наиболее древние формы духовной жизни общества
Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ
В справочнике, адресованном выпускникам и абитуриентам, в полном объеме дан материал курса «Обществознание», который проверяется на едином государственном экзамене. Структура книги соответствует кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания – контрольно-измерительные материалы ЕГЭ. В справочнике представлены следующие разделы курса: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право». Краткая и наглядная – в виде схем и таблиц – форма изложения обеспечивает максимальную эффективность подготовки к экзамену. Образцы заданий и ответы к ним, завершающие каждую тему, помогут объективно оценить уровень знаний.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Раздел 2. Духовная жизнь общества
Тема 1. Культура и духовная жизнь
Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
— Технологический подход: культура — совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.
— Деятельностный подход: культура — осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.
— Ценностный подход: культура — практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
Начиная с I в. до н. э. под словом «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него.
На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
Культура в узком смысле — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.
Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.
Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.
Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.
К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.
Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем.
Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.
Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.
A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Культура — совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравственного, эстетического развития людей.
Б. Культура — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Тема 2. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура
Когда речь идет о многообразии культур, то оно понимается по-разному.
Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, подразумевают три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).
Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность всех ее параметров.
Составляющие и признаки субкультуры, знание (картина мира в узком смысле слова); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.
Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.
Молодежная субкультура часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежная культура — это культура демонстративного потребления. Ее возникновение связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.
B6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Первоначально во взаимодействии инновации и ____________(1) в культуре доминирующую роль играет последняя, закрепляющая и удерживающая медленно накапливавшиеся новшества. Причем эта система на ранних стадиях развития общества по необходимости характеризуется крайней жестокостью, не допускает и тени ______________(2). Чем глубже в прошлое, тем более мы видим человека запеленутым в речевые и образные штампы и трафареты, в формулы оценок и ______________(3), в формулы житейской ____________(4), практического ____________(5), верований. Он разгружен от необходимости думать: почти на всякий случай жизни, почти на всякий вопрос есть изречение, пословица, цитата, стих, пропись, обобщенный художественный _____________(6)».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Тема 3. Средства массовой информации
Огромное влияние на формирование духовных образцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации (СМИ).
Средства массовой информации представляют собой:
• Совокупность всех каналов передачи информации: печать (газеты, журналы, бюллетени, информационные листки и т. д.); радио; телевидение; кинематограф; видео; Интернет.
• Совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой информации: заметка; интервью; репортаж; отчет; корреспонденция; комментарий; обозрение; беседа; ток-шоу; пресс-конференция; анкета; очерк; эссе; интерактивный опрос; фельетон; памфлет.
Средства массовой информации влияют не только на чувства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации и т. д., но и на то, в какой форме и какими способами они распространяются среди различных социальных групп, как проявляются в деятельности и поведении последних. Их огромная роль станет особенно очевидной, если учесть, что инструменты коммуникации и знания, как таковые, являются одновременно инструментами власти.
Оперативность и динамичность, широкое использование документальных и художественных форм способствуют тому, что СМИ быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества, на сознание широчайших народных масс. Они могут достаточно оперативно и легко склонить общественное мнение в поддержку каких-то конкретных целей, кампаний, того или иного политического курса и т. п. СМИ способствуют восприятию и усвоению людьми господствующих ценностей, идеалов, идейно-политических установок и т. д. СМИ, характеризующиеся универсальностью, стандартизируют и формируют однородную культуру, унифицируют мнения, ориентации, установки, поведенческие ориентиры.
Словесное выражение информации, особенно для аудиовизуальных СМИ, не единственный и не всегда самый главный элемент информационной деятельности. Всевозрастающий поток образов, символов, сигналов отодвигает слово не только как средство передачи, но и как элемент культуры нашего времени. СМИ приобретают роль основного агента производства и распределения культуры.
B3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) На сегодняшний день пресса, радио и телевидение стали неотъемлемыми атрибутами современной жизни. (2) В советский период в массово-информационной сфере не было такого разнообразия изданий и передач, представляющих весь спектр мнений. (3) Среди исследователей массовой коммуникации существует мнение, утверждающее, что в советское время методы воздействия на аудиторию носили принудительный характер. (4) На наш взгляд, демократическое общество приносит с собой иные модели воздействия на население, поскольку теперь работает не армейская иерархия, а игра на равных.
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Тема 4. Искусство, его формы, основные направления
Искусство — центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.
Существует ряд теорий происхождения искусства:
— биологизаторская — происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности;
— игровая — причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей;
— магическая — искусство — форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека;
— трудовая — искусство — результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения.
Искусство — практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность — художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.
В обществе существуют разные взгляды на искусство: искусство — подражание природе; «природа — лучший мастер форм». Искусство — творческое самовыражение личности или знаково-символическая концепция.
Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всем многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.
Форма бытия искусства — художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.
Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой: архитектура (зодчество); живопись (жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, анималистический жанр, исторический жанр); скульптура (станковая, декоративная, монументальная); декоративно-прикладное искусство; литература; музыка; театр; цирк; балет; кино; фотоискусство; эстрада.
Искусство как форма художественного познания обладает спецификой: является образным и наглядным; использует особые способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.); играет большую роль в процессе познания, воображения и фантазии познающего субъекта.
Искусство выполняет в обществе множество разнообразных функций, по поводу содержания которых между сторонниками различных теорий ведутся споры.
C8. Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
«Цель искусства — не греза, а реальная жизнь» (Р. Роллан).
«Искусство любят те, кому не удалась жизнь» (В. Ключевский).
Комментарий: мини-сочинение (эссе) по обществознанию должно:
— соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя);
— содержать относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении курса обществознания (отвечайте на вопросы типа: С какими основными компонентами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен(на) знать, чтобы раскрыть ее?);
— включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен(на) ли я с этим высказыванием? Или не согласен(на)? Или согласен(на) не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данной проблеме?);
— содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании;
— характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой:
• Начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен(на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен(на), и то, что кажется мне спорным».
• Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определит ее содержание и сущность.
• Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы.
Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта:
Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.
• В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.
Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение. К достоинствам эссе можно отнести:
— наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.);
— включение имен его предшественников, последователей или научных противников;
— описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению;
— наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
— присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы.
Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.
Наука подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму материи они изучают.
Границы между отдельными науками условны и подвижны. По мере накопления научных знаний, информации требуется все большая специализация ученых, дифференциация науки, ее дробление на более узкие области. В то же время идет противоположный процесс — интеграция научного знания.
Современные ученые предлагают несколько моделей развития научного знания.
Являясь подсистемой более сложной системы — общества, наука испытывает на себе определенное воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.
B1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Тема 6. Социальная и личностная значимость образования
Среди социальных институтов современного общества образование играет одну из важнейших ролей.
Образование — один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
Цель образования — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Социально-экономический и политический строй, культурно-исторические и национальные особенности определяют характер системы образования.
B4. Найдите в приведенном ниже списке тенденции, характеризующие развитие современного образования, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) сокращение продолжительности образования
2) гуманизация образования
3) усиление сословного характера образования
4) гуманитаризация образования
5) отказ от преподавания общественных наук
6) создание единой системы образования для разных стран
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Тема 7. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии
Основные формы духовной жизни общества
Основные формы духовной жизни общества (сферы общественного сознания) — мораль, право, религия, наука, искусство.
Мораль (от лат. moralis — нравственный) — это система выработанных обществом нравственных норм, принципов, ценностей и идеалов, регулирующих поведение и отношения человека к обществу, другому человеку, самому себе. Она является древнейшей областью духовной жизни людей. Структура морали включает в себя: моральные принципы (фундаментальные представления о должном поведении); нравственные нормы (правила, формы конкретного поведения человека); моральные ценности (такие, как Добро, Свобода, Честь, Достоинство, Совесть, Смысл жизни, Счастье и др.). Главными функциями морали являются регулирование поведения людей и их воспитание в соответствии с необходимыми для существования общества принципами. Механизм действия морали – свободный выбор человека.
С моралью часто сравнивают такую сферу общественного сознания, как право.
Право — это система норм поведения, устанавливаемых и охраняемых государством. Исторически право появилось с возникновением государства (позже морали). Центральным элементом правовой системы являются нормы права. Если соблюдение моральных норм предписывается только совестью и общественным мнением, то соблюдение норм права охраняется государством: нормы права являются обязательными для исполнения. Еще одним отличием права от морали выступает формально определенный, однозначный характер правовых норм. Правовые нормы всегда закрепляются в официальных актах. Правовая система включает: совокупность норм права; формы юридической деятельности (практики); правосознание (представления людей о праве и его осуществлении). Основными функциями права выступают: регулятивная; охранительная; воспитательная.
Религия (от лат. religio — воссоединение, совестливость) — это сфера духовной жизни общества, основанная на вере в существование сверхъестественных сил. Религия, как и мораль, относится к самым ранним формам духовного существования общества.
Первыми формами религии – первобытными верованиями – являлись:
а) фетишизм (от фр. fetiche — амулет, волшебство) — почитание неодушевленных предметов;
б) тотемизм (от англ. totem — божество рода) — почитание определенных видов растений или животных;
в) анимизм (от лат. апimа — душа, дух) — верование в духов.
На более высоком уровне развития общества возник политеизм — обожествление различных сил природы с развитым пантеоном богов.
Первая монотеистическая религия (основанная на принципе единобожия) — иудаизм возникла в 7 в. до н. э. Позднее возникли мировые религии:буддизм (6-5 вв. до н. э.); христианство (1 в. н. э); ислам (7 в. н. э.).
· религиозные верования (религиозные учения и религиозные переживания – основной элемент религии);
· религиозные действия (культ);
· религиозные институты и организации (церкви).
Выделяют следующие функции религии: мировоззренческую; воспитательную; психологическую; регулятивную; нормативную.
Наука — это сфера жизнедеятельности общества, содержанием которой является рациональное познание существующего мира. Основными компонентами науки выступают объединенные в систему: научные знания – наиболее значимый компонент науки; научная деятельность; научные институты; научная методология. Функциями науки являются: познавательная; мировоззренческая; практическая.
Искусство — форма духовной жизни общества, основанная на художественно-образном восприятии окружающего мира. В сферу искусства входят:
· художественные образы, воплощенные в произведениях искусства – основной компонент сферы искусства;
· создание предметов искусства (художественное творчество);
Искусство является одной из форм познания мира: с помощью художественных образов. Произведения искусства выражают существенное, типическое, характерное в изображаемых явлениях и предметах. Важнейшими функциями искусства являются: эстетическая (удовлетворение потребности человека в прекрасном); воспитательная.
Вопросы и упражнения
1. Чем отличается социальная форма движения от процессов, происходящих в живой и неживой природе?
2. Только ли материальные явления в обществе относятся к общественному бытию? Совпадает ли материальное и объективное в обществе?
3. Какие отношения, на Ваш взгляд, связывают понятия «общественное сознание» и «общественное бытие»? Противоположны ли они друг другу, взаимозависимы, рядоположены, или между ними существуют иные отношения?
4. Всякая ли движущая сила исторического процесса является его субъектом? Определите понятия: народ, лидер, элита, масса, толпа.
5. Что первично в развитии общества: уровень материального производства или уровень духовной культуры? Какова зависимость между ними?
6. В.И. Ленин считал, что главное в марксизме – учение о классовой борьбе. Почему? Какую роль играет борьба классов в современных условиях? Что важнее – классовый мир или классовая борьба?
7. Н. Бердяев писал: «Никогда в стихии революции. не могут торжествовать люди умеренных, гуманных, либеральных принципов. Принципы демократии годны для мирной жизни, да и то не всегда и не для революционной эпохи. В революционную эпоху побеждают люди крайних принципов, люди, склонные и способные к диктатуре». Выскажите Ваше отношение к этой позиции.
8. Критикуя теорию национального эгоизма, русский философ Вл. Соловьев пишет: «Лучше отказаться от патриотизма, чем от совести». Какое соотношение нравственности и политики отстаивает философ?
9. Как, на Ваш взгляд, могут быть связаны политические отношения с экономикой? Приведите примеры.
10. Попытайтесь обозначить основные ценности и идеалы политического, правового, нравственного, религиозного, эстетического сознания.
11. В публицистике употребляется термин «политизированное сознание». Как Вы понимаете его и в чем недостатки и достоинства этого феномена?
Тема 8. Философия культуры. Культура и цивилизация
В самом общем смысле под культурой понимают достижения науки и искусства, а также усвоенный в процессе воспитания способ поведения. Слово «культура» (лат. cultura — возделывание, уход) первоначально относилось к обработке земли. Впервые его применил для характеристики человеческого мышления римский оратор Цицерон:«Культура ума есть философия». Понятие культура противопоставляется понятию «натура» (natura — природа). Человек, преобразуя природу, создает культуру, при этом он формирует исамого себя.
Культуру изучает ряд наук — история, археология, этнография, антропология, религиоведение, социология, искусствоведение и т. д., причем все они исследуют лишь одну из составляющих культуры (например, политология изучает политическую культуру).
Специальная наука о культуре — культурология – ставит задачу изучения культуры как системы. Ситуация диалога культур потребовала новых подходов в изучении культуры, таких, например, как социологический и антропологический. Философия культуры является составной частью философского осмысления бытия, мира и человека в мире.
В истории философии культуры выделяются следующие этапы.
Первый этап, начавшийся в античной философии и продлившийся до 18 в. — время зарождения знания о культуре, однако специальным предметом изучения она еще не была. В античности центральное положение занимало воспитание, рассматриваемое как природный процесс, как формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка. В Древнем Риме культура связывалась с гражданскими доблестями, с «человеческим достоинством». В Средневековье под культурой понималась осведомленность в теологических вопросах, богословская ученость. Причем наиболее значимым была безграничная вера в отличие от слабости человеческого разума. В эпоху Возрождения появилось представление о культуре как специфически человеческом, отличающемся от природы. Под культурой понималась деятельность (преимущественно художественная) человека — творческой личности. Культура — результат творческой деятельности.
Вторым этапом явился этап превращения культуры в предмет самостоятельного философского анализа. Большинство мыслителей 17-18 вв. были убеждены в огромных возможностях научного знания и создали целую программу совершенствования разума (отдельного познающего субъекта). Обсуждение проблемы «естественного и искусственного» на рубеже 17-18 вв. подвело к обсуждению социальных проблем. Например, Т. Гоббс разграничивал естественное (существующее от природы) и искусственное (созданное людьми общество, государство). Понимание культуры как искусственного вошло составной частью во все последующие теории культуры. В эпоху Просвещения Руссо, Вико и Гердер впервые обратили внимание на историческое измерение культуры, ее развитие.
На третьем этапе появляется стремление к научному анализу конкретных феноменов культуры (исторических, социальных, этнических); возникают конкретные исследования культуры в рамках специальных гуманитарных и социальных наук. Наряду с философией культуры происходит становление культурологии. Появляется множество определений культуры, что объясняется сложностью самого феномена культуры и разнообразием ее функций. Культура определяется как:
· искусственная среда, созданная человеком;
· научаемое поведение (т. е. приобретенное в процессе социализации, а не генетически наследуемое);
· специфически человеческая деятельность;
· ценностная деятельность, способ развития человека и человечества;
· память человечества, средство сохранения и передачи опыта и традиций;
· новаторство, творчество, свободная деятельность;
· знаковая, символическая деятельность.
Выделяют следующие функции культуры:
· социализирующая, то есть процесс усвоения человеком социальных ролей, умений и навыков; культура предлагает разнообразие ролей и норм поведения.
· коммуникативная, т. е. взаимодействие между людьми, социальными группами и обществами.
· дифференциации и интеграции общества: так как культура — продукт совместного существования людей, то требуется выработка общих интересов и целей, т. е. интеграции. В то же время формы социального взаимодействия постоянно изменяются, т. е. происходит дифференциация культуры.
· знаково-коммуникативная: все явления культуры – «артефакты», являются знаками, несущими символическое значение. Особенностью человеческой деятельности является именно ее символическая природа, благодаря которой осуществляется общение между людьми. Упорядоченные знаки и символы образуют системы; культуру можно рассматривать как систему символов.
· игровая, отражающая одну из особенностей человеческой деятельности, поскольку в основе свободной, творческой деятельности людей лежат состязательные и развлекательные моменты (празднества, карнавалы, соревнования.
По вопросу определения роли и места личности в культуре утверждается, что человек — это субъект и объект культуры. Культура является результатом деятельности людей, и одновременно культура формирует человека, социализирует его.
Культура — это еще и способ внутренней регуляции, требующий рефлексии, а не просто воспроизведения. Понимать мир — значит расширить свое отношение к нему. Если человек проявляет потребительское отношение к культуре, отказывается от творчества, то он культурно «дичает». Наоборот, умение разнообразить свою жизнь, находить возможности для творчества означает умение войти в мир культуры.
В качестве субъекта культуры можно рассматривать все человеческое общество в целом (планетарная культура). Субъектом культуры могут быть цивилизации (например, западная и восточная цивилизации), отдельные общества (соответственно, немецкая или чешская культуры). В обществе можно выделить как субъект культуры различные социальные группы с соответствующим типом культуры: этническая, возрастная, гендерная, профессиональная и т. д. В качестве субъекта культуры в философии может выступать и отдельная личность.
По вопросу о соотношении понятий «культура» и «цивилизация» не имеется однозначного ответа. Понятие «цивилизация» многозначно. Можно встретить следующие определениями понятия «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный):
1) синоним культуры (с точки зрения антропологического подхода);
2) определенная ступень (уровень) общественного развития, характеризующаяся наличием городских поселений, государства и письменности;
3) социокультурный тип со свойственной ему религиозной системой.
Понятия «культура» и «цивилизация» тесно связаны между собой, не являясь тождественными. Ученые соглашаются с тем, что цивилизация есть одновременно определенный уровень развития культуры и определенный тип культуры с присущими ему характерными чертами. Н.Я. Данилевский цивилизации называл «культурно-историческими типами», П. Сорокин — «социокультурными суперсистемами», О. Шпенглер — «высокими культурами», А. Тойнби — «цивилизациями», Н. Бердяев — «великими культурами».
Н. Я. Данилевский выделил 12 цивилизаций – культурно-исторических типов), существовавших изолированно: египетский; китайский; ассиро-вавилоно-финикийский (древнесемитский); индийский; иранский; еврейский; греческий; римский; новосемитский (или аравийский); германо-романский, или европейский; мексиканский; перуанский.
О. Шпенглер в работе «Закат Европы» предложил рассматривать цивилизацию как завершающий этап развития культуры. Культура — есть творчество, а цивилизация — воспроизведение, повторение, тиражирование. Умирая, культура вырождается в цивилизацию. О. Шпенглер выделял 8 основных культур (цивилизаций): 1) египетская;2) индийская; 3) вавилонская; 4) китайская; 5) греко-римская;6) майя; 7) магическая (византийско-арабская); 8) фаустовская (западно-европейская). Зарождающуюся русско-сибирскую он называл девятой. У каждой из этих культур своя специфика, в период ее активной фазы существует взаимосвязь между всеми составляющими культуру элементами. Ведущее качество культуры пронизывает все элементы.
Трактовка понятия «цивилизация» как культурно-исторического типа со свойственной ему единой религиозной системой (при таком подходе выделяются христианская, буддистская, мусульманская цивилизации) была предложена А. Тойнби в работе «Постижение истории». Мировые цивилизации являются крупными образованиями, по масштабам иногда шире нации или государства.
Понятие «цивилизация» помогает полнее выявить своеобразие культур различных континентов: Европы, Америки, Азии, Африки, Севера и Юга, Запада и Востока.
Восток определяется как доиндустриальное (или традиционное общество), Запад — новационное общество (техническая цивилизация). В отношениях общества и человека на Западе и на Востоке исследователи выделяют следующие отличия:
а) для Востока характерны замедленные темпы исторического развития, доминирование традиций, для Запада — новаторство, высокие темпы исторического развития;
б) Восток — это традиционное общество с закрытой и немобильной социальной структурой; основной формой правления является деспотия. Запад — общество нетрадиционного типа: открытое и мобильное, для человека возможно изменение статуса (образование, карьера, бизнес); формы правления, в основном, – демократия и республика.
в) Восточный тип мышления — образное мышление, религиозно-мифологические системы лежат в основе картины мира. Западный тип мышления — рациональное мышление, его высшее выражение — наука, формирующая собственную картину мира.
г) на Востоке общественное и природное воспринималось как единое. Человек весьма гармонично сосуществовал как с окружающей природой, так и со своей собственной телесной природой. На Западе природа рассматривалась как объект воздействия общества, результатом чего и стали экологические проблемы XX в. Запад — синоним понятия «развитые страны».
В начале 21 в. Восток претерпевает огромные изменения, которые осмысляются в рамках теорий модернизации и глобализации. В настоящее время с разным успехом, но все же Восток модернизируется. Успешно идут по пути технической цивилизации те восточные страны, где существовала конфуцианская религиозная традиция (Япония, Китай). Путь Индии с ее религиозной системой индуизма неоднозначен. Самые большие трудности ожидаются на пути модернизации стран мусульманской культуры.
Вопросы и упражнения
1. Чем объясняется множественность определений культуры?
2. Чем различаются Восток и Запад как цивилизационные типы?
3. Совпадают ли по содержанию понятия «образованность» и «интеллигентность»? Кого мы называем интеллигентом?
4. Существует ли кризис современной культуры и цивилизации? Если да, то в чем он проявляется?
5. «Культура не есть нечто, возникающее из хаоса. Хаос и бескультурье не сзади, не впереди, не сбоку, а окружают каждую историческую точку, каждую точку культурного существования внутри самой культуры» (М. Мамардашвили). Выскажите свое отношение к позиции автора.
6. Как Вы относитесь к высказыванию О. Шпенглера: «Есть расцветающие и стареющие культуры, народы, языки, истины, боги, страны, как есть молодые и старые дубы и пихты, цветы, ветки и листья, но нет стареющего человечества. Во всемирной истории я вижу картину вечного образования и изменения, чудесного становления и умирания органических форм».
7. З. Фрейд утверждал, что культура служит двум целям: «Защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми». Подтвердите или опровергните его понимание роли культуры в обществе.
8. Существуют, по крайней мере, три культурных традиции отношения к действительности: первая, новационная – передел, приспособление действительности к потребностям человека, создание новой культуры (западно-европейская); вторая, традиционалистская – приспособление человека к действительности и старым культурным традициям (восточно-азиатская); третья, иррационалистическая – уход от действительности в сферу духовности (индуистская, кармическая). Как эти подходы влияют на жизненные программы человеческого сообщества и отдельных людей?
9. В знаменитой работе «Закат Европы» О. Шпенглер, обращаясь к русской истории, утверждает: «Нельзя вообразить себе большей противоположности, нежели между русским и западным. » Как Вы относитесь к соотношению русской и западноевропейской культурной традиции? Как Вы оцениваете место белорусской культуры в системе славянской и общеевропейской культуры?
10. «Жизнь есть противоборство разнородных начал, и мы должны знать, что в ней хорошо и что – дурно, что ценно и что ничтожно. Если мы найдем истинное добро, истинную задачу и смысл жизни, научимся их осуществлять, мы тем самым будем соучаствовать в творчестве истинной культуры. Но никоим образом мы не можем формировать наш идеал, нашу веру, опираясь на то, что уже признано в качестве культуры, и приспособляясь к нему» (C.Л. Франк). Согласны ли Вы с этим утверждением? Что Вы думаете о соотношении традиций и новаторства в культуре? Что такое историческая память?
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Вопросы и упражнения
1. Какие основные проблемы, стоящие перед человечеством, относятся к глобальным и почему?
2. «Человечество стоит перед альтернативой, никогда раньше не возникавшей в истории: или от войны следует отказаться, или мы должны ожидать уничтожения человеческого рода» (Б. Рассел). Остается ли проблема войны и мира глобальной проблемой сегодня? Возможно ли ее разрешение?
4. Многие философы считают глобальной проблемой современности «жизненную дезориентацию» (Ортега-и-Гассет), выражающуюся в том, что все ценности стали шаткими, размытыми, а жизнь индивида приобрела зыбкую неопределенность. В этих условиях человек «не знает больше, по каким звездам жить». Является ли «жизненная дезориентация» глобальной проблемой для Вас и Вашего поколения? В чем это проявляется?
5. «. Перестройка биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера». » (В.И. Вернадский). Выскажите Ваше отношение к этому процессу. В чем разница между биосферой и нооссферой?
6. Коммунистическое будущее человечества: это миф, утопия, идеология или реальная возможность?
7. Некоторые авторы относят к глобальным проблемам современности проблему образования. Как Вы считаете, почему? И какие именно аспекты образования Вы назвали бы в качестве глобальных?
Дата добавления: 2015-04-04 ; просмотров: 342 ; Нарушение авторских прав