национально этнические аспекты в любой сфере общественной жизни учитываются в рамках
НАЦИОНАЛЬНЫЕ (ЭТНИЧЕСКИЕ) АСПЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
Этнические проблемы всегда занимали особое место в истории России. В царской России представителей одних народов относили к инородцам, за другими не признавали права на самостоятельное существование их культуры и даже самоназвание, третьи были лишены возможности иметь свою письменность, свой язык, свою литературу.
В этом смысле решение национального вопроса в Советской России после 1917 года и в 20-х годах можно считать существенным сдвигом с точки зрения признания прав всех без исключения народов. Обнародованная 2 (15) ноября 1917 года «Декларация прав народов России» устанавливала свободное развитие, равенство и суверенность всех национальностей и народностей России. Некоторое время спустя Советское правительство в своем обращении «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» гарантировало им полную свободу устройства своей жизни. Эти акты принесли определенные плоды, создав условия для доверия между народами, что стало основой для решения ряда экономических и социальных проблем и в области национальных отношений. Были осуществлены меры по развитию национальных культур, созданию письменности многих национальных меньшинств. Интересным, но, к сожалению, утерянным было многообразие в решении национальной государственности и культурной автономии: вплоть до начала 30-х годов существовали не только республики и округа, но и национальные районы и даже волости (сельсоветы), многочисленные национально-культурные центры. Только в Новосибирске в 1919 году издавалось 17 газет на национальных языках, в том числе на венгерском, чешском, немецком, китайском.
В 90-е годы многие аналитики возложили вину за распад СССР, за этнические конфликты, взлет национализма и шовинизма на национальную политику, на создание национально-государственных (республики) и национально-территориальных (национальные области и округа) образований. Однако ссылка на опыт США и других стран несостоятельна – она олицетворяла «плавильный котел», в котором все прибывающие представители других наций подвергались ассимиляции и превращались в представителей такой нации, которой не знала история, – американской.
В условиях же России все народы имели свою историю, свою территорию, свой язык и культуру, многие из которых обладали тысячелетними традициями. Ошибка состояла не в том, что, по Конституции СССР 1936 года, была создана четырехчленная система национально-государственного строительства – союзная республика, автономная республика, автономная область и национальный округ, а в том, что по мере огромных индустриальных преобразований в стране в результате большой миграции и социальных перемещений была самым серьезным образом изменена этническая карта. И нужно было приводить изменения в соответствие с реальностью, закрепленной в законодательных актах, а не консервировать ее, откладывая решение на потом.
Кроме того, нужно было учитывать, что реальная совместная жизнь наций и народов была далеко не беспроблемной. Главная беда состояла в том, что противоречия, социальные болячки загонялись вглубь, скрывались. В отношении отдельных народов принимались произвольные решения, многие перспективные вопросы игнорировались или их решение имитировалось.
В национальной политике не учитывалась специфика национальных и межнациональных отношений, которая заключается в необходимости рассматривать их как своеобразные синтетические общественные отношения. Эта синтетичность проявляется в том, что, во-первых, они включают в себя отношения всех сфер общественной жизни – экономические, социальные, политические, духовные – и, во-вторых, одновременно предполагают их анализ как единства материального и идеального. Игнорирование такого подхода привело к тому, что болезненно заявили о себе стремления к национальной замкнутости, местничеству, иждивенческие настроения.
Поэтому для этносоциологии большое значение имеет изучение национальных особенностей всех сфер общественной жизни.
Что касается экономической жизни, то, прежде всего, следует отметить, несмотря ни на что, интенсивный процесс интернационализации экономических отношений. В известной степени он повлиял на то, что национальный компонент в экономике перестал играть решающую роль и на первый план вышли общегосударственные интересы, вопросы экономической целесообразности и производственной необходимости. Неглубокое понимание этих явлений приводило к тому, что национальные аспекты экономического развития стали видеться только в плане функционирования специфических отраслей народного хозяйства, присущих одной или нескольким нациям и в большинстве случаев имеющих историческую традицию.
Игнорирование национально-особенного в экономической жизни, крупные просчеты в решении назревших проблем материального производства, слабый учет интересов людей проявились в огромных социально-экономических издержках, в потере национального суверенитета, в диктате общесоюзных министерств и ведомств, что в конечном счете породило идею хозяйственной автаркии и стремление к максимальной независимости от центра.
Чрезмерная централизация экономического и социального развития, подавление инициативы и самостоятельности породили такие процессы, которые, с одной стороны, стимулировали губительную для гражданского общества миграцию из одной республики в другую, а с другой – стагнацию социальных перемещений, избыток рабочей силы в республиках Средней Азии и Закавказья. Несовершенство этих отношений тормозило трудовую активность и в государственном, и в кооперативном секторе, серьезно искажало структуру потребления и доходов и, самое главное, оказало пагубное влияние на сознание и поведение людей. Все это в немалой степени способствовало распространению «теневой экономики», имеющей нередко национальную окраску и глубоко деформирующей нравственные устои.
Эти и другие процессы, происходящие в экономической жизни, со временем породили в национальном самосознании вопрос: насколько справедливо распределяется национальный доход как достояние всего народа между республиками, другими национальными образованиями и соблюдаются при этом интересы конкретных наций и народностей? И здесь вступали в силу мотивы духовного порядка: при отсутствии информации появлялись убежденность в неправильном, не соответствующем вкладу распределении ресурсов, в ущемлении прав отдельных республик. Именно эти факторы и послужили одной из причин роста настроений националистического толка, когда ряд представителей интеллигенции с уверенностью утверждали, что их республики больше отдают стране, чем получают от нее. Неудивительно, что очень часто эти претензии появлялись тогда, когда не было полной и достоверной картины экономических процессов, и в этом смысле идея защиты национальных интересов получила поддержку населения.
В условиях рыночных отношений национальные аспекты экономической жизни наряду с позитивной тенденцией роста самостоятельности обнаружили и свои противоречивые последствия. Что касается национального самосознания населения бывших союзных республик, то стало очевидным, что их экономика поддерживалась Россией и полученная независимость пока ничего, кроме изъянов, не принесла: они стали в еще большей степени обездоленными.
Что касается национального самосознания населения республик России, то его высокая степень автономности поддерживается лишь в тех из них, которые обладают значительным экономическим потенциалом (Татарстан, Якутия, Бурятия и Башкирия). Для других же идеи хозяйственной автаркии, экономического суверенитета и самостоятельности обернулись серьезными издержками. А как же может быть иначе, когда бюджет таких республик, как Калмыкия, Ингушетия, на 90% формируется за счет централизованных субсидий.
Важным направлением в социологии наций стала социальная сфера национальных отношений. Так как именно в этой сфере решаются вопросы социальной справедливости, осуществляется развитие социальной структуры, создаются условия для повседневной жизни людей, то здесь влияние факторов, связанных с функционированием общественного сознания, проявляется еще острее. Именно в этой сфере сопоставляются возможности социального положения людей различных национальностей, профессионального продвижения, перспектив личной и общественной жизни. Национальный компонент таких проблем оказывает существенное влияние на сознание и поведение людей. По сути дела, речь идет о важном социально-политическом аспекте: сказывается ли национальная принадлежность человека на его положении в обществе?
Анализ состояния дел в этой сфере позволяет утверждать, что у людей постоянно подрывалась вера в равенство социальных возможностей. Пресловутая пятая графа была источником многих личных трагедий. Аналогичная по своим последствиям ситуация сложилась и в условиях провозглашенного национального суверенитета: представители нетитульных народов осознали себя людьми второго сорта, оказавшись живущими в иноязычной среде.
В принципе место человека, возможности его развития и т.д. определяются не классовой или национальной принадлежностью, а личными качествами, способностями, трудом. В то же время сохранение национального деления общества не может не отражаться на конкретных индивидах и социальных группах, на формировании их сознания и психологии.
Зависимость между национальной принадлежностью и общественным положением проявляется, во-первых, в ценностях, установках и ориентациях людей, которые могут быть деформированы по самым различным причинам, и, во-вторых, в конкретных способах решения социальных проблем, когда они приобретают национальную окраску, что может иметь как положительный, так и негативный эффект.
Так, анализ просчетов в национальной политике показывает, что если интересы представителей одной нации или народности преувеличиваются, то это, как правило, ведет к ущемлению интересов других национальностей. Эти предпочтения четко фиксировались в общественном сознании, на основании чего делались и практические выводы. Именно таким образом понятая национальная политика с точки зрения поддержки интересов определенной нации привела к уменьшению населения других национальностей в ряде республик. По отношению к представителям других национальностей стали употребляться слова «мигрант», «инородец», что сильно затрагивало национальные чувства и нередко вело к обострению межнациональных отношений.
Такая местническая, недальновидная политика не могла в своем развитии не привести и к ущемлению интересов отдельных групп одной нации в ущерб другим. Это проявилось в республиках Прибалтики, в Молдове, Казахстане, когда общие верные рассуждения о национальном суверенитете обернулись межнациональным противостоянием, возрождением и оживлением недоверия между коренным населением и представителями других наций. Такое нарушение принципа социального равенства, равенства возможностей людей на национальной основе не проходит бесследно и, как правило, имеет негативные социальные последствия.
Как ни покажется странным, но многие недостатки в российском обществе стали своеобразным продолжением достоинств, когда в национальной политике реализуются неоправданные приоритеты. Так, Россия, долгое время делившаяся всем необходимым с другим республиками в интересах их экономического и социального развития, попала в чрезвычайно затруднительное положение: население части исконно русских земель жило хуже, чем население многих республик. Это послужило в немалой степени основой для проявления русского национализма, особенно в тех случаях, когда в угоду ложно понятым национальным интересам права одних народов и обеспечение этих прав превалировали над правами других наций и народностей.
Те предпочтения, которые были оправданы на предшествующих стадиях развития, стали препятствием на пути дальнейшего развития межнациональных отношений, ибо они уже не соответствовали новой исторической реальности. Более того, они порождали новые противоречия, которые питали почву для оживления националистических настроений. В то же время остро стоит вопрос о решительном исправлении тех грубейших нарушений, которые проявились по отношению к так называемым репрессированным народам. Некоторые из них, как, например, крымские татары и немцы Поволжья, до сих пор не вернулись к тому статусу, который был у них в 30-е годы. Достойно сожаления, что государственная политика по отношению к этим народам половинчата, аморфна и губительна с точки зрения нравственного здоровья общества. В результате социальные ожидания были нарушены, что не могло не повлиять на отношения между представителями различных наций.
Все это в ряде мест привело к росту несоответствия между социальной и национальной структурой, к националистическим деформациям в развитии структуры профессиональной. Это выразилось, в частности, в том, что наиболее престижные профессии стали в некоторых республиках превращаться в своеобразную привилегию лиц той или иной национальности.
Что касается национальных, этнических аспектов политической сферы жизни общества, то, как показала жизнь, их деформации и изменения переносятся особенно болезненно.
Перестройка, а затем события, происшедшие после августа 1991 года, резко обнаружили те подспудные политические процессы, которые скрытно развивались почти во всех республиках, в жизни многих народов. Их итогом стали распад СССР, создание самостоятельных государств и резкое обострение взаимоотношений между нациями, народами и этническими группами. Попытки на этой основе реанимировать процесс создания нового Содружества даже как экономического пространства, не говоря уже о политическом, имеют слабую поддержку. Более того, они часто встречают сопротивление или имеют неоднозначную трактовку. Готовность возродить некую организацию наднационального характера больше проявляется в глубинных пластах общественного сознания, чем в действиях национальных лидеров.
Предпосылки деформации политических аспектов национальных отношений накопились еще в пору существования СССР. Давно уже выдвигались требования уточнить полномочия республик, определить пути дальнейшего развития национальной государственности, более эффективно решать вопрос о представительстве интересов наций и народностей. Ведь очевидно, что даже самые незначительные проблемы в этой области, а тем более непродуманные или половинчатые решения особенно остро воспринимаются людьми, непосредственно связываются с исторической справедливостью, подлинным национальным равноправием и т.д.
В этой сфере допущены огромные просчеты, связанные как с теоретическим осмыслением происходящих реальных изменений, так и с практической реализацией требований национальной политики. Это нашло отражение в кадровой политике, в предпочтении выдвижения кадров не на деловой, а на национальной основе, что объективно не могло не привести к ошибкам.
Национальные аспекты политической жизни продолжают оставаться острыми и на нынешнем этапе пореформенной России. Стало, например, очевидным, что необходимо изменять административную карту, вносить существенные коррективы в соответствии с требованиями времени. Однако предложения укрупнить области, создать нечто вроде губерний, земель наталкиваются на национально-государственные границы. И хотя уже в 2/3 республик титульное, коренное население составляет менее половины проживающих, тем не менее такое решение даже в отношении этих республик невозможно не столько из-за ожидаемого сопротивления национально-политической элиты, сколько из-за социального настроения народов этих республик, которое не созрело для такого акта.
Более того, несовершенство политического устройства привело к таким парадоксальным явлениям, когда под вывеской национальных образований (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий округа) под предлогом защиты прав малочисленных народов (их насчитывается несколько процентов от всего населения округа) реализуются интересы крупных монополий, делается все возможное, чтобы безраздельно, бесконтрольно пользоваться национальными богатствами.
Все это позволяет сделать вывод, что решение политических вопросов требует, с одной стороны, более глубокого научного обоснования, которое предполагает точный и скрупулезный учет многогранной специфики конкретных регионов и республик, а с другой стороны, повышения ответственности тех, кто принимает политические решения, чтобы последние базировались на научном анализе, а не на личных предпочтениях, симпатиях и антипатиях.
Тесты по политологии с ответами 2 страница. №140 Для государственной власти характерно:
№140 Для государственной власти характерно:
отчужденность от народа (публичность),
1 все ответы верны.
№141 Харизматический тип власти выделил:
№142 Полиархия – это:
№143 Признание обществом обоснованности и необходимости власти и ее носителей есть:
№144 Согласно М. Веберу, типом легитимности власти не является:
правильного ответа нет.
№145 В родовом обществе власть строилась на основе:
1 все ответы верны.
№146 Наиболее верным утверждением является:
политика не зависит от экономического строя общества,
политика – это концентрированное выражение экономики,
политика обладает значительной самостоятельностью,
1 политика оказывает воздействие на экономику и в то же время зависима от экономики,
все ответы неверны.
№147 Под легальностью власти понимается:
№148 Охлократия как форма власти – это:
власть одного человека,
№149 Воплощением законодательной власти в обществе является:
№150 К разновидностям демократической политической власти не относится:
выборная и сменяемая,
№151 Термин «политика» своим происхождением обязан:
экономика и экономические отношения,
1 стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти,
политическое сознание граждан,
политическая культура общества,
политические идеологии, теории, концепции.
№153 Экономические определения политики трактуют ее как:
1 концентрированное выражение экономики,
отражение личностных интересов,
производное от географического положения стран,
зависимую от духовных факторов,
связанную с религиозным мировоззрением.
№155 Переход к социоцентристскому пониманию политики начал осуществляться с:
№156 Силовой подход к политике предложил:
№157 М. Вебер рассматривает политику как:
концентрированное выражение экономики,
1 область общественных отношений по поводу власти,
искусство управления государством,
целеполагание и организацию, мобилизацию ресурсов для достижения цели.
№158 Политику как совокупность политических действий и взаимодействий людей рассматривает подход:
№159 Основателями бихевиористского подхода к политике являются:
К. Маркс и Т. Парсонс,
К. Шмитт и Т. Парсонс,
1 Ч. Мерриам и Г. Лассуэлл,
Р. Дарендорф и Ф. Энгельс.
№160 Сторонниками конфликтологического подхода к политике являются:
Т. Парсонс и В. Ленин,
1 Р. Дарендорф и Л. Козер,
М. Вебер и М. Дюверже,
К. Маркс и Г. Лассуэлл,
№161 Власть определяется как:
любое принудительное внешнее воздействие на человека;
любое ограничение свободы человека;
1 как социальное взаимодействие, отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы оказывать влияние на другого индивида или группу;
как институциализированная воля, осуществляемая принудительно государством;
№162 Стремление к власти как способа компенсации физической или духовной неполноценности рассматривал:
№163 Власть как средство всеобщей связи при осуществлении целедостижения рассматривал:
№164 Впервые идею необходимости разделения государственной власти на три ветви высказал:
№165 Понятие «легитимность власти» в научный оборот ввел:
№166 Критерием эффективности власти в демократическом обществе является:
1 широкая общественная поддержка,
наличие репрессивного аппарата,
полное подчинение лидеру,
величина затрат на содержание аппарата управления.
№167 К чертам политической власти не относится:
всенародность (ее единство с обществом),
правильного ответа нет.
№168 К особенностям государственной власти не относится:
право взимания налогов,
1 отсутствие заботы о состоянии государства и общества.
№169 Методом властвования не является:
№170 Плутократия как форма власти – это:
№171 Сущность власти выражается в:
№172 Четвертой ветвью власти обычно называют:
№173 Теократия как форма власти – это:
№174 Источником власти в постиндустриальном обществе является:
№175 В современном развитом обществе властные полномочия осуществляются на основе:
№177 Монополией правотворческой деятельности обладает:
№178 Разновидностью власти в обществе является:
1 все ответы верны.
№179 Под легитимностью власти понимается:
№180 В первобытном обществе основным источником власти являлось:
№181 Ведущей проблемой наук, изучающих теорию развития этносов, является:
взаимоотношения личности и общества,
отношения между классами,
отношения в сфере политики,
1 межнациональные отношения.
№182 Исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей с общими чертами, особенностями культуры, психологическим складом, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований, называется:
№183 Автором работы «Этногенез и биосфера Земли» является:
№184 В современном мире насчитывается народов (этносов), наций и формирующихся в качестве наций общностей людей:
1 от двух с половиной до пяти тысяч,
около десяти тысяч,
более сто тридцати.
№185 Этнос – это совокупность людей, для которой характерно:
проживание на одной территории,
наличие общего языка,
1 общность языка, территории, обычаев и т.д.,
единство профессиональных интересов,
различное отношением к средствам производства.
№186 В области межнациональных отношений актуальными являются вопросы:
равноправия и подчинения,
неравенства уровней развития,
национальной розни и вражды,
проблем не существует вовсе,
1 один из ответов неправильный.
№187 Условием выражения и защиты национальных интересов и ценностей является:
1 национальное государство,
№188 Специфические особенности поведения и образа жизни разных наций и народов раскрываются в:
1 национальном характере,
№189 В мировой практике право на самоопределение предполагает возможность:
1 создания независимого государства,
создания собственной культуры,
пересмотр культурных ценностей,
смену политического курса,
отказ от всякой государственности.
№190 Понятие, обозначающее территориальную организацию государства, соотношение государства как целого с его отдельными частями, называется:
структура государственной власти,
1 форма государственного устройства,
№191 Унитарное государство как разновидность государственного устройства не предполагает:
единую законодательную систему,
единую судебную систему,
1 двойное гражданство,
правильного ответа нет.
№192 В Швейцарии в качестве субъекта федерации рассматривается:
№193 К современным унитарным государствам относится:
Соединенные Штаты Америки,
№194 Борьба за свободу этноса и приоритет его развития связана с деятельностью:
1 национальных движений,
средств массовой информации.
№195 Ошибочным суждением является:
унитарные государства в национальном отношении обычно мононациональны,
федерация позволяет нациям пользоваться значительным уровнем суверенности,
конфедерация позволяет сохранить национальный суверенитет практически в полном объеме,
национально-культурная автономия предоставляет нациям, народностям в рамках единого государства широкое внутреннее самоуправление,
1 форма государственного устройства не может быть обусловлена особенностями национальной политики.
№196 Среди причин обострения этнических конфликтов на территории бывшего СССР доминируют:
системный кризис власти,
деформация в области национально-государственного строительства в годы советской власти,
реанимация родовых, клановых, племенных, религиозно-общинных отношений в ряде регионов,
нарушение хозяйственных связей и резкое падение уровня жизни основной массы населения в ходе рыночной модернизации,
1 все ответы верны.
№197 Квебек, Ольстер, Абхазию, Приднестровье, Чечню объединяет то, что это:
ведущие страны мира,
разновидности одного этноса,
1 конфликтные ситуации национального характера,
государства, образующие международный картель,
крупнейшие регионы современного мира.
№198 Этносом (народом), территориальная целостность которого не разделена государственными границами, является:
№199 Практическое назначение национальной политики заключается в:
управлении интересами всех наций, этнических групп в стране,
разрешении межнациональных противоречий,
воспитании людей в духе уважения национального достоинства каждого,
регулировании деятельности национальных организаций,
1 все ответы верны.
№200 Гуманистическим принципам политики в области национальных отношений противоречит:
отказ от насилия и принуждения,
поиск согласия среди всех участников,
права и свободы человека признаются важнейшей ценностью,
готовность к мирному урегулированию спорных проблем,
1 отстаивание этнической «чистоты».
№201 Идея, не признающая равноправия наций и их представителей, получила название:
№202 Преобладание в государственной политике принципа национального равенства характерно для режима:
№205 Поддержка мира и согласия в многонациональном Казахстане – это прерогатива:
1 Ассамблеи народа Казахстана.
№206 В современном казахстанском обществе интересы различных наций, этносов выражают:
1 национально-культурные центры
№207 Национально-культурные центры представляют собой:
1 негосударственные институты,
международные органы власти,
№208 В своей деятельности национально-культурные центры Казахстана руководствуются:
нормами в области национальной политики,
1 Конституцией и законами страны,
№209 Активность национально-культурного центра зависит от:
количественного представительства этноса,
степени национального самосознания,
уровня образованности этноса,
степени участия этноса в общественных процессах,
1 все ответы верны.
№210 Интересы русского этноса в Казахстане выражает движение:
1 все ответы верны.
№211 Этносом принято считать общность людей:
№212 Характерными чертами этнической общности выступают:
высокая степень сплоченности,
1 все ответы верны.
№213 Этнос состоит из следующих элементов:
1 этническое ядро-периферия-диаспора,
№214 Нация как общность людей сложилась:
в эпоху античности,
1 в период первоначального накопления капитала,
№215 В рамках биологического подхода главной доминантой нации признается:
особенности культурной среды,
общность исторического развития.
№216 При политико-правовом рассмотрении нация отождествляется с:
1 сообществом граждан того или иного государства,
№217 Совокупность наций, народностей, этнических групп, представленных в рамках общества, образует следующую структуру общества:
№218 В сфере политики национальные проблемы касаются:
представительства этносов во властных структурах,
создания условий для свободного развития культур,
1 все ответы верны.
№219 В национальном факторе действуют две тенденции:
1 сближение наций и их стремление к национальной самостоятельности,
«полноценность» и «неполноценность» наций,
господство и подчинение наций,
богатство и бедность наций,
наличие государственности и ее отсутствие.
№220 Тенденция к национальной самостоятельности находит проявление в:
1 крушении колониальных империй в новейшее время,
росте благосостояния людей в мире,
политической активности партий,
темпах экономического роста стран.
№221 Национальный суверенитет означает совокупность прав нации на:
свободный выбор социального строя,
самостоятельный политический курс,
1 все ответы верны
№222 Основанием для самоопределения народа служит:
историческая принадлежность той или иной территории,
существующий этнический состав населения (его большинство),
волеизъявление всего народа,
1 все ответы верны,
верного ответа нет.
№223 Особенности национально-территориальной организации государства и взаимоотношений центральных, региональных органов раскрывает понятие:
1 форма государственного устройства,
№224 Формой государственного устройства является:
№225 Унитарным государством не является:
1 Российская Федерация,
№226 Союзное государство, состоящее из равноправных, относительно самостоятельных государственных образований – это:
№227 В 20 веке конфедеративный принцип объединения государств воспроизведен в новой наднациональной форме:
1 Европейского союза,
Организации Варшавского договора,
«чистых» конфедераций не существует.
№228 Предоставление нациям в рамках единого государства внутреннего самоуправления возможно в форме:
1 национально-культурной автономии,
специфических политических прав,
№229 По форме государственного устройства США, Россия, Германия, Индия являются государствами:
№230 Национально-этнические аспекты в любой сфере общественной жизни учитываются в рамках:
1 национальной политики,
№231 Для деятельности современных демократических полиэтнических государств не характерно:
уважение прав и свобод человека,
поддержка культурно-языковых традиций малых этносов,
уважение этнических достоинств каждого человека,
уважение национального суверенитета.
№232 Разрушительная направленность в национальных процессах проявляется:
обязательным указанием и определением гражданином своей национальности,
запретом на употребление национальных языков в государственных органах страны,
ограничением права общения, воспитания и обучения на родном языке,
поощрением деятельности общественных организаций, разжигающих национальную рознь,
1 все ответы верны.
№233 Возникновению конфликтов на национальной почве способствуют следующие факторы:
отношения между центральными и местными органами власти,
проблемы народов, разделенных государственными границами,
отношения между самими этносами,
проблемы национальностей, не имеющих собственного национально-государственного образования,
1 все ответы верны.
№234 Демократическое урегулирование межнациональных отношений реализовано в принципе:
1 национальное самоопределение,
№235 Принципы, лежащие в основе национальной политики в Республике Казахстан, предусматривают:
укрепление государственной независимости и активную интеграционную политику,
1 все ответы верны.
№236 На территории Казахстана проживают представители:
1 более 130 наций и народностей,
около 2,5 тысяч наций,
около 5 тысяч наций,
№237 В качестве посредника между властью и народами Казахстана выступают:
1 национально-культурные союзы.
№238 Национально-культурные центры в Республике Казахстан:
выявляют национальные особенности,
выражают интересы наций в обществе,
соотносят национальное с общенациональным,
реализуют на практике национальные интересы,
1 все ответы верны.
№239 Роль национально-культурных центров в казахстанском обществе связана с:
возрождением национальных культур,
развитием национального самосознания,
снятием межнациональной напряженности,
1 все ответы верны.
№240 Многообразие национальных культур, традиций, обычаев порождает в политике ситуацию:
1 все ответы верны.
1 совокупность организаций и учреждений, через которые реализуется политическая власть,
поведение участников политического процесса,
политическая культура общества и граждан,
объединение по типу общества охраны природы,
малые группы общества, объединенные общими интересами.
№242 Возникновение теории политических систем было связано с развитием :
мирсистемного анализа У. Уоллерстайна,
конфликтологии Р. Дарендорфа,
1 структурного функционализма Т. Парсонса,
теории постиндустриального общества Д. Бэлла,
бихевиоризма Г. Лассуэлла.
№243 Научный труд “Сравнительные политические системы” принадлежит :
№244 Теория политических систем появилась в политической науке в :
в последней трети 19 в.,
1 во вт. половине 20 в.,
№245 Основателями теории политических систем в политической науке считаются :
М. Вебер и С. Хантингтон,
Т.Парсонс и К. Маркс,
1 Д. Истон и Г.Алмонд,
П. Сорокин и Т. Парсонс,
М. Вебер и Т. Парсонс.
№246 Концепцию “входов” и “выходов” в теории политических систем впервые применил:
№247 Основными видами “ входа “ в политическую систему являются:
законы и конституция,
программы развития общества и их реализация,
методы осуществления политической власти,
1 требования к власти и ее поддержка,
№248 Политическая система общества выполняет функцию:
1 обеспечения функционирования и развития общества,
разрушения общества и государства,
замены одного общественного строя другим,
возврата к старому обществу,
приспособления к другим политическим системам.
№249 Главным элементом политической системы общества является:
№250 К внешним функциям политической системы относятся:
политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни,
контроль за исполнением и соблюдением политических и иных норм (законов),
определение и распределение материальных и духовных ценностей в соответствии с интересами и положением социальных общностей, групп и слоев,
1 защита суверенитета и государственных интересов,
привлечение всех членов общества к политическому участию.
№251 Политическая система общества – это система:
1 политических отношений,
политических и правовых норм,
№252 Выберите несобственную политическую организацию:
1 общество филателистов,
правильного ответа нет.
1 субъектами политики,
людьми в сфере производства,
продавцами и покупателями,
экономикой и культурой.
№254 Политическая система общества включает в себя:
политические и правовые нормы,
1 все ответы верны.
№255 Политическая культура – это:
1 составляющий элемент политической системы,
реальность, не связанная с политикой,
правильного ответа нет.
№256 К институциональной подсистеме политической системы общества относится:
1 правильного ответа нет.
№257 Политические отношения включает в себя подсистема политической системы:
№258 Социальной основой политических систем является:
все ответы правильны.
№259 Политические системы не классифицируются по:
№260 В типологию политических систем входят:
тип формации и характер социальной структуры,
характер политического режима,
1 один из ответов неправильный.
№261 Политические системы бывают:
1 открытые и закрытые,
прямые и косвенные,
опосредованные и непосредственные,
правильного ответа нет.
№262 Классификация политических систем (по Г. Алмонду):
1 один из ответов неправильный.
№263 В англо-американской политической системе (по Г. Алмонду) преобладают ценности:
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет