наша жизнь предопределена богом

Предопределена ли судьба человека?

Многие с детства слышали выражение «от судьбы не уйдёшь» и разговоры о том, что всё предопределено свыше, однако православные священники всячески отвергают подобные трактовки, открыто заявляя, что никакой судьбы нет и верить в неё не нужно. Вот как относится церковь к такому понятию как судьба и жизненное предопределение.

Выбор поступка определяет жизнь человека

Церковь придерживается мнения о том, что жизнь человека в его руках и что многое зависит от поступков, жизненного выбора человека. Совершая добрые и злые поступки, следуя закону мира невидимого, человек сам предопределяет то, что может произойти с ним в будущем. Например, если он последует законам справедливости и доброты, божественной истины, его будет ждать благополучие, где бы он ни находился и чем бы ни занимался, а, выбирая путь преступного мира, он неизбежно может оказаться на нарах и это не предопределение судьбы, как считают гадалки и экстрасенсы, а результат свободного выбора.

Господь дал человеку свободу воли и разума. Поэтому в церкви и существует Таинство Покаяния, которое позволяет душе очиститься от грехов, болезней и страданий хотя бы временно, не повторять своих ошибок и бороться со своими страстями, которые неизвестно к чему вообще могут привести. Ведь убийства, самые жестокие и злые поступки могут совершаться под влиянием греховного ослепления – ревности, гнева, страсти, которые разрушают психическое и физическое здоровье человека.

Православие считает, что жизнь человека в руках самого человека и он может управлять ею, как корабль в море, однако всегда есть то, что сильнее его самого и с чем справиться нельзя только рассчитывая на свои силы и на помощь Создателя.

Церковь осуждает само понятие судьбы, так как оно ведёт к безволию и отрицанию Промысла Божьего, который есть относительно каждого человека.

Промысл Божий

В Православии нет понятия «судьба» ещё и потому, что в её руках человек оказывается безвольной пешкой, лишённой воли и плывущей по волнам жизни без собственных ориентиров и знания законов жизни, как машина двигается по трассе без правил. Однако есть такое понятие как Промысл Божий, который руководит обстоятельствами, особой волей Всевышнего, которая может быть предначертана каждому из нас. Примеры Промысла Божьего очень ярко проявлялись в жизни святых:

Промысл Божий есть о каждом человеке, но то, как он проявляется в реальной жизни зависит от его образа жизни и умения слушать не только свои желания или доводы разума, но и сердце, открытое молитве и добродетели.

Суеверия и приметы не считаются проявлением Промысла Божьего.

Как проявляется Промысл Божий в жизни обычного человека?

Господь может разными путями предупреждать человека о своей воле. Чаще всего это происходит после или во время искренней молитвы, покаяния, сложных моментов в жизни человека, когда нужно сделать определённый выбор. Господь начинает давать подсказки через встречи, слова людей, даже сновидения, однако особого значения им не стоит предавать, так как это может оказаться дьявольским обольщением. Книги, чужие слова, неожиданно возникшие мысли и решения могут быть подсказками свыше, как поступить в той или иной ситуации. Грань между Промыслом Божьим и свободной волей человека очень тонка, однако церковь советует действовать по-христиански – только в этом случае Господь поможет человеку сделать правильный выбор, а уж Он точно знает, какими путями ему подсказать правильное решение, если человек искренне верит и просит о помощи.

Источник

Предопределение, промысл и свободная воля

Содержание

Среди вопросов, которые часто возникают у людей, желающих глубже понять истины Православной веры, многие относятся к таким темам, как промысл Божий, предопределение и свободная воля. Как соотносятся между собой истины, которые открывает нам в этой области Писание и Предание? Во что нам следует верить? Ведь эти истины не относятся к области отвлеченных интеллектуальных упражнений, которые некоторые богословы могут находить увлекательными, но которые, видимо, мало оказывают влияния на нашу жизнь и нашу надежду. Речь идет о том, как мы видим нашу веру, наши обязанности и наши отношения с Богом.

Человеческая свобода

Слово «свобода» может употребляться разных значениях, например, в смысле политической свободы, свободы от тирании и угнетения, или свободы от страданий и болезней, или – как, например, в Иоан.8:34–36 – в смысле свободы от греха, свободы человека соответствовать своему подлинному благу и предназначению.

Здесь мы поговорим о свободе выбора, то есть способности человека быть автором своих решений. Свободе от внешнего детерминизма, от каких бы то ни было сил, которые бы переопределяли решение человека за него самого.

Такую свободу Писание за людьми ясно признает. Оно говорит о том, что люди ответственны за свой выбор. Они сами решают, как поступить. Иначе все обетования и предостережения, призывы и упреки, увещевания и повеления не имели бы никакого смысла. Писание обращается к людям как к свободным и ответственным нравственным агентам, способным по своей воле избирать тот или иной курс действий. Уже в Ветхом Завете Бог постоянно обращается к людям с призывами совершить определенный выбор и избежать другого. Уже в повествовании о творении мы читаем: «Заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт.2:16, 17 ).

Способность к личному выбору не была утрачена людьми и после Падения. Каин получает повеление (которым он пренебрег) господствовать над грехом: «У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» ( Быт.4:7 ).

Пророк Илия требует совершить решительный выбор между поклонением истинному Богу и идолам: «И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» ( 3Цар.18:21 ).

Новозаветные призывы покаяться, веровать, исправить свою жизнь также предполагают, что выбор за слушателями, например: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» ( Деян.2:38 ).

Примеры можно умножать, но это излишне – Библия совершенно ясно говорит о том, что человек обладает свободной волей. Мы призваны понимать нашу ответственность за наши поступки. Мы не можем и не должны списывать наши решения на внешние обстоятельства, на гены, или, как это делали язычники, на судьбу.

Как сказал блаженный Августин в своей книге «О свободе воли»: «То, что не сделано добровольно, не было бы ни грехом, ни праведным поступком. А потому и наказание, и награда были бы несправедливы, если бы человек не обладал свободной волей».

Конечно, различные внешние и внутренние обстоятельства – наше окружение, наши возможности, наш характер, сложившийся под влиянием тех решений, которые мы принимали в прошлом, – оказывают на нас влияние. Но у нас всегда есть выбор, и мы несем за него ответственность.

Это было важно подчеркивать в споре с древними язычниками, верившими в фатум, теперь это важно подчеркнуть в споре с язычниками современными, которые верят в биологическую детерминированность нашего поведения.

В одной из исландских саг говорится о викинге, которому предсказывают, что он совершит различные злодеяния, будет изгнан из родной земли и отправится скитаться на чужбине. Вместо того чтобы возмутиться: «Да с какой стати мне совершать все эти преступления?!», он фаталистично замечает: «С судьбой не поспоришь».

Подобного же фаталистического взгляда придерживаются и современные материалисты. Например, известный нейрофизиолог Френсис Крик говорит: «Вы, Ваши радости и скорби, Ваши воспоминания и устремления, Ваше чувство личной идентичности и свободной воли, на самом деле не более чем определенное поведение огромного скопления нервных клеток и связанных с ними молекул. Вы – не более чем набор нейронов. хотя и кажется, что мы обладаем свободной волей, наши решения уже предопределены для нас и мы не можем этого изменить».

Отрицание свободы делает невозможной для человека веру и спасение – ведь чтобы покаяться, уверовать, принять решение обратиться к Богу и покориться Его заповедям, мы должны сначала поверить, что решение за нами, что мы можем отозваться на призыв Божий. Это решаем мы сами, как свободные, личностные агенты, а не непреодолимый фатум и не электрохимические реакции в наших нейронах.

О нашей свободе говорит как наш непосредственный опыт – даже трехлетний ребенок, говорящий: «я нечаянно», в состоянии отличить то, что он избрал сам, от того, что случилось помимо его воли, – так и Священное Писание.

Божие владычество

В то же время – и не менее ясно – Библия говорит об абсолютном Божием владычестве над сотворенным Им миром, в котором мы может отметить два аспекта, промысл и предопределение.

Промысл Божий означает, что ничто в мире не происходит вне и помимо воли Божией, более того, замыслы Бога неизбежно осуществятся и никем не могут быть сорваны. Как говорит Бог через Пророка Исайю: «С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится» ( Ис.14:24 ). Божий промысл простирается как на грандиозные исторические явления, такие как возникновение и крушение великих царств, так и на повседневные события в жизни отдельных людей. Как говорит Псалмопевец: «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» ( Пс.138:16 ). Господь Иисус удостоверяет нас, что промысл простирается даже на воробьев, а у верующих сочтены и волосы на голове: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» ( Матф.10:29–31 ).

Упование на промысл Божий – тоже важная часть нашей веры. В любых обстоятельствах мы должны полагаться на то, что Бог контролирует ситуацию и обратит все к осуществлению Его благих целей. Вспомним молитву, с которой Апостолы обращаются к Богу, впервые столкнувшись с враждебностью и угрозами из-за проповеди Евангелия: «Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» ( Деян.4:24–28 ).

Даже люди, противящиеся Богу и яростно преследующие Его Церковь, могут сделать только то, «чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой».

Как же это согласовать?

Это неизбежно вызывает вопрос о том, как замысел Божий может быть исполнен с такой неотвратимостью в мире, где развитие событий определяется множеством свободных воль, создающих невероятно запутанный и непредсказуемый хаос. Мы все знаем, как легко рушатся самые блестящие планы, и как действия разумных и благонамеренных людей приводят к последствиям, которые хорошо описываются известным афоризмом: «Хотели как лучше, а вышло как всегда». Как же Божий промысл действует в мире свободных личностей – ангелов и людей?

Более того, Писание говорит о том, что Бог предопределяет конкретных людей к спасению, и что их обращение есть результат этого предопределения. Например, в книге Деяний Апостольских сказано: «Уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» ( Деян.13:48 ). А у Пророка верность некоторых израильтян среди всеобщего отступления приписывается избранию Божию: «Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» ( Ис.1:9 ). Эта мысль очень важна и для Святого Апостола Павла, который постоянно говорит о предопределении верующих к спасению: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» ( Рим.8:29,30 ), «так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» ( Еф.1:4,5 ).

Это вызывает еще один вопрос – если Бог предопределил наше обращение, является ли оно свободным?

Неудачные попытки решения вопроса

Хотя сам тезис, что Бог ничего не должен грешникам, и мы должны с трепетом воспринимать Его милость, которую мы не заслуживаем и не могли бы заслуживать, и верен, такая доктрина в целом противоречит многим местам Писания, в которых говорится о доброй воле Бога по отношению ко всем грешникам. Например, «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» ( Иез.33:11 ). Ответственность за погибель тех, кто пребывает в противлении и неверии, лежит исключительно на них самих: «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» ( Иоан.5:40 ). Как сказали Апостолы тем, кто отвергал их проповедь: «Вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» ( Деян.13:46 ). Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ).

Грешники, таким образом, погибают потому, что сами отвергают настойчиво предлагаемую им возможность спасения.

Противоположный взгляд на соотношение свободы и промысла склонен отрицать Божие всеведение; его сторонники полагают, что Бог может (и иногда просто вынужден) на ходу менять свои планы, исходя из реакции людей. Они склонны буквально понимать те места Писания, которые говорят о том, что Бог «раскаялся», или видеть в условных обетованиях («если вы будете повиноваться Богу, то обретете такие-то блага») или предостережениях («если вы будете грешить, то погибнете») неведение Бога относительно будущего, которое остается открытым и, даже с Его точки зрения, многовариантным.

Эта точка зрения также противоречит как Писанию, которое определенно утверждает, что Бог знает будущее, так и христианскому упованию на промысл – которое опирается на то, что Божии планы никак не могут быть сорваны.

Если мы хотим оставаться верными Писанию, мы должны – как Церковь и делает – принимать обе истины: Бог владычествует, человек свободен. Но как их согласовать?

Божие всеведение

Соотношение свободы и промысла становится понятным, если мы обратим внимание на такое Божие свойство, как всеведение. Бог обладает полным, совершенным и истинным знанием обо всем, включая все поступки людей, ангелов или бесов. Благодаря этому, Бог может включить их в Свой замысел.

Чтобы пояснить этот тезис, попробуем прибегнуть к аналогии. Представьте себе, что у вас есть машина времени, позволяющая вам забегать в будущее и читать, например, заголовки новостей за следующий год. Такое знание будет означать огромное могущество: вы сможете предотвращать множество назревающих бед и вообще направлять события так, как вам будет угодно. При этом вы не будете прямо контролировать действия тех или иных людей. Все они будут поступать по своей свободной воле. Но вы будете знать об их поступках заранее, и это позволит вам заранее включить их поступки в ваши планы. Конечно, ваше знание – как и ваше могущество – в этом случае все равно будет ограничено, как неизбежно ограничены будут и ваши возможности влиять на ситуацию. Но все равно оно будет огромным.

Бог, в отличие от нас, обладает всеведением и всемогуществом. Хотя мы сами являемся авторами наших решений, они всегда были известны Богу, подобно тому, как они могли бы быть известны нашему гипотетическому путешественнику во времени. Как говорит псалмопевец: «Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» ( Пс.138:4 ).

Таким образом, хотя ангелы и люди действуют по своей свободной воле, и сами являются авторами своих решений, они не могут совершить ничего, что не было бы известно Богу и не было бы включено в Его замысел.

Апостолы и народ, Ирод и Пилат, Иосиф Аримафейский и воины, сторожившие Крест, – все они поступали по своей свободной воле. Но Бог от создания мира знал, как именно они поступят, и включил это в Свой замысел.

Этот замысел простирается и на спасение отдельных людей – Бог активно устрояет все обстоятельства нашей жизни так, чтобы привести нас к спасению. Оглядываясь на наше прошлое, мы можем заметить, что Бог заботился о нашем спасении, когда мы еще Его не знали и знать не желали. Именно Он устроил так, что какие-то обстоятельства нашей жизни побудили нас задуматься о Нем, именно по Его воле мы встретились с определенными людьми и прочитали определенные книги, причем всеведущий Бог точно знал, какое впечатление они на нас произведут.

Обращая к нам Свой призыв, Бог уже знает, как мы отзовемся, так же как Он уже знает обо всех обстоятельствах нашей будущей жизни, через которые Он приведет нас к спасению. Таким образом, и в деле промысла, и в деле предопределения Бог не устраняет нашу свободу, но включает ее в Свой неотвратимый замысел.

Что это значит на практике?

Мы свободны и ответственны за нашу жизнь и поступки. Мы сами являемся авторами наших решений. Мы сами являемся причиной наших грехов и должны в них раскаяться. Мы сами принимаем решения и должны быть внимательны к тому, что делаем.

Но, в то же время, мы призваны полагаться – в большом и в малом – на Бога, без воли Которого ничего в нашей жизни не может произойти, и утешаться сознанием того, что Он совершает в нашей жизни Свой спасительный замысел.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Предвидение и предопределение Божие

Предви́дение — 1) знание Богом от веч­но­сти дей­стви­тель­ного и услов­ного буду­щего; 2) знание чело­ве­ком воз­мож­ного или дей­стви­тель­ного буду­щего по дару про­зор­ли­во­сти; 3) знание чело­ве­ком воз­мож­ного или дей­стви­тель­ного буду­щего по вну­ше­нию падших духов; 4) веро­ят­ност­ное знание буду­щего, осно­ван­ное на инту­и­ции или жиз­нен­ном опыте.

Предопределе́ние — 1) Боже­ствен­ное реше­ние, под­ле­жа­щее непре­мен­ному испол­не­нию; 2) реше­ние, под­ра­зу­ме­ва­ю­щее обя­за­тель­ное испол­не­ние.

Сво­бо­ден ли чело­век в своих поступ­ках или всё уже пред­опре­де­лено Богом? В самом этом вопросе есть отте­нок лукав­ства: доста­точно согла­ситься с все­об­щим пред­опре­де­ле­нием и тогда отпа­дает необ­хо­ди­мость каких-либо чело­ве­че­ских усилий: зачем делать добро, зачем стре­миться к совер­шен­ству – за нас всё уже решено. Тем не менее, мы пре­красно осо­знаём, что в наших отно­ше­ниях с людьми мы вольны тво­рить добро и зло, любовь и нена­висть; также мы вольны жить с Богом, не заме­чать или отвер­гать Его.

Бог не обу­слов­лен про­стран­ством и вре­ме­нем, свой­ствен­ным сотво­рён­ному Им мате­ри­аль­ному миру. Бог из веч­но­сти видит наш мир как на ладони. Он видит как наше про­шлое, так и насто­я­щее и буду­щее “одно­вре­менно”. Бог видит и знает, но не нару­шает нашей сво­боды. Знать и пла­ни­ро­вать – суть вещи разные. Гос­подь знает все бес­ко­неч­ные вари­анты раз­ви­тия собы­тий, хотя чело­век при этом волен сво­бодно выбрать тот свой един­ствен­ный вари­ант пове­де­ния в этих собы­тиях, кото­рый ему ближе.

Бог при­сут­ствует и дей­ствует в духов­ном и мате­ри­аль­ном мирах. Он при­сут­ствует во всех собы­тиях, бла­го­слов­ляя или попус­кая их. Суще­ствует мно­же­ство фак­то­ров, при­чинно-след­ствен­ных связей, вли­я­ю­щих на наши поступки, их нелепо отри­цать, хри­сти­ан­ство отри­цает лишь их фаталь­ность. В мате­ри­аль­ном мире Богом уста­нов­лены жёст­кие физи­че­ские законы, но и это не отри­цает вли­я­ния Бога и на него (ника­кой метео­рит слу­чайно на Землю не упадёт).

Абсо­лютно сво­бо­ден только Бог, мы имеем опре­де­лён­ную сво­боду, наи­боль­шую в обла­сти нрав­ствен­ной ответ­ствен­но­сти и жизни духа (рели­ги­оз­ной жизни). Сво­бода – вели­чай­ший дар Божий, отсюда и колос­саль­ная ответ­ствен­ность, вплоть до вечных мук. Если бы от нас ничего не зави­село, то за что бы нас ждал Страш­ный Суд?

Таким обра­зом, неиз­беж­но­сти нет, чело­век дей­стви­тельно сво­бо­ден в опре­де­лён­ных пре­де­лах, и эти пре­делы очень широки – от бес­ко­нечно греш­ной жизни до бес­ко­нечно пра­вед­ной.

Мы можем обре­тать всё боль­шую сво­боду через при­част­ность к Богу, Его бла­го­дати, через обо­же­ние, соеди­не­ние с Богом.

Как Бог влияет на сотво­рён­ный Им мир?

Бог влияет на собы­тия в мире мно­го­об­разно, Свя­щен­ное Писа­ние даёт нам при­меры того, как Бог осу­ществ­ляет Свой про­мысл:

Свя­щен­ное Писа­ние о пред­опре­де­ле­нии

Ибо кого Он пре­дуз­нал, тем и пред­опре­де­лил быть подоб­ными образу Сына Своего, дабы Он был пер­во­род­ным между мно­гими бра­ти­ями. А кого Он пред­опре­де­лил, тех и при­звал, а кого при­звал, тех и оправ­дал; а кого оправ­дал, тех и про­сла­вил. ( Рим. 8:29-30 )

Бла­го­сло­вен Бог и Отец Гос­пода нашего Иисуса Христа, бла­го­сло­вив­ший нас во Христе всяким духов­ным бла­го­сло­ве­нием в небе­сах, так как Он избрал нас в Нем прежде созда­ния мира, чтобы мы были святы и непо­рочны пред Ним в любви, пред­опре­де­лив усы­но­вить нас Себе чрез Иисуса Христа, по бла­го­во­ле­нию воли Своей, в похвалу славы бла­го­дати Своей, кото­рою Он обла­го­дат­ство­вал нас в Воз­люб­лен­ном. ( Еф.1:3-6 )

В Нем мы и сде­ла­лись наслед­ни­ками, быв пред­на­зна­чены к тому по опре­де­ле­нию Совер­ша­ю­щего все по изво­ле­нию воли Своей, дабы послу­жить к похвале славы Его нам, кото­рые ранее упо­вали на Христа. ( Еф.1:11-12 )

свя­ти­тель Илия Миня­тий:
«Не Пред­ве­де­ние есть при­чина буду­щих собы­тий, а буду­щие собы­тия – при­чина Пред­ве­де­ния. Не из Пред­ве­де­ния выте­кает буду­щее, а из буду­щего – Пред­ве­де­ние; не Хри­стос – винов­ник пре­да­тель­ства Иуды, а пре­да­тель­ство – при­чина Гос­под­него Пред­ве­де­ния». Если ты будешь жить бого­угодно, – спа­сешься, а если раз­вра­щенно, – погиб­нешь. Бог пред­ви­дит и то, и другое. Но ни того, ни дру­гого не пред­ре­шает Божие Пред­ве­де­ние. Ты или спа­сешься, или погиб­нешь, одно из двух – несо­мненно, но не опре­де­лено напе­ред» (Про­по­веди, «Слово в неделю 1‑ю Вели­кого поста»).

про­фес­сор Осипов А.И.:
Нельзя сме­ши­вать пред­ви­де­ние с пред­опре­де­ле­нием. Роди­тели могут подчас пред­ви­деть, что будет с их ребен­ком, если он пойдет вот туда-то. Но этим они не пред­опре­де­ляют его пове­де­ние, только пред­ви­дят, т.е. пред­ви­де­ние – не пред­опре­де­ле­ние. В том и заклю­ча­ется каче­ство сво­боды, что чело­век постав­лен перед выбо­ром. И этот выбор, сам акт выбора, сама ори­ен­та­ция лич­но­сти уже опре­де­ляет его состо­я­ние.
Вы знаете, что есть грехи мыслью, грехи жела­нием. И чело­век, решив­шись на грех, уже омра­ча­ется. Когда гово­рят о сво­боде, надо понять, что сво­бода – это есть воз­мож­ность начать акт дей­ствия от самого себя. Есть фак­торы, при­чины, обсто­я­тель­ства, кото­рые влияют на меня, но я могу посту­пить и в ту, и в другую сто­рону. Сво­бода в том и заклю­ча­ется, что я могу начать ряд дей­ствий от самого себя. Могу само­опре­де­литься.
Боже­ствен­ное пред­ви­де­ние не есть пред­опре­де­ле­ние, т.е. не есть пося­га­тель­ство на мою сво­боду. Бог не может кос­нуться моей сво­боды. Не может! Иначе Он пере­стал бы быть Богом. Ибо чело­ве­че­ская сво­бода есть образ боже­ствен­ной сво­боды. Не слу­чайно чело­век име­ну­ется богом с малень­кой буквы, своего рода боже­ство, поскольку он бого­по­доб­ное суще­ство.
Поэтому Бог, даже пред­видя, совсем не пред­опре­де­ляет, а все дей­ствия Божии заклю­ча­ются в том, что Гос­подь вновь и вновь ставит чело­века в такие усло­вия, в кото­рых он с оче­вид­но­стью должен избрать, опре­де­лить себя – к добру он или ко злу. Так про­ис­хо­дит ста­нов­ле­ние чело­ве­че­ской лич­но­сти в наших земных усло­виях.
Пришла мне в голову дурная мысль, я легко могу ее выбро­сить, а могу ей увлечься. Так, ну-ну, чело­век, по какому пути пой­дешь? Как важен само­кон­троль! Ибо здесь начи­на­ется ряд моих дей­ствий. Каждый само­сто­я­тельно опре­де­ляет себя: быть с Богом или вопреки Богу. В этом – весь чело­век.

Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние (113, 181):
Пред­ве­де­ние, Пред­опре­де­ле­ние и Про­мысл раз­ли­ча­ются в Боге по своим дей­ствиям. Про­мысл отно­сится к тво­ре­нию. Но пред­ве­де­ние и пред­опре­де­ле­ние были в Боге прежде бытия мира, хотя и раз­личны между собой. Пред­ве­де­ние есть одно веде­ние буду­щего, без опре­де­ле­ния его в част­но­сти, то есть оно не опре­де­ляет суще­ство­ва­ния той или другой вещи. А пред­опре­де­ле­ние есть опре­де­ле­ние част­ное, то есть оно и опре­де­ляет, что должно быть. Но опре­де­ляет только добро, а не зло, ибо если бы оно опре­де­ляло и зло, то это было бы про­тивно есте­ствен­ному свой­ству Божию – бла­го­сти.
Итак, спра­вед­ливо можно ска­зать, по нашему пред­став­ле­нию, что пред­ве­де­ние в Боге пред­ше­ствует, за ним сле­дует пред­опре­де­ле­ние, а после тво­ре­ния воз­ни­кает и Про­мысл о сотво­рен­ном. Этому учит апо­стол: «Ибо кого Он пре­дуз­нал, тем и пред­опре­де­лил быть подоб­ными образу Сына Своего… А кого Он пред­опре­де­лил, тех и при­звал, а кого при­звал, тех и оправ­дал; а кого оправ­дал, тех и про­сла­вил» ( Рим. 8:29-30 ). Впро­чем, эти слова должно отно­сить только к чело­веку, поскольку прочие тво­ре­ния (кроме Анге­лов, нахо­дя­щихся в твер­дом и неиз­мен­ном состо­я­нии) не под­ле­жат пред­опре­де­ле­нию, так как не имеют сво­боды, а потому в них не может быть ника­кого греха. И все, что они делают, делают по при­роде, и потому ни нака­зы­ва­ются, ни награж­да­ются.

пре­по­доб­ный Иосиф Оптин­ский:
Бог Все­ве­ду­щий от века знал и знает, кто из людей как будет жить, а потому и пред­опре­де­лил от века одних, про­во­дя­щих жизнь в пока­я­нии и сми­ре­нии, к славе, а других, лени­вых и нера­дя­щих о своем душев­ном спа­се­нии, к веч­ному муче­нию. Притом из исто­рии мы видим, что и самые суды Свои Гос­подь пере­ме­няет при пере­мене обсто­я­тельств. Напри­мер, Гос­подь опре­де­лил неко­гда истре­бить нине­ви­тян. Но когда нине­ви­тяне про­по­ве­дию Иони­ною пока­я­лись, Он отме­нил Свой суд несмотря на то, пророк Божий уже изрек нине­ви­тя­нам волю Божию: «еще три дня, и Нине­вия пре­вра­тится…».

Бихевиори́зм — подход к изу­че­нию живот­ного и чело­века, в соот­вет­ствии с кото­рым оно пол­но­стью опре­де­ля­ется внеш­ними фак­то­рами.

В совре­мен­ном бихе­ви­о­ризме сво­бода пред­стает неким оста­точным незна­нием или неве­жеством. Мы можем рассмот­реть весь мир с точки зрения при­чинно-след­ствен­ных рамок, как некий агре­гат, и по мере того как наши знания будут рас­ши­ряться, мы в конце кон­цов сможем устра­нить все про­белы, уста­но­вим един­ственно воз­мож­ное соеди­не­ние при­чины и след­ствия, и тогда наше поня­тие сво­боды станет излиш­ним, оста­точ­ное незна­ние будет устра­нено. До сих пор эта кон­цепция доста­точно активно от­стаивается, но понятно, что это неко­то­рая транс­цен­ден­таль­ная иллю­зия, кото­рая со вре­ме­нем должна исчез­нуть.

Одно­вре­менно и опыт веры зача­стую гласит, что сво­бода ока­зы­ва­ется функ­цией свое­об­раз­ного оста­точ­ного невеже­ства. Кто ты, если не узрел Бо­жественного Про­мысла? Если не понял, что для тебя есть один и только один путь? Если не увидел свет истины? Нет ника­кой сво­боды, есть только недо­ста­точ­ная работа твоей души. Будь эта работа достаточ­ной, не надо бы было ссылать­ся на сво­боду, и ты выбрал бы един­ственно пра­виль­ный путь к спа­се­нию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *