наука изучающая жизнь и свойства птк называется
Цифровой диктант по географии 8 класс по теме «В природе всё взаимосвязано»
В проверочной работе 8 вопросов и восемь ответов. Нужно соотнести правильные ответы, используя только цифры, что экономит время.
Просмотр содержимого документа
«Цифровой диктант по географии 8 класс по теме «В природе всё взаимосвязано»»
8 кл. Цифровой диктант по теме «В природе всё взаимосвязано»
Комплексы, состоящие из всех природных компонентов, называют______
В морях и океанах, озёрах, реках, природные комплексы называют____
Закономерная смена природных комплексов с севера на юг ______
Наука, изучающая жизнь и свойства ПТК, называется_____
Единство ПТК, обусловленное тесной взаимосвязью его компонентов – это___
Повторяемость во времени тех или иных явлений, называется__
Свойство ПТК, которое позволяет им противостоять натиску различных внешних сил, включая деятельность человека, называется___
Ландшафты, которые появляются в связи с хозяйственной деятельностью человека называются___
кл. Цифровой диктант по теме «В природе всё взаимосвязано»
Комплексы, состоящие из всех природных компонентов, называют______
В морях и океанах, озёрах, реках, природные комплексы называют____
Закономерная смена природных комплексов с севера на юг ______
Наука, изучающая жизнь и свойства ПТК, называется_____
Единство ПТК, обусловленное тесной взаимосвязью его компонентов – это___
Повторяемость во времени тех или иных явлений, называется__
Свойство ПТК, которое позволяет им противостоять натиску различных внешних сил, включая деятельность человека, называется___
Ландшафты, которые появляются в связи с хозяйственной деятельностью человека называются___
География
Тема 5
Почему важнее изучать не просто отдельные природные компоненты, а природный комплекс в целом?
В конце XIX — начале XX в. в результате накопления огромного фактического материала о различных компонентах природы и обобщения разнообразных сведений произошло переосмысление всего естествознания в целом и создание учения о единой географической оболочке, где все элементы взаимосвязаны. Вот как писал об этом этапе развития науки наш замечательный ученый В. В. Докучаев: «Изучались главным образом отдельные тела — минералы, горные породы, растения и животные и явления, отдельные стихии — огонь (вулканизм), вода, земля, воздух, в чем наука достигла удивительных результатов, но не их соотношения, не та вековечная и всегда закономерная связь, какая существует между силами, телами и явлениями, между мертвой и живой природой, между растительными и минеральными царствами, с одной стороны, человеком, его бытом и даже духовным миром — с другой».
§ 22. Понятие о природном территориальном комплексе
Что такое природный территориальный комплекс?
Слово «комплекс» в переводе с латинского обозначает «сплетение» или «сочетание», то есть сочетание частей, составляющих единое целое. В природе существуют сочетания-сплетения двух, трех и более компонентов.
Комплексы, состоящие из всех природных компонентов, называют полными природными территориальными комплексами (ПТК). Почему территориальными? Да потому, что каждый ПТК формируется в результате длительного взаимодействия всех компонентов на определенной территории. В различных водоемах — морях и океанах, реках и озерах — также существуют природные комплексы — их называют аквальными (в переводе с латинского aqua — вода). Каждый природный территориальный комплекс занимает свой конкретный участок земной поверхности и имеет более или менее выраженные на местности границы. Например, у моренного холма, занятого смешанным дубовоеловым лесом, граница будет проходить по его подножью. Границы эрозионных ПТК: речных долин, балок и оврагов — по их верхним бровкам. А верховое моховое болото будет отделяться от окружающей территории постоянно повышенным увлажнением и своей характерной растительностью.
Рис. 97. Схема природного территориального комплекса
Несмотря на то что в состав природных комплексов входят все природные компоненты, их роль в образовании ПТК неодинакова. Такие компоненты, как горные породы, воздух и вода, и их свойства (рельеф, климат и т. д.) постоянно оказывают влияние на растительность, животный мир и почвы. При этом они сами попадают под их влияние. От рельефа, состава горных пород и климата зависит разнообразие ПТК на нашей планете. Неотъемлемой частью природных комплексов стал и человек со своей хозяйственной деятельностью, для которого ПТК — это среда жизни, где он использует и активно преобразует природные ресурсы и сам природный территориальный комплекс.
От чего зависят свойства ПТК?
Вы знаете, что количество солнечного тепла, поступающего на земную поверхность на разных широтах, неодинаково: на юге страны оно максимально, а в полярных районах минимально. Соответственно, происходит закономерная смена природных комплексов с севера на юг, проявляющаяся в законе географической зональности. Но очень часто природное разнообразие проявляется и на одной географической широте при одинаковом поступлении солнечного тепла. В зависимости от влияния азональных (незональных) факторов, которыми являются геологическое строение и рельеф, на одной и той же территории, на одной широте могут встретиться совершенно разные по свойствам и облику природные территориальные комплексы.
Какие бывают природные комплексы?
Самый крупный природный комплекс — географическая оболочка, то есть вся земная поверхность, которая, в свою очередь, состоит из множества разнообразных ПТК. «От кочки до оболочки» — любимая поговорка географов при сравнении размеров разных природных комплексов. То есть все ПТК обладают таким важным свойством, как иерархичность (от греческого слова иерархия — «служебная лестница»), когда все природные комплексы состоят из множества мелких ПТК и могут входить в состав более крупных.
Устройство географической оболочки можно сравнить с устройством матрешки. Самая крупная «матрешка» — это и есть географическая оболочка. «Матрешка» поменьше соответствует таким природным комплексам, как материки или океаны. Следующая «матрешка» — природный комплекс, по размерам соотносимый с Восточно-Европейской равниной или Уральскими горами. Комплексы таких размеров называют физико-географической страной. Соответственно, каждая «матрешка» (ПТК определенной сложности строения) получила у географов свое название.
1 Ландшафт — в переводе с немецкого Land — земля, a schaft — суффикс, выражающий взаимосвязь, взаимозависимость.
Например, ландшафт долины реки может включать ПТК надпойменных террас, пойм, коренных берегов. В свою очередь, ПТК, например, поймы, могут состоять еще из таких мелких ПТК: низкой и высокой поймы, староречных понижений, прирусловых грив и т. д. В то же время, в отличие от более крупных ПТК, ландшафты имеют много сходного как во внешнем облике, так и в составе мелких комплексов. Поэтому ученые строят научные классификации ландшафтов, объединяя их по ряду признаков. Например, таежные ландшафты объединяют ландшафты, для которых характерна таежная растительность (хвойные леса).
Для чего проводят физико-географическое районирование?
На основе изучения различных ПТК, их соподчиненности и установления границ проводится природное (физико-географическое) районирование. Оно позволяет выявить закономерности пространственного размещения отдельных природных районов (крупных ПТК). Примером районирования может служить карта природных зон России, которая хорошо отображает разнообразие природных условий на территории огромной страны и показывает, что есть крупные территории (районы), которые обладают определенными сходными чертами и свойствами составляющих их природных комплексов.
Изучение свойств и закономерностей размещения ПТК является важнейшей задачей современной географической науки. Это имеет не только научное, но и большое практическое значение, так как вся наша жизнь и хозяйственная деятельность проходят именно в этих комплексах. Выбор места для строительства населенных пунктов и промышленных объектов, правильное размещение сельскохозяйственных угодий, выращивание культурных растений и многое другое возможно лишь при учете различий в природе разных ПТК. Что хорошо для одного района — не годится для другого. Поэтому и нужно выделять районы, чтобы определить, в каких границах целесообразно вести то или иное природопользование, проводить мелиоративные работы и т. д. Не может быть одинаковых мероприятий на всех территориях такой большой страны, как Россия.
ВЫВОДЫ
Природный территориальный комплекс образован сочетанием всех основных природных компонентов и занимает определенный участок земной поверхности. Неотъемлемой частью ПТК является человек. В образовании природных комплексов участвуют как зональные, так и азональные факторы. В преобразовании ПТК все большую роль начинает играть антропогенный фактор. Изучение размещения ПТК имеет большое практическое значение, так как от его свойств зависят условия проживания и хозяйственная деятельность человека.
НОВЫЕ СЛОВА УРОКА:
природный территориальный комплекс;
природный аквальный комплекс;
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Иерархия ПТК
Самый крупный природный комплекс — географическая оболочка, то есть вся земная поверхность, которая, в свою очередь, состоит из множества разнообразных ПТК. «От кочки до оболочки» — любимая поговорка географов при сравнении размеров разных природных комплексов. То есть все ПТК обладают таким важным свойством, как иерархичность (от греческого слова иерархия — «служебная лестница»), когда все природные комплексы состоят из множества мелких ПТК и могут входить в состав более крупных.
Устройство географической оболочки можно сравнить с устройством матрешки. Самая крупная «матрешка» — это и есть географическая оболочка. «Матрешка» поменьше соответствует таким природным комплексам, как материки или океаны. Следующая «матрешка» — природный комплекс, по размерам соотносимый с Восточно-Европейской равниной или Уральскими горами. Комплексы таких размеров называют физико-географической страной. Соответственно, каждая «матрешка» (ПТК определенной сложности строения) получила у географов свое название.
Например, ландшафт долины реки может включать ПТК надпойменных террас, пойм, коренных берегов. В свою очередь, ПТК, например, поймы, могут состоять еще из таких мелких ПТК: низкой и высокой поймы, староречных понижений, прирусловых грив и т. д. В то же время, в отличие от более крупных ПТК, ландшафты имеют много сходного как во внешнем облике, так и в составе мелких комплексов. Поэтому ученые строят научные классификации ландшафтов, объединяя их по ряду признаков. Например, таежные ландшафты объединяют ландшафты, для которых характерна таежная растительность (хвойные леса).
Естествознание, или науки о живой и неживой природе
Естествознание представляет собой комплекс наук о природе, включающий в себя сотни дисциплин. Все они направлены на познание мира. Естествознание выступает теоретической основой жизнеобеспечения человека. По объекту исследования различают науки о живой природе и науки о неживой природе. Изучением живой природы занимается биология. Физика изучает явления и процессы, которые происходят в окружающем мире.
Науки, изучающие природу
Все, что существует вокруг человека и произошло без его участия, называется природой. Человек изучает ее на протяжении многих тысячелетий. Со временем знаний становилось все больше, а сами люди старались глубже постичь природу. Так начали развиваться различные естественные науки. Предметы в природе называются телами, а все, что с ними происходит — явлениями. И тех и других огромное количество, поэтому и естественных наук тоже много. Одни из них изучают вещества и явления, а другие — различные тела. Научная деятельность не только удовлетворяет любопытство, но и реализует практические цели, направленные на улучшение качества жизни человека.
Ниже рассмотрены семь базовых естественных наук, изучающих окружающую нас природу:
Астрономия
Наука изучает происхождение небесных тел, их строение, состав и движение в космосе. Астрономия не существует как обособленная наука. Она напрямую связана с геодезией и картографией. Древние навигационные карты составлялись на основе наблюдений за небесными телами. Астрономия имеет огромную связь с химией и биологией в вопросах происхождения химических элементов, и зарождения жизни на нашей планете. Первые научные открытия были сделаны на заре цивилизации, а изобретение телескопа произвело прорыв. Ученые открывали новые галактики, измеряли расстояния до звезд, находили на других планетах воду и лед. Такие достижения являются определяющими моментами в жизни человека. Астрономия показывает, что человек — всего лишь частица природы в огромной Вселенной. Но даже самые примитивные знания о космосе, существенно повышают нашу осведомленность и интеллектуальный уровень.
Физика
В самом широком смысле физика – это наука о природе и ее законах, о материи, ее структуре, и движении. Она изучает вещество, энергию и закономерности, определяющие эволюцию. Каждая теория описывает явления окружающего мира, а совокупность знаний представляет его физическую картину. Именно благодаря физике человек может как можно глубже понять природу и различные явления. Считается, что она выступает основой естествознания. Физика устанавливает универсальные законы, которые действительны не только на Земле, но и во Вселенной, объясняет явления природы с точки зрения фундаментальных принципов и понятий. Физика имеет непосредственную связь с астрономией, математикой, химией. Граница между этими науками достаточно условна. Различают три уровня строения материи: микромир, макромир и мегамир. Все они взаимосвязаны друг с другом и являются объектом взаимного изучения физиков, химиков, биологов и астрономов. Планета Земля и ее природа представляют макромир.
Химия
Химия изучает состав элементов, их превращения и реакции. Каждое вещество обладает уникальными свойствами. Наука тесно связана с биологией, физикой, геологией. Жизнь на Земле является цепочкой химических превращений. Организмы поглощают из окружающего мира одни вещества и выделяют другие. Изучение их жизнедеятельности и природы в целом невозможно без знаний химических процессов, которые в них происходят. Практическая химия возникла на заре цивилизации, когда люди научились использовать огонь. Гончарное производство, металлургия, изготовление лекарств, красок — постепенно химия входила в жизнь человечества. На сегодняшний день химия играет огромную роль в жизни человека. Она интегрирует с остальными науками и является одной из основ естествознания.
География
Наука изучает биосферу Земли, гидросферу, атмосферу и почвенный покров. Ее объектом является географическая оболочка, природные комплексы и их компоненты. Социально-экономическая география состоит из экономической, социальной, политической, культурной и исторической географии. Немаловажным аспектом дисциплины является взаимодействие природы и человека в естественной среде. Очень трудно на сегодняшний момент разграничить географию и геологию. Наука напрямую связана также с физикой и астрономией. Сегодня большая часть земной поверхности видоизменена под влиянием хозяйственной деятельности человека. География включает в себя научные и практические мероприятия по сохранению природы в целом.
Геология
Объектом изучения геологии являются недра Земли. Наука начала самостоятельно развиваться во второй половине XVIII в. Геологией называют совокупность знаний о составе, строении и эволюции природных тел, а также размещении минеральных ресурсов. Она рассказывает, как сформировалась планета и каким изменениям подвергалась за время своего существования. Современная геология не может существовать без связей с географическими и физическими дисциплинами.
Биология
Предметом исследования науки являются вымершие и ныне существующие организмы, их строение, развитие, взаимодействие, распространение и т. д. Она включает в себя ботанику, зоологию, цитологию, генетику, биохимию, анатомию и другие области знаний. Достижения биологии позволяют искоренять болезни, создавать продукты питания, существенно повышать результаты сельскохозяйственной деятельности. Благодаря изучению биологических законов человек может вести правильную природоохранную деятельность и рационально использовать ресурсы.
Экология
Экология сформировалась в начале XX столетия как часть биологии, но сегодня, как правило, рассматривается в качестве отдельной науки. Она изучает взаимодействие живых организмов и их связь с природой. Научно-технический прогресс оказал негативное влияние на окружающий мир. В результате деятельности человека были преобразованы огромные территории. Это вылилось в загрязнения внешней среды, истощения природных ресурсов и уничтожение крупных природных комплексов. Конфликт с природой грозит катастрофой. Экология призвана решить эти проблемы, не допустить гибель живых организмов и создать систему рационального природопользования.
Что такое естественно-научный профиль обучения и кому он подходит
Рассказываем, куда можно поступить и кем работать впоследствии с профильной биологией и химией, а также что входит в естественно-научный образовательный маршрут «Домашней школы Фоксфорда».
Что такое естественно-научный профиль
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования предполагает профильное обучение в старших классах. Одним из профилей является естественно-научное направление, ориентированное на такие сферы деятельности, как медицина и биотехнологии.
Естественно-научный профиль способствует развитию исследовательского интереса и формированию основ математического мышления. Даёт комплексное представление о современном состоянии естествознания и позволяет удовлетворить образовательные потребности обучающихся, связанные с изучением наук о жизни.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» естественно-научный профиль доступен уже с пятого класса.
Какие предметы входят в естественно-научный профиль
Профильные естественно-научные классы, как правило, подразумевают углублённое изучение:
В текущих ФГОС на этот счёт нет строгих указаний, даны лишь рекомендации. Школы самостоятельно формируют учебные планы и перечни дисциплин. Например, поскольку физика необходима для поступления на химические факультеты, в некоторых образовательных организациях она включается в естественно-научный профиль.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» существует шесть образовательных маршрутов. Они позволяют изучать не только базовые школьные предметы, но и профильные, а также готовиться к олимпиадам и экзаменам.
В нашем естественно-научном маршруте упор делается на биологию, химию, физику и математику. Если в пятом классе в программу входит только биология, математика и физика, то уже с седьмого класса добавляется химия. А в старших классах — ещё и подготовка к Всероссу, вузовским олимпиадам, «Физтеху», «Росатому», «Ломоносову», «Покори Воробьёвы горы!» и другим топовым конкурсам.
Кому подходит естественно-научный профиль
Если школьник с детства интересуется природой и медициной, лечит кошек и собак, то естественно-научный профиль для него.
Естественно-научный профиль подойдёт школьнику, который:
Куда можно поступить
Естественно-научный профиль в школе позволяет пробовать силы на химико-биологических и медицинских специальностях.
Школьник сможет участвовать во Всероссийской олимпиаде школьников, Менделеевском конкурсе, различных биологических и химических турнирах — призёрство или победа на олимпиадах дают бонусы для поступления.
Варианты, куда поступить, варьируются в зависимости от окончательного набора предметов ЕГЭ. Список вузов и специальностей можно посмотреть на информационном портале mos.ru. Вот некоторые варианты, которые считаются топовыми:
Кем можно работать
В первую очередь, естественно-научный профиль открывает двери в профессию медика. Здесь много направлений и возможностей. Согласно исследованию «Работа.ру» и «СберИндекс», медработник (в частности, фармацевт) станет одной из самых востребованных профессий в 2021 году.
Но естественно-научный профиль — не только про медицину. Можно стать специалистом в сфере геодезии и землеустройства, экологии и природоустройства, геологии и разработки полезных ископаемых, биоинженерии, реконструкции и реставрации объектов культурного наследия, ландшафтной архитектуры и других направлений.
Вот несколько профессий, куда можно попасть после естественно-научного профиля:
Появляются и смежные профессии будущего. Вот лишь некоторые из «Атласа новых профессий». Многие существуют на рынке уже сейчас:
Что в итоге
Естественно-научные специальности продолжат быть востребованными — познание окружающего мира не прекратится никогда. Уверенное знание химии и биологии открывает многие двери — от ветеринарного дела до ландшафтной архитектуры.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» делать упор на эти дисциплины можно уже с пятого класса. Ребёнок, погружённый в специальность со средней школы, будет конкурентоспособнее и уверенней сверстников.