научно исследовательская деятельность в жизни обучающегося

Роль научно-исследовательской деятельности в процессе обучения у студентов

Роль научно-исследовательской деятельности в процессе обучения у студентов

Актуальность данной темы состоит в том, что необходимость получения профессиональной компетенции по прошествии приобретения специального образования предстоит каждому студенту. Среднеспециальное образование должно быть ориентировано на подготовку компетентного специалиста, способного применять полученные знания и умения, быть готовым к осуществлению определенного вида деятельности в конкретных ситуациях.

В соответствии с видами профессиональной деятельности перед студентами стоит ряд задач, успешное решение которых зависит от уровня сформированности у него профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность как качество личности формируется на протяжении всей жизни человека. Начальные профессиональные знания, умения, ценности закладываются еще в школе. Поступая в колледж, обучающиеся имеют различные уровень знаний, жизненный опыт, ценностные ориентации. Задача колледжа – подготовить высококвалифицированного специалиста в выбранной области профессиональной деятельности.

Сущность профессиональной компетентности заключается в формировании на базе общего образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности.

Одним из способов формирования профессиональной компетентности выпускников в системе среднеспециального образования видится научно-исследовательская деятельность, направленная на развитие навыков самостоятельного овладения научными знаниями и их творческого применения. Научно-исследовательская деятельность студентов рассматривается как одно из ключевых направлений совершенствования качества профессиональной подготовки студентов. Вовлечение в научно-исследовательскую деятельность студентов способствует формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в учебном заведении знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт. В процессе научного поиска происходит осознание студентами необходимости непрерывного профессионального самообразования и самосовершенствования. Непосредственное участие студентов в научных исследованиях значимо не только для получения фундаментального образования, но прежде всего для воспитания специалистов, обладающих профессиональной культурой. Научно-исследовательская деятельность определяет возможности профессионального развития личности студента.

Непосредственное участие студентов в научных исследованиях значимо не только для получения фундаментального образования, но прежде всего для воспитания специалистов, обладающих профессиональной культурой. Научно-исследовательская деятельность определяет возможности профессионального развития личности студента.

Важный алгоритм, при соблюдении которого результат можно считать максимально эффективным, можно назвать тогда, когда при фундаментально крепкой базе, полученной в школе, преподаватели в полной мере концентрируют усилия, что в самой доступной и обширной форме предоставляют студенты все необходимые материалы для дальнейшей самостоятельной работы. Вовлечение студентов в поиск углубленных знаний является необходимым. Это поможет студенту активно внедриться в выбранную им профессиональную сферу с целью дальнейшего профессионального самосовершенствования.

Студенты обучаются различным профессиям, получают жизненный опыт и ценностные ориентации. Задача учебного заведения – подготовить высококвалифицированного специалиста в выбранной области профессиональной деятельности. Внедрение в образовательный процесс методических рекомендаций по ведению научно-исследовательской деятельности, являющейся основой формирования профессиональных компетенций студентов необходимо. Стоит выбрать наиболее оптимальные формы и методы деятельности, выявить недостатки и разрешить противоречия в процессе работы. Умение изучать, анализировать, обобщать и использовать передовой опыт данной сферы деятельности приведет студента к нарабатываю навыков в процессе обучения.

Высокий уровень сформированности профессиональной компетентности студентов через научно-исследовательскую деятельность сформирован в том случае, если, используя все предоставленные материалы преподавателями были усвоены, приложены усилия к самостоятельному поиску, который привел к практическому положительному результату.

Перед каждым образовательным учреждением среднеспециального образования стоит насущная задача корректировки образовательных программ в соответствии с индивидуальными запросами личности и требованиями рынка труда. Есть понимание того, что логика организации образовательного процесса должна способность развитию таких компетенций, как способность человека анализировать свой профессиональный уровень, осваивать новые профессиональные знания и навыки в соответствии с меняющимися требованиями, умение проектировать свою карьеру, работать с информацией и организовывать профессиональное общение и взаимодействие со всеми субъектами образовательного сообщества. Исследовательская деятельность студентов под руководством преподавателей способствует личностной самореализации, развивает творческое мышление, помогает организовать свою деятельность.

В МСКПР проводятся следующие формы исследовательской работы: – выполнение лабораторных работ; – написание рефератов; – участие в предметных олимпиадах; – подготовка докладов; – выполнение заданий, содержащих элементы научных исследований; – выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик; – изучение теоретических основ методики, постановки, организации выполнения научных исследований по курсам специальных дисциплин и дисциплин специализации. В процессе обучения студентов в колледже прививаются навыки самостоятельной исследовательской работы с учебной и научной литературой, накапливания, обработки и анализа различной инфор­мации, систематизации и обобщения фактов, написания рефератов, докладов, тезисов. С первого самостоятельного выполнения реферата и опубликованных тезисов начинается приобщение студентов к научному творчеству, что способ­ствует формированию клинического мышления и профессиональной подго­товки специалистов высокого качества. Результаты своих исследований студенты представляют, принимая участия в конкурсах, олимпиадах и конференциях.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что заниматься научно- исследовательской работой, развивать навыки научно- исследовательской деятельности, со студентами необходимо. Даже если преподаватели при подготовке студентов учтут все аспекты требований рынка, то информация очень быстро становится не современной, в том числе и та, что стала базовой, когда мы обучали наших студентов. И если мы не научим их обучаться самостоятельно, быть пытливыми и любознательными исследователями, то они всю оставшуюся жизнь будут работать с использованием устаревшей информации, что не допустимо.

Таким образом, одной из центральных целей педагогической деятельности образовательных учреждений должно стать развитие мотивации у студентов к самостоятельному познанию и творчеству. Важно заложить у студентов не только профессионально — предметную подготовленность по специальности, но и основу всех направлений профессиональной компетентности в будущем, что в полной мере может быть реализовано при занятии со студентами научно-исследовательской работой.

Список используемой литературы:

1. Петрова С. Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов // Молодой ученый. — 2011.

2. Анищенко, В.А. Проектирование образовательной системы «колледж-вуз» в условиях учебного комплекса. Монография / В.А. Анищенко. – М.: «Дом педагогики», 2006. – 257 с. 3. Кирьякова, А.В. Ориентационно-ценностные основания компетентностных технологий / Компетентность и технологии образования: Материалы научно-практической конференции. – Хорсенс: Университетский колледж Витуса Беринга, Дания, 2008. – 297 c.

4. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. — М.: Логос, 2009.

5. Boyatzis, Richard E (1982), The competent manager: a model for effective performance, John Wiley & Sons.

6. Raggatt, Peter and Williams, Steve (1999), Government markets and vocational qualifications: an anatomy of policy, Falmer Press, 1999.

Источник

Статья. «Научно-исследовательская деятельность учащихся»

Научно-исследовательская деятельность учащихся

«Никакой человек в мире не родится готовым,

то есть вполне сформировавшимся,

но всякая его жизнь есть не что иное,

как беспрерывно движущееся развитие,

Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в социуме. Помимо учебных целей и задач, мы в своей работе ставим перед учащимися и задачи, направленные на развитие и формирование навыков исследовательской деятельности.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения

При развитии исследовательской деятельности традиционная система сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является позиционная пара «коллега-коллега». Вторая важнейшая позиционная пара – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию конструктивного сотрудничества учителя и ученика.

Целью научно-исследовательской деятельности должны стать воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Научно-исследовательская деятельность позволяет решать следующие задачи: · развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;

развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;

развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;

сформировать чувство ответственности за порученное дело;

воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;

привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.

Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) – социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности.

Классификация задач по сложности. Среди требований, предъявляемых к задачам, такие, как ограниченность объема экспериментального материала, математического аппарата обработки данных, ограниченность межпредметного анализа. По степени сложности анализа экспериментальных данных мы разделяем задачи на задачи практикума, собственно исследовательские и научные.

Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим изменение, например, объема. Результат стабилен и не требует анализа.

Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных учреждениях. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся.

В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменимы в образовательном процессе.

Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук. Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:

Экспериментальные творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Научно-исследовательская деятельность позволяет развивать интеллектуальный потенциал личности: от накопления знаний и навыков к самовыражению в творчестве и науке. Необходимо предоставить ребенку возможности практического применения знаний, умений и навыков в период становления личности. Можно использовать и практику взаимного обучения, когда старшеклассники становятся руководителями первых своих работ. Это позволяет сохранить не только преемственность, но и формирует целые научные представления. Овладение исследовательским методом дает возможность приобрести умение анализировать, находить причинно-следственные связи. По мнению А.И. Савенкова «исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте – исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития».

Следует отметить, что те учащиеся, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. Важным фактором и является то, что происходит сближение между педагогом и обучающимися. В этом возрасте, когда происходит формирование мировоззрения обучающихся, для учащихся большое значение имеет система ценностей, которой придерживается человек. И для успешной работы по развитию познавательного интереса важно совпадение морально-ценностных ориентаций преподавателей и учащихся. Чему же учатся учителя и ученики в процессе совместного исследования? Ну, конечно же, сотрудничеству и сотворчеству, видению и постановке проблем, умению формулировать гипотезу и т.д. Регулярная работа педагога в научно-исследовательской деятельности способствует и совершенствованию профессиональных навыков у руководителей исследовательских работ. «Главный результат выполнения исследовательской задачи учащимися – образовательный, т.е. реализация методики, получение численного результата – это лишь способ глубокого освоения учащимися проблематики той области, в которой выполняется исследование. Просто зафиксировать и предоставить результат недостаточно – необходимо, чтобы учащийся, возможно, разносторонне осознал этот результат и выработал к нему собственное, личностное отношение». Работа над исследовательскими проектами делает мышление учащихся раскрепощенным, свободным, творческим, а самого обучающегося ставит соучастником воспитательного процесса. Руководитель выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которой у обучающегося формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблем с исследовательской, творческой позиции. В процессе исследования учащийся выступает исполнителем разных социальных ролей. Прежде всего, он находится в тесном творческом и личном сотрудничестве с преподавателями ВУЗа, с учеными, что само по себе уже необычно. В процессе тренировочных выступлений обучающийся выступает в роли преподавателя. И наконец, на конференции, в роли исследователя – сообщает научному обществу о результатах своей творческой деятельности. На конференции, он имеет возможность сравнивать свои личные достижения с достижениями других школьников. Все это – компетентность в особой области знаний и интерес к ней, опыт творческой деятельности и саморегуляции, конкретные навыки и исполнение разных социальных ролей – все это формирует уникальный опыт учащегося. Компетентность, интерес, творчество, саморегуляция, самопознание – мы видим, что исследовательская деятельность формирует именно те компоненты интеллекта человека, необходимые для будущей социальной и профессиональной адаптации выпускников. Именно, в процессе исследовательской деятельности формируются многие, если не все, ключевые компетенции:

1. Ценностно-смысловая компетенция

2. Общекультурная компетенция

7. Личностная компетенция – самосовершенствование

Для исследовательской работы весьма важно сформировать у обучающихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность. Исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом.

Как же увлечь подростка исследовательской деятельностью?

Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания недостаточно для решения исследовательских задач. Исследовательская деятельность должна выступать не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. Важно так организовать учебную работу, чтобы учащиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования: предложить неожиданно сформулированное учебное задание, которое при дальнейшей работе оказывается не сложным, но интересным. Учащиеся с интересом изучают экологическую ситуацию своего района и города, делают выводы о влиянии экологических факторов на здоровье человека. В своей учебной деятельности мы используем элементы новых педагогических технологий, которые активизируют деятельность учащихся, подталкивают их на творческий подход к изучению и исследованию предмета. Это элементы технологии перспективно-опережающего обучения, кроме того на своих уроках мы применяем элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, т.к. основаны на прямом воздействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения, и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала. Например, такие приемы, как «Учебный мозговой штурм», «Взаимоопрос», «Три уровня домашнего задания

2. Головко О. Научно-практическая деятельность

3. Ивочкина Т.Организация научно-исследовательской

Источник

Роль научно-исследовательской деятельности в формировании творческой личности

Разделы: Музыка

«Никакой человек в мире не родится готовым,
то есть вполне сформировавшимся,
но всякая его жизнь есть ни что иное,
как беспрерывно движущееся развитие,
беспрестанное формирование».

В настоящее время большое внимание в образовательном процессе общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей уделяется гармоничному развитию личности обучающегося. Одна из составляющих этого процесса развития – приобщение детей к познанию, исследованию изучаемых явлений. Для этого в образовательных учреждениях создаются благоприятные условия, способствующие реализации творческих идей обучающихся и их педагогов. В России создано огромное образовательное пространство, представленное для реализации ярких проектов обучающихся различного возраста. Существуют целые научные системы, например, «Интеграция», которые занимаются непосредственно созданием условий для реализации творческих проектов детей и молодёжи, поддержкой одарённых детей. Ими разработаны мероприятия: конкурсы, фестивали, конференции, семинары, где данные проекты обучающихся могут быть увидены и оценены не только их сверстниками, педагогами других образовательных учреждений, но и учёными, профессиональными деятелями России.

Исследовательская деятельность – как инновационная образовательная технология

Исследовательский подход как способ познания мира и метод обучения был опробован еще в древности. За многие тысячелетия методика исследования претерпела огромные изменения и приобрела особую значимость в условиях модернизации системы образования.

Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в социуме. Помимо учебных целей и задач, мы, педагоги, в своей работе ставим перед обучающимися и задачи, направленные на развитие и формирование навыков исследовательской деятельности. В настоящее время становится всё более важным воспитание ответственности обучающегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование.
«Одаренность» происходит от слова «дар» и означает, прежде всего, особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Одарённые дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей школы. В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одарённых детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Сегодня необходимо предоставить каждому обучающемуся сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

Главное при организации научно-исследовательской деятельности, следовать следующему правилу – никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка. Главный критерий – личный интерес и личная увлечённость.

Научно-исследовательская деятельность позволяет развивать интеллектуальный потенциал личности: от накопления знаний и навыков к самовыражению в творчестве и науке. Необходимо предоставить ребенку возможность практического применения знаний, умений и навыков в период становления личности. Овладение исследовательским методом дает возможность приобрести умение анализировать, находить причинно-следственные связи. По мнению А.И. Савенкова «исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте – исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития» [3]. Следует отметить, что те обучающиеся, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. Важным фактором является и то, что происходит сближение между педагогом и обучающимися. В этом возрасте, когда происходит формирование мировоззрения обучающихся, для подростков большое значение имеет система ценностей, которой придерживается человек. И для успешной работы по развитию познавательного интереса важно совпадение морально-ценностных ориентаций педагогов и обучающихся. Чему же учатся педагоги и дети в процессе совместного исследования? Ну, конечно же, сотрудничеству и сотворчеству, видению и постановке проблем, умению формулировать гипотезу и т.д. Регулярная работа педагога в научно-исследовательской деятельности способствует и совершенствованию профессиональных навыков у руководителя исследовательских работ. «Главный результат выполнения исследовательской задачи обучающимися – образовательный, т.е. реализация методики, получение численного результата – это лишь способ глубокого освоения обучающимися проблематики той области, в которой выполняется исследование. Просто зафиксировать и предоставить результат недостаточно – необходимо, чтобы обучающийся, возможно, разносторонне осознал этот результат и выработал к нему собственное, личностное отношение» [1]. Работа над исследовательскими проектами делает мышление учащихся раскрепощенным, свободным, творческим, а самого обучающегося ставит соучастником воспитательного процесса. Руководитель выступает как организатор формы и условий исследовательской деятельности, благодаря которой у обучающегося формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблемы с исследовательской, творческой позиции [2]. В процессе исследования обучающийся выступает исполнителем разных социальных ролей. Прежде всего, он находится в тесном творческом и личном сотрудничестве с преподавателями, иногда с учеными, что само по себе уже необычно. На конференции, в роли исследователя – сообщает научному обществу о результатах своей творческой деятельности. Он имеет возможность сравнивать свои личные достижения с достижениями других обучающихся. Все это – компетентность в особой области знаний и интерес к ней, опыт творческой деятельности и саморегуляции, конкретные навыки и исполнение разных социальных ролей – все это формирует уникальный опыт обучающегося. Компетентность, интерес, творчество, саморегуляция, самопознание – мы видим, что исследовательская деятельность формирует именно те компоненты интеллекта человека, необходимые для будущей социальной и профессиональной адаптации выпускников. Именно, в процессе исследовательской деятельности формируются многие, если не все, ключевые компетенции:

1. Ценностно-смысловая компетенция
2. Общекультурная компетенция
3. Учебно-познавательная
4. Информационная
5. Коммуникативная
6. Социально-трудовая
7. Личностная компетенция (самосовершенствование).

Реализация научно-исследовательских проектов обучающимися Котовской детской школы искусств

В Котовской детской школе искусств, в течение пяти последних лет, активно осуществляется процесс по внедрению в образовательные программы школы элементов научного исследования для профессионально ориентированных обучающихся старшего возраста. Данный опыт стал внедряться с 2007 года руководителем школы, кандидатом искусствоведения И.П. Поповой. Её обучающиеся А. Панина, А. Скребнева, А. Авдеева тогда впервые представили свои исследовательские работы на Всероссийский фестиваль научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «Национальное достояние России». Успешно защитив их, ребята получили звание лауреатов фестиваля.

В настоящее время исследовательской деятельностью с обучающимися занимаются преподаватели Т.Д. Лукошина, С.А. Юрова, И.В. Авдеева и другие.

За период с 2008 по 2013 г. несколько обучающихся школы со своими исследовательскими работами различной направленности приняли участие в фестивалях и конкурсах, таких как Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», общероссийском интернет-фестивале исследовательских работ «В мире искусства». Среди них: Ю. Козычева с краеведческой работой «История Трегуляевского монастыря», Е. Попова с работой на тему «Золотое сечение в искусстве» (руководитель – преподаватель изобразительного искусства Л.И. Аникеева), К. Юрова с работами «Пиковая дама» П.И. Чайковского и французская музыкальная культура», «Внесценический персонаж в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» (руководитель С.А. Юрова). Ольга Козлова представляла две свои работы «Горжусь я малой Родиной своей» (2008 г.) и «Космическое мышление в творчестве композиторов разных эпох» (2011 г.) под руководством преподавателя Т.Д. Лукошиной на Всероссийском фестивале научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «Меня оценят в XXI веке», где была отмечена дипломами 3 и 1 степени.

К таким результатам преподаватели и обучающиеся школы шли не один год. Всё начиналось с простых творческих работ, выполнения необычных заданий на уроках. Креативные задания послужили стимулом для организации Открытого дистанционного креативного конкурса «В мире музыки», который приобрёл статус зонального и проводится регулярно, охватывая более 200 участников со всех школ области.

Несмотря на приобретённый опыт, перед педагогами школы нередко встаёт первый и важный вопрос: как же увлечь учащихся исследовательской деятельностью?

Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания недостаточно для решения исследовательских задач. Исследовательская деятельность должна выступать не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. Важно так организовать учебную работу, чтобы обучающиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования: предложить неожиданно сформулированное учебное задание, которое при дальнейшей работе оказывается не сложным, но интересным.

Увлечь обучающегося может и необычная тематика исследования. Предложив обучающемуся на выбор несколько тем, руководитель должен попытаться понять, какая из них способна пробудить в нём интерес. Из опыта работы видно, что особенно детей увлекают темы, связанные с необычными явлениями в современном музыкальном искусстве, например, «Препарированный рояль или поиски новой звучности». Не менее привлекательны для детей темы исследований, связанные с образами композиторов вокруг которых веками складывались легенды, например, «Клеймо дьявола» или кем был бы Паганини без Марфана?, и, конечно же, сказочные герои, близкие для детского восприятия, например, «Образ ведьмы. Способы воплощения мифологического персонажа в музыке С. Слонимского. На примере пьесы «Колдовство ведьмы»).

В организации исследовательской деятельности перед педагогами нашей школы встаёт и другой немало важный вопрос: где взять время для занятий исследовательской работой, ведь режим дня ребёнка расписан по минутам? Ответ на этот вопрос только один: максимально, с полной отдачей использовать урочное время – каждую свободную минуту. Дети в группах имеют разный уровень развития и разный темперамент. Как правило, исследовательской работой увлекаются те дети, которых мы называем одарёнными, т.е. опережающими по развитию своих сверстников. Они справляются с учебными заданиями вдвое быстрей остальных, и у них остаётся время для иных видов деятельности на уроке. Это время мы используем для исследовательской работы, иногда тем самым, привлекая интерес к этой деятельности и других обучающихся.

Детские школы искусств создают благоприятную атмосферу для реализации исследовательских и творческих возможностей обучающихся в комплексе. Многие из обучающихся имеют возможность не только создать исследовательский проект, но и практически проиллюстрировать его собственным исполнением произведения искусства, о котором идёт речь. Так, например, в фестивале исследовательских и творческих работ молодёжи «Меня оценят в XXI веке» в октябре 2011 года, обучающейся школы Ольгой Козловой была представлена работа «Космическое мышление в творчестве композиторов разных эпох», которую она успешно проиллюстрировала музыкальными примерами, одним из которых был совсем неизвестный романс Чижевского «Луна и море». А так как 2011 год – год Космоса, жюри конкурса была отмечена актуальность данного произведения, а также разносторонняя развитость и яркость выступления обучающейся нашей школы.

Исследовательская деятельность уже сама по себе является мощным развивающим инструментом. А в комплексе с другими образовательными факторами, такими как прочно сформированные учебные навыки, креативное мышление, она способствует развитию творческой гармоничной личности обучающегося.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *