народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ

Тест по обществознанию. Модуль 1. Человек и общество. Вариант 2

Модуль 1. Человек и общество

Задание на выявление структурных элементов понятий с помощью таблицы или схемы

Запишите слово, пропущенное в схеме.

Задание на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий представленных в перечне

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий.

Задание на соотнесение видовых понятий с родовыми

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой характерные признаки житейского познания. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.

опыт повседневной жизни

Задания на выбор нескольких правильных ответов

Выберите верные суждения о человеке как многокачественном явлении.

В понятии «индивид» фиксируются какие-либо особенные свойства человека.

Человек рождается как индивид.

Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью.

Человек, ставший личностью, перестаёт быть индивидом.

В процессе включения человека в систему общественных отношений формируется личность.

Николай был убеждён в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, признавая, что человек обречён на страдания и будущее не обещает ничего хорошего. При этом необходимо сохранять существующее положение в обществе. Выберите из приведённого списка характеристики этого мировоззрения.

Задания на установление соответствующих позиций, представленных в двух множествах

Установите соответствие между типами мировоззрения и основами их классификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

главенствующее явление, которому отдаётся предпочтение

оценка общего хода исторических изменений

соотношение с общественным прогрессом

Задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

«С самого рождения человек стремится проявлять _____(А), что-то делать, действовать, наконец он дорастает до понимания того, для чего он действует. И тогда человек становится _____(Б) мира, окружающей его среды, даже если он сам именно этого не осознаёт.

_____(В) — это универсальный, разнообразный способ отношения человека к окружающему миру, в процессе которого он изменяет мир и самого себя. Её важнейшими видами являются трудовая, учебная и _____(Г). Некоторые психологи выделяют ещё один вид — общение. Особое место в жизни человека занимает _____(Д). Её результатом бывают новые, доселе неизвестные материальные и духовные «продукты».

Многочисленные научные исследования в области психологии личности позволяют с уверенностью судить о деятельной основе _____(Е)».

Источник

Тест. Повторение по теме: «Человек и общество»

народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Смотреть фото народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Смотреть картинку народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Картинка про народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Фото народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ

народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Смотреть фото народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Смотреть картинку народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Картинка про народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Фото народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ

Список вопросов теста

Вопрос 1

1. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий.

Варианты ответов
Вопрос 2

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим

Варианты ответов
Вопрос 3

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой характерные признаки житейского познания.

Варианты ответов
Вопрос 4

4. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой вторичные (приобретённые) потребности человека.

Варианты ответов
Вопрос 5

5. Выберите верные суждения о человеке как биосоциальном существе.

Варианты ответов
Вопрос 6

6. Выберите верные суждения о мировоззрении.

Варианты ответов
Вопрос 7

7. Установите соответствие.

Варианты ответов
Вопрос 8

8. Установите соответствие.

Варианты ответов
Вопрос 9

9. Галина, когда возникал вопрос о потребностях, всегда ставила на первое место стремление к истине, красоте, желание приносить добро людям, понимая, что таким образом она добьётся уважения со стороны других, их признания. Выберите из приведённого списка характеристики этих потребностей.

Варианты ответов
Вопрос 10

10. Антон всегда хотел стать профессионалом в области функционирования рыночного механизма, хотя сам процесс изучения экономики его мало занимал. Он успешно окончил соответствующий факультет университета, что позволило ему занять должность консультанта по продажам в одной крупной фирме и реализовать свой интерес. Выберите из приведённого списка характеристики этого интереса.

Варианты ответов
Вопрос 11

11. В стране С. Имеет место подвижность и открытость социальных структур. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что эта страна является примером индустриального общества?

Варианты ответов
Вопрос 12

12. В стране Д. имеет место повышение роли образования, которое становится определяющей характеристикой социального статуса, творческого потенциала. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что эта страна развивается как информационное общество?

Варианты ответов
Вопрос 13

13. На международном симпозиуме, посвящённом современным тенденциям глобализации, рассматривалась проблема освоения Мирового океана. Какие иные проблемы могут быть отнесены к глобальным?

Варианты ответов
Вопрос 14

14. Вставьте пропущенные слова.

«Человек – существо, воплощающее (А) развития жизни, активный участник трудовой, общественной и даже исторической (Б). При определённых (В) – врождённых анатомо-физиологических особенностей организма и воспитании (самовоспитании) он способен творчески преобразовывать себя и окружающий мир, создавать новые материальные и духовные (Г).

Когда мы говорим о человеке, то нередко употребляем родственные этому общему понятию термины. (Д) – это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей».

Варианты ответов
Вопрос 15

15. Вставить вместо пропусков.

«Религия – один из основных компонентов (А) – совокупности духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Религиозная (Б) выступает центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий.

Религия представляет собой (В), состоящую из: религиозного мировоззрения, религиозного (Г), религиозной организации и религиозных ценностей.

В обществе религия создаёт религиозную картину мира, объяснения природы, общества, человека, реализуя тем самым (Д) функцию. Религия провозглашает, что муки и невзгоды в этом мире с лихвой компенсируются благами небесной жизни, осуществляя функцию (Е)».

Источник

Тест. Повторение по теме: «Человек и общество»

народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Смотреть фото народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Смотреть картинку народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Картинка про народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Фото народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ

народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Смотреть фото народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Смотреть картинку народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Картинка про народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Фото народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ

Список вопросов теста

Вопрос 1

1. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий.

Варианты ответов
Вопрос 2

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим

Варианты ответов
Вопрос 3

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой характерные признаки житейского познания.

Варианты ответов
Вопрос 4

4. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой вторичные (приобретённые) потребности человека.

Варианты ответов
Вопрос 5

5. Выберите верные суждения о человеке как биосоциальном существе.

Варианты ответов
Вопрос 6

6. Выберите верные суждения о мировоззрении.

Варианты ответов
Вопрос 7

7. Установите соответствие.

Варианты ответов
Вопрос 8

8. Установите соответствие.

Варианты ответов
Вопрос 9

9. Галина, когда возникал вопрос о потребностях, всегда ставила на первое место стремление к истине, красоте, желание приносить добро людям, понимая, что таким образом она добьётся уважения со стороны других, их признания. Выберите из приведённого списка характеристики этих потребностей.

Варианты ответов
Вопрос 10

10. Антон всегда хотел стать профессионалом в области функционирования рыночного механизма, хотя сам процесс изучения экономики его мало занимал. Он успешно окончил соответствующий факультет университета, что позволило ему занять должность консультанта по продажам в одной крупной фирме и реализовать свой интерес. Выберите из приведённого списка характеристики этого интереса.

Варианты ответов
Вопрос 11

11. В стране С. Имеет место подвижность и открытость социальных структур. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что эта страна является примером индустриального общества?

Варианты ответов
Вопрос 12

12. В стране Д. имеет место повышение роли образования, которое становится определяющей характеристикой социального статуса, творческого потенциала. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что эта страна развивается как информационное общество?

Варианты ответов
Вопрос 13

13. На международном симпозиуме, посвящённом современным тенденциям глобализации, рассматривалась проблема освоения Мирового океана. Какие иные проблемы могут быть отнесены к глобальным?

Варианты ответов
Вопрос 14

14. Вставьте пропущенные слова.

«Человек – существо, воплощающее (А) развития жизни, активный участник трудовой, общественной и даже исторической (Б). При определённых (В) – врождённых анатомо-физиологических особенностей организма и воспитании (самовоспитании) он способен творчески преобразовывать себя и окружающий мир, создавать новые материальные и духовные (Г).

Когда мы говорим о человеке, то нередко употребляем родственные этому общему понятию термины. (Д) – это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей».

Варианты ответов
Вопрос 15

15. Вставить вместо пропусков.

«Религия – один из основных компонентов (А) – совокупности духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Религиозная (Б) выступает центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий.

Религия представляет собой (В), состоящую из: религиозного мировоззрения, религиозного (Г), религиозной организации и религиозных ценностей.

В обществе религия создаёт религиозную картину мира, объяснения природы, общества, человека, реализуя тем самым (Д) функцию. Религия провозглашает, что муки и невзгоды в этом мире с лихвой компенсируются благами небесной жизни, осуществляя функцию (Е)».

Источник

Выберите верные суждения о человеке как биосоциальном существе.

народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Смотреть фото народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Смотреть картинку народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Картинка про народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Фото народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Смотреть фото народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Смотреть картинку народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Картинка про народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Фото народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Смотреть фото народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Смотреть картинку народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Картинка про народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Фото народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Смотреть фото народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Смотреть картинку народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Картинка про народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Фото народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ

народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Смотреть фото народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Смотреть картинку народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Картинка про народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Фото народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ

народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Смотреть фото народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Смотреть картинку народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Картинка про народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Фото народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ

Основные компоненты деятельности

Наименование компонентахарактеристика
ЦельОсознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека
.Совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности

Основные формы и разновидности культуры

Наименование формы и разновидности культурыХарактеристика
ЭлитарнаяСоздаётся привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными творцами
.Оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре

Социально-гуманитарные науки

Наименование социально-гуманитарной наукиХарактеристика
СоциологияНаука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных, так и частных
.Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания.

Основные формы исторического развития

Наименование формы исторического развитияхарактеристика
революцияКачественные изменения, проводимые в целях преобразования основ социального строя
.Процесс перехода от традиционного (аграрного) общества к обществу современному индустриальному.

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий.

Убеждение, мировоззрение, миропонимание, мироощущение, мировосприятие.

Объективное знание, проверяемое знание, обобщённое знание, научное знание, системное знание.

Практика, реформа, материальное производство, научный эксперимент, война.

Религиозные отношения, правовые отношения, духовные отношения, политические отношения, философские отношения.

Архитектура, искусство, эстетическая ценность, художественный образ, натюрморт.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой характерные признаки индивида.

Нейродинамика; 2) задатки; 3) ценности; 4) биологические потребности; 5) мировоззрение; 6) возраст; 7) эмоции.

Все они, за исключением двух, представляют собой характерные признаки житейского познания.

Народная мудрость; 2) отвлечённая категория; 3) опыт повседневной жизни; 4) предание; 5) художественный образ; 6) обыденное познание.

Все они, за исключением двух, представляют собой характерные признаки труда как вида деятельности.

Потребительский характер; 2) целесообразность; 3) мастерство; 4) условная ситуация; 5) практическая полезность; 6) ожидаемый результат.

Все они, за исключением двух, представляют собой вторичные (приобретённые) потребности человека. 1) потребность в самоуважении; 2) потребность в безопасности своего существования; 3) потребность в общении; 4) потребность в отдыхе; 5) потребность в самовыражении; 6) потребность в служебном росте.

Все они, за исключением двух, представляют собой характерные признаки общества. 1) системность; 2) способы взаимодействия людей; 3) весь материальный мир; 4) динамичность; 5) линейность развития; 6) формы взаимодействия людей.

Все они, за исключением двух, представляют собой характерные признаки общественного прогресса. 1) относительность; 2) инновация; 3) поступательное развитие; 4) стагнация; 5) противоречивость; 6) одномерность.

Выберите верные суждения о человеке как биосоциальном существе.

1) биологическое влияет на общую продолжительность жизни человека.

2) все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками.

3) социальные действия человека всегда обусловлены его биологическими и генетическими характеристиками.

4) способность человека мыслить и практически действовать имеет социальное происхождение.

5) биологические свойства человека жёстко не запрограммированы.

4.2. Выберите верные суждения о человеке как о многокачественном явлении.

1) В понятии «индивид» фиксируются какие-либо особенные свойства человека.

2) человек рождается как индивид.

народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Смотреть фото народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Смотреть картинку народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Картинка про народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ. Фото народная мудрость отвлеченная категория опыт повседневной жизни предание художественный образ

3) Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью.

4) человек, ставший личностью, перестаёт быть индивидом.

5) В процессе включения человека в систему общественных отношений формируется личность.

4.3. Выберите верные суждения о мировоззрении.

1)В мировоззрении переплетены знания, ценности и программы действия.

2) На конкретно-образном уровне мировоззрения формируется миропонимание.

3) Мировоззрение имеет эмоционально-психологическую сторону

4) В основе сознательно формируемого мировоззрения лежат наука и философия.

5) У отдельного человека становление мировоззрения всегда происходит стихийно.

4.4. Выберите верные суждения о знаниях.

1) Каждой форме духовной культуры соответствуют специфические формы знания.

2) На ранних этапах человеческой истории существовало обыденно практическое знание.

3) Донаучное знание сознательно эксплуатирует домыслы и предрассудки.

4) Художественное знание строится на приметах, назидании, традициях, личном опыте.

5) Личностное знание зависит от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

4.5. Выберите верные суждения об истине.

1) Вне мышления познающего субъекта существует пласт знаний, содержащий в себе объективную истину.

2) Достижение истины является целью научного познания.

3) Выявить истину можно лишь при сопоставлении знания с объектом, в процессе практической деятельности.

4) истина несёт в себе определённые искажения со стороны субъекта.

5) Истина определяется самим познаваемым объектом.

4.6. Выберите верные суждения о мышлении.

1) Мышление неразрывно связано с языком.

2) Наглядное и предметное отражение действительности характерно для мышления.

3) Мышление возникает на основе практической деятельности.

4) В мыслительном процессе отсутствуют эмоционально-волевые стороны личности.

5) Мышление имеет место только тогда, когда существует проблемная ситуация.

4.7. Выберите верные суждения о деятельности.

1)Благодаря деятельности, биологическое существование человека становилось одновременно социальной.

2) В отличие от животных деятельность человека является преобразовательной.

3) Деятельность человека всегда протекает совместно с окружающими людьми.

4) Деятельность человека представляет собой подсистему, включённую в систему отношений общества.

5) Люди обладают врождённой программой деятельности.

4.8. Выберите верные суждения о потребностях человека.

1) Наличие потребности характеризуется отсутствием эмоций у человека.

2) Потребность всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворённости.

3) Потребности базируются на тех или иных нереализованных мотивах человека.

4) Особенность потребностей человека состоит в том, что они не образуют иерархическую систему.

5) Потребности лежат в основе возникновения интересов у человека.

4.9. Выберите верные суждения об интересе.

1) Интерес подавляет боль и усиливает радость.

2) Интерес лежит в основе любых форм состязательности, борьбы и сотрудничества между людьми.

3) Интерес направлен прежде всего на предмет удовлетворения, нежели на социальные институты, от которых зависит удовлетворение потребностей.

4) Интерес всегда сочетается со склонностью.

5) Интерес выступает важным побудительным стимулом к различным видам деятельности.

4.10. Выберите верные суждения о свободе и необходимости.

1) По мере развития человеческой свободы ответственность исчезает.

2) Свобода – это способность прервать необходимость, цепь причинно-следственных связей.

3) Необходимость становится точкой отсчёта для всех представителей волюнтаризма.

4) Свободы представляет собой специфически человеческой качество, лежащее в основе формирования его индивидуальности.

5) Под необходимостью часто понимается предопределённость. Божий промысел, судьба, рок.

4.11. Выберите верные суждения об обществе.

1) Общество представляет собой результат целенаправленной и разумно организованной деятельности людей, объединённых на основании общих интересов.

2) Понятие «общество» включает в себя природную среду обитания.

3) Общество может существовать вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей.

4) Общество способно своей деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.

5) Структурой общества являются общественные отношения, которые обеспечивают устойчивую связь между элементами системы.

4. 12. Выберите верные суждения об основных сферах общественной жизни.

1) Соотношение основных сфер общественной жизни характеризуется определяющей ролью социальной сферы.

2) Каждая из основных сфер общественной жизни представляет собой систему различных элементов, находящихся во взаимодействии.

3) Все основные сферы общественной жизни имеют собственные закономерности развития.

4) Все основные сферы общественной жизни отличаются независимостью друг от друга.

5) Все основные сферы общественной жизни обладают относительной самостоятельностью

4.13.Выберите верные суждения об институтах общества.

1) Институт общества имеет систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов.

2) Институты общества реализуют только явные функции.

3) Все институты общества сводятся к принуждению.

4) Важным показателем специфичности общества является соотношение между его институтами.

5) Каждый институт общества выполняет общественно значимую функцию.

4.14. Выберите верные суждения о культуре.

1) Культуру невозможно охарактеризовать с точки зрения аспектов различных конкретных сфер общественной жизни.

2) Термин «культура» обозначает так называемую «вторую природу», то есть всё созданное человеком.

3) Культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в ходе исторического процесса.

4) Носителем культуры всегда выступает общество в целом.

5) Одной из функций культуры является накопление и хранение социальных достижений.

Источник

Тест по теме: «Познавательная и коммуникативная деятельность»

1. Обыденные (житейские) знания основаны на

А. научном обобщении достоверном факте

В. эстетическом освоении действительности

Г. экспериментальных данных

3. «Прометей принес людям свет знаний». Данное утверждение является примером знания

4. Какое из приведенных утверждений является научным?

А. время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит

Б. судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент рождения

В. электрический ток течет по проводам так же, как вода по трубам

Г. существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям

5. Какое из перечисленных утверждений опирается на повседневный опыт и не требует научных обоснований?

А. «законы открытые Ньютоном, действуют только в земных условиях»

Б. «перед засухой муравьи ищут для жилья затемненные, влажные впадины»

В. «в озоновом слое Земли появились дыры»

Г. «при дыхании человек поглощает кислород и выдыхает углекислый газ»

6. На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным знаком он родился. Данное утверждение является примером

А. художественного вымысла

Б. народной мудрости

В. житейского знания

Г. паранаучного знания

Б. обыденного знания

В. мифологического знания

Г. народная мудрость

8. Утверждения «Все земные тела подчиняются закону всемирного тяготения» являются примером:

Б. обыденного знания

В. мифологического знания

Г. народной мудрости

9. Высказывание «Век живи – век учись» является примером:

Б. народной мудрости

В. мифологического знания

Г. паранаучного знания

10. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» является примером:

А. мифологического знания

В. паранаучного знания

11. Высказывание «Ученье – свет, а неученье – тьма» является примером:

А. мифологического знания

Б. народной мудрости

В. паранаучного знания

12. Примером обыденного знания является утверждение:

А. расстояние от Солнца до Марса – 228 млн км;

В. расстояние между деревнями Ореховкой и Сухой Корсун – полчаса езды на телеге.

13. Научное знание отличает:

А. доказательность выводов

Б. использование понятийного аппарата

В. использование художественных образов

Г. обращенность к эмоциям, переживания

Д. опора на житейски опыт

Е. теоретический вывод

14. Научное познание непосредственно направлено:

А. на создание новых материальных ценностей

Б. выработку нравственных норм

В. раскрытие смысла жизни

Г. выявление закономерностей развития мира

15.Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке осо­бен­но­сти, от­ли­ча­ю­щие на­уч­ное по­зна­ние от дру­гих видов по­зна­ния че­ло­ве­ком мира. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти осо­бен­но­сти ука­за­ны.

1) тео­ре­ти­че­ское обоб­ще­ние фак­тов

2) кон­ста­та­ция про­те­ка­ния от­дель­ных со­бы­тий

3) об­раз­ность и ори­ги­наль­ность от­ра­же­ния объ­ек­тив­ной ре­аль­но­сти

4) стрем­ле­ние к до­сто­вер­но­му, ис­тин­но­му зна­нию

5) изу­че­ние про­цес­сов и яв­ле­ний со сто­ро­ны за­ко­но­мер­но­стей и при­чин

16.Най­ди­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке черты, при­су­щие толь­ко на­уч­но­му по­зна­нию. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) ис­поль­зо­ва­ние по­ня­тий

2) ло­ги­че­ское вы­ве­де­ние умо­за­клю­че­ний

3) экс­пе­ри­мен­таль­ное под­твер­жде­ние ре­зуль­та­тов

4) от­кры­тость ра­ци­о­наль­ной кри­ти­ке лю­бо­го по­ло­же­ния

5) опора на дан­ные опыта чув­ствен­но­го по­зна­ния

17.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ви­да­ми по­зна­ния, ко­то­рым они со­от­вет­ству­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

A) ло­ги­че­ская обос­но­ван­ность

B) опора на ве­ро­ва­ния

Д) эмо­ци­о­наль­ная окра­шен­ность

18. Выберите верные суждения о мифологическом познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Истина сообщается в процессе повествования.

2) Содержание истины доносится до людей через священные пи­ сания и религиозные учения.

3) Знание является результатом целенаправленной деятельности.

4) Знание представляет собой элементы коллективного социаль­ ного опыта в сочетании с распространёнными религиозными взглядами, боги обладают человеческими достоинствами и недостатками.

5) Знание существует в форме специально созданных художе­ ственных образов.

19. Особым и наиболее древним видом познания является народная мудрость. Найдите в предложенном списке высказывания, в
которых проявляется народная мудрость. Запишите цифры, под
которыми они указаны.

1) «Цыплят по осени считают».

2) «При пересечении двух параллельных прямых секущей на­крест лежащие углы равны».

3) «Чем выше температура, тем больше скорость движения мо­ лекул».

4) «Красный закат солнца — к сильному ветру».

5) «Птицы низко летают перед дождём».

20. Выберите верные суждения об обыденном познании и запивайте цифры, под которыми они указаны.

1) Отражает повседневную практику людей.

2) Включает всесторонний анализ многообразных связей в природе и обществе.

3) Позволяет человеку ориентироваться в его непосредственном окружении.

4) Стремится к теоретическим обобщениям.

5) Представляет собой совокупность представлений, знаний, установок, стереотипов.

6) Устанавливает отдельные причинно-следственные связи между явлениями.

21. Герберт Спенсер является учёным-агностиком. Выберите верные
суждения, отражающие его отношение к процессу познания, и
запишите цифры, под которыми они указаны.

1) «Первичное начало вещей неизвестно, так как не может быть познано».

2) «Истинность знания обеспечивается опытом».

3) «В действительности существует много явлений, не поддаю­ щихся оценке с точки зрения истинности или ложности».

4) «Критерием истинности является разум».

5) «Мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания».

22.Народная мудрость — результат обобщения результатов позна­
ния мира в повседневной жизни коллективным сознанием. Какие
примеры иллюстрируют проявления народной мудрости? Запи­
шите цифры, под которыми они указаны.

1) «Видит око далёко, а думка ещё дальше».

2) «Чем выше температура тела, тем больше скорость движения молекул».

3) «Одно делай, другое не порть».

4) «По серпу Луны можно определить, в какой фазе она находит­ ся: если он похож на букву «С» — Луна стареет, уменьшается, и впереди новолуние; если, мысленно присоединив к серпу палоч­ ку, мы получим букву «Р» — Луна растёт, впереди полнолуние».

6) «В равнобедренном треугольнике углы при основании равны».

23.Что включают ученые в понятие человеческого знания?

А. результат познавательной деятельности человека

Б. деятельность, в результате которой создается новое

В. социальные потребности человека

Г. результат любой творческой деятельности человека

24. Верны ли суждения о познании?

А. в структуру познания входят цели, средства, результаты

Б. познание требует наличие объекта и субъекта познания

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

25. Познание средствами искусства обязательно предполагает использование

А. отвлеченных понятий

Б. художественных образов

В. научных приборов

Г. абстрактных моделей

26. Вывод: «Мобильные телефоны способны оказывать вредное воздействие на здоровье людей» получен в результате?

А. синтеза научных идей

Б. ощущений, данных нам органами чувств

В. житейского опыта

Г. научного исследования

27. Какое суждение является верным?

А. стремление к объективности является отличительной чертой научного познания

Б. эмоциональная выразительность не является признаком научного познания

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

28. Верны ли следующие суждения о многообразии форм
человеческого знания?

А. Опыт повседневной жизни — это один из способов

Б. И научным, и обыденным знаниям свойственна

теоретическая обоснованность выводов.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

29.Позиция философа, который отрицает возможность достоверного познания окружающего мира, называется

30.Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об ис­ти­не и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Кри­те­ри­ем ис­ти­ны может быть её при­зна­ние ав­то­ри­тет­ны­ми ли­ца­ми.

2) Кри­те­ри­ем ис­ти­ны может быть её со­от­вет­ствие ранее от­кры­тым за­ко­нам науки.

3) Ис­ти­ну нель­зя уста­но­вить го­ло­со­ва­ни­ем, она может быть и на сто­ро­не мень­шин­ства.

4) Ис­тин­ным при­зна­ет­ся утвер­жде­ние, про­ве­рен­ное прак­ти­кой и опы­том мно­гих по­ко­ле­ний.

5) Ис­ти­ной не яв­ля­ет­ся эле­мент зна­ний, ко­то­рый в бу­ду­щем может быть опро­верг­нут.

31.Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о кри­те­ри­ях ис­ти­ны и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Ос­нов­ной кри­те­рий ис­ти­ны – со­от­вет­ствие ин­те­ре­сам по­зна­ю­ще­го субъ­ек­та.

2) К кри­те­ри­ям ис­ти­ны можно от­не­сти со­от­вет­ствие за­ко­нам ло­ги­ки.

3) Прак­ти­че­ское при­ме­не­ние может про­ве­рить ис­тин­ность зна­ния.

4) Разум и ин­ту­и­ция учёного яв­ля­ют­ся кри­те­ри­я­ми ис­ти­ны.

5) С точки зре­ния пред­ста­ви­те­лей фи­ло­соф­ско­го на­прав­ле­ния эм­пи­ри­ков глав­ным кри­те­ри­ем ис­ти­ны яв­ля­ет­ся разум.

32.Выберите верные суждения об истине и ее критериях и запишите цифры, под которы­ми они указаны.

1) Истина — это адекватное отражение в творчестве и деятельности человека вызовов окружающего мира.

2) Критерием истины служит общественная практика.

3) Истина — это особенность внешнего мира, который человек пытается познать.

4) Истина — это соответствие наших знаний предмету познания.

5) Умозаключение, сделанное в соответствии с законами логики, может служить уни­версальным критерием истины.

33.Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под кото­рыми они указаны.

1) Абсолютная истина является исчерпывающим знанием о предмете.

2) Истина — знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом.

3) Одним из критериев истинности знания является его понимание и принятие большинством людей.

4) Истинным можно считать лишь знание, основанное на доверии к авторитету великих учёных.

5) Относительной истине свойственна субъективность.

34.Найдите в приведённом ниже спис­ке черты, при­су­щие на­уч­но­му по­ни­ма­нию истины. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) знание, вы­ра­жен­ное в до­ступ­ной форме

2) знание, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те адек­ват­но­го от­ра­же­ния объ­ек­та по­зна­ю­щим субъектом

3) знание, вос­про­из­во­дя­щее по­зна­ва­е­мый объ­ект таким, каким он су­ще­ству­ет не­за­ви­си­мо от со­зна­ния человека

4) знание, со­от­вет­ству­ю­щее ин­те­ре­сам субъекта

5) знание, име­ю­щее ши­ро­кие воз­мож­но­сти для распространения

6) знание, ко­то­рое раз­де­ля­ет боль­шин­ство людей

35.Выберите вер­ные суж­де­ния об ис­ти­не и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Критерием ис­ти­ны может быть её при­зна­ние ав­то­ри­тет­ны­ми лицами.

2) Критерием ис­ти­ны может быть её со­от­вет­ствие ранее от­кры­тым за­ко­нам науки.

3) Истину нель­зя уста­но­вить голосованием, она может быть и на сто­ро­не меньшинства.

4) Истинным при­зна­ет­ся утверждение, про­ве­рен­ное прак­ти­кой и опы­том мно­гих поколений.

5) Истиной не яв­ля­ет­ся эле­мент знаний, ко­то­рый в бу­ду­щем может быть опровергнут.

36.Выберите вер­ные суж­де­ния об ис­ти­не и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Критерием ис­ти­ны может быть её при­зна­ние ав­то­ри­тет­ны­ми лицами.

2) Критерием ис­ти­ны может быть её со­от­вет­ствие ранее от­кры­тым за­ко­нам науки.

3) Истину нель­зя уста­но­вить голосованием, она может быть и на сто­ро­не меньшинства.

4) Истинным при­зна­ет­ся утверждение, про­ве­рен­ное прак­ти­кой и опы­том мно­гих поколений.

5) Истиной не яв­ля­ет­ся эле­мент знаний, ко­то­рый в бу­ду­щем может быть опровергнут.

37.Выберите вер­ные суж­де­ния о кри­те­ри­ях ис­ти­ны и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Ос­нов­ной кри­те­рий ис­ти­ны – со­от­вет­ствие ин­те­ре­сам по­зна­ю­ще­го субъекта.

2) К кри­те­ри­ям ис­ти­ны можно от­не­сти со­от­вет­ствие за­ко­нам логики.

3) Прак­ти­че­ское при­ме­не­ние может про­ве­рить ис­тин­ность знания.

4) Разум и ин­ту­и­ция учёного яв­ля­ют­ся кри­те­ри­я­ми истины.

5) С точки зре­ния пред­ста­ви­те­лей фи­ло­соф­ско­го на­прав­ле­ния эм­пи­ри­ков глав­ным кри­те­ри­ем ис­ти­ны яв­ля­ет­ся разум

38.Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Абсолютная истина является исчерпывающим знанием о предмете.

2) Истина — знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом.

3) Одним из критериев истинности знания является его понимание и принятие большинством людей.

4) Истинным можно считать лишь знание, основанное на доверии к авторитету великих учёных.

5) Относительной истине свойственна субъективность.

39.Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой теоретически обоснованное знание.

2) Единственным критерием истинного знания является авторитетный источник информации.

3) Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, но их истинность можно установить иными путями.

4) Истинным можно считать лишь то знание, которое соответствует объекту познания.

5) Истина всегда объективна.

40.Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Истинным можно считать лишь то знание, которое разделяет большинство людей.

2) Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины.

3) Истина — это знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека.

4) Истина всегда конкретна.

5) Единственный критерий истины — соответствие существующим научным теориям.

41.Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Истинное знание, в отличие от ложного, соответствует предмету познания.

2) Единственным критерием истинного знания является принятие его сообществом учёных.

3) Относительная истина — это ограниченно верное знание.

4) Только абсолютной истине свойственна объективность.

5) Истинное знание формируется в единстве чувственного и рационального познания.

1) Объективность истины проявляется в её соответствии интересам познающего субъекта.

2) Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту.

3) B научном познании абсолютная истина является идеалом, целью.

4) Только относительная истина выявляет закономерности и законы, по которым функционируют изучаемые объекты.

5) Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины.

43.Выберите верные суждения об об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Истинное знание адекватно отражает окружающую реальность.

2) Критерием истинного знания является соответствие интересам познающего субъекта.

3) Относительная истина — это знание, которое может измениться по мере развития возможностей познания.

4) Истина связана с условиями места, времени и т. п., которые необходимо учитывать в процессе познания.

5) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание.

44.Ука­жи­те в при­ве­ден­ном пе­реч­не эм­пи­ри­че­ские ме­то­ды на­уч­но­го по­зна­ния

1) Уче­ные-вул­ка­но­ло­ги на­блю­да­ют за ак­тив­но­стью вул­ка­на Этна

2) Уче­ные-ис­то­ри­ки вы­дви­ну­ли ги­по­те­зу про­ис­хож­де­ния на­зва­ния «Русь» от при­бал­тий­ско­го пле­ме­ни ругов.

3) Эко­но­ми­сты тео­ре­ти­че­ски обос­но­ва­ли пер­спек­ти­вы раз­ви­тия гло­баль­ной эко­но­ми­ки.

4) Эко­ло­ги про­ве­ли при по­мо­щи спе­ци­аль­но­го зонда замер про­зрач­но­сти вод озера Бай­кал.

5) Опыт­но-экс­пе­ри­мен­таль­ным путем спе­ци­а­ли­сты в об­ла­сти ген­ной ин­же­не­рии вы­яви­ли ген, спо­соб­ству­ю­щий за­бо­ле­ва­нию раком.

45.Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки тео­ре­ти­че­ско­го уров­ня на­уч­но­го по­зна­ния. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) про­ве­де­ние кон­троль­ных из­ме­ре­ний

2) вы­дви­же­ние и обос­но­ва­ние ги­по­тез

3) со­зда­ние ло­ги­че­ской мо­де­ли изу­ча­е­мо­го объ­ек­та

4) опи­са­ние изу­ча­е­мых яв­ле­ний

5) про­ве­де­ние на­уч­но­го экс­пе­ри­мен­та

6) объ­яс­не­ние су­ще­ству­ю­щих вза­и­мо­свя­зей

46.Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки эм­пи­ри­че­ско­го уров­ня на­уч­но­го по­зна­ния. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) не­по­сред­ствен­ное на­блю­де­ние от­дель­ных фак­тов и яв­ле­ний

2) вы­дви­же­ние и обос­но­ва­ние ги­по­тез

3) фик­са­ция обоб­ще­ний в виде за­ко­нов

4) по­лу­че­ние ко­ли­че­ствен­ных дан­ных об изу­ча­е­мом объ­ек­те

5) раз­ра­бот­ка на­уч­ных тео­рий

6) объ­яс­не­ние су­ще­ству­ю­щих вза­и­мо­свя­зей

47. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми и уров­ня­ми на­уч­но­го по­зна­ния: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

УРОВ­НИ НА­УЧ­НО­ГО ПО­ЗНА­НИЯ

A) фор­му­ли­ро­ва­ние на­уч­ных за­ко­нов

Б) объ­яс­не­ние сущ­но­сти изу­ча­е­мых яв­ле­ний

B) вы­дви­же­ние ги­по­тез

Г) на­блю­де­ние изу­ча­е­мых яв­ле­ний

Д) про­ве­де­ние ко­ли­че­ствен­ных из­ме­ре­ний

48.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и уров­ня­ми на­уч­но­го по­зна­ния (ис­сле­до­ва­ния): к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

A) до­ка­за­тель­ство по­ло­же­ний

B) опи­са­ние на­блю­да­е­мых яв­ле­ний

Г) фор­му­ли­ро­ва­ние на­уч­ной про­бле­мы

Д) вы­дви­же­ние ги­по­тез

1) раз­ра­бо­тал мо­дель эко­си­сте­мы

2) про­во­дил на­блю­де­ния в по­ле­вых усло­ви­ях

3) изу­чил ли­те­ра­ту­ру по про­бле­ме ис­сле­до­ва­ния

4) ис­поль­зо­вал школь­ную ла­бо­ра­то­рию для про­ве­де­ния опы­тов

5) перед на­ча­лом ис­сле­до­ва­ния вы­дви­нул ра­бо­чую ги­по­те­зу, ко­то­рая по­лу­чи­ла под­твер­жде­ние

6) опи­сал ряд слу­ча­ев, до этого не фи­гу­ри­ро­вав­ших в ли­те­ра­ту­ре

50.Учёный био­лог Пет­ров изу­ча­ет роль ядо­ви­тых гри­бов в жизни леса. Вы­бе­ри­те из при­ведённого пе­реч­ня эм­пи­ри­че­ские ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния, ис­поль­зу­е­мые Пет­ро­вым. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Вы­дви­нул ги­по­те­зу о за­щит­ных функ­ци­ях ядо­ви­тых гри­бов по от­но­ше­нию к не­ко­то­рым видам рас­те­ний.

2) Уста­но­вил в ла­бо­ра­то­рии хи­ми­че­ский со­став не­сколь­ких видов ядо­ви­тых гри­бов Под­мос­ко­вья.

3) Из­го­то­вил мо­дель раз­ви­тия гриб­ни­цы в раз­лич­ных при­род­ных усло­ви­ях.

4) Под­го­то­вил спи­сок ос­нов­ной ли­те­ра­ту­ры по изу­ча­е­мой про­бле­ме.

5) Под­го­то­вил ил­лю­стри­ро­ван­ный атлас с опи­са­ни­ем наи­бо­лее рас­про­странённых видов ядо­ви­тых гри­бов.

6) За­фик­си­ро­вал с по­мо­щью ви­део­за­пи­си ареал рас­про­стра­не­ния ос­нов­ных видов ядо­ви­тых гри­бов Под­мос­ко­вья.

51.Запишите слово, пропущенное в таблице.

Сбор информации о явлениях и процессах

Изучение явления или процесса в условиях, контролируе­мых исследователем

52.Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного по­знания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) формулирование научных законов

Б) объяснение сущности изучаемых яв­лений

B) выдвижение гипотез

Г) наблюдение изучаемых явлений

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:

Д) проведение количественных измерений

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

53. Соотнесите ступени познавательной деятельности человека и составляющие их элементы:

54.Понятие – это форма мысли, которая

отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств

выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений

формирует наглядный образ предмета

фиксирует различные комбинации ощущений человека

55. Представление – это

А. чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохранившееся в сознании (памяти) после окончания непосредственного воздействия на органы чувств

Б. отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств

В. отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств в идее целостного образа

Г. форма (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов, явлений

56. Установите соответствие между формами познания и их сущностью:

А. мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений, процессов

Б. образ объекта познания, запечатленный в памяти

В. мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе

Г. чувственный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующий на органы чувств

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *