намаз при трудностях в жизни
Намаз, совершаемый в случаях крайней необходимости помощи Господа
Состоит из двух ракяатов (возможно совершение и четырех).
Можно выполнять ее в любое время, за исключением времени, запретного для совершения намаза, но предпочтительнее всего – после ночной молитвы (‘Иша’).
В первом ракяате после суры «аль-Фатиха» желательно прочитать три раза аят «аль-Курси», в каждом из последующих ракяатов – три последние суры Священного Корана («аль-Ихляс», «аль-Фаляк» и «ан-Нас»), то есть во втором, в третьем и четвертом ракяатах (в каждом из них) прочесть одна за другой данные три суры[1].
В сводах хадисов имамов ат-Тирмизи и Ибн Маджа по поводу данной молитвы-намаза приводится следующее высказывание пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Если у кого-то возникла необходимость в помощи Всевышнего или потребность в помощи кого-либо из людей, то пусть он наилучшим образом совершит омовение, а затем выполнит два ракяата [молитвы], по завершении которых обратится к Аллаху со следующими словами:
«Аль-хамду лил-ляях, вас-саляяту вас-саляяму ‘аляя сайидинаа махуммадин ва ‘аляя ээлихи ва сахбихи аджма‘ийн. Ляя иляяхэ иллял-лаахуль-халиимуль-кярийм. Субхаанал-лаахи раббиль-‘аршиль-‘азыйм. Аль-хамдулил-ляяхи раббиль-‘аалямийн. Ас’элюкя мууджибаати рахматикь, ва ‘азааима магфиратикь, валь-ганиймятэ мин кулли бирр, вас-саляямэтэ мин кулли исм. Ляя тэдэ‘ лии зэнбэн илляя гафартэхь, ва ляя хэммэн илляя фарраджтэхь, ва ляя хааджэтэн хия лякя ридан илляя кадайтэхэ. Йа архамэр-раахимийн. Ва салли, аллаахумма ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли мухаммад»[2].
اَلْحَمْدُ لِلَّهِ وَ الصَّلاَةُ وَ السَّلاَمُ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِهِ وَ صَحْبِهِ
«Хвала Аллаху, мир и благословение Его посланнику Мухаммаду, всему его роду и сподвижникам. Нет бога, кроме Единого Господа, терпение Которого велико [Он не сразу наказывает за ошибки и грехи, дает возможность раскаяться и покаяться], а щедрость Его безгранична. Он далек от всех недостатков, Он – Господь великого Трона. Хвала Аллаху, Господу миров. Я прошу у Тебя, о Господи, то, что приблизит меня к милости Твоей. И то, что устремит меня к прощению Твоему. Я прошу у Тебя умения получать благо со всего праведного. Прошу удалить меня от грешного. Не оставляй на мне грех, который не будет прощен! Избавь меня от тревог и беспокойств! Ни одну просьбу и потребность мою, которыми доволен Ты, не оставь неудовлетворенной! О Тот, Кто милостивей всех милостивых! И благослови же посланника Твоего Мухаммада и его род».
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1065, 1066.
[2] См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 169, хадис № 478; Ибн Маджа М. Сунан. С. 153, хадис № 1384; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3. С. 991, хадис № 1327.
5 дуа из Сунны для самых трудных моментов в жизни
Дуа при трудностях и несчастье №1.
إِنَّا للهِ وَإِنَا إِلَـيْهِ راجِعُونَ، اللَّهُـمَّ اْجُـرْنِي فِي مُصِـيبَتِي، وَاخْلُـفْ لِي خَيْـراً مِنْـهَا
«Инна лилляhи ва инна иляйhи раджи’ун! Аллаhумма-джурни фи муĉибати вахлюф ли хайран минhа».
Смысл: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернемся! О Аллах награди меня за мое несчастье и замени его чем-то лучшим!»
Пророк ﷺ сказал: «Какой бы человек, которого постигло несчастье, ни сказал бы: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернемся! О Аллах награди меня за мое несчастье и замени его чем-то лучшим!», Аллах обязательно наградит его за это несчастье и заменит лучшим» (имам Ахмад).
Дуа при трудностях и несчастье №2.
لَّا إِلَٰهَ إِلَّا أَنتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنتُ مِنَ الظَّالِمِينَ
«Ля иляhа илля анта субẍанака инни кунту мина-ӟ-ӟалимин».
Смысл: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя! Пречист Ты! Поистине, я был одним из беззаконников».
Сообщается со слов Са’да ибн Аби Уаккъаса (да будет доволен им Аллах), что Посланник Божий ﷺ сказал: «Мольба Зу-н-Нуна (Юнуса), которую он произнёс, находясь в чреве кита: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя! Пречист Ты! Поистине, я был одним из беззаконников». Какой бы мусульманин ни попросил посредством этой мольбы что-либо, ему обязательно будет дан ответ!» (имам ат-Тирмизи).
Дуа при трудностях и несчастье №3.
لَا إلَهَ إِلَّا اللهُ الْعَظـِيمُ الْحَلِـيمُ، لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ رَبُّ الْعَـرْشِ الْعَظِيـمِ، لَا إِلَـهَ إِلَّا اللهُ رَبُّ السَّمَـوَّاتِ وَرَبُّ الْأَرْضِ ورَبُّ الْعَرْشِ الْكَـرِيم
«Ля иляhа илля ллаhу-ль-‘аӟыму- ль-ẍалиму, ля иляhа илля ллаhу, раббу-ль-‘арши-ль-‘аӟыми, ля иляhа илля ллаhу, раббу-с-самавати, ва раббу-ль-арḓи ва раббу-ль-‘арши-ль-карим».
Смысл: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Великого, Снисходительного. Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Господа великого Трона. Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Господа семи небес и Господа земли, Господа благородного Трона»
Сообщается со слов Ибн ‘Аббаса, что Посланник Господа ﷺ во время несчастий говорил: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Великого, Снисходительного. Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Господа великого Трона. Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Господа семи небес и Господа земли, Господа благородного Трона» (имамы аль-Бухари и Муслим).
Дуа при трудностях и несчастье №4.
اللَّهُـمَّ رَحْمَتَـكَ أَرْجُـوفَلَا تَكِلْـنِي إِلَى نَفْـسِي طَـرْفَةَ عَـيْنٍ، وَأَصْلِـحْ لِي شَأْنـِي كُلَّـهُ لَا إِلَهَ إِلَّا أنْـت
«Аллаhумма раẍматака арджу фаля такильни иля нафси ҭарфата ‘айнин ва аĉлиẍ ли шаъни кулляhу ля иляhа илля анта!»
Смысл: «О Аллах! Я надеюсь на милость Твою. Не вручай меня моей душе даже на мгновение ока. Исправь всё мое положение, ибо, нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя!»
Сообщается со слов Абу Бакры, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Пусть человек, которого постигла печаль, взывает к Аллаху, говоря: «О Аллах! Я надеюсь на милость Твою. Не вручай меня моей душе даже на мгновение ока. Исправь всё мое положение, ибо, нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя!»» (имам Абу Дауд).
Дуа при трудностях и несчастье №5.
يَا حَيُّ يَا قَيُّومُ بِرَحْمَتِكَ أستَغِيثُ
«Я Ẍаййю, я Ḱаййуму! Бираẍматика астаґыҫ»
Смысл: «О Живой! О Вседержитель! К милости Твоей я прибегаю за помощью».
Сообщается со слов Анаса, что Пророк ﷺ говорил, когда его что-то удручало: «О Живой! О Вседержитель! К милости Твоей я прибегаю за помощью» (имам ат-Тирмизи).
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Намаз при трудностях в жизни
3 дуа при испытаниях. (Источник фото: freepik.com)
«Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: «Мы уверовали»?» (Аль-Анкабут, 2).
Человеческая жизнь состоит из взлётов и падений, из череды радостных и печальных событий. Сегодня у нас всё хорошо, мы счастливы и не знаем бед, завтрашний день открывает нам неожиданные и не всегда приятные повороты судьбы. Можем ли мы избежать этого? Почему невозможна жизнь без бед и несчастий?
Трудности и испытания – неотъемлемая часть нашего жизненного пути, предопределённая Всевышним. Испытания не приходят случайно и не берутся из ниоткуда, каждому из своих рабов Аллах предопределил своё собственное испытание. Всевышний создал каждую вещь с великим смыслом и бесконечной мудростью, испытания имеют свою значимость:
1. Истинная покорность и преданность Всевышнему достигается только посредством испытаний. Человек создан для поклонения Аллаху. Если человек не понимает сути испытаний, он воспринимает этот мир как сплошное страдание, у него могут возникать мысли, что Аллах несправедлив. Подобно тому, как посредством экзаменов выявляются способные ученики, мирские испытания становятся испытанием человеческой веры и определяют самых искренних и преданных рабов Аллаха.
«Среди людей есть и такой, который поклоняется Аллаху, находясь на грани между верой и неверием. Если ему достается добро, то благодаря этому он чувствует себя уверенно; если же его постигает искушение, то он оборачивается вспять. Он теряет как этот мир, так и Последнюю жизнь. Это и есть очевидный убыток!» (Хаджж, 11).
Подобно тому, как испытания раскрывают истинную суть человека, они также раскрывают суть этого мира. Мирская жизнь не состоит только из счастья и удовольствия, не стоит обольщаться ею, абсолютное счастье возможно только в мире вечном по милости Аллаха.
«Мирская жизнь – всего лишь потеха и игра, а Последняя обитель – это настоящая жизнь» (Аль-Анкабут, 64).
От Анаса ибн Малика (р.а.) передается, что посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Когда Аллах желает блага для своего раба, Он наказывает его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохое, то откладывает наказание до Судного дня» (Тирмизи, Ибн Маджа).
Аллах Всевышний не оставляет своих рабов, которые смиренно переносили трудности, проявляли терпение и покорность в самые трудные моменты жизни и награждает их наилучшим образом. В трудности Аллах Всевышний заложил множество возможностей, преодолев которые посредством терпения и покорности, верующий возвеличивает свой статус перед Аллахом. «Какая бы печаль, тревога или беда не постигла верующего, это обязательно станет искуплением его грехов, даже если его просто уколет колючка» (Бухари).
Испытания становятся индикатором, который раскрывают нам наши же сильные и слабые стороны. Открывая нам наши ошибки и недостатки, посредством осознания и работы над которыми, мы становимся сильнее в духовном плане.
3. Испытания возвращают к Аллаху. Жизненные трудности становятся поворотным моментом для человека – периодом переосмысления и переоценки ценностей. Именно они возвращают человека в его истинное положение, заставляя его задуматься о самом главном. Только в сложные периоды своей жизни человек больше всего понимает, насколько он нуждается в Аллахе, что никто и ничто, кроме Всевышнего, не может наладить его дела и даровать ему облегчение. Испытания, горе, печали и беды усмиряют, очищают от гордости, высокомерия и чрезмерной уверенности в себе, делая ближе к Аллаху.
4. Испытания напоминают о грехах и покаянии. Аллах говорит в Коране:
«Любое благо, которое достается тебе, приходит от Аллаха. А любая беда, постигающая тебя, приходит от тебя самого» (Ан-Ниса, 79).
«Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» (Аш-Шура, 30).
Если бы в жизни человека всегда всё было бы гладко, он бы едва задумывался о своих поступках, недостатках и грехах. Испытания становятся своего рода пощечиной, которая заставляет его посмотреть вглубь себя, размышлять о себе, своих деяниях, о своих границах и границах Всевышнего.
5. Испытания учат благодарности. Только в болезни, человек ценит здравие, только в бедности – богатство, только в холоде – тепло, в разлуке – близких. Ценности и сладость благословений, которыми наделил нас Всевышний, ощущаются только тогда, когда мы лишаемся этого, и только испытания учат нас истинной благодарности.
Сладость мира вечного ощутит тот, кто познает горечь этого мира. И пронесёт эту горечь с терпением. Можем ли мы винить этот мир в несправедливости, когда на кону такая награда? Каждый человек переживает моменты в жизни, которые можно назвать непростыми, и каждому Аллах даровал возможность обратиться к Себе и обрести Его в трудностях посредством терпения. Человек не может избежать бед, предписанных ему Аллахом, но он может вынести их, прибегая к помощи Аллаха и обрести облегчение, прося о Его милости:
رَبَّنَا أَفْرِغْ عَلَيْنَا صَبْرًا وَتَوَفَّنَا مُسْلِمِينَ
«Раббана агфир аляйнэ сабраан ва таваффана муслимина».
«Господь наш! Ниспошли нам терпение и умертви нас мусульманами» (Аль-Араф, 126).
حسبي الله لا اله الا هو عليه توكلت وهو رب العرش العظيم
«Хасби Аллаху, ля иляха илля хува, алейхи таваккальту ва хува раббу-ль арши-ль-азым».
لا إله إلا الله وحده لا شريك له ، له الملك وله الحمد ، وهو على كل شيء قدير
«Ля иляха илля-ллаху вахдаху ля шарика лях, ляху-ль-мульку ва ляху-ль-хамду ва хува аля кули шей’ин кадир».
«Нет божества, кроме единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Ему принадлежит власть и хвала. Он способен на всякую вещь».
Хаджат-намаз – молитва для исполнения желаний
Одним из дополнительных видов намазов является хаджат (молитва нужды). К его совершению мусульмане прибегают в трудных жизненных ситуациях, когда испытывают определённую нужду в чём-либо. Её можно также практиковать для исполнения желаний.
Посланник Аллаха (с.г.в.) говорил: «Кто совершит вуду должным образом, а потом выполнит два ракагата молитвы, то Всевышний дарует ему то, в чём он нуждается, сразу или спустя время» (Ахмад).
Практиковать молитву нужды допустимо в любое время дня и ночи, за исключением нежелательных промежутков времени, но лучше её совершать в период между ночным (иша) и витр намазами.
Порядок чтения намаза хаджат
Подробное описание этого обряда поклонения содержится в сводах Тирмизи и Ибн Маджи. В них приводятся следующие слова Пророка (с.г.в.): «Если верующий нуждается в помощи Аллаха или в поддержке со стороны людей, то ему следует совершить омовением должны образом, прочитать два ракаата молитвы, а после обратиться к Господу миров:
“АльхамдулиЛлях уас-саляту уас-саляму `аля сайидина Мухаммадин уа `аля алихи уа сахбихи аджма`ин. Ля(я)-иляха ильляЛлахуль-халимуль-кариим. Субхан-Аллахи Раббиль-`аршиль-`азыыйм. Альхамду-лиЛьляхи Раббиль-`алямин. Ас`алюка муджибати рахматик, уа `азаима магфиратик, уаль-ганимата мин кульли бир, уас-салямата мин кульли исм. Ля тада`ли занбан ильля гафартах, уа ля хамман ильля фараджтах, уа ля хаджатан хия ляка ридан ильля кадайтаха. Йа архамар-рахимиин. Уа сальли, Аллахумма `аля сайидина Мухаммадин уа `аля али Мухаммад”».
Перевод: «Хвала Аллаху, мир и благословение Его Посланнику господину Мухаммаду, а также его роду и сахабам. Не существует достойного поклонения, кроме Единого Аллаха, Сдержанного и Щедрого. Ему не присущи какие-либо недостатки. Он – повелитель великого Трона. Хвала Всевышнему, Господу миров. Я взываю к Тебе, даруй мне то, что приблизит меня к Твоей милости, и то, что приблизит к прощению Твоему. Прошу, даруй мне умение обретать баракат со всего благого и удали от всего грешного. Не сохраняй за мной грех, которому нет прощения. Избавь меня от тревоги и беспокойства! Мои мольбы и нужду, которыми доволен Ты, не оставляй без ответа. О, Милосерднейший, благослови Мухаммада и его род».
Совершать намаз хаджат дозволено как в два ракаата, так и в четыре. В первом после прочтения суры «Аль-Фатиха» нужно произнести Аятуль-Курси, а во всех последующих – суры «Ихлас», «Фаляк» и «Нас», то есть во втором третьем и четвёртом ракаатах прочитать в каждом все 3 суры.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Мольба в период трудностей и тяжёлых испытаний
«Аллахумма, нет ничего лёгкого, кроме того, что Ты сделал лёгким, и Ты, если пожелаешь, сделаешь это трудное лёгким» [Сахиха, 2886].
Эту замечательную мольбу мы знаем из Пречистой Сунны нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Казалось бы, всего одна короткая просьба, но на самом деле она может изменить жизнь любого из нас.
Кто из нас никогда не сталкивался с трудностями? Таких людей просто нет на свете. Разумеется, трудности у каждого свои, да и понимание этих трудностей строго индивидуально. Ведь то, что для одного человека трудно, другому может и не казаться таковым. Всё зависит от обстоятельств, от самого человека, от его сил, способностей и, конечно же, отношения к тому, что с ним происходит и с чем ему приходится сталкиваться на своём жизненном пути.
Как бы там ни было, каждый из нас желает, чтобы Всевышний Аллах помогал ему в преодолении тех трудностей, которые возникают в его земной жизни. Ведь разного рода препятствия, и предсказуемые, и совершенно неожиданные, возникают у каждого из нас регулярно.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подал всем нам прекрасный пример, обращаясь за помощью к Создателю и прося у Него облегчения и избавления. И действительно, к кому, как не к Нему, Всемогущему и Великому, Знающему и Мудрому, Совершенному и Милостивому, обращаться нам, Его рабам в трудной ситуации?
Ведь Он может всё, и для Него уж точно нет ничего трудного и непосильного. И когда Он желает чего-то, Ему достаточно сказать: «Будь!» — и это сбывается и осуществляется в мгновение ока. Он сотворил всё сущее, Он обеспечивает каждую живую тварь уделом, Он властен над всем сущим и распоряжается всем, поддерживая порядок во вселенной и жизнь в Своих творениях. И Он, конечно же, может помочь нам в любой, самой сложной ситуации, даже в той, которая нам самим представляется безвыходной и тупиковой.
На самом деле безвыходных ситуаций не бывает, и верующему надлежит помнить об этом. Много веков назад перед пророком Мусой (мир ему) и сопровождавшими его верующими расступилось море по воле Всевышнего, и они спокойно прошли по его дну. А потом то же самое море поглотило Фараона с его нечестивым воинством — тоже по воле Всевышнего. И таких чудес история знает немало, и случались они не только с пророками, но и с самыми обычными людьми, которым Всевышний Аллах пожелал помочь и через которых Он пожелал явить чудеса Своего могущества.
Если Господь миров приходит на помощь Своим слабым творениям тогда, когда им кажется, что всё уже кончено и им уже не спастись, то что говорить о трудностях гораздо менее серьёзных, повседневных? За помощью в подобных ситуациях мы тем более можем и должны обращаться к нашему Всевышнему Творцу.
Когда верующий сталкивается с тем, что представляется ему трудным, а тем более непреодолимым, самое естественное, самое логичное, что он может сделать в подобной ситуации, — обратиться с мольбой к Господу и Властелину всего сущего.
Разумеется, обращение к Всевышнему с мольбами и упование на Него вовсе не отменяет обычных земных усилий, которые мы прилагаем, чтобы справиться с трудностями и проблемами в повседневной жизни. Мольба, безусловно, должна сопровождаться стараниями и действиями с нашей стороны. Мы должны сделать то, что в наших силах, и при этом обращаться с мольбой к Всевышнему и ждать от Него помощи.
Также от нас требуется следить за тем, чтобы нам не оказаться в числе тех, чьи мольбы остаются без ответа. А к этому могут привести грехи, нерадивость в покорности Всевышнему, запретное или добытое запретным путём пропитание. Верующий должен быть бдительным и строго спрашивать с себя в этом мире, критически оценивая собственные поступки. Мы несём ответственность перед Господом за то, что делаем. Помня об этом и избегая неугодных Ему слов и действий, мы тем самым способствуем получению ответа на нашу мольбу, в том числе и на мольбу об облегчении трудностей, с которыми мы сталкиваемся в земной жизни. Счастлив тот, кто взывал к Господу, и Господь отвечал на его мольбы и облегчил ему трудности земной жизни и трудности, которые ожидают людей в Судный день!