надя рушева биография рисунки причина
Надя Рушева: биография, творчество, причина смерти
Эта девочка прожила короткую, но яркую жизнь, и оставила после себя более 12 тысяч работ, выполненных тушью и чернилами. Гениальная юная художница, обладающая уникальным даром, всегда жила жизнью тех, кого рисовала. Никогда не делавшая набросков, она погружалась в свой мир, где чувствовала себя абсолютно свободной. Сейчас об известной в СССР девочке редко говорят, и хочется вспомнить самые любопытные моменты ее жизни и подробно остановиться на вызывающем интерес творчестве.
Биография юного гения
31 января 1952 года в Улан-Баторе на свет появилась девочка с печальными глазами. Ей дали имя Найдан (Надежда), которое переводится как «Бессмертная», и, как оказалось, родители словно предвидели судьбу своей малышки. Ее отец был известным театральным художником, а мать – талантливой балериной. Через полгода семья поменяла место жительства и переехала из столицы Монголии в Москву.
Уже в возрасте четырех лет Надя Рушева проявляла свои недюжинные таланты живописца. Именно отец сыграл огромную роль в ее судьбе. Заметив уникальный дар, он старался сделать все, чтобы дочь развивала его. Профессиональный живописец читал девочке сказки, а она рисовала на бумаге любимых героев и делала это по собственной инициативе, поскольку никто не учил ее этому искусству. После того как она взяла в руки карандаш и бумагу, больше девочка с ними не расставалась. В ее работах – целый мир, созданный перьевой ручкой. «Я их вижу, они проступают на бумаге словно водяные знаки, и все, что мне остается – только их обвести», – так говорила Надя о своих рисунках.
У юной художницы было настоящее чутье: удивительным образом она передавала характер героев, точно изображала костюмы прошлых эпох и никогда не ошибалась, хотя делала это интуитивно. На бумаге сохранились впечатления девочки от услышанных волшебных историй и наблюдений за окружающими.
Более 30 прекрасных рисунков к одной из самых своих любимых сказок сделала юная Надя Рушева. «Маленький принц» Экзюпери очаровал девочку, и она была готова слушать философскую историю снова и снова.
Любимый автор
Однако самым любимым автором маленького гения являлся Пушкин, и когда отец читал ей «Сказку о царе Салтане», девочка тут же принималась рисовать. Она создала множество удивительных работ и никогда не пользовалась ластиком. Казалось, что ее рука обводит невидимые чужому взору линии, уже нанесенные на бумагу. Каждое лаконичное изображение точно раскрывало характер героев, и такие иллюстрации к сказке создавались один раз и навсегда. Юная Надя Рушева никогда ничего не меняла в своих работах. Ее шедевры – это чистая импровизация, вдохновленная реальностью.
Пушкиниана Нади Рушевой
Пушкин стал для юного гения целым миром, именно он разбудил в ней спящий инстинкт творить. Работая над образом поэта, она старалась прочувствовать атмосферу прошлой эпохи. Она ощущала ее, представляла окружающих людей, их обстановку, и все рисунки из этого цикла специально сделаны остро зачиненными гусиными перьями.
Исследователи, сравнившие рисунки Рушевой и Пушкина, сделали вывод о том, что их манера письма очень похожа. Надя рисует так же непринужденно, изящно, но в ее работах виден индивидуальный стиль. Она остается сама собой и легко импровизирует.
Надя Рушева, биография и творчество которой не перестает волновать самых преданных ее поклонников, стремилась понять внутренний мир великого поэта и постоянно углублялась в тему. Она изображала Пушкина-лицеиста, его товарищей по учебе, поднявших бунт против доносчика Пилецкого, обращала внимание на любовные линии, создавала портреты любимых женщин, рисовала поэта с семьей.
Особый интерес представляют работы, повествующие о последних часах жизни Александра Сергеевича, и творчество маленького гения невозможно втиснуть в рамки обычной одаренности. Ее рисунки указывают на особый талант, которым обладала девочка: она явно видела то, что не дано другим, и переносилась в прошлые эпохи, становясь участницей далеких событий. И столь точное изображение XIX века не объяснялось только богатым детским воображением.
Перед тем как приступить к работе, Надя бродила по значимым местам, обращалась к творчеству гения и впитывала атмосферу XIX века. Кстати, множество ее работ находится в Государственном музее А. С. Пушкина, и живые рисунки можно увидеть в открытом доступе.
Серия, посвященная Древней Греции
Надя Рушева, биография которой указывает на то, что она с детства проявляла себя как творческая личность, посвятила целый цикл работ Древней Греции. Она рассказала о подвигах могучего Геракла, проиллюстрировала «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, а историки удивлялись: как же девочка смогла подметить дух тех времен? Она словно переносилась в эллинскую эпоху, смотрела на окружающий мир и возвращалась, чтобы поделиться своими впечатлениями. Черно-белые графические этюды написаны человеком, который являлся современником тех событий.
Даже в самых ранних рисунках видна рука настоящего художника с его безошибочным чувством отбора прекрасного и изящным языком. Надя улавливала самые драматические моменты и изображала их на бумаге.
Роман, оказавший большое влияние на девочку
Еще одна серия удивительных рисунков, сделанных гениальной девочкой, посвящена событиям, происходившим в романе Булгакова. Последовав совету своего отца, школьница прочла на одном дыхании полуопальную книгу и загорелась желанием изобразить на бумаге персонажей сложного произведения. «Подходя к чистому листу, я уже точно знаю, какими будут мои герои», – признавалась Надя Рушева.
«Мастер и Маргарита» – это литературный шедевр, который вдохновил ее на творчество, и перед тем как приступить к работе, она прошлась по местам, описанным в романе.
Странные совпадения
Любопытен такой факт: уже после смерти девочки Елена Сергеевна Булгакова, мечтающая о полном издании книги, озаботилась проблемой иллюстраций высокого качества. Она зашла в гости к Рушевым, и отец Нади показал безупречные рисунки дочери. Пожилая дама потеряла дар речи от того, что обнаружила невероятное сходство изображенной Маргариты с собой, хотя художница не была знакома с женой писателя.
А на руке Мастера красовался перстень – копия фамильного украшения, которое носил сам Булгаков. Неизвестно, какие силы подтолкнули юного гения нарисовать именно это. Как считают исследователи творчества Рушевой, она была настоящей провидицей, способной заглянуть в прошлое и будущее.
Известность в СССР и за рубежом
Уже в 12 лет состоялась выставка работ юного художника, тонко воспринимающего происходящее. Это был настоящий триумф! О девочке узнал весь Советский Союз.
Ее работы выставлялись за рубежом, и о юной художнице с восторгом писала иностранная пресса. Такие хвалебные отзывы многим не нравились, и некоторые открыто выражали мнение, что талант девочки не так уж и велик, как его преподносят, и нельзя обычную школьницу так сильно превозносить. Однако известность не испортила девочку, ведь она всегда была лишенным зазнайства человеком, везде искавшим скрытый смысл. Дисциплинированная Надя Рушева отличалась сильным характером, доставшимся ей по наследству от матери-балерины, и в то же время была очень мягким человеком, разбиравшимся в оттенках добра и зла.
Многообразие таланта
Исследователи восхищались ее уникальным талантом и отмечали, что подобного примера в истории искусства больше нет. Столь ранние творческие взрывы отмечались у музыкантов, поэтов, но у художников это первый случай, ведь все детство и юношество должно уходить на освоение мастерства. А гениальная девочка творила с малых лет.
Многообразие ее таланта просто поражает! Она интересовалась всем и безошибочно отбирала из безграничного культурного богатства самое важное. Все линии завершены в единственном движении пера. Она работала тушью, которая не терпит исправлений, изредка раскрашивая произведения акварелью. Художница Надя Рушева всегда верно выбирала тот единственный изгиб, плавность, толщину, которые необходимы в конкретном варианте. И такая уверенность руки непостижима. Кажется, что мало нарисовано, но так много сказано, и в каждом рисунке, который может называться картиной, царит особая атмосфера.
Ее дарование невозможно измерить обычными категориями, и столь раннее созревание ума говорит лишь о ее гениальности. Талант Нади безграничен, и автор без страха обращается к самым разным темам и жизненным явлениям. Она глотает книги, и каждая рождает жажду воплотить на бумаге образы, родившиеся в ее воображении. Рушева создала иллюстрации к произведениям Чуковского, Кассиля, Гайдара, Шекспира, Бажова, Родари, Блока, Носова, Верна, Гюго и многих других писателей и поэтов.
Лаконичность, трогающая душу
Удивляет малость средств, при помощи которых достигается прекрасный результат. Например, работа «Непокоренная» вызывает трепет и сострадание. Надя не рисует бараки и проволоку концлагеря «Освенцим», на бумаге изображено лицо – изможденное, настрадавшееся, на котором живут только угольки глаз. Здесь нет деталей, которые бы рассказывали о зверствах фашистов, но в этой работе зритель все понимает и без них. Изумляет, как девочка смогла выразить глубокие образы нашего века и прошлых эпох в столь юном возрасте.
Одиночество гения
Самыми дорогими людьми для талантливой девочки были родители. В силу уникального дара она не имела близких подруг, и только с матерью и отцом делилась всем, что ее волнует. Много времени она проводила на различных выставках и в музеях, с большим интересом читала серьезные литературные шедевры. Например, «Войне и миру» Толстого Надя Рушева посвятила более 400 иллюстраций.
Мудрая не по годам школьница с врожденной культурой как-то обмолвилась: «Нельзя жить для себя. Надо гореть. Это очень трудно, но надо». Она тратила душевные богатства, отдавая себя людям без остатка. И это основной признак истинного таланта.
Документальный фильм
Юной художнице посвятили документальный фильм, который называется «Тебя, как первую любовь». В начале 1969 года девушка много времени провела на киностудии «Ленфильм», гуляла по красивейшему городу, знакомилась с его богатой историей и архитектурными памятниками. Она вспоминала, что это было самое прекрасное время в ее жизни.
Навсегда 17-летняя
Память
Она собиралась поступать во ВГИК, чтобы учиться на художника-мультипликатора, однако судьба распорядилась по-своему. Надя, которая обрела бессмертие после жизни, похоронена на Покровском кладбище, а на гранитном памятнике изображен ее рисунок – симпатичный кентавренок.
Имя поставившей в тупик маститых искусствоведов художницы не было забыто. В ее честь назвали новую планету, открытую в 1982 году, в Москве есть школа имени Нади Рушевой № 1466, в которой она училась. В ней находится замечательный музей, где можно увидеть подлинники работ девушки, ее вещи, услышать рассказы о жизни и творчестве волшебницы, создавшей более 12 тысяч произведений.
О талантливой девочке помнят в Тыве, ведь ее мама являлась одной из первых балерин республики, и в 1993 году был открыт музей Нади Рушевой в городе Кызыле. Здесь можно познакомиться с рисунками, переданными родителями девочки, и в очередной раз восхититься ее бессмертным талантом.
Московский конкурс
Сегодня творчество художника, к сожалению, почти забыто. До сих пор нет единого центра, однако московские власти попытались привлечь внимание юных талантов и организовали в 2003 году городской конкурс рисунков Нади Рушевой. За все время проведения в нем приняли участие более 30 тысяч школьников, накоплен богатейший фонд детских работ, представляющих художественную ценность. Конкурс проводится как настоящий праздник искусства, который дает уникальную возможность обмениваться опытом.
Загадка гения
Наш материал хочется закончить словами академика Лихачева, писавшего, что именно такое искусство и требуется народу. Гениальная девочка проникала в область человеческого духа и стремилась показать как можно больше. Никто не знает, откуда у Нади в столь юном возрасте было удивительное знание эпох и людей. И этот вопрос навсегда останется без ответа…
Надежда Николаевна Рушева
Фото Все
Видео Все
Надя Рушева / Цвет времени / Телеканал Культура
Памяти Нади Рушевой Недетский почерк детского рисунка
Надя Рушева — биография
Надя Рушева – талантливая советская художница-график. За свою короткую жизнь успела создать более 12-ти тысяч рисунков, что в 6 раз больше, чем, к примеру, все творческое наследие прославленного Клода Моне. Популярность получила в 12 лет, когда прошла ее первая персональная выставка рисунков.
Она навсегда осталась семнадцатилетней. Именно столько отмерила судьба Наде Рушевой, талантливой девочке, художнику-самоучке. Она никогда не брала уроки графики или рисунка, просто садилась, доставала лист бумаги, и набрасывала на нем несколько контуров. Надя не знала, что такое делать эскизы, все ее рисунки выполнялись «набело». Когда что-то не получалось, девочка никогда не стирала неудачную линию, просто начинала все с чистого листа. Но это был уже другой рисунок.
Детство
Настоящее имя художницы – Найдан Рушева. Ее мать – Наталья Ажикмаа-Рушева, по национальности тувинка, была первой тувинской балериной, отсюда и такое необычное имя девочки. Переводится на русский, как «вечноживущая». Надя родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе, в Монголии, где ее родители жили с 1950-го. Отец девочки – известный советский художник Николай Рушев. После рождения Нади семья переехала в Москву. Николай нашел себе работу на Центральном телевидении, куда его взяли художником. Мама оставила свою творческую карьеру, занялась домом и воспитанием малышки.
Надя Рушева
Невероятные художественные способности проявились у Нади еще в пять лет. Родители решили не нагружать ребенка перед школой, поэтому, когда она шла в первый класс, то не умела ни писать, ни читать, зато уже во всю создавала свои неординарные эскизы и рисунки, хотя этому ее тоже никто не учил.
Творчество
В школе Надя училась хорошо, успевала по всем предметам, много читала. Но еще больше рисовала. Отец продолжал по вечерам читать ей сказки, а она попутно создавала к ним иллюстрации, так, как видела, как представляла героев в своем детском воображении. В семилетнем возрасте Надя создала иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», причем все 36 рисунков появились за один вечер, пока отец читал это произведение вслух.
Позже, когда Рушева сама научилась хорошо читать, она нарисовала иллюстрации к «Медному всаднику», «Евгению Онегину» и «Повестям Белкина». Немного повзрослев, девочка научилась создавать свои шедевры не только графитовым карандашом, начала использовать фломастеры, перо, пастель. Наде было всего 12, когда отец показал ее работы своим коллегам-художникам, и они в один голос заявили, что у девочки невероятный талант. Первая выставка юной художницы состоялась весной 1964-го, ее организатором стал журнал «Юность». Потом на его страницах появились публикации некоторых из ее работ. Рушеву не воспринимали всерьез, что взять с 12-летнего ребенка, какой у нее опыт в жизни, ведь это всего лишь пятиклассница, к тому же, без художественного образования. Но Надя продолжала жить в привычном ритме, училась в школе, волновалась за оценки, читала и по-прежнему, много рисовала.
Надя Рушева рисует
Пушкинист А.Гессен попросил начинающую художницу проиллюстрировать его книгу под названием «Жизнь поэта». Надя очень ответственно отнеслась к выполнению этой просьбы, побывала в Мемориальной квартире поэта, перечитала множество литературы на эту тему. Для работы девочка использовала гусиное перо, но Гессену ее иллюстрации не понравились.
Книга в итоге вышла без ее рисунков, а почти три сотни иллюстраций после смерти художницы попали на хранение в музеи.
Двенадцатилетняя школьница продолжала успешно развивать свою творческую биографию. На то время она уже стала автором 5-ти тысяч рисунков, причем на самую различную тематику. Ежегодно организовывались ее персональные выставки, причем, не только в Советском Союзе. Ее картины покорили Польшу, Румынию, Чехословакию, Индию. В 1965-м на страницах того же журнала «Юность» появились новые публикации работ Рушевой. На этот раз она проиллюстрировала повесть «Ньютоново яблоко» Эдуарда Пашнева.
Рисунок Нади Рушевой в журнале «Юность»
У Нади нет ни одного эскиза, она не пользовалась ластиком, ее картины получались с первого раза. Если что-то не выходило, она просто откладывала этот лист, брала новый и создавала очередной шедевр. Каждый образ возникал в ее детской голове, и в тот же миг перемещался на бумагу. Спустя некоторое время Рушева увлеклась мифами Древней Греции и Древнего Рима, и создала ряд рисунков к «Подвигам Геракла», «Иллиаде», «Одиссее».
Надя живо интересовалась балетом, и сумела передать в своих рисунках «Анну Каренину». К сожалению, сама она его так и не увидела, «Анна Каренина» композитора Родиона Щедрина появилась спустя несколько лет после того, как Рушева умерла. А балерина на рисунках Нади очень похожа на Майю Плисецкую, исполнительницу главной роли в этой постановке.
Несомненно, Надя обладала природным даром, ведь она никогда специально не училась рисовать, родители решили, что она обойдется без занятий в художественной школе, боялись, что там начнут ломать ее самобытность. Рушева стала автором иллюстраций к «Войне и миру», «Мастеру и Маргарите». Специалисты пророчили ей прекрасное будущее, говорили, что из нее получится гениальный книжный график.
Рушева живо интересовалась и общественной жизнью школы. Она была участницей команды КВН, занималась оформлением стенгазеты. Всей семьей Рушевы отправлялись то в музей, то в театр.
В ее планах на ближайшее будущее было создание иллюстраций к произведениям Некрасова, Лермонтова, Есенина, Блока, Шекспира, Грина. Родителям она рассказала о своей мечте, Надя видела себя мультипликатором.
Мастер и Маргарита
Когда иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита» попали к вдове писателя Булгакова – Елене Сергеевне, та просто замерла в немом удивлении. Надина Маргарита на рисунке точь-в-точь походила на саму Елену Сергеевну, а она ведь не знала, что прообразом главной героини романа действительно была супруга писателя. Вдова Булгакова сказала, что Надя первая из всех художников, полностью раскрывшая образ Маргариты.
Личная жизнь
Только один раз Надя уехала отдыхать без родителей. Это случилось в 1967-м, когда ее наградили путевкой в пионерский лагерь «Артек». Она и там постоянно рисовала, и эти картины потом передали на хранение в музей. Кроме того, что пятнадцатилетняя девочка выпускала стенгазету, она продолжала творить для себя.
Надя Рушева с ребятами из лагеря «Артек»
Надя слишком рано ушла, поэтому в ее личной жизни была лишь подростковая влюбленность, которую она испытывала к одному из своих товарищей – Олегу Сафаралиеву. После окончания лагерной смены подростки продолжали переписываться, размышляли о будущем, строили какие-то планы. Надя писала о школе, делилась успехами в творчестве. Мама Нади – Наталья Ажикмаа разрешила опубликовать эту переписку, а известный режиссер Сафаралиев бережно хранит эти письма и рисунки, которыми талантливая художница иллюстрировала свои послания.
Смерть
Смерть Надежды Рушевой случилась мгновенно, в возрасте семнадцати лет. Незадолго до этого трагического события Надя и ее отец побывали в Ленинграде, где на киностудии «Ленфильм» снимали картину о ее таланте. Ленту назвали «Тебя, как первую любовь», но закончить так и не успели.
Утром 6 марта 1969 года девочка как обычно собиралась в школу. И вдруг она упала на пол без сознания. Отец был рядом, быстро вызвал неотложку, которая и доставила Надю в больницу. Несколько часов доктора боролись за ее жизнь, но оказались бессильными, Рушева умерла от врожденной аневризмы сосуда головного мозга, и последующего кровоизлияния.
О том, что их дочь больна, родители узнали только после ее смерти. В то время с такими заболеваниями еще не умели справляться. Медики сказали, что обычно такая болезнь становится причиной смерти в более молодом возрасте, и что 17 лет, это достаточно много.
Местом упокоения Нади Рушевой стало Покровское кладбище. На ее могиле стоит памятник с изображенным на нем «Кентавренком», рисунком самой художницы.
Могила Нади Рушевой
Именно Кентавренок стал символом призов на кинофестивалях «Золотой Кентавр» и «Серебряный Кентавр». В 2003 году по мотивам этого рисунка в Санкт-Петербурге установили памятник, прямо возле Дома Кино.
Надина школа превратилась в музей ее творчества, ее имя носит один из кавказских перевалов. В 1973-м вышла пьеса «Девочка Надя», известного драматурга Анны Родионовой.
Несмотря на короткий земной путь, художница успела создать свыше двенадцати тысяч рисунков. Многое из написанного девушкой хранится у ее друзей и знакомых. Увидеть работы Найдан Рушевой можно в музеях Москвы, Кызыла, Санкт-Петербурга, Сарова.
После смерти дочери отец посвятил свою жизнь тому, чтобы сохранить память о его любимой Наденьке, он организовывал выставки ее работ, на основе ее заметок написал произведение, получившее название «Последний год Нади».
Николай Рушев умер в 1975-м от онкологии. Его похоронили рядом с дочерью. Мама художницы дала согласие на публикацию материалов «Последнего года Нади» в газете «Центр Азии». Биография и творчество Нади Рушевой стали предметов исследования специалистов и почитателей ее таланта.