволяет считать их принадлежащими одному роду. Составлявшие род патриархальные семьи жили уже в отдельных домах. В некоторых местах это были наземные жилища со стенами из плетня, обмазанного слоем глины.

Некоторые группы славян в первые века нашей эры продвинулись от Среднего Поднепровья, повидимому, к Северному Донцу и верховьям реки Сейма. Распространение на восток было началом расселения славянских племён, происходившего в последующие столетия.

Заселяя территории сарматских племён, славяне частично оттесняли сарматов на юг и восток, частично ассимилировали. Следы общения славян с сарматами бесспорно засвидетельствованы появлением у сарматов личных имён «Ант» и «Хорват», которые во II—IV вв. н. э. употреблялись даже сарматами, обитавшими далеко на юге, в Танаисе и Пантикапее.

Основным занятием населения было, как и раньше, земледелие, наряду с которым значительную роль играли охота и скотоводство. В первых веках нашей эры земледелие достигло более высокого уровня вследствие усовершенствования орудий производства: вместо прежних деревянных пашенных орудий у славян получило распространение рало с железным наконечником, что должно было повысить производительность земледельческого труда.

Вопрос о развитии торговли у восточных славян в первые века нашей эры исследован ещё недостаточно. О внутренней торговле между племенами иока ничего не известно. Внешние связи характеризовались относительно слабым контактом с областями средиземноморского бассейна. Это подтверждается указанным выше смутным знакомством римских авторов со славянами. Материал из поселений свидетельствует о другом направлении меновых и культурных отношений — на запад, к населявшим Чехословакию кельтским племенам и, что вполне естественно, к западнославянским племенам Повисленья. Это заключение, однако, следует считать предварительным, так как из нескольких десятков поселений изучаемых цлемён раскопаны только единицы.

О социальном строе восточных славян приходится судить почти исключительно на основании археологических данных. Развитие производительных сил в рассматриваемое время достигло уже такого уровня, когда родовая община начала постепенно уступать место складывавшейся сельской общине — территориальному посёлку больших патриархальных семей. Сравнительно небольшие жилища первых веков нашей эры и находимый в них инвентарь показывают, что отдельная семья уже владела орудиями производства и запасами.

Показателем начавшегося разложения первобытно-общинного строя у восточных славян служит наличие у них рабства, о чём сообщают более поздние византийские писатели. Хотя эти сведения, относящиеся уже к VI в., подтверждают, что и в это время институт рабства у славян был мало распространён и носил патриархальный характер, однако можно предполагать, что зарождение рабства относится ещё к предыдущим столетиям. Об этом свидетельствует наличие у славян в VI в. обычного права, запрещавшего порабощение соплеменников. Несомненно, в изучаемый период рабство не играло сколько-нибудь заметной роли в производстве.

Племенная организация у восточных славян известна сравнительно мало. По-видимому, каждое племя управлялось своим вождём, наряду с которым существовали совет старейшин и общее собрание племени. Можно думать, что к концу рассматриваемого периода уже началось образование славянских племенных союзов, столь сильных в VI в.

История восточнославянских племён в первые века нашей эры известна крайне недостаточно. В конце II в. н. э. на нижнем течении Дуная и в Северо-Западном Причерноморье появились племена готов, пришедшие из Юго-Восточной Прибалтики. Движение готов и появление их в Причерноморье не оказало заметного влияния на славянские племена Невидимому, пришедшие с берегов Балтийского моря готские племена были не очень многочисленны, и, кроме того, они сравнительно быстро прошли на Дунай, в пределы фракийских племён. Ближе всего с готами, в частности с остготами, славянские племена столкнулись лишь в IV в. н. э.

Черняховская культура

Во II—IV вв. н. э. на всей территории от Среднего Поднепровья до Южного Буга, Днестра и Прута распространяется так называемая Черняховская культура полей погребений, получившая своё название от села Черняхов, Киевской области УССР, еде был открыт и раскопан обширный могильник, насчитывающий несколько сот захоронений— трупоположений и трупосожжений.

Создателями Черняховской культуры были земледельческие племена, которые достигли несколько более высокого уровня развития, чем их северные соседи. Ремесленное производство характеризуется появлением гончарного круга, употребление которого было заимствовано этими племенами из областей римского мира.

Общественный строй носителей Черняховской культуры отмечен возникающим имущественным неравенством членов племени. Инвентарь погребений и состав кладов показывают, что в руках отдельных лиц скапливались сокровища, включавшие ценные предметы и римские серебряные монеты. Примечательно, что, собирая римское серебро, это население не сохраняло медной монеты. Известны клады, содержащие сотни императорских серебряных монет, общий вес которых достигает 4— 20 кг.

Носители черняховской культуры находились в тесном общении с Северным Причерноморьем и дунайскими провинциями, свидетельством чего являются, помимо монет, многочисленные находки амфор и инкрустированных металлических украшений из причерноморских центров, краснолаковая керамическая посуда, стеклянные изделия и т. д. Этот приток монет и вещей так называемой «провинциальной римской культуры» несколько сократился с середины III в. н. э. в связи с начавшимся передвижением европейских племён и натиском их на границы Римской империи.

Этнический состав носителей черняховской культуры при современном состоянии науки трудно определить более точно. Очевидно, носителями её в разных местностях были различные этнические элементы, жившие по соседству друг с другом. Например, в Поднестровье это были фракийские племена и та часть готов, которая там осела. В Среднем Поднепровье в создании тамошнего варианта черняховской культуры участвовала часть, повидимому, славянского населения, смешавшегося здесь с давним сарматским населением.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *