native instruments massive что это

Вход в систему

Материалы

Свежий номер МО

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

Статья «Native Instruments Massive»

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

Продолжая серию статей о программах набора Komplete 5, поговорим на этот раз о виртуальном синтезаторе Massive. Это — один из новых инструментов компании, он был выпущен во второй половине 2006 года, а его текущая версия (1.1) появилась в конце 2007 года. На самом деле, в Komplete 5 входит еще более новая версия — 1.1.0.2, а за время написания статьи на сайте появилась версия 1.1.3.1, но обе они отличаются незначительными усовершенствованиями. В нашем журнале еще не было статей об этой программе, так что рассмотрим ее полностью.

Основным отличием программы Massive от других виртуальных инструментов компании Native Instruments является использование таблично-волнового синтеза (хотя она также способна имитировать аналоговый). Таблично-волновой синтез сейчас на подъеме: возрожденная компания Waldorf возобновила производство модуля microQ и выпустила модуль Blofeld, Clavia произвела синтезатор Nord Wave, серия инструментов компании Access пополнилась модулем Virus TI Snow, появилось несколько виртуальных инструментов, поддерживающих этот тип синтеза.

Massive имеет максимальную полифонию 64 голоса и поддерживает частоты дискретизации до 192 кГц. Прилагается более 500 пэтчей, совместимых с форматом KoreSound (см. далее). Программу можно использовать автономно (поддерживаются форматы ASIO, Core Audio, Core MIDI, DirectSound) или как плагин формата Audio Units, DXi, VST и RTAS. Системные требования: Windows XP/Vista, процессор Pentium или Athlon 1,4 ГГц, 512 Гб RAM; MacOS X 10.4.x, процессор G4 1,4 ГГц или Intel Core Duo 1,66 ГГц, 768 Мб RAM.

Интерфейс
При автономном использовании окно программы (его размер не изменяется, рис. 1) имеет верхнее меню из двух пунктов: File и Help. В меню File расположены команды открытия и сохранения звуков (в том числе есть список недавно использованных звуков), а также открытия окна опций с тремя закладками: General (ввод имени автора новых пэтчей по умолчанию), MIDI (сохранение настроек MIDI-управления) и Browser. Последняя позволяет указать путь к дополнительным каталогам пользовательских пэтчей и имеет меню Database hit-count display с полезными опциями для удобства использования браузера (см. далее). Также в меню File находится команда вызова диалогового окна с базовыми настройками аудио и MIDI, которое появляется при первом запуске любой программы из набора Komplete 5. Меню Help предоставляет доступ к документации, сервисному центру и сайту компании.

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

В верхней части окна программы расположена панель навигации. На ней находятся кнопка File (дублирует одноименное меню), меню пэтчей (его содержание определяется в окне Browser и указывается пиктограммой слева от меню, две кнопки со стрелочками справа позволяют последовательно переключать пэтчи), индикатор полифонии (первая цифра показывает используемое количество голосов, вторая — максимальное, как установлено на панели Voicing), меню выбора MIDI-канала, индикатор загрузки процессора, меню выбора качества (три общих варианта и три варианта для текущего пэтча), кнопка паники (с восклицательным знаком, прекращает звучание), две кнопки для быстрого сохранения звука и три кнопки, переключающие основные окна: Synth, Attributes и Browser. Панель навигации является общей для всех этих окон. И хотя при первом запуске программы открывается окно Synth, начну рассказ с двух других окон.

Верхние части у окон Attributes и Browser одинаковые, там расположены восемь макроконтроллеров (см. далее), а также регулятор и индикатор общей громкости. Нижние части окон можно закрывать нажатием крестика справа.

Окно Browser (рис. 2) предназначено для выбора пэтчей. Как уже говорилось в статье о Kore 2, чтобы облегчить выбор из огромного количества звуков, доступных пользователям современных виртуальных инструментов, компания Native Instruments создала формат KoreSound, в котором каждому пэтчу присваиваются определенные атрибуты. Программа Massive полностью совместима с этим форматом.

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

В левой части окна браузера есть пять колонок, каждая из которых представляет собой категорию атрибутов (всего около 170): инструмент (например, фортепиано, ударные и т. д.), источник (акустический, цифровой), тембр (низкий, искаженный, теплый), артикуляцию (короткая, пульсирующая), жанр (рок, хаус, оркестровый). Если выбрать какие-то атрибуты, то в списке результатов поиска (справа) показываются только те пэтчи, которые соответствуют данным атрибутам. Атрибуты первой колонки (категории) взаимоисключающие, остальные можно выбирать одновременно. Таким образом, выбрав атрибуты Bass, Analog, Clean, Fat, Monophonic и Pop (в любой последовательности), мы увидим справа список из пяти пэтчей. Загрузить пэтч можно двойным щелчком на его названии. Кнопка с круглой обратной стрелкой (справа от кнопки Sounds) позволяет быстро отменить выбор всех атрибутов.

Для удобства рекомендую использовать упомянутое ранее меню Database hit-count display (File — Options, закладка Browser). Первый пункт этого меню (indicate empty categories) указывает пустые атрибуты (то есть те, для которых нет соответствующих пэтчей; кроме атрибутов первой категории — инструмент) и не позволяет их выбирать. Второй пункт (show count as number) добавляет к этому показ справа от атрибута количества соответствующих ему пэтчей. Я предпочел сразу выбрать второй пункт — для меня его удобство настолько очевидно, что непонятно, почему он не выбран по умолчанию.

Поле справа от кнопки Sounds предназначено для ввода текста и поиска пэтчей с таким текстом в названии или метатегах. Кнопка с крестиком еще правее очищает это поле.

Нажатием кнопки Sounds можно переключиться с показа атрибутов (это называется «вид базы данных») на показ структуры каталогов (рис. 3). Расположенная слева кнопка с лупой делает то же самое (только альтернативно), и необходимость ее наличия мне непонятна. Помимо каталогов с пресетными и пользовательскими пэтчами (как изначальными, так и добавленными в окне Options) есть также строчки Explorer (доступ ко всей файловой структуре) и My Favorites. Последняя открывает доступ к пэтчам, помеченным как избранные (с помощью контекстного меню, открываемого щелчком правой кнопки на названии пэтча, или простым перетаскиванием). Каталог My Favorites содержит не сами пэтчи, а только ссылки на них. Кроме того, в этом каталоге можно создавать подкаталоги и удалять пустые — все это делается с помощью контекстного меню, вызываемого нажатием правой кнопки. Следует отметить, что кириллица в названиях каталогов не показывается.

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

Как и в случае выбора по атрибутам, пэтчи, находящиеся в выбранном каталоге или соответствующие поисковому запросу, показываются в списке справа. Щелчок правой кнопкой на заголовке списка открывает меню, в котором можно выбрать показываемые колонки информации о пэтчах (название, автор и т. д.). Щелчок левой кнопкой в заголовке колонки изменяет сортировку списка. Содержанию этого списка и соответствует меню пэтчей, находящееся на панели навигации.

Кнопка Programs (рис. 4) открывает в правой части окна список пэтчей (если использовался вид базы данных, то колонки атрибутов закрываются). Пэтчи в этот список можно перетаскивать из списка результатов. В самом списке можно менять порядок пэтчей вертикальным перетаскиванием. Пэтчи из этого списка также можно загружать двойным щелчком, но его предназначение в другом: именно здесь определяется соответствие пэтчей номерам MIDI-сообщений смены программы. Таким образом, для переключения этих пэтчей можно использовать MIDI-команды и хост-автоматизацию. Всего в списке помещаются 128 пэтчей, списки можно сохранять. Нажатием кнопки слева от Programs именно этот список (а не список результатов поиска) определяет содержание меню пэтчей на панели навигации.

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

Окно Attributes (рис. 5) предназначено для присвоения атрибутов сохраняемым пэтчам. Кроме того, можно добавить метаданные (автор, рейтинг, комментарии и др.). Поскольку для всех программ, совместимых с KoreSound, используется единый формат метаданных, некоторые из них не имеют смысла в Massive (например, количество входов и выходов).

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

Пэтчи, размещенные в папках пресетных и пользовательских библиотек обычными средствами операционной системы, интегрируются в базу данных при сканировании (запускается кнопкой в окне опций). Сканирование производится в фоновом режиме, действие указывается крутящимся колесом справа от кнопки Browser.

Окно Synth
Сначала об общих возможностях. У большинства элементов синтеза есть заголовок, слева от которого находится светодиод активности — щелчком по ним элемент выключается (кроме процессоров эффектов — там для выключения используется только светодиод, а заголовком переключаются закладки с органами управления). Также многие регуляторы имеют снизу маленькие окошки — они используются для модуляции, и об этом будет рассказано отдельно.

Для управления вращаемым регулятором надо на нем щелкнуть и переместить курсор вверх (поворот вправо) или вниз (влево). Если при этом удерживать кнопку Shift, то изменения будут более точными. Таким же образом можно изменять значения полей. Вращаемые регуляторы еще можно контролировать колесом мыши. Двойным щелчком параметр устанавливается на изначальное значение. Щелчком правой кнопки мыши по регулятору открывается контекстное меню с базовыми настройками модуляции и MIDI-управления. Возможны хост-автоматизация и MIDI-управление практически всеми параметрами и регуляторами. Различные варианты настройки MIDI-управления можно сохранять.

Осцилляторы
В левой части окна Synth расположена секция осцилляторов, состоящая из шести элементов: трех основных осцилляторов, модуляционного осциллятора, генератора шума и секции обратной связи (рис. 6).

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

Все три основных осциллятора имеют одинаковое устройство. Справа от заголовка расположено меню, с помощью которого можно выбрать волновую таблицу (всего 85, три новые были добавлены в версии 1.1.) или один из двух виртуальных аналоговых осцилляторов (также появились в версии 1.1): Pulse-SAW PWM и Pulse-SAW Sync. Еще правее есть две кнопки, последовательно переключающие пункты этого меню.

Под заголовком находится дисплей высоты тона (Pitch), позволяющий транспонировать осциллятор в полутонах и центах. Изменения каждого значения можно производить не только протаскиванием курсора вверх-вниз, но и нажатием маленьких стрелочек сверху и снизу цифр.

Если вместо волновой таблицы выбран виртуальный аналоговый осциллятор, то меню режима формирователя исчезает, а вращаемые регуляторы становятся другими: первый называется Pls-Saw Pos и изменяет форму от импульсной до пилообразной, второй либо называется Pulse Width и предназначается для биполярного управления шириной импульса (50% в центральном положении), либо называется Sync и управляет частотой синхронизации.

Третий регулятор, Amp, всегда контролирует выходной уровень осциллятора. Крайний правый слайдер (F1-F2) управляет балансом уровней сигналов, направляемых с осциллятора на каждый из двух фильтров.

Модуляционный осциллятор производит синусоидальную волну в звуковом диапазоне, однако он используется только для модуляции других осцилляторов (кольцевой, фазовой, выбора волны из таблицы), а также частоты фильтра. Есть дисплей высоты тона, регулятор уровня модуляции (отдельно для каждого режима, выбираемого в меню правее), матрица выбора целей модуляции.

Генератор шума имеет меню выбора шумового семпла (12 вариантов, три новых добавлены в версии 1.1), регуляторы окраски и уровня, слайдер баланса уровней сигналов, направляемых на фильтры.

Секция обратной связи позволяет направить сигнал с одной из точек разрыва на вход фильтра. Точка разрыва выбирается на панели Routing (см. далее), и ее название отображается слева от регулятора уровня. Справа есть слайдер баланса уровней сигналов, направляемых на фильтры.

Фильтры
Massive имеет два фильтра, секция управления ими находится в центре верхней части окна Synth (рис. 7). Слайдер F2, расположенный слева, управляет балансом уровней сигналов, поступающих на второй фильтр, и, следовательно, коммутацией фильтров: при верхнем положении слайдера второй фильтр получает сигнал только с выхода первого фильтра (последовательная коммутация), при нижнем положении второй фильтр получает сигнал только с собственной шины (параллельная коммутация). Естественно, возможны промежуточные варианты.

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

Каждый фильтр имеет регуляторы частоты среза, добротности и резонанса, а меню справа от заголовка позволяет выбрать тип фильтра (12 вариантов). У фильтров некоторых типов регулятор добротности не используется, в этом случае он обозначается как «n.a.» (non available). У фильтров других типов регуляторы частоты среза и/или добротности имеют другие функции (и названия). Есть следующие типы фильтров: двух- (12 дБ) и четырехполюсный (24 дБ) низкочастотный, двух- и четырехполюсный высокочастотный, пропускающий всех частот, двойной узкополосный режекторный, полосовой, режекторный, Scream (НЧ-фильтр с обратной связью, регулятор добротности управляет уровнем этой связи и называется Scream; фильтр этого типа не может использоваться для модуляции частоты посредством модуляционного осциллятора), Daft (еще один пропускающий фильтр, производитель рекомендует использовать его для модуляции частоты осциллятором), гребенчатый с НЧ-фильтром в цепи обратной связи (регуляторы добротности и частоты среза управляют НЧ-фильтром и обратной связью и называются Damping и Pitch). В версии 1.1 добавлен еще один тип фильтра — Acid (имитирует «знаменитый маленький серебристый модуль», видимо, Roland TB303). Фильтры большинства типов (кроме полосового и режекторного) могут перегружаться, в зависимости от уровня входного сигнала.

Слайдер справа от каждого фильтра регулирует выходной уровень, а общий слайдер еще правее — баланс выходных уровней.

Эффекты и усилитель
В центре нижней части окна Synth находится секция управления двумя инсертными эффектами (рис. 8), предназначенными, в основном, для использования в качестве дополнительных элементов синтеза. Справа от заголовка каждого эффекта есть меню выбора алгоритма: Simple Delay, Sample & Hold, Bitcrusher, Frequency Shifter, HP LP Filter, Sine Shaper, Parabolic Shaper и Hardclipper (последний появился в версии 1.1). Есть два регулятора параметров, изменяющиеся в зависимости от выбранного алгоритма. Место подключения каждого инсертного эффекта определяется на странице Routing (см. далее).

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

В правой верхней части окна Synth находятся секция усилителя (регулятор панорамы и окошки модуляции уровня), секция обхода (позволяет снять сигнал непосредственно с выхода одного из трех основных осцилляторов или генератора шума и смикшировать его с остальным сигналом, есть слайдер уровня; выбор источника сигнала и места микширования производится на странице Routing), два процессора эффектов, эквалайзер, регулятор и индикатор выходного уровня (рис. 9).

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

Процессоры эффектов (рис. 10) имеют справа от заголовка меню выбора алгоритма: Reverb и Small Reverb (один алгоритм, разные диапазоны параметров), Flanger, Chorus, Phaser и Delay (по несколько вариантов каждого) и Dimension Expander. Первый процессор также содержит алгоритмы Classic Tube, Tele Tube и Brauner Tube. Органы управления параметрами зависят от выбранного алгоритма: в большинстве случаев это четыре вращаемых регулятора (первый всегда управляет балансом прямого и обработанного сигналов), но в некоторых алгоритмах используются только два, а синхронизируемый дилей имеет три регулятора и четыре окошка.

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

Модуляторы
В центре правой части окна Synth расположено так называемое «центральное окно». Его содержание определяется при помощи находящихся сверху закладок: шесть из них (первый ряд) открывают панели основных настроек, а восемь оставшихся (второй ряд) — панели источников модуляции.

Источники модуляции поделены на две группы: четыре генератора огибающей (закладки синего цвета) и четыре LFO (закладки зеленого цвета). Существует также третья группа модуляторов — макроконтроллеры (обозначаются желтым цветом), секция управления которыми находится в правой нижней части окна Synth, но об этом позже. А сейчас, пожалуй, пришло время рассказать о модуляции в программе Massive.

Как уже говорилось, многие органы управления имеют снизу маленькие окошки, предназначенные для модуляции. А справа от заголовка модулятора находится крестик — точнее, стрелка, направленная в четыре стороны. Для назначения модулятора надо сначала кликнуть на этой стрелке — рядом с курсором появится цифра с номером модулятора, имеющая соответствующий цвет (синий, зеленый или желтый, в зависимости от того, к какой группе принадлежит модулятор). Затем следует переместить курсор к желаемому окошку и кликнуть на нем — там появится цветная цифра, означающая, что модулятор назначен.

Чтобы установить глубину модуляции, надо щелкнуть на окошке и переместить курсор вверх (модуляция увеличивает значение) или вниз (модуляция уменьшает значение). Вокруг регулятора появится кольцо, цвет которого соответствует группе модулятора, а размер — глубине модуляции. Но кольца (пользователи программы называют их «кольцами Сатурна») возникают только при модуляции вращаемых регуляторов — при модуляции слайдера появляется вертикальная линия, а при модуляции дисплея высоты тона — горизонтальная. Если же модулируется параметр, не имеющий органа управления (например, уровень усилителя), то вообще ничего не возникает.

Следует отметить, что изменение параметра производится от текущего положения регулятора. Также необходимо помнить, что LFO производят биполярный сигнал, поэтому модуляция с их помощью будет изменять параметр в обе стороны от текущего значения (перемещение курсора вверх или вниз при установке глубины модуляции в этом случае определяет фазу модуляции).

Чтобы быстро удалить назначение модулятора, можно нажать клавишу Alt и дважды щелкнуть на окошке с цифрой, однократный щелчок с клавишей Alt заглушает управление (удобно, что не только при заглушении, но и при удалении модуляции установленное прежде значение глубины сохраняется). Также это можно сделать из контекстного меню (вызывается щелчком правой кнопки на окошке).

Некоторые регуляторы имеют два или три окошка модуляции, и при назначении нескольких модуляторов значения их управляющих сигналов складываются. Однако окошки, имеющие снизу буквы SC, можно использовать для еще одной цели — управления сигналами других модуляторов. Такой способ модуляции называется в программе Sidechain. Сначала надо щелкнуть на буквах SC — они станут более яркими, а назначенный сюда модулятор будет исключен из непосредственного управления параметром (соответствующее ему кольцо пропадет). Заодно более яркими станут и подчеркивания под другими окошками. Подчеркивание надо кликнуть для выбора управляемого модулятора — оно изменится на стрелку (см. рис. 22), направленную вверх или вниз (пока стрелка не включена, SC-модуляция не работает). А вот про стрелки в мануале вообще ничего не говорится. Опытным путем удалось выяснить, что если выбрана стрелка вверх, то с увеличением значения SC-контроллера установленный диапазон управляемого контроллера изменяется от 0 до 100%, а если выбрана стрелка вниз, то от 100 до 0%.

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

Система модуляции в программе не только хорошо развита, но также удобна и наглядна. Принцип «колец Сатурна» — серьезная находка. Пожалуй, не хватает только возможности посмотреть все назначения определенного модулятора. И визуальным «обшариванием» окна Synth эта задача не решается, поскольку назначения могут быть скрыты на закладках (например, процессора эффектов или центрального окна). И если у макроконтроллеров хотя бы показывается, что они вообще куда-то назначены (такой макроконтроллер подсвечивается желтым), то назначенные генераторы огибающей и LFO внешне ничем не отличаются от неназначенных.

Разобравшись с принципами модуляции, вернемся к модуляторам центрального окна и начнем с генераторов огибающей (рис. 11). Все четыре генератора устроены одинаково: на панели управления каждым есть графическое изображение формы огибающей (можно редактировать прямо здесь), регуляторы времени задержки, времени и уровня атаки, времени и уровня спада, уровня поддержки и времени затухания. Огибающие, в основном, соответствуют типу ADSR, но имеют ряд дополнительных параметров. Например, можно зациклить часть стадии поддержки, при этом в поле Loop определяется количество повторов, а регулятор S Loop устанавливает продолжительность цикла. Необходимо отметить, что цикл является двунаправленным: например, при установке двух повторов первый проходит стадию поддержки слева направо, а второй — справа налево. Два меню над полем Loop позволяют выбрать форму стадии поддержки; при выборе в этих меню разных вариантов реальная форма определяется посредством морфинга между двумя исходными, управляемого регулятором Morph. Тут есть небольшое неудобство: при закрытом меню показываются номера форм без названий, а при открытом — названия без номеров.

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

На верхней линейке находятся органы управления сохраненными настройками (меню загрузки, кнопка сохранения, меню удаления), переключатели Trg Zero Reset (перезапуск огибающей при каждом взятии ноты), Linear (меняет форму стадии спада с логарифмической на линейную) и три переключателя режима огибающей: Gate (стадия затухания наступает сразу при снятии ноты), One Shot (все стадии огибающей отрабатываются полностью), Hold (воспроизведение остается на стадии поддержки).

Два слайдера слева определяют воздействие на огибающую MIDI-сообщений динамики (Vel) и номеров нот (KTR).

Теперь перейдем к LFO. Самое главное, что каждый из них можно переключать между тремя режимами: LFO, Performer и Stepper (это делается посредством меню в правой части панели управления, рис. 12). Независимо от режима, на верхней линейке панели управления есть органы управления сохраненными настройками (такие же, как у генераторов огибающей) и переключатель Mono (делает модуляционный сигнал одинаковым для всех голосов). Слева находятся регуляторы частоты и уровня модулирующего сигнала, переключатели Restart (перезапуск модулятора при каждом взятии ноты) и Sync (синхронизация с темпом). При включении синхронизации вместо регулятора частоты появляются два поля, в которых вводятся продолжительность одного цикла (для LFO) или одного шага (для остальных режимов) работы модулятора: в верхнем поле — количество долей, в нижнем — их тип.

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

LFO имеет два графических дисплея формы волны, слайдер XFade Curve слева от них позволяет осуществлять морфинг между этими формами (к сожалению, не показывается результирующая форма, хотя бы до модуляции). Справа от дисплеев находятся четыре кнопки для выбора базовых форм волны и меню для выбора более сложных форм. Двунаправленные стрелки на дисплее подсказывают, что форму можно двигать вправо и влево, изменяя ее фазу (обнуляется двойным щелчком). Справа расположена секция генератора простой двухступенчатой огибающей, предназначенной только для модуляции параметров на этой странице; есть слайдеры атаки и спада, графический дисплей формы огибающей.

Stepper является 16-шаговым секвенсором (рис. 13). Он имеет графический дисплей уровня модулирующего сигнала в каждом шаге, уровень изменяется курсором (в том числе с клавишей Shift для точности и с клавишей Alt для изменения по сетке). Сверху каждого шага есть заголовок с номером. Заголовки используемого диапазона шагов подсвечиваются (диапазон изменяется протаскиванием курсора влево-вправо), при воспроизведении текущий шаг обозначается белой рамкой. Желтый треугольник позволяет установить начало воспроизведения не с первого шага. Два слайдера слева от дисплея управляют уровнем модулирующего сигнала (Amp Mod) и плавностью перехода между предыдущим и текущим шагами (Glide Mod), две кнопки под каждым шагом включают воздействие этих слайдеров. На верхней линейке есть меню и кнопка Rndm (случайное изменение параметров), кнопка Snap to Grid (привязка уровней к сетке).

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

Performer похож на Stepper, но позволяет создавать более сложные секвенции (рис. 14). Во-первых, он является двойным и позволяет осуществлять морфинг между двумя секвенциями. Во-вторых, можно использовать разные формы изменения модулирующего сигнала в каждом шаге. На верхней линейке есть меню и кнопка Rndm, а также кнопка Load Curve, при нажатии которой слева появляется панель для выбора формы волны и назначения ее на определенный шаг (если нажать клавишу Shift, то можно назначить сразу на несколько шагов). Изменение уровня производится на графическом дисплее. Два слайдера слева от дисплея управляют уровнем модулирующего сигнала (Amp Mod) и морфингом между секвенциями (XFade Seq), две кнопки под каждым шагом включают воздействие этих слайдеров.

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

Ну и, чтобы закончить тему модуляторов, расскажу о макроконтроллерах. Как уже говорилось, их секция расположена в правом нижнем углу. Макроконтроллеры предназначены для управления параметрами в реальном времени, прежде всего, с внешних устройств. При наличии контроллера Kore они соответствуют имеющимся у него восьми вращаемым регуляторам.

Для пресетных звуков используется определенный принцип назначения макроконтроллеров: первые два изменяют параметры осцилляторов, третий и четвертый — спектр (обычно фильтры), пятый и шестой — эффекты и т. д. В этой же секции есть четыре модуляционные стрелки, предназначенные для того, чтобы назначать на управление параметрами MIDI-сообщения номера ноты, динамики и послекасания. Четвертый модулятор (TrR) производит случайное значение при каждом взятии ноты.

Основные настройки
Вернемся к центральному окну. Помимо закладок источников модуляции там есть шесть закладок, вызывающих панели основных настроек.

Панель OSC (рис. 15) содержит базовые настройки высоты тона и фазы осцилляторов и имеет четыре секции: Glide, Vibrato, Pitchbend и Oscillator Phases. Секция Glide, предназначенная для управления портаменто, содержит переключатель режима (Equal — одинаковое время независимо от интервала, Rate — постоянная скорость, время зависит от интервала) и регулятор времени. В секции Vibrato есть регуляторы частоты и глубины вибрато, нажатие кнопки Mono (сверху) делает вибрато одинаковым (синфазным) для всех голосов. Секция Pitchbend содержит окошки ввода диапазона значений, в пределах которых будет происходить реагирование на MIDI-сообщения колеса высоты тона (возможно инвертирование). Секция Oscillator Phases позволяет изменить относительные фазы трех основных осцилляторов и модуляционного осциллятора (сначала надо нажать кнопку Restart via Gate сверху, что обеспечивает начало фазы с нажатием клавиши). В правой части панели расположена такая же секция генератора двухступенчатой огибающей, как и на панели LFO, огибающая так же предназначена для модуляции параметров только на этой странице.

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

Панель KTR OSC (Keytracking Oscillator, рис. 16) позволяет установить зависимость между MIDI-сообщениями номеров нот и высотой тона каждого из трех основных осцилляторов, модуляционного осциллятора и инсертных эффектов (то есть отслеживание клавиатуры). Есть три варианта: линейный (обычный), пользовательский и Off (отключено). Пользовательский вариант можно редактировать, перемещая точки на графическом дисплее слева. Создавать и удалять точки (максимум 16) можно нажатием правой кнопки. Панель KTR FLT (Keytracking Filter) также предназначена для отслеживания клавиатуры, но на этот раз фильтрами. Другими ее отличиями являются возможность определять зависимость для двух параметров каждого фильтра и редактировать оба варианта зависимости.

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

Панель Voicing (рис. 17) предназначена для управления полифонией. В поле Max устанавливается максимальное количество голосов полифонии. Поле Unisono определяет количество одновременного звучащих голосов при взятии одной ноты (чем эти голоса будут отличаться друг от друга, устанавливается в секции Unisono Spread). Ниже расположен переключатель режима полифонии: Polyphonic (многоголосный), Monophonic (одноголосный), Monorotate (вариант одноголосного режима, обеспечивающий отсутствие щелчка при прекращении звучания предыдущей ноты). Еще ниже, в секции Trigger, находится переключатель перезапуска модуляционных источников: Always (всегда), Legato (не перезапускаются при игре легато), Legato Triller (позволяет исполнять трели, удерживая одну ноту). Секция Unisono Spread содержит три кнопки включения и слайдеры, устанавливающие степень отличия голосов в режиме унисона (в полях слева и справа от слайдеров определяется диапазон): Pitch Cutoff (по высоте тона), Wavetable Position (по волновой форме из таблицы), Pan Position (по панораме). Переключатель справа от Pitch Cutoff позволяет выбрать режим расстройки: Centered (симметричное расположение по высоте вокруг основной ноты) или Chord (аккордоподобное расположение).

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

Панель Routing (рис. 18) показывает коммутацию элементов синтезатора. Кнопки с буквой B определяют отбор сигнала для секции обхода (а кнопки с треугольником — место возврата), кнопки с буквами FB — отбор для обратной связи, кнопки Ins 1/2 — расположение инсертных эффектов. Одновременно может быть активна только одна кнопка каждого типа.

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

На панели Global (рис. 19) есть поля подстройки и темпа, кнопки обнуления внутреннего счетчика темпа и синхронизации с внешним источником, переключатель качества (дублируется соответствующим меню на панели навигации). Секция Stop «Hold» Env содержит кнопку, прекращающую работу огибающих, находящихся в режиме Hold, и переключатель, позволяющий автоматически делать это при остановке секвенсора. Здесь же находятся органы управления копированием и рандомизацией параметров (всех или по отдельным блокам).

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

Практикум
В качестве опыта попробуем повторить знаменитую секвенцию из композиции «On the Run» группы Pink Floyd (альбом «The Dark Side of the Moon»). В оригинале для нее использовался аналоговый синтезатор EMS Synthi AKS (родственник VCS3), и, конечно, подобная задача, скорее, подошла бы для имитатора аналогового синтеза. Однако в данном случае нас интересуют модуляционные возможности Massive. Кроме того, на концертах Pink Floyd использовали для этой партии совсем не аналоговые инструменты Kurzweil K2000.

Начнем создание нового пэтча с выбора пункта New Sound в меню File (или просто нажав Ctrl + N). Как можно видеть на рис. 20, некоторые элементы синтеза предварительно включены и наиболее важные модуляционные назначения сделаны (например, четвертый генератор огибающей назначен на модуляцию уровня усилителя). Отключим секцию обхода (она нам не понадобится), а также эффекты (их временно).

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

Кстати, для тех, кто любит все переделывать под себя. Программа не позволяет изменить параметры пэтча, вызываемого с помощью команды New Sound — при сохранении предлагается указать другое название. Однако эти параметры записаны в файле Newsound.ksd, расположенном в основном каталоге программы (в том, где находится исполняемый файл, а не в тех, где хранятся пресетные и пользовательские пэтчи). И если открыть непосредственно этот файл, то его уже можно сохранить с новыми параметрами. Только рекомендую на всякий случай сделать копию первоначального файла.

Продолжим создание пэтча. Для начала перейдем на панель Global центрального окна и установим там темп 166 долей в минуту. Затем нажмем закладку четвертого генератора огибающей и переключим его в режим Hold, чтобы не надо было удерживать клавишу. Нажмем клавишу, соответствующую ноте ми малой октавы.

Мы слышим сигнал пилообразной формы, издаваемый первым осциллятором. В его меню выбрана волновая таблица Square-Saw I, содержащая формы от прямоугольной до пилообразной. Поскольку нам нужен прямоугольный сигнал, повернем регулятор Wt-position до конца влево. Теперь мы слышим прямоугольный сигнал, но для требуемой партии он высоковат, так что понизим его в дисплее высоты тона на октаву (12 полутонов).

Для создания партии нам нужен шаговый секвенсор. Нажмем закладку восьмого LFO и в меню справа поменяем режим на Stepper (см. рис. 13). Переключателем Sync синхронизируем его с базовым темпом программы. Полями Ratio установим длительность шага в одну шестнадцатую. Секвенция состоит из восьми шестнадцатых нот диапазоном в октаву: ми малой октавы, соль, ля, соль, ре, до, ре, ми первой октавы. Так как нам будет достаточно восьми из шестнадцати шагов, остальные отключим. Назначим Stepper на модуляцию высоты тона первого осциллятора: кликнем на модуляционной стрелке справа от заголовка 8 Step, затем на модуляционном окошке под дисплеем высоты тона первого осциллятора. Еще раз кликнем на этом окошке и, не отпуская кнопку, протащим курсор вверх, пока на дисплее справа от окошка не будет показано «12.00» — мы установили диапазон модуляции в одну октаву.

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

Теперь введем ноты в шаговый секвенсор. Сначала включим кнопку Snap to Grid, чтобы значения изменялись только целыми числами (в данном случае они соответствуют полутонам). Первый шаг оставим на изначальном значении (0), а остальные установим на значения 3, 5, 3, 10, 8, 10, 12. Секвенция готова.

Пропустим ее через фильтр. Переместим слайдер справа от первого осциллятора до конца вверх (положение F1), то есть сигнал этого осциллятора будет поступать только на первый фильтр. В самом фильтре выберем тип Lowpass 2 (НЧ-фильтр с крутизной 12 дБ/окт), установим регулятор частоты среза примерно на два часа, а резонанса примерно на час (см. рис. 1).

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

В оригинальном произведении во время звучания секвенции регуляторы частоты среза и резонанса вращались вручную. Если наша цель была бы такой же, то можно было бы назначить управление этими регуляторами на макроконтроллеры или напрямую на MIDI-сообщения. Но с целью исследования модуляционных возможностей программы автоматизируем управление этими регуляторами, используя LFO.

Регулятором частоты среза будет управлять пятый модулятор. Выберем его закладку в центральном окне и переключим режим на LFO (см. рис. 12). Слайдер XFade Curve переместим до конца верх — нам достаточно базовой синусоидальной формы волны LFO, без морфинга. Регулятор частоты установим примерно на восемь с половиной часов, что позволит получить плавное, медленное изменение. Теперь надо кликнуть на стрелке справа от заголовка пятого модулятора и потом на первом окошке под регулятором частоты среза фильтра. В окошке появится цифра 5 зеленого цвета — назначение сделано. Осталось только установить глубину модуляции, для этого надо щелкнуть на окошке еще раз и (не отпуская кнопку мыши) переместить курсор немного вниз. Около текущего положения регулятора появится дуга (часть кольца), одна половина которой будет зеленого цвета, а другая серого — это потому, что LFO производят биполярный сигнал, и значение параметра будет попеременно меняться в обе стороны.

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

Теперь, когда тембр секвенции плавно изменяется, она звучит намного интереснее. Но если для модуляции уровня резонанса использовать тот же пятый LFO, то изменения обоих параметров получатся полностью синхронизированными, что приведет к несколько механистическому звучанию, даже если для резонанса мы инвертируем модуляцию (при установке глубины модуляции переместим курсор не вниз, а вверх). А наше цель — имитировать ручное изменение параметров, не имеющее строгой периодичности. Потому для модуляции уровня резонанса мы используем шестой LFO, и установим у него немного другую частоту — регулятор примерно на девять часов. Все остальные параметры шестого LFO сделаем такими же, как у пятого, а модуляцию инвертируем. Таким образом, изменения тембра секвенции стали менее предсказуемыми, и хотя через определенное время они все равно повторяются, промежутки между повторами столь велики, что мозг их не запоминает.

Теперь займемся хетом. В оригинале эта партия получалась посредством фильтрованного белого шума с периодической модуляцией уровня. У нас есть генератор шума и свободный фильтр, но как получить собственно игру шестнадцатыми? В принципе, для этого можно было бы использовать генераторы огибающей, но они не имеют функции синхронизации. Так что тут нам поможет третий режим модулятора — Performer. Но сначала получим просто шум.

Генератор шума изначально включен, в нем выбран белый шум. Регулятор окраски установим примерно на полтора часа, переместим слайдер справа от генератора до конца вниз (сигнал пойдет только на второй фильтр) и увеличим уровень генератора соответствующим регулятором. Нет звука? Это потому что слайдер выходного уровня справа от второго фильтра находится в крайнем нижнем положении — переместим его на самый верх. Все еще нет звука? А это потому, что слайдер баланса выходных уровней обоих фильтров, расположенный еще правее, находится вверху — установим его в среднее положение, и вот он, шум. Выберем тип второго фильтра Highpass 4 (ВЧ 24 дБ/окт), установим у него регулятор частоты среза на середину и резонанс на минимум.

Пора создавать партию. Переключим седьмой модулятор (последний свободный) в режим Performer, включим у него синхронизацию с темпом (Sync) и установим в появившихся полях длительность шага в одну шестнадцатую. Слайдер Amp Mod переместим в крайнее верхнее положение, слайдер XFade Seq — в крайнее нижнее. Для партии нам будет достаточно восьми шагов, остальные отключим. Выберем форму волны в виде прямой линии, проходящей из левого верхнего угла в правый нижний, и назначим ее на каждый шаг, изменяя только начальный уровень, как показано на рис. 14. Теперь назначим седьмой модулятор на управление уровнем генератора шума и установим глубину модуляции. Здесь важно отметить, что модуляция должна увеличивать уровень генератора (курсор перемещаем вверх), чтобы на максимум модуляционного сигнала приходился максимум громкости, иначе ритмически секвенция и партия хета не будут совпадать. Поэтому регулятором уменьшаем уровень генератора шума до нуля и устанавливаем глубину модуляции до требуемого максимального значения уровня.

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

В принципе, на этом можно было бы закончить. Но у нас остались незадействованными два осциллятора и три генератора огибающей, так что продолжим.

В оригинальном произведении секвенция начинает звучать не сразу, а постепенно выплывает. Используем для этого третий генератор огибающей. Переключим его в режим Hold и установим первые пять регуляторов на максимум, чтобы получилась такая форма, как показано на рис. 21. Теперь назначим его на модуляцию уровня первого осциллятора (опять же, от нуля до требуемого значения). Готово, секвенция выплывает.

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

Но вначале у нас звучит только хет, тогда как в оригинале есть педальная низкочастотная нота, звучащая через всю композицию. Воспроизведем ее с помощью второго осциллятора. Я выбрал для него таблицу Drive II, но тут возможны варианты. Главное, понизить тон на октаву.

А третий осциллятор займется у нас имитацией вертолета, временами пролетающего в оригинальном произведении. Выберем таблицу Cicada и режим формирователя (Waveshaper) Bend-/+, установим регулятор Wt-position примерно на 11 часов, а Intensity примерно на час (рис. 22). Выход направим на первый фильтр.

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

Получилось неплохо, только у нас вертолет летает постоянно, тогда как надо, чтобы он иногда пролетал. Используем для этого первый генератор огибающей (рис. 23). Установим у него первые три регулятора на максимум, четвертый на минимум, пятый опять на максимум, последний (Release) — снова на минимум. В поле Loop укажем бесконечное количество повторов стадии поддержки, регулятор продолжительности цикла (S Loop) поставим на максимум. Назначим первый генератор огибающей на модуляцию уровня третьего осциллятора — от нуля до максимума.

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

Стало еще лучше, вот только даже максимальной громкости третьего осциллятора недостаточно. Так что придется уменьшить уровень остальных источников сигнала: второго осциллятора — регулятором уровня, первого осциллятора и генератора шума — уменьшением глубины модуляции. Ну и чтобы стало совсем хорошо, промодулируем регулятор Intensity пятым и шестым LFO с инвертированием и ограничением диапазона модуляции посредством первого генератора огибающей.

Стало хорошо, но не совсем. В идеале, конечно, вертолет должен пролетать из одного канала в другой. Однако Massive не имеет регулировки панорамы осцилляторов, и это, на мой взгляд, первое, что надо сделать во второй версии программы (конечно, это легко решается загрузкой двух экземпляров Massive с разными звуками в любой хост-программе, той же Kore 2, но тогда и нагрузка на компьютер серьезно увеличится). Вообще, возможности программы по созданию стереофонического звучания, можно сказать, никакие. Есть только общая регулировка, перемещающая весь звук по стереопанораме. В результате звучание нашей секвенции получилось плоским. Помочь тут могут только встроенные эффекты. Попробуем их применить.

Первым установим фейзер, его параметры изображены на рис. 24.

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

Стало немного лучше. Вторым — ревербератор (алгоритм Small Reverb, рис. 25). В общем, некоторая стереофоничность появилась, и на этом можно успокоиться. Эффекты в программе невыдающегося качества, и в больших дозах их лучше не применять.

native instruments massive что это. Смотреть фото native instruments massive что это. Смотреть картинку native instruments massive что это. Картинка про native instruments massive что это. Фото native instruments massive что это

Файл с этим пэтчем называется MO_OnTheRun.ksd (2 Кб).

Заключение
Начнем с недостатков. Во-первых, два уже упомянутых: невозможно посмотреть назначения каждого модулятора и нет панорамирования осцилляторов. Кроме того, у большинства параметров не показываются цифровые значения. Производитель заявляет, что это, дескать, «аналоговый подход», и рекомендует настраивать на слух. Однако я предпочитаю самостоятельно решать, какие части организма в какой момент использовать. Да и сами Native Instruments в мануале пишут «установите регулятор примерно на 70%», а не «чтобы звук ж-ж-ж изменился на з-з-з».

Программа сильно нагружает процессор. В автономном варианте на используемом компьютере (Windows XP SP1, Pentium IV 2,4 ГГц, 1 Гб RAM) со штатным пэтчем под названием Descending (именно этот пэтч используется для тестирования нагрузки на разных компьютерах пользователями форума на сайте Native Instruments, так что я решил поддержать традицию) один голос нагружает процессор на 14-15% при низшем уровне качества (Eco), на 19-20% при среднем (High) и на 24-25% при высшем (Ultra). Интересно, что нагрузка увеличивается группами по четыре голоса; то есть, при двух-трех голосах она практически не отличается от одноголосной, четыре голоса в режиме Eco дают нагрузку 24%, а восемь голосов — 32%.

Кстати, основная часть мануала в некоторых деталях уже не соответствует реальности (а иногда даже и приводимым в нем скриншотам). Правда, для версии 1.1 есть отдельное дополнение.

Пожалуй, не хватает арпеджиатора. В инструменте такого типа он был бы весьма кстати.

Одним из основных достоинств синтезатора является система модуляции. И даже не потому, что она хорошо развита, а из-за удобства и наглядности. Обычно скучные и трудоемкие операции назначения модуляторов, установки диапазона и т. д. здесь производятся легко и приятно. В какой-то мере, возможно, это сослужило программе плохую службу. Впечатленные системой модуляции, создатели пэтчей кинулись использовать открывшиеся возможности. В результате среди представленных пэтчей немало различных трюков (имитации речи, аудиолупов и т. д.), которые, может, и способны поразить воображение при прослушивании, но малоприменимы в реальной работе.

Другое важное достоинство — повышенное качество звучания по сравнению со многими другими виртуальными инструментами. Кроме того, качество звука не ухудшается в верхнем диапазоне, что редкость для таблично-волновых инструментов. Но на эту тему рассуждать бессмысленно — демоверсия доступна на сайте производителя, скачивайте и решайте самостоятельно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *