насиба камбарова биография диктор
РАНО МАДРАХИМОВА: РОЛЬ НА ВСЕ ВРЕМЕНА
Часто можно услышать такое выражение «Актриса одной роли». Наша сегодняшняя гостья примерила на себя не один кинообраз, хотя именно одна-единственная роль прославила ее на всю страну. В знаменитой комедии Шухрата Аббасова «Об этом говорит вся махалля» Рано Мадрахимова сыграла юную красавицу-архитектора Азизу. Зрители и подумать не могли, что перед ними не профессиональная актриса, а… диктор центрального телевидения. Да, романа с кинематографом в жизни Рано Мирзахалиловны не случилось, а вот слава одной роли осталась с ней на всю жизнь. 23 февраля Рано Мадрахимова отмечает свой 80-летний юбилей, накануне которого рассказала о своей интересной творческой жизни.
— Рано Мирзахалиловна, вот вы говорите, что актрисой так и не стали, значит, не было у вас такой мечты?
— Действительно, я никогда не грезила об актерской карьере. А вот к творчеству влекло всегда, активно участвовала в самодеятельности, пела, танцевала, когда еще училась в школе в Андижане. В 1959 году я поступила в Среднеазиатский государственный университет на исторический факультет, прошла путь от студентки до кандидата исторических наук, преподавала в Нархозе (сегодня Ташкентский экономический университет – прим.ред ).
— Как же свела вас судьба с кинематографом?
Опыт
— Какие впечатления остались от первого знакомства с кино?
— Пробная съемка проходила у нас на съемочной площадке в районе Бешагача. Я туда кое-как добралась – Ташкент знала еще плохо. Как раз в момент моего появления на площадке устанавливали свет, и что вы думаете, один из осветительных приборов рухнул прямо на меня! Серьезных травм, слава Богу, не было, но ревела я так, что утешать меня сбежалась вся съемочная группа (улыбается).
— Тяжело ли было сниматься, будучи совсем юной, без опыта актерской игры?
— Сейчас я с улыбкой вспоминаю некоторые моменты съемок. К примеру, мы долго снимали эпизод, когда актер Саънат Деванов должен взять меня за руку. Так вот, я категорично заявила, что не позволю этого(смеется). Режиссер Латиф Файзиев долго уговаривал, даже совестил. Но я была неумолима. Все-таки в те времена скромность била через край. Мало того, я вообще поставила условие: будете уговаривать – вообще откажусь играть. Так и не уговорили меня. Саъната снимали отдельно, меня отдельно. Встречались влюбленные только на расстоянии.
— Зато после выхода фильма на экраны вы проснулись знаменитой…
— После фильма «Священная кровь» у меня было немало приглашений. Но учеба была на первом месте и мама сказала: «В первую очередь ты должна думать об образовании, а потом о кино». Честно говоря, я и сама не горела желанием сниматься. Материальная сторона актерской профессии меня тоже не влекла. За съемки в фильме мне заплатили около 80 рублей, на эти деньги я купила шифоньер, чтобы поставить в своей комнате в общежитии.
— Тем не менее вы вновь попали на экраны, но уже в качестве диктора?
— А как вы попали к Шухрату Аббасову в «Махаллю…»?
— Шухрат Салихович увидел меня на экране в одной из телепередач и решил, что я подхожу по типажу. Мне позвонили с киностудии, пригласили на просмотр. Роль мне очень понравилась и оказалась близка по духу. Я росла в семье, где воспитание было твердым. Родители-педагоги к своим детям предъявляли серьезные требования. Моя героиня Азиза – тоже девушка с характером, воспитанная в строгих традициях. Мне это понравилось.
— Как сложились творческие отношения с режиссером?
— Как сложилась ваша семейная жизнь?
Познакомились с мужем мы не случайно. Тельман окончил Баумановское училище, вернулся домой в Ташкент, где отдыхал перед тем, как отправиться по распределению в Институт ядерной физики. Я тогда уже работала диктором. Однажды, когда они с другом Николаем сидели перед телевизором и увидели меня, Тельман хлопнул себя по коленке: «Какая хорошая девушка! Вот бы с ней познакомиться!» А Коля ему: «Это можно устроить. Она шьет пальто с каракулевым воротником у моего отца. Хочешь, познакомлю?». И вот однажды выхожу я из здания телецентра и вижу – жду меня двое ребят. Один из них Коля – мой хороший знакомый, а рядом с ним стройный красавец – мой будущий муж. Волосы шапкой, усы и кипенно-белый плащ. После знакомства мы еще год встречались, и Тельман по-рыцарски за мной ухаживал. И сейчас он всегда рядом со мной, сопровождает на все встречи, мероприятия. И я считаю, что жизнь наша сложилась лучше, чем в самом прекрасном фильме.
Беседовала Ольга ФАЗЫЛОВА
Фото из архива Р.Мадрахимовой.
История дикторов телевидения История Ташкентцы
История диктора телевидения начинается с 1956 года – открытия в Узбекистане Ташкентской Студии Телевидения. Профессия диктора и раньше практиковала в нашей стране, но это было на радио. После открытия телевидения появился спрос на телевизионных дикторов, для ведения передач разного направления и чтения информационных программ.
Первыми дикторами телевидения были Икбол Олимжонова и Юнона Столярова. В течение 57 лет, со дня основания телевидения дикторами проработали более 50ти человек. Некоторые из них, поработав незначительное время, по разным причинам, уходили на другую профессию. Но множества из них, всю свою жизнь провели здесь, в волшебном ящике, который называется «Голубой экран».
В первую очередь, мы должны вспомнить и отдать должное Джабирову Уктаму Мамаджановичу, диктору телевидения с первых лет основания. Уктам Мамаджанович родился в 1932 году в селе “Аввал”, Ферганского вилоята. Окончив среднюю школу приехал в Ташкент, для поступления на учебу в САГУ. Студент филологического факультета, любитель литературы и поэзии Уктам ака через знакомых узнаёт о проводимом конкурсе дикторов на радио и принимает для себя жизненно важное решение. Победив в этом конкурсе, он принимается на работу в качестве диктора Узбекского радио. Вскоре, открывается телестудия и в качестве самого подходящего кандидата, Уктама Мамаджановича переводят диктором телевидения. Всю оставшуюся жизнь он проводит здесь. Джабиров, работавший под началом Народных артистов Узбекистана Кадыра Махсумова, и Туйгуной Юнусходжаевой, принимавший их опыт и имея педагогические качества, принимает на себя обучение, подготовку молодых кадров. Работает с ними над произношением, речью, дикцией и голосом. Все это помогает и ему самому совершенствовать свои знания и опыт в дикторской карьере. Будучи главным диктором телевидения более тридцати лет, он оставался верным своему делу и призванию. Очень многие дикторы и ведущие, которые работают сегодня в разных каналах ТВ, даже никогда не работавшие с Уктамом Мамаджановым, считаются учениками «школы Джабирова», хотят они этого или нет. Он сумел создать свою, телевизионную «школу диктора». Уктам Джабиров был занят в программе «Ахборот», в самых простых, ежедневных передачах, Праздничных концертах и репортажах. Он был ведущим во многих республиканских торжествах в Узбекистане и всесоюзных мероприятиях в Москве.
В 4 томе Узбекской энциклопедии 1973 года, в статье диктор – есть такие строки: …«такие, как К.Махсумов, Т.Юнусходжаева, У.Джабиров, Н.Ибрагимова, Г.Мельникова подняли профессию диктора до уровня искусства». Это –признание творчества дикторов первого поколения.
Дикторы телевидения очень универсальны. Они не ограничивают себя только телевидением. Их приглашают в качестве ведущих больших праздничных концертов и в их числе праздники Навруз, Мустакиллик. Также они ведут концерты знаменитых артистов Республики. Они мастера не только своей профессии. Кто-то из них поэт, кто-то актёр, кто-то певец, а кто-то мастер дубляжа. Они “дикторы”, “ведущие”, “конферансье”, “тамада”…
11 февраля 1927 года впервые в радио эфире прозвучал голос диктора. Первым диктором был Назирхон Камолов. Хожимурод Авазходжаев был учеником Камолова и стал вторым диктором Узбекистана. Первым диктором из женщин была Фотима Юнусова.
Участники проекта
1. Турдиева Насиба.
2. Маликова Розия.
3. Шодмонова Клара.
4. Искандари Курбонали.
5. Тухтабаев Мурод.
6. Усмонова Азиза.
7. Федотов Юрий.
8. Юсупова Дилфуза Артиковна.
9. Абдуллаев Рихсилла Нигматуллаевич.
10. Мамадалиева Дилфуза.
11. Абрамова Ирина.
12. Хаджиев Мавлон.
13. Юсупова Халима.
14. Кобулова Дилбар.
15. Рахматова Рохила
16. Худойберди Мамадиев.
17. Гуков Александр.
18. Аминова Барно Анориддиновна.
19. Дилфуза Ғуломова.
20. Каюмова Дилдора.*
21. Столярова Юнона.*
22. Джабиров Уктам Мамаджанович.* 1932-1994. Заслуженый артист Республики Узбекистан. Диктор высшей категории.
23. Зуннунов Даврон Хасанович* 1940-2003. Заслуженный работник культуры Республики Узбекистан. Диктор высшей категории.
24. Ирлин Георгий Яковлевич*
25. Мельникова Галина Витальевна 23 декабря 1936г. Заслуженная артистка Республики Узбекистан. Диктор высшей категории.
26. Рахимов Мирзохид.* 30 сентября 1946г-2010г. Народный артист Республики Узбекистан. Диктор высшей категории.
27. Джураева Раъно Гафурджановна. Заслуженный работник культуры Республики Узбекистан. Диктор высшей категории.
28. Мирзаев Рахматилла Хидоевич.* 22 сентября 1954г. Заслуженный работник культуры Республики Узбекистан. Диктор высшей категории.
29. Умарова Дилором Кучкаровна. 1957г. 28 августа. Заслуженный работник культуры Республики Узбекистан. Диктор высшей категории. Программа «Ахборот», праздничные концерты, развлекательные передачи, Правительственные концерты и мероприятия. «Самый активный диктор» — 2009 года. Член «Гильдии работников культуры и искусства». Награждена орденом “Дустлик”.
30. Юлдашев Муслимбек Исламович 1958 г. 12 июня. Заслуженный работник культуры Республики Узбекистан. Диктор высшей категории. Программа «Ахборот», праздничные концерты, развлекательные, авторские передачи, Правительственные мероприятия.
31. Утбасаров Абдумумин Абдумаджидович.* 1960 г. 24 апреля. Заслуженный работник культуры Республики Узбекистан. Диктор высшей категории. Программа «Ахборот», праздничные концерты, развлекательные передачи, Правительственные мероприятия.
32 Каюмов Шухрат. 5 марта 1969г. Заслуженый артист Республики Узбекистан. Диктор высшей категории.
33. Рустамова Дилдора Насриевна. 1976г. 6 августа. Заслуженный работник культуры Республики Узбекистан. Диктор высшей категории. Работает с 1997 года. Программа «Ахборот», праздничные концерты, развлекательные передачи, Правительственные мероприятия.
34. Ирматова Сурайё Абдукаюмовна
35. Низомходжаева Дилдора Эркиновна 13 апреля 1969г. Диктор высшей категории.
36. Абдукадырова Дилфуза Эркиновна. 18 август 1970г. Диктор высшей категории.
37. Рахимова Раъно Мирфозиловна. 20 апреля 1980г. Диктор 2й категории.
38. Захирова Намуна.
39. Бадалов Алишер Норматович.
40. Рахматджанов Шухрат Алимджанович. 2 июля 1975г. Диктор 2й категории.
41. Камбарова Насиба Ахмадалиевна. 1945г.. Заслуженная артистка Республики Узбекистан.Диктор высшей категории.
42. Ибрагимова Насиба Исмаиловна. 1 мая 1942г. Заслуженая артистка Республики Узбекистан. Диктор высшей категории.
43. Бабаджанов Фарход 1950г. Заслуженый артист Республики Узбекистан. Народный артист Каракалпакстана. Диктор высшей категории.
44. Максудова Насиба Муродовна. 12 апреля 1948г.Диктор высшей категории.
45. Каратаева Максуда. Диктор 1й категории.
46. Ахмедова Мавлуда Ташпулатовна. 29 августа.Диктор 1й категории.
47. Полевая Ольга Николаевна.
48. Ершова Лариса Вениаминовна. Диктор высшей категории.
49. Зияев Ботир Фархадович.
50. Турсунова Севар Жалиловна. Жалиловна.Диктор высшей категории
51. Олимжонова Икбол.
52. Мадраҳимова Раъно.
НАСИБА ҚАМБАРОВА: «КЕЛИНИМГА ҲАВАСИМ КЕЛАДИ!»
Ўзбекистонда хизмат кўрсатган артист Насиба Қамбарова кўп йиллар мобайнида Ўзбекистон телевидениесида сухандон, журналист бўлиб ишлаган. У олиб борган кўрсатувларни катта авлод вакиллари ҳанузгача эслаб туришади. Айни кунда набираси Азаматжон ва набира келини Мадинабонуларнинг ардоғида яшаётган Насиба опа билан ҳаёт йўллари тўғрисида суҳбатлашдик.
— Насиба опа, сиз билан қўнғироқлашганимда, бугун ишларим кўп, келинг, эртага суҳбатлашайлик, дедингиз. Агар сир бўлмаса, сиз қандай юмушларни кўзда тутган эдингиз?
— Кўриб турганингиздек, уйимизни таъмирлаяпмиз. 4 ойдан буён усталар билан бирга зарур қурилиш ашёлари олиш учун бозорга қатнаб турибман. Шу ёшимда ҳам тиниб-тинчимасдан ҳовлимиз янада кўркам бўлиши учун интилаяпман.
— Усталар билан бозорга ўз шахсий автомобилингизда бордингизми? Бугунги кунда Тошкент кўчаларида енгил машиналар оқими кўплигидан тиқилинчлар бўлиб қолаяпти. Сиз неча йилдан буён автомобиль ҳайдайсиз?
— 1968 йил, илк марта рулга ўтирганимда, анча қўрққанман. Ҳозир эса ўрганиб кетганман. Йўл қоидаларига риоя этиб юраман, ҳеч қачон тезликни оширмайман. Светофорларга камералар қўйилганидан кейин ҳайдовчилар ҳам анча тартибли бўлиб қолишди, кимўзарлар камайди, назаримда.
— Кўча тасодифларга тўла, дейишади. Шунча йил мобайнида йўлда жуда кўп қизиқарли воқеалар рўй бергандир.
— Машина бошқаришни энди ўрганаман деган одам, албатта, бир марта боши деворга урилади, дейишгани рост гап. Мен сигирни уриб юборганман. Сигир беш-ўн метр нарига учиб кетган. Тўғриси, ўзимни машинасиз тасаввур қилолмайман. Невараларимга ҳар доим менинг машинамга тегманглар, бу қўл-оёғим, инвалид аравачам, дейман. «Лексус» – инвалидлар аравачаси бўлса, ёмон эмас, бувижон», дейишади улар ҳам кулиб. Кимнидир кутишни ёки куттиришни, бировдан манфаатдор бўлишни унчалик хушламайман. Шунинг учун барча оғирликни ўз зиммамга олишга ҳаракат қиламан.
— Умрингизнинг кўп қисмини телевидениеда ўтказгансиз. Ўзингиз ишлаган қадрдон даргоҳни хотирлаганингизда кимларни миннатдорлик билан эслайсиз?
— Айни дамда телевидениеда фаолият юритаётган сухандонлар билан сиз ишлаётган пайтдаги сухандонлар ўртасида тафовут анча катта.
— Ҳозир сухандонлар деярли қолмади. Бизнинг пайтимизда сухандонлик санъат даражасига кўтарилган эди. Балки мен бу сўзларим билан бироз инжиқлик қилаётгандирман. Кўрсатувни олиб бораётганлар ҳар доим ҳам адабий тил нормаларига амал қилишмайди. Ваҳоланки, бундай гапиришга ҳеч кимнинг ҳаққи йўқ. Бирорта нотаниш ёки хориж сўзлари учраса, луғатдандан маъносини кўриб, урғуни қаерга қўйиш кераклигини қайта-қайта такрорлаб ўрганардик. Айни кунда эса шартта-шартта ўқиб кетаверишади. Ҳозирги сухандонлардан Дилдора Рустамовани ажратиб кўрсатишим мумкин. У биринчиликни қўлдан бой бермаяпти, ҳам кўриниш жиҳатдан, ҳам ўз касбини яхши билиши билан.
— Ҳа, бу гапларингизда жон бор. Катта авлод Насибалар, дея сизларни кўп эслайди.
— Дастлаб Насиба Турдиева билан тўртта бўлганмиз. У Ўктам Жобировга турмушга чиққанидан сўнг сухандонликни давом эттирмаган. Уч Насибанинг уч хил характери бор эди. Менда лирика, Насиба Ибрагимовада сиёсат, раҳматли Насиба Мақсудовада ташкилотчилик кучли дейишарди. «Дийдор ширин» каби кўрсатувни тайёрлаш битта тўй қилиш билан баробар, деб ўйлайман. Эшитишимча, сўнгги кўрсатувни тунги учгача ёзишган. Насибахон яна эрталаб соат тўққизда ишга келган. Юрагини бериб, жон-дили билан ишлаган. Бир ойда 4 та кўрсатув тайёрлаш осон эмас, ахир. Мухлисларнинг олқиши уни яна олдинга ундайверган.
— Сизнинг ҳам мухлисларингиз ўша кезларда жуда кўп бўлган.
— Баъзан телевидениенинг олдида ишдан чиқишимни кутиб ўтиришарди. Нокамтарликка йўйманг-у, ҳатто Қашқадарёдан ҳам бир суҳбатлашиб кетай, деб келишган. Яратганга шукр, ҳозир ҳам йўқлаб туришибди. Яқиндагина бир йигит қўнғироқ қилиб, «Онам сиз билан бир марта кўришишни умр бўйи орзу қилганлар», деди. «Узр, уйда сизларни қабул қилолмайман, оёқ босадиган жой йўқ, ремонт кетаяпти», десам, «Сизни бошқа жойда биз кутамиз. Онамнинг орзуларини рўёбга чиқармоқчиман. Телефон рақамингизни жуда қийинчилик билан топдим», деди. Улар айтган жойга борсам, наманганлик, фариштагина аёллар дастурхон атрофини тўлдириб ўтиришибди. Мени кўрмоқчи бўлган аёлнинг ёнига келинлари, қизлари, яна бошқа яқинлари қўшилишиб кўпайиб кетишибди. Мириқиб суҳбатлашдик.
— Насиба опа, ҳаёт йўлларингизнинг бурилиш нуқталарини айта оласизми?
— Ўғлим Аброржон туғилган йили «Улуғбек юлдузи» фильмида суратга тушганман ва ўғлимнинг вафот этган пайтлари. «Улуғбек юлдузи»да Феруза образини гавдалантираётганимда ҳомиладорлигим боис ижодий гуруҳ аъзолари мени асраб-авайлашга ҳаракат қилишган. Фильм Самарқанд ва Бухорода 10 ой мобайнида машҳур режиссёр Латиф Файзиев режиссёрлигида суратга олинган. Шу даврда мени сухандонликдан озод этишган. Бу фильмда ўзбек киносининг дарғалари, жумладан, Шукур Бурхонов билан роль ўйнаш мен учун фахр бўлган.
— Нима учун ушбу кинокартинага сизни таклиф этишган: гўзаллигингиз сабабми ёки.
— Ким билади дейсиз. Ўшанда жуда кўпчилик мени шу фильмда иштирок этишимни истагани аниқ. Шукур Бурхоновдан то мусаввир Чингиз Ахмаровгача. Чингиз ака нимагадир Ферузанинг юз тузилишини айнан меникига ўхшатиб чизиб берган эканлар. Фильм суратга олинганда 21–22 ёшларда эдим. Асли, ёшликнинг ўзи гўзал.
— Ижроингиздан кўнглингиз тўлганми?
— Жуда мамнун бўлганман, дея олмайман. Ёшлик, тажрибасизлик бўлган, албатта. Йиллар сурони ақлингизни тўлиштиради, тажрибангиз ошади. Ўзимга Улуғбек билан ажрашиш саҳнаси манзур бўлган. Бухоронинг чўлларида отда юрганларим дилимда яхши хотираларни қолдирган. Ҳомиладорлигим учун ижодий гуруҳ «Буни эҳтиётлайлик, яна эридан балога қолмайлик», дея юввош отларни олиб келтиришганини ҳеч қачон унутмайман. Ўшанда, ҳатто, от минишни ҳам билмасдим. Улуғбек тожу тахтни ташлаб кетаётганида қаҳрамоним унинг ёнида отда кетиши керак эди.
— Эшитишимизга қараганда, исмингизнинг ўзига хос тарихи бор экан.
— Дунёга келишимга саноқли кунлар қолганида отам Аҳмадали Қамбаровни урушга олиб кетмоқчи бўлишади. Шунда раҳбарлар «Туғилажак фарзандини кўриб кетсин» деб, бир ойга урушдан олиб қолишган экан. Мен 1942 йилнинг 12 августида туғилганман. Шунинг учун яқинларимиз «Насибали қиз экан, отасини бир ой урушдан олиб қолди» деб исмимни Насиба қўйишган. Урушга кетган отамни эса онам ва икки опам билан умрбод кутиб яшадик.
— Туғилган кунингизни нишонлашни хуш кўрасизми? Мен негадир ёқтирмайман.
— Мен ҳам. Лекин пайғамбар ёшига кирганимда мана шу ҳовлига жуда кўпчилик яқинларим ва дўстларимни таклиф этганман. Бошқа пайтлари эса мени қадрлаган, ҳурматлаган кишилар ўзлари келиб, табриклаб кетишади.
— Шу улуғ ёшда ҳаётдан нимани кутасиз?
— Фарзандларим, набираю эвараларимни доимо соғу саломат юришларини Яратгандан сўрайман. Доғини кўрмайин дейман. Яқинларимни йўқотишдан жуда юрак олдириб қўйганман. Ҳозир сал шамоллаб қолишса ҳам, дарди дунём қоронғи бўлиб кетади.
— Дўстлар бошга ташвиш тушганда билинади, дейишади. Яккаю ёлғиз ўғлингиз Аброржон вафот этганда дўстларингиз саралаган бўлса, ажаб эмас.
— Айни дамда бахтни нималарда кўрасиз?
— Ўйлашимча, ҳар қандай аёл учун фарзандларининг камолини кўриш энг катта бахт. Ҳазрат Алишер Навоийнинг «Ўзгаларнинг бахтини кўриш, ҳис этиш ҳам бир бахт» деган сўзлари бор. Турмуш ўртоғи билан қўша қаришни ҳам бахт, деб биламан.
— Орзуларингиз ким билан боғлиқ?
— Албатта, эвараларим билан.
— Агар ТВ да бирор кўрсатувни олиб боришга таклиф этишса.
— «Ғазал кечаси»ни тиклаб, Фузулий ғазаллари билан ишни бошлаган бўлардим. Назаримда, ҳозир бадиий кўрсатувлар камайиб кетган. «Оталар сўзи – ақлнинг кўзи», «Қўшиқларда қиз қалби», «Лирика кечалари»нинг ўз ўрни ва кўплаб томошабинлари бўлган. Шу каби кўрсатувлар кўпайтирилиши керак.
— Қайноналик илми. Набира келинингиздан нималарни талаб қиласиз?
— Ўғил набирам билан аҳил-иноқ яшаса, фарзандларига яхши қараса, хурсанд бўламан. Унинг эрининг айтганларини сўзсиз бажараётганини кўриб, жуда тўғри қилаяпти, деган ўйга бораман. Келинимга қараб ҳавасим келади. Чунки шон-шуҳрат, машҳурлик, карьера жуда қисқа фурсатда ўтиб кетаркан. Оила аёлнинг энг катта ҳаёт устуни экан. Қайноналар фарзандлари — келини ва ўғли осойишта турмуш кечираётганини кўрса, икки қўли фақат дуода бўлиши керак.
Дилором Камбарова
Дилором Файзуллаевна Камбарова. Родилась 27 апреля 1957 года в Маргилане (Узбекская ССР). Узбекская советская киноактриса. Заслуженная артистка Узбекской ССР (1985).
Дилором Камбарова родилась 27 апреля 1957 года в узбекском городе Маргилан, расположенном на юго-востоке Ферганской долины в предгорьях Алайского хребта.
Уже в возрасте пятнадцати лет начала сниматься в кино, с 1974 года — актриса киностудии «Узбекфильм».
Дебютировала с главной роли в боевике узбекского режиссера Али Хамраева «Седьмая пуля», исполнив роль Айгуль.
Дилором Камбарова в фильме «Седьмая пуля»
Окончила Ташкентский театрально-художественный институт им. А.Н. Островского.
В 1982 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, актерская мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой.
Дилором Камбарова в фильме «Пираты XX века»
В 1985 году Дилором Комбаровой было присвоено звание Заслуженная артистка Узбекской ССР.
Сыграла главные роли в фильмах «Триптих» (Халима), «Шанс» (Милица Федоровна в молодости) и «Последнее путешествие Каипа» (красавица Айша), «Продавец снов» (Джок). Также стоит отметить роль Дили в советском криминальном боевике «Один и без оружия».
Дилором Камбарова в фильме «Шанс»
Дилором Камбарова в фильме «Один и без оружия»
Позже эмигрировала в США.
В начале 2000-х работала манекенщицей в Сиэтле.
Личная жизнь Дилором Камбаровой:
Состояла в браке с режиссером Владимиром Хотиненко.
У пары родилась дочь Полина Владимировна Хотиненко, художница-аниматор, художница по костюмам, живет в Лос-Анджелесе, Мюнхене и на Бали.
Фильмография Дилором Камбаровой:
Этот посетитель оставил мне € 500 чаевых — как официантка стала гендиректором
«Мы не можем найти фото Гузели Камбаровой!» — сказал редактор. И добавил: «В этой папке нет гендиректоров, тут только снимки какой-то девушки». Да-да, люди удивляются, узнав, что Гузеля Камбарова в 34 года занимает пост гендиректора крупнейшей в стране сети ресторанов!
Когда-то обычная 22-летняя девушка приехала из Кыргызстана и устроилась официанткой в ресторан Санкт-Петербурга. Спустя всего три месяца она стала руководителем сразу двух питерских заведений!
Сейчас Гузеля Камбарова работает генеральным директором крупнейшей сети ресторанов Кыргызстана. Она откровенно рассказала про свой нелегкий путь на вершину.
— Расскажите о своем детстве.
— Не могу сказать, что оно у меня было счастливым. Мама родила меня в первом браке, с отчимом мои отношения не сложились.
Чтобы не создавать дискомфорт в маминой семье, бабушка с дедушкой забрали меня на воспитание. Но у них не всегда получалось возиться со мной, и я жила у родственников: то у дяди полгода, то у тети — год. Была то в Кыргызстане, то в России, то в Узбекистане.
Я не жалею о своем детстве, ведь оно сделало меня сильной, гибкой, упорной. Сменив 16 школ, я научилась находить общий язык с людьми. Мне пришлось очень рано повзрослеть: в 14 лет я уже поступила в университет.
— Вы ведь рано стали работать, не так ли?
— Да, еще на втором курсе устроилась посудомойкой. Просто у нашей семьи было тяжелое материальное положение. Например, в университете я носила вещи, оставшиеся еще с девятого класса. Как видите, не до лоска.
Затем стала официанткой. Повезло, что я была рослым ребенком: в мои четырнадцать мне давали все семнадцать.
— Расскажите о бишкекских кафе того времени. Какими они были?
— В начале 2000-х ресторанная сфера в Бишкеке только зарождалась. Особой популярностью пользовались места, где играли музыканты и подавали мясо по-французски.
Это был богатый опыт. Позже я написала пособие для официантов на 150 страниц, где подробно описывается, что можно делать, а что категорически нельзя.
— Как вы уехали работать в Санкт-Петербург?
— У меня там живет тетя. Работу я нашла быстро, ведь в точках общепита всегда требуются люди. За три месяца я из простой официантки превратилась в управляющую двумя ресторанами.
— Как вам это удалось?!
— Тот ресторан принадлежал крупной компании, которая также владела строительным бизнесом. Как-то раз у нас проходил большой банкет, за столом сидел хозяин этого бизнеса.
Официанты боялись к нему подходить, и я решила обслужить его сама. Неожиданно мы разговорились, он стал задавать вопросы о моем образовании, цели в жизни. Я не сразу поняла, что это собеседование.
Потом мне предложили взять бразды правления этим рестораном в свои руки. Вскоре под моим руководством было уже два заведения. На тот момент мне исполнилось всего 22 года.
— Но вы ведь оставили эту работу, чтобы снова стать официанткой. Зачем?
— Во-первых, в новом ресторане хорошо обучали сотрудников, а во-вторых, там хороший заработок. Попасть туда было очень непросто.
В этих местах ты обслуживаешь максимум 10 человек в день, средний чек начинается от 500 долларов, а твой клиент может заплатить 10 тысяч долларов за вино.
— Почему вы решили вернуться в Бишкек?
— Я и не думала возвращаться! Просто 6 лет назад приехала на месяц повидать родных и… осталась.
— Было ли что-то такое на родине, к чему пришлось заново привыкать?
— Меня поразила всеобщая грубость. Я ведь помнила, какие в Бишкеке доброжелательные люди, а тут что-то изменилось. Какой-нибудь молодой человек может плюнуть, попасть на твою обувь и даже не извиниться. Меня очень смутила агрессия мужчин по отношению к женщинам.
— Легко ли вы нашли работу?
— Год я сидела дома — хотелось отдохнуть. А потом узнала, что знакомые семьи ищут человека к себе в компанию. Так я устроилась HR-менеджером в одно заведение. Там и работаю по сей день.
Сначала занималась подбором персонала, но стала подмечать, что можно улучшить в работе заведения, делопроизводстве. Постепенно стала управляющей.
Дело пошло. Через 6 месяцев мы открыли свое первое заведение — чайхану NAVAT. Наш бренд стал зарождаться с открытием еще одного заведения — мы поняли, куда надо стремиться. Потом открылась еще одна точка, следом еще… Сейчас у нас семь заведений, еще три на стадии строительства.
— Как вас назначили генеральным директором?
— Все решилось само собой. Два года назад ко мне пришли и сказали: «Давай ты займешь эту должность, все равно без твоей подписи тут ничего не происходит». На тот момент мне исполнилось 32 года.
— Сложно ли управлять такой махиной?
— Я создала всю систему сама, спотыкаясь на собственных граблях. Особенно тяжело нам далось открытие третьего заведения, так как катастрофически не хватало сотрудников. Сейчас-то мы сами готовим для себя персонал. Например, у нас работают двое управляющих, которые когда-то устраивались к нам официантами.
— Часто владельцы ресторанов жалуются, что в Бишкеке молодежь не воспринимает труд в кафе как работу. Для большинства это что-то временное.
В кафе всегда есть возможность роста. Можно зарабатывать вполне приличные суммы, все зависит от желания человека. Кто-то обслуживает два столика в день, а кто-то — 30. В среднем официанты в Бишкеке получают около 25 тысяч сомов, плюс чаевые. Сколько оставляют клиенты, мы не знаем.
— А сколько не стыдно оставить официанту?
— Если меня обслужили хорошо, я оставлю 15-20 процентов от счета. Если плохо — 5.
— Бытует мнение, что у нас на серьезные должности попадают только родственники владельца компании. Как вы к этому относитесь?
— Вы думаете, человек готов рискнуть многомиллионным бизнесом, чтобы трудоустроить какую-нибудь родственницу? Вряд ли.
— Какие блюда в Бишкеке самые востребованные?
— Национальные, которые мы едим каждый день. Мы любим наедаться порцией больших и вкусных мант за 200 сомов. Такая кухня всегда будет востребована.
А вот европейские блюда в нашем заведении не пошли. Нет, речь не о бефстроганове, в каждом доме знают, что это такое. Я имею в виду салаты с кисло-сладкими соусами или креветками. В других заведениях это популярно, но к нам люди приходят за национальной кухней.
— У нас часто можно услышать про массовые отравления в кафе. Почему так происходит?
Именно поэтому большинство рестораторов хотят полностью запретить приносить с собой продукты извне.
— У вас в заведении есть такое ноу-хау: приносить гостям небольшую чашку чалапа. Как вы это придумали?
— Сейчас во многих кафе гостям подают комплименты: сухарики, варенье, конфеты. Мы решили тоже подать напиток, который бы вызывал желание поесть и ассоциировался с национальной кухней. Идея зашла великолепно!
Вообще, у нас было много экспериментов. Какое-то время наши официанты присаживались на корточки, чтобы создать визуальный контакт с гостем. Но они нововведение не поняли, и мы от этой идеи отказались.
— Расскажите о вашей семейной жизни.
— Я в разводе. У меня был ранний брак — вышла замуж в семнадцать. Когда мне исполнилось 19 лет, у нас родился сын, а спустя год мы подали на развод. Расстались не потому, что он плохой. Дело в том, что мы были больше друзьями, чем супругами.
На самом деле я ни о чем не жалею. Я двигалась вперед, ведь за плечами были сын, мама. Сложности ведь только мотивируют.
Обязательно почитайте интервью с Инабат Латиповой. Она 9 лет сидела дома с детьми, а теперь топ-менеджер крупной сети ресторанов.