назовите черты приспособленности рыбы к жизни в водной среде

Приспособления у рыб к водному образу жизни

Приспособления у рыб к водному образу жизни:

Обтекаемая форма тела – снижает трение при движении в воде

Чешуя. Выполняет защитную функцию. Благодаря черепицеобразному ее расположению, также снижается трение.

Слизь на чешуе – снижает трение, защита.
Плавники – для оптимального движения в воде. Среди плавников выделяют парные (брюшные, грудные) и непарные (анальные, хвостовые, спинные). Парные плавники расположены симметрично, имеют одинаковый размер и форму. Самые развитые мышцы и плавники это хвостовые. Именно за счет них рыба двигается. Остальные плавники нужны для маневрирования и равновесия.

Боковая линия – орган чувств, позволяющий рыбе определить направление течения и его скорость. Проходит вдоль всего тела сбоку.

Плавательный пузырь – это пузырь с воздухом, который позволяет рыбе менять глубину погружения. Если пузырь увеличивается в объеме, общая плотность рыбы падает, и она всплывает, и наоборот, при уменьшении пузыря, плотность рыбы увеличивается, и рыба погружается. По происхождению плавательный пузырь является выростом кишечника. На стадии малька рыба всплывает к поверхности, заглатывает ртом некоторое количество воздуха, после чего воздух попадает в отросток, и он теряет связь с кишечником, становится пузырем. Объем пузыря увеличивается, когда газы поступают из крови в пузырь, и уменьшается, когда из пузыря поступают в кровь. Плавательный пузырь отсутствует у придонных рыб, таких как скат и у акул.
Жабры. Орган дыхания, который фильтрует воду и всасывает из нее кислород. Состоит из жаберной дуги, жаберных тычинок и лепестков. Прикрыт для защиты жаберной крышкой, которая отсутствует у хрящевых рыб. У них отверстия жабры видны.

Наличие только внутреннего уха. Так как в воде звук распространяется хорошо, то рыбе достаточно внутреннего уха в костной стенке черепа.

Большое количество икры и наружное оплодотворение. Так как рыба размножается в воде, ей доступно наружное оплодотворение, при котором вероятность встречи сперматозоида и яйцеклетки не такая высокая, как при внутреннем (когда гаметы вводятся в половые пути), поэтому важно повысить эту вероятность путем образования большего числа гамет. Рыбы самцы выделяют молоки.

Комментарии:

Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям

Источник

Вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде.

Рыбы являются животными, приспособленными к жизни в воде. Они имеют обтекаемую форму тела, облегчающую их передвижение в водной среде. Поверхность тела большинства рыб покрыта чешуйным покровом, хорошо защищающим кожу и внутренние органы от повреждений. Жабры являются органом дыхания рыб. Рыбы набирают в рот воду и затем выталкивают ее наружу через щель под жаберной крышкой. Таким образом, вода, омывающая жабры, отдает кислород (газ, необходимый для дыхания рыбы) в кровь, протекающую по кровеносным сосудам, которыми обильно снабжены жабры. Отсюда кислород разносится кровью по всему телу.

Рыбы живут в воде. В природе встречаются самые различные воды: стоячие и текучие, пресные и соленые, разной температуры. Рыбы способны жить в самых разнообразных условиях: в реках и морях, в холодных и глубоких горных озерах, в мелких и заросших степных водоемах, даже в болотах.

Рыбы – животные холоднокровные, так как температура их крови не постоянна, а зависит от температуры воды, в которой они живут. При понижении температуры воды понижается и температура тела рыбы, рыба становится вялой, малоподвижной.

Одним из важнейших условий, без которого невозможна жизнь рыбы, является наличие достаточного количества растворенного в воде кислорода. Рыбы дышат воздухом посредством своих жабр. Через жабры кислород воздуха, растворенный в воде, проникает в кровь и разносится по всему телу. В воду кислород попадает из атмосферы (воздуха) или выделяется водными растениями. Это выделение кислорода растениями происходит в летний период при солнечном свете. Ночью же, в темноте, этот процесс приостанавливается. Зимой кислорода в воде меньше, так как доступ его из атмосферы прегражден ледяным покровом. Недостаток кислорода в воде в зимний период приводит к удушью рыбы, явлению, известному под названием замора. В такой период необходимо делать прорубь.

Таким образом, можно сделать вывод, что имеется глубокая взаимосвязь между рыбой и средой, в которой она обитает.

Источник

Назовите черты приспособленности рыбы к жизни в водной среде

Какие черты приспособленности у изображенного организма к среде её обитания? Какие недостатки приспособленности?

1) Донные рыбы обычно окрашены под цвет песчаного дна (камбала, скаты). При этом камбала ещё способна менять окраску в зависимости от цвета окружающего фона, путём перераспределения пигмента в покровах тела

(или, способна к быстрому изменению покровительственной окраски благодаря перераспределению пигментов в хроматофорах кожи)

2) Уплощенное с боков тело — это приспособление для жизни на дне глубоких морей; глаза смещены на одну сторону

3) Недостатки приспособленности: небольшая площадь, занимаемая жабрами — потому что недостаточно кислорода и рыба малоподвижна.

Относительный характер приспособленности. Приспособленность к среде обитания носит относительный характер, полезна только в тех условиях, в которых она исторически сформировалась.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок3
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

Ответ включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2
Ответ включает один из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ включает два из названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

Источник

Урок по биологии для 7 класса на тему «Приспособления рыб к водной среде обитания»

Выбранный для просмотра документ Надкласс Рыбы.pptx

назовите черты приспособленности рыбы к жизни в водной среде. Смотреть фото назовите черты приспособленности рыбы к жизни в водной среде. Смотреть картинку назовите черты приспособленности рыбы к жизни в водной среде. Картинка про назовите черты приспособленности рыбы к жизни в водной среде. Фото назовите черты приспособленности рыбы к жизни в водной среде

Описание презентации по отдельным слайдам:

Насчитывается около 20 тыс. видов рыб Раздел Зоологии, изучающий рыб, называется ИХТИОЛОГИЯ

Надкласс Рыбы. Приспособления рыб к водной среде обитания

Факторы водной среды Большая плотность Прозрачность Способность растворять различные вещества, малое содержание кислорода Текучесть Высокое давление на больших глубинах Сильное поглощение солнечных лучей

Применив прием «Фишбоун», опишите приспособления рыб к обитанию в водной среде.

Применив прием «Фишбоун», опишите приспособления рыб к обитанию в водной среде. Проблема или вопрос вывод Признаки или факты Следствие или проявление

Форма тела Обтекаемая Между головой и туловищем нет шеи

Форма тела Сплюснутая с боков Торпедообразная Сплюснута сверху и снизу

Чешуя Чешуя костных рыб растёт неравномерно (циклически), образуя годичные кольца.

Окраска тела Подходит под цвет окружающей среды – покровительственная

Окраска тела Сверху – темная. На фоне темного дна водоема рыбу не видно сверху. Снизу – светлая. Рыбу не видно, глядя снизу на фоне светлого неба.

Зеркальный карп Сом

Какие еще приспособления есть у рыбы для жизни в воде? 1. Прочитайте текст. 2. Рассмотрите рисунок. 3. Ответьте на вопросы. 4. Укажите на рисунке особенности строения рыбы

Движение при помощи плавников Повороты Движение вперед Поддержание равновесия Парные – брюшные и грудные Хвостовой Непарные – спинной, анальный

Жабры – орган водного дыхания Косная основа – жаберная дуга. Газообмен происходит в жаберных лепестках, имеющих множество капилляров. Жаберные тычинки «процеживают» поступающую воду.

органы чувств Глаза Орган слуха Ноздри (1) Органы вкуса (2) 1 2

Хрусталик не меняет кривизны Рыбы «близоруки», хорошо видят на расстоянии 2-3 м. Зрение рыб зависит от свойств воды Рыбы видят предметы и в наземно-воздушной среде Век и ресниц нет – рыба видит в т. ч. назад Рыбы спят с открытыми глазами органы зрения

Орган слуха и равновесия «Нем как рыба», а слышат ли рыбы? Звук в воде усиливается На поверхности головы органа слуха не видно Звук воспринимается всей поверхностью тела рыбы и височными костями черепа У рыб отличный слух

1. Из каких отделов состоит тело рыбы?

2. С помощью какого органа рыба воспринимает течение воды?

3. Какие черты строения рыбы помогают ей преодолеть сопротивление воды?

4. Есть ли у рыбы «паспорт»?

5. Где у рыбы находится вещество страха?

6. Почему у многих рыб светлое брюхо и темная спина?

7. Как называется раздел зоологии, который изучает рыб?

8. Почему камбала и скат имеют плоскую форму тела?

9. Почему рыбы не могут дышать на суше?

10. Какие органы чувств есть у рыб?

11. Какие плавники рыб парные? Какие плавники рыб не парные?

12. Какие плавники рыба использует как весла?

Оцените свою активность на уроке Работал активно Работал, но не очень активно Был пассивен

Выбранный для просмотра документ план конспект.docx

Открытый урок по биологии в 7 классе

Тема: «Надкласс Рыбы. Приспособления рыб к водной среде обитания»

Цель: Раскрыть особенности внутреннего и внешнего строения рыб в связи со средой обитания, показать многообразие рыб, определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, указать необходимые меры по охране рыбных богатств.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок формирования и систематизации знаний.

Обучающие: сформировать знания об общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания.

Развивающие: развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с учебником: находить в тексте ответы на вопросы, пользоваться текстом и рисунками для выполнения самостоятельных работ.

Воспитательные: воспитание трудолюбия, самостоятельности и уважения при работе в парах и группах.

Задачи: 1) Познакомить учащихся с чертами строения рыб.

2) Продолжить формирование умений наблюдать за живыми

организмами, работать с текстом учебника, воспринимать

учебную информацию с помощью мультимедийной презентации и видео.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,

Изучение новой темы

Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места к занятию, создает благоприятную непринужденную обстановку.

Приветствуют учителя, проверяют наличие дидактических материалов

для работы на занятие.

1. Существуют сведения, что разведением этих животных занимались еще в Древнем Египте более четырех тысяч лет назад. В Месопотамии содержали их в прудах.

Держали в Древнем Риме и Греции.

В Европе впервые появились только в XVII в.

В Россию впервые попали из Китая в качестве дара царю Алексею Михайловичу. Царь велел посадить их в хрустальные чащи.

В хороших условиях содержания может дожить до 50 лет.

Сказочный персонаж, исполняющий желания.

2. Есть такой знак зодиака

Ученики после каждого вопроса предлагают ответы.

И постанавливают тему урока.

Цель: активизировать познавательный интерес к изучаемой теме.

1) Познакомимся с чертами строения рыб.

2) Продолжим формирование умений наблюдать за живыми организмами, работать с текстом учебника, воспринимать

учебную информацию с помощью мультимедийной презентации.

1) Изучат черты строения рыб.

2) Будут работать с текстом учебника, воспринимать

учебную информацию с помощью мультимедийной презентации.

4. Изучение новой темы.

Цель: используя различные формы и приемы работы сформировать знание о внешнем и внутреннем строении рыб

— Ребята сегодня мы с вами познакомимся с самыми древними позвоночными животными. Надкласс рыбы. Это самый многочисленный класс Хордовых. Насчитывается около 20 тыс. видов. Раздел Зоологии, изучающий рыб, называется ИХТИОЛОГИЯ.

I стадия – Вызов (мотивация).

Учитель: Иногда о человеке говорят: «Чувствует себя как рыба в воде». Как вы понимаете это выражение?

Учитель: А почему рыбе хорошо в воде?

Учитель: В чем выражается приспособленность рыб к водной среде обитания? Это мы узнаем в течение сегодняшнего урока.

II стадия – содержание.

Какие Особенности водной среды обитания мы можем назвать:

1 задание. Посмотреть видео фрагмент.

С Помощью учебника и дополнительного текста, применив прием «Фишбоун» опишите приспособление рыб к обитанию в водной среде.

Предполагаемые ответы учащихся (значит ему хорошо, комфортно, у него все получается).

(Она приспособлена к жизни в воде).

Ребята записывают тему урока в тетрадь.

Большая плотность воды затрудняет активное передвижение.

Свет проникает в воду лишь на небольшую глубину.

Ограниченное количество кислорода.

Вода – растворитель (соли, газы).

Тепловодность (температурный режим более мягкий чем на суше).

Вывод : приспособленность рыбы к жизни в воде проявляется в обтекаемой форме тела, плавно переходящих органах тела, покровительственной окраске, особенностях покровов (чешуя, слизь), органов чувств (боковая линия), органов передвижения (плавников).

Какова форма тела рыбы и как она приспособлена к среде обитания?

Дополнение учителя. Человек устраивает для своего передвижения в воде, заостряя носы своих лодок и кораблей, а при постройке подводных лодок придает им веретеновидную, обтекаемую форму рыбьего тела). Форма тела может быть различной шаровидной (рыба-еж), плоской (скат, камбала), змеевидной (угри, мурены).

В чем особенности покровов тела рыбы?

Каково значение слизистой пленки на поверхности рыбы?

Дополнение учителя. Эта слизистая пленка способствует уменьшению трения при плавании, и благодаря своим бактерицидным свойствам, препятствует проникновению в кожу бактерий, т.к. кожа рыб проницаема для воды и некоторых растворенных в ней веществ ( гормон страха)

ЧТО ТАКОЕ «ВЕЩЕСТВО СТРАХА»
В 1941 году Нобелевский лауреат Карл фон Фриш (Karl von Frisch), изучая поведение рыб, обнаружил, что когда щука хватает гольяна, то из ран на его коже в воду попадает какое-то вещество, которое у других гольянов вызывает реакцию испуга: они сначала бросаются врассыпную, а потом сбиваются в плотную стайку и на какое-то время прекращают кормиться.

Каковы особенности окраски рыбы?

Придонные рыбы и рыбы травянистых и коралловых зарослей часто имеют яркую пятнистую окраску или полосатую (так называемую “расчленяющую” расцветку маскирующую контуры головы). Рыбы могут менять свою окраску в зависимости от цвета субстрата.

Что такое боковая линия и каково ее значение?

Рыба плавает в воде быстро и проворно; она легко разрезает воду благодаря тому, что тело ее имеет обтекаемую форму (в виде веретена), более или менее сжатого с боков.

Снижение трения воды

Источник

Назовите черты приспособленности рыбы к жизни в водной среде

назовите черты приспособленности рыбы к жизни в водной среде. Смотреть фото назовите черты приспособленности рыбы к жизни в водной среде. Смотреть картинку назовите черты приспособленности рыбы к жизни в водной среде. Картинка про назовите черты приспособленности рыбы к жизни в водной среде. Фото назовите черты приспособленности рыбы к жизни в водной среде

Люди, как и многие другие млекопитающие, живут на суше и дышат воздухом. Существование в других условиях для нас невозможно. Однако большое количество живых существ предпочитают жить в водах океанов, морей, рек или озер. Многим из них даже не требуется постоянно выныривать из воды, для того чтобы подышать – они могут добывать необходимый кислород прямо из воды.

У обитателей водной среды имеются свои особенности, которые делают их ловкими и быстрыми или наоборот незаметными и защищенными. Большинство этих особенностей встречаются только у подводных жителей.

Чешуя

Тела многих рыб (но не всех) покрыты чешуей. Чешуйки могут иметь разную форму и размер, но всегда выполняют одну и ту же функцию – они защищают морского обитателя от хищников и травм. У некоторых рыб чешуя гибкая и полупрозрачная, а у других она твердая как кость. Кожа под чешуей выделяет специальную слизь, именно поэтому свежепойманная рыба немного скользкая.

От цвета чешуек зависит то, насколько рыбка будет заметна для окружающих. Яркая чешуя скрывает рыбок, жывущих среди пестых кораллов. Бесцветная, но зеркальная чешуя маскирует рыбу от хищников.

Жабры

Даже рыбам, всю жизнь живущим под водой, необходим кислород для дыхания. Для того, чтобы не всплывать на поверхность, чтобы сделать глоток живительного воздуха, рыбы обзавелись жабрами. Жабры – особый орган дыхания, расположенный в районе головы. В жабрах очень много тонких пластинок, опутанных кровеносными сосудами, которые впитывают кислород прямо из воды.

Морские звезды и морские ежи также дышат органом похожим на жабры, но с более простым строением.

Кстати говоря, большому количеству других водных животных вовсе не нужны жабры для дыхания. Например, пиявки способны поглощать кислород из воды сквозь кожу.

Дыхало

У дельфинов и китов нет жабр, ведь они не рыбы. Тем не менее, они живут в воде и им пришлось найти подходящий способ дыхания. Эти животные дышат через дыхало.

Дыхало – отверстие в верхней части головы, по функциям напоминающее ноздри человека. Под водой дыхало плотно закрыто и вода не проникает сквозь него. При всплытии оно открывается и животное может дышать.

Крупные дельфины поднимаются на поверхность чтобы сделать вдох раз в 10-20 минут, большие киты могут не дышать по полтора часа.

Плавники

Плавники заменяют рыбам руки и ноги. Конечно, они не могут ими что-то хватать, но зато они отлично приспособлены для того, чтобы плавать под водой. Боковые плавники дают рыбе возможность двигаться вперед, а плавники на спине и под брюшком выполняют роль руля.

Несмотря на кажущуюся хрупкость, плавники рыб очень сильные. У некоторых видов рыб из плавников торчат острые шипы, защищающие их от нападения плотоядных морских обитателей.

Плавательный пузырь

Плавательный пузырь это специальное ответвление кишечника, наполненное воздухом. Он необходим рыбам для того, чтобы без надобности не всплывать на поверхность и не идти ко дну. Оставаться на нужной глубине рыбе позволяют особые свойства воздуха внутри плавательного пузыря.

Обтекаемая форма тела

Далеко не все морские жители обладают обтекаемыми формами. Достаточно вспомнить крабов или морских коньков. Тем не менее, тело, похожее на торпеду, сильно увеличивает скорость передвижения в воде. Обтекаемой формой тела обладает большое число рыб, кальмары, медузы, морские змеи.

Пингвины и морские котики, которые живут на суше, но охотятся под водой, тоже обладают удлиненным, обтекаемым телом.

Ласты

Как и плавники у рыб, ласты являются конечностями водных животных. Они плоские, сильные и по виду напоминают лопасти или крылья птиц, только короткие и более плотные. Ласты приспособлены для передвижения под водой, а вот на суше обладатели ласт весьма неуклюжи.

Ласты есть у пингвинов, черепах, моржей. Некоторые животные обладают двумя парами лист – передними и задними, а у других задняя пара ласт заменена хвостом.

Как известно, люди давно заметили пользу ласт для передвижения под водой и придумали спортивную экипировку для подводного плавания с таким же названием.

Биолокация

Биолокация – способность издавать ультразвуковые сигналы, а также улавливать эхо этих сигналов, отраженное от преград – дна, камней, других рыб и тп. По особенностям эха, животные пользующиеся биолокацией, даже в полной темноте могут узнать что находится перед ними, форму, размеры, плотность окружающих предметов.

Ультразвук неразличим человеческим ухом, для того чтобы человек смог воспользоваться эхолокацией необходим специальный прибор.

Светящиеся глубоководные животные

Даже на дне самых темных морских впадин кипит жизнь. Ни один лучик света не достигает этих мест, но и к этому приспособились морские обитатели. Природа создала глубоководных животных, части тела которых светятся в темноте, как у светлячков. Причина свечения – химические процессы, происходящие в организме. Свечение может использоваться как для привлечения добычи, так и для дезориентации противника.

Мир морских обитателей удивителен. Разнообразие приспособлений для жизни в водных глубинах просто поражает и далеко не ограничивается перечисленными видами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *