надо ли в сегодняшней жизни следовать совету пирогова главное не падайте никогда духом сочинение
Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: « … главное — не падайте духом»?
Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: « … главное — не падайте духом»?
Профессор Пирогов сыграл в жизни семьи Мерцаловых большую роль. Он не просто помог им в трудную минуту. Семью Мерцаловых весь год накануне преследовали несчастья. Сначала Емельян Мерцалов заболел тифом, и все деньги семьи ушли на его лечение. Потом у них умерла дочь. Мерцалова выгнали с работы. Жена Мерцалова, Елизавета Ивановна, кормила грудного ребенка и ездила на другой конец города стирать белье за деньги. Дочь Машутка сильно болела, мать ухаживала и за ней. Семья голодала. В день, когда Мерцаловы познакомились с профессором Пироговым, мальчики Гриша и Володя возвращались домой.
Мама поручила им отнести письмо к бывшему хозяину Емельяна Мерцалова. Родители обращались с просьбой о помощи ко многим людям, но все им отказывали. В доме было очень холодно. Лежала в бреду Машутка. Елизавета Ивановна пыталась помочь дочери и качала люльку с маленьким. Пришел отец и сказал, что он ничего не раздобыл. Потом Емельян Мерцалов посмотрел вокруг, взял свою легкую одежду и ушел из дома. Он сказал, что сидя ничем не поможешь. Но Мерцалов не стал ничего делать. Он бесцельно ходил по городу. Мне кажется, что ему уже ничего не хотелось. Он пытался и просить и только когда мальчик умер, он стал счастливым. Мальчик попал на Христову елку. Там было много детей. Он узнал, что все они умерли. Но мальчику не было страшно. Там была красивая елка, а рядом была его мама.
Автор написал этот рассказ, чтобы люди помнили, как нелегко приходится детям-сиротам. Мне кажется, что в этом рассказе финал и радостный, и печальный. Грустный потому, что мальчик умер. Радостный потому, что мальчик попал на небеса, в рай, на елку Христа. Он радовался там вместе с другими, такими же, как он, детьми, рядом с ним была его мама. Мальчику было тяжело в чужом городе, без семьи, среди людей, которые думают только о себе. Грустно и больно сознавать, что ты никому не нужен, тебя нигде не ждут.
Мальчик умер. Но на небесах он обрел спокойствие, любовь и тепло. Я думаю, что в смерти мальчика виноваты люди, которые отвергли его. И блюститель порядка, и четыре барышни, и злой мальчишка, отнявший у него картуз. И лишь Господь принял его. В мире лжи, смерти, негодования и жестокости очень тяжело выжить маленькому человеку. Читая рассказ, понимаешь, что рядом с радостью есть горе, рядом с богатством — нищета. Я думаю, что все на земле будут когда-нибудь счастливы!
По рецепту профессора Пирогова «… главное – не падайте никогда духом» (урок по рассказу Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»)
По рецепту профессора Пирогова
«… главное – не падайте никогда духом»
(урок по рассказу Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»)
— донести до сведения детей основные моменты из биографии известного хирурга Пирогова;
— воспитывать в детских душах любовь и сострадание к людям; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта;
Эпиграф к уроку: А ты? Скажи: Слайд 1.
Какой ты след оставишь?
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
Слово учителя Жизнь людей на Земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни. Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям… Эти испытания могут быть такими тяжёлыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние… И поэтому помощь, которая (к сожалению, далеко не всегда) приходит в критический момент, воспринимается как ЧУДО. Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду. Сегодня мы будем говорить о таком рассказе, с которым вы познакомились при домашнем чтении.
В 1897 году А.И. Куприн создал рассказ “Чудесный доктор”, в котором затронул общечеловеческие проблемы гуманного отношения к человеку, благополучного детства, укрепления семейных ценностей.
– А теперь вернемся к рассказу. Новый год. Рождество – самые любимые праздники взрослых и детей. Но мы с вами знаем, что существует и такое понятие – рождественский рассказ, святочный рассказ.
– Что вы знаете об этом? Что такое святки?
– Расскажите о жанре рождественского рассказа.
Учитель. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса, в изменения к лучшему. Когда-то в России готовили к Рождеству специальные сборники, существовала традиция семейного чтения вслух святочных рассказов.
«Чудесный доктор» относится именно к таким произведениям. Но в своем рассказе Куприн подчеркивает реальность случая. И даже подчеркивается, когда и где «В Киеве лет около 30 назад».
– А сейчас вспомните о своих настроениях перед праздником.
Учитель. Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни в реальности рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.
– Учитель. Сколько рассказчиков в этом произведении? Как вы думаете, чем привлекла внимание мальчиков витрина магазина? (Два: тот, с кем произошла эта история – Григорий Емельянович Мерцалов и автор, передающий услышанное от другого).
Учитель: Композиция произведения необычна. Здесь два рассказчика. Это … Такая форма построения произведения называется рассказ в рассказе. Куприн услышал эту историю от Григория Мерцалова, преуспевающего банкира, благополучного, богатого человека, который был известен как образец порядочности и благодетельности. Но только жизнь этого человека в юности была трудной, безрадостной, тоскливой. Что вспоминает Григорий Мерцалов?
Ответ: Григорий Мерцалов вспоминает, как они с братом стояли у витрины гастронома (чтение описания витрины по учебнику).
Учитель: – Для чего Куприн так подробно описывает разговор мальчиков у витрины магазина?
– Продолжим чтение рассказа от слов «Старший мальчик первый оторвался от созерцания очаровательного зрелища» до слов «Когда мальчики вошли…».
– Куда поспешили мальчики?
– Как вы думаете, в какое время года происходит действие рассказа?
– Любите ли вы праздники? Какие чувства испытываете при их приближении?
– Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни?
– Можно ли по началу рассказа увидеть противоречие между жизнью (бытом) мальчиков и окружающим миром?
Ответ: Сильно голодные… Никогда они не видели у себя на столе столько вкусного, столько еды…
Учитель: Какую жизнь наблюдали мальчики по дороге домой? Как она отличалась от их жизни?
Учитель: Что помогло нам сильнее ощутить, нищету трагедию обездоленных людей?
Ответ: Автор использовал антитезу. Он противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных, а на фоне благополучия одних виднее бедность других.
Учитель: Какие слова в описании бедного жилища помогают нам представить ужасающее положение семьи? Найдите в тексте и прочитайте.
Ответ: подземелье; закоптелые, плачущие от сырости стены; мокрые отрёпки, керосиновый запах; запах крыс…
Учитель: Что стало причиной столь бедственного положения семьи Мерцаловых? Какие попытки предпринимает сам Мерцалов, чтобы помочь семье?
Ответы: Мерцалов из-за болезни потерял работу, все сбережения ушли на лекарства и на лечение;он искал работу; униженно выпрашивал милостыню; его ругали, считая его тунеядцем; пригрозили отправлением в полицию…
Учитель: Какие были отношения между членами семьи Мерцаловых в столь тяжелый момент жизни?
Ответы: они поддерживали друг друга; не ругались; не обвиняли друг друга…
Слайд 4 ( иллюстрации Натальи Салиенко).
Ответы :- Писатель снова использовал прием контраста. На сказочном фоне очаровательной, торжественной, величественной природы чувствуется сильнее, что переживает человек. Тишину и спокойствие природы Куприн противопоставляет истерзанной душе Мерцалова. В покое и тишине он ощутил жажду такого же спокойствия и тишины. И у него возникают мысли о самоубийстве. (Под рубахой на животе он почувствовал верёвку).
— Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов. Все это, во-первых, служит контрастом, т.е. противопоставлением. Царственная, спокойная, роскошная природа и нищенское существование семьи Мерцаловых. Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение.
Учитель: Что помешало Мерцалову осуществить задуманное?
— встреча Мерцалова с незнакомцем.
Несколько слов учителя о суициде (безвыходных ситуаций не бывает).
Слайд 5 (иллюстрации Натальи Салиенко).
Учитель: Помощь, которая (к сожалению, далеко не всегда) приходит в критический момент, воспринимается как ЧУДО. Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду. Можно ли назвать появление доктора в жизни Мерцаловых таким чудом? Почему?
Ответы : во-первых, Мерцалов остался жив; во-вторых, в комнате Мерцаловых все изменилось: мальчики затопили печь, поставили самовар; Мерцалов принес булочки, чай, горячее на деньги, которые дал ему доктор; в-третьих, через некоторое время Мерцалов нашел работу, Машутка выздоровела, мальчики начали учиться в гимназии.
Учитель: Действие происходит накануне праздника Рождества. Рождество – религиозный праздник, день рождения Христа. Существует такое понятие – рождественский рассказ, святочный рассказ. «Чудесный доктор» (1897), опубликованный в рождественском номере газеты «Киевское слово», написан в жанре святочного рассказа. Для этого жанра характерно описание чуда, спасающего человека в трагической ситуации. Цель таких рассказов – помочь забыть житейские заботы и поверить в чудо, почувствовать атмосферу семейного праздника, пробудить в сердцах любовь и милосердие. Поэтому выстраивается рассказ таким образом: в определённой жизненной ситуации в результате чуда обиженный обстоятельствами герой забывает о несчастье, и всё кончается удачно, как в сказке.
В России готовили к Рождеству специальные сборники, существовала традиция семейного чтения вслух святочных рассказов. «Чудесный доктор» относится именно к таким произведениям. Но в своем рассказе Куприн подчеркивает реальность случая. И даже подчеркивается, когда и где «В Киеве лет около 30 назад».
Учитель: Почему главный герой рассказа назван то незнакомцем, то доктором, а его фамилию мы узнаем только по записи аптекаря на ярлыке лекарства: «По рецепту профессора Пирогова»?
Итог: Слова «незнакомец», «доктор», «профессор Пирогов» возникают попутно при описании событий. Каждое новое определение постепенно знакомит нас с каким-то новым качеством героя. Какими качествами обладал Пирогов Н.И.?
— Скромность, доброта, сострадание, сочувствие, милосердие.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – чувство жалости к тому, у кого несчастье, горе.
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
Докажем его скромность ( не назвал себя ), доброту ( помог деньгами, помого как врач), сострадательность ( пожалел Мерцалова, его жену, детей), милосердие ( сам откликнулся помочь ).
Учитель: Кто он профессор Пирогов в действительности? Послушаем сообщение
Выступление подготовленного ученика о Пирогове.
Учитель: Пирогов был не только опытным врачом, но незаурядным добрым спасителем человеческих душ. Он безвозмездно помогал страдающим людям, не требуя наград и похвал. Ведь истинную доброту не выставляют напоказ. А свершают её от чистого сердца, искренне, тайно. Именно поэтому Пирогову установлено много памятников.
Учитель: Имеется ли в рассказе образ противоположный профессору Пирогову?
Учитель: Как вы думаете, почему Куприн заканчивает свою историю рассказом о дальнейшей судьбе членов семьи Мерцаловых? Ответы : Добро, которое сделал для Мерцаловых доктор, живет в поступках, делах детей Мерцаловых.
По рецепту профессора Пирогова
Станешь настоящим человеком, тебя в сердце: Доброта
А главное, никогда не падать духом!
Учитель: Какова, на ваш взгляд, главная мысль рассказа? К чему он призывает нас?
Учитель: Я составила для вас рецепт Пирогова, хочу,
чтобы он был всегда с вами и чтоб лечили вы свои
души именно по нему (учитель дарит рецепт каждому ученику).
Учитель: Теперь вы, наверное, поняли суть нашего эпиграфа к уроку:
Какой ты след оставишь?
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
Подумаем, что вы можете делать, руководствуясь рецептом Пирогова?
Ответы: помогать одиноким старикам, больным людям; делать кормушки для птиц, скворечники; заботиться о братьях наших меньших…
Учитель: Актуален ли рассказ в наши дни?
Ответы: Да, много людей, которые нуждаются в чьей-либо помощи.
Посмотрите на экран. Здесь логотипы всего нескольких благотворительных фондов. Значит, есть еще среди нас те, которые живут по рецепту профессора Пирогова. Значит, есть еще на Земле Добро, Сочувствие, Сострадание, Милосердие. И главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кто нуждается в помощи.
Учитель. В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находятся в самом человеке. После прочтения этого рассказа, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам.
Я хочу прочитать вам стихотворение. Оно, я думаю, имеет отношение к нашей теме.
Мы временем умеем дорожить,
Часы бывают лишними едва ли
И всадник друга ждет на перевале,
Не потому, что некуда спешить
И ношу со спины того, кто хил,
Берет на спину человек прохожий
Не потому, что слишком много сил
И он никак растратить их не может
И человек не потому, что сыт
Свой скудный хлеб голодным предлагает,
И мать не от бессонницы не спит
И люльку полуночную качает
В морских волнах, пороховом дыму
Безвестный мальчик за святое дело
Жизнь отдает свою не потому,
Что жить ему на свете надоело
Мы временем умеем дорожить,
Порой ни сил, ни хлеба не хватает
И отдающий отдает другим
Лишь то, что от себя он отрывает
Ни у кого нет жизни запасной,
Как век ни длинен, не хватает века
И все же люди жертвуют собой,
Оправдывая званье человека.
Беседа по афоризмам
Групповая работа (по рядам): объяснить смысл афоризмов. Слайд 14
ряд. «Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что не снилось». (И. Шевелёв)
ряд. «Не успокаиваться в случае удачи, не приходить в отчаяние в беде». (Сенека)
ряд. «Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться». (И. Гете)
Вывод. Итак, чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания благодарности должно стать “обыкновенным чудом”, естественным для каждого человека. Такие люди, как доктор Пирогов, все же есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих. А главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и протягивать руку помощи нуждающимся. Ребята, надо верить в чудеса!
Домашнее задание Ответить письменно на вопросы: Слайд 15
– Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: «… главное – не падайте никогда духом»?