наша жизнь бесконечно повторяется
«Вперёд в прошлое», идея вечного возвращения Ницше
Согласно Ницше, поиск смысла жизни — занятие неблагодарное и, возможно, даже бессмысленное.
Что если все события, с нами происходящие, имеют удивительное свойство повторяться? Через какое-то время, и с людьми, на нас похожими или не очень: только вдумайтесь, возможно ли это?
В один из жарких августовских дней 1881 года мысль о возможности бесконечных повторений настигла путника, присевшего отдохнуть у пирамидальной скалы где-то между деревушкой Сильс-Мариа и Сильвапландом. «Жизнь есть без смысла, без цели, но возвращается неизбежно», — звенело в его ушах. Того человека звали Фридрих Ницше: впоследствии его философские взгляды и смелые теории станут предметом оживлённых споров и дискуссий, найдут своих страстных сторонников и рьяных противников по всему миру. Своё «августовское прозрение» мыслитель окрестил идеей вечного возвращения и красной нитью пронёс сквозь всё своё творчество.
В чём же заключается суть этого загадочного словосочетания?
Согласно Ницше, поиск смысла жизни — занятие неблагодарное и, возможно, даже бессмысленное: всё наше существование состоит из многократного повторения событий, уже когда-то имевших место быть: с другими людьми, в другой обстановке, быть может, даже в другом историческом периоде.
«Мировой цикл уже бесконечное число раз повторил самого себя, и эта игра будет происходить бесконечно» (из «Неопубликованных работ 1880-х Фридриха Ницше»).
Сам философ предпочитал говорить об этих своих мыслях шёпотом или же не говорить вовсе: за него это делал главный герой его философского романа «Так говорил Заратустра». Заратустра, ярый сторонник идеи вечного возвращения, призывал читателя ценить свою жизнь, вопреки всем её тяготам и трудностям: и даже если её события имеют свойство многократно повторяться во времени, с вами они происходят каждый раз как впервые.
«Я приемлю тебя, жизнь, какова бы ты ни была: ибо я люблю тебя, вечность» (отрывок из «Так говорил Заратустра»).
«Я приемлю тебя, жизнь, какова бы ты ни была: ибо я люблю тебя, вечность».
Ницше когда-то написал в своей автобиографии: «Прежде всего, не запутайтесь во мне». Эти слова касаются в том числе и его иносказательных идей.
И всё же, несмотря на свою недосказанность (или же благодаря ей?), идея вечного возвращения взволновала и людей «особо пищущих» (как писателей, так и сценаристов) и «особо снимающих»: Милан Кундера в своей «Невыносимой лёгкости бытия» нарекает идею Ницше безумным мифом, а Даррен Аронофски и Жако ван Дормель берут её за основу своих фантастических сюрреалистичных фильмов. На одной из страниц «Облачного атласа» Дэвида Митчелла вечное возвращение называют «органичным мотивом», а слоган одноимённого фильма гласит: «Всё взаимосвязано».
«Жизнь, которая не повторяется, подобна тени, и как бы ни была она страшна, прекрасна или возвышенна, этот ужас, возвышенность или красота ровно ничего не значат» (отрывок из «Невыносимой лёгкости бытия»).
Быть может, те déjà vu, которые вам доводилось испытывать — это вовсе не игры разума, но то самое, таинственное и неуловимое вечное возвращение, которое уже однажды ньютоновским яблоком ворвалось в жизнь Фридриха Ницше?
«Если Вселенная бесконечна действительно, значит есть куча копий нашей планеты, и где-то сейчас происходят те же события, и копия вас читает копию заметки этой».
LiveInternetLiveInternet
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Жизнь — это бесконечное повторение.
Все, что ты решаешь пережить, переживешь не раз, а тысячи раз, пока не запомнишь этот опыт до конца своей жизни.
Жизнь — это бесконечное повторение.
То, что мы недопоняли в первый раз,
происходит с нами снова. Чуть-чуть по-другому.
Если мы по-прежнему не понимаем, событие
возвращается до тех пор, пока мы не усвоим
урок окончательно.
Закон на всех уровнях бытия один и тот же: свой
следующий мир мы выбираем посредством знания,
обретённого здесь. И если здесь мы предпочли
невежество, и знание наше осталось прежним, —
следующий наш мир ничем не будет отличаться
от нынешнего, все его ограничения сохранятся.
Ричард Бах, «Чайка Джонатан Ливингстон»
Спокойный, веселый темперамент, являющийся
следствием хорошего здоровья и сильного организма,
ясный, живой, проницательный и правильно мыслящий
ум, сдержанная воля и с тем вместе чистая совесть — вот
блага, которых заменить не смогут никакие чины и
сокровища. То, что человек значит для самого себя,
что сопровождает его даже в одиночестве и что никем
не может быть подарено или отнято — очевидно
существеннее для него всего, чем он владеет, и чем
он представляется другим людям.
Собственную ценность надо сознавать в глубине души, если
хочешь удалить обман жизни. Ибо чувство собственной негодности –
это смертоносная горгона. Это не только самое большое, но и
единственное духовное страдание; все другие духовные страдания
могут быть не только исцелены, и немедленно и совершенно
подавлены уверенным сознанием собственной ценности.
Кто вполне уверен в ней, тот может спокойно переносить страдания,
которые иначе довели бы его до полного отчаяния, – он может без
радости и друзей опираться на себя. И так могуче то утешение,
которое рождается в нас от живого убеждения в нашей собственной
ценности, что его надо предпочитать всем благам мира. Наоборот,
в сознании собственного ничтожества не может утешить ничто на свете…
Мы сами изобретаем собственный ад.
Очень интересный взгляд на ад и чувство вины
каждого человека встретился в книге
Бернара Вербера “Тайна Богов” (отрывок).
Нас никто не сдерживает, нам никто не мешает.
это мы сами держим себя и не можем отпустить в новое.
Наше сознание формирует то, что происходит вокруг.
Если мы сможем быть в полной силе своего «Я»- мир
примет это, он отразит нашу силу! Возьмите свою силу,
проявите её. Будьте в каждый момент времени.
Никто не навязывает нам что-то,
это мы сами не делаем выбора.
Нам требуется всё наше время и вся
наша энергия, чтобы победить идиотизм
в себе. Это и есть то, что имеет значение.
Остальное не имеет никакой важности…
Бесконечная жизнь или петля времени.
Дубликаты не найдены
Это как невидимый и неощутимый розовый пони. Его нельзя увидеть,почувствовать и определить приборами,но он есть. но разве для тебя и человечества в целом это что-то меняет?
Про эту теорию я слышал да, решил немного расширить, добавить свое видение.
Удивительно. Читала про червоточину и вдруг «осенило» представлением.. фантазией. Ищу в инете сходство и натыкаюсь на эту статью. Действительно, идеи в тают в воздухе.
Добро пожаловать в наш клуб)))
Годная тема к обсуждению!
Подскажите по прошлой жизни. Когда подкову ставишь, все лошади лягаются?
Откуда ощущение дежавю? Где сохраняется информация, пока Вселенная проходит через новый цикл? Да и не обязательно дежавю. Некоторые люди помнят свою жизнь а других эпохах. Ну или им так кажется. Ваша теория несовершенна, коллега.
Не говорю что она совершенна, на самом деле оцениваю эту теорию, как крайне мало вероятную, но все же возможную.
а какой практический вывод из этой теории? попробовать прервать цикл?
Если теория верна, то прервать цикл врятли возможно, тем более на нашем этапе развития. Да и зачем это нужно, лучше бесконечное количество одинаковых жизней, чем одна единственная.
если нет памяти, то абсолютно все равно, сколько жизней. а может удасться перевести повторяющиеся циклы в нечто развивающееся поступательно и бесконечно?
и поскольку прошлых жизней мы не помним, каждый раз все заново, каждый раз для нас это новая жизнь
И в который раз я отвечаю на данный пост сим комментом:
Похер на цикличность времени, ты все-равно ничего не вспомнишь.
Выдыхай бобёр, тебе уже хватит.
Но когда то будет и ctrl+alt+del.
Проучили
Ты только приходи, мы еще глазами постреляем!
Читал тут отзывы, и наткнулся на такую «прелесть»
Мне стало очень неприятно от такого отзыва, ещё и 1 звезду влепил этот редиска из-за своих тараканов.
Но вскоре вселенная вернула равновесие
Всем добра и терпимости.
Ответ на пост «Всё сама: 22-летняя дочь Кадырова стала министром»
Всем наверно интересно, кто-же еще из родственников Кадырова возглавляют высокие посты в органах государственной власти Чеченской республики, так вот:
Хамзат Кадыров, министр спорта Чечни, назначен в 23 года
Сын старшего брата Рамзана.
Ибрагим Закриев, руководитель администрации главы и правительства ЧР в 29 лет.
Родился в семье сестры Рамзана Зулай Кадыровой.
Идрис Черхигов — начальник УГИБДД МВД по Чеченской Республике в 27 лет.
Сын второй сестры Рамзана Зарган.
Хас-Магомед Кадыров — глава МВД Грозного в 26 лет.
По данным сайта «Кавказ. Реалии», Хас-Магомед приходится Рамзану четвероюродным братом.
Ислам Кадыров — мэр Грозного.
Троюродный племянник Рамзана.
И это самая верхушка только.
В 2018 году Русская служба Би-би-си составила подробную карту расстановки власти в Чечне. Судя по подсчетам, из 158 чиновников в Чечне 30% — это родственники главы региона, еще 23% — односельчане и еще 12% — его друзья и их родственники.
Объяснила
Отец с синдромом Дауна, проработавший на фабрике 25 лет, вырастил сына который в итоге стал врачом
Увольнение единственного инфекциониста
Вечер добрый. Город Щучин,Гродненская обл. Город маленький,врачей толковых раз,два и обчелся. Разгар пандемии,понижают с должности нач.мед до заведующей инфекционки и через месяц увольняют единственного врача инфекциониста,спасшего сотни жизней.В команде с ней работали гинекологи,окулисты и кто там только не работал. Больница завалена больными,лечат гинекологи,что она там прослушать сможет,непонятно. Причина увольнения очень проста,врач начала требовать того,чтоб обеспечили всем необходимым,потому что нет даже кислорода,в отделении где лежат больные коронавирусом. Прошу поднять в горячее. Без рейтинга. Спасибо!
Фьють-ха
Так и живём
Эволюция
Ответ на пост «А что бы сделал ты?»
Розетка это ещё нормально. Пример из личного опыта:
Весь подъезд засрали рекламой
Всегда помни
Жизнь после 30
Когда муж с женой на одной волне
Сегодня я выложил пост про Личный пример, который у многих вызвал положительные эмоции, а люди написали нам много хороших слов, что в наше время бывает не так часто (имею ввиду то, что в информационном поле больше негатива).
Поэтому я решил показать, какой именно пример мы подаём. Недавно с женой сняли небольшую комбинацию прыжков со скакалкой. Получилось неплохо, и я подумал, вдруг кому-то из вас это поднимет настроение.
Не сломай глаза
Вот такую красоту сделали в моем городе. А был обычный унылый стык двух домов.
Конфликт версий
Пакататься на каене хочиш?
З: Прив сделай классный бит на моё «тратата, нанана, скррра» (присылает файл с голосом)
Я: Вопросов нет, любой каприз, надо столько-то денег.
З: Чё так дорого.
Я: Делаю круто Хорошим артистам песни делал. (Скинул треки)
З: Лан они нормальные толька сначала пакажи как нам напишишь патом пасмотрим
Я: Демо 40 секунд сделаю. Если нравится саунд, далее полная оплата и трек.
З: Да чё я пайму за 40 секунд кидай циликом там разбиремся
Я: Без проблем. Присылай полную предоплату, скину целиком трек.
З: Бро ты не врубаишся у нас перспиктивный проект с нами работает сам «некий продюсер» ты потом еще рат будиш что с нами завизался!
Я: У продюсера нет денег?
З: До**я! Да он на каене катается нас тоже катал! И в ристоране мидеи ели и ты с нами будишь только трек сделай! Хочиш на каене кататся?
Я: Вас катали не только на Кайене, видимо.
З: Да бро ещё и на катире! Чё завидушь уже да? Давай трек сделай мы тебя тоже пакатаем
Вечное возвращение: блестящий мысленный эксперимент Ницше, иллюстрирующий ключ к экзистенциальному удовлетворению
«Откровенное признание: вспоминать, нести ответственность, в конечном счёте, прощать и любить».
Возможности и выборы призваны делать нас теми, кем мы являемся, и хотя мы можем ошибочно принять возможность за выбор, наши выборы ‒ это тяжёлые и шероховатые булыжники, которые вымащивают нашу судьбу. В конечном счёте, они всё, за что мы можем ручаться, когда речь идёт об архитектуре нашего характера. Писательница Джоан Дидион определила характер как «готовность принять ответственность за собственную жизнь» и увидела в этой готовности корень самоуважения.
За столетие до Дидион Фридрих Ницше (15 октября 1844 года – 25 августа 1900 года) написал произведение о согласовании выборов и удовлетворённости жизнью. Ницше, который восхищался идеей Эмерсона о нонконформизме и самонадеянном индивидуализме, писал страстно, почти неистово, о том, как найти себя и что значит быть свободным духом. Он считал, что процесс становления самим собой управляется готовностью отвечать за собственные выборы и их последствия – это трудно, однако служит противоядием от экзистенциальной безнадёжности, самодовольства и тоски.
Наследие этого обманчиво простого, но глубокого суждения – то, что философ Джон Кааг исследует в книге «Прогулка с Ницше: о становлении тем, кем вы являетесь» – шедевре поэтической науки и созерцательных мемуарах, посвящённых самому фундаментальному вопросу человеческой жизни: что придаёт смысл нашему существованию?
Ответ, который предлагает Кааг, опираясь на самые вневременные идеи Ницше, бросает вызов нашему привычному пониманию самости и её каскадным последствиям для счастья, самореализации и строительных блоков экзистенциального удовлетворения. Он пишет:
«»Я» не является изолированным, единым актёром (Ницше это хорошо знал), однако его процветание зависит от двух вещей: первая – что он может выбирать собственный путь в максимально возможной степени, вторая – когда он терпит неудачу, он способен принять постигшую его судьбу».
В центре философии Ницше – идея о вечном возвращении: окончательном взятии на себя ответственности, связанном с принятием последствий, как хороших, так и плохих, своих действий. В ней содержится настоятельный призыв откалибровать свои действия таким образом, чтобы сделать их последствия терпимыми, приемлемым для жизни в гипотетической вечности. Ницше иллюстрирует данную концепцию простым, волнующим мысленным экспериментом в своей последней книге «Ессе Номо. Как становятся сами собою»:
«Что, если в один прекрасный день или вечер демон украдёт твоё самое одинокое одиночество и скажет тебе: “Жизнь, которой ты сейчас живёшь, будет повторяться снова и снова бесчисленное множество раз; в ней не будет ничего нового, каждая боль и каждая радость, каждая мысль и каждый вздох, всё невыразимо малое и великое в твоей жизни будет возвращаться к тебе, в том же порядке и в той же последовательности – даже этот паук и этот лунный свет, пробивающийся сквозь деревья, и даже этот момент и я сам. ”»
Демон Ницше – это не метафизическая экстравагантность, а психологический вызов, сигнал для пробуждения в самой радикальной экзистенциальной реальности. В основе мысленного эксперимента лежит тревожный вопрос о том, достойно ли мы проживаем свои жизни. Кааг пишет:
«Демон Ницше. это вызов – или, лучше сказать, вопрос – на который нужно отвечать не словами, а течением жизни: “Вопрос ‘Хотите ли вы проживать это снова и снова бесчисленное множество раз?’ лёг бы на ваши действия как самое тяжёлое бремя! Или насколько хорошо расположенными вы должны стать к себе и жизни, чтобы страстно желать ничего, кроме этого вечного повторения?”
Разве мы, по словам Уильяма Батлера Йейтса, готовы “довольствоваться тем, чтобы проживать всё это снова и снова”? Довольствоваться в этом смысле не значит быть отвлечённым, убаюканным или смириться с судьбой, которой нельзя избежать. Это значит жить по велению сердца, осознавая, что вы будете делать так снова и снова вечно. Ницше полагает, что утверждение вечного возвращения возможно только в том случае, если человек желает и способен приспособиться к жизни и самому себе. Быть хорошо приспособленным, по мнению Ницше ‒ значит искренне выбирать, что думать, где находить и как создавать смысл. Угроза в виде бесконечного однообразия была для Ницше постоянным стимулом брать на себя абсолютную ответственности: если выбор человека будет повторяться бесконечно, тогда он должен быть правильным».
В книге присутствует прекрасный мета-слой ‒ Кааг пишет после возвращения в Пиц Корвач, где он впервые побывал измученным девятнадцатилетним подростком, пребывавшим на грани самоубийства, в надежде обрести здравомыслие и спасение, следуя по стопам своего гениального, полубезумного героя. Вернувшись к «горе Ницше» в зрелом возрасте, вместе с возлюбленной ‒ также философом, но только из кантовского лагеря ‒ и маленькой дочерью, Кааг исполняет настоящий акт вечного возвращения. Он погружается в самую глубокую, самую тревожную, но в итоге жизнерадостную оценку выборов, которые он сделал с тех пор и их комбинаторные последствия для жизни, которой он живёт сейчас ‒ жизни, которой стоит жить.
Он рассматривает силу мысленного эксперимента Ницше как инструмент калибровки жизни для получения истинного удовлетворения:
«Может показаться заманчивым думать, что “правильность” решения определяется каким-то внешним моральным или религиозным стандартом, но Ницше хотел, чтобы его читатели сопротивлялись данному искушению. Демон Ницше, в конце концов, приходит к нам, когда мы совсем одни, его вопрос можно услышать только в “самом одиноком одиночестве”, и поэтому ответ не может быть дан консенсусом или от имени каких-то безличных институтов. Это в действительности самый личный из ответов — тот, который всегда определяет индивидуальный выбор. Конечно, вы можете выбрать всё, что хотите, растить детей или жениться, но не притворяйтесь, что делаете это потому, что эти вещи обладают какой-то внутренней ценностью — это не так. Делайте это исключительно потому, что это ваш выбор, и вы готовы нести за него ответственность. В истории нашей жизни эти выборы — наши и только наши, и именно это придаёт вещам, всем без исключения, ценность. Если человек осознаёт это, значит, он готов иметь дело с вечным повторением, целым циклом, без риска оказаться раздавленным».
«Возможно, самая трудная часть вечного возвращения — это признать мучения, которые мы создаём для себя и других. Откровенное признание: вспоминать, нести ответственность, в конечном счёте, прощать и любить».
Найдены возможные дубликаты
Первая по-настоящему годная философская статья на Пикабу в этом году! А может даже и в прошлом.
Ставь лайк если тоже после трека Славы КПСС)))
А почему «мое» стоит?
Где тег «Яндекс Дзен»?
Ну бред же. Как я могу второй раз прожить ту же жизнь? Если я имею опыт прежней жизни, я уже не буду поступать также, чем здорово её изсеню. А если никаких свидетельств о прошло итерации не сохранится, какой вообще смысл говорит о возвращении, если для меня каждая новая жизнь будет восприниматься как первая, единственная и неповторимая?
7 принципов «Алоха!»
Прочитал несколько постов про то, что многим людям плохо и тяжело. Расскажу о принципах «Алоха». Я не думаю, что они прямо перевернут чьё-то мировоззрение. Но вдруг натолкнёт на какую светлую мысль.
Aloha переводится так: любить, сочувствовать, жалеть.
Алоха — это гавайское пожелание добра и мира, которое часто используется в качестве приветствия или прощания. Но, чтобы подробнее рассказать об этом слове, надо рассказать:
О принципах древней Гавайской философии.
О том, как смотрят на мир Кахуна — гавайские мастера.
О принципах Хуна, о практической магии, о системе «мастер-ключ».
Хуна переводится как тайна, загадка, секрет. Но всё, что я напишу ниже, это никакой не секрет. А даже наоборот. Обычные, даже общеизвестные штуки. И однако мне эти принципы помогают. ну, если не полюбить весь мир и жить счастливо, то хотя бы медленнее слетать с катушек. Быть более радостным и более уверенным в себе. И мире.
1. IKE — Мир такой, каким я его представляю.
2. KALA — Я выхожу за рамки.
3. MAKIA — Моя энергия там, где моё внимание.
4. MANAVA — Момент Изменения — это Сейчас.
5. ALOHA — Беру радость с собой.
6. MANA — Я могу влиять на мир.
7. PONO — Практика — критерий истинности.
1-й принцип. Ike. Мир такой, каким я его представляю.
Это принцип осознанности.
Мне надо быть внимательным и спокойным. Мне надо помнить, что я влияю на мир. Мои собственные представления о мире уже до некоторой степени меняют субъективный мир. А никакого другого и нет. Тут не про обращение воду в вино. И не про то, что я упорным волевым желанием из своей зарплаты в 20 тыс. могу сотворить зарплату в 200 тыс. Нет. Это к другим коучам. Тут просто про то, что я хочу понимать, кто я, где нахожусь и чего там делаю.
В идеале ещё понимать — что это мне принесёт. Сверяться — я нахожусь вообще там, где мне надо?
Это всё очень просто. Вроде бы. Но я учусь этому уже много лет. И пока далёк от желаемого уровня.
2-й принцип. Kala. Я выхожу за рамки.
Это принцип свободы — возможно всё.
Ясное дело, что буквально возможно далеко не всё. Можете хоть обпробоваться дышать под водой, например.
Это о том, что я могу несколько больше, чем сам привык думать.
Это о том, что я сам провожу границы того, что могу, и того, чего не могу.
3-й принцип. Makia. Моя энергия там, где моё внимание.
Жизнь — это наши эмоции, наши мысли, наше время.
Мы редко сами определяем, на что тратить время. На что тратить жизнь. Но можем делать это куда чаще.
Я говорю о том, что кто бы вы ни были, где бы вы сейчас ни находились, как бы тяжело вам не было, вы сами можете выбрать, на что направить своё внимание. Как использовать тот ресурс, который у вас есть.
Что особенно важно — если ресурса этого немного.
4-й принцип. Manava. Момент Изменения — это Сейчас.
Мы живём только сейчас.
Надо вынырнуть из воспоминаний о прошлом и грёз о будущем. Оглянуться!
Вы в настоящем. Начните отсюда. Не с понедельника. Не с 1-ого числа. Не с дня рождения.
Определите себя действием!
5-й принцип. Aloha. Беру радость с собой.
Алоха, собственно. То, с чего всё началось.
Корень alo означает — «быть вместе, в этот момент и в этом месте делить существование с кем-либо».
Корень oha означает — «привязанность, радость».
«Да прибудет с тобой радость». Но можно это и трактовать как: «Быть с тобой — радость».
Старайтесь быть таким человеком — быть с которым радость. Приносите её с собой. Не ждите от кого-то. В любой ситуации старайтесь исходить из любви, а не из страха.
6-й принцип. Mana. Я могу влиять на мир.
Вы больше влияете на свою жизнь, чем сами думаете.
Каждый человек способен колдовать. У каждого из нас есть мана. У кого-то больше, у кого-то меньше, кто-то лучше умеет пользоваться, кто-то хуже.
Но определённое количество влияющей на мир энергии у вас есть. Помните об этом, пожалуйста.
А ещё о том, что и у всего другого существующего в мире тоже есть своя мана, своя энергия. Уважайте её.
7-й принцип. Pono. Практика — критерий истинности.
Я потом расскажу, как учился понимать этот принцип, наблюдая за крысами.
Как в компьютерной игре с квестом. Выход есть. Надо искать. Как в ситуации на дороге. Проезд закрыт. Что будете делать? Когда веришь, что у тебя получится, легче осуществить задуманное. Не завидуйте. Ищите другие пути.
Вот эти 7 принципов Алоха:
1. IKE — Мир такой, каким я его представляю.
2. KALA — Я выхожу за рамки.
3. MAKIA — Моя энергия там, где моё внимание.
4. MANAVA — Момент Изменения — это Сейчас.
5. ALOHA — Беру радость с собой.
6. MANA — Я могу влиять на мир.
7. PONO — Практика — критерий истинности.
Неизвестно, сколько тут от древней магии гавайцев, сколько от общей философии, сколько от бытовой психологии, а сколько привнёс лично Макс Лонг, постулаты которого я переформулировал, сообразно своему пониманию. Но для меня это весьма рабочие принципы.
Может быть, они будут полезны и кому-то ещё.
В чём смысл?
И так «Каждый день»
Пора задуматься
Философия цинизма
В IV веке до нашей эры в городе Синопе разгорелся скандал: сына местного менялы уличили в подделке монет.
Когда страсти улеглись, молодого человека по имени Диоген Синопский не только изгнали из города, но и лишили денег и всего имущества.
По крайней мере, так гласит легенда. И хотя многие факты из жизни Диогена остаются неизвестными, до нас дошли философские идеи, начало которым было положено этим изгнанием.
В ссылке Диоген решает, что если он перестанет следовать мнениям других и откажется от общепринятых мерил успеха, то обретёт истинную свободу. Он будет жить самодостаточно, на лоне природы, вдали от стяжательства, тщеславия или конформизма. Фактически он много лет скитался по городам Древней Греции, имея при себе лишь плащ, посох да суму, спал на улице, отрицал все блага цивилизации, бани и приготовленную пищу.
Но в новой жизни философ вёл себя довольно вызывающе, рассказывают, что он высмеивал прохожих и насмехался над сильными мира сего, публично ел на площадях, мочился и даже рукоблудничал. Люди прозвали его kyôn — лающий пёс. И хотя таким прозвищем хотели оскорбить его, собаки на самом деле отлично вписывались в его философию: ведь они, по сути, счастливые существа, которым неведомы такие абстракции, как власть или репутация.
Диогена и его многочисленных последователей стали называть «собачьими философами», или по-гречески kynikoi, прозвище, впоследствии ставшее словом «циник». Эти первые циники были беззаботными бродягами, их манила вольная жизнь странствий. Слава о Диогене росла, и другие решили испытать его на стойкость. Так, Александр Македонский предложил ему всё, что пожелает философ. Но вместо того, чтобы пожелать себе материальных благ, Диоген всего лишь попросил великого завоевателя не загораживать ему солнце.
После смерти Диогена адепты его философии ещё почти девять столетий до VI века нашей эры продолжали называть себя циниками. Некоторые греческие философы, к примеру стоики, считали, что все должны последовать примеру Диогена. Они также пытались смягчить его философию, сделав её более приемлемой для традиционного общества, что, конечно же, в корне шло вразрез с подходом Диогена.
Другие же были менее снисходительны к циникам, а в римской провинции Сирии во II веке нашей эры сатирик Лукиан описывал циников своего времени как безнравственных, меркантильных, самовлюблённых ханжей, которые только разглагольствовали о том, что Диоген воплощал в реальной жизни. Спустя столетия, читая тексты Лукиана, писатели эпох Ренессанса и Реформации обзывали циниками своих соперников, имея в виду тех, кто только критикует других, а сам не говорит ничего сто́ящего.
Данное употребление в итоге вошло в обиход в современном значении слова «циник» — человек, считающий, что все остальные действуют лишь в собственных интересах, даже если те утверждают, что ими движут высокие мотивы.
Однако и у философии цинизма есть свои поклонники, особенно среди тех, кто задаётся вопросом о состоянии общества. В XVIII веке французского философа Жан-Жака Руссо стали называть «новым Диогеном», за его идеи о том, что искусства, наука и изобретения только развращают людей.
В 1882 году Фридрих Ницше переосмыслил историю, согласно которой Диоген ходил по рынку в Афинах с фонарём в руках в тщетных попытках отыскать честного человека. По версии Ницше, прозванный всеми безумец выбегает на городскую площадь с криком «Бог умер!» Именно так Ницше хотел призвать к «пересмотру ценностей», и отказаться от превалирующей христианской и платонической идеи об универсальных духовных началах за пределами физического мира. Ницше восхищался Диогеном за то, что тот наперекор всем жил здесь и сейчас.
Позже, в 1960-х, с Диогеном стали сравнивать хиппи за их открытое противостояние существующей культуре.
Идеи Диогена продолжают заимствовать и переосмысливать. И самые первые циники вряд ли бы одобрили более поздние взгляды: они считали, что единственными настоящими ценностями могут быть только отказ от условностей и жизнь на лоне природы. Разделяете ли вы подобные взгляды или нет, соглашаетесь ли с более поздними их воплощениями, у них у всех есть одно общее — они бросают вызов превалирующему статус-кво. И это пример, которому можем последовать и мы — не верить слепо традиционным взглядам и мнению большинства, а серьёзно задумываться над тем, что представляет истинную ценность.
Перевёл: Ростислав Голод. Отредактировала: Елена МакДоннелл.
Комикс «Что будет, когда ты умрёшь?»
Биография Ницше Фридриха. Интересные факты, произведения, цитаты
Часто причиной ярких достижений в философии и искусстве является непростая биография. Ницше Фридрих, один из самых значительных философов второй половины 19 века, прошел непростой короткий, но очень плодотворный жизненный путь. Расскажем о вехах биографии, о самых значительных произведениях и взглядах мыслителя.
Детство и происхождение
15 октября 1844 года в Восточной Германии, в небольшом городке Реккене появился на свет будущий великий мыслитель. Каждая биография, Ницше Фридрих не исключение, начинается с предков. И вот с этим в истории философа не все ясно. Есть версии, что он происходит из польского дворянского рода по фамилии Ницкие, это подтверждал и сам Фридрих. Но есть исследователи, которые утверждают, что семья философа имела немецкие корни и имена. Они предполагают, что «польскую версию» Ницше просто выдумал, чтобы придать себе ореол исключительности и необычности. Точно известно, что два поколения его предков были связаны со священнослужением, со стороны обоих родителей деды Фридриха были лютеранскими священниками, так же как и его отец. Когда Ницше было 5 лет, его отец умер от тяжелого психического заболевания, и воспитанием мальчика занималась мать. К матери он испытывал нежную привязанность, а с сестрой у него были тесные и очень сложные отношения, сыгравшие большую роль в его жизни. Уже в раннем детстве Фридрих демонстрировал желание быть не таким как все, и готов был на разные сумасбродные поступки.
В 14 лет Фридрих Ницше, философия которого еще даже не начала зарождаться, был отправлен в знаменитую гимназию Пфорта, где преподавали классические языки, античную историю и литературу, а также общеобразовательные предметы. В языках Ницше был прилежен, а вот с математикой у него было очень плохо. Именно в школе у Фридриха возникает сильный интерес к музыке, философии, античной литературе. Он пробует себя на писательской стезе, много читает немецких литераторов. После школы, в 1862 году Ницше отправляется учиться Боннский университет на факультет теологии и философии. Со школы он чувствовал сильную тягу к религиозной деятельности и даже мечтал, как отец стать пастором. Но в студенческие годы его взгляды сильно изменились, и он стал воинствующим атеистом. В Бонне отношения с однокашниками у Ницше не сложились, и он перевелся в Лейпциг. Здесь его ждали большие успехи, еще во время учебы его пригласили на работу профессором греческой словесности. Под влиянием своего любимого учителя, немецкого филолога Ф. Ричли, он согласился на эту работу. Ницше с легкостью сдал экзамен на звание доктора философии и отправился преподавать в Базель. Но Фридрих не ощущал удовлетворения от своих занятий, филологическая среда начала его тяготить.
В юности Фридрих Ницше, философия которого только начала формироваться, испытал два сильных влияния, даже потрясения. В 1868 году он знакомится с Р. Вагнером. Музыкой композитора Фридрих был очарован и раньше, а знакомство произвело на него сильнейшее впечатление. Две неординарных личности нашли между собой много общего: оба любили древнегреческую литературу, оба ненавидели сковывающие дух социальные оковы. На три года между Ницше и Вагнером установились дружеские отношения, но позже начали охлаждаться и полностью прекратились после того, как философ опубликовал книгу «Человеческое, слишком человеческое». Композитор нашел в ней явные признаки душевной болезни автора.
Второе потрясение было связано с книгой А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Она перевернула взгляды Ницше на мир. Мыслитель высоко ценил Шопенгауэра за способность сказать правду своим современникам, за готовность идти наперекор общепринятым представлениям. Именно его работы подтолкнули Ницше к написанию философских работ и на смену рода занятий – теперь он решил стать философом.
Во время франко-прусской войны работал санитаром, и все ужасы с полей сражений, как ни странно, только укрепили его в мысли о пользе и оздоравливающем влиянии таких событий на общество.
Еще с детства не отличался крепким здоровьем, был очень близорук и слаб физически, возможно, это и стало причиной того, как складывалась его биография. Ницше Фридрих имел плохую наследственность и слабую нервную систему. В 18 летнем возрасте у него начались приступы сильной головной боли, тошноту, бессонницу, он переживал долгие периоды сниженного тонуса и угнетенного настроения. Позже к этому прибавился нейросифилис, подхваченный от связи с проституткой. В возрасте 30 лет у него начался резкий спад здоровья, он почти ослеп, испытывал изматывающие приступы головной боли. Его начали лечить опиатами, что привело к нарушениям работы желудочно-кишечного тракта. В 1879 году Ницше ушел на пенсию по состоянию здоровья, пособие ему платил университет. И он начал перманентную борьбу с болезнями. Но именно в это время оформляется учение Фридриха Ницше и значительно растет его философская продуктивность.
Философ Фридрих Ницше, идеи которого изменили культуру 20 века, был несчастлив в отношениях. По его словам, в его жизни было 4 женщины, но только 2 из них (проститутки) сделали его хоть немного счастливым. У него с ранней юности были сексуальные отношения с сестрой Элизабет, он даже хотел на ней жениться. В 15 лет Фридрих подвергся сексуальному насилию со стороны взрослой женщины. Все это радикально повлияло на отношение мыслителя к женщинам и на его жизнь. Он всегда хотел в женщине видеть в первую очередь собеседника. Интеллект для него был важнее сексуальности. Одно время он был влюблен в жену Вагнера. Позже он был очарован психотерапевтом Лу Саломе, в которую также был влюблен его друг, писатель Пауль Рее. Некоторое время они даже жили вместе в одной квартире. Именно под влиянием дружбы с Лу он напишет первую часть своего знаменитого труда «Так говорил Заратустра». Дважды в жизни Фридрих делал предложения руки и сердца и оба раза получил отказ.
Самый продуктивный период жизни
С выходом на пенсию, несмотря на мучительную болезнь, философ вступает в самую продуктивную эру своей жизни. Ницше Фридрих, лучшие книги которого стали классикой мировой философии, за 10 лет пишет 11 своих главных произведений. За 4 года он написал и издал самый известный свой труд «Так говорил Заратустра». Книга не только содержала яркие, необычные идеи, но и формально она была не типичной для философских трудов. В ней сплелись размышления, миология, поэзия. За два года после издания первых частей Ницше становится популярным мыслителем Европы. Работа над последней книгой «Воля к власти» продолжалась несколько лет, в нее вошли размышления и более раннего периода. Издана работа была уже после смерти философа благодаря стараниям его сестры.
Последние годы жизни
Философские взгляды Ницше
Философ Ницше известен во всем мире благодаря своим нигилистским и радикальным взглядам. Он очень резко критиковал современное европейское обществ, в особенности ее христианские основания. Мыслитель считал, что со времен Древней Греции, которую он рассматривает как некий идеал цивилизации, происходит распад и деградация культуры Старого Света. Он формулирует собственную концепцию, названную позже «Философией жизни». Это направление считает, что человеческая жизнь неповторима и уникальна. Каждый индивид ценен своим опытом. И главным свойством жизни он считает не разум или чувства, а волю. Человечество пребывает в постоянной борьбе и достойны жизни только сильнейшие. Отсюда вырастает идея о Сверхчеловеке – одна из центральных в доктрине Ницше. Размышляет Фридрих Ницше о любви, смысле жизни, истине, роли религии и науки.
Наследие философа невелико. Его последние работы издавала сестра, которая не постеснялась отредактировать тексты в соответствии со своим мировоззрением. Но и этих работ было достаточно, чтобы Фридрих Ницше, произведения которого входят в обязательную программу по истории философии в любом ВУЗе мира, стал настоящим классиком мировой мысли. В список его лучших книг входят, кроме уже упомянутых, труды «По ту сторону добра и зла», «Антихрист», «Рождение трагедии из духа музыки», «К генеалогии морали».
Поиски смысла жизни
Размышления о смысле жизни и цели истории – это базовые темы европейской философии, не мог стоять от них в стороне и Фридрих Ницше. О смысле жизни он говорит в нескольких своих трудах, полностью его отрицая. Он утверждает, что христианство навязывает людям мнимые смыслы и цели, по сути, обманывая людей. Жизнь есть только в этом мире и нечестно обещать какую-то награду в потустороннем мире за моральное поведение. Так, говорит Ницше, религия манипулирует человеком, заставляет его жить ради тех целей, которые неорганичны человеческой природе. В мире, где «Бог мертв», человек сам несет ответственность за свой моральный облик и человечность. И в этом и состоит величие человека, что он может «стать человеком» или остаться животным. Также смысл жизни мыслитель усматривал в воле к власти, человек (мужчина) должен стремиться к победе, иначе существование его бессмысленно. Смысл истории Ницше видел в воспитании Сверхчеловека, его еще нет и социальная эволюция должна привести к его появлению.
В своей центральной работе «Так говорил Заратустра» Ницше формулирует идею о Сверхчеловеке. Этот идеальный человек рушит все нормы и устои, он смело добивается власти над миром и другими людьми, ему чужды ложные сантименты и иллюзии. Антиподом этого высшего существа является «последний человек», который, вместо смелой борьбы со стереотипами, избрал путь комфортного, животного существования. По мнению Ницше, современный ему мир насажден такими «последними», поэтому он видел в войнах благо, очищение и возможность для перерождения. Концепция Сверхчеловека была положительно оценена А. Гитлером и принята как идеологическое обоснование фашизма. Хотя сам философ ни о чем таком и не помышлял. Из-за этого работы и имя Ницше были под категорическим запретом в СССР.
Философ Ницше, цитаты которого разошлись по миру, умел говорить емко и афористично. Поэтому многие его высказывания так любят приводить различные ораторы по любым поводам. Наиболее известными цитатами философа о любви стали слова: «Люди, не способные ни на настоящую любовь, ни на крепкую дружбу, всегда делают ставку на брак», «В любви всегда есть немного безумия. но и в безумии всегда есть немного разума. О противоположном поле он высказывался очень хлестко: «Идешь к женщине – бери плетку». Его личным девизом были слова: «Все, что меня не убивает – делает меня сильнее».
Значение философии Ницше для культуры
Сегодня Фридрих Ницше, цитаты из работ которого можно встретить во многих работах современных философов, уже не вызывает таких яростных споров и критики, как в начале 20 века. Тогда его теория стала революционной и породила много направлений, которые существовали в диалоге с Ницше. С ним можно было соглашаться или спорить, но уже нельзя было игнорировать. Идеи философа оказали сильное влияние на культуру и искусство. Под впечатлением от работ Ницше, например, Т. Манн написал своего «Доктора Фаустуса». Его направление «философия жизни» дало миру таких выдающихся философов, как В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер.
Яркие люди всегда вызывают любопытство людей, не избежал этого и Фридрих Ницше. Интересные факты его биографии ищут исследователи, о них с удовольствием читают люди. Чем была необычна жизнь философа? Например, он всю жизнь увлекался музыкой, был неплохим пианистом. И даже когда потерял разум, он создавал музыкальные опусы и импровизировал в больничном холле. В 1869 году он отказался от прусского гражданства и остаток жизни прожил, не относясь ни к одному государству.