научная работа на тему здоровый образ жизни
Исследовательская работа «Здоровый образ жизни»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Гремучинская школа №19»,
Красноярский край, Богучанский район, п.Гремучий
Почему необходимо вести здоровый образ жизни?
МКОУ «Гремучинская школа №19»
Дана Васильевна Ковенкова
учитель физической культуры
МКОУ «Гремучинская школа №19»
Ольга Владимировна Чалюк
Мой здоровый образ жизни………………………………………. 4
Исследовательская работа. 5
Результаты анкетирования………………………….……………. 6-7
Тема моей исследовательской работы: «Почему необходимо вести здоровый образ жизни?»
Я хотела заинтересовать ребят изучением этого вопроса и показать им, что человеку важно быть абсолютно здоровым, чтобы добиться успехов в жизни.
Гипотеза. Я предполагаю, что здоровый образ жизни помогает ребенку становиться сильнее, успешнее и счастливее
Целью моей работы является разъяснение здорового образа жизни одноклассникам.
Рассказать о своем режиме дня
Привести примеры из жизни
Исследовать отношение детей к здоровому образу жизни
Метод наблюдения и сравнения
МОЙ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Когда я росла, я часто болела в дошкольном возрасте, иногда даже не посещала из-за этого детский сад. Потом пошла в первый класс и тоже часто болела, пока не пришла на спортивную секцию «Азбука здоровья».
Мне рассказали о здоровой, полезной пище, научили правильно питаться, вести здоровый образ жизни. Это помогло мне справиться с моими заболеваниями, я придерживаюсь рекомендаций до сих пор. Мне нравится питание без консервантов и красителей и игры на свежем воздухе, а также занятия в спортивной секции.
Знакомьтесь, мой распорядок труда и отдыха (приложение 1)
Я сама составила режим дня и старательно его соблюдаю
По утрам делаю зарядку
На завтрак ем овсяную кашу
Я не ем чипсы, «кириешки» и другую «вредную» пищу
Я занимаюсь в танцевальном кружке, играю в подвижные игры, катаюсь на лыжах, коньках,
Каждый вечер занимаюсь на дворовой площадке,
Исполняю творческие роли
Некоторые мои одноклассники тоже часто болеют и пропускают из-за этого занятия. Я решила выяснить, связано ли это с их питанием, занятиями физической культурой и отдыхом. (1)
Я провела опрос. (Приложение 2)
Мне захотелось провести исследование, знают ли они, что такое правильное питание, соблюдение режима дня; как проводят свободное время ученики нашей школы.
Мы с учителем разработали вопросы, которые помогли мне узнать, какой здоровый образ жизни ведут школьники, и знают ли они, что это такое? Вопросы я составляла на основе собственного опыта питания и проведения свободного времени. Я опросила своих одноклассников, учеников 2 и 5 классов, чтобы выяснить, изменяется ли отношение к этому вопросу в разном возрасте. Обрабатывать анкеты мне помогала учительница.
Различные методы исследования позволили сделать следующие выводы:
Таким образом, я выяснила, что не все ученики правильно понимают, что такое здоровый образ жизни.
Касаткин В. Н., Щеплягина, Л. А. Здоровье: учеб.-метод. пособие для учителей 1-11 кл.- Ярославль: Арес-пресс, 2002.
Если человек дышит чистым воздухом, правильно организует труд и отдых, занимается спортом, правильно питается, если у него нет вредных привычек, то такого человека можно назвать кузнецом собственного здоровья.
Каждый из нас еще сам себе и доктор. Мы знаем о себе всё: сколько часов сна делает нас бодрым, какую пищу не принимает наш организм, какие привычки губят наше здоровье.
Быть здоровым – это значит, с самого раннего детства научиться вести здоровый образ жизни, который включает в себя: режим дня, достаточный отдых, здоровый сон (9-10 часов), систематические физкультурные занятия, закаливание, физический труд, соблюдение правил личной гигиены, отсутствие вредных привычек, правильное питание.
Не всегда мы питаемся так, как требует наш организм. Одному хочется целый день есть только шоколадки, другой всё время что-то жуёт, а во время обеда капризничает: «Это – не буду, это не хочу!»
Неправильное питание плохо влияет на здоровье.
В ходе исследовательской работы «Почему необходимо вести здоровый образ жизни?», я справилась с поставленными задачами:
Рассказала ребятам о своем режиме дня;
Привела примеры из жизни;
Исследовала отношение детей к здоровому образу жизни.
Моя гипотеза подтвердилась. Здоровый образ жизни помогает ребенку становиться сильнее, успешнее, счастливее.
Для того чтобы прожить дольше, нужно запомнить следующие правила:
Живите в определенном режиме труда и отдыха.
Начинайте день с утренней зарядки.
Не становитесь рабами телевидения и компьютеров.
Занимайтесь физическими упражнениями, больше гуляйте на свежем воздухе.
Цель моей исследовательской работы достигнута. Я смогла объяснить ребятам, что здоровым быть модно.
Я мечтаю стать врачом, чтобы продолжить заниматься вопросами сохранения здоровья.
Приложение 2
Социологический опрос
Анкета «Здоровый образ жизни»
Делаете ли вы утром зарядку?
Едите ли вы чипсы или «кириешки»? Если да, то сколько раз в неделю?
Знаете ли вы, что это вредная пища?
Занимаетесь ли в спортивных кружках? Если да, то в каких?
Соблюдаете режим дня?
Что из перечисленных напитков вы чаще пьёте: пепси, сок, компот, лимонад?
Курят ли взрослые в вашем присутствии?
Едите ли вы утром перед уходом в школу?
Чистите ли вы зубы:
а) только утром б) утром и вечером в) вечером г) редко
Сколько раз в неделю вы едите овощи и фрукты?
Как вы проводите свободное время:
а) смотрите телевизор
б) играете на компьютере
в) играете на улице?
12. Напишите несколько предложений о том, что такое здоровый
Научная работа на тему «Здоровый образ жизни»
Воспитание здорового образа жизни.
ГБПОУ «Курганский технологический колледж»
Научный руководитель: Т.Г. Иксанова, преподаватель
Человек есть «храм здоровья и красоты»
Физическая культура и спорт всегда рассматривались и ценились в нашем обществе достаточно высоко. В настоящее время, когда наша страна переживает серьезный социально-демографический кризис, когда российский народ вырождается, когда смертность превышает рождаемость, проблемы формирования ЗОЖ россиян становятся сверх актуальными.
Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические данные:
Физиологически здоровыми рождается не более 14% детей.
Только 8-10% выпускников школ можно действительно считать здоровыми.
— умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности;
— владел знаниями, умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;
— постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;
— самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье.
В работе по формированию ЗОЖ обучающихся обязательно нужно учитывать возрастные особенности, уровень их психического, физического развития. Работа по пропаганде здорового образа жизни в ГБПОУ «КТК» направлена на проведение различных мероприятий, таких как молодежные форумы, лектории и кинолектории, смотры-конкурсы сочинений, эссе, рефератов, видеофильмов, мультимедийных презентаций, конкурсы стенной печати, плакатов, туристические слеты и встречи с медицинскими работниками. Здоровый образ жизни – комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. В рамках факультативных часов мы проводим «Дни здоровья», массовые походы на каток, вылазки на лыжах.
Необходимо весь огромный потенциал физической культуры и спорта в «полной мере использовать на благо процветания России. Это наименее затратные и наиболее эффективные средства форсированного морального и физического оздоровления нации».
В жизни современного общества особо остро стали проблемы, связанные с табакокурением, наркоманией и алкоголем. Особенно большое распространение эти вредные привычки получили в среде молодёжи. Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности.
Анкетирование среди студентов нового набора показало, что курят 34% опрошенных, в том числе 27% девушек. После проведенных мероприятий по пропаганде ЗОЖ и повторного анкетирования на 5% курильщиков стало меньше.
Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность стать долгожителем.
Обучающиеся ГБПОУ «КТК» проходили диспансеризацию на базе медицинского центра. Обследуемым были даны индивидуальные рекомендации:
сделать сбалансированной систему питания – 19%;
укреплять сердечную мышцу- 23%;
заняться спортом – 58%.
После беседы с обучающимися через год после обследования выяснилось, что только 7% опрошенных придерживаются и 24% стараются выполнять советы врачей. Данные исследования показывают, что на занятиях физической культуры необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих мероприятий.
Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.
В целях экологического воспитания молодежи, осознания молодыми людьми исключительной важности проблемы чистой воды, необходимости бережно относиться к воде как к драгоценному дару природы России в колледже проводились классные часы, беседы про «Чистую воду», демонстрации видеофильмов, конференции по вопросам экологических проблем.
Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Здоровье зависит от множества факторов. Человек, ведущий нездоровый образ жизни, подрывает свое здоровье, обрекает себя на страдания и мучения, преждевременную старость и безрадостную жизнь.
С целью воспитания здорового образа жизни я настоятельно рекомендую обучающимся:
— являться на учебные занятия полностью отдохнувшими. Ежедневная утренняя физзарядка поможет вам быть в хорошей физической форме;
-быть активными на учебных занятиях. Пассивное пребывание (присутствие во имя «галочки»)- враг успехов;
Занятое время обучающихся не должно быть бесконечно продолжительным. Наоборот, задача состоит в том, чтобы все жизненно важные и неотложные задачи и проблемы выполнялись в разумно-сжатые сроки, чтобы обучающийся выкраивал для себя несколько часов свободного времени.
Таковы основные слагаемые здоровья. Помните: здоровый образ жизни позволяет в значительной мере раскрыть те ценные качества личности, которые столь необходимы в условиях современного динамического развития. Это высокая умственная и физическая работоспособность, социальная активность, творческое долголетие. Сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общественному достоянию должно стать нормой жизни и поведения всех людей. Повсеместное утверждение здорового образа жизни – дело общегосударственной значимости, всенародное, и в то же время оно касается каждого из нас.
Таким образом, в основе воспитания здорового образа жизни обучающихся лежит «система здоровья», и она, на мой взгляд, состоит из нескольких компонентов:
1. Комплекс оздоровительных, профилактических, лечебных мероприятий;
2. Работа над осознанным саморазвитием обучающихся;
3. Деятельность по созданию необходимых условий для самопознания, самореализации каждого участника этой системы.
Исследовательская работа на тему: «Я за Здоровый образ жизни»
Российское движение школьников 23-го Международный фестиваля
«Детство без границ»
Тема: «Я за Здоровый образ жизни»
Предметное направление: «Я выбираю здоровый образ жизни»
Хайрудинов Гаджи Шамилевич,
МБОУ «НОВОГАГАТЛИНСКАЯ СОШ»
368035, с.Новогагатли, Хасавюртовский район, РД
Хизриева Альбина Расуловна
МБОУ «НОВОГАГАТЛИНСКАЯ СОШ»
С. НОВОГАГАТЛИ, ХАСАВЮРТОВСКИЙ РАЙОН
1. Понятие «Здорового образа жизни»………………………..…………..…..4
2. Является ли спорт и правильное питание частью «Здорового образа жизни»…………………………………………………………………..………4
3. Отношение учащихся к спорту……………………………………………….6
4. Занятость учащихся в спортивных секциях и кружках…….……………….7
5. Правильное питание как основа ЗОЖ…………………………………. …..9
Список использованной литературы…………. 14
Актуальность: Формирование Здорового образа жизни является актуально темой для любого человека, будь то взрослый или ребенок, школьник или студент.
Объект : Здоровый образ жизни.
Предмет : Взаимосвязь спорта, правильного питания и Здорового образа жизни.
Проблема : Можно ли с помощью физической активности и правильного питания повысить качество обучения и самочувствия.
Гипотеза: Если все учащиеся будут больше заниматься спортом, соблюдать правильный режим питания, то это в целом повысит качество успеваемости и взаимопонимания в школе.
Методы исследования: Изучение литературы, наблюдение, анкетирование.
Тема исследования: «Я за Здоровый образ жизни!»
Цель: Выявить влияние Здорового образа жизни на успеваемость и самочувствие учащихся.
1) Раскрыть понятие Здорового образа жизни.
3) Изучить отношение учащихся к еде и спорту.
4) Выяснить и проанализировать занятость учащихся в спортивных секциях и кружках.
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Для того, чтобы быть полноценным членом общества, чтобы приносить людям пользу, чтобы быть счастливым, иметь силы и желание для реализации своих планов, нужно, прежде всего быть здоровым.
В основе здоровья человека, физического, психического и нравственного, лежит здоровый образ жизни. В последнее время это тренд, аббревиатура ЗОЖ всем знакома и чрезвычайно популярна.
Объединив все эти многочисленные понятия и термины, можно сказать, что в целом, здоровый образ жизни включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий, который обеспечивает укрепление физического и морального здоровья человека. Здоровье человека более чем на 50% определяется его образом жизни.
Современный ритм человеческой жизни очень не прост. Множество проблем присуще каждому человеку: учеба, работа, стрессы. Все это не дает возможности расслабиться и восстановить силы. Положение усугубляется плохой экологией, некачественными продуктами, вредным излучение от разнообразной техники и многими другими факторами. Как же можно решить эту проблему?
Поэтому я задался целью, написать Исследовательскую работу для учащихся нашей школы, для моих сверстников и товарищей.
Я надеюсь, что данная работа станет действительно полезной не только для молодого поколения, но и для людей, которые еще не выбрали свой путь.
1. Понятие «Здорового образа жизни».
•физическая активность ( занятие спортом, ходьба, плавание, прогулки на свежем воздухе и т.д. ),
•правильное полноценное рациональное питание ( больше овощей и фруктов, меньше жареного, копченого, соленого, острого, мучного и сладкого ) и питьевой режим,
•полноценный отдых, здоровый крепкий сон,
•соблюдение правил личной гигиены,
•отказ от вредных привычек,
•закаливание, укрепление иммунитета,
Соблюдая их, мы сохраним свое здоровье на долгие годы!
Именно поэтому необходимо рано приучать себя к Здоровому образу жизни, прямо со школьной скамьи. Почему в это время? Как раз в школьные годы начинает формироваться наш образ жизни, который потом в дальнейшем изменить будет крайне трудно.
В данный момент проблема внедрения ЗОЖ в жизнь стоит весьма остро. Перед государством стоит острая необходимость в здоровых и сильных жителях, способных к жизни, созданию семьи и общественной деятельности.
2. Является ли спорт и правильное питание частью «Здорового образа жизни».
Конечно, мы прекрасно понимаем, что понятие «Здорового образа жизни» это целая система взаимосвязанных компонентов, которые дополняют друг друга.
Но необходимо, выяснить входит ли занятие спортом в эти компоненты и насколько важно влияние движения и спорта на наше здоровье.
Для этого мы рассмотрим Элементы «ЗОЖ».
Вот некоторые из них:
• воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
• окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
• отказ от вредных привычек;
• движения: физически активная жизнь,
• гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
Как мы видим движение или спорт, является одним из элементов » Здорового образа жизни» и является таким же важным действием, как и питание, окружающая нас среда, гигиена, отказ от вредных привычек.
Добавим еще несколько Элементов ЗОЖ, являющихся дополнением к основным:
• эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;
• интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
• духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.
Занятие спортом входит в один из важных факторов, оценивающимся в 60%.
Это с точностью позволяет, сказать, что спорт является частью «Здорового образа жизни»
На основе обработанной и изученной информации, я составил несколько правил для учащихся, которые помогут им легко и весело соблюдать «Здоровый образ жизни».
1 совет: разгадывая кроссворды и сконворды, производит подсчеты в уме, этим мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.
2 совет: не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало.
3 совет: чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь.
4 совет: спать лучше в прохладной комнате (при температуре 17-18 градусов), это способствует сохранению здоровья и хорошее настроение.
5 совет: периодически балуйте себя. Несмотря на рекомендации, касательно здорового образа жизни, иногда позволяйте себе вкусненькое.
Чтобы выяснить, как относятся учащиеся нашей школы к занятиям спортом, я провел анкетирование учащихся.
Для анкетирования были выбраны не сложные вопросы, требующие четкого короткого ответа «Да» или «Нет». Заполнение анкеты производилось анонимно, чтобы позволить учащимся давать точный и наиболее честный ответ.
«Мотивация учащихся к занятиям спортом»
Инструкция: Анкета заполняется анонимно. Рядом с высказыванием запиши четкий и наиболее честный ответ «Да» или «Нет».
1. Я всегда нахожу возможность заниматься физкультурой, потому что движение доставляет мне радость.
2. Я получаю удовольствие от занятий физкультурой и спортом.
3. Во время занятий спортом у меня портится настроение, я становлюсь раздражительным.
4. Во время каникул мне нравится много двигаться и заниматься физическими упражнениями.
5. Мне не нравится заниматься физическими упражнениями, они слишком тяжелые, занимают много времени.
6. Мне приходится ходить на уроки физической культуры, чтобы получить оценку.
7. Я всегда с нетерпением жду уроков физической культуры, потому что они укрепляют мое здоровье.
8. Чтобы занятия физкультурой и спортом не прерывались во время каникул, меня обязательно должен кто-то контролировать.
10. Мне нравится физкультурно-спортивные праздники и соревнования, связанные с борьбой и соперничеством.
Результаты анкетирования классов оказались весьма схожими. Большая часть учащихся положительно относится к занятиям спортом и физическими упражнениями.
4. Занятость учащихся в спортивных секциях и кружках.
Следующий вопрос, который нас заинтересовал, сколько же учащихся посещают спортивные секции или кружки. Для этого я использовал уже знакомый метод анкетирования.
В анкетировании принимали участие учащиеся 3 класса Хасавюртовского района, села Новогагатли.
«Посещаемость спортивных секций»
Инструкция: Анкета заполняется анонимно. Рядом с вопросом запиши четкий и наиболее честный ответ.
1. Ты посещаешь какую-либо спортивную секцию?
2. Если ты ответил «Да», то напиши название и вид спорта посещаемой секции.
3. Если ты ответил «Нет», то напиши причины по которым ты не посещаешь спортивные секции.
4. Тебе нравятся занятия спортом?
5. Почему тебе это нравится (не нравится)?
6. Назови причины, по которым ты не посещаешь спортивные секции или кружки.
Результаты данной анкеты, оказались весьма положительными. Так как, к нам с детства привита любовь к спорту и отношение большинства учащихся к спорту положительно, именно поэтому посещают спортивные секции и кружки, гораздо большое количество учащихся. Но конечно их могло быть гораздо больше, почему же желаемое не соответствует действительности
Можно сказать, что низкие показатели посещаемости обусловлены условиями жизни, которое предпочитает современное общество.
Проанализировав, все данные анкетирования учащихся я пришел к следующим выводам:
-Большинство опрошенных положительно относятся к занятиям спортом и физическим нагрузкам.
-Не всегда наши желания соответствуют возможностям.
5. Правильное питание как основа ЗОЖ
Анкетирование проводилось с целью определения индивидуального стиля жизни учащихся в вопросах питания и их отношения к формированию и приобретению основ здорового образа жизни.
1. Где вы обычно первый раз принимаете пищу –
2. Присутствие первых блюд в вашем ежедневном меню –
г) стараюсь не есть первое.
а) в определенные часы;
б) почти всегда в одно время,
в) за исключением каких-либо экстраординарных случаев,
4. Перерыв (имеется в виду ночной) между последним и первым приемом пищи –
а) примерно 12 часов,
5. Я ужинаю не позже –
6. Перед сном я могу –
б) легко перекусить,
в) что-нибудь попить,
г) ничего не есть обычно.
7. Я предпочитаю блюда –
8. Между основными приемами пищи я люблю перекусить –
б) бутербродом с чем-нибудь существенным,
9. Мама считает, что у меня аппетит –
10. Я ем свежие овощи, ягоды и фрукты –
а) ежедневно сколько хочу;
б) каждый день, но меньше, чем хотелось бы;
11. Я ем сладкие кондитерские изделия –
а) ежедневно сколько хочу;
б) каждый день, но меньше, чем хотелось бы;
12. В школьной столовой готовят –
13. Есть ли среди ваших родителей или ближайших родственников люди, страдающие заболеваниями желудочно-кишечного тракта? –
Анализ данных анкеты 1 показал, ответы учеников в 20% исследованных случаев характеризуются низким уровнем соответствия ЗОЖ, в 50% – средним уровнем соответствия и в 30% – высоким.
Таким образом, из числа нарушений рационального питания школьников чаще всего встречается избыточное потребление сладкого и несоблюдение режима питания.
В экспериментальной группе полезными продуктами считают:
— фрукты и овощи – 100% анкетируемых,
— молочные продукты – 30%,
— отварная и запеченная рыба – 30%,
— чипсы – 70% анкетируемых,
— сладкую газировку – 30%,
— пакетированные сухарики – 50%,
– что отвечает современным представлениям о здоровой пище.
Мною были предложены следующие способы укрепления иммунитета:
1. Правильное питание
2. Витамины и минералы
3. Пробиотики (лук, чеснок, лимон)
4. Закаливание организма
5. природные средства ( травяные чаи)
6. Активный образ жизни
8. Борьба с дисбактериозом
Каждый из нас должен стремиться к здоровому образу жизни. Это важно сейчас и это важно в долгосрочной перспективе. На основе этого мною были собраны следующие рекомендации для ЗОЖ: (приложение на стр. 16)
1) Ежедневная физическая активность. Она важна для детей, она важна для взрослых, которые должны не только поощрять детей, но и служить примером. Рекомендовано ежедневно хотя бы 60 минут в день посвящать физическим упражнениям.
3) Фрукты и овощи особенно важны для детей: содержащиеся в них витамины и минералы помогают детям расти и развиваться, повышает их жизнеспособность и снижают риск многих хронических заболеваний.
4) Не проводить более двух часов в день ни перед какими «экранами», будь то телевизор, компьютер, планшет и т.д.
5) Стараться исключить из своего рациона разного рода перекусы нездоровой пищей, к которой относят чипсы, кукурузные палочки, сухарики и т.д. Эту еду желательно заменять фруктами, орехами, салатами.
Проблема здоровья учащихся является одним из приоритетных направлений развития образовательной системы современной школы. Изучение особенностей питания современных школьников и их отношения к основам здорового образа жизни и рациональному питанию как его неотъемлемой части является актуальным, так как несет важную информацию для работников общеобразовательных учебных заведений, родителей и учителей.
2. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В.В. Марков. – Москва: «Академия», 2001. – 320 с.