наполеон бонапарт портреты при жизни
Лучшие портреты Наполеона I кисти французских живописцев
15 августа исполняется 250 лет со дня рождения Наполеона I. Легендарный полководец был настолько популярен, что им восхищались даже противники. Юный Лермонтов писал о нем: «выше и похвал, и славы, и людей». За прошедшие два с половиной столетия первый французский император не перестал волновать умы. Его имя стало нарицательным. Из написанных о нем книг можно собрать огромную библиотеку. И, конечно, его не раз изображали на живописных полотнах.
Секрет такой популярности не только в блестящих военных и дипломатических победах. Наполеон I — лучший пример человека, который сам создал свою судьбу. Изначально у него не было никаких предпосылок, обещающих славу и успех. Он родился в бедной семье на далекой провинциальной Корсике и даже плохо говорил по-французски. После смерти отца он получил в наследство долги и обязанность содержать мать, сестер и братьев. Первая его половина жизни прошла в нищете.
Но затем он сделал стремительную карьеру благодаря личной отваге и полководческому таланту. Известны случаи, когда Наполеон бросался впереди войск со знаменем и вдохновлял своих солдат, выбивая победу у превосходившего числом противника. Франция под его началом фактически владела всей Европой. Лишь Англия и Россия устояли перед военным гением корсиканца.
В наши дни единого мнения о личности Наполеона нет. Кто-то восхищается им как величайшим героем в истории Европы и считает, что он заложил основы всей европейской государственности. Другие обвиняют его в напрасно развязанных войнах и гибели сотен тысяч людей. Нет сомнений в одном: Бонапарт оставил в истории огромный след. Это подтверждают портреты, написанные лучшими французскими живописцами.
Большой вклад в формирование героического мифа о Бонапарте внес художник-академист Антуан-Жан Гро (Antoine-Jean Gros). Он был лично знаком с Наполеоном, сопровождал его на протяжении всей Итальянской кампании и даже участвовал в сражении при Арколе. Живописец видел своими глазами, как Наполеон возглавил атаку на Аркольский мост, и отразил этот момент в трех вариантах одной картины. Одна из копий сейчас хранится в Эрмитаже.
Позже Антуан-Жан Гро пишет полотно «Наполеон возле больных чумой в Яффе» и другие картины, прославляющие императора и его войска. Однажды Бонапарт был так восхищен работами мастера в Парижском салоне, что снял с собственной груди орден Почетного легиона и наградил им художника.
Написанный Жаком Луи Давидом (Jacques-Louis David) портрет, по свидетельствам очевидцев, наиболее точно и правдиво передает императорские черты. Лицо Наполеона достаточно простое, но его величие подчеркнуто изысканным интерьером, массивной ампирной мебелью и высокими часами. На холсте много свитков, бумаг и толстых фолиантов, которые символизируют неустанный труд императора на благо страны.
Франсуа Жерар (Gerard Francois) был учеником Давида, он тоже следовал идеям классицизма. Талант и тщательная проработка сюжетов помогли ему стать ведущим портретистом наполеоновского двора. Постепенно его портреты становятся более элегантными, чем у наставника, и приходят к идеалам салонной грации начала 19 века.
Феликс-Анри-Эммануэль Филиппото (Henri Félix Emmanuel Philippoteaux) творил уже после смерти императора, но часто изображал его портреты или батальные сцены с участием Наполеона I. Живописец не заботится о реальном портретном сходстве. На его полотнах перед нами предстает идеализированный полководец, который не раз приводил к победе французские войска и обеспечивал процветание своей страны.
В честь 250-летия со дня рождения Наполеона Бонапарта во всем мире будут проходить выставки и другие интересные события. Особенно пышные празднования пройдут в корсиканском городке Аяччо, где в 1769 году родился будущий император. В Москве тематическая выставка откроется в Историческом музее. На ней будут представлены 33 автографа Наполеона и другие реликвии. Выставка продлится с 15 августа до 15 октября 2019 года.
«Не мойся. Через восемь дней приеду» Любимая жена-изменщица, бриллианты и обжорство: роскошная жизнь Наполеона
«Лента.ру» продолжает цикл публикаций о роскошной жизни правителей. В прошлый раз мы рассказывали о дочери Петра Первого — Елизавете Петровне. Ее правление вошло в российскую историю как эпоха празднеств, расточительства и роскоши. При этом императрице нравилось, чтобы во дворцах пахло так же, как в деревенских избах. На этот раз речь пойдет о самом знаменитом французском лидере — Наполеоне Бонапарте. Он сам себя короновал, бегал за любовницами в одной ночной сорочке и отъедался в ссылке на острове Святой Елены после поражения в России.
Сам себе император
Еще за день до коронации, к которой было приковано внимание всего мира, ликующая толпа заполонила близлежащие улицы и площади. Шесть батальонов гренадеров едва сдерживали этот напор. Всю ночь с 1 на 2 декабря в небо взмывали фейерверки, искрились бенгальские огни и салютовали пушки. В пять утра к Нотр-Даму стали подтягиваться приглашенные. На каретах было не проехать, пришлось идти пешком, поскольку улицы были перекрыты для всех, за исключением торжественного кортежа, в котором следовали Наполеон Бонапарт и его любимая жена Жозефина.
Дамы в платьях с глубоким декольте мерзли на морозных улицах. Но никто не жаловался, все понимали, что становятся свидетелями грандиозного события — коронации императора.
Ровно в шесть утра по мостовой, устланной ковровой дорожкой от самого дворца Тюильри, промчались золотые кареты. Толпа встречала их ликованием. В коронационной процессии принимали участие герольды и пажи, а также 16 жен маршалов. Изначально Наполеон хотел, чтобы все было выдержано в духе древнеримских торжеств, а значит, перед будущим императором должны были шествовать 12 невинных дев, но потом передумал. «Где же в Париже можно отыскать так много девственниц?» — пошутил Бонапарт. В итоге их заменили супругами маршалов.
За ними следовала Жозефина в платье с длинным шлейфом, который несли сестры Наполеона. Будущий император торжественно вошел в Нотр-Дам последним, костюм его от самого верха до чулок сверкал золотом и драгоценными камнями. Присутствовавшие обратили внимание на походку Бонапарта: он вышагивал так, как делали это короли — сверженные во Франции Бурбоны — каждый раз чуть-чуть приподнимаясь на носках. Ходили слухи, что величественные позы и монаршую походку он оттачивал у одного из известных французских актеров.
У алтаря будущего императора уже ожидал Папа Римский Пий VII, это было нарушением традиций — понтифику пришлось тащиться в Париж, хотя раньше будущие монархи сами приезжали в Ватикан. Как, например, делал это Карл Великий. Впрочем, французские военные, окружившие карликовое государство-анклав, не оставили Папе шанса.
Корона была изготовлена из чистого золота в виде лаврового венка — Наполеону нравились замашки древнеримских императоров. Во время церемонии понтифик уже было взял корону, чтобы, согласно церемониалу, возложить ее на голову будущему монарху. Однако у Бонапарта были свои идеи на этот счет. Вместо того, чтобы опуститься перед Пием VII на колени, он выхватил корону из его рук, повернулся к публике и медленно водрузил ее на свою голову.
«Он сам себя короновал!» — зашептали в изумлении. Жозефина тоже не растерялась — она встала на колени перед мужем — и он возложил на ее голову корону поменьше.
Амурные дела Наполеона
Жозефина была главной женщиной в жизни Наполеона. По словам очевидцев, именно ее имя было последним словом, слетевшим с губ умирающего полководца. Когда они познакомились, вдова и мать двоих детей была уже не так молода. Многие гадали: в чем заключается успех этой женщины, вскружившей голову 27-летнему Бонапарту, который тогда был генералом.
Современники описывали ее так: «Кокетство, придающее утонченность каждому жесту, не упускающее из виду ни единой мелочи, обдуманное до мельчайших подробностей, какая-то необъяснимая лень в движениях, сладострастие, которое, словно легкий и вместе с тем опьяняющий аромат, разливается вокруг нее при каждом лениво-небрежном движении ее легких и гибких форм, — все это соединилось в ней как бы для того, чтобы сводить с ума мужчин».
Увидев ее, Наполеон сразу потерял голову. Встреча произошла в небольшом особняке, который 33-летняя Жозефина Богарне снимала у одной из своих знакомых. Превращенный в уютное место этот салон посещали многие известные люди Парижа. Наполеону, жившему в скромной квартирке, дом Жозефины показался шикарным. Прихожая, украшенная зеркалами, справа — дверь в будуар, слева — в небольшой кабинет, где лежала открытая книга, в кресле — вышивка, которую, казалось, только что оставила хозяйка.
Он не замечал никаких недостатков в этом интерьере: ни местами облупившейся позолоты, ни ветхости некоторых предметов, которую всячески старались скрывать. Наполеон не подозревал, что за этим вычурным блеском скрывается нищета. Ему было все равно, так как до этого блеск роскоши был ему и вовсе недоступен.
Вскоре после этой встречи Бонапарт и Жозефина поженились. Этот брак был выгоден обоим. Жозефина, вращавшаяся в высших кругах, помогла мужу построить головокружительную карьеру. От одного из бывших любовников она смогла добиться того, что Наполеона назначили главнокомандующим армией в Италии. Там Бонапарта ждали фантастические успехи — в считанные месяцы Италия покорилась Наполеону. В Париж устремились обозы, доверху набитые бесценными картинами, скульптурами, старинными драгоценностями.
Французские власти не успели оглянуться, как генерал Бонапарт, не советуясь с ними, стал сам вести мирные переговоры и заключать договоры с итальянским руководством. После той победы Наполеон вернулся настоящим триумфатором, посчитавшим, что теперь он может позволить себе любые амбиции. Его главной мечтой в тот период было, чтобы Жозефина по достоинству оценила его заслуги.
Супругу это радовало — в доме завелись большие деньги, которые она с радостью спускала на балы, приемы, примерку новых платьев. К тому же эта женщина, даже будучи замужем, не считала нужным хранить супругу верность. Впоследствии и у самого императора было немало любовниц. На них он, не задумываясь, тратил казенные деньги, а иногда и пренебрегал государственными делами.
Рассказывали, что в обществе прекрасных дам Наполеон преображался: до этого казавшийся немногословным, несколько чопорным и довольно сдержанным, он мог танцевать, играть в прятки, в одной ночной рубашке бегать за очередной красавицей по коридорам своего дворца, а порой и переодеться в ее платье в спальне.
Впрочем, это было уже спустя годы после того, как Бонапарт и Жозефина поженились. Вначале он сильно страдал из-за того, что ветреная супруга изменяла ему на каждом шагу. Он засыпал жену письмами, в которых изливал свои чувства.
«Я без тебя — ничто. Не могу понять, как я жил без тебя раньше. Все мои мысли привязаны к твоей спальне, к твоей постели, к твоему сердцу. Ты знаешь, что я не вынес бы, если бы у тебя был любовник», — писал он, а Жозефина лишь посмеивалась над несчастным мужем, которого угораздило влюбиться в собственную жену.
Чем выше по карьерной лестнице поднимался Наполеон, тем больше нежности начинала проявлять к нему супруга, решившая немного поумерить свой пыл в отношении других мужчин. Муж это ценил, направляя возлюбленной письма из разных походов. В одном из них говорилось: «Не мойся. Я спешу изо всех сил и через восемь дней приеду».
Несмотря на такую страсть, Бонапарту все-таки пришлось развестись с любимой женой в декабре 1809 года: она так и не смогла родить ему наследника. По словам приближенных, Жозефина была очень огорчена разводом. Бывшие супруги сохранили хорошие отношения и, по словам придворных, иногда по привычке коротали ночи в объятиях друг друга.
После расставания любимая женщина императора в накладе не осталась, получив от бывшего супруга Елисейский дворец, дворец Мальмезон, Наваррский замок, охрану, штат придворных, которых оплачивали из государственной казны, три миллиона франков годового содержания, а также у нее остались сотни украшений, подаренных бывшим мужем.
Украшения, подаренные влюбленным Бонапартом
Первым презентом Бонапарта, который тогда еще был генералом, стало золотое кольцо, украшенное сапфиром и бриллиантом грушевидной огранки. Он подарил его прямо перед свадьбой. На внутренней стороне украшения была выгравирована надпись «Это судьба». Жозефине это кольцо не особо сильно понравилось — оно было не слишком дорогое. Одаривать возлюбленную ювелирными произведениями искусства Наполеон станет уже после того, как займет кресло императора.
Поистине царский подарок он сделал своей супруге прямо перед коронацией — преподнес ей диадему, выполненную в виде лаврового венка — символа божественной и королевской власти — и украшенную 1040 бриллиантами.
Однако вовсе не это украшение считалось самым любимым у Жозефины, а сапфировый гарнитур, состоящий из диадемы, ожерелья, большой и двух маленьких брошей и серег. Его украшали 29 цейлонских сапфиров.
Наполеона считали не только талантливым лидером и полководцем, но и законодателем мод. Так, он подарил Жозефине первые женские наручные часы. До этого момента местные модницы носили часы, которые были встроены в перстень либо в веер. Золотые часы, которые он преподнес жене, были встроены в золотой браслет и украшены драгоценными камнями. Окружающим так понравилась эта новинка, что они сразу же стали заказывать их у ювелиров. Впрочем, по современным меркам часы Жозефины были не совсем удобны — заводить их приходилось по три-четыре раза в день.
Сам Бонапарт больше всего любил камеи, у него была целая коллекция украшений, принадлежавших ранее римским императорам. Желая в очередной раз порадовать Жозефину, он приказал выделить ей из своей сокровищницы камеи и сделать на их основе новые красивые украшения — диадему, ожерелье и браслеты. Придворный ювелир вставил камеи в оправу из жемчуга и драгоценных камней. Считается, что именно эти ювелирные изделия Наполеон полюбил больше всего. Однако жена его вкусы не разделила: набор ей понравился, но он оказался настолько тяжелым, что она даже ни разу его не надела.
Почему культовый портрет Наполеона I на троне называли «варварским»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Ныне самый культовый портрет императора Наполеона I, картина Энгра первоначально была отвергнута как чрезмерно готическая, архаичная и даже «варварская». В этой работе Энгр изображает Наполеона не только как императора французов, но и как божественного правителя. Богато украшенный, недавно коронованный император представлен среди мешанины римских, византийских и каролингских символов.
Жан-Огюст-Доминик Энгр
Многообещающий молодой ученик Жака-Луи Давида, Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780-1867) был одним из нескольких художников, получивших официальное поручение изобразить Наполеона, одетого в одну из множества коронационных мантий. Точно неизвестно, кто заказал работу. Однако Корпус «Легислатиф» выкупил картину 26 августа 1806 года и предназначил ее для приемной президента Ассамблеи. Вскоре после рубежа XIX века Энгр был одной из восходящих звезд и новых голосов французского неоклассического движения. Этот художественный стиль был частично основан престижным учителем Энгра. Главной целью Энгра в подготовке портретов французского вождя было прославление Наполеона. Поэтому художник использовал мебель, одежду и обстановку, чтобы превратить Наполеона из простого смертного в могущественного бога. Живопись Энгра была вдохновлена искусством исторического изображения силы. Это была стратегия, аналогично используемая самим Наполеоном, который часто использовал символику Римской и Священной Римской империи, чтобы усилить свое правление.
Одеяние и взгляд
Оценка общества
Удивительно, но картина не встретила одобрения публики, когда была представлена на Салоне в 1806 году. Что еще более важно, она не понравилась Жан-Франсуа Леонору Мериме, человеку, задачей которого было определить, подходит ли законченная работа для Императора. Даже его собственным учителем, Жаком-Луи Дэвидом, полотно было отклонено как «неразборчивое». Когда неоклассический стиль начал ослабевать, а общество предпочитало более естественное и современное представление власти, сложный сборник исторических мотивов Энгра казался ретроградным и устаревшим. Восхищаясь техническим мастерством художника, Мериме чувствовал, что эти ссылки на искусство прошлого зашли слишком далеко, назвав произведение «готическим и варварским». Мериме считал, что портрет не будет принят дворцом. Кроме того, лицо Императора было недостаточно похоже на него. Поэтому картина так и не отправилась императору. В 1832 году король Луи-Филипп передал полотно отелю «Дом Инвалидов (Hôtel National des Invalides)», где оно находится по сей день.
Несмотря противоречивую оценку общества, Энгр открыл новый поворот в неоклассическом стиле и продемонстрировал свой интерес к искусствоведческим ссылкам и стилистическим экспериментам. Наполеона Энгра можно прочитать как фигуру с квазибожественной силой. Художник буквально исключает Наполеона Бонапарта из рядов смертных на земле и превращает его в греческого или римского бога Олимпа.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
—Музыка
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Жизнь Наполеона в иллюстрациях
Жизнь Наполеона Бонапарта в иллюстрациях
Наполеон во время своего пребывания в Валансе, где начал свою карьеру в чине лейтенанта
Фронтиспис одного из томов издания «Жизнь Наполеона» за 1896 год
У французов чувство национальной чести всегда тлеет под пеплом. Достаточно лишь искры, чтобы разжечь его.
Наполеон Бонапарт
У колыбели будущего императора Франции
Наполеон в в кадетской школе в Бриен-ле-Шато
Атака форта в школе в Бриенне
Юный лейтент в обществе жителей Валансы 1785
Наполеон в Осонне 1788
Наполеон Бонапарт в чине лейтенанта
Майор Бонапарт планирует битву под Тулоном 1793
Наполеон в ресторане в Париже 1892
Бой при Арколе 1796
Наполеон во время боя при Арколе 1896
Наполеон в итальянской кампании
Египетский поход Наполеона
Наполеон в Тюльери
Наполеон Первый Консул республики
Наполеон среди солдат
Наполеон и папа Пий VII в Фонтенбло
Свадьба (регистрация брака) Наполеона и Жозефины
Жозефина в парке замка Мальмезон
Жозефина во время светского приема
Королева Луиза в русской армии
Королева Пруссии Луиза
Свадьба Наполеона и Марии Луизы
Совещание у Первого Консула
Депутаты у Первого Консула
Коронационный портрет императора Наполеона Бонапарта
Наполеон Бонапарт и папа Пий VII в Фонтенбло
Наполеон и художники
Наполеон во время Австрийской кампании
Наполеон и генерал Мак
Наполеон и Франциск I после Аустерлица
Солдаты угоняющие коров
Наполеон перед русскими гренадерами в Тильзите
Наполеон и Александр I рассматривают карту Европы
Портрет императора Наполеона Бонапарта
После русской кампании
Наполеон Бонапарт в 1813 году
Наполеон Бонапарт в 1814 году
* * *
Наполеон говорил о себе:
«Я не люблю ни женщин, ни карт, я ничего не люблю, я существо совершенно политическое«.
Отречение Наполеона 6 апреля 1814 года в Фонтенбло
Побег с острова Эльба и «Сто дней» Наполеона
7 августа 1815 года на борту корабля «Нортумберленд» бывший император покидает Европу, впереди остров Святой Елены.
На острове Святой Елены диктует историю своей жизни
Наполеон на острове Святой Елены
Наполеон на острове Святой Елены
Смерть Наполеона (13 апреля 1821 года Наполеон продиктовал свое завещание и 5 мая 1821 года, в 17 часов 49 минут на острове Святой Елены, где и был похоронен)