нарастание кризисных явлений во всех сферах жизни советского общества в период 1970 1985 называли
Нарастание кризисных явлений в советском обществе
Экономическое и политическое развитие СССР в 1970-1980 годах
Нарастание негативных тенденций привело к тому, что страна к середине 80-х годов оказалась на грани серьезного экономического и социального кризиса. Его причины заключались, с одной стороны, в том, что высшее руководство партии и государства не принимало сколько-нибудь серьезных мер по решению обострившихся проблем социально-экономического развития, а с другой стороны, административно-командная система руководства, игнорирование экономических законов неизбежно должны были завести и завели экономику в тупик. Затратный характер огосударствления всего и вся ориентировал ее не на прогресс, а на застой и объективно содействовал все большему отставанию страны от мирового научно-технического прогресса, росту социальной напряженности.
Нарастание кризисных явлений в советском обществе
Застойные явления в СССР, их сущность и причины. Как случилось, что октябрьский (1964 года) Пленум ЦК КПСС прошел под лозунгом восстановления ленинских принципов и норм партийной жизни, а реальные процессы в жизни пошли в другую сторону и привели к застою? Почему осуждение волюнтаризма и субъективизма в руководстве Хрущева как бы само собой наложило негласный запрет на все, что было связано с XX съездом КПСС?
Чтобы ответить на эти вопросы, давайте задумаемся: а как возникло то, что в народе получило название «брежневщины»? Время правления администрации Брежнева отчетливо распадается на два периода: 1964-1969 и 1969-1982 годы. В первый период начавшаяся экономическая реформа, меры по развитию сельского хозяйства на какое-то время приостановили негативное развитие событий, вновь создали предпосылки для перелома ситуации в экономике, в других сферах жизни общества. Сравнительно активно действовали в сфере науки и культуры сформировавшиеся в предшествующее десятилетие «шестидесятники». В последующем периоде, когда жизнь потребовала углубления реформ, руководство партии и страны оказалось как в теоретическом, так и в практическом плане не подготовленным к этому. Общественные науки, литература, искусство были вновь придушены цензурой. В отличие от первой половины 60-х годов в создавшейся ситуации возобладало стремление «улучшить дела, ничего не меняя».
А какая сложилась здесь ситуация в реальности? В конце 70-х годов действие «неблагоприятных» тенденций в экономике значительно усилилось: снизились темпы роста промышленного производства, сельхозпродукции, ухудшилась работа транспорта и т. д. Призывы к интенсификации все больше расходились с реальной практикой хозяйствования, где продолжали преобладать экстенсивные подходы. По-прежнему рост экономических показателей пытались обеспечить за счет нового строительства, разработки дополнительных источников сырья, привлечения новых трудовых ресурсов, как это было, например, в 50-х и 60-х годах. И как результат курс на интенсификацию на протяжении 70-х годов сколько-нибудь заметных результатов не дал. Более того, ни в девятой, ни в десятой пятилетках промышленность (так же как строительство и сельское хозяйство) с планами не справилась. Причем по важнейшим показателям итоги второй половины десятилетия были значительно ниже, чем первой. В годы девятой пятилетки, вопреки планам, усилилось снижение фондоотдачи. Масштабы экстенсивного ведения хозяйства не только не уменьшились, но в ряде отраслей возросли. Все это, вместе взятое, негативно сказалось на динамике общественного производства: если в 60-е годы оно поднялось на 18%, то в 1971-1974 годах рост прекратился, а в 1975 году началось снижение эффективности производства92.
Почему же намечаемые крупномасштабные меры в социально-экономической области не были выполнены? В силу каких обстоятельств усиливалось несоответствие между возможностями и их практической реализацией? Главной причиной неудач многих преобразований являлось то, что принимаемые решения касались главным образом экономического базиса и слабо охватывали надстроечные сферы. Не делались реальные шаги по расширению и развитию демократических институтов, т. е. механизма, с помощью которого только и можно было привести в движение человеческий фактор и тем самым обеспечить выполнение решений.
Разрыв между словом и делом обусловил ситуацию, когда призывов и разговоров было немало, а дела практически стояли на месте. Так, много говорилось о крайней необходимости технического перевооружения предприятий, однако машиностроение не получило приоритетного значения. Поэтому материальная база технического прогресса в те годы продолжала отставать. Продолжалась старая практика: капиталовложения в основном шли на новое строительство, оборудование же действующих предприятии старело, существующая техника и технология все более отставали от мировых образцов.
Ограничение самостоятельности, хозрасчетных прав объединений и предприятий, нарушение социалистических принципов оплаты по труду, социальной справедливости подрывали основы материального стимулирования, препятствовали достижению высоких конечных результатов, вели к снижению трудовой активности людей, падению дисциплины и порядка, к отчуждению трудящихся от собственности.
Акцент, как правило, делался на констатацию успехов, а нарастающие противоречия или вовсе замалчивались, или вскрывались без необходимой остроты и глубины.
Механизм торможения и его проявления.Начиная с 1987 года в нашу жизнь прочно вошло понятие «механизма торможения» в качестве категории, помогающей раскрыть причины застойных явлений в экономической, социально-политической и духовной сферах жизни страны. Стремясь понять сущность механизма торможения, путь его формирования, структуру, действие, приведшие на рубеже 70-80-х годов к стагнации экономики, к нарастанию кризисных явлений в советском обществе, следует сказать, что формирование и действие такого механизма в СССР отнюдь не являются закономерными, а обусловлены конкретными историческими обстоятельствами. Так, после Октябрьской революции и установления советской власти рабочего класса и его союзников считалось, что итогом революционных преобразований переходного периода будет утверждение бесклассового социалистического общества, являющегося преддверием коммунизма. Однако на практике, завершая через 20 лет переходный период, страна имела не только новый строй, но и расцвет того, что впоследствии получило название «культ личности и его последствия».
Когда после определенной «расчистки почвы», произведенной XX съездом КПСС по преодолению сталинских негативных явлений, мы стали осуществлять «развернутое строительство коммунизма», а после уточнений совершенствовать «развитой социализм», то опять-таки оказались в ситуации, где сложился и сумел проявить себя «механизм торможения». В разных сферах возникли не только деформации социализма, но и опасность нарастания кризисных явлений в обществе. Как это случилось? Почему так произошло? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны обратиться к 30-40-м годам. Дело в том, что и в тот и в другой период существовала одна и та же модель социализма, опирающаяся на государственно-партийную бюрократию. Именно тогда, в 30-40-е годы, все, с чем мы сегодня сталкиваемся, складывалось, формировалось.
Следовательно, рассматривая механизм торможения как историческое явление, можно предположить, что это побочный продукт исторически сложившегося в обществе механизма административно-бюрократической узурпации классового господства со всеми присущими ему деформациями экономической и политической системы, а также идеологии и психологии.
Каковы же основы возникновения механизма торможения? ^ В государственно-политической областиэто власть, управление, которые представляли собой строго продуманную иерархию номенклатурных должностей, партийно-государственную систему, осуществлявшую прямое централизованное руководство со стороны государства всей экономической деятельностью и всеми аспектами общественной и духовной жизни. Произошло фактически совмещение и слияние функций партийного и государственного аппарата, сосредоточение всей полноты власти в руках назначаемого сверху и неподотчетного народу слоя руководителей-администраторов, воплощавших в себе наиболее существенные черты тогдашней партийно-государственной бюрократии. Ни рабочий класс, ни народ в целом не располагали реальными возможностями для того, чтобы реализовать принципы народовластия, свое положение хозяина страны. В такой ситуации декларированные права оставались формальностью, создавалась благоприятная обстановка для политического волюнтаризма, возникновения культа высшего руководителя, широкого злоупотребления властью.
^ В социальной сфере— вульгарно толкуемая идея оединстве коренных интересов всех слоев общества породила пренебрежение и замалчивание разнообразия интересов различных общественных групп и слоев.
^ В идейно-теоретической области основами механизма торможения являлась вся совокупность упрощенных, вульгаризированных представлений о социализме.
^ В управленческих учреждениях механизм торможения проявляется прежде всего через ошибки кадровой политики. Кроме того, огромное тормозящее воздействие оказывают громоздкость, неподвижность и обрастание бумаготворчеством управленческих учреждений любого ранга, наличие глубоко спрятанных и достаточно сильных групповых связей, функция которых состоит в охране недекларируемых интересов, нарушение принципов рациональной управленческой деятельности и т. д.
Перестройка экономики СССР.Переломным для страны стал 1985 год, когда только что избранный руководителем КПСС М. С. Горбачев отметил, что если радикально не изменить положение, это будет иметь самые серьезные последствия для нашей страны и ее позиций в мире. В этот же год был выдвинут курс на ускорение социально-экономического развития.
Таким образом, пройденные с 1965 по 1985 годы явились новым шагом вперед в развитии советского государства.
Вэкономической.области был создан единый народнохозяйственный комплекс, позволивший добиться самых высоких показателей экономического развития за всю историю страны. Советский Союз, имея 5 процентов населения земного шара производил более 20 процентов мировой промышленной продукции.
В социальной. сфере продолжалось улучшение жизни народа, осуществлялось в больших размерах строительство жилья и объектов социально-культурного назначения, повышался образовательный и культурный уровень населения.
Тесты по истории России ХХ век
Период: 1964 – 1985 годы
Курсивом отмечены тестовые задания повышенной сложности, которые могут быть использованы в профильных классах, при проведении конкурсов и Олимпиад по истории разного уровня.
Задания на выбор одного правильного ответа из четырех вариантов
1. С чьим именем было связано осуществление экономических реформ в 1960-е годы?
2. Экономические реформы 60-х означали:
1. Расширение самостоятельности предприятий на основе хозрасчета.
2. Постепенное утверждение частной собственности.
3. Сокращение отраслевых министерств и ведомств.
4. Роспуск колхозов.
3. Под лозунгом преодоления волюнтаризма к власти пришел:
4. Переход от холодной войны к разрядке в 70-е годы был обусловлен прежде всего:
1. Устранением идеологических противоречий между НАТО и Варшавским договором.
2. Развитием экономического сотрудничества между социалистическими и капиталистическими государствами.
3. Наличием ядерного паритета между СССР и США.
4. Личной дружбой руководителей СССР и США.
5. Первым открытым политическим процессом в СССР послесталинского периода было:
2. Синявского и Ю. Даниэля.
3. Лишение советского гражданства и изгнание из страны А. И. Солженицына
4. Осуждение одного из основателей самиздата А. Гинзбурга.
6. В каком году началась экономическая реформа в промышленности, призванная повысить ее эффективность на основе самоокупаемости:
7. К экономическим мероприятиям, предложенным к рассмотрению в августе 1953г. председателем Совета Министров СССР Г. М. Маленковым, относится:
1. Переведение предприятий оборонной промышленности на хозрасчет.
2. Упразднение отраслевых министерств.
3. Ликвидация совнархозов.
4. Обращение особого внимания развитию легкой и пищевой промышленности.
8. К какому периоду относится окончание периода разрядки международной напряженности?
9. В каком году был принят Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе?
10. Что из перечисленного не предполагалось в концепции развитого социализма?
1. Социальная однородность советского общества.
2. Бесконфликтность общественного развития.
3. Переход к парламентской демократии и разделению властей.
4. Длительность периода развитого социализма и отдаление коммунистических перспектив.
11. Сколько союзных республик входило в состав СССР по конституции 1977 г.?
12. Советские войска в начале 1980-х гг. участвовали в боевых действиях в:
13. Противостояние между «западным» и «восточным» блоками (группой западных держав во главе с США и социалистическими государствами во главе с СССР), длившееся с середины 1940-х гг. до середины 1980-х гг., получило название:
1. «Необъявленная война»;
4. «Политика сдерживания».
14. Нарастание кризисных явлений во всех сферах жизни советского общества в период 1970— 1985 гг. называли процессом:
15. Имена ученых И. В. Курчатова, А. Д. Сахарова, Ю. Б. Харитона связаны с исследованиями в области:
3. теории космических полетов;
4. биологических наук.
16. Какое событие знаменовало окончание процесса разрядки международной напряженности в 1970-е гг.?
1. Введение войск ОВД в Чехословакию;
2. Карибский кризис;
4. Ввод советских войск в Афганистан.
17. Процесс в международных отношениях, начавшийся в первой половине 1970-х гг. и характеризовавшийся снижением напряженности в отношениях Востока и Запада, США, их союзников и СССР, стран Восточной Европы, назывался:
18. Диссидентским движением в СССР называли:
1. Политическую парламентскую оппозицию исполнительной власти.
2. Граждан, имевших родственников за границей.
3. Всех уехавших за границу граждан СССР.
4. Активную деятельность групп и лиц, не разделявших господствовавшую идеологию.
19. Регулярное проведение начиная с 70-х гг. XX в. серий многосторонних встреч и переговоров представителей всех стран Европы, а также США и Канады по широкому кругу европейских проблем получило название:
1. Западноевропейского процесса;
2. Парижского процесса;
4. Евроазиатского процесса.
20. Кто возглавил правительство после смещения Н. С. Хрущева в октябре 1964г. и активно занялся проведением экономических реформ?
21. Кто был единственным советским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе с согласия руководства СССР?
22. Предложения кого из экономистов легли в основу реформы в промышленности, начавшейся в 1965 г.?
23. В какой области получил в 1975 г. Нобелевскую премию советский ученый Л. В. Канторович
24. Кто из космонавтов впервые в истории совершил выход в открытый космос?
25. Какое общее название употребляли для популярных в начале 1980-х годов зарубежных исполнителей, завоевывавших призы на музыкальных фестивалях в Сан-Ремо, имевших известность в СССР?
26. Какую направленность по отношению к И. Сталину и его деятельности имела политика в годы руководства страной Л. Брежнева?
1. Полное замалчивание и уход от данной темы.
2. Высокая оценка и фактическая реабилитация.
3. Резкая критика и акцентирование внимания на личные ошибки.
4. Отнесение ошибок И. Сталина к неизбежным последствиям построения социалистического общества.
27. Каким словом может быть охарактеризована система управления страной, сложившаяся при Л. Брежневе?
28. Какой социально-экономический лозунг стал популярным при Л. Брежневе?
1. «Кукуруза – царица полей».
2. «Кулак – главный враг советской власти».
3. «Догнать и перегнать Америку».
4. «Экономика должна быть экономной».
29. О каком событии Великой Отечественной войны стали особенно часто вспоминать в правление Л. Брежнева?
2. Боях на Малой Земле (под Новороссийском).
3. Танковом сражении под Прохоровкой.
4. Взятии Кенигсберга.
30. При ком из руководителей Комитета Государственной Безопасности СССР было образовано 5-е управление для борьбы с диссидентами и широкое распространение получила практика помещения недовольных в психиатрические больницы?
31. С каким направлением деятельности СССР была связана так называемая «Доктрина Брежнева»?
1. Развитие промышленности.
3. Издательское дело и развитие культуры.
4. Внешняя политика.
32. Какое из перечисленных ниже дел относится к политике Ю. Андропова?
4. Дело «антипартийной группы».
33. В чем была особенностей магазинов сети «Березка» в СССР при Л. Брежневе?
1. Торговали товаром за чеки – аналог валюты.
2. Нужна была предварительная запись, после которой требовалось отстоять большую очередь.
4. В качестве покупателей допускались только иностранные граждане.
34. С какой социальной ситуацией 1970-х годов были связаны так называемые «колбасные поезда»?
1. Проблемы транспортной связи со столицей.
2. Периодическая помощь за счет правительства особо нуждающимся слоям населения.
3. Дефицит продовольствия в провинциальных городах.
4. Интернациональная поддержка трудящихся других стран мира.
35. Какую реформа предложил провести К. Черненко после вступления в должность Генерального Секретаря ЦК КПСС?
1. Объединения промышленных и сельскохозяйственных парторганизаций.
3. Повышение роли Советов.
4. Введение кооперации.
36. Какую реформа предложил провести К. Черненко после вступления в должность Генерального Секретаря ЦК КПСС?
1. Реформу промышленности.
2. Реформу образования.
4. Реформу сельского хозяйства.
37. Что в годы руководства страной Л. Брежнева в народе называлось «пятым пунктом»?
1. Статья Конституции о руководящей роли КПСС в обществе.
2. Графа о национальности в паспорте.
3. Отдел в КГБ по борьбе с диссидентами.
4. Наличие зарубежных поездок у советского гражданина.
38. Кто из президентов США приехал в СССР в 1972 году, что стало одним из символов разрядки международной напряженности?
39. С каким из перечисленных понятий была связана принятая в 1982 году в СССР Продовольственная программа?
40. Кого в 1970-е годы в СССР называли «лимитчиками»?
1. Партийных деятелей, имевших особые привилегии, число которых было строго лимитировано.
2. Людей, имевших в крупных городах временную прописку и временно работающих по специальному набору.
3. Диссидентов, выступавших против политики КПСС.
4. Безработных, которые лишались своего рабочего места из-за лимитов предприятий на число работающих.
41. Какой теме были посвящены издававшиеся в 1960-х годах «Хроники текущих событий»?
1. Ситуации в международных отношениях.
2. Культурной жизни СССР.
3. Нарушению прав человека в СССР.
4. Изменениям в системе образования.
42. Какая выставка в 1974 году получила в народе название «бульдозерной выставки»?
1. Выставка достижений сельскохозяйственной промышленности СССР.
2. Специализированная выставка картин на производственную тематику.
3. Акция художников-нонконформистов (авангардистов) на открытом воздухе, выставивших свои картины без официального разрешения.
4. Зарубежная выставка работ советских художников в Париже, не получивших официального признания в СССР.
Нарастание кризисных явлений в Советском Союзе в 1964-1985 гг.
После отставки Н.С. Хрущева к власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г. – Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев, правительство возглавил А.Н. Косыгин. Идейно-теоретической основой нового руководства стала концепция «развитого социализма», который понимался как обязательный этап на пути к коммунизму. Кризисные явления рассматривались как результат противоречий, возникавших в процессе перехода к коммунизму. Их устранению должна была способствовать политика «совершенствования» социализма. Активными проводниками этой концепции были Л.И. Брежнев (1964-1982), Ю.А. Андропов (1982-1984) и К.У. Черненко (1984-1985).
В общественно-политической жизни 60-70-х гг. происходили сложные и противоречивые процессы. Под видом борьбы с волюнтаризмом свертывались преобразования Н.С. Хрущева, произошел отход от курса на десталинизацию общества. Прекратилась критика культа личности И.В. Сталина, ужесточилась цензура. С другой стороны, значительно расширились полномочия местных Советов, росла численность общественных объединений на предприятиях. Руководство деятельностью государственных и общественных организаций осуществляла КПСС, в рядах которой в начале 80-х гг. насчитывалось 19 млн. человек. Вырос административный аппарат, включавший в середине 80-х гг. 18 млн. чиновников. За 20 лет число общесоюзных министерств увеличилось с 29 до 160.
В октябре 1977 г. после всенародного обсуждения на внеочередной сессии Верховного Совета была принята новая Конституция СССР, в основе которой лежала концепция «развитого социализма». Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа, политической основой государства остались Советы, которые стали называться Советами народных депутатов. Вводились прямые формы народовластия – референдум и всенародное голосование, расширялись права граждан. Сохранилась прежняя система органов власти. Ядром политической системы, руководящей и направляющей силой общества называлась КПСС (статья 6). Подтверждалась основа экономической системы – социалистическая собственность на средства производства в формах государственной и кооперативно-колхозной. Были сформулированы принципы отношений СССР с другими странами: суверенное равенство, взаимный отказ от применения силы, соблюдение территориальной целостности государств, мирное урегулирование спорных вопросов.
В экономике новое руководство первоначально сохранило курс на преобразования. В 1965 г. были проведены две крупные реформы, связанные с именем А.Н. Косыгина. В марте были введены твердые планы закупок сельхозпродукции, повышены заготовительные цены, колхозы переводились на прямое банковское кредитование, вводилась гарантированная оплата труда колхозников, снимались ограничения с личных хозяйств. Осенью начала осуществляться реформа в промышленности: одним из главных показателей работы предприятий становился объем реализованной продукции, сокращалось количество плановых показателей, на предприятиях создавались фонды развития производства и материального стимулирования за счет отчислений от прибыли, восстанавливалось отраслевое управление. Восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) стала временем наиболее стабильного развития послевоенной экономики. Объем промышленного производства вырос на 50%. В годы 8 – 11 пятилеток велось масштабное капитальное строительство (ВАЗ, БАМ, «Атоммаш» в Волгодонске, КамАЗ). Общая длина нефте- и газопроводов превысила 35 тыс. км. Осуществлялся курс на интеграцию экономик союзных республик. Массовое распространение получило движение за коммунистическое отношение к труду. К началу 80-х гг. в стране был создан мощный промышленный потенциал. Вместе с тем приоритетное внимание к отраслям военно-промышленного и топливно-энергетического комплексов усиливало диспропорции в структуре промышленности. Директивное управление, недостаточный учет региональных особенностей производства вели к замедлению темпов экономического развития.
Реформы середины 60-х гг. остановили нарастание трудностей в развитии сельского хозяйства, но увеличение размеров капиталовложений и поставок техники селу не приносило экономического эффекта. С конца 60-х гг. с целью интенсификации производства стали создаваться агропромышленные объединения, в состав которых включались колхозы, совхозы, предприятия по переработке сельхозсырья, организации транспорта и торговли. Однако в условиях нарастающего замедления темпов экономического развития агропромышленная интеграция не принесла ожидаемого эффекта. Не дали значительных результатов и меры по повышению заготовительных цен, создание районных агропромышленных объединений, Государственного агропромышленного комитета. Объем продукции сельского хозяйства в совокупном общественном продукте уменьшился с 13% (1971-1975) до 6% (1981-1985). Низкие темпы развития сельского хозяйства вызвали перебои в снабжении населения продовольствием. Для преодоления сложившихся трудностей в 1982 г. была разработана Продовольственная программа, предусматривавшая комплексное развитие сельского хозяйства и обслуживающих его отраслей.
На рубеже 70-80-х гг. значительно ухудшились условия народнохозяйственного развития: осложнилась демографическая ситуация, увеличились расходы на оборонные отрасли, не выполнялись планы научно-технического прогресса, резко упали цены на нефть на мировом рынке, появилась так называемая теневая экономика, развитию которой способствовали беззакония и коррупция. Задания одиннадцатой пятилетки (1981-1985) не были выполнены ни по одному показателю.
Экономические трудности затрудняли выполнение планов социальных мероприятий. Успешнее других шло решение жилищной проблемы. К началу 80-х гг. почти 80% семей имели отдельные квартиры. Медленнее росли реальные доходы населения при постоянном повышении зарплаты (за 20 лет средняя зарплата увеличилась с 80 до 180 руб.). Капиталовложения в социальную сферу сокращались, усиливалось социальное неравенство с появлением в обществе нового слоя – так называемой номенклатуры. Падал авторитет Коммунистической партии.
В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции, которая включала международное разделение труда, сближение экономик государств СЭВ, расширение между ними товарооборота. В рамках СЭВ действовали десятки межгосударственных учреждений, призванных способствовать экономической интеграции, шло совместное освоение природных ресурсов и сооружение промышленных предприятий, действовал Международный инвестиционный банк. Вместе с тем, проводилась политика «ограниченного суверенитета», одним из проявлений которой стало вмешательство СССР в дела других социалистических стран (1956 г. – Венгрия, 1968 г. – Чехословакия). В государствах Восточной Европы росло стремление освободиться от опеки со стороны СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики.
Советское правительство уделяло большое внимание развитию взаимоотношений с государствами «третьего мира» (развивающимися странами), оказывая им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов.
К концу 70-х гг. СССР был связан дипломатическими отношениями с более чем 130 государств. Почти половину из них составляли развивающиеся страны. На развитие взаимоотношений СССР и стран мира на рубеже 70-80-х гг. негативное влияние оказала советская политика в Афганистане. Мировая общественность отрицательно оценила направление в эту страну в декабре 1979 г. советских войск. Чрезвычайная сессия Генеральной ассамблеи ООН заявила о нарушении Советским Союзом суверенитета государств «третьего мира». Участие СССР в афганской войне привело к падению его престижа на международной арене. Обострение международной обстановки совпало с нарастанием общего кризиса административно-командной системы в стране.