надя рушева биография личная жизнь
Надя Рушева
Надя Рушева родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе.
Спустя полгода после рождения Нади, летом 1952-го, они переехали в Москву. Мать оставила балет и занималась воспитанием дочери, отец же работал на Центральном телевидении художником в редакции театральных постановок.
Существует много людей, талант которых открывается еще в раннем детстве. Однако далеко не все они становятся знаменитыми и получают мировую славу. Многие так и остаются никому не известными гениями, которые вынуждены с трудом влачить свое жалкое существование. Но есть и такие личности, которые, наоборот, на пике своей популярности рано уходят из жизни. Именно к ним и относится Надя Рушева.
Надя начала рисовать с пяти лет, причем никто не обучал ее рисованию. Также до школы ее не учили читать и писать.
Окончила московскую школу № 470.
Творчество Нади Рушевой
Уже в семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, Надя начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина, за то время, пока отец читал эту ее любимую сказку вслух.
За следующие пять лет ее жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в СССР, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии.
Далее были иллюстрации к романам «Война и мир» Льва Толстого и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и слава будущего книжного графика, хотя сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором.
В 1967 году она отдыхала в Артеке, где познакомилась с Олегом Сафаралиевым (советский, российский и азербайджанский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, генеральный продюсер кинокомпании «Евразия-фильм»).
В ноябре 1973 года в Ульяновском областном художественном музее состоялась выставка более двухсот работ юной художницы.
Художница Надя Рушева
Среди Надиных зарисовок есть несколько таких, на которых изображен балет «Анна Каренина». Такой балет действительно был поставлен уже после смерти художницы, и главную роль в нем танцевала Майя Плисецкая.
Многообразие таланта художницы поражало современников и являлось поистине уникальным. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил о Наде Рушевой: «Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха. Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа».
Смерть Нади Рушевой
Надя Рушева скончалась 6 марта 1969 года в больнице на 18-м году жизни из-за разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг. Похоронена на Покровском кладбище Москвы (на первом участке). На ее могиле поставлен памятник, где воспроизведен ее рисунок «Кентавренок».
После смерти дочери ее отец занимался организацией выставок рисунков Нади, совместно с Г. В. Панфиловым подготовил альбом ее работ. Написал рукопись воспоминаний «Последний год Надежды» на основе своих заметок. После завершения работы попал в больницу, где у него был диагностирован рак. 23 октября 1975 года Николай Рушев скончался, похоронен на Покровском кладбище Москвы рядом с дочерью.
Прошло более 160 выставок ее работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.
Рисунок Нади «Кентавренок» стал эмблемой Автономной некоммерческой организации «Международный Центр Неигрового Кино и Телевидения «Кентавр»», занимающегося подготовкой и проведением кинофестиваля «Послание к Человеку». На основе рисунка выполнены ежегодные призы фестиваля «Золотой Кентавр» и «Серебряный Кентавр». В 2003 году на лестнице Санкт-Петербургского Дома Кино открыт памятник Кентавренку.
Ее именем назван Центр образования № 1466 (бывшая московская школа № 470), в которой она училась. В школе открыт музей ее жизни и творчества.
Рисунок Нади «Мальчиш-Кибальчиш» был взят космонавтом Георгием Гречко в космический полет и размещался на борту станции «Салют-4». 31 января 1975 года, в день рождения художницы, во время сеанса связи с Землей космонавты рассказали про Надю и продемонстрировали ее рисунок. Этот репортаж вышел во всесоюзной программе «Время» и в других странах.
На Кавказе есть перевал Нади Рушевой.
Личная жизнь Нади Рушевой:
Циклы рисунков Нади Рушевой:
Автопортреты
Балет
Война и Мир
Западная классика
Маленький принц
Мастер и Маргарита
Мир животных
Пушкиниана
Русские сказки
Современность
Тува и Монголия
Эллада
Байрон. Абидосская невеста
Рисунки Нади Рушевой
последнее обновление информации: 30.03.2020
Надя Рушева
Биография
О Наде Рушевой говорили – гениальная девочка. Ее рисунки как глоток свежего воздуха, настоящие, открытые, проникающие в самую глубь человеческой души.
Детство и юность
Маленькая Надя Рушева с родителями
Семья советского художника Николая Константиновича Рушева проживала в Улан-Баторе (Монголия) с 1950 года. После рождения ребенка перебрались в Москву, где отец устроился работать художником на Центральное телевидение, а мать Наталья Ажикмаа (некогда балерина) посвятила время воспитанию дочери. Биография Нади с самого детства связана с искусством. Первые впечатляющие рисунки появились, когда девочке исполнилось пять лет.
Творчество
В первом классе Надя уже не расставалась с карандашом. После учебы художница посвящала искусству много времени. В семь лет девочка нарисовала иллюстрации к произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». В течение вечера появились 36 рисунков, пока отец читал сказку вслух.
Надя Рушева в школе
Позже, освоив чтение, художница проиллюстрировала «Медного всадника», «Повести Белкина» и «Евгения Онегина». С годами, кроме графитового карандаша, Надя научилась работать пером, фломастером, пастелью. Весной 1964 года журнал «Юность» организовал дебютную выставку для начинающей художницы, затем опубликовал некоторые из работ.
Известно, что по просьбе пушкиниста А. И. Гессена Надя трудилась над иллюстрациями к его книге «Жизнь поэта». К заданию Рушева отнеслась с интересом и ответственностью: читала работы известных литературоведов, заглянула в Мемориальную квартиру поэта. Гусиным пером Надя тщательно выводила картины, однако Гессена ни одна не впечатлила.
Рисунок Нади Рушевой «Автопортрет»
В итоге книгу выпустили без рисунков художницы, а иллюстрации (их около 300) после кончины Рушевой хранятся в музеях.
В 12 лет за спиной у гениальной Нади уже был богатый художественный опыт. Творчество насчитывало более пяти тысяч рисунков разных стилей и отличных друг от друга тем. Выставки не ограничивались региональными масштабами: работы Рушевой побывали в Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. В 1965 году журнал «Юность» опубликовал иллюстрации к повести Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко».
Рисунок Нади Рушевой «Аполлон и Дафна»
Известно, что Рушева не рисовала эскизы, а в ее инструментах для творчества никогда не нашлось бы ластика. Картины рождались легко, образы всплывали в голове, и ошибки быть не могло: Надя просто творила. Девочка писала иллюстрации к мифам Древней Греции («Подвиги Геракла»), перенесла на бумагу образы героев «Одиссеи» и «Иллиады».
Одной из любимых работ Нади стал балет «Анна Каренина». Художница изобразила изящных балерин, но увидеть красоту в исполнении балерины Майи Плисецкой на сцене так и не успела.
Рисунок Нади Рушевой «Балет «Анна Каренина»
Талант юной художницы – природный дар. Отец принял решение не определять девочку в художественную школу, рисованию Надя нигде не училась. Рушева проиллюстрировала «Войну и мир», «Мастера и Маргариту». Современники видели в ней гениального книжного графика.
В школе Надя играла в команде «КВН», оформляла стенгазету. С родителями часто ходила в театры и музеи.
Рисунок Нади Рушевой «Адам и Ева»
Планировала рисовать иллюстрации к Лермонтову, Некрасову, Блоку, Есенину, Грину, Шекспиру. Родные вспоминают, что девочка мечтала стать мультипликатором.
Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» с восторгом приняла Елена Сергеевна Булгакова. Вдова писателя рассказывала, что Надя стала первым художником, которому удалось с точностью раскрыть образ Маргариты.
Личная жизнь
Отдельной строкой в жизни Нади Рушевой считаются 30 дней в лагере «Артек» в 1967 году. Пятнадцатилетняя девушка и там успела оставить рисунки, которые сейчас хранятся в музеях. Надя рисовала стенгазеты и не переставала творить для души.
Надя Рушева
С согласия Натальи Ажикмаа давно обнародована переписка художницы с товарищем из «Артека» Аликом (Олегом Сафаралиевым). Это было общение двух пятнадцатилетних подростков, только вступающих во взрослую жизнь, размышления о будущем, о человечности. Надя изредка рассказывала об успехах в творчестве и школьных буднях. Сейчас у кинорежиссера Сафаралиева хранятся письма и множество иллюстраций к ним.
Смерть
Надя Рушева
6 марта 1969 года Надя собиралась выходить из дома на учебу. Состояние девочки резко ухудшилось, она потеряла сознание. Рядом находился Николай Константинович, который вызвал машину скорой помощи. Рушеву срочно госпитализировали, но спасти не смогли. Причиной смерти стала врожденная аневризма сосуда головного мозга.
О болезни дочери до момента смерти родители не подозревали. Недуг в то время лечению не поддавался. По словам медицинских работников, 17 лет с такой проблемой – большой срок. Надю похоронили на Покровском кладбище. На памятнике изобразили «Кентавренка», нарисованного юной художницей.
«Кентавренок» на могиле Нади Рушевой
«Кентавренок» также стал основой для призов фестивалей «Золотой Кентавр» и «Серебряный Кентавр». С 2003 года в Санкт-Петербурге установлен памятник по мотивам рисунка. Он находится перед «Домом Кино».
Школа, в которой училась Надя, стала музеем, посвященным творчеству художницы. В честь Нади Рушевой на Кавказе назвали перевал. В 1973 году драматург Анна Родионова посвятила художнице пьесу «Девочка Надя».
Несмотря на короткую жизнь, Рушева оставила около 12 000 рисунков. Многие работы хранят знакомые и друзья Найдан. Сегодня прикоснуться к творчеству девушки можно в музеях («Льва Толстого» в Москве, «Имени Нади Рушевой» в Кызыле, а также в Петербурге и городе Сарове).
Памятник Наде Рушевой
Николай Константинович Рушев до конца жизни собирал память об умершей дочери, занимался организацией выставок, а также написал произведение «Последний год Нади», используя заметки художницы.
Отец Нади умер от рака в 1975 году и похоронен рядом с Надей. Материалы из «Последнего года Нади» с согласия матери впервые опубликовала газета «Центр Азии». Творчество и жизнь загадочной вечно молодой художницы изучают исследователи и почитатели творчества.
Надежда Николаевна Рушева
Фото Все
Видео Все
Надя Рушева / Цвет времени / Телеканал Культура
Памяти Нади Рушевой Недетский почерк детского рисунка
Надя Рушева — биография
Надя Рушева – талантливая советская художница-график. За свою короткую жизнь успела создать более 12-ти тысяч рисунков, что в 6 раз больше, чем, к примеру, все творческое наследие прославленного Клода Моне. Популярность получила в 12 лет, когда прошла ее первая персональная выставка рисунков.
Она навсегда осталась семнадцатилетней. Именно столько отмерила судьба Наде Рушевой, талантливой девочке, художнику-самоучке. Она никогда не брала уроки графики или рисунка, просто садилась, доставала лист бумаги, и набрасывала на нем несколько контуров. Надя не знала, что такое делать эскизы, все ее рисунки выполнялись «набело». Когда что-то не получалось, девочка никогда не стирала неудачную линию, просто начинала все с чистого листа. Но это был уже другой рисунок.
Детство
Настоящее имя художницы – Найдан Рушева. Ее мать – Наталья Ажикмаа-Рушева, по национальности тувинка, была первой тувинской балериной, отсюда и такое необычное имя девочки. Переводится на русский, как «вечноживущая». Надя родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе, в Монголии, где ее родители жили с 1950-го. Отец девочки – известный советский художник Николай Рушев. После рождения Нади семья переехала в Москву. Николай нашел себе работу на Центральном телевидении, куда его взяли художником. Мама оставила свою творческую карьеру, занялась домом и воспитанием малышки.
Надя Рушева
Невероятные художественные способности проявились у Нади еще в пять лет. Родители решили не нагружать ребенка перед школой, поэтому, когда она шла в первый класс, то не умела ни писать, ни читать, зато уже во всю создавала свои неординарные эскизы и рисунки, хотя этому ее тоже никто не учил.
Творчество
В школе Надя училась хорошо, успевала по всем предметам, много читала. Но еще больше рисовала. Отец продолжал по вечерам читать ей сказки, а она попутно создавала к ним иллюстрации, так, как видела, как представляла героев в своем детском воображении. В семилетнем возрасте Надя создала иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», причем все 36 рисунков появились за один вечер, пока отец читал это произведение вслух.
Позже, когда Рушева сама научилась хорошо читать, она нарисовала иллюстрации к «Медному всаднику», «Евгению Онегину» и «Повестям Белкина». Немного повзрослев, девочка научилась создавать свои шедевры не только графитовым карандашом, начала использовать фломастеры, перо, пастель. Наде было всего 12, когда отец показал ее работы своим коллегам-художникам, и они в один голос заявили, что у девочки невероятный талант. Первая выставка юной художницы состоялась весной 1964-го, ее организатором стал журнал «Юность». Потом на его страницах появились публикации некоторых из ее работ. Рушеву не воспринимали всерьез, что взять с 12-летнего ребенка, какой у нее опыт в жизни, ведь это всего лишь пятиклассница, к тому же, без художественного образования. Но Надя продолжала жить в привычном ритме, училась в школе, волновалась за оценки, читала и по-прежнему, много рисовала.
Надя Рушева рисует
Пушкинист А.Гессен попросил начинающую художницу проиллюстрировать его книгу под названием «Жизнь поэта». Надя очень ответственно отнеслась к выполнению этой просьбы, побывала в Мемориальной квартире поэта, перечитала множество литературы на эту тему. Для работы девочка использовала гусиное перо, но Гессену ее иллюстрации не понравились.
Книга в итоге вышла без ее рисунков, а почти три сотни иллюстраций после смерти художницы попали на хранение в музеи.
Двенадцатилетняя школьница продолжала успешно развивать свою творческую биографию. На то время она уже стала автором 5-ти тысяч рисунков, причем на самую различную тематику. Ежегодно организовывались ее персональные выставки, причем, не только в Советском Союзе. Ее картины покорили Польшу, Румынию, Чехословакию, Индию. В 1965-м на страницах того же журнала «Юность» появились новые публикации работ Рушевой. На этот раз она проиллюстрировала повесть «Ньютоново яблоко» Эдуарда Пашнева.
Рисунок Нади Рушевой в журнале «Юность»
У Нади нет ни одного эскиза, она не пользовалась ластиком, ее картины получались с первого раза. Если что-то не выходило, она просто откладывала этот лист, брала новый и создавала очередной шедевр. Каждый образ возникал в ее детской голове, и в тот же миг перемещался на бумагу. Спустя некоторое время Рушева увлеклась мифами Древней Греции и Древнего Рима, и создала ряд рисунков к «Подвигам Геракла», «Иллиаде», «Одиссее».
Надя живо интересовалась балетом, и сумела передать в своих рисунках «Анну Каренину». К сожалению, сама она его так и не увидела, «Анна Каренина» композитора Родиона Щедрина появилась спустя несколько лет после того, как Рушева умерла. А балерина на рисунках Нади очень похожа на Майю Плисецкую, исполнительницу главной роли в этой постановке.
Несомненно, Надя обладала природным даром, ведь она никогда специально не училась рисовать, родители решили, что она обойдется без занятий в художественной школе, боялись, что там начнут ломать ее самобытность. Рушева стала автором иллюстраций к «Войне и миру», «Мастеру и Маргарите». Специалисты пророчили ей прекрасное будущее, говорили, что из нее получится гениальный книжный график.
Рушева живо интересовалась и общественной жизнью школы. Она была участницей команды КВН, занималась оформлением стенгазеты. Всей семьей Рушевы отправлялись то в музей, то в театр.
В ее планах на ближайшее будущее было создание иллюстраций к произведениям Некрасова, Лермонтова, Есенина, Блока, Шекспира, Грина. Родителям она рассказала о своей мечте, Надя видела себя мультипликатором.
Мастер и Маргарита
Когда иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита» попали к вдове писателя Булгакова – Елене Сергеевне, та просто замерла в немом удивлении. Надина Маргарита на рисунке точь-в-точь походила на саму Елену Сергеевну, а она ведь не знала, что прообразом главной героини романа действительно была супруга писателя. Вдова Булгакова сказала, что Надя первая из всех художников, полностью раскрывшая образ Маргариты.
Личная жизнь
Только один раз Надя уехала отдыхать без родителей. Это случилось в 1967-м, когда ее наградили путевкой в пионерский лагерь «Артек». Она и там постоянно рисовала, и эти картины потом передали на хранение в музей. Кроме того, что пятнадцатилетняя девочка выпускала стенгазету, она продолжала творить для себя.
Надя Рушева с ребятами из лагеря «Артек»
Надя слишком рано ушла, поэтому в ее личной жизни была лишь подростковая влюбленность, которую она испытывала к одному из своих товарищей – Олегу Сафаралиеву. После окончания лагерной смены подростки продолжали переписываться, размышляли о будущем, строили какие-то планы. Надя писала о школе, делилась успехами в творчестве. Мама Нади – Наталья Ажикмаа разрешила опубликовать эту переписку, а известный режиссер Сафаралиев бережно хранит эти письма и рисунки, которыми талантливая художница иллюстрировала свои послания.
Смерть
Смерть Надежды Рушевой случилась мгновенно, в возрасте семнадцати лет. Незадолго до этого трагического события Надя и ее отец побывали в Ленинграде, где на киностудии «Ленфильм» снимали картину о ее таланте. Ленту назвали «Тебя, как первую любовь», но закончить так и не успели.
Утром 6 марта 1969 года девочка как обычно собиралась в школу. И вдруг она упала на пол без сознания. Отец был рядом, быстро вызвал неотложку, которая и доставила Надю в больницу. Несколько часов доктора боролись за ее жизнь, но оказались бессильными, Рушева умерла от врожденной аневризмы сосуда головного мозга, и последующего кровоизлияния.
О том, что их дочь больна, родители узнали только после ее смерти. В то время с такими заболеваниями еще не умели справляться. Медики сказали, что обычно такая болезнь становится причиной смерти в более молодом возрасте, и что 17 лет, это достаточно много.
Местом упокоения Нади Рушевой стало Покровское кладбище. На ее могиле стоит памятник с изображенным на нем «Кентавренком», рисунком самой художницы.
Могила Нади Рушевой
Именно Кентавренок стал символом призов на кинофестивалях «Золотой Кентавр» и «Серебряный Кентавр». В 2003 году по мотивам этого рисунка в Санкт-Петербурге установили памятник, прямо возле Дома Кино.
Надина школа превратилась в музей ее творчества, ее имя носит один из кавказских перевалов. В 1973-м вышла пьеса «Девочка Надя», известного драматурга Анны Родионовой.
Несмотря на короткий земной путь, художница успела создать свыше двенадцати тысяч рисунков. Многое из написанного девушкой хранится у ее друзей и знакомых. Увидеть работы Найдан Рушевой можно в музеях Москвы, Кызыла, Санкт-Петербурга, Сарова.
После смерти дочери отец посвятил свою жизнь тому, чтобы сохранить память о его любимой Наденьке, он организовывал выставки ее работ, на основе ее заметок написал произведение, получившее название «Последний год Нади».
Николай Рушев умер в 1975-м от онкологии. Его похоронили рядом с дочерью. Мама художницы дала согласие на публикацию материалов «Последнего года Нади» в газете «Центр Азии». Биография и творчество Нади Рушевой стали предметов исследования специалистов и почитателей ее таланта.