надо ли заниматься самообразованием всю жизнь

Самообразование не для всех

Что такое самообразование?

Самообразование – это неформальное индивидуальное обучение, которое вносит вклад в расширение знаний и умений. Самообразование отличается от классического тем, что в процессе не задействовано образовательное учреждение, его результат не подтверждается получением диплома или иного документа. Ученик самостоятельно выбирает предмет обучения, исходя из своих интересов и потребностей, он сам ищет и отбирает источники информации, метод обучения, составляет график занятий.

Самообразование включает в себя как традиционные методы: чтение книг, экскурсии в музеях, посещение открытых лекций, так и новые: онлайн-курсы, консультации на интернет-форумах, прослушивание подкастов, использование обучающих приложений, просмотр видеороликов.

Самообразование выигрывает у классического обучения: самостоятельно приобретённые знания становятся естественной частью жизни, они получаются без принуждения, мотивация к их освоению – внутренняя потребность.

Предметом самообразования могут стать как специальные области знания, как программирование, так и прикладные навыки.

Почему самообразование не всегда по плечу

Мы живём в прекрасное время, когда знания можно получить не выходя из дома. Интернет – кладезь информации, с помощью которого можно научиться практически чему угодно. Образование снова в моде: в крупных городах каждую неделю проходят десятки открытых лекций, экскурсий. Но несмотря на доступность образовательных возможностей только 20% россиян участвовали в самообразовании в 2015 году, по данным сборника Высшей Школы Экономики “Индикаторы образования – 2017 год”.

Почему доступные источники информации, развитая инфраструктура для самообразования в виде онлайн курсов, очных образовательных мероприятий и мода на образование не сподвигают сограждан продолжать обучение вне рамок образовательных учреждений?

Основные барьеры на пути к самообразованию:

Как учиться самостоятельно

В самостоятельном обучении важную роль играет внутренняя мотивация. Если человек испытывает интерес к предмету, ему не хватает знаний для повышения на работе – он в большей степени будет готов к тому, чтобы учиться самостоятельно.

5 шагов к самообразованию:

Первый и самый важный этап. Необходимо чётко определить, что вы хотите изучить. Какую-то новую область знания, которая потребует освоить несколько навыков? Конкретный навык в рамках нынешней деятельности? Получить знания, необходимые для личностного развития? Каждый конкретный случай требует своего подхода. Хотите сменить сферу деятельности на кардинально другую, необходимо разбить совокупность разных знаний на отдельные. В случае, если нужно освоить конкретный навык, дела обстоят проще, потому как предмет изучения конкретнее.

Вы определились с предметом, теперь нужно поставить цель, а лучше несколько маленьких целей, которые в конечном счёте приведут к одной глобальной. Для определения целей задайтесь несколькими вопросами. Как вы будете применять полученные знания? Какие задачи нужно решить, чтобы достичь желаемого? Какой уровень в обучении или профессии вы стремитесь достичь?

Учиться можно посредством классических источников – книг, профессиональных журналов, посещать библиотеки, лекции. Но в XXI время этот способ практически не возможно не комбинировать с использованием онлайн-источников. Даже в интернете обучение можно поделить на классическое – чтение книг, статей и непосредственно онлайн-обучение, то есть прохождение онлайн-курсов, просмотр вебинаров, видеокастов и скринкастов, прослушивание подкастов, возможность задать вопрос на сервисах типа The Question и Quora, общение в профессиональных чатах.

Составьте расписание на день, например, с помощью календаря Google или другого привычного инструмента для планирования. Определитесь с тем, сколько свободного времени в будние и выходные дни вы можете посвятить обучению. Занимайтесь каждый день, даже если категорически не хватает времени. Найдите хотя бы 30 минут, это поможет не растерять учебный запал.

Как только мы начинаем заботиться о будущем себе, заниматься самоконтролем становится проще. Широко известен психологический эксперимент, который иллюстрирует эффективность самоконтроля. В конце 1960-х годов группа исследователей из Стэнфорда изучала поведение детей. Ребят оставляли перед миской с зефиром, дети могли взять две зефирки при условии, что не притронутся к угощению в течении 15 минут, или одну досрочно. Только треть детей не притронулась к зефиру в течение отведённого времени. Спустя 15 лет учёные выяснили, что дети, проявившие выдержку, стали более успешными людьми, нежели их нетерпеливые сверстники.

Человек, ступивший на путь самообразования, должен воспитывать в себе такие качества как самостоятельность, целеустремленность, нацеленность на результат. Не каждый способен подобрать правильные источники и организовать учебных процесс, такой способ обучения отнимает много времени. Если самостоятельное обучение вам пока не по силам, можно начать с образовательных курсов, где учебный процесс разложен по полочкам, а материал объясняют опытные преподаватели. Любой учебный процесс включает в себя элементы самообразования. Начните учиться — это станет первым шагом на пути к непрерывному самостоятельному обучению.

Источник

Учиться никогда не поздно: зачем нужно самообразование и с чего начать

надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Смотреть фото надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Смотреть картинку надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Картинка про надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Фото надо ли заниматься самообразованием всю жизнь

Содержание:

Саморазвитие – процесс, который должен продолжаться всю жизнь. Одна из важных граней этого процесса – самообразование. Многие ошибочно полагают, что если отучились в школе или окончили колледж или вуз, то больше им учиться незачем и достаточно сосредоточить внимание на карьерных перспективах. Но правда в том, что в любом возрасте можно выделить время для самообразования и даже полностью изменить с его помощью свою жизнь.

«Мастер Разборов» – образовательная программа, помогающая людям попробовать себя в новом, увлекательном и прибыльном направлении. Разберем, какие обширные возможности открывает наша методика, с чего начать процесс самообразования и какую пользу оно принесет. Также вы узнаете, что мешает людям полностью отдаться процессу обучения во взрослом возрасте и как устранить препятствия.

Зачем нужно самообразование

Многие люди живут по заранее составленному плану. Они учатся в школе, поступают в колледж или университет, идут работать. Так принято в обществе, и это логично: получив нужные знания и навыки, можно реализовывать их на практике и зарабатывать деньги.

Однако не все замечают, как становятся жертвой шаблонов и установок. К примеру, в советском прошлом, пережитки которого многие ощущают и сегодня, было принято работать чуть ли не всю жизнь на одном месте и развиваться в его пределах.

Скажем, устраивается человек на завод инженером и долгие годы трудится на этом предприятии, строит карьеру. И вовсе не обязательно он этого хочет всем сердцем, просто привык к этой работе, стаж уже приличный, начальство хвалит. Но в глубине души нет чувства удовлетворенности и самореализации. И то же касалось других профессий: ну, не поощрялось, когда люди часто меняли работу, искали себя, занимались самообразованием. Отучился же? Теперь будь добр работать на благо страны, которая дала тебе нужные знания.

И эти установки до сих пор действуют в обществе. Многие работают всю жизнь на работе, которая не приносит ни высокого дохода, ни морального удовлетворения, ни особой пользы обществу. Мысль о том, чтобы что-то изменить, даже не приходит в голову. Почему-то принято приносить себя в жертву, как это ни печально.

Однако, если все же набраться решимости, ситуацию можно легко и быстро исправить. Достаточно найти возможности для самообучения и получить совершенно свежие знания и умения. Это позволит кардинально перестроить жизнь: найти новые увлечения, новую работу, новых знакомых, начать больше зарабатывать и, главное, получать удовольствие от того, чем занимаешься. Согласитесь, звучит заманчиво.

надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Смотреть фото надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Смотреть картинку надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Картинка про надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Фото надо ли заниматься самообразованием всю жизнь

Что мешает продолжить обучение

В международную академию «Мастер Разборов» часто обращаются клиенты, которые мечтают изменить свою жизнь, но по какой-то причине не могут. Мы проводим диагностику и разбираем разные типы причин, мешающих людям заниматься самообразованием, менять род деятельности, открывать собственный бизнес и т. д. Рассмотрим наиболее частые.

Социальная лояльность

Сами представьте, что какой-то ваш знакомый, 10 лет работающий учителем русского языка и литературы, вдруг огорошивает вас новостью, что всю жизнь мечтал стать биомехаником и намерен это осуществить. Он покупает специальную литературу, посещает курсы, а то и вовсе идет получать второе высшее. Скорее всего, вас подобное поведение как минимум удивит.

То же касается самообразования. Когда человек вдруг заявляет, что хочет заняться чем-то кардинально новым, многие встречают это с непониманием. «У тебя же и так хорошая работа, зачем тебе время на это тратить?» и другие подобные фразы способны охладить пыл. Это называется социальная лояльность. Если в окружении не приняты определенные модели, человек часто не решается стать «белой вороной».

Родовая лояльность

Род – главный энергетический ресурс для любого человека. Но иногда происходит подпитка отрицательно заряженной энергией. Если в семье у человека принято всю жизнь «пахать на дядю», ему сложно будет вырваться из родовой лояльности и, к примеру, открыть собственный бизнес. Он будет чувствовать себя так, будто, занимаясь самообразованием и саморазвитием, он в некотором роде предает свою семью, отрывается от нее.

Страх неизвестности

Многие не готовы начать жизнь с чистого листа, потому что страшатся неведомого. Люди не уверены, пойдет ли оно им во благо или станет пустой тратой времени, удастся ли им осуществить задуманное, не окажется ли, что они ошиблись в выборе.

Непонимание, с чего начинать самообразование

И еще одна проблема заключается в том, что многие просто не знают, как подступиться к новому делу, где брать обучающие материалы, как распределить свое время и организовать рабочее пространство.

Это лишь некоторые возможные причины. Но что бы ни лежало в основе вашей неуверенности, «Мастер Разборов» придет на помощь. Мы поможем вам разобраться, что мешает двигаться и развиваться, поработаем с системой лояльности, уберем ошибочные установки.

надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Смотреть фото надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Смотреть картинку надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Картинка про надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Фото надо ли заниматься самообразованием всю жизнь

Работаем с мотивацией

Для того, чтобы успешно начать самообучение, ключевой элемент – ваше желание. Если вам не хватает стимула изменить свою жизнь, начать развиваться и совершенствоваться, то самообразование не принесет желанных плодов. Вместо этого оно превратится в нудный и утомительный процесс.

Делаем выбор направления

Самое сложное – определиться с направлением для самообразования. Возможности на этом поприще сегодня практически безграничны. Если раньше для получения новых знаний необходимо было поступать в учебное заведение, то сейчас огромные пласты информации находятся буквально у каждого под рукой – в сети Интернет. Разумеется, для глубокого погружения в тему этого не всегда достаточно, но онлайн-материалы станут превосходным стартом.

Чтобы определиться с тем, в чем вы стремитесь развиваться, можете на обучение в нашу Академию «Мастер Разборов». Здесь вы узнаете азы, которые помогут выбрать дальнейшее направление для движения. Также вы можете обратиться к нам и за профессиональным обучением. С его помощью вы сумеете заглянуть внутрь себя, побороть страхи и переживания и двигаться в направлении самообразования в геометрической прогрессии.

К примеру, к нам в школу обращалась женщина, мечтавшая стать модельером. Однако ее мать категорически была против этого, она считала, что ее дочери не заработать себе на кусок хлеба таким способом. Мать уговорила дочь поступать в педагогический, уверяя, что «учителя всегда будут нужны».

В результате девушка пять лет проработала в школе, постоянно испытывая стресс. Еще немного, и она оказалась бы на грани нервного срыва, занимаясь тем, к чему у нее не лежит душа. К счастью, она вовремя узнала о нашем курсе и обратилась со своей проблемой. Эксперты провели разбор и выявили ее истинные желания, помогли преодолеть ограничения и зависимость от мнения матери. Сейчас она успешно окончила курсы дизайнера одежды и чувствует себя свободной и счастливой. У нее прекрасно получается, и уже есть крупные заказы.

надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Смотреть фото надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Смотреть картинку надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Картинка про надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Фото надо ли заниматься самообразованием всю жизнь

Подбираем ресурсы

Следующий этап самообразования – подобрать ресурсы. Опять же, удобнее всего делать это с помощью Сети, поскольку многие образовательные материалы уже загружены в нее. Сегодня не обязательно просиживать в библиотечных залах, перебирая тяжелые пыльные фолианты – хотя, своя романтика в этом есть. Но все же удобнее с помощью нескольких кликов мыши найти нужную информацию и с комфортом изучать ее за чашкой чая.

Составьте собственный список ресурсов. Скачайте нужные учебники и методички, онлайн-курсы, дополнительные материалы. Список будет регулярно пополняться, но предварительно необходимо создать прочную базу, чтобы ничто не отвлекало от обучения.

Планируем свое время

Заниматься самообразованием иногда сложнее по причине неспособности правильно организовать время. Работа, домашние дела, семейные обязанности, развлечения и отдых – все это составляет налаженную рутину. И иногда в нее не так-то просто впихнуть «окно» для занятий.

Отличный вариант – дистанционное обучение. Во-первых, не придется тратить время на дорогу и рисковать подхватить вирус в общественном транспорте. Во-вторых, дома меньше стрессовых факторов, мешающих сосредоточиться на обучении.

Онлайн-академия «Мастер Разборов» – как раз одна из возможностей получить совершенно новую профессию, практически не выходя из дома. Основная программа обучения в академии проходит онлайн. Видео-уроки учащиеся получают в личном кабинете, они доступны в течение года после обучения, так что, даже окончив программу, вы будете иметь возможность обращаться к полезным материалам. А каждую неделю проходят живые трансляции с автором методики.

Организуем учебное пространство

Если хотите начать самообразование из дома, придется позаботиться об организации пространства. Дистанционное обучение, как и удаленная работа, требует четкой дисциплины. Для этого важно правильно оборудовать учебное место. Стоит убрать все отвлекающие факторы, закрыть на время учебы социальные сети, отложить подальше мобильный телефон. Также желательно попросить домашних отнестись с пониманием и не беспокоить вас во время занятия.

Почему «Мастер Разборов» – ваш оптимальный выбор

В учебной программе «Мастер Разборов» объединено все, что потребуется вам для успешного самообразования. Для начала мы проверим истинность вашего желания, поработаем с мотивацией. Затем поможем устранить блоки и ограничения, не дающие вам жить своей жизнью. После наши эксперты помогут определиться с тем, чем вы желаете заниматься в дальнейшем.

Возможно, наша Академия вскоре станет для вас и главным источником дохода, и любимым делом. Опыт большинства наших учеников это подтверждает. Обучение происходит преимущественно онлайн, так что вам не сложно будет составить удобный график занятий, который не помешает основной работе и досугу.

Когда вы окончите академию, то получите диплом государственного образца. Он даст вам возможность самостоятельно проводить психологическое консультирование. Все вложения в обучение окупаются в течение нескольких месяцев. Вскоре наши ученики сами становятся профессиональными мастерами разборов и выходят на ежемесячный доход от 100 тыс. рублей.

Кроме того, на всех этапах обучения в Академии «Мастер Разборов» учащегося курирует эксперт, что поддерживает нужный уровень мотивации и старания.

И еще один важный момент: на нашем курсе действует бизнес-школа, в которой вас научать, как продвигать себя в социальных сетях, рекламировать себя как специалиста. Вы научитесь создавать посты и сториз, узнаете, как действует воронка продаж, как проводить мероприятия в режиме офлайн и многое другое. «Мастер Разборов» – ваш идеальный шанс сделать огромный шаг на пути к саморазвитию.

Источник

Самообразование: плюсы и минусы самостоятельного обучения

надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Смотреть фото надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Смотреть картинку надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Картинка про надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Фото надо ли заниматься самообразованием всю жизнь

Плюсы самообразования

Самообразование во многом гораздо полезнее и эффективнее традиционных училищ и колледжей. Конечно, везде есть свои слабые стороны, но рассмотрим для начала откровенные плюсы.

Первый — гибкий распорядок

Самообразование дает возможность управлять расписанием — нет необходимости ходить на занятия к определенному времени и подстраивать свою жизнь под чей-то распорядок. Если вы занимаетесь самообразованием, ваши занятия подстраиваются под вас. Ведь вы можете заниматься когда угодно и где угодно — все зависит от вашего упорства.

Второй — больше свежих и актуальных знаний

Вы получаете актуальные знания. Если вы решили что-то изучать самостоятельно, то вы точно знаете для чего вы это делаете. И в вашем личном плане конечно не будет абсолютно ненужных вам тем и предметов.

Третий — возможность выбирать себе наставника

Возможность учится у лучших. Вы сами выбираете себе учителей и примеры для подражания. Можете общаться с менторами, наставниками, учителями, но при этом не зависеть от них, лишь впитывая их знания.

надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Смотреть фото надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Смотреть картинку надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Картинка про надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Фото надо ли заниматься самообразованием всю жизнь

Четвертый — свобода выбора программы обучения

Вы сами подбираете себе программу и условия обучения. Может быть вы лучше всего усваиваете информацию лежа в ванне и поглощая карамельное мороженое, но не знаете об этом потому что никогда не пробовали! Попробуйте любые способы и подходы. Все в ваших руках, ведь вы образовываетесь самостоятельно:)

надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Смотреть фото надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Смотреть картинку надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Картинка про надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Фото надо ли заниматься самообразованием всю жизнь

Пятый — свобода выбора источника информации

В нашем мире информации можно найти буквально все, конечно при должном стремлении и упорстве. Совершенно не обязательно платить огромные деньги за знания. Например, мы подобрали 33 бесплатных онлайн курса на любой вкус, цвет и жизненный случай. Бывают и программы с минимальной стоимостью за мастер-класс или за обучение. Выбор вариантов обучения огромен.

Минусы самообразования

Первый — нужна сила воли и дисциплина

Лежа в ванне и поедая четвертый килограмм мороженого, можно в какой-то момент забыть, что ИМЕННО вы там делаете. Серьезно, необходима недюжинная сила воли и хорошая мотивации, чтобы систематично заниматься скучными, но важными для вашей карьеры или будущей успешной жизни вещами. В этом первая проблема самообразования — нужно быть самодисциплинированным.

Второй минус — некому давать вам пинка.. или совета:)

надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Смотреть фото надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Смотреть картинку надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Картинка про надо ли заниматься самообразованием всю жизнь. Фото надо ли заниматься самообразованием всю жизнь

Вам есть что добавить к нашим плюсам или минусам? Пишите в комментариях, что бы вы еще отнесли к пользе или негативной стороне самообразования! Делитесь в соцсетях статьей, чтобы сохранить!

Источник

Самообразование

Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования.
Николай Александрович Рубакин

С тем, что образование играет достаточно важную роль в нашей жизни, вроде бы согласны все. У нас может быть разное мнение относительно того, каким именно должно быть образование, как в плане преследуемых им целей, так и в плане тех методов, с помощью которых они достигаются, но при этом мы все согласны с тем, что оно нам необходимо. Без знаний, навыков и умений, в этой жизни очень сложно обойтись. Однако по поводу самообразования мнение у людей уже не такое однозначное, кто-то видит в нем необходимость, а кто-то нет. Интуитивно мы все конечно понимаем, что самообразование нам необходимо, что самому себя учить чему-то новому нужно, что это правильно и полезно. Но при этом, довольно-таки немалое число людей, судя по их образу жизни, полагают, что без самообразования они вполне могут обойтись. Но давайте задумаемся, а что вообще такое самообразование? И действительно ли без него можно обойтись?

Самообразование – это приобретение человеком нужных ему с его точки зрения знаний, навыков и умений посредством самостоятельных занятий вне какого бы то ни было учебного заведения и без помощи преподавателя, учителя. Хотя на мой взгляд, наличие учителя при самообразовании вполне допустимо. Я считаю, что главное, чтобы человек сам захотел чему-то научиться, что-то освоить, что-то узнать. А уж как он это будет делать, с помощью чего или кого – это не так важно. В любом случае, инициатива в этом деле должна исходить от самого человека – он должен хотеть учиться, используя для этого все доступные ему возможности.

Вообще, если более глубоко взглянуть на процесс самообразования, то в нем можно много всего интересного обнаружить, что имеет отношение к человеческим качествам, возможностям, желаниям и потребностям. Вот обо всем этом мы с вами и поговорим в данной статье. После ее прочтения вы, дорогие друзья, узнаете о самообразовании все самое важное, что вам, с моей точки зрения, нужно о нем знать, чтобы начать заниматься им и делать это правильно.

Итак, давайте еще раз задумаемся над тем, действительно ли можно обойтись без самообразования в этой жизни, как полагают некоторые люди? Обойтись-то конечно можно, — в этой жизни вообще без многого можно обойтись, если захотеть. Вопрос только в том, какой она будет, эта ваша жизнь, если вы в ней предпочтете обходиться без таких важных вещей, как самообразование? Скорее всего, не самой успешной и интересной, поскольку без новых знаний и без умения ими пользоваться – вы просто будете слабее тех, кто знает больше вас и у кого мышление лучше развито. Да и потом, зачем без него обходиться, если оно ничего особенного от человека не требует, кроме разве что его времени и определенных волевых усилий? На что-то же мы все равно тратим свое свободное время, например, на те же развлечения. Почему бы его не потратить и на самообразование, ведь учиться новому тоже очень весело и интересно? Вам нужно только почувствовать этот интерес, эту радость, это удовольствие от самообразования, чтобы всерьез заинтересоваться им и пристраститься к нему. А необходимо самообразование потому и для того, что тех знаний, которые человек может получить, обучаясь в школе, институте, университете и прочих учебных заведениях – ему вряд ли будет хватать в современном, постоянно меняющемся мире. Собственно говоря, потребность в новых знаниях была и раньше, но не такой острой как сейчас, поскольку мир раньше менялся не так быстро, как сегодня.

Но с моей точки зрения, даже не потребность в новых знаниях придает важность самообразованию, а элементарный человеческий интерес и любопытство. Подумайте, неужели вам не интересно узнать об этом мире больше, раскрыть его тайны, найти что-то новое, о чем вы еще не знаете, пусть даже без какого-то практического применения полученных знаний, а просто для себя, для наполнения своего внутреннего мира новыми представлениями о мире внешнем? Это же так возбуждает! Знаете, говорят, что большинство людей не любопытны и ленивы, поэтому их ничто не интересует, кроме того, что имеет отношение к их базовым потребностям и они ни к чему новому не стремятся. Но я так не считаю. Я считаю, что любопытство в силу разных обстоятельств в человеке может просто уснуть, поэтому он и ужимается в определенные рамки, чтобы чувствовать себя комфортно. Однако если пробудить в человеке его чувство любопытства, его любознательность, его интерес ко всему новому и неизведанному, тогда самообразование станет для него одним из смыслов жизни. Мы уже проделывали это с некоторыми людьми – пробуждая в них интерес и любопытство, после чего они кардинально меняли свою жизнь, начав активно заниматься самообразованием и к чему-то стремиться. Мне часто приходится работать с людьми в этом направлении. Так что не спешите давать однозначный ответ на вопрос о том, нужно вам самообразование или нет. Давайте лучше посмотрим на то, что оно может дать человеку еще и с практической точки зрения.

Образование и самообразование

Но прежде, друзья, давайте немного поговорим о том, чем самообразование отличается от образования, от того стандартного обучения, с которым большинство из нас хорошо знакомы. Это очень важно, потому что от понимания этой разницы будет зависеть отношение человека к самому себе и к своей жизни. Так вот, образование – это прежде всего передача человеку знаний с помощью учителя, с целью чему-то его научить, что по мнению учителя ученик должен знать. И только потом образование – это процесс усвоения человеком полученных знаний. То есть, понимаете, в образовании на первое место ставится учитель, который определенным образом учит чему-то других людей или отдельно взятого человека. Тогда как в самообразовании в центре внимания находится сам ученик, то есть тот, кто чему-то самостоятельно обучается. Ученик в таком случае одновременно является и учеником, и учителем, и вся ответственность за процесс получения знаний лежит именно на нем. И это позволяет человеку самому решать, чему и как он будет учиться. Совсем необязательно, что самообразование должно проходить исключительно без учителя, важно то, кто управляет этим процессом – ученик или учитель.

Также необходимо заметить, что образование часто допускает получение учеником таких знаний, которые могут быть ему не нужны. Тогда как другие знания, в которых он в гораздо большей степени нуждается, по тем или иным причинам ему могут не давать. Другими словами, в образовании не ученик устанавливает правила, а те, кто его учит. Это не то, чтобы плохо, это просто не всегда и не для всех хорошо. Поэтому обычного образования человеку может быть просто недостаточно. Или оно может не соответствовать его целям. Вот допустим, государству нужны инженеры и оно влияет на систему образования таким образом, чтобы она выпускала больше инженеров для страны. Но дело в том, что сами вы можете быть не заинтересованы в том, чтобы быть инженером, неважно по каким причинам, вы можете быть заинтересованы, скажем, в том, чтобы стать экономистом или юристом, или вот, например, психологом, но никак не инженером. Потому что вы не хотите готовить себя к рынку труда, вам – не нужна работа! Вы хотите сами создавать рабочие места, хотите работать на себя, поэтому и образование вам может понадобиться соответствующее. Но при этом вы вынуждены подстраиваться под существующую модель образования, под те правила, которые в ней действуют, под методы обучения, под обучающий материал, под действующую проверку знаний и так далее и тому подобное. И если выбрать, на кого учиться, а на кого нет, сегодня, в принципе, не проблема – не хотите быть инженерами, ради бога, можете учиться на кого пожелаете, поступив в соответствующее учебное заведение, то вот что касается методов обучения, и я бы даже сказал, правил обучения, то их выбрать вам будет уже значительно сложнее. И в целом, качество вашего образования не всегда зависит от вас.

Я вот помню, когда учился – я много задавал вопросов своим учителям и преподавателем, когда с чем-то был не согласен или что-то мне было просто интересно уточнить. Но меня, обычно, если можно так выразиться, затыкали и заставляли в основном слушать и запомнить, а не думать и рассуждать, и тем более спорить. Не все учителя и преподаватели так поступали, но тем не менее – меня не устраивало такое образование, в котором нельзя было в своих рассуждениях делать шаг влево или шаг вправо, нельзя было обсуждать ту или иную тему с позиции критики, к тому же я хотел знать больше, я хотел выяснить, почему что-то устроено так, а не иначе. Но в итоге я был вынужден вести себя так, как это было нужно моим учителям и преподавателям и в целом системе образования. Вот в этом и заключается особенность образования – вас учат, по кем-то разработанной программе тому, что нужно в первую очередь кому-то другому, а не вам, мало учитывая или совсем не учитывая ваши интересы, желания и жизненные цели.

А вот самообразование может быть для вас таким, каким вы сами захотите его видеть. Вы можете учить себя всему, чему пожелаете и так, как считаете нужным это делать – используя самые разные источники информации, а не те, которые кем-то для какой-то цели были отобраны. Это огромная разница между образованием и самообразованием. Самообразование основывается на свободе выбора, а образование в основном на потребности общества в тех или иных специалистах.

Целевое самообразование

Я, друзья, разделяю самообразование на целевое и нецелевое, или как мне больше нравится говорить во втором случае – на свободное самообразование. Свободным самообразованием я называю такое самообразование, которое свободно от всяких целей, обязательств, от всякой необходимости чему-то научиться для какой-то конкретной цели и построено исключительно на интересе и любопытстве. А вот целевое самообразование, всегда направлено на решение какой-то конкретной проблемы, задачи. То есть, допустим, надо вам повысить свою квалификацию или чему-то новому научиться для работы, для какого-то дела, для какой-то задачи – вы ставите перед собой цель выучить что-то конкретное в течение определенного срока. Например, надо вам изучить иностранный язык для работы с иностранцами – вы либо сами его изучаете, с помощью книг, видео, либо записываетесь на специальные курсы и изучаете язык на них. Главное, что вы точно знаете, зачем вы это делаете и у вас есть определенные сроки, в которые вам нужно уложиться. Со сроками, конечно, не все так просто – тут никогда на все сто процентов не рассчитаешь, за какое время тебе удастся чему-то как следует научиться, но они важны для дисциплины, потому что человеку нужно стремиться к тому, что в них уложиться. Вот дальше мы с вами будем исходить из этих двух подходов к самообразованию – из целевого и нецелевого самообразования.

План самообразования

Таким образом, чтобы с помощью самообразования достичь какой-то конкретной цели, — чему-то научиться и затем к чему-то свои знания приложить – вам необходимо будет составить подробный план самообразования и начать по нему работать. Давайте посмотрим, каким должен быть план при целевом самообразовании, тогда как нецелевое, то есть, свободное самообразование в плане, в принципе, не нуждается.

Сложного тут ничего нет – вам нужно просто определить конкретные цели, которых вы хотите достичь, затем подобрать необходимый учебный материал и определить время, в течение которого вы будете его изучать. Ну, скажем, если вы решили выучить иностранный язык, то вам нужно каждый день тратить на занятия определенное время, например, два часа, и придерживаться такого графика до тех пор, пока вы не заметите реальные положительные результаты от своего обучения. Если вы хотите изучить психологию, тогда вам нужно понять, с чего следует начать ее изучение, какие книги и другие источники информации лучше всего для этого подойдут, с кем можно на этот счет пообщаться, чтобы вам помогли сориентироваться в этом вопросе. Можно, конечно, начать читать все подряд, но это не очень эффективный способ обучения, а иногда и вредный, так как, во-первых, он займет у вас очень много времени, прежде чем вы что-то поймете и чему-то научитесь, а во-вторых, не исключено, что из-за изучения всего подряд у вас образуется каша в голове и вы просто запутаетесь в полученных знаниях. Все-таки, в любом обучении, в том числе и самообучении – должна быть какая-то система, чтобы все знания, которые человек получает – упорядоченно укладывались в его голове и образовывали целостную картину того, что он изучает, а не являлись отдельными кусками информации, которая ничего толком не объясняет, а иногда и вовсе является противоречивой. Также следует понимать, что в зависимости от того, что именно вы хотите изучить, ваше самообразование может делиться на теоретическое и практическое. В любом случае, теорию следует стремиться проверять практикой, чтобы не иметь ложного представления о собственной образованности.

Так что, повторю, план самообразования разработать несложно – вам просто нужно будет найти все необходимые учебные материалы – книги, статьи, видео/аудио материалы, можно и людей найти нужных, которые смогут вас чему-то научить, и затем начать активно учиться тому, что вас интересует, двигаясь от простого к сложному. Еще раз хочу заметить, что под самообразованием совсем необязательно следует понимать самостоятельное обучение человеком самого себя – он вполне может прибегнуть и к помощи других людей, тех, кто станет для него учителем, главное, чтобы инициатива чему-то научиться – исходила от него, то есть, от ученика. Естественно, что для этого нелегкого подчас дела нужно находить время, силы, информацию, людей. И терпением, конечно, тоже нужно запастись, все-таки учиться нелегко, а учить себя еще сложнее, особенно если вы раньше этого не делали. Но по собственному опыту могу сказать вам, что стоит только раз начать это делать и в будущем самообразование станет для вас привычным делом – вы будете учиться уже не только по необходимости, но и по желанию. И вот теперь давайте именно об этом и поговорим.

Свободное самообразование

Свободное самообразование не преследует каких-то конкретных целей и не придерживается каких-то определенных сроков, в течение которых человеку нужно чему-то научиться – оно утоляет наше любопытство и позволяет нам приобретать знания, что называется, про запас. При свободном самообразовании – мы получаем удовольствие от того, что узнаем что-то новое, мы не заставляем себя учиться – мы хотим учиться, хотим многое понимать и все знать. Вот так я понимаю этот процесс, при котором человек, можно сказать, учится ради самой учебы. Главное здесь, повторю – быть любопытным. Чтобы стремиться к новым знаниям. Вот прям как дети, которым все интересно, и они хотят обо всем знать – вот таким должен быть человек. К сожалению, многим взрослым любопытство, ну не сказать, чтобы полностью отбивают, но по крайней мере загоняют его куда-то очень глубоко. Поэтому многие взрослые люди мало чем интересуются, они не умеют получать удовольствие от приобретения новых знаний и умений. Лишь немногие из них не просто готовы, а хотят, очень хотят постоянно учиться. Но я надеюсь, что после этой статьи, у людей это желание станет еще сильнее.

Я считаю, друзья, что первичным все-таки является желание человека учиться, а затем уже какая-то необходимость в этом. Хотя мы с вами прекрасно понимаем, что наши желания зависят от внешней среды, от наших потребностей, от тех условий, в которых каждый из нас находится. Тем не менее, разница между тем, когда ты сам чему-то хочешь научиться, просто ради интереса, ради расширения своего кругозора или для улучшения своей жизни, и тем, когда тебя заставляют или вынуждают это делать, все же существенная. В одном случае мы понимаем, почему мы хотим заниматься самообразованием, потому что нам этого хочется, а в другом, мы чему-то учимся не столько для себя, сколько для других. К сожалению, большинство людей привыкли учиться для кого-то или для чего-то – потому что их приучают к этому. Например, человек может имитировать обучение, ради диплома и прочей макулатуры, а не реально учиться ради знаний. Дальше эта привычка учиться ради кого-то, а не ради себя, вынуждает людей искать внешний, а не внутренний стимул к обучению, к самообразованию. Не будем сейчас разбираться с тем, почему нас приучают учиться для кого-то, отчасти я об этом уже сказал выше, просто сделаем для себя вывод, что занимаются самообразованием по собственной воле очень немногие, и гораздо большее число людей делает это по необходимости или иначе говоря, под воздействием внешних факторов. Тем не менее, если человек сам себя учит – он вне всяких сомнений занимается самообразованием. И оно непременно приносит ему пользу.

Самообразование – это прежде всего открытость к новым знаниям, это желание эти новые знания получать, это любовь к знаниям. Вот этой открытости, этого желания, очень не хватает многим людям. С одной стороны, люди так устроены, что многое могут делать только из под палки, даже если речь идет о чем-то, что полезно для них самих. А самообразование определенно приносит пользу любому человеку. Но с другой стороны, наша система образования тоже часто отбивает у людей желание учиться чему-то самостоятельно, поскольку оно неправильно, я считаю, мотивирует к обучению, поэтому многие люди чему-то учатся только за счет внешних стимулов. Хотя бывают и исключения, когда людей обучают так, что потом они сами всю жизнь с удовольствием чему-то новому учатся. Человека надо приучить тянуться к знаниям – это, я считаю, самая важная задача для образования. Вот к удовольствию и развлечениям тянутся все, а учиться и получать от этого удовольствие, хотят и могут немногие. Поэтому, если привить человеку в детстве интерес к учебе, то велика вероятность, что он будет учиться всю жизнь, он будет сам постоянно себя образовывать, независимо от внешних условий и стимулов.

Мотивация

Чему учиться?

Друзья, давайте напоследок немного поговорим о том, чему можно было бы поучиться самостоятельно, чтобы получить от самообразования очень большую пользу. Я не хочу и не стану навязывать вам свою точку зрения на этот вопрос, потому что я хочу, чтобы вы изучали именно то, что вам интересно. Но тем не менее, у меня есть определенные убеждения на этот счет, которыми я хотел бы с вами поделиться. Нет, я не стану говорить о том, что полезно изучать психологию или что-то еще, что на мой взгляд важно знать, потому что изучать можно многое, любые знания по-своему интересны и полезны. Я хочу обратить ваше внимание на то, с помощью чего вы можете чему-то самостоятельно или с помощью других людей обучаться – на инструмент обучения, которым вы все обладаете – на мышление. Именно мышление, с моей точки зрения, является в наше время самым важным достоинством человека. Знаний сегодня предостаточно, они повсюду, и даже если вы чего-то не знаете – вы можете это узнать, тот же интернет вам в помощь. Но знания сами по себе большой ценности не представляют, если человек не умеет в них ориентироваться и пользоваться ими. А сделать он это может как раз-таки благодаря мышлению. Мы все обладаем мышлением, но оно у нас неодинаково развито – у кого-то оно развито хорошо, у кого-то плохо. И разумеется, что те люди, у которых оно хорошо развито, ориентируются в этом мире лучше и добиваются в нем большего. Поэтому я считаю, чем бы вы не занимались и к каким бы знаниям не проявляли интерес – вам обязательно нужно научиться эффективно пользоваться своим мышлением.

Знания – сила. А мышление – это умение этой силой пользоваться. Таково мое убеждение. В наше время, когда многие знания очень быстро устаревают и еще большее количество знаний являются, скажем так, не очень качественными или откровенно вредными – человек без хорошо развитого мышления, как корабль без капитана – любой может увлечь его за собой, любой может сбить его с толку, любой может навязать ему свою точку зрения, ввести в заблуждение и так далее. Посмотрите сами, как часто многие люди принимают вредные для них решения, которые со стороны выглядят достаточно глупыми. А ведь многие полезные знания людям сегодня доступны – интернет, библиотеки и даже умные люди, которые многое знают и многому могут научить – все это находится вокруг нас. Казалось бы – бери и пользуйся. Но, к сожалению, воспользоваться этим добром могут далеко не все. И не только потому, что времени у людей на это нет, время-то как раз найти можно, а потому, что в океане информации – нужно уметь ориентироваться. Вот если раньше многие знания были недоступны, поэтому одни люди, которые знали много, имели преимущество над другими людьми, у которых знаний было меньше, то сегодня преуспевают те, кто умеет работать с информацией. Так что мышление нужно развивать – именно оно сделает вас сильнее и приспособленнее к современному миру.

Ну и в связи с вышесказанным, я не могу не предложить вам свою услугу в виде программы развития мышления. В последнее время я уделяю этому вопросу очень много внимания, так как считаю, что в будущем именно качественное мышление будет цениться превыше всего. Не то, чтобы раньше мышление не было важным для человека, просто в будущем оно станет нашим единственным преимуществом перед системами искусственного интеллекта, которые потихонечку начинают вытеснять нас из многих областей. Уже сегодня некоторыми компьютерными программами можно полностью заменить людей, а в будущем роль человека в решении разного рода задач еще больше снизится. Но дело не только в этом, дело еще и в нашем собственном отношении к себе. Я думаю, что не ошибусь, если предположу, что большинство из вас, уважаемые читатели – хотели бы соображать очень хорошо, чтобы быстро и эффективно решать свои повседневные задачи и справляться с различными проблемами, которые постоянно возникают в жизни каждого человека. Поэтому интерес к мышлению, и в частности к способам его развития – у умных людей был всегда. Впрочем, и у не умных тоже. Я все это понимаю и сам, как я уже сказал, проявляю большой интерес именно к мышлению, к способам его развития. И поэтому я разработал специальную программу и продолжаю ее развивать и совершенствовать, которая позволяет очень интересным способом развивать мышление – с помощью умения ставить вопросы и искать на них ответы. Она, с одной стороны не нова, ибо еще Сократ в свое время докапывался до истины или опровергал ее с помощью грамотно поставленных вопросов, но с другой стороны, я разработал свою программу исходя из собственного представления о том, какими вопросами и в какой последовательности человек должен задаваться, чтобы приходить к нужным ему знаниям, мыслям, решениям, или создавать новые полезные знания. Так что я в праве утверждать, что аналогов моя программа развития мышления на сегодняшний день не имеет. Собственно говоря, если бы эти аналоги были, тогда какой смысл создавать что-то похожее. Попугаем быть неприятно и часто невыгодно.

А завершая разговор о самообразовании, пожалуй, скажу самое главное – этим стоит заниматься всем, всегда и любым доступным способом. Я считаю, что пока мы учимся чему-то новому, как в детстве, когда нам все было интересно, когда мы активно познавали окружающий нас мир – мы, друзья, живем. Неважно, сколько вам лет, где вы живете, чем занимаетесь, какие у вас интересы – учитесь, образовывайтесь, узнавайте больше нового, общайтесь с умными людьми, у которых можно чему-то научиться и поддерживайте в себе таким образом любовь к жизни, которая у нас не такая уж и длинная, чтобы мы отказывали себе в этом великом счастье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *