народная песня зеркало жизни народа
Народная песня – зеркало жизни народа
Разделы: Музыка
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-знакомство с элементами обряда.
Оборудование: презентация, музыкальные инструменты, аудиозапись календарных обрядовых песен, раздаточный материал (карточки с кроссвордом, картонные жаворонки), театральные атрибуты (русский народный сарафан, ленты для каждой девочки, кушаки для каждого мальчика) испеченные жаворонки (по количеству детей).
Ход урока
Дети в русских народных костюмах входят в класс под плясовую песню.
1. Организация учащихся на урок.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Приятно видеть вас нарядными, улыбнитесь, начинаем урок!
Откройте тетради и запишите число, тему урока.
2. Сообщение темы урока.
.Сегодня наш урок посвящен русской народной песне.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему прошлому. Что заботило, радовало и тревожило крестьянина и ремесленника, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам?
Мы продолжаем знакомиться с песенным творчеством нашего народа.
3. Повторение пройденного материала.
Задание по группам:
— кроссворд;
— по музыкальному отрывку определить жанр русской народной песни:
а) частушка,
б) протяжная,
в) солдатская,
г) колыбельная.
4. Изучение новой темы.
Учитель: Традиции проведения праздников на Руси тесно связаны с календарем, с круговоротом хозяйственного года. Большая часть праздников приходилась на зимнее время и весну, когда люди были свободны от работы в поле. Огромное место в народном творчестве занимают чудесные обрядовые песни.
В эту пору поют песню “Ой, блины”. Этой песней встречают Масленицу.
Разучивание песни. Инсценирование обрядовой песни.
Задание: каждая группа поет по два куплета. Последний куплет поет девочка, изображая хозяйку:
“Гости будьте же здоровы,
Вот длины мои готовы!”
Учитель: Проводят люди зиму, а там уже и весну встречают. От языческих времен дошел до нас обряд зазывания, закликания весны. Выйдут девушки за околицу, найдуи проталинку и поют. Послушаем, как поются такие песни и подумаем, что необычного в исполнении?
Слушание: закличка “Весна-весняночка”
Дети: необычным является то, что зазывания поются без аккомпанемента, т.е. без музыкального сопровождения.
Учитель: Трудно себе представить какой-либо праздник без участия в нем детей. Ребята затевали веселые игры, которые сопровождались песнями, шутками.
Учитель: Давайте поиграем. Вы будете спрашивать Весну, а Весна вам отвечать будет.
Дети: Весна красна, на чем пришла?
Учитель (Весна): На жердочке, на бороздочке.
Дети: А что ты нам принесла?
Принесла я вам, детишки,
Солнца клочок, и соломки пучок,
Хлебушка краюшку и водицы кружечку.
Учитель: Чудесным был и обряд, связанный с встречей весны в образе птиц. Хозяйки напекут из теста жаворонков, смазывают их головки медом и одаривают детей. Ребятишки посадят их на высокие шесты и побегут за околицу звать птиц. Размахивая шестами, они поют песни, мелодии которых подражают пению птиц.
Разучивание заклички с движением (поднимаем руки вверх, тянемся к солнцу)
Закрепление пройденного материала.
Учитель: О чудесных русских песнях можно было бы еще много рассказывать. Вспомните, как называется обряд, связанный с проводами зимы?
Дети: Обряд называется Проводы Масленицы.
Учитель: К чему люди готовятся с приходом весны?
Дети: Готовятся к посевным работам.
Учитель: Какие поют мелодии, словно подражая пению птиц?
Домашнее задание: записать в тетрадь пословицы о народных приметах весной.
5. Итог урока.
Учитель: Вот и закончился наш урок. Я вижу, как горят у всех глаза, расправились плечи, посветлели лица. Такое ощущение, что вы испили живительной влаги из неиссякаемого источника, который зовется “Народное творчество”.
Презентация» Народная песня-зеркало жизни народа»
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Народная песня – зеркало жизни народа»
Жанры русских народных песен. Хороводные Трудовые Обрядовые Солдатские Плясовые Частушки Колыбельные
Оркестр русских народных инструментов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Курс повышения квалификации
Методика преподавания музыки в общеобразовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Номер материала: ДБ-442199
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Понятие «образовательные услуги» будет исключено из закона об образовании
Время чтения: 1 минута
Роскачество предупредило об опасности для детей азартной механики в мобильных играх
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения откроет центр образования на русском языке в Таджикистане
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработало меморандум по воспитательной работе в школах
Время чтения: 2 минуты
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация внеклассного занятия «Русская народная песня-зеркало жизни народа»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Песня самый древний вид музыкального искусства и можно сказать ровесница человеческой речи. ПЕСНЯ
Родинные (родильные), крестинные(крестильные) песни.
Наступала весна –пели заклички.
Приходило время убирать урожай – пели песни жатвенные и покосные.
Песня- живой голос народа, отражение всей его многотысячелетней культуры
Русские песни – это соль земли русской, в них частица души русского народа.
Русская народная песня «Возле речки, возле моста», исполняет вокальный коллектив «Надежда», руководитель Повираева С.Е.
Русская народная песня «Небылицы», исполняют Повираевы Анна и Светлана.
Русская народная песня «Как посеяли девки лен».
Русская народная песня «Ой на горке калина» исполняет вокальный коллектив «Русская песня», руководитель Повираева С.Е.
«Ясноглазая Русь» сл. и муз. Г. Заволокина
«Валенки», русская народная песня, в современной обработке.
«Русский танец», исполняет группа «Импульс», руководитель Валеева А.А.
Русская казачья песня «Ойся, ты ойся»
«Ромашка», сл. и муз. неизвестны, солисты Тургенева В.А. и Разина З.Ф.
Русская народная песня « Как по горкам, по горам»
«Деревенька живет» сл. и муз. Г.Заволокина
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Курс повышения квалификации
Методика преподавания музыки в общеобразовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Номер материала: ДA-028056
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения разработало меморандум по воспитательной работе в школах
Время чтения: 2 минуты
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
Понятие «образовательные услуги» будет исключено из закона об образовании
Время чтения: 1 минута
Меньше половины россиян довольны качеством обучения в школах
Время чтения: 2 минуты
В России предложили ввести бесплатное второе высшее образование по IT-специальностям
Время чтения: 2 минуты
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Народная песня – зеркало жизни народа
Замудрякова Наталья Валентиновна, учитель музыки
Цели урока:
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-знакомство с элементами обряда.
Оборудование: презентация, музыкальные инструменты, аудиозапись календарных обрядовых песен, раздаточный материал (карточки с кроссвордом, картонные жаворонки), театральные атрибуты (русский народный сарафан, ленты для каждой девочки, кушаки для каждого мальчика) испеченные жаворонки (по количеству детей).
Ход урока
Дети в русских народных костюмах входят в класс под плясовую песню.
1. Организация учащихся на урок.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Приятно видеть вас нарядными, улыбнитесь, начинаем урок!
Откройте тетради и запишите число, тему урока.
2. Сообщение темы урока.
.Сегодня наш урок посвящен русской народной песне.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему прошлому. Что заботило, радовало и тревожило крестьянина и ремесленника, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам?
Мы продолжаем знакомиться с песенным творчеством нашего народа.
3. Повторение пройденного материала.
Задание по группам:
— кроссворд;
— по музыкальному отрывку определить жанр русской народной песни:
а) частушка,
б) протяжная,
в) солдатская,
г) колыбельная.
4. Изучение новой темы.
Учитель: Традиции проведения праздников на Руси тесно связаны с календарем, с круговоротом хозяйственного года. Большая часть праздников приходилась на зимнее время и весну, когда люди были свободны от работы в поле. Огромное место в народном творчестве занимают чудесные обрядовые песни.
В эту пору поют песню “Ой, блины”. Этой песней встречают Масленицу.
Разучивание песни. Инсценирование обрядовой песни.
Задание: каждая группа поет по два куплета. Последний куплет поет девочка, изображая хозяйку:
“Гости будьте же здоровы,
Вот длины мои готовы!”
Учитель: Проводят люди зиму, а там уже и весну встречают. От языческих времен дошел до нас обряд зазывания, закликания весны. Выйдут девушки за околицу, найдуи проталинку и поют. Послушаем, как поются такие песни и подумаем, что необычного в исполнении?
Слушание: закличка “Весна-весняночка”
Дети: необычным является то, что зазывания поются без аккомпанемента, т.е. без музыкального сопровождения.
Учитель: Трудно себе представить какой-либо праздник без участия в нем детей. Ребята затевали веселые игры, которые сопровождались песнями, шутками.
Игровой момент:
Учитель: Давайте поиграем. Вы будете спрашивать Весну, а Весна вам отвечать будет.
Дети: Весна красна, на чем пришла?
Учитель (Весна): На жердочке, на бороздочке.
Дети: А что ты нам принесла?
Учитель (Весна):
Принесла я вам, детишки,
Солнца клочок, и соломки пучок,
Хлебушка краюшку и водицы кружечку.
Учитель: Чудесным был и обряд, связанный с встречей весны в образе птиц. Хозяйки напекут из теста жаворонков, смазывают их головки медом и одаривают детей. Ребятишки посадят их на высокие шесты и побегут за околицу звать птиц. Размахивая шестами, они поют песни, мелодии которых подражают пению птиц.
Музыкальная физминутка.
Разучивание заклички с движением (поднимаем руки вверх, тянемся к солнцу)
Ой, кулики-жаворонушки
Прилетите к нам во донушки.
Принесите нам весну – красну,
Весну-красну, лето теплое
Закрепление пройденного материала.
Учитель: О чудесных русских песнях можно было бы еще много рассказывать. Вспомните, как называется обряд, связанный с проводами зимы?
Дети: Обряд называется Проводы Масленицы.
Учитель: К чему люди готовятся с приходом весны?
Дети: Готовятся к посевным работам.
Учитель: Какие поют мелодии, словно подражая пению птиц?
Дети: Заклички.
Домашнее задание: записать в тетрадь пословицы о народных приметах весной.
5. Итог урока.
Учитель: Вот и закончился наш урок. Я вижу, как горят у всех глаза, расправились плечи, посветлели лица. Такое ощущение, что вы испили живительной влаги из неиссякаемого источника, который зовется “Народное творчество”.
«Душа народа в песне»: почему на Руси любили петь
Лейся, песня
Работают жнецы – поют. Бабы идут за водой – поют. Солдаты на привале – поют. Чтобы человек ни делал, чем бы ни занимался, он всегда мог петь. Это помогало самому скрасить тоску, отогнать злые силы, призвать на помощь добрые, померяться умением с соседом, себя показать и на других посмотреть. Общая песня объединяет, делает человека частицей своего народа и в социальном, и в историческом плане.
А почему именно песня? Здесь все просто: она доступна всем, и исполнять ее можно в любое время. Пропевались и заговоры на удачу, на помощь добрых сил в задуманном или уже начатом деле. А когда была возможность, подыгрывали песенникам на рожках, свирелях, свистульках, трещотках и ложках, а иногда и гуслях. В VIII веке появилась балалайка, в XIX – гармошка.
Календарные песни
Каждое время года знаменовалось своими песнями. В русском календаре сошлись две традиции: христианская и языческая, существовавшая ранее. Многие праздники наложились друг на друга, например, встреча зимы с летом, древнее Встречанье совпало с церковным Сретением, отмечаемым 14 февраля.
Встреча весны, Пасха
У древних славян было два крупных сезона: лето и зима, когда природа живет и засыпает. Приход весны имел большое значение, потому что начинался новый земледельческий цикл. Очень важно было задобрить богов, призвать благословение на свою землю.
Пелись заклички, «жаворонки», в которых звали весну и просили ее принести с собой «ясно солнышко, тепла дождичка» – того, что нужно для щедрого урожая, приплода скота. В этот период разрешались даже особые исполнительские приемы, например, гуканье, которое оказывало особое магическое действие на природу.
Ой, весна-красна, что ты нам принесла?
Красным девушкам пы зялёнам вянку,
Малым детушкам па краснам яйцу,
Молодым молодушкам па люльке, па чапцу.
Средокрестные песни сопровождали время, когда «пост переломился». В это время пекли кресты, которые хранили до первого выезда в поле, где пахарь его съедал сам или отдавал лошади.
Ряженые изображали духов предков, пришедших из иного мира, их надо было всячески задабривать. Пойти по дворам мог любой. В основном это были старики и дети, а вот молодым незамужним девушкам это строго запрещалось, чтобы не накликать беды. Если же хозяева в шутку начинали отказываться от подношения, их «запугивали» такими припевками:
Кто не дасть яечка – дак сдохнеть овечка;
Кто не дасть кока – вырветь вока.
Волочёбные песни плавно переходили в егорьевские или микольские, которые связаны со скотоводческими обрядами.
Свет – Ягорья по полю ходить, Христос воскрес, сын Божий!
По полю ходить, коров пасеть, Христос воскрес, сын Божий!
К Егорию обращались, и просто выгоняя на пастбище коров: «Батюшка Ягорий, спаси нашу скотинку, всю животинку, от волка-медведя, от всякого зверя».
В народную традицию вошло и исполнения тропаря Пасхи. Его пели «наперялив, наперябив или наперямену». Канонический текст не меняли, а вот напев преобразовали в народный, кое-где дополнив его своим припевом.
Взрослые пели пожелания добра и процветания, поучения, как правильно жить, а завершали пение величальным рефреном «Ой, вьюница, ой, молодая!» или «Вьюнец-молодец, вьюница-молодица!»
Летние праздники, уборка урожая
Все плохое провожали, сжигали старые вещи, куклу-купалу. В этот же период были и противоположные, свадебные традиции, когда женили Русалку и Руслаима, Ведмедя и Ведмедицу, Кукушку и Кокуна. Троицкие и купальские песни пели по дороге к месту, где проходит ритуал, во время завивания венков, кумления. Русальные песни на Брянщине во время хода с куклой русалки, в купальскую ночь – купальные песни-обереги: «Выйди, ведьма, с жита вон, а не выйдешь – то сожжем».
Такое пение сопровождали ритуальными шумами – битьем по металлу или дереву, чтобы прогнать нечистую силу.
После «макушки лета» начиналась жатва. Это единственный обряд, не приуроченный ни к какому церковному празднику. Жатвенные песни распространены в Псковской, Смоленской и Брянской областях, на границе с Украиной и Белоруссией. При уборке ржи (жита) исполнялись житвенные, а яровые хлеба жали с яринными.
Зажиночные знаменовали начало страды, жатвенные звучали во время работы на поле, а дожиночные – по окончании работ. Были песни и замашные (при уборке конопли), льняные, картофельные, восенные. Когда уставшие жнеи шли с работы, вся деревня слышала песню:
Ох, наша жита реденька, забалела сярединка,
Ой, нам пора дамой идти, на тёплаю вячерюшку,
На тёплаю вячеряшку, на мягкую пастелюшку.
А когда крестьянин видел край поля и приближался долгожданный конец работы, он пел:
Как на нашей нивке сягодни обжинки. Слава Богу!
Видить моё око, что край недалёко. Слава Богу!
До краю дожнемся, горелки напьемся. Слава Богу!
Зимние песни: святки, масленица
Дальше шли святочные песни и колядование. Полевые работы давно закончены, урожай обработан, заготовки сделаны. Приходит Новый год, Рождество. Ряженые и колядовщики ходят по дворам, славят хозяев, желают им всяческих благ и собирают угощение. Исполняются и церковные песни, и народные колядки. Святочные гадания тоже сопровождаются песнями. Гадательные песни могли работать и как заклинания.
На святки молодежь собиралась на игрища (вечорки, вечереньки). На них не принято было работать, как на супрядках и посиделках, где пряли, плели лапти, сучили веревки. Пелись святошные, хороводные, плясовые песни. Хороводы предназначались для выбора пары. Выражение «припевать жениха» пошло оттуда.
Следом за святками приходила Масленица. После поста разговлялись, пекли блины, ходили друг к другу в гости и, конечно, пели: «Ах ты, Масленица-кривошейка! Устречаем мы тебя хорошенько!»
Песни были разные, вся деревня «трещала».
Проводы зимы, встреча весны, шутливые перебранки между группами поющих, осуждение тех, кто не вышел замуж и не женился, – вот сюжеты масленичных песен. Веселились настолько шумно, возможно, и потому, что наступал Великий пост, во время которого было запрещено петь.
Песни «за жизнь»
Песнями сопровождались и все основные события в жизни человека: рождение и крестины, свадьба, похороны. Дети слышали сначала колыбельные, а потом потешки и прибаутки. Чуть вырастая, слушали сказки, скоморошины и небылицы, а потом и былины.
Мастеровой люд придумывал трудовые артельные припевки, даже выкрики разносчиков рифмовались и укладывались на музыку. Позвать подруг, с которыми отправились в лес по ягоды-грибы, тоже можно было с помощью припевок (лесных кличей). Русский народ выразил в песне всю свою жизнь. По песням этнографы восстанавливают многие обряды. К сожалению, сейчас интерес к народной музыке угасает.
Народная песня в том виде, как ее исполняла, например, Людмила Зыкина, – это не совсем то, что можно услышать на празднике в деревне, сохранившей свои традиции. Это концертное исполнение, которое развилось уже в конце XIX века, когда народные песни стали исполнять люди с музыкальным образованием.
Это очень красиво, легче в восприятии, способствует популяризации, но русский хоровод с пересеками, рожками и многоголосьем – это что-то сакральное, языческое, что заставляет вибрировать каждую клетку организма в заданном ритме. Это можно сравнить с камланием шаманов, горловым пением у бурятов, африканскими танцами под звуки тантамов – завораживает и уносит в неведомые дали. Наши предки так медитировали, хотя и не знали такого слова.
Специалисты говорят, что музыкальный язык – один из самых абстрактных. Он обретает смысл и значение только в определенной культурной традиции, и для того чтобы его понимать, нужно обладать слуховым опытом и знаниями. Поэтому слушайте фольклор – вам откроется много нового. А лучше посетите выступление народного коллектива из глубинки или казачьего хора – того, который придерживается старинных традиций.