natura siberica что это
Natura Siberica
◷ Время чтения: 4 мин.
Natura Siberica («Натура Сиберика») — российский косметический бренд, известный далеко за пределами РФ благодаря натуральной и органической косметике. История компании берет свое начало в 2008 году. У ее истоков стоит российский предприниматель Андрей Трубников, генеральный директор компании ООО «Первое Решение».
Основатель компании Natura Siberica Андрей Трубников
Первый фирменный магазин «Натура Сиберика» открылся в Москве в 2012 году. Коммерческий успех компании был предрешен. Продукция сразу же нашла своих потребителей, которые высоко оценили ее целебные свойства. Этот год стал для ТМ знаменательным — были получены две международные награды. Первая досталась за лучший натуральный продукт на профессиональной косметической выставке Cosmoprof в Италии, вторая — за лучший продукт по уходу за лицом на крупнейшей выставке парфюмерии и косметики в мире Cosmeeting в Париже.
В гармонии с природой
Продукция Natura Siberica производится на основе натуральных компонентов, собранных на девственных землях Сибири. С 2013 года дикорастущие сибирские травы и растения собираются вручную на территории Хакассии. Этот дикий край, куда не ступала нога человека, впечатляет изобилием экологически чистых ресурсов, из которых создаются высококачественные препараты, способные дать форму косметике премиум класса. Именно здесь предприятие основало первую сертифицированную по европейскому закону об органическом земледелии ферму.
В этом же году открылся первый бутик профессиональной косметики за рубежом. Международная экспансия началась с Японии. С 2015 года продукция «Натура Сиберика» продается во Франции, Англии и Дании.
Компания делает все возможное для восстановления флоры, которая стоит на грани исчезновения. Предприятие занимается благотворительностью и финансированием различных проектов, нацеленных на сохранение окружающей среды.
«Натура Сиберика» сегодня
На данный момент Natura Siberica располагает четырьмя органическими усадьбами на территории РФ, общая площадь которых составляет приблизительно 51 гектар. Целебные растения собираются на фермах, расположенных в Хакасии, на Камчатке, Сахалине и Курильском острове Кунашир.
Натуральные косметические средства по уходу за лицом, телом и волосами одноименной марки представлены в более чем 45 странах мира. Только в пределах страны функционирует около сорока монобрендовых магазинов.
В 2017 году британская ежедневная газета The Times включила шампунь «Натура Сиберика» в пятерку лучших натуральных средств по уходу за волосами. Не менее тепло приняли российскую косметику и за океаном. Вот, что говорит об одноименном бренде известный американский таблоид The New York Times: «Natura Siberica — это редкое пятно, которое ярко выделяется на фоне застывшей экономики России».
Каждый ингредиент, содержащийся в составе натуральной косметики «Натура Сиберика», подвергается тщательному лабораторному анализу, чтобы покупатели могли получить исключительно полезные и эффективные косметические препараты. Систематически проводятся исследовательские экспедиции, направленные на поиск доныне неизвестных целебных компонентов. Каждый поход — это новые знания, помогающие сделать продукцию еще лучше.
Лаборатория Natura Siberic
В распоряжении предприятия самые передовые технологии, позволяющие не только сохранить, но и приумножить целебные свойства уникальных дикорастущих трав и ягод. На всех этапах производства осуществляется пристальный контроль со стороны Института Этической Сертификации ICEA.
Продукция «Натура Сиберика» соответствует европейским стандартам качества, на что указывают соответствующие сертификаты (ECOCERT, COSMOS STANDARD, BDIH).
Всего за 10 лет своего существования одноименная торговая марка удостоилась более 25 престижных европейских и российских наград.
Ассортимент «Натура Сиберика»
Ассортимент представлен многочисленными сериями, которые призваны подарить красоту и молодость. Продукция делится на 6 основных групп:
Косметика «Натура Сиберика» может быть антибактериальной, антицеллюлитной, антивозрастной, восстанавливающей, лечебной, питательной, увлажняющей, противовоспалительной, тонизирующей, успокаивающей, защищающей.
Разработана специальная серия шампуней для блеска, объема, роста и выпрямления волос, от перхоти и защиты окрашенных волос. Защитить кожу от УФ-излучения помогут солнцезащитные масла, снять косметику — средства для демакияжа, убрать «апельсиновую корку» — антицеллюлитные средства и товары для похудения. Кремы для лица позволят избавиться от морщин и побороть возрастные изменения кожи.
Косметика «Натура Сиберика»
Кроме того, производится линейка эксклюзивных товаров, к которой относятся парфюмерия, ароматные освежители воздуха, пенящиеся масла для ванны, гели и крема для лица и тела, высушенные лекарственные растения, упакованные в оригинальные стеклянные баночки. Также под ТМ «Натура Сиберика» выпускаются стильные чехлы на IPhone, поверх которых нанесены яркие этнические орнаменты.
Natura Siberica: что происходит, кто виноват и что делать?
Последние полгода вокруг Natura Siberica происходят события, которые могли бы лечь в основу гангстерского бизнес-боевика. За несколько недель ситуация обострилась настолько, что в сети появился хэштег Я/МыNaturaSiberica. Разбираемся, в чём дело.
Natura Siberica — российский косметический бренд, созданный бизнесменом Андреем Трубниковым в 2008 году (после успешного запуска «Бабушки Агафьи»). Ставка была сделана на натуральные ингредиенты, собственное производство, собственные фермы по выращиванию сибирских трав и других растений. (В 2018 году мы даже съездили в Хакасию, где находится одна из таких ферм.) К 2019 году продукция Natura Siberica продавалась более чем в 70 странах мира, включая Францию, Великобританию, Германию и ЮАР. В 2020 году, во время пандемии, Трубников уволил 30% сотрудников, ему также пришлось закрыть часть магазинов.
7 января 2021 года Андрей Трубников внезапно скончался, не оставив завещания.
Еще немного предыстории
По данным The Bell, у Андрея Трубникова четыре наследника: сын и дочь от первого брака с Ириной Трубниковой, дочь от второго брака и третья жена Анастасия. С последней Трубников был в процессе развода, но ЗАГС не успел удовлетворить заявление. По условиям брачного контракта Анастасия получила бы меньше, чем может получить сейчас. Недавно она подала иски с просьбой признать своих детей (не детей Андрея Трубникова) наследниками.
После смерти Трубникова его родственники не смогли поделить доли наследства и договориться, кто будет управлять Natura Siberica, пока не решён наследственный вопрос. Ирина Трубникова с детьми и вторая жена Оксана (действует в интересах несовершеннолетней дочери) выступили за назначение доверительным управляющим самой Ирины. Она является соучредителем и крупнейшим акционером компании, ей принадлежит около 40% бизнеса. Однако третья жена Анастасия не поддержала кандидатуру Ирины, она голосовала за себя.
Так как наследники не пришли к единому решению, нотариус самостоятельно выбрала доверительного управляющего — временного независимого руководителя, который должен обеспечить сохранность активов. Им стал Борис Любошиц.
Позже Любошиц рассказал изданию The Bell, что менеджмент под руководством Ирины Трубниковой блокировал управление компанией. В июле нотариус выбрала нового управляющего — Григория Жданова.
Дальше — по цепочке: управляющий назначил генерального директора (Дмитрий Ганзер), директор – президента (Сергей Буйлов). Кстати, такой должности в компании раньше не было.
Я/МЫ Natura Siberica?
Неделю назад сотрудники Natura Siberica опубликовали открытое обращение, в котором говорится, что действия нового руководства похожи на рейдерский захват.
Некоторые сотрудники не могут попасть в офис. Аннулированы пропуска бухгалтеров, руководителям многих направлений (в том числе руководителя службы безопасности), а также самой Ирины Трубниковой. Тем, кто на удалёнке, отключили удалённый доступ к компьютеру.
«Управляющий должен следить, чтобы положение компании не ухудшилось. А они отключили нас от баз и от компьютеров, заблокировали работу офиса, нескольких магазинов и спа-салона. Мы потеряли выручку. Разве это можно называть словами «развивать» и «поддерживать»?» – недоумевает Ирина Трубникова.
На этажах стоят люди в чёрном и не пускают работников в кабинеты. На вопрос, кто вы и что вы тут делаете, отвечают: «Охраняем вас». Без пояснений, от кого.
На что нынешний президент компании, Сергей Буйлов, заявил Forbes: «Это никакие не бойцы, даже на видео в интернете видно«. Менеджмент препятствовал законному доступу к документам и другой информации о происходящем, поэтому ему пришлось пригласить внешних помощников, чтобы посмотреть бумаги.
Неизвестные лица выносят из здания чемоданы. Сотрудники предполагают, что внутри документы. Буйлов это отрицает: «Вы когда-нибудь видели, чтобы бумаги возили в ударопрочных пластиковых кейсах? Я — только в фильмах бондианы. Запечатленные на видео сотрудники — IT-специалисты, которые помогали разблокировать системы компании. Тот же 1С, например. В кейсах – оборудование».
В письме сотрудники Natura Siberica заявляют о несогласии с назначением на пост президента Сергея Буйлова и об отказе работать под его руководством. Они хотят придать огласку происходящему и просят максимальный репост.
Буйлов тоже не молчит.
«Хочу снизить градус конспирологии вокруг происходящего. Президент или генеральный директор не имеют полномочий по распоряжению активом. Я лишь управляю текущими операционными процессами и слежу, чтобы актив не растащили по частям до даты распределения наследственной массы. Это стандартные процессы, как бы нестандартно их не «представляла» сегодня одна из сторон.» – рассказывает он Lenta.ru.
За последние дни 57 сотрудников Natura Siberica подали заявление об увольнении, в том числе отдел технологов, который ушёл в полном составе вместе с директором Александром Стукалиным (работал с Трубниковым с момента основания компании).
Всего в офисе компании не хватает 60% сотрудников.
Интернет-баттл
Ирина Трубникова дала интервью «Дождю», Тине Канделаки, Vogue, The Bell. Президент Natura Siberica Сергей Буйлов дал комментарии Lenta.ru, Forbes, «РБК» и — опять же — Vogue.
Ирина: «Я расцениваю это как рейдерский захват. И буду продолжать считать это захватом и защищать компанию всеми законными способами«.
Сергей: «Новому руководству незаконно отказывали в доступе в офис, в доступе к документам, к любой информации о состоянии дел в компании. Кто здесь рейдеры после этого?»
Ирина: «У меня, моего сына, ключевых сотрудников компании аннулировали пропуска».
Сергей: «Массовой блокировки пропусков не было, сотрудники могут беспрепятственно проходить на свои рабочие места. По интернету ходит служебная записка о блокировке пропусков, но — это важно, — в ночное время. Да, я действительно дал указание о блокировке пропусков в ночное время, потому что по-другому пресечь вывоз техники и документов, составляющих служебную или коммерческую тайну, невозможно».
Ирина: «У нашего айтишника требовали сдать пароли, в результате ему стало плохо и пришлось вызвать скорую».
Сергей: «Забастовка началась задолго до моего появления или прихода гендиректора. Внезапно несколько ключевых подразделений берут и в полном составе уходят в отпуск. Без преувеличений. Сейчас у нас оформлено 137 отпусков. Суммарно сотрудники, в том числе те, кто отвечает за критически важные бизнес-процессы, взяли и ушли в отпуск на 2692 дня. Как предыдущий менеджмент допустил такую очевидную управленческую ошибку — пока не ясно, но с точки зрения бизнес-логики это объяснить невозможно.
По поводу видео, где сотрудники не могут войти в IT-системы. Служба IT находится в отпуске в полном составе. Чтобы возобновить работу систем, я приказал эти системы перезапустить и сбросить пароли. Восстановили работоспособность, выдали новые пароли и работаем дальше».
Ирина: «Кто инициатор происходящего, кто бы этого хотел? Я думаю, Анастасия, третья жена Андрея Вадимовича. Наследственное дело открывала Анастасия. Нотариуса выбирала Анастасия. Про репутацию этого нотариуса мы прочитали».
Сергей: «Такое впечатление, что никакой менеджмент не устроит Ирину Юрьевну, кроме самой Ирины Юрьевны. Могу ее понять по-человечески, но не готов с этим согласиться профессионально. Я также понимаю, что кто-то очень постарался, чтобы накрутить сотрудников. Но люди поймут, кто пытается сохранять и развивать компанию, а кто — под светом софитов и на видеокамеры ее разрушать.
Ирина Юрьевна, безусловно, профессионал. Она справилась бы с работой доверительного управляющего, на роль которого она так активно себя продвигала. Но, к сожалению, это невозможно из-за конфликта интересов. Она акционер компании и де-факто руководитель, а ее сын — участник наследственного дела. Когда решения принимает тот же человек, который контролирует их правильность и беспристрастность, ничего хорошего не получается. Ирина Юрьевна — заинтересованное лицо, поэтому, конечно, странно ожидать, что все наследники могут ее согласовать как независимую и равноудаленную кандидатуру. Так как она — не независимая и не равноудаленная кандидатура».
Разобраться, что именно случилось — то ли работники пришли в офис и обнаружили, что их не пускают, то ли управленцы препятствуют сотрудникам, то ли некоторые сотрудники саботируют управленцев — невозможно. И, конечно, все пытаются действовать якобы «во благо Natura Siberica». Но какое уж тут благо.
Очевидно, что помимо делёжки имущества и сфер влияния, осуществляется раздел общественного мнения. Каждая сторона апеллирует к проницательности и эмоциям публики. Лайк, шер, репост.
Кто — Natura Siberica?
Попробуем отрешиться от эмоций, тем более, что они смешанные, и взглянуть на ситуацию непредвзято.
Очевидно, что речь идет о больших и очень больших деньгах. Когда речь заходит о стоимости компании, озвучиваются суммы от 100 до 500 миллионов евро. Однако сейчас всё имущество находится под арестом в связи с пожаром на Дмитровском заводе, который произошел 21 марта 2020 года. Размер исковых требований – более 5 млрд рублей. В связи с этим Ирина Трубникова говорит: «Неизвестно, что будут представлять собой наследственные доли: долг перед нашими оппонентами или что-то реальное? Пока непонятно, ради чего идет эта битва».
Скорее всего, сейчас пустующие места в офисе и топ-менеджменте займёт новая команда и на какое-то время производственный процесс наладится. Одновременно совладельцы компании будут оспаривать добросовестность действий доверительного управляющего, гендиректора и президента. Когда окончится наследственное дело, и наследники вступят в свои права, они решат, кому дальше руководить бизнесом.
Тогда Natura Siberica ждёт очередная смена руководства. И не исключено, что вернётся часть прежней команды. Не исключаем также, что другая часть прежней команды попытается создать новый бренд и повторить успех NS. Но cамое очевидное то, что пока идут междоусобные войны, страдает репутация, развитие и партнёрские отношения. Если корпоративный конфликт не добьет Natura Siberica, это может сделать рынок.
История Natura Siberica — главной российской марки косметики
Матрешек и конфеты с медведями давно потеснили футболки с полуголым Путиным, кириллица и Natura Siberica. «Афиша Daily» рассказывает, как бизнесмену из 1990-х удалось создать самый успешный бренд косметики в России. А также при чем здесь Starbucks, облепиха и жаба.
Crazy Russians
Кожа жабы-ага темно-бурая. Передние лапы короче задних. А из-под живота виднеется длинный и коричневый, как она сама, шнурок. Когда-то жаба жила в Центральной Америке, а может, и в Южной. Но она давно не греется на солнце и не охотится на тех, кто слабее. Из всех 500 видов жаб эта, засушенная, — пожалуй, самая известная. Уже восьмой год она покоится на груди у крупного, невысокого мужчины; вместе их снимали для «РБК», «Собаки», выпусков «Бизнес-секретов 2.0» и «Героев РБК».
Владелец жабы-ага тоже не обделен известностью. Его зовут Андрей Трубников, он генеральный директор компании «Первое решение», основатель бренда Natura Siberica и еще десятка косметических линеек. Трубникова часто называют безумцем. Он не против — на одной из стен в его офисе выведены баллончиком желтые буквы: «We crazy Russians». Дело не только в симпатии к бесхвостым земноводным — бизнесмен признается, что с детства любит лягушек и совершенно их не боится: «Всегда брал в руки самых мерзких, склизких жаб», — но и в подходе Трубникова к бизнесу.
Трубников родился в семье научных работников, но по их пути идти не хотел, предпочитая науке деньги. Под влиянием отчима ему все же пришлось поступить в МГИМО — там он провел 12 лет, параллельно работая дворником сначала во дворе своего дома, а потом и в университете. После затянувшегося обучения в МИД его не взяли, но приняли на таможню. Бизнес же мужчина начал с торговли импортным алкоголем.
Получившуюся жидкость назвали «Волшебницей» — по аналогии с Fairy-феей — и украсили изображением незнакомки из журнала. Начинающие бизнесмены сами мешали моющее средство, разливали его в бутылки и на «Москвиче» развозили по оптовым фирмам. Вопрос сбыта решили хитростью — пробирались к гендиректорам под видом клиентов (иначе охрана не пропускала) и предлагали купить у них бутылочки всего за пять рублей. «Волшебница» пользовалась спросом: вскоре к единственной лимонной отдушке прибавилось еще 18 вариантов и один фруктовый шампунь «Вернисаж».
За Россию обидно
В 2002 году Трубников продал свою долю в «Фратти НВ» за 200 тысяч долларов (на старте он вложил в компанию 5 тысяч долларов) и основал «Первое решение», 60% акций компании принадлежат ему, остальное — бывшей жене Ирине Трубниковой и сыну. Еще через год на место моющих средств пришли шампуни по рецептам бабушки Агафьи — дешевые, но натуральные.
На отрисовку портрета бабушки ушло полгода. Никто не верил в успех косметики с лицом пожилой женщины, говорили, что это противоречит принципам маркетинга, и отказывались выставлять продукт на полки. Но «Агафья» все-таки попала в магазины, и вслед за шампунями по рецептам сибирской травницы последовала целая косметическая линейка: гели для душа, крема для лица и тела, средства для бани, пены и соль для ванн. «Бабушкой» заинтересовался «Ашан», а за ним другие крупные ритейлы — «Магнит», «Азбука вкуса», косметическая сеть «Подружка», магазины X5 Retail Group. В 2016 году сибирячка окончательно перебралась в Москву — на Ленинском проспекте открылся Agafia Shop, где представлен полный ассортимент бренда (больше 500 артикулов).
Безумства Трубникова на этом не закончились: то ли сам, то ли с подачи нового сотрудника, технолога Александра Стукалина, бизнесмен пришел к мысли, что у евреев есть Мертвое море, у австралийцев — зеленый чай, а за Россию, торгующую одной нефтью и газом, с ее-то Сибирью и дикими травами, ему обидно. И в 2007 году выпустил пробную серию шампуней и кремов для лица с родиолой розовой (растение занесено в Красную книгу, законно добывать его можно только в Алтайском и Красноярском краях, Республике Тыва и Магаданской области) под новым брендом — Natura Siberica.
Фермерский суп
Здесь и далее фотографии органической фермы Natura Siberica в Хакассии
Одиннадцать лет назад органическая косметика не пользовалась такой популярностью, как сейчас, но новое «народное достояние» покупателям понравилось. И в 2008 году Трубников зарегистрировал под органику отдельное юрлицо — ООО «Натура Сиберика», 40% которого принадлежат его жене Ирине.
Про создание нового бренда Трубников рассказывает, как повар: «Мы руководствовались нашим обычным принципом «котла», как при варке супа: берешь морковку, кусок мяса, лук, петрушку и картошку. Кладешь в одну кастрюлю и варишь. Мы так и сделали. Взяли Starbucks, доктора Хаушку (немецкий бренд натуральной косметики Dr. Hauschka), немного сибирских трав, чуть-чуть Камчатки, щепотку Аляски, австралийские бренды Aʼkin и Jurlique, идею Мертвого моря — и сварили все в одной кастрюле. Варили три года на медленном огне. Получилась Natura Siberica».
Сначала сибирские травы, ягоды, орехи и другие растительные компоненты приобретали у местных жителей — в общинах представителей редких северных народностей, которые из поколения в поколение занимаются собирательством. Через несколько лет Трубников начал скупать земли под органические хозяйства. В 2013 году появилась первая ферма в селе Кирово Алтайского района (Хакасия), в 2015 году еще две — на Сахалине и Камчатке. Через два года компания взяла в аренду небольшой участок на Кунашире (Курильские острова).
Представители NS утверждают, что все фермы сертифицированы по Европейскому закону органического земледелия ассоциациями CERES (Немецкий стандарт сертифицирования. — Прим. ред.) и ICEA (Итальянский стандарт сертифицирования. — Прим. ред.) и работа на них ведется по строгим правилам, — например, при культивировании не используют химические удобрения, гербициды и пестициды; растения собирают только вручную (методом Wild Harvesting, который позволяет не наносить вред природе) и подвергают естественной сушке.
Помимо ферм, компания получает сырье для производства косметики с территорий дикого сбора в Хакасии (Таштыпский район), на Камчатке (Елизовское лесничество), Сахалине (Корсаковское лесничество) и Кунашире (Южнокурильское лесничество). При помощи сторонних компаний — в Туве, Забайкальском крае и на Алтае.
К работе привлекают представителей малых коренных народов Сибири и Дальнего Востока — это позволяет сохранить древние промысловые традиции и обеспечить местных жителей постоянным заработком. Так, в Хакасии NS сотрудничает с шорцами и хакасами, на Камчатке — с алеутами, эскимосами и эвенами, а на Сахалине — с нивхами. Кроме того, компания проводит сбор дикорастущих растений в Эстонии (Сааремаа, Куресаарский район), Шотландии (Алладель, Хайлендс), Румынии (Карпаты, Трансильвания) и через подрядчиков — на Фарерских островах.
После сбора и сушки все растения отправляют на Хакасскую ферму, где в 2015 году открылись производственный цех и лаборатория качества. Там из сырья производят экстракты, дистилляты и эфирные масла. В Эстонии, Шотландии и Румынии действуют собственные экстраторы, позволяющие получать необходимые для косметических средств компоненты на месте. После переработки ингредиенты отправляют на завод компании в подмосковный город Дмитров, где их соединяют с импортной основой. В месяц Дмитровский завод выпускает до 10 миллионов единиц продукции.
18 способов выжить в кризис
Хотя 70–80% ингредиентов импортируют из Европы, NS удается держать относительно низкие цены — они одинаковые во всех фирменных магазинах бренда, за исключением некоторых региональных точек. Самые доступные продукты — крем для рук или для ног из коллекции Natura Kamchatka — обойдутся в 109 рублей за полноразмерный тюбик. Самые дорогие — крем, скраб или густое мыло для тела из лимитированной коллекции Natura Siberica Exclusively for Amnis Spa, которая была создана вместе с отелем Four Seasons Moscow, — в 11 500 рублей.
По данным «Спарк-Интерфакс», выручка компании составила 2,66 миллиарда рублей в 2015 году и 3,073 миллиарда — в 2016 год. А прибыль — 528 и 429 миллионов рублей соответственно. Трубников признается, что импорт чуть не довел его до банкротства: во время декабрьского кризиса 2014 года поставщики постоянно повышали цены, и компании приходилось увеличивать стоимость продукции. В «черный вторник», когда курс евро превысил сто рублей, цены на косметику NS повысили вдвое (на следующий день их снова опустили).
Тогда же на рынке, по словам бизнесмена, появилось много брендов, которые предлагали липовую органику за копейки. На помощь пришла расширенная линейка «Бабушки Агафьи» с «кризисным» хитом — «Удивительным мылом Агафьи» — двухлитровая упаковка средства, которое можно использовать 18 способами (шампунь, гель для душа, средство для мытья посуды, ручной стирки, чистки хрусталя и штор). В 2014 и 2015 годах продажи сибирской травницы увеличились на 20%. «Первое решение» выпустило еще несколько дешевых линеек — серии «Секретов лучших здравниц», «1000 трав», «Доктор репейник» и «Доктор облепиха». Когда курс стабилизировался, псевдосоветское наследие «передохло».