насыров ринат хамзиевич биография
Ринат Насыров, председатель исполкома Конгресса татар Тюменской области: «Благодаря нашему проекту люди знакомятся, влюбляются»
Тюменская область заинтересована в сохранении татарской культуры. Очень часто на праздниках в областной столице звучат песни и стихи на татарском языке, тюменцам знакомы татарские народные танцы и игры, в городе проводятся различные конкурсы на знание татарского языка.
В начале мая на Цветном бульваре прошла акция «Мин татарча сөйләшәм» («Я говорю по-татарски»). Мероприятие приурочили ко дню рождения поэта Габдуллы Тукая. В марте в Тюмени прошел финал VII открытого регионального конкурса «Звезда Сибири» и «Джигит» 2014. За эти почетные титулы соревновались семь девушек и семь юношей. Конкурс воспитывает татарскую молодежь в лучших этнических традициях, уверен председатель исполкома Конгресса татар Тюменской области, главного организатора проекта, Ринат Насыров.
– Основная цель конкурса – найти новые формы взаимодействий в татарском сообществе для сохранения нашей самобытности. Глобализация – это не пустой звук, она коснулась каждого, особенно молодежи. Сокращение преподавания родного языка, упадок национальной культуры, отсутствие грамотных духовных лидеров, способных отвечать вызовам современности. Все это и многое другое требует от нас находить разные формы коммуникаций. Конкурс – это самый простой способ привлечь внимание татар, в первую очередь, и, конечно, наше общество к этим, как нам кажется, проблемам нашего времени. Мы хотим дать молодежи шанс определиться, что знание своей истории, культуры, языка, религии – конкурентное преимущество в современном обществе.
– Как родилась идея создать конкурс?
– Совершенно случайно. В 2007 году мы решили провести конкурс фотографий среди татарских девушек, назывался он «Татар кызы» («Татарская девушка»). Претендентки высылали свои фото в национальных костюмах и рассказы о себе на татарском языке. И это публиковалось на страницах газеты «Сибирия – Себер Иле». Отклик со стороны читательниц был настолько велик, а фотографии настолько красивыми, что мы решили проводить финал на сцене. В 2008 году изменили название конкурса на «Звезда Сибири». Кастинг проходил в несколько этапов, в нем приняли участие более 100 девушек. Это был настоящий успех: зал был полон. А в 2009 решили объединить два конкурса на одной сцене: «Звезда Сибири» и «Джигит». Такого проекта, когда на одной сцене встречаются татарские девушки и юноши, нет ни в России, ни в мире.
– Девушки понятно, они всегда хотят получить доказательство своей красоты, но как вы набирали для участия в конкурсе юношей?
– Конкурс получил большой резонанс среди татарской общественности Тюмени. Но наша задача была объединить татарскую молодежь всей области. Поэтому организационная группа конкурса проехала по всем районам компактного проживания татар (Нижнетавдинскому, Вагайскому, Ярковскому, Ялуторовскому, Тюменскому, Тобольскому). Там мы провели отборочные туры, победители которых были включены в число финалистов областного конкурса. В результате в финал прошли 10 юношей и 10 девушек. Нам было важно соответствовать высокому уровню, поэтому на протяжении месяца мы каждые выходные собирали конкурсантов в областном центре для репетиций. Так, на протяжении двух лет, мы проводили отборочные туры во всех районах области. Потом уже про конкурс стали знать во всех татарских селах юга региона, и необходимость посещать районы отпала. Кандидаты на участие сами стали приезжать на отборочные туры. Кастинги длились с утра до вечера, через жюри проходили более 100 участников за день.
– Какие требования организаторы предъявляют к кандидатам?
– В первую очередь, это знание татарского языка. Нам важно, приводить в пример ту молодежь, которая говорит на родном языке. Отсюда следуют знание и уважение к татарским традициям, приобщение к культуре своего народа и гордость за свою нацию.
– Подготовка к финалу конкурса была напряженной. Участники жили в загородном лагере. Насколько нам известно, у них был очень насыщенный график. Расскажите, для чего нужна такая усиленная подготовка?
– С самого начала мы заявили о высоком уровне организации конкурса «Звезда Сибири» и «Джигит». Мы решили каждый раз удивлять зрителя ярким финальным шоу, чтобы для татар Тюменской области этот конкурс стал одним из любимых мероприятий в году. Ведь мы проводим его не только для участников, но и для зрителей. А так как большинство финалистов ни разу не стояли на сцене, с ними необходимо много репетировать. Исходя из этого, удобнее финалистов селить на две недели в загородный лагерь, где они готовятся к конкурсу в режиме нон-стоп.
С финалистами работают лучшие педагоги по татарскому языку, истории татар, имиджелогии, основам ислама, с ребятами занимаются хореографы и преподаватели по актерскому мастерству. Юноши осваивают технику национальной борьбы кореш, а девушки – тонкости татарской кухни. Таким образом конкурс становится более содержательным. С таким багажом знаний финалисты могут достойно представлять наш татарский народ на любых мероприятиях.
– В этом году в финале участвовало семь девушек и семь юношей, с чем связано сокращение числа финалистов?
– У каждого большого проекта есть периоды подъема и падения. К сожалению, последние два года количество заявок для участия в кастинге снизилось. Еще печальнее, что далеко не все из участников владеют татарским языком. И чтобы не терять качество финала конкурса, мы решили в финал выбирать не по десять, а по семь девушек и семь юношей. Хочу отметить, что мы вывели конкурс «Звезда Сибири» и «Джигит» из областного в статус регионального. И в этом году география проекта заметно расширилась. У нас есть участник из Республики Башкортостан и жительница Ханты-Мансийского автономного округа. Также мы сделали конкурс открытым для всего мира. За всем, что происходит от кастинга до финального шоу, можно следить на сайте конкурса. Он создан на площадке межэтнического портала «Вместе мир». Здесь вся информация о конкурсе: видеовизитки, блоги, фотографии конкурсантов, любая информация. На сайте было организовано голосование: посетители могли отдать свой голос за понравившегося им участника. Мы хотели, чтобы больше людей узнали о тюменском проекте «Звезда Сибири» и «Джигит».
– Многие смотрели онлайн-трансляцию конкурса. Это тоже часть плана по популяризации проекта?
– Сегодня мы живем в мире IT-технологий, и все значимые события находят свое отражение в Интернете. Поскольку мы заявляем о проекте как об уникальном, нам не стыдно показать его всему миру. В прошлом году мы сделали это в пробном режиме. Тогда конкурс посмотрели полторы тысячи человек. В этом году онлайн-трансляцию увидели более 40 тысяч. Это были на только российские зрители, но и жители ближнего и дальнего зарубежья. За конкурсом «Звезда Сибири» и «Джигит» 2014 в прямом эфире наблюдали из Амстердама, Парижа, Киева, Нидерландов, штата Флорида.
– По какому принципу выбрали победителей этого года?
– «Звезда Сибири» и «Джигит» – это некий собирательный образ татарской красавицы и юноши. Перед жюри стояла непростая задача, так как все финалисты уже достойны победы. Но для нас главными критериями были национальные ценности. Прежде всего, они говорят на родном языке, они любят свою культуру, традиции. Повторюсь, финалисты должны быть примером для татарской молодежи.
– А что, на ваш взгляд, в приоритете у татарской молодежи?
– Наши финалисты такие же представители современного поколения России. Они образованные, дружат со спортом, талантливы, занимаются творчеством, имеют активную жизненную позицию. В тот же момент у них есть интерес к познанию родного языка и культуры, они хотят знать историю татарского народа.
За эти годы через конкурс прошли более 600 юношей и девушек. Высшее достижение конкурса – это появление татарских семей. Далеко ходить не будем, 28 февраля 2014 года состоялся никах (татарская свадьба) между финалистами прошлых лет – Руфатом Калиевым и Динарой Назыровой. Благодаря нашему проекту молодые люди знакомятся, общаются, влюбляются. Ведь для многих важно создать семью с человеком своей национальности. Здесь, на конкурсе, создается среда для общения молодежи. У нас уже есть семь поколений финалистов, все они общаются и поддерживают друг друга. Практически все финалисты составляют костяк общественной организации «Союз татарской молодежи Тюменской области». А главное, у участников происходят изменения в мировоззрении. Они больше начинают понимать татарскую культуру. А человек, знающий свой язык, свои традиции, никогда не будет неуважительно относиться к людям другой национальности, понимая, что у другого есть дорогие сердцу ценности. Поэтому это очень актуальный проект на сегодняшний день.
Благодарим за помощь в подготовке материала пресс-секретаря Конгресса татар Тюменской области Софию Хайруллину.
Фото: Фото предоставлено пресс-службой Конгресса татар Тюменской области
Исламские новости
Формула татарина или Чем заполнить пустой народ?
Основная деятельность – поддержка полезных проектов, таких, как фольклорный фестиваль, например, или конкурс на образцовую татарскую девушку и лучшего джигита, где главным призом становится автомобиль. КТТО активно поддерживает всяческие стремления по исследованию истории, языка, сегодняшнего социального положения татар тюменской области, регулярно проводит семинары, чтения, конференции по результатам этих исследований.
Поэтому у Рината Хамзиевича есть хорошее представление о том, что происходит сегодня с татарами, и что нам всем следует предпринять, чтобы нация развивалась и процветала.
Беседа шла на фоне татарского концерта в Центре национальных культур города Ялуторовска, куда мы прибыли делегацией из Казани на празднование Маулида. Рината Хамзиевича, как одного из лидеров татарской общины, позвали на сцену, и он задал залу вопрос: «А здесь есть татары?» После выступления пояснил, что он имел в виду.
— Считают себя татарами, а о том, какие они татары, представления не имеют. Таких я называю заблудшими людьми, без ориентиров. Посмотрите, в чем выходят на сцену наши артисты. Зеленое платье с розовым платком, белые шаровары под юбкой. Никогда татарские девушки так не одевались. Но зрители не видят в этом ничего необычного. Станцевал артист чечетку под гармошку – зал в восторге. По идее он показал некрасивую пародию на наш татарский танец, но люди этого не понимают. Поэтому тех, кто сидит сегодня в зале, назвать татарами я не могу.
Кто же тогда татары? По словам Рината Хамзиевича, именно выяснением этого они и занимаются последние годы. Провели опрос среди 760 татар. Выяснили, что большинство тех, кто называет себя татарами, не знают своей истории, обычаев, религии.
Результаты исследований опубликованы в книге «Татары Тюменской области: история и современность». Теперь идет работа над вторым изданием, где будут выяснять причины возникновения этой пустоты. Какая ошибка привела к потере национальной идентичности? Затем ожидается третья книга, в которой подробно будет описано, как нам вернуть свое татарство, какими должны быть татары через 20 лет, и что нам для этого нужно делать уже сейчас.
— Я считаю, что из семи миллионов татар только 70 тысяч могут называться татарами. Откуда такая цифра? Просто посчитал, сколько человек приходит на пятничные намазы – не больше одного процента. У имана и у татарства есть степени – у кого-то они с маковое зернышко, у кого-то – вселенских масштабов. Татарство в человеке то усиливается, то уменьшается, это тоже надо учесть. Но сейчас татарский дух будет расти, все изменится. Ни один народ не исчезнет с лица земли, если встанет на халяльный путь.
ПЕРЕЗАГРУЗКА, или ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ПУТИНУ
Ринат Насыров считает, что власть Путина неполноценна, пока он четко не определил свое отношение к национальному вопросу, культуре, образованию. Вот и возникают абсурдные понятия: «русский грузин» или «русский татарин». Но равнодушие власти к проблемам национальностей, причесывание всех под одну гребенку вызывает протест у людей, особенно среди молодежи. Давление со стороны власти привело к обратному эффекту – из-под этой большой «пружины» выскочили маленькие «пружинки», ростки, и их уже не соберешь обратно.
— Давая одну и ту же копейку на развитие и татарам, которые, например, в тюменской области составляют 8 процентов населения, и немцам, которых всего один процент – надеяться на поддержку народа бессмысленно. По словам одной из общественных деятелей Тобольска Луизы Шамсутдиновой, на прошедших выборах в Тобольской области и Тобольске Единая Россия набрала всего один процент. Вполне может быть. Ведь в наших татарских деревнях происходят невероятные вещи. Есть в деревне школа, туда собирают детей из окружных деревень. Напротив школы через дорогу клуб. На улице минус сорок, в клубе минус тридцать. За последние двадцать лет в татарские деревни Тюменской области не приехал ни один преподаватель, ни один специалист по культуре. Вот впервые за эти годы появился преподаватель хореографии из Казани, мы ему дали жилье, и сейчас он работает в деревне Киндер. Я считаю, в сложившейся ситуации есть и ответственность Татарстана.
СИЛЬНЫЕ ТАТАРЫ – СИЛЬНЫЙ ТАТАРСТАН
— Татарстан должен понимать – для того, чтобы сохраниться, ему необходимо на что-то опираться. А это мы – татары в регионах. Надо создавать кластеры из сибирских татар, крымских, астраханских, новосибирских – и помогать им, поднимать на ноги эти группы. Придет время, они помогут Татарстану сохранить свою государственность. Но пока Татарстан это плохо понимает.
Я считаю – Татарстан сегодня должен показать свое великодушие по отношению к регионам компактного проживания татар. Если честно, чтобы поддержать татарское образование на уровне, в нашем регионе достаточно открыть 6 школ с детскими садами – в Тюмени, Тобольске, Томске, Кургане и т.д. Сделать это для Татарстана ничего не стоит. Зато в этих садах-школах дети с самого начала вырастут с пониманием, где его родина, какой у него его язык, культура, обычаи и традиции. Это единственный способ вырастить татар. Без этого всякие мероприятия наподобие сегодняшнего не имеют смысла.
По словам Рината Насырова, вполне уместно было бы открыть в Сибири филиалы Российского исламского университета, или Академии наук Татарстана. Пусть это потребует определенных затрат, зато люди получат место, где смогут изучать ислам, свое татарство. Исламское учебное заведение необходимо совместить со светским, считает Ринат Хамзиевич.
— Пусть студенты первые два курса изучают основы ислама, а остальные три курса – физику, математику, программирование, экономику, управление предприятием, менеджмент, маркетинг… Укрепив иман, человек получает полезные знания для жизни – только такая состоявшаяся личность может принести пользу и исламу, и татарам.
Но пока вопрос об открытии филиала РИУ не проходит дальше переговоров, сетует Ринат Насыров. Да и разговоры прекратились, когда дело дошло до реальных действий.
— Теперь перешли к обсуждению возможности открытия медресе. Я это называю мышиной возней. Мне кажется, до 2013 года здесь ничего не изменится, никакого филиала не появится. Единственный выход – создание частного и государственного партнерства с Татарстаном. Чтобы Татарстан работал здесь на уровне физических лиц, чтобы местные власти не имели возможности подавить на организованные структуры.
ДВА ГРЕХА, МЕШАЮЩИЕ РОСТУ
Конгресс татар тюменской области участвует в реализации тех проектов, которые приводят к объединению татар. Как и в других регионах компактного проживания татар, в Сибири достаточно много разрозненных общественных организаций, работающих параллельно, но преследующих одну цель. По словам Рината Хамзиевича, сейчас то же самое наблюдается среди молодежных татарских организаций – кто-то собирается вокруг религии, кто то предпочитает дискотеки, или спорт – каждый ищет свой путь. Но придет время, говорит Ринат Насыров, эти организации объединятся.
— Я считаю, что разрозненность татар из-за двух грехов, которые Аллах дает человеку с рождения. Первый грех – это лень, второй – скупость. Лень порождает ложь и оправдание. Аллах говорит: с ложью нельзя бороться, его можно только распознать, а это дается человеку с рождения. Борьба с ложью приводит к ее размножению. Поэтому надо бороться с ленью. Как? Загрузить человека работой. Но дать столько работы, с которым он справится, иначе он снова начнет обманывать. Если это случилось, значит, надо уменьшить нагрузку.
Второе – жадность, скупость. Из жадности происходит зависть, а из зависти – сплетни. Сплетни, по словам Аллаха, хуже прелюбодеяния, сплетничать приравниваются к поеданию мертвечины. Не надо искать источник сплетен. Чем больше в них копаешься, тем больше их становится. Чтобы искоренить сплетни, надо бороться с жадностью и скупостью. А как? Через благодарность, щедрость, труд, трудолюбие. К сожалению, у нашего татарского народа постепенно теряется понятие благодарности. Это потихоньку надо изменить, и только через благодарность, благородство можно изменить будущее нашего народа.
БЫСТРЫЙ ХАРАМ И ДОЛГИЙ ХАЛЯЛЬ
У Рината Насырова свой алгоритм превращения идеи, желания в совершенное действие и результат. Независимо от того, в какой области нужно получить этот результат, все начинается с вопросов: как, зачем, почему? Их задает себе человек на самом главном и самом долгом этапе к цели – когда идея переходит в намерение, в момент преддействия.
— Надо ответить на два вопроса: «Почему я это делаю?» и «Зачем я это делаю»? Зачем это нужно мне и моему племени – семье, друзьям, сообществу. И только после этого ставим вопрос «как?». Для кого-то, может быть, это вопрос технологий, а для меня просто выбор – честным путем я это делаю, разрешенным, халяльным, или нечестным.
Например, хочу купить машину, объясняет Ринат Хамзиевич. Самый быстрый способ достичь этого – выйти и отобрать деньги у кого-то, или взять кредит. Результат придет быстро, но и будет недолговечным.
— А есть другой путь: сконцентрировался, приложил усилия, не переступая за порог дозволенного, купил машину, может быть не такую большую и не так быстро, как хотелось. Но зато результат остается высоким, и не исчезает, как в первых двух случаях. Поэтому в основе каждого действия лежит главный вопрос: дозволенным путем я это сделаю или нет. Без этого выбора действие не произойдет, и не будет ответа на остальные вопросы.
НЕТ СОДЕРЖАНИЯ – НЕТ ЛИДЕРА
Ринат Насыров с единомышленниками ищет разные пути привлечения людей к исламу. Как-то в качестве эксперимента стали платить по 500 рублей дополнительно к пенсии старикам, исправно посещающим мечеть. В качестве вознаграждения за их помощь в организации мероприятий, участие в жизни махалли. Но через три месяца старики собрали эти деньги и принесли обратно Ринату Хамзиевичу, сказав, что встали на этот путь вовсе не из-за денег.
— Мечетей у нас достаточно, а вот народ туда не ходит. Почему? Потому что интеллектуальный уровень имамов остается низким. Людям не интересно приходить в мечеть. Им кажется, что это просто чаепития-посиделки, а реальной помощи от ислама они не увидят.
Но пустуют не все мечети. Мы сами стали свидетелями, как мечеть города Ялуторовска еле вместила желающих участвовать на Маулиде, и как молодой имам мечети Раиль хазрат смог объединить прихожан – был учтивым с аксакалами, и собрал вокруг себя молодежь. Раиль хазрат нам показался примером настоящего лидера общины.
— Когда кто-то начинает видеть в других лучшие стороны, помогает им раскрываться лучшими качествами, своей чистотой, то этого человека люди признают своим лидером. И происходит это только после того, как через этого человека люди получают знания. У пустого народа лидеров не бывает. Только наполнившее себя знаниями и духовностью сообщества выдвигают лидера из своей среды, в знак признательности и благодарности за знания.
ЗАБЫЛИ ПОСЧИТАТЬ САБЛИ
— Считаю, что за двадцать лет национального движения у татар так и не появилась тактика ведения борьбы за свои права. Что происходило здесь в середине 90-х? Татарские активисты вышли на площади с зелеными флагами, требуя территориальной самостоятельности сибирских татар, появился революционный настрой. Государство понимает: это же противостоящие нам силы! Сопротивляющийся народ. Надо уменьшить его численность. Как? Закроем школы, учреждения культуры, сократим количество языковых уроков. Сегодня исконно татарские земли Сибири пустеют – люди переезжают в города.
Ринат Насыров считает, что этого можно было бы избежать, если бы тогда хватило ума правильно действовать. Определить приоритетные вопросы и работать на их решение.
— Решили первостепенные задачи – остановились, проанализировали, рассчитали силы. «Посчитали сабли»: так, у нас 7 саблей, а надо девять. Что делаем? Находим их. Вот такой поступательной тактикой надо было двигаться. Все эти 20 лет ушли на приобретение опыта. Нас становилось меньше, ассимиляция по инерции продолжалась. Татарам всегда приходилось выживать, преодолевая трудности.
Ринат Хамзиевич подчеркивает, что сегодня очень важно выстраивать коммуникации между Казанью и регионами компактного проживания татар, чтобы было понимание: мы находимся в едином религиозном, культурном, экономическом пространстве.
— Зачем мне лично надо быть татарином? На этот вопрос для себя я уже давно ответил. Мой дед Абзал был очень щедрым, великодушным человеком, его звали «Золотой Абзал». Имел в Тюмени несколько домов, пережил репрессию и ссылку, умер в 96 лет. Дед говорил: никогда ничего не делай приоритетным. Ни здоровье, ни семью, ни работу. Все веди равномерно, давай одинаковую значимость. Вот это чувство меры, определение меры – для меня и есть татарство. Пример деда меня убеждает в этом. И если ты живешь, соблюдая данный баланс – значит, ты татарин.
На фото: Ринат Насыров выступает перед прихожанами мечети г.Ялуторовск Тюменской области
Милли Фирка
Формула татарина
Post navigation
15.02.2012
Формула татарина
Ринат Насыров — один из крупнейших бизнесменов Тюмени. Его молочный комплекс обеспечивает одну двадцатую часть рынка молочной продукции города и области. Несколько лет назад он вместе с другими местными татарскими бизнесменами учредил Конгресс татар Тюменской области.
Основная деятельность — поддержка полезных проектов, таких, как фольклорный фестиваль, например, или конкурс на образцовую татарскую девушку и лучшего джигита, где главным призом становится автомобиль.
КТТО активно поддерживает всяческие стремления по исследованию истории, языка, сегодняшнего социального положения татар тюменской области, регулярно проводит семинары, чтения, конференции по результатам этих исследований. Поэтому у Рината Хамзиевича есть хорошее представление о том, что происходит сегодня с татарами, и что нам всем следует предпринять, чтобы нация развивалась и процветала.
Пустой народ?
Беседа с корреспондентом «еТатар» шла на фоне татарского концерта в Центре национальных культур города Ялуторовска, куда мы прибыли делегацией из Казани на празднование Маулида. Рината Хамзиевича, как одного из лидеров татарской общины, позвали на сцену, и он задал залу вопрос: «А здесь есть татары?» После выступления пояснил, что он имел в виду.
— Считают себя татарами, а о том, какие они татары, представления не имеют. Таких я называю заблудшими людьми, без ориентиров. Посмотрите, в чем выходят на сцену наши артисты. Зеленое платье с розовым платком, белые шаровары под юбкой. Никогда татарские девушки так не одевались. Но зрители не видят в этом ничего необычного. Станцевал артист чечетку под гармошку — зал в восторге. По идее он показал некрасивую пародию на наш татарский танец, но люди этого не понимают. Поэтому тех, кто сидит сегодня в зале, назвать татарами я не могу.
Кто же тогда татары? По словам Рината Хамзиевича, именно выяснением этого они и занимаются последние годы. Провели опрос среди 760 татар. Выяснили, что большинство тех, кто называет себя татарами, не знают своей истории, обычаев, религии.
— По сути, это пустые татары. Мы сегодня — очень пустой народ. За прошедший век наше содержание уменьшилось, чуть ли не исчезло. Сейчас перед нами стоит задача наполнить наше внутреннее содержание — знаниями, и духовностью, светом Аллаха — через ислам. Я это называю «лечением» — с помощью религии, традиций, обычаев, воспитанием бабушек и дедушек.
Результаты исследований опубликованы в книге «Татары Тюменской области: история и современность». Теперь идет работа над вторым изданием, где будут выяснять причины возникновения этой пустоты. Какая ошибка привела к потере национальной идентичности? Затем ожидается третья книга, в которой подробно будет описано, как нам вернуть свое татарство, какими должны быть татары через 20 лет, и что нам для этого нужно делать уже сейчас.
— Я считаю, что из семи миллионов татар только 70 тысяч могут называться татарами. Откуда такая цифра? Просто посчитал, сколько человек приходит на пятничные намазы — не больше одного процента. У имана и у татарства есть степени — у кого-то они с маковое зернышко, у кого-то — вселенских масштабов. Татарство в человеке то усиливается, то уменьшается, это тоже надо учесть. Но сейчас татарский дух будет расти, все изменится. Ни один народ не исчезнет с лица земли, если встанет на халяльный путь.
Перезагрузка, или Чего не хватает Путину
Ринат Насыров считает, что власть Путина неполноценна, пока он четко не определил свое отношение к национальному вопросу, культуре, образованию. Вот и возникают абсурдные понятия: «русский грузин» или «русский татарин». Но равнодушие власти к проблемам национальностей, причесывание всех под одну гребенку вызывает протест у людей, особенно среди молодежи. Давление со стороны власти привело к обратному эффекту — из-под этой большой «пружины» выскочили маленькие «пружинки», ростки, и их уже не соберешь обратно.
— Давая одну и ту же копейку на развитие и татарам, которые, например, в тюменской области составляют 8 процентов населения, и немцам, которых всего один процент — надеяться на поддержку народа бессмысленно. По словам одной из общественных деятелей Тобольска Луизы Шамсутдиновой, на прошедших выборах в Тобольской области и Тобольске Единая Россия набрала всего один процент. Вполне может быть. Ведь в наших татарских деревнях происходят невероятные вещи. Есть в деревне школа, туда собирают детей из окружных деревень. Напротив школы через дорогу клуб. На улице минус сорок, в клубе минус тридцать. За последние двадцать лет в татарские деревни Тюменской области не приехал ни один преподаватель, ни один специалист по культуре. Вот впервые за эти годы появился преподаватель хореографии из Казани, мы ему дали жилье, и сейчас он работает в деревне Киндер. Я считаю, в сложившейся ситуации есть и ответственность Татарстана.
Сильные татары — сильный Татарстан
— Татарстан должен понимать — для того, чтобы сохраниться, ему необходимо на что-то опираться. А это мы — татары в регионах. Надо создавать кластеры из сибирских татар, крымских, астраханских, новосибирских — и помогать им, поднимать на ноги эти группы. Придет время, они помогут Татарстану сохранить свою государственность. Но пока Татарстан это плохо понимает.
Я считаю — Татарстан сегодня должен показать свое великодушие по отношению к регионам компактного проживания татар. Если честно, чтобы поддержать татарское образование на уровне, в нашем регионе достаточно открыть 6 школ с детскими садами — в Тюмени, Тобольске, Томске, Кургане и т.д. Сделать это для Татарстана ничего не стоит. Зато в этих садах-школах дети с самого начала вырастут с пониманием, где его родина, какой у него его язык, культура, обычаи и традиции. Это единственный способ вырастить татар. Без этого всякие мероприятия наподобие сегодняшнего не имеют смысла.
По словам Рината Насырова, вполне уместно было бы открыть в Сибири филиалы Российского исламского университета, или Академии наук Татарстана. Пусть это потребует определенных затрат, зато люди получат место, где смогут изучать ислам, свое татарство. Исламское учебное заведение необходимо совместить со светским, считает Ринат Хамзиевич.
— Пусть студенты первые два курса изучают основы ислама, а остальные три курса — физику, математику, программирование, экономику, управление предприятием, менеджмент, маркетинг… Укрепив иман, человек получает полезные знания для жизни — только такая состоявшаяся личность может принести пользу и исламу, и татарам.
Но пока вопрос об открытии филиала РИУ не проходит дальше переговоров, сетует Ринат Насыров. Да и разговоры прекратились, когда дело дошло до реальных действий.
— Теперь перешли к обсуждению возможности открытия медресе. Я это называю мышиной возней. Мне кажется, до 2013 года здесь ничего не изменится, никакого филиала не появится. Единственный выход — создание частного и государственного партнерства с Татарстаном. Чтобы Татарстан работал здесь на уровне физических лиц, чтобы местные власти не имели возможности давить на организованные структуры.
Два греха, мешающие росту
Конгресс татар тюменской области участвует в реализации тех проектов, которые приводят к объединению татар. Как и в других регионах компактного проживания татар, в Сибири достаточно много разрозненных общественных организаций, работающих параллельно, но преследующих одну цель. По словам Рината Хамзиевича, сейчас то же самое наблюдается среди молодежных татарских организаций — кто-то собирается вокруг религии, кто то предпочитает дискотеки, или спорт — каждый ищет свой путь. Но придет время, говорит Ринат Насыров, эти организации объединятся.
— Я считаю, что разрозненность татар из-за двух грехов, способность совершать которые Аллах дает человеку с рождения. Первый грех — это лень, второй — скупость. Лень порождает ложь и оправдание. Аллах говорит: с ложью нельзя бороться, его можно только распознать, а это дается человеку с рождения. Борьба с ложью приводит к ее размножению. Поэтому надо бороться с ленью. Как? Загрузить человека работой. Но дать столько работы, с которым он справится, иначе он снова начнет обманывать. Если это случилось, значит, надо уменьшить нагрузку.
Второе — жадность, скупость. Из жадности происходит зависть, а из зависти — сплетни. Сплетни, по словам Аллаха, хуже прелюбодеяния, сплетничать приравниваются к поеданию мертвечины. Не надо искать источник сплетен. Чем больше в них копаешься, тем больше их становится. Чтобы искоренить сплетни, надо бороться с жадностью и скупостью. А как? Через благодарность, щедрость, труд, трудолюбие. К сожалению, у нашего татарского народа постепенно теряется понятие благодарности. Это потихоньку надо изменить, и только через благодарность, благородство можно изменить будущее нашего народа.
Быстрый харам и долгий халяль
У Рината Насырова свой алгоритм превращения идеи, желания в совершенное действие и результат. Независимо от того, в какой области нужно получить этот результат, все начинается с вопросов: как, зачем, почему? Их задает себе человек на самом главном и самом долгом этапе к цели — когда идея переходит в намерение, в момент преддействия.
— Надо ответить на два вопроса: «Почему я это делаю?» и «Зачем я это делаю»? Зачем это нужно мне и моему племени — семье, друзьям, сообществу. И только после этого ставим вопрос «как?». Для кого-то, может быть, это вопрос технологий, а для меня просто выбор — честным путем я это делаю, разрешенным, халяльным, или нечестным.
Например, хочу купить машину, объясняет Ринат Хамзиевич. Самый быстрый способ достичь этого — выйти и отобрать деньги у кого-то, или взять кредит. Результат придет быстро, но и будет недолговечным.
— А есть другой путь: сконцентрировался, приложил усилия, не переступая за порог дозволенного, купил машину, может быть не такую большую и не так быстро, как хотелось. Но зато результат остается высоким, и не исчезает, как в первых двух случаях. Поэтому в основе каждого действия лежит главный вопрос: дозволенным путем я это сделаю или нет. Без этого выбора действие не произойдет, и не будет ответа на остальные вопросы.
Нет содержания — нет лидера
Ринат Насыров с единомышленниками ищет разные пути привлечения людей к исламу. Как-то в качестве эксперимента стали платить по 500 рублей дополнительно к пенсии старикам, исправно посещающим мечеть. В качестве вознаграждения за их помощь в организации мероприятий, участие в жизни махалли. Но через три месяца старики собрали эти деньги и принесли обратно Ринату Хамзиевичу, сказав, что встали на этот путь вовсе не из-за денег.
— Мечетей у нас достаточно, а вот народ туда не ходит. Почему? Потому что интеллектуальный уровень имамов остается низким. Людям не интересно приходить в мечеть. Им кажется, что это просто чаепития-посиделки, а реальной помощи от ислама они не увидят.
Но пустуют не все мечети. Мы сами стали свидетелями, как мечеть города Ялуторовска еле вместила желающих участвовать на Маулиде, и как молодой имам мечети Раиль хазрат смог объединить прихожан — был учтивым с аксакалами, и собрал вокруг себя молодежь. Раиль хазрат нам показался примером настоящего лидера общины.
— Когда кто-то начинает видеть в других лучшие стороны, помогает им раскрываться лучшими качествами, своей чистотой, то этого человека люди признают своим лидером. И происходит это только после того, как через этого человека люди получают знания. У пустого народа лидеров не бывает. Только наполнившее себя знаниями и духовностью сообщества выдвигают лидера из своей среды, в знак признательности и благодарности за знания.
Забыли посчитать сабли
— Считаю, что за двадцать лет национального движения у татар так и не появилась тактика ведения борьбы за свои права. Что происходило здесь в середине 90-х? Татарские активисты вышли на площади с зелеными флагами, требуя территориальной самостоятельности сибирских татар, появился революционный настрой. Государство понимает: это же противостоящие нам силы! Сопротивляющийся народ. Надо уменьшить его численность. Как? Закроем школы, учреждения культуры, сократим количество языковых уроков. Сегодня исконно татарские земли Сибири пустеют — люди переезжают в города.
Ринат Насыров считает, что этого можно было бы избежать, если бы тогда хватило ума правильно действовать. Определить приоритетные вопросы и работать на их решение.
— Решили первостепенные задачи — остановились, проанализировали, рассчитали силы. «Посчитали сабли»: так, у нас 7 саблей, а надо девять. Что делаем? Находим их. Вот такой поступательной тактикой надо было двигаться. Все эти 20 лет ушли на приобретение опыта. Нас становилось меньше, ассимиляция по инерции продолжалась. Татарам всегда приходилось выживать, преодолевая трудности.
Ринат Хамзиевич подчеркивает, что сегодня очень важно выстраивать коммуникации между Казанью и регионами компактного проживания татар, чтобы было понимание: мы находимся в едином религиозном, культурном, экономическом пространстве.
— Зачем мне лично надо быть татарином? На этот вопрос для себя я уже давно ответил. Мой дед Абзал был очень щедрым, великодушным человеком, его звали «Золотой Абзал». Имел в Тюмени несколько домов, пережил репрессию и ссылку, умер в 96 лет. Дед говорил: никогда ничего не делай приоритетным. Ни здоровье, ни семью, ни работу. Все веди равномерно, давай одинаковую значимость. Вот это чувство меры, определение меры — для меня и есть татарство. Пример деда меня убеждает в этом. И если ты живешь, соблюдая данный баланс — значит, ты татарин.
Алия Рамазанова, специально для «еТатар»