направление в философии морали рассматривающее смысл жизни человека с позиции достижения успеха

Философские подходы к пониманию смысла жизни

направление в философии морали рассматривающее смысл жизни человека с позиции достижения успеха. Смотреть фото направление в философии морали рассматривающее смысл жизни человека с позиции достижения успеха. Смотреть картинку направление в философии морали рассматривающее смысл жизни человека с позиции достижения успеха. Картинка про направление в философии морали рассматривающее смысл жизни человека с позиции достижения успеха. Фото направление в философии морали рассматривающее смысл жизни человека с позиции достижения успеха

Вопрос о смысле жизни человек задаёт себе давно, ещё с античных времён. Выдающиеся философы и мыслители разных культур и эпох пытались найти на него ответ. Но существует множество мнений, спор не угасает до сих пор. В этой статье рассмотрены основные философские системы мировоззрения и идеи, которые дают ответ на вопрос о смысле жизни.

Важность проблемы

Фрейд говорил, что если человек начал задаваться вопросом о смысле жизни, то он болен. Толстой в предсмертном письме утверждал, что жизнь без объяснения её смысла и значения и без руководства, которое вытекает из понимания смысла, есть жалкое существование.

Стоит сразу отметить, что не нужно путать понятия «цель» и «смысл».

Цель – субъективный ориентир, который даёт себе человек. Купить квартиру, написать книгу и т.п. – цели, но вряд ли смысл.

Смысл – нечто более объективное, знание, дающее понимание, зачем нужен человек и как он должен прожить свои годы.

Конечно, можно поставить цель и считать её своим личным смыслом жизни, но это уже индивидуальное решение, которое не подойдёт каждому человеку, а поэтому не решает проблему понимания смысла жизни.

Варианты ответа на вопрос о смысле жизни:

Основные философские концепции смысла жизни

Гедонизм

Гедонисты убеждены, что смысл жизни состоит в получении удовольствия. Основную идею гедонизма можно выразить одной фразой: «жить – значит наслаждаться».

Но не стоит понимать под наслаждением только лишь удовлетворение физиологических потребностей. Человек может испытывать наслаждение также и от творчества, научной деятельности и т.д.

Эвдемонизм

Из этого философского подхода следует, что смысл жизни – достижение счастья.

Важно учесть, что для эвдемонизма счастье основывается на отсутствии страха перед Богом, смертью и страданием. Эвдемонизм проповедует безмятежность, примат стремления к духовному совершенству над получением телесных удовольствий.

Утилитаризм

Согласно утилитаризму, жить – значит извлекать из всего и всех пользу.

Этика утилитаризма гласит, что единственный критерий правильности поступка – его последствия. Такой подход называется консеквенциализм и противостоит деонтологическому подходу, который выражен в категорическом императиве Канта.

Классик утилитаризма Иеремия Бентам проповедовал принцип «максимизации счастья»: сталкиваясь с моральной дилеммой, человек должен выбирать тот вариант, впоследствии которого будет больше счастливых людей.

Прагматизм

Прагматизм утверждает, что цель оправдывает любые средства. Человек должен добиваться успеха любыми путями, не гнушаясь ничем. Единственный возможный критерий – это выгода.

Если утилитаризм ограничен областью этики, прагматизм выходит за рамки и исследует в том числе и другие проблемы.

Критерием истины и смысловой значимости в прагматизме служит именно практика. То есть мы должны перевести вопрос в практическую плоскость и решить, что будет, если утверждение истинно, и что будет, если утверждение ложно. Из этого и исходить.

Этика долга

Человек должен служить другим людям и человечеству в целом. Смысл жизни – в самопожертвовании и принесении пользы.

Отказ от личной выгоды в пользу общественного блага – идеал этого подхода, именно в этом и заключается смысл жизни и предназначение каждого человека.

Также ряд мыслителей высказывали идею, что смысл жизни человека в его реализации. Императив Пиндара гласит, что человек должен стать тем, кто он есть. То есть смысл жизни в максимальном развитии своих способностей и успешной реализации всех возможностей.

Но пока философы не сошлись во мнении и не нашли общий для всех смысл жизни (если это вообще возможно), нам остаётся определять смысл своей жизни самостоятельно. Как вы ответили на этот вопрос для себя? Какие цитаты о смысле жизни на ваш взгляд ближе к истине? Поделитесь ответами в комментариях.

Реализовывайте себя, достигайте целей и наполняйте свою жизнь смыслом.

Источник

Философия о смысле жизни

«Если бы мы могли найти вне нас готовый «смысл жизни», он все-таки нас не удовлетворил бы, не был бы смыслом нашей жизни, оправданием нашего собственного существа. Смысл нашей жизни должен быть в нас, мы сами своею жизнью должны являть его.»
Лосский Н.О.

Для чего живет человек? В чем смысл его жизни?
Об этом задумываются все, и взрослые, которые прожили больше половины жизни, и молодые, для которых вся жизнь еще впереди. Отношение человека как сознательного существа к своей жизни и самому себе выражается в смысле и цели его жизни.

Смысл жизни – это осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели.

К пониманию вопроса о смысле жизни и её решению философы подходят с двух разных позиций: с точки зрения отдельного взятого человека и с точки зрения всего человечества.

В первом понимании смысл жизни – элемент уникальной внутренней духовной жизни индивида, то, что формулирует для себя он сам независимо от господствующих систем общественных ценностей. С этих позиций нельзя говорить о едином для всех смысле жизни. Каждый индивид открывает его в собственных размышлениях, и на собственном опыте, выстраивая свою иерархию ценностей. Поиск смысла жизни индивидуален для каждого размышляющего над ним человека. Осознание индивидом цели и смысла жизни – сложный и длительный процесс. Исследования показали, что далеко не все люди способны сформулировать их, не все живут осмысленной жизнью. Мера осознанности – один из показателей развития духовного мира личности. Осознание смысла – это непрерывная работа по осмыслению и переосмыслению тех ценностей, ради которых живет человек.

Вместе с тем смысл жизни существует и как феномен сознания человеческого рода. Его писки представляют второй аспект понимания вопроса, в чем состоит смысл жизни. Каждое поколение и в нём каждая индивид существует лишь затем, чтобы породить свое потомство, но и это последнее существует только для того, чтобы произвести следующее за ним поколение. Значит, каждое поколение имеет смысл своей жизни только в следующем, то есть другими словами, жизнь каждого поколения бессмысленна; но если бессмысленна жизнь каждого, то значит – бессмысленна жизнь всех. Это бессмысленное существование называется «жизнью рода».

Но есть ли это, в самом деле жизнь?

Эта связь проявляется в подчинении человеческой души («атмана») закону необходимости («карме»). Привязанность «атмана» к телу вынуждает душу каждый раз после смерти переселяться в другое тело. Поток таких перевоплощений длится, пока человек полностью не освободится от земных страстей и жизненных проблем. Тогда наступает освобождение и «атман» сливается с «брахманом», т.е. наша душа сливается с мировым духом.

До тех пор, пока мы видим в мире многообразие предметов и явлений, находясь под чарами майи и, думая, что мы существуем отдельно от окружающей нас среды и можем действовать свободно и независимо, мы сковываем себя кармой. Для того чтобы освободиться от уз кармы, нужно осознать целостность и гармонию, царящие в природе, включая и нас самих, и действовать в соответствии с этим.

Индуисты видят много путей к освобождению. Люди, стоящие на различных ступенях духовного развития и исповедующие индуизм, могут использовать для слияния с Божественным разные понятия, ритуалы и духовные дисциплины. Индуистов не беспокоит то обстоятельство, что эти понятия и практики иногда противоречат друг другу, поскольку они знают, что Брахман лежит вне всех понятий и образов. Это объясняет высокую терпимость и восприимчивость индуизма к различным влияниям.

Если рассматривать индуизм в целом, то он видит смысл жизни в чувственном наслаждении, благодаря которому человек идет к своему просветлению, через погружение в переживания чувственной любви. В индуизме философия утилитарности сочетается с философией возвышенного.

Кто-то сказал, что дальше Платона не пошел никто, и всё последующее философствование есть только переигрывание его взглядов и учений.

В воззрениях Платона душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, «вспоминает о мире идей». Здесь Платом имеет в виду воспоминания о том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя судьба.

В этике Платон требует очищения души, отрешения от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей светской жизни. По мысли Платона, высшее благо пребывает вне мира. Стало быть, и высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. Ведь душа получила свое начало не в земном, а в высшем мире. И облеченная в земную плоть, она обретает множество всякого рода зол, страданий. По Платону чувственный мир полон беспорядка. Задача, человека, смысл его жизни, в том: чтобы возвыситься над мировым беспорядком и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым; чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить ее на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным, с вечным.

Христианство полностью восприняло концепцию смысла жизни Платона. В соответствии с канонами Нового завета, смысл жизни человека выражен десятью заповедями, в пределах которых он должен вести нравственный образ своей земной жизни: «Не убий», «Не укради», «Возлюби», «Прости», «Не прелюбодействуй»… в финале такой жизни душа отходит в Царство Божие, а если плохо себя вела, то в Ад и обрекается на муки вечные.

Христос хороший Учитель, умевший сформулировать свое понимание простыми убедительными словами. Но скорее он даже учил не словами, а энергетикой, собственным примером. Развитие идей Иисуса получило в трудах отцов церкви от Апостолов до современных христианских патриархов. В соответствии с их учением всё сущее есть благо, поскольку оно существует и именно потому достойны познания лишь Бог и душа. Они есть истины, в них спасение и бессмертие.

Человеку для своего духовного спасения необходимо знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение. Духовное блаженство составляет конечную цель человеческих устремлений. Оно заключается в самой превосходной человеческой деятельности – в познании истины ради самой истины, т.е. в познании Бога. Отсюда смысл человеческой жизни «во Христе» не в познании и превращении природы, а в единении с Богом в «царстве Божьем». Но только путем умеренности и правильной веры. Отличительной особенностью христианской концепции смысла жизни является то, что его идея формируется не через разум, а исключительно через веру: нет веры – нет смысла жизни.

Пройдя трансформацию очищения от христианской средневековой схоластики в период Ренессанса, концепция смысла жизни по иному зазвучала в эпоху Просвещения.

В эпоху Просвещения в умах философов бродят противоположные мысли о судьбе и воле. Так, Гоббс отрицал свободу воли, придерживаясь жестокого фатализма и отождествляя волю с природной силой. Дидро также придерживался мысли, что между человеком и природой нет никакой разницы, и воля не менее механична, чем разум. Это тоже не пошло на пользу человечеству, хотя Гольбах в своей «Системе природы» и считал, что понимание фатальности может не только успокоить большую часть тревог человека, но и навеять ему полезное смирение, разумное подчинение своей участи, которой он часто не удовлетворён из-за своей чувствительности.

Итак, эпоха Просвещения устанавливает примат РАЗУМА. И не нужно полагать человеческому уму, как говорил Декарт, какие бы то ни было границы: нет ничего ни столь далекого, ни столь сокровенного, чего нельзя было бы открыть. Но нашлись люди, которые отнеслись к разуму не так фанатично. Не менее заслуженный ученый Блез Паскаль разочаровался в естествознании и возможностях разума, который вечно колеблется между сомнением и уверенностью. Религиозное чувство берет верх, сердце обладает доводами, не доступными разуму. «Состояние человека – непостоянство, тоска, беспокойство». Мыслитель тем самым предвосхитил последующую иррационалистическую тенденцию в философии.

Французские материалисты-просветители развили дальше механистический взгляд на человека как на «машину, состоящую из костей и мяса». Ламетри утверждает, что человек – не более чем животное. Душа – материальная часть мозга, главный элемент машины. Все душевные качества сводятся к деятельности тела. В результате сомнения божественной предопределенности человека эпоха Просвещения констатировала примат материального над духовным и смысл жизни свелся к материальному совершенству.

Представители немецкой классической философии, продолжили дело просветителей по выведению человека из гармоничного равновесия. Если рационалисты на место всесильного Бога поставили безграничный Разум, а на место веры – образование и воспитание, то «классики» сказали, что Разум сам по себе не совершенен, постоянно разрешает свои собственные противоречия и до Истины ему еще далеко. И вообще, лучший способ наслаждаться жизнью – трудиться, т.к. внешний мир замкнут в себе и рациональных ходов к нему нет, лучше искренне верить в Бога, быть добрым и истинно нравственным. Разум же нам дан, чтобы обуздывать эгоизм и контролировать душевные проявления, хотя чувство удовольствия в общем и целом способствуют жизни. Добра же надо желать ради него самого, и человека ставить только как цель, а не средство. В противном случае, конец всего сущего может быть противоестественным, и будет вызван нами же вследствие неправильного понимания конечной цели.

Таким образом, смысл жизни, по Канту, находится не снаружи, а внутри человека, он имманентен личности. Фактором, который создает смысл жизни, является идея в виде морального закона, долга, добра. Смысл жизни не существует сам по себе, как некий атрибут реальности вообще, он – в понимании индивидом своего бытия именно как человеческого, в осознании собственного места в мире. Таким образом, формой выражения смысла жизни является мировоззрение.

Фихте еще больше замкнулся на внутреннем «Я». Создал некую виртуальную действительность, которая получается путем самозабвения, т.е. забытия себя как «Я». Фихте говорит: обрати внимание на эту действительность, войди с ней в соприкосновение, и она станет событием индивидуальной жизни. Смысл человеческого существования он видит в достижении индивидом полного согласия с самим собой в разуме, в свободе, в деятельности, словом в том, что выделяется человека из природы как разумное существо.

Дальнейшее развитие философско-культурологической мысли разделилось на множество направлений, одним из которых стал экзистенциализм.

К середине XIX века в научных кругах сформировалось убеждение, что прогресс науки и техники сам по себе не ведет к реализации человеческих надежд. Люди перестали видеть в историческом процессе проявление высшего Разума. Начала утверждать мысль о безосновательности и тщетности упований на то, что познание закономерностей может дать человеку надежную ориентацию в действительности. Так появляется иррациональное в человеческом бытии. Ведущей признается роль инстинкта, интуиции, веры, чувства. Человек становится центром бытия – зарождаются идеи экзистенциализма.

И первым крупным экзистенциалистом был Шопенгауэр. По его мнению, ошибкой всех философов было то, что основным и первичным моментом души, т.е. внутренней, духовной жизни они считали мышление. В действительности же истина проявляется только при подходе к ней со стороны бессознательного.

В основе такого подхода лежит воля, а ее универсальный объект – «воля к жизни». Первое правило воли к жизни – инстинкт самосохранения, который ведет к эгоцентризму. Интеллект функционирует не по своему рациональному плану, а по указаниям воли. Реальна только одна космическая громадная воля, которая руководит всеми поступками человека.

Мир, по Шопенгауэру, нелеп, а вся история мира – это история бессмысленной флуктуации волевых искр. Истинно совершенным познанием и блаженным существованием может быть только созерцание, свободное от всякого отношения к практике и к интересам воли. Смысл жизни формулируется Шопенгауэром как умерщвление плоти и угасание рациональных исканий человека: «жизнь представляет собой нечто такое, от чего мы должны отрешиться. ».

Владимир Соловьев видит нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между божественным и природным мирами, в акте любви к другому человеку, к природе, к Богу.

Поиски смысла жизни – это укрепление в себе веры, которая представляет собой напряженное внутреннее действие по преобразованию нашей жизни.

Ершов Г.Г. Смысл жизни и социальное бессмертие. М.: Гардарика, 1990. – 288 с.
Иванова Н.Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека. Киев: Наукова думка, 1980. – 326 с.
Карпов М.М. Смысл жизни человека. Р-н-Д: Феникс, 1994. – 356 с.
Коган Л.А. Цель и смысл жизни человека. М.: Просвещение, 1984. – 272 с.
Смысл жизни в русской философии. Конец XIX – начало XX века. /ред. А.Ф. Замалеев. СПб.: Питер, 1995. – 548 с.

Источник

Тема 13. Философская антропология

13.01 Направление в философии морали, которое смысл жизни человека усматривает в достижении успеха.

Прагматизм

13.02 Связывает смысл жизни с личным самосовершенствованием.

Перфекционизм

13.03 Видит смысл жизни человека в служении другим людям.

Гуманизм

13.04 Сострадание к другим людям и готовность к самоотречению во имя их блага и счастья утверждаетаскетизм

Альтруизм

13.05 Установите соответствие между понятиями и их определениями:

эвдемонизмучение о сущности, путях достижении, критериях счастья

13.06 Установите соответствие между понятиями и их определениями:

Н.Федоров

13.08 Рассматривают свободу человека как его изначальное свойство, данное ему Богом концепции…

Религиозные

Н.Бердяев

13.10 Учение, в котором абсолютизируется свобода воли и игнорируются реальные возможности…детерминизм

Волюнтаризм

13.11 Представителями волюнтаризма являются ( несколько вариантов):

Шопенгауэр

Ницше

13.12 Учение, согласно которому жизнь человека заранее предопределена Богом, судьбой или объективными законами природы.

Фатализм

13.13 Трактует свободу как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости философия…

Прагматическая

13.14 Признают человека целиком повинным в последствиях его поступков, не учитывая при этом влияния внешних обстоятельств.

Экзистенциалисты

13.15 Установите соответствие между понятиями и их значениями:

13.16 Социальными качествами человеческого индивида являются…

Инстинкты

Темперамент

13.17 Сущностью деятельности человека является…

Творчество

13.18 Социальные качества личности проявляются в ее (несколько вариантов)…

Поступках

Темпераменте

13.19 Важнейшим философским направлением ХХ века, ставящим во главу угла проблему человеческого существования, был…

13.20 Ключевыми компонентами в содержании понятия «личность» являются (несколько вариантов)…

принадлежность к миру природы

Социальная роль

Социальный статус

13.21Осознание человеком смысла жизни невозможно без осознания себя в качестве…

Личности

Провиденциализм

13.23 Верным является утверждение, что биологическое…

существует и проявляется в самой сфере социального

существует параллельно с социальным

13.24 Проблема смысла и значения жизни и смерти была одной из центральных в философии…

А. Шопенгауэра

13.25 Человек обретает свою сущность в процессе своего существования, считают представители…

Экзистенциализма

13.26 Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, называется…

Трудом

Гедонизма

Тертуллиан, Августин, Аквинат

Лиотар, Деррида, Рикер

Платон, Гегель, марксисты

Античности

13.30 Исторический период в развитии философии, когда вмешательство человека в природу с целью ее познания рассматривалось как дело греховное.

Средневековье

Нового времени ХVII в.

13.32 Хронологический порядок появления представлений об отношениях между природой и человеком:

Способности

Индивид

Личность

Экзистенциализм

13.37 Мыслитель философии жизни, рассматривавший волю как главный принцип жизни и познания:

О. Шпенглер

13.38 Автор концепции сверхчеловека, признающей неравенство людей

Ницше

Экзистенциализм

13.40 Представитель оптимистического направления в экзистенциализме:

К. Уилсон

Экзистенциализма

13.42 Понятие «воля к власти» ввел в философию …

Ницше

13.43 Учение о сверхчеловеке разрабатывал …

Ницше

13.44 Ницше считал, что волю к власти подрывают (несколько вариантов) …

Христианская мораль

Социалистические идеи

13.45 Свою философию Ницше называл (несколько вариантов) …

Антихристианской

заступническим инстинктом смерти

Ницше

13.47 Человека как конечное, «заброшенное в мир» существо, жизнь которого трагична и в отдельных ситуациях абсурдна, рассматривают в философии …

Экзистенциализма

13.48 «Бытие-в мире» у Сартра характеризуется такой категорией, как …

Тошнота

Бунт

А.Камю

Иррационализма

Ф. Ницше

13.53 Трудовая концепция происхождения человека была предложена …

Ф. Энгельсом

13.54 Идеологические и мировоззренческие установки, радикально противостоящие принципам западной культуры последней трети XX в., называются …

Контркультурой

13.55 Учение о ценностях называется …

Аксиологией

13.56 Выражение «Человек человеку волк» принадлежит …

Т. Гоббсу

13.57 Процесс возникновения и развития человека как биологического вида называется …

Эволюцией

13.58 Витальные ценности связаны с идеалами …

Здоровой жизни

13.59 Воспитание и образование относятся к __________ культуре.

Духовной

13.60 Современный западный философ Й. Хейзинга считает, что сущностной характеристикой человека является …

Игра

13.61 Философом, обосновавшим идеал жизни по принципу «Человек человеку Бог», был …

Л. Фейербах

13.62 Одним из наиболее известных представителей неофрейдизма является …

Э. Фромм

13.63 Согласно концепции К. Г. Юнга, психологический тип человека, направленный преимущественно на свой внутренний мир, замкнутый, застенчивый, называется …

Интровертом

13.64 Философом, считавшим человека переходным этапом от животного к сверхчеловеку, был …

Ф. Ницше

13.65 Вопросы антропосоциогенеза, сущности и существования человека относятся к _____________ проблемам философии.

Антропологическим

13.66 Самобытность конкретного человека, его способность быть самим собой в рамках социальной системы, называется …

Индивидуальностью

13.67 Художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности называется …

Искусством

13.68 Культурная общность со своим ограниченным кругом приверженцев, со своими ценностями и представлениями, стилем одежды, языком, нормами поведения, называется …

Субкультурой

13.69 Состояние и условие совершенства называется …

Благом

13.70 Согласно концепции В. С. Соловьева, идеально совершенный человек является высшим проявлением …

Софии

13.71 По мнению Конфуция, человек должен преобразовать самого себя, стать …

Благородным мужем

13.72 Доброжелательное отношение к человеку, утверждающее его свободу и достоинство, независимо от каких-либо исполняемых им социальных функций, называется …

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *