нарушенное развитие которое может иметь очерченные рамки а может продолжаться в течение всей жизни
Клиническая психология детей и подростков. Лекция 5. Психологические проблемы аномального развития.
1. Базовые понятия.
В клинической психологии детей и подростков применяется психологический понятийный аппарат. Рассмотрим некоторые базовые для детской клинической психологии понятия.
Онтогенез — развитие в течение жизни, дизонтогенез — нарушенное развитие, которое может иметь очерченные рамки, а может продолжаться в течение всей жизни.
Понятие «аномальное развитие» (от греч. anomalos — неправильный) может употребляться в широком и узком смыслах. В широком смысле это любое отклоняющееся от нормативного развитие, т.е. все варианты отклоняющегося развития (в том числе и с ретардацией и с акселерацией). В узком смысле это болезненное по происхождению (генетическая патология,
органическая патология и т.д.), ведущее к дезадаптации отклонение в развитии. В целом к аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития, в том числе и психического.
Дефект (лат. defectus — недостаток) с точки зрения психологии — это нарушение одной или нескольких функций или части одной функции, которое изменяет нормальное развитие ребенка (только при определенных обстоятельствах). Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития. Потеря слуха одним ухом или зрения одним глазом не
обязательно ведет к дефекту развития, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы. Дефекты такого рода не нарушают общения с окружающими, не мешают овладению учебным материалом и об учению в массовой школе. Дети с такими нарушениями развития обычно изучаются и курируются в специальной психологии.
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемНина Куропаткина
Похожие презентации
Презентация на тему: » Введение в клиническую психологию детей и подростков.» — Транскрипт:
1 Введение в клиническую психологию детей и подростков
2 ПЛАН История детской клинической психологии. Структура детской клинической психологии и ее место в ряду психологических, медицинских, педагогических наук. Предмет и содержание клинической психологии детского и подросткового возраста. Практические задачи и теоретические проблемы в детской клинической психологии. Базовые понятия детской клинической психологии.
3 ПОНЯТИЕ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Клиническая психология – это прикладная отрасль психологии, которая сформировалась на стыке психологии и медицины, различных её разделов. Она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: диагностике, лечении и профилактике заболеваний.
4 Термин «клиническая психология» был введен в научный лексикон Лайтнером Уитмером (1907 г.). В Европе, в конце ХIХ века сформировалась медицинская психология и её история тесно связана с историей психологии.
5 Специальность «клиническая психология» в нашей стране утверждена приказом Министерства образования РФ 686 от г. До этого времени в отечественной литературе звучал термин «медицинская психология».
6 Клиническая психология детей и подростков является одним из разделов современной клинической психологии. По предмету, содержанию и методам КП детей и подростков близка к психологии аномального развития.
7 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КП ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «Клиническая психология детей и подростков» зародилась в конце XVIII начале XIX в., когда впервые встал вопрос о полноценной диагностике, лечении, курировании, воспитании и образовании детей с аномальным развитием. А сам термин «детская клиническая психология» появился относительно недавно, ближе к середине ХХ в. Развитие этой области тесно связано с формированием детской психиатрии и дефектологии.
8 На становление и развитие детской психологии огромное влияние оказали работы зарубежных ученых таких, как З. Фрейд, А. Фрейд, М. Кляйн, С. Холл, В. Штерн, Ж. Пиаже, Ш. Бюлер и др. У истоков отечественной клинической психологии детей и подростков стояли такие замечательные ученые- психологи, как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Лебединский и многие другие.
9 В 1906 г. Г.Я.Трошиным создана 1-я в России школа-лечебница для детей с отклонениями в развитии. Разработана система воспитания детей с аномальным развитием. Г.Я.Трошин автор подхода к анализу психического развития аномального ребенка с опорой на сопоставление психического развития нормально развивающихся детей и детей с отклонениями.
11 Задачи специалистов на ранних этапах становления клинической психологии детей и подростков: 1. Диагностика нарушений 2. Количественная оценка степени их выраженности. Наряду с этим стояли вопросы воспитания, обучения, курирования и лечения аномальных детей и подростков. Большое значение придавалось изучению этиологии нарушений развития и общим закономерностям нарушенного развития.
12 Детская психология и педология (от греч. pais (paidos) дитя, logos учение) науки о ребенке внесли большой вклад в решение основных задач изучения разных вариантов дизонтогенеза. Шкала Бине- Симона, шкала Озерецкого и др. для количественной оценки психомоторного и интеллектуального развития ребенка при решении вопроса об образовательной стратегии.
13 Постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросса» (1936) – педология объявлена псевдонаукой. Количественные методы оценки развития – под запретом, наработки по воспитанию и обучению аномальных детей уничтожены. Отбор детей в спецшколы стал проводиться психиатрами, а не педологами и психологами.
14 Развитие КП в послевоенные годы. Активно развивается дефектология, изучается умственная отсталость, генетические и наследственные формы психической патологии. В 1950-е гг. опять начинает формироваться системный подход к работе с аномальными детьми (С.Я. Рубинштейн, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева).
15 В 1960-е гг. и позднее были выделены новые формы нарушенного развития в виде минимальных мозговых дисфункций (ММД) (год появления термина VVL 1962), а позже синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (год появления термина СДВГ 1987). Задержанное развитие стало рассматриваться более дифференцированно, так же как и другие формы отклонений (недоразвитие, аутизм, психопатии, невропатии, нарушения аффективного развития, психосоматические расстройства и т.п.).
16 Улучшение аппаратурной диагностики нарушений, развитие генетики, нейронаук и психологии привели к выделению большего количества патологических вариантов развития, связанных с разными этиологическими факторами. Актуальным становится установление структуры дефекта, выделение типов дизонтогенеза и факторов его определяющих.
17 Внимание специалистов привлекли проблемы возможностей компенсации дефекта, коррекции нарушенного развития и реабилитации (К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, Л.С.Цветкова, Т.В. Ахутина, Д.Н. Исаев, И.И. Мамайчук, И.Ю. Левченко и др.). В е гг. встал со всей остротой вопрос о социализации аномальных детей и подростков.
18 Анализируя историю развития клинической психологии детей и подростков, следует отметить, что в настоящее время накоплено достаточное количество диагностических средств и технологий психолого- педагогической и коррекционной работы с аномальными детьми, а «Клиническая психология детей и подростков» как область научно-практической деятельности является интенсивно разрабатываемой и востребованной в системе образования, здравоохранения и социальной защиты.
21 Клиническая детская психология специальность профессиональной психологии, которая объединяет основные постулаты клинической психологии, психопатологии развития и принципы развития семьи и ребенка, с тем, чтобы проводить научное исследование и предоставлять психологические услуги младенцам, детям и подросткам.
22 Объект детской клинической психологии – ребенок или подросток с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием. Предмет – закономерности нарушенного развития (дизонтогенеза), вызванного органической патологией (центральной нервной системы и соматической), психическими расстройствами, нарушениями условий созревания и воспитания.
23 Виды практической деятельности: клинико-диагностическая это выявление и описание структуры дефекта; конкретные формы зависят от использования диагностических методик; психокоррекционная это система мер психологической помощи, направленная на улучшение протекания отдельных психических функций или их структурных элементов, обеспечивающих поведение (например, обучение определенным социальным навыкам и т.д.) и обучение детей и подростков с проблемами (концентрация внимания, объем памяти и т. п.); экспертная это оценка уровня развития ребенка с помощью качественного и количественного анализа и с применением соответствующих методик (клинических, проективных, психометрических и т.п.); консультативная это консультирование детей и их родителей по проблемам развития ребенка, коррекции выявленных нарушений и психотерапевтической поддержки, поддержка и консультирование семьи; профилактическая (психопрофилактика, пропаганда здорового образа жизни);
24 психотерапевтическая это участие в психотерапевтических сеансах, кратковременных и долговременных, с детьми и подростками и их семьей и окружением; деятельность сопровождения психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушенным развитием, ограниченными возможностями здоровья и детей с особыми образовательными потребностями. реабилитационная – восстановление утраченных возможностей, связанных с болезнью, дефектами, вызванными данным заболеванием. научно-практическая – психологи, работающие в рамках клинической психологии решают не только практические задачи, но и научно-теоретические проблемы.
25 Практические задачи Диагностика Динамическое наблюдение за состоянием пациента Экспертиза
26 Теоретические проблемы клинической психологии Психика и мозг Психосоматические и соматопсихические соотношения (психика и организм) Норма и патология Соотношение биологического и социального в психике человека Генетическое и приобретенное Проблема развития и распада психики в онтогенезе.
27 При выполнении профессиональных обязанностей клинические психологи должны соблюдать ряд этических и профессиональных правил: правило «не навреди!» конфиденциальность индивидуальный подход работа специалистов в бригаде принципы клинико-психологической диагностики опора на семью, учет социальной ситуации развития и т. п.
28 Базовые понятия для детской клинической психологии Онтогенез развитие в течение жизни, дизонтогенез нарушенное развитие, которое может иметь очерченные рамки, а может продолжаться в течение всей жизни. Дефект (лат. defectus недостаток) с точки зрения психологии это нарушение одной или нескольких функций или части одной функции, которое изменяет нормальное развитие ребенка (только при определенных обстоятельствах).
30 Возраст психологический периодизация психического развития, разработанная Д.Б. Элькониным и дополненная другими исследователями: Младший возраст (младенчество) – от 0 до 1 года (интимно-личное общение) Ранний – от 1 года до 3 лет (предметно- манипулятивная деятельность) Дошкольный – от 4-х до 7 лет (игровая) Младший школьный – от 7 до 10 лет (учебная) Подростковый или пубертатный – от 11 до 15 лет (интимно-личное общение со сверстниками) Юношеский – от 15 до 18 лет (учебно- профессиональная).
31 Нормальное развитие ребенка происходит неравномерно на протяжении всех периодов. Гетерохрония проявляется в неравномерном становлении различных психических функций (в норме) в связи с неравномерностью физического развития, становления нервной системы, социально-средовых условий и т.д. Неравномерность, связанная со сроками созревания мозговых структур, степенью освоения социального опыта является необходимым условием психического онтогенеза. Различные заболевания и другие вредности (дефекты органов чувств, условия в семье, воспитания) изменяют, искажают процесс формирования психики ребенка.
ОСНОВНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ (КРИЗИСНЫЕ) ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ОНТОГЕНЕЗ — РАЗВИТИЕ (СОЦИАЛЬНОЕ, ПСИХИЧЕСКОЕ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ) ЧЕЛОВЕКА С МОМЕНТА РОЖДЕНИЯ
Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:
1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой (эмоциональная, когнитивная, регуляторная сферы)
3. Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.
4. Закон развития ВПФ. ВПФ возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Дизонтогенез — нарушенное развитие, которое может иметь очерченные рамки, а может продолжаться в течение всей жизни
Аномальное развитие — в широком смысле, любое, отклоняющееся от нормативного развитие; в узком смысле, болезненное по происхождению развитие (генетическая патология, органическая патология и т. д.), ведущее к дезадаптации отклонение в развитии
Возраст — временны’е характеристики индивидуального развития (хронологический, биологический, психологический)
Кризисы (психология) — периоды развития, означающие смену возрастов
Критические периоды детского возраста (медицина)
Гетерохрония развития — разновременное, не одновременное (с разной скоростью) созревание отдельных функциональных систем организма, в том числе нервной системы в онтогенезе
Базисная характеристика развития в норме, проявляется в неравномерности становления различных психических функций
Асинхрония развития — базовое понятие для оценки нарушенного психического развития ребенка в результате соматической, неврологической и психической патологии, патологии семейной ситуации и условий воспитания
Идеи З. Фрейда побудили к изучению критических периодов, в течение которых складываются благоприятные условия для решения свойственной ребенку генетической задачи. Если она не решается, то ребенку гораздо труднее решать задачи следующего возрастного периода.
Оральная стадия — первый год развития является решающим, ребенок полностью зависит от того, кто за ним ухаживает, формируется внешняя граница телесности (собственное тело и внешние объекты), формирование достаточно устойчивого симбиоза, который лежит в основе доверия к миру; любое отделение ухаживающего человека травматично; формируются черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым; люди делятся на оптимистов и пессимистов
Анальная стадия — полностью образована инстанция Я, которая способна контролировать импульсы «Оно»; Ребенок научается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляет ребенка мысленно представлять себе, интериоризовать некоторые запреты. Начинает формироваться «Сверх-Я», где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей. Перестройка взаимоотношений с матерью, механизм возможности отказа, функция внутреннего контроля; формируются черты личности: аккуратность, опрятность, пунктуальность, упрямство, скрытность, накопительство, экономность, склонность к коллекционированию
Фаллическая стадия — высшая ступень детской сексуальности, речь идет о символическом органе целостности, власти, могущества; первые люди, которые привлекают ребенка — родители; отношение к родителям противоположного пола Фрейд определил как мотивационно-аффективное отношение; в конце этого периода формируются главные структуры личности (до 5-ти лет); зарождение таких черт как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью
Латентная стадия — снижение полового интереса, энергия переносится на освоение общекультурного опыта, закрепленного в науке и культуре, на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения
Генитальная стадия — с т.зр. Фрейда, подросток стремится к нормальному сексуальному общению; невозможность реального удовлетворения побуждений приводит к формированию двух новых механизмов защиты: аскетизм и интеллектуализация
ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭРИКА ЭРИКСОНА
РОЛЬ ОБЩЕСТВА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ, ОСНОВЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Я КОРЕНЯТСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Общество ставит задачи развития, а мать в своей воспитательной практике эти задачи реализует
Закон биполярности в развитии личности (два полюса в развитии)
0−1 — базового доверия к миру — базовое недоверие
1−3 — основы чувства самостоятельности и автономии — тело имеет переднюю и заднюю сторону (спина подвержена воле других людей), стыд за свои ошибки (опыт формируется через телесные переживания), сомнение (то, что мы не можем контролировать)
3−5/6 — осваивает экономический этнос культуры — взаимоотношения между людьми в процессе трудовой деятельности; формируется чувство инициативы; отрицательный полюс — чувство вины
5/6−12 — технологический этос культуры, способности, необходимые для трудовой деятельности, трудолюбия — желание и умение учиться, чувство достижения, гордости; отрицательный полюс — чувство неполноценности (может возникнуть по разным причинам: невозможность и неспособность учиться — инклюзивное обучение; «надомное обучение» много недостатков, много детей не посещает школу, ребенок посещает школу, но учится кое-как, воспитание хороших маленьких исполнителей с гипертрофированным чувством ответственности, делают несчастным своего ребенка; большинство учителей начальной школы — женщины, подбор и подготовка учителей; один учитель, но не для всех
12−18 — подростковый возраст (по Э.Э. — юность); самый сложный жизненный кризис, завершает период детства, цельное представление о себе самом — Эго-идентичность личности, трудность в том, что происходит на фоне физиологической революции, кто Я, как Я выгляжу в глазах других людей, профессиональный выбор, призвание; все зависит от того, как были сделаны выборы на предыдущих этапах, но многое зависит от духовной атмосферы общества; в этом возрасте происходит второе рождение личности, для некоторых диффузия идентичности, спутанность идентичности (общество предоставляет дополнительное время) психосоциальный мораторий (студенческий возраст до 24/25 лет), «вечный студент» синдром социальной патологии идентичности: регрессия к инфантильному уровню поведения, смутное, но устойчивое переживание тревоги, чувство изоляции и одиночества, постоянное ожидание чего-то такого, что сможет изменить жизнь, враждебность и презрение ко всем социальным ролям, мужским или женским, презрение ко всему американскому и иррациональная переоценка своего, поиск негативной идентичности, как единственный способ самоутверждения
Обрести идентичность человеку помогает влюбленность, юношеская влюбленность это есть разговор
Юношеские компании
Подлинное чувство любви
Развитие личности продолжается на протяжении всей жизни человека
18−25 — молодость, определяется задачей, которое ставит общество — поиск спутника жизни, интимность, близость, отрицательный полюс — изоляция и одиночество, физическая и психологическая инвалидизация личности, границы в отношениях с другим человеком
25−50 — зрелость главная задача — порождение людей и вещей, творческий труд (широкий смысл), личностное обогащение, особое значение имеют дети, трудится ради подрастающих поколений; если ради самого себя — застой в развитии личности
после 50 — старость, но если на предшествующих стадиях развития все было правильно, то жизнь только начинается — созерцание
Можно сказать, что ребенок уже рождается в кризисе.
Это связано с тем, что он меняет внутриутробное существование на самостоятельную жизнь вне материнского организма.
Малышу нужно привыкнуть к новому типу дыхания и питания, к непривычным условиям, свету, звуку и т. д.
У ребенка нет единой сложившейся формы поведения. У ребенка нет биологической предопределенности поведения. В ходе антропогенеза исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни. В этом и заключается биологическая сущность беспомощности.
Основным биологическим итогом антропогенеза стало прекращение морфологической эволюции человека. Совершился полный и окончательный переход к подлинно человеческой истории.
Развитие человека во многом основано на работе мозга. Единицей работы мозга являются особым образом организованные нейронные сети, сети сетей и т. д. Развитие зависит от изменения пространственной организации мозга.
КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ (продолжение)
Начинается период адаптации, который длится порядка 1−2 месяцев. Дети в два месяца способны к «псевдодиалогам» (потребность диалога — врожденная). Родители находятся в сценариях ребенка.
Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности — человеческое лицо, из реакции сосредоточения возникает важное новообразование новорожденности — комплекс оживления, психологический критерий конца кризиса новорожденности.
В этот период важно окружить младенца максимальной заботой, уходом, вниманием.
Первые месяцы жизни самые сложные как для ребенка, так и для его родителей.
Но когда кризис минует, окажется, что малыш уже более приспособлен к жизни и начинает налаживать свои первые социальные контакты со своим ближайшим окружением, т. е. мамой и папой.
Ребенок с атипичным развитием не может обеспечить для матери адекватные сигналы о своем состоянии. РАС — какая-то одна способность. Дефицит «зеркальных» систем в мозгу, которые мешают им воспринимать другого. Не могут адекватно строить свое поведение. Неживое не обладает внутренними способностями. Модель психического развивается. Зеркальный образ в 20−22 месяца.
Джакомо Ризолатти назвал эти клетки зеркальными нейронами, потому что они как бы «отражают» чужое поведение у нас в голове.
Оказывается, они помогают нам быстро обучаться чему-нибудь новому, даже если мы ещё ничего не понимаем. Ведь учиться путём проб и ошибок очень долго и иногда даже опасно. А благодаря зеркальным нейронам нам очень просто подражать: мы это делаем, не задумываясь, как бы автоматически. Поэтому дети обожают повторять за кем-нибудь большим и умным (например, за папой). Можно повторять друг за дружкой. Например, если Петька Иванов вдруг начнёт замачивать хлеб в компоте или размазывать пластилин по обоям, к нему тут же радостно присоединятся его товарищи. Не только дети, но и взрослые постоянно подражают друг другу: например, любимым актёрам кино, начальникам.
Американские психологи пришли к выводу, что причиной аутизма является нарушение функционирования системы зеркальных нейронов головного мозга. Это ведет к отсутствию сопереживания и другим признакам этого психического заболевания. Согласно современному определению, детский аутизм — это нарушение психического развития, характеризующееся особой формой контакта с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. Он встречается у 4−5 детей из 10 тысяч, различаясь по четырем типам: это так называемые синдромы Каннера, Аспергера, Ретта и аутизм после приступа шизофрении. Главный вопрос: можно ли «восстановить зеркало», заставив нейроны правильно работать? Пока перспективы излечения болезни возникают в связи с ранней диагностикой аутизма. Если использовать энцефалограммы, то поведенческая терапия начнется максимально рано, а не тогда, когда симптомы отклонений в развитии станут всем очевидны (обычно это случается от двух до четырех лет). Обсуждаются и возможные медикаментозные воздействия.
КРИЗИС ОДНОГО ГОДА
В конце первого года жизни ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. Построение новой социальной ситуации развития – построение совместной деятельности с целью усвоения общественно-выработанных способов употребления предметов. Формируется речь, которая оказывает чрезвычайно существенное значение для развития восприятия.
Все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия»
Кризис раннего возраст связан с тем, что ребенок осваивает хождение и речь.
Теперь ему доступно большее пространство для исследования, умение ходить дает возможность взять предметы, принадлежащие взрослым и ранее недоступные.
КРИЗИС ОДНОГО ГОДА (продолжение)
В возрасте одного-двух лет ребенок может проявлять негативизм, который становится ответом на различные ограничения со стороны взрослых и их непонимание. Малыш сталкивается с тем, что «хочу» и «надо» часто могут не совпадать, и это вызывает его недовольство.
В данный период могут возникать различные аффективные вспышки и агрессия:
ребенок плачет и падает на пол, требуя что-то, обижается, может кидать во взрослого игрушками и т.д. Проявляются первые стремления все делать самостоятельно.
Очень важно во время кризиса одного года проявлять терпение, такт и мудрость.
Окрики, наказания, потакания капризам принесут мало толку. Во время аффективных вспышек лучше всего чем-то отвлечь малыша (например, показать какое-то животное или птицу) или попробовать договориться с ним. Если что-то запрещаете ребенку, то всегда объясняйте, почему это нельзя.
Стремление к самостоятельности стоит поощрять, иначе малыш перестанет ее проявлять, а позже будет отказываться выполнить даже простые действия, объясняя это тем, что не умеет (одеться, есть самостоятельно и т.д.).
Основные новообразования:
— развитие восприятия
— развитие интеллекта
— развитие речи
КРИЗИС 3-Х ЛЕТ
Кризис раннего детства является одним из самых сложных возрастных кризисов.
В это время ребенок становится трудновоспитуемым, зачастую с ним очень сложно находить общий язык.
Малыш стремится противопоставить себя взрослым, показать, что он самостоятельный человек, отдельный от матери. Наиболее часто при этом можно наблюдать следующие проявления:
Негативизм. Все поведение малыша полностью идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые.
Ребенок будет отказываться что-то выполнять не потому, что действительно не хочет, а потому, что это исходит от взрослого.
Своеволие. Стремление к самостоятельности здесь очень выражено, часто можно услышать от малыша фразу «Я сам!». При этом он будет очень обижаться и даже может проявлять агрессию, если не давать ему этой самостоятельности.
КРИЗИС 3-Х ЛЕТ (продолжение)
Строптивость. Ребенок отвергает сложившийся ранее образ жизни, все становленные в семье порядки и нормы воспитания. Он отказывается ложиться спать, гулять и т.д. в обычное время, выполнять какие-то привычные вещи, ходить в садик и пр.
Упрямство. Если малыш что-то потребовал, то будет упорно настаивать на своем. При этом делает он это не потому, что действительно хочет, а потому, что высказал взрослому такое желание.
Обесценивание. В этот период впервые у ребенка появляется критика по отношению к взрослому, чьи слова, поступки, воля ранее принимались безоговорочно.
Деспотизм. Малыш этого возраста может проявлять ревность, агрессию, часто впадать в истерики.
Протест-бунт. Практически все аспекты поведения маленького человека носят протестующий характер, причем без явной на это причины.
Также в данный период можно наблюдать фантазирование и вымысел, направленные на защиту от наказания («это приходил бабайка и съел все конфеты»), демонстративное проявление чувств, желание оценивания.