наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

Тест по биологии на тему: Царство вирусы

Тест по билогии 6 класс

Мельчайшие неклеточные формы жизни – это

2. Впервые вирусы били открыты в 1892 г. Русским биологом

3. Любой вирус состоит из двух частей:

А) Нуклеиновой кислоты и оболочки

B ) Оболочки я ядра

C ) Цитоплазмы и митохондрий

4. Вирусы, поражающие бактерии, называют

5. Установлено, что в животных организмах живут видов вирусов

6. Обязательными компонентами любого вируса являются:

А) Нуклеиновые кислоты

7. Вирусы размножаются:

А) Самостоятельно в не клетки

B ) При благоприятных условиях

C ) В клетке хозяина

D ) Вегетативным путем

8. Синтез вирусного белка осуществляется:

А) Синтез белков вируса идёт без участия рибосом

B ) На рибосомах клетки

C ) На собственных рибосомах вируса

9. Нарушает работу иммунной системы человека вирус:

10. Заболевание СПИД вызывает:

11. Наука, изучающая неклеточные формы жизни, их значение и способы борьбы с ними

12. Свойство сопротивляемости и невосприимчивости организма к действию возбудителей заболеваний

13. Что используется для лечения и профилактики вирусных заболеваний?

14.Верны ли утверждения: 1. ВИЧ передается через средства личной гигиены: полотенца, салфетки, мыло и т.п. 2. Некоторые вирусы способны размножаться самостоятельно, вне живой клетки.

А) Оба утверждения верны

B ) Верно только второе утверждение

C ) Верно только первое утверждение

D ) Оба утверждения неверны

15. Синтез вирусного белка осуществляется

А) На рибосомах клетки-хозяина

B ) На собственных рибосомах вируса

C ) На лизосомах клетки-хозяина

D ) На митихондриях

16. Вирусами вызываются следующие болезни человека:

А) Герпес, ангина, бешенство, дизентерия

B ) СПИД, грипп, герпес

C ) Дифтерия, чума, холера, СПИД

D ) Чума, холера, ангина

17. Жизненный цикл инфекции, заканчивающийся быстрой гибелью клетки-хозяина называется:

18. Высокая генетическая изменчивость характерна для возбудителей

B ) Табочной мозайки

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

Номер материала: ДБ-286080

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

Минпросвещения разработало меморандум по воспитательной работе в школах

Время чтения: 2 минуты

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

Минпросвещения не планирует массово закрывать школы из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

В России ввели День отца

Время чтения: 1 минута

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

Роскачество предупредило об опасности для детей азартной механики в мобильных играх

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Bio-Lessons

Образовательный сайт по биологии

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

Вирусы. Бактериофаги. Вирусные заболевания.

Вирусы. Бактериофаги. Вирусные заболевания.

Вирусы (от лат. вирус — яд) – представляют собой мельчайшие неклеточные формы жизни. Вирусы имеют размеры 2-5*10 -7 см, что значительно меньше, чем бактериальная клетка (от 0,2 до 10 мкм). Рассмотреть вирусы возможно только с помощью электронного микроскопа, увеличивающий в 100 тысяч и более раз. Вирусы относятся к отдельному царству.

Вирусология – наука изучающая вирусы. Становление вирусологии как науки начинается с 30-х годов 20 века.

История открытия вирусов

Впервые вирус табачной мозаики (рис.1) был открыт русским ученым Д.И.Ивановским (1892г.) (рис.2).

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

Рис.1 Листья табака (слева) пораженные вирусом табачной мозаики (справа)

Студент Петербургского университета Дмитрий Ивановский выезжал на Украину и в Бессарабию для определения причин болезни табака. В листьях табака будущий ученый не обнаружил клеток бактерий, однако было замечено, что сок зараженного растения поражал здоровые листья. Используя свечу Шамберлана Ивановский профильтровал сок больного растения, тем самым исключив прохождение через фильтр мелких бактерий. Полученный фильтрат все равно вызывал заражение листьев табака. Это еще раз доказывало «невиновность» бактерий. Д.И.Ивановский попробовал культивировать возбудителя на питательной среде, однако это не дало результата. После проведенных опытов Дмитрий Иосифович пришел к выводу, что возбудитель является необычной природы и имеет размеры в разы меньше чем клетка бактерии. В последствие возбудитель был назван «фильтрующиеся бактерии».

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

Рис.2 Д.И.Ивановский — первооткрыватель вирусов

Свои выводы ученый изложил в труде «О двух болезнях табака» в 1892 году. Именно этот год считается годом открытия вирусов.

Наряду с Д.И.Ивановским изучением вирусов занимался голландский микробиолог Мартин Бейеринк, который в 1898 году повторив опыты русского ученого, назвал вирусный раствор – «заразной живой жидкостью» или «жидкий живой контагий».

Первый вирус животных (вирус ящура) был описан в 1897 году Лёффером и Фрошем. В 1901 году вирус желтой лихорадки был открыт англичанами У. Ридом и Д. Кэрроллом.

В 1917 году Ф.д’Эррелем был открыт бактериофаг – вирус, поражающий бактерии.

Удивительно то, что первая вакцина от оспы была предложена за 100 лет до открытия вирусов, в 1796 году английским врачом Э.Дженнером. Второй по открытию стала – антирабическая вакцина, представленная французским ученым микробиологом Л.Пастером в 1885 году.

Названия «ультравирус» и «фильтрующий вирус» использовались в науке до укоренившегося ныне краткого термина — «вирус», который впервые применил Л.Пастер.

Строение и формы вирусов

Вирусы — неклеточные частицы, состоящие из белковой оболочки (капсид) и собственного генетического материала в виде нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) (рис.3).

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

Рис.3 Строение вируса иммунодефицита человека (ВИЧ)

Вирусы могут обладать разнообразными формами: шаровидные, овальные, палочковидные, нитевидные, цилиндры, тетраэдры, октаэдры и др.(рис.4).

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

Рис.4 Разнообразные формы и виды вирусов

Более сложные вирусы имеют в своем составе дополнительные белковые или липопротеидные оболочки. Вирусы гриппа и герпеса кроме белковой оболочки могут содержать и углеводы.

ДНК-содержащие вирусыРНК-содержащие вирусы
оспыбешенства
герпесакори
бактериофаги Т-группыСПИДа и лейкоза
гепатита Вгепатита А
паповавирусыгриппа
аденовирусыполимиелита
цитомегаловирусОРЗ
Эпштейн-Баражелтой лихорадки
и др.краснухи и др.

Геном вирусов может быть представлен однонитчатыми и двунитчатыми молекулами ДНК (вирус оспы человека, овец, свиней, аденовирус человека) и РНК (матрица для вирусов насекомых и других животных). Вирусы с однонитчатой молекулой РНК (энцефалит, краснуха, корь, бешенство, грипп и др.).

Вне живой клетки вирус не питается, не передвигается, не растет, не размножается и не проявляет других свойств живого.

Размножение вирусов

Вирусы способны размножаться только внутри живой клетки. Вирус проникает внутрь клетки путем связывания его с особым протеином – рецептором, расположенным на поверхности клетки. На поверхности чувствительной клетки происходит связывание с рецептором, после чего присоединившейся участок погружается в цитоплазму и превращается в вакуоль. Стенки вакуоли, состоящей из цитоплазматической мембраны способны сливаться с другими вакуолями или даже ядром. В результате вирус достигает любой участок клетки.

Основные этапы заражения вирусом:
1.Присоединение вируса к мембране клетки-хозяина.
2.Впрыскивание своей нуклеиновой кислоты (НК) в цитоплазму клетки-хозяина. Капсид остается снаружи.
3. ДНК вируса у эукариотической клетки проникает в ядро клетки и встраивается в ДНК хозяина. В бактериальной клетке ДНК вируса встраивается в ДНК бактерии. РНК содержащие вирусы вначале делают из нее копию в виде ДНК, а затем полученную ДНК встраивают в хромосому или нуклеотид клетки-хозяина.
4. Генетический материал клетки хозяина перестает функционировать. В ядре осуществляется синтез копий вирусной НК, а в цитоплазме на рибосомах – синтез копий вирусного капсида.
5. Образуются функциональные вирусы. НК «одевается» в капсид, происходит сборка вирусных частиц.
6. Образовавшиеся вирусы выходят из клетки-хозяина, так как первая исчерпала свои ресурсы. Вирусы продолжают проникать в новые клетки, расположенные поблизости.

Описанные этапы характерны для литических (от греч. «лизис» — растворение, разрушение, распад) вирусов, вызывающие разрушение или гибель клетки. Существует так же второй вид, так называемых «умеренных» вирусов. Они встраиваю свою нуклеиновую кислоту в ДНК клетки.

Паразитируя на генетическом уровне живой клетки, они встраиваются в ее геном. Внедрив свой генетический код в молекулу ДНК, вирус становится частью живой клетки. В такой форме он может не проявлять себя неопределенно долгое время. В какой-то момент вирусные частицы ДНК «включаются» одновременно во всех зараженных клетках, вызывая их гибель.

Данный процесс до конца не изучен, и возможно именно он мог бы решить вопрос возникновения онкологических заболеваний.

Быстрая способность адаптироваться и видоизменяться, подстраиваясь к геному клетки, делает некоторые вирусные заболевания практически неизлечимыми. Таким образом, вирусы представляют паразитизм на генетическом уровне (рис.5).

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

Рис.5 Размножение вируса гриппа

Совсем по-другому проникает в клетку вирус бактерий – бактериофаг (от греч. фагос – «пожирающий»)(рис.6).

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

Рис.6 Строение бактериофага

Бактериофаг состоит из головки, хвостика и нескольких хвостовых отростков (белковых нитей). Наружная часть головки покрыта белковой оболочкой. Во внутренней части головки расположена ДНК, а внутри хвоста проходит центральный канал. Из-за толстых клеточных стенок бактерий белок-рецептор бактериофага не может погрузиться в цитоплазму.

Удерживаясь на поверхности клетки за счет шипов, расположенных под базальной мембраной, бактериофаг пронзает стенку бактерии и вводит внутрь полый стержень. По этому стержню в цитоплазму поступает ДНК (или РНК). Геном бактериофага проникает внутрь клетки, а оболочка остается снаружи. Спустя время, сформировавшиеся зрелые фаговые частицы разрушают бактерию изнутри и выходят наружу (рис.7).

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

Рис.7 Размножение бактериофага

Обладая способностью полного уничтожения бактериальной клетки, бактериофаги могут быть использованы для лечения разнообразных бактериальных заболеваний (холеры, дизентерии, брюшного тифа и др.).

Отмечено, что отделение от вирусной частицы нуклеиновой кислоты приводит к потере инфекционной способности к репродукции. Это говорит о том, что нуклеиновая кислота играет важную роль в размножении вируса.

При благоприятных условиях вирус очень быстро размножается. Так, за 30 минут в одной клетке появляются сотни новых вирусов.

Вирусы могут продолжительно сохраняться в почве, воде и другим средах. Некоторые представители устойчивы к высоким температурам (свыше +100С) и высушиванию.

Виды вирусных заболеваний

В настоящее время известно около 400 видов вирусов растений и около 500 видов вирусов животных.Вирусы растений вызывают поражение листьев и других органов, вызывая появление разноцветных или бесцветных пятен и полосок. Вирусы вызывают замедление роста растений, изменяет их форму и снижает урожайность.

Наиболее опасными для человека являются вирусы гепатита – А, В, С. Вирус способен сильно повреждать ткани печени, вызвав необратимые последствия.

ВИЧ.СПИД

Более опасную для человечества форму представляет вирус иммунодефицита человека или сокращенно ВИЧ (HIV). Попав в кровь, ВИЧ, поражает иммунную систему человека, приводя к развитию болезни под названием СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита человека). РНК-содержащий ВИЧ атакует белые кровяные клетки – лимфоциты, отвечающие за иммунитет, делая человека уязвимым для других болезней.

Внедренный в лимфоциты РНК вирус начинает синтезировать фермент – ревертазу. Этот фермент служит матрицей для последующего синтеза молекулы ДНК. Синтезированная вирусная ДНК встраивается в хромосому лимфоцита. После чего вирус долгое время может не проявлять себя. Это может длиться от 1 до 2 лет, а иногда и более. Спустя время вирусная ДНК начинает проявлять себя, синтезируя сотни тысяч вирусов, что в итоге приводит к разрушению лимфоцита.

Вероятность заражения ВИЧ увеличивается при прямом контакте с кровью больного человека. Распространенные пути передачи вируса; незащищенный половой контакт с инфицированным человеком, инъекции шприцом, переливание крови. ВИЧ не передается воздушно-капельным путем, через укусы насекомых, посуду, при рукопожатиях и пользовании общественными местами (туалеты, бассейны, бани и т.п.).
В настоящее время вакцины против СПИДа нет, но существуют медицинские препараты на основе азотимидина и ингибиторов протеаз, способные подавить синтез вирусной ДНК. Это облегчает течение болезни и значительно удлиняет жизнь человека.

Хочется отметить, что ВИЧ инфицированный человек, вовремя обратившийся в центр СПИДа, может контролировать развитие этой тяжелой болезни и в принципе жить полноценной жизнью с соблюдением определенных мер. При отсутствии строгого контроля и лечения, стадия инфицирования переходит в стадию СПИДа, которая неминуемо ведет к гибели. Человек на стадии СПИДа, из-за «иммунной беспомощности», может погибнуть от ряда инфекционных болезней.

Симптомами СПИДа является температура, постоянный озноб, легкая простужаемость, резкое похудение.

Чтобы предупредить СПИД необходимо соблюдать следующие правила;
— избегать прямого контакта с кровью неизвестного человека (зараженными так же могут быть лимфа, сперма, влагалищные выделения, грудное молоко и др.);
— избегать случайные половые связи;
— использовать презервативы;
— пользоваться одноразовыми шприцами;
— пользоваться личными бритвенными приборами, при этом не разрешать пользоваться своими.

Природным очагом СПИДа по мнению ученых считается Центральная Африка, а носителем вируса являются зеленые мартышки.

Грипп

Всем известный вирус гриппа не менее опасный, наряду с корью, гепатитом и полиомиелитом.

Грипп – болезнь, угрожающая человеческой жизни. В 1918-1919 годах весь земной шар трижды был охвачен волнами гриппа, во время которых погибли 20 млн человек. В США в зиму 1968-1969 годов 50 млн человек перенесли грипп, 70 тыс. из них скончались.

Наиболее распространенные вирусные инфекции, пути заражения и меры профилактики

либо инфекции, вызываемые как бактериями так и вирусами

ИнфекцияПути зараженияМеры профилактики
Гепатит (А)«Болезнь грязных рук».Мыть руки перед едой, овощи и фрукты — перед употреблением. При хранении продуктов соблю­дать гигиенические требования
СПИДПоловой путь и че­рез кровьИсключение половых контактов с инфицированными
ЭнцефалитПереносчики — кро­вососущие клещиИсключить укусы клещей, осо­бенно в природных очагах (хвой­ные леса) и в период активизации (март-май)
КГЛ — конго-крымская геморраги­ческая лихо­радка
БешенствоПри укусе боль­ных животныхИсключать контакты с живот­ными, не привитыми от бешен­ства. При контакте с подозри­тельным животным немедленно обращаться к врачу
Грипп (ОРВИ)Воздушно-капель­ныйМарлевые повязки, влажная уборка, дезинфекция и проветри­вание помещений
Корь, крас­нухаВоздушно, но не капель­ныйСоблюдать правила личной ги­гиены. Не вступать в контакт с инфицированными, применять ватно-марлевые повязки
Ветряная оспа
ЯщурБолеют парноко­пытные животные (коровы, козы, ов­цы)Исключение контакта и срочное обращение к ветеринарному вра­чу при появлении характерных пятен на слизистых и коже жи­вотных
Полиомие­литЧаще через гряз­ные руки, воду, пищевые продук­ты. Возможно и воздушно-капельное заражение.Предупредительные прививки
ПневмонияВоздушно-капель­ныйМарлевые повязки, влажная уборка с дезинфицирующими средствами и проветривание помещений.

Эпидемия — прогрессируемое во времени и пространстве инфекционное заболевание.

Пандемия — инфекционное заболевание захватывающее большие территории (мирового значения). В настоящее время к ряду таких заболеваний относится коронавирусная инфекция (COVID-19) вызванная коронавирусом (SARS-CoV-2).

Профилактика и методы борьбы с вирусами

Основные методы борьбы с вирусными инфекциями — профилактические прививки (вакцины), Ослабленные возбудители болезни, введенные в организм, позволяют выработать иммунитет. Благодаря вакцинам исчезло такое опасное вирусное заболевание, как оспа. Следует помнить, что без оболочки (капсида) вирусная НК сама попасть в клетку не может. Поэтому дезинфекция, вызывающая разрушение белков оболочки вируса (кипячение, хлорирование, обработка карболовой кислотой и др.), — эффективное профилактическое мероприятие. Наш организм тоже обладает защитными механизмами. Так, иммунный белок интерферон способен защищать организм человека от проникновения вирусов гриппа. В целях профилактики воздушно-капельных вирусных инфекций эффективно обрабатывать защитными средствами носовую полость.

Кроме того, сейчас создано несколько видов антивирусных препаратов как на основе неорганических веществ (ремантадин), так и на основе синтетических антител (виферон, биферон и т. д.). Несмотря на то что фармакология и вирусология ведут постоянные успешные исследования, не надо забывать, что соблюдение мер личной гигиены является надежным методом профилактики вирусных инфекций.

Происхождение вирусов

Ученые полагают, что вирусы и бактериофаги представляют собой обособившиеся генетические элементы клеток, подвергшиеся эволюции вместе с клеточными формами жизни.

Источник

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги

Урок 20. Общая биология 10 класс (ФГОС)

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

Конспект урока «Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги»

Вирусы самые мелкие частицы в природе. Они занимают промежуточное положение между живыми организмами и органическими веществами.

Вирусы были открыты в конце 19 века в 1892 году Дмитрием Иосифовичем Ивановским при выяснении причины заболевания растений табака.

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

На листьях табака появлялись желтоватые и белёсые пятна, которые в дальнейшем превращались в некрозные пятна, приводящие к деформации листьев.

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

Ивановский решил выяснить причину данного заболевания. Он надеялся обнаружить бактерию, которая его вызывает. Поэтому пропускал препарат больных растений через фильтр, задерживающий бактерии.

И только после появления первых электронных микроскопов в 1939 году удалось рассмотреть эти тогда неизвестные формы жизни. Таким образом Ивановский не видел вирусы, но обнаружил их.

Название вирус было предложено в 1895 году голланским ботаником Мартином Бейеринком. Изучавшим болезни растений, вызываемые вирусами.

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

На сегодняшний день вирусы являются самыми маленькими формами жизни. Ведь их размеры составляют десятитысячную долю миллиметра.

У вирусов нет репродуктивных органов и самовоспроизводиться они не могут. Не могут они и самостоятельно передвигаться. Единственное на что вирусы способны так это вредить всему живому.

Изучим строение вируса на примере вируса иммунодефици́та челове́ка, который вызывает медленно прогрессирующее заболевание — ВИЧ-инфекцию.

Зрелая сформированная вирусная частица называется вирионом.

Вирионы ВИЧ имеют вид сферических частиц, диаметр которых составляет около 100-120 нанометров. Это приблизительно в 60 раз меньше диаметра эритроцита.

Генетический материал вируса может быть представлен либо ДНК, либо РНК, соответственно, вирусы подразделяют на ДНК-содержащие и РНК-содержащие. Подавляющее большинство вирусов являются РНК-содержащими. Вирусы растений чаще всего содержат одноцепочечную РНК. У вирусов животных геном представлен либо ДНК либо РНК. Однако каждый вирус имеет генетический материал только одного типа.

Нуклеиновую кислоту окружает белковая оболочка – этот комплекс называется нуклеокапсидом. Капсид защищает генетический материал вируса от механических и химических повреждений. Капсид складывается из одинаковых белковых субъединиц, называемых капсомерами.

У вируса табачной мозаики капсид состоит из 2130 капсомеров – идентичных молекул белка. Они расположены по винтовой линии и образуют полый цилиндр.

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

Составные части капсида формируют цилиндр из уложенных по спирали белковых глобул, внутри которого находится РНК − генетический материал вируса.

На начальных стадиях заражения клетки капсид осуществляет прикрепление к клеточной мембране, разрыв мембраны и внедрение в клетку генетического материала вируса.

Вирусы различаются геометрическими формами. Вирус табачной мозаики имеет палочковидную форму.

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

Структурный анализ основных типов капсидов используется в классификации вирусов. Большинство из них имеет сферическую, кубическую, палочкоподобную форму. Сверху над капсидом у некоторых вирусов находиться белковый матрикс.

У сложноорганизованных вирусов (например, вирус гриппа или вирус иммунодефицита человека) имеется дополнительная липидная мембрана. Этот дополнительный билипидный слой называется суперкапсидом.

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

Суперкапсид формируется за счёт фрагментов цитоплазматической мембраны клеток-хозяев в момент сборки и выхода вируса из них.

На поверхности мембраны располагаются гликопротеиновые рецепторы − белковые молекулы, которые образуют выступы, обеспечивающие связывание вируса с клеткой.

Также вирусы в своём составе имеют белки, которые необходимы им для воспроизведения.

Вирусы размножаются в животных, растительных и даже бактериальных клетках… соответственно они есть ничто иное как паразиты.

Они не размножаются в прямом смысле, а воспроизводятся – репродуцируются в чувствительных к ним клетках, которые вирусологи называют клетки-хозяева.

Вирусы не способны размножаться вне живой клетки.

Репродукция вирусов в клетках-хозяевах происходит поэтапно.

1-й этап: это Прикрепление вируса.

2-й этап. Проникновение вируса в клетку-хозяина.

3-й этап. Лишение оболочки вируса.

4-й этап. Репликация генетического материала.

5-й этап. Самосборка вируса.

6-й этап. Выход вируса из клетки.

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

Если специфические («узнающие») рецепторы на поверхности клетки отсутствуют, то клетка не чувствительна к вирусной инфекции: вирус в нее не проникает. Происходит адсорбция (прикрепление) вируса на поверхности клеток-хозяев.

На следующем этапе вирусу необходимо доставить внутрь клетки свой генетический материал. Вирус проникает в клетку-хозяина путём пиноцитоза. Мембрана клетки хозяина впячивается внутрь, затем ее края смыкаются. Образуется пищеварительная вакуоль, которая сливается с лизосомами.

На третей стадии происходит лишение оболочек вируса. Данный процесс представляет собой процесс потери капсида. Это достигается при помощи вирусных ферментов или ферментов клетки-хозяина. В конечном счёте вирусная геномная нуклеиновая кислота освобождается.

Четвертая стадия – репродуктивная. Она начинается с того что специальный фермент вируса запускает процесс обратной транскрипции РНК. На этом ферменте одинарная спираль вирусной РНК транскрибируется в двойную спираль РНК-ДНК.

То есть происходит образование двуцепочечной ДНК на основании информации в одноцепочечной РНК. Ещё один фермент обеспечивает встраивание образованной ДНК в геном клетки-хозяина. Теперь геном клетки хозяина содержит как свой, так и вирусный геном.

Матричная РНК списывает уже новую информацию, и переносит её в цитоплазму. Где на рибосомах происходит синтез белков для строительства нового вируса.

Клетка начинает копировать и множить новую генетическую информацию, которую внедрил вирус. Это коварная ловушка вируса превращает клетку в фабрику по производству собственного врага.

Все активные процессы вирусной инфекции происходят в клетках-хозяевах, причём одни вирусы репродуцируются в их ядре, другие в цитоплазме, третьи в ядре и цитоплазме.

Пятая стадия – самосброска вириона. Синтезированные порознь в разных структурах клетки вирусные нуклеиновые кислоты и вирусные белки собираются в вирусные частицы.

При достаточной концентрации вирусных компонентов и после их взаимного узнавания происходит самосброска этих компонентов.

У простых вирусов белковые субъединицы в строгом порядке укладываются вокруг витков спирали нуклеиновой кислоты.

У сложноорганизованных вирусов в процессе сборки вирионов принимают участие и клеточные структуры, например ядерные структуры (ядерная мембрана) или мембраны эндоплазматического ретикулума.

Например при выходе из ядра вирус герпеса в виде «голых» частиц увлекает и ядерную мембрану клетки-хозяина.

Шестая стадия – выход вирусов из клеток-хозяев. У разных вирусов выход осуществляется по-разному.

Например, выход ДНК-геномных простых вирусов происходит при полном лизисе (то есть разрушении) клеток-хозяев.

Сложные вирусы выходят из клетки путём почкования (при участии цитоплазматической мембраны клеток-хозяев) и приобретают суперкапсид.

Вновь сформированные вирионы способны заражать здоровые клетки хозяева….

Вирусы весьма избирательны. Это значит, что вирус забирается внутрь только специально выбранной клетки. Например, вирус гепатита Б вызывает поражение только клеток печени, которое может привести к тяжёлым последствиям – циррозу и раку.

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

Попав в кровоток или другую жидкость организма, он движется с самыми разными клетками, но не одну из них он не поражает. Однако стоит ему попасть в печень как он тут же поражает печёночные клетки. Поражённая клетка уже не способна к нормальной жизнедеятельности и постепенно разрушается.

На проникновение вируса реагирует иммунная система организма. Она бросает против него целую армию белков. Так называемых антител.

Антитела являются особым классом гликопротеинов, имеющихся на поверхности B-лимфоцитов в виде мембраносвязанных рецепторов и в сыворотке крови.

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

При помощи антиген-связывающих участков антитела присоединяются к вирусам и бактериям, препятствуя их размножению.

Когда антитела сталкиваются с вирусами проявляются главные симптомы болезни. Обычно антитела побеждают и организм выздоравливает, но увы не всегда.

Например, при борьбе с вирусом СПИДа.

Так как вирус иммунодефицита поражает именно иммунные клетки организма: Т-хелперы, моноциты, макрофаги, клетки Лангерганса, дендритные клетки, клетки микроглИи. В результате работа иммунной системы угнетается и развивается синдром приобретённого иммунного дефицита.

Организму свойственна иммунологическая память. Это означает что при повторном контакте одного и того же вируса, организм способен вызывать иммунный ответ более быстро и эффективно.

Например, если человек перенёс атаку определённого вируса, например, ветряной оспы, тот уже не сможет спровоцировать болезнь повторно. Потому как в организме накопилось немало антител для того что бы немедленно изгнать старого гостя. Вот почему такие болезни как ветряная оспа, или эпидемический паратит (свинка) обычно возникают только один раз в жизни.

Грипп тоже вирусная инфекция, но человек может заболеть гриппом несколько раз, а все потому что этот вирус всякий раз видоизменяется.

Вирусы распространяются многими способами: вирусы растений часто передаются от растения к растению насекомыми, питающимися растительными соками, к примеру, тлями; вирусы животных могут распространяться кровососущими насекомыми, такие организмы известны как переносчики. Вирус гриппа распространяется воздушно-капельным путём при кашле и чихании.

Однако не все вирусы приносят вред. Есть вирусы, которые поражают бактериальные клетки и тем самым уничтожают их. Они не дают бактериям размножаться бесконтрольно. Эти вирусы называют бактериофагами.

Бактериофаги выполняют важную роль в контроле численности микробных популяций. Выглядят они не совсем так как обычные вирусы.

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

Хвост, или отросток, представляет собой белковую трубку (чехол) — продолжение белковой головки.

Фибриллы хвоста и шипы, необходимы бактериофагу для прикрепления вируса к бактериальной клетке.

Бактериофаги, как и все вирусы, являются абсолютными внутриклеточными паразитами.

Они проникают в бактериальную клетку за счёт фагового лизоцима. Лизоцим — это фермент класса гидролаз, разрушающий клеточные стенки бактерий путём гидролиза пептидогликана клеточной стенки бактерий муреина.

Когда бактериофаг садиться на бактериальную клетку происходит частичный лизис клеточной стенки хозяина. Что обеспечивает проникновение нуклеиновой кислоты из головки фага в цитоплазму клетки. Бактериофаг как шприц внедряет свой генетический материал в бактериальную клетку. А белковая оболочка фага остаётся снаружи клетки-хозяина.

наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Смотреть картинку наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Картинка про наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними. Фото наука изучающая неклеточные формы жизни их значение и способы борьбы с ними

В цитоплазме начинается репликация генетического материала фага, синтез его белков, построение капсида и сборка новых фагов. Уже через 10 мин после заражения в бактерии формируются новые фаги, а через полчаса бактериальная клетка разрушается, и из неё выходит около 200 заново сформированных вирусов – фагов, способных заражать другие бактериальные клетки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *