надеждина березка биография личная жизнь
Правда и ложь о знаменитом танцевальном ансамбле «Берёзка»: 7 исторических несоответствий в сериале
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Смещение времени
События сериала разворачиваются в 1980-е годы, но руководит коллективом его создатель, Надежда Сергеевна Надеждина. На самом деле известный хореограф скончалась в 1979 году и передала управление «Берёзкой» ведущей солистке и своей первой помощнице Мире Михайловне Кольцовой.
Мира Кольцова отмечала: актёры играли очень хорошо, но множество нестыковок всерьёз испортили впечатление тем, кто работал или работает в ансамбле. По мнению Миры Михайловны, создатели, безусловно, имеют право на авторский вымысел, но слишком мало оказалось в нём исторической достоверности, хотя анонсирован был сериал, как приуроченный к юбилею «Берёзки».
Дети и детище Надежды Надеждиной
По сюжету, у руководителя коллектива Надежды Надеждиной есть сын, который в какой-то момент покидает Советский Союз и отправляется на постоянное место жительства в США. На самом деле у Надежды Сергеевны никогда не было наследников, её детищем, гордостью и предметом неустанных забот всегда была «Берёзка».
Кроме того, Мира Михайловна Кольцова утверждает: за всю 70-летнюю историю ансамбля «Берёзка» в коллективе не было ни одного человека, которого в соответствии со временем, когда это происходило, могли бы назвать предателем. Ни один танцор не остался за границей после гастролей, никто не занимался незаконными валютными операциями или шпионажем. Мира Михайловна сама попала в «Берёзку» 17-летней девочкой, сразу после окончания хореографического училища. На протяжении 25 лет она была ведущей солисткой, а после ухода Надежды Надеждиной возглавила прославленный коллектив.
Контрабанда
В сериале присутствует момент, когда одна из главных героинь попадается на контрабанде. На самом деле подобных проблем у «Берёзки» никогда не было. Поэтому Мира Кольцова очень остро отреагировала на подобные несоответствия и в некотором роде сочла их даже оскорбительными.
Отношение к сценическим костюмам
Члены коллектива всегда очень трепетно относились к сценическим костюмам и даже не позволяли себе в них присесть перед выступлением, дабы на платье не появилось ни единой лишней складочки. Поэтому представить себе ситуацию, когда солистка берёт костюм, чтобы появиться в нём на вечеринке, просто невозможно. И уж точно, никто не стал бы трапезничать в уникальном сценическом наряде.
Стать солисткой
Одна из главных героинь сериала становится солисткой, начав службу в коллективе с должности уборщицы. Но на самом деле с момента основания Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка» сюда принимали людей с хорошей подготовкой, настоящих профессионалов, выпускников хореографических училищ. Только первые 16 девушек, исполнившие танец «Во поле берёзка стояла» пришли в ансамбль из самодеятельности.
Сама же Надежда Сергеевна Надеждина была балериной Большого театра и танцевала ведущие партии в «Лебедином озере», «Дон Кихоте», «Баядерке» и других постановках. А во время подбора танцоров руководствовалась не только высокими профессиональными качествами кандидатов, но ещё и обращала внимание на «огонёк в глазах», который бы помог зрителю увидеть русскую душу.
Нездоровое соперничество
Ксения Журавлёва, сыгравшая в сериале роль педагога по танцам, проработала в «Берёзке» почти 30 лет. По её мнению, среди солисток всегда отсутствовала нездоровая конкуренция. Девушки не строили интриги друг против друга и, тем более, не могли подсыпать в туфли битое стекло или создавать ситуации, когда «соперница» могла бы получить травму. Эта выдумка сценаристов очень сильно портит репутацию хореографического ансамбля. В «Берёзке» не было такого соперничества, потому что каждая из солисток работала в своём амплуа, у девушек просто не было причин для злой зависти.
Кстати, касается это и показанного в сериале соперничества между «Берёзкой» и ансамблем Игоря Моисеева (в фильме это ансамбль Евсеева). В реальной жизни артисты двух коллективов дружили между собой, они учились в одних учебных заведениях, создавали семьи и, в общем-то, занимались одни делом.
Общая атмосфера
Все, кто имеет отношение к ансамблю «Берёзка» сегодня, сходятся во мнении: в погоне за сюжетом создатели сериала просто «пренебрегли» главным достоянием коллектива, который на протяжении 70 лет называли лицом огромной страны. Надежда Сергеевна в своё время создала уникальный ансамбль.
Его отличал не только профессионализм, особенная хореография, но и уникальная атмосфера, царившая в коллективе. Её бережно сохраняют и сегодня, когда создателя «Берёзки» давно уже нет в живых. Здесь и сегодня царят добрые и по-настоящему семейные отношения.
Игорь Моисеев, легендарный балетмейстер и основатель известного ансамбля, не конкурировал с «Берёзкой». У каждого коллектива была своя специфика и свой стиль. Кстати, и личное счастье руководителей двух ансамблей было очень разным. Игорь Моисеев уже отпраздновал 35-летие, когда познакомился с 16-летней Ириной Чагадаевой. Но до начала их большого чувства должно было пройти ещё три с лишним десятилетия. Много лет спустя Игорь Моисеев скажет о том, что всё серьёзное в его жизни началось с момента женитьбы на его Ируше…
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Чем ансамбль «Березка» покорил весь мир?
Надежда Сергеевна Надеждина давно обратила внимание на ученицу хореографического училища при Большом театре, отметила «задушевность» ее танца. Привлекала и внешность девушки. Голубоглазая Мира Кольцова с пшеничной косой была настоящей русской красавицей. Теперь надо было только уговорить девушку работать в их ансамбль.
А «превращать» балерин в «березок» Надежда Сергеевна уже научилась. Очень скоро Мира Кольцова стала солисткой знаменитого ансамбля «Березка».
Сегодня в коллективе около ста танцоров. Почти до последних дней своей жизни, три десятилетия Надеждина руководила «Березкой».
Первая справа — Мира Кольцова, за ней сидит Надежда Надеждина (Фото)
А начиналось все так…
Надя могла часами танцевать в школьном хореографическом классе. Она была невысокой, тонкой, пластичной. Когда начинала звучать музыка, ее воображение рисовало разные радостные картины. Ей казалось, что она не в холодной комнате для занятий, а где-нибудь на поляне, где множество цветов… Надя видела зеленый луг, в который хотелось упасть лицом…
Она родилась в Вильно (Польша) в 1908 году, 100 лет назад, в семье известной писательницы А. Я. Бруштейн. Когда дочь после окончания школы сказала, что хочет танцевать, мать нахмурила брови.
Но Надежда настояла на своем. Она стала ученицей известного педагога А. Я. Вагановой в балетной школе Петрограда. Девушка ежедневно оттачивала свое мастерство, умела, как никто другой, донести «смысл» каждого движения танца до зрителей. Уже к концу обучения стало ясно, что Надю ждет большое будущее. И педагоги в ней не ошиблись. Уже на первом экзаменационном показе ей предложили работу в Большом театре.
Она летела домой как на крыльях. «Мамочка, — радостно воскликнула Надя, — я уезжаю в Москву. Я — артистка балета!» Александра Яковлевна грустно спросила дочь: «Значит, твоя мечта сбылась?» Надежда опустила голову, задумалась на мгновение, потом уверенно ответила: «Сбудется, обязательно сбудется».
9 лет упорного труда в Большом театре принесли результаты. Надежда участвовала в балетах «Конек-Горбунок», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Баядера», «Раймонда»… Ее страсть к танцам была оценена по достоинству. Она перетанцевала в театре русские, украинские, испанские, венгерские народные танцы. Актеры сбегались посмотреть, как лихо девушка отплясывает озорные и веселые танцевальные мотивы.
В 1941 году Надежду попросили поработать в коллективе ансамбля Сибирского военного округа в качестве художественного руководителя. Дело это было для нее новое и ответственное, но она справилась, хотя больше приходилось заниматься хозяйственной работой, а не творческой. А спустя 3 года, когда Надежде исполнилось 35 лет, ей предложили работу в балетном отделении Московской эстрады. Она с присущей ей энергией и неутомимостью практически полностью обновила коллектив, поменяла репертуар. Казалось, что все в ее жизни складывалось удачно. От гастролей нет отбоя, зрители принимают новый коллектив на «Ура!», цветы, аплодисменты, поклонники…
Картина художника В. Лебедева «Портрет Н. Надеждиной» Фото: ru.wikipedia.org
У нее молодой и талантливый муж, известный художник, график В. В. Лебедев, в свое время сотрудник «Сатирикона», один из основателей «Окон РОСТА». С ним Надежда познакомилась в Москве, когда играла в Большом театре.
И тут долгожданный сюрприз. В коллективе народного хора г. Калинина (Тверь) не было руководителя для постановки танцев. Надежду пригласили поработать, и она согласилась. Впервые она должна была работать не с балетной труппой, а с танцевальным коллективом. Потом Надежда не раз благодарила судьбу за столь щедрый подарок. Несколько лет подряд она ездила из Москвы в Калинин и обратно, мысленно «протанцовывая» все фрагменты движений.
И опять был грандиозный успех, залы, полные зрителей, хвалебные статьи в газетах…
Но она была бы не она, если бы не решилась сказать себе, что давно готова работать самостоятельно, с собственным коллективом. «В 40 лет все начинать с нуля? — спрашивали знакомые, узнав о решении Надежды. — Зачем? У тебя сейчас слава, успех, награды. Как от всего этого разом отказаться?» Только муж Владимир Васильевич радостно заметил: «А знаешь, Надя, я даже рад за тебя. У меня все позади, а у тебя все только начинается».
Надежда Надеждина со своими «березками» Фото: Источник
Теперь она целыми днями пропадала в учебных заведениях, танцевальных коллективах, по «крупицам» собирала свой коллектив. И вот в 1948 году впервые на сцену театра московского сада «Эрмитаж» вышли 16 статных девушек в красных сарафанах с платочками в руках и веточками березы. «Хоровод» зрители приняли с радостью. Всех покорили лиричность, неспешный, как потом он стал называться, «плывущий шаг» Надежды. После этого выступления хоровод стал называться «Березка», а его руководитель взяла себе псевдоним Надеждина.
Надежда Сергеевна сама придумывала танцы. Ее «Карусель», «Березка», «Прялица», «На осенней ярмарке», «Лебедушка», «Сибирская сюита», «Сударушка» и многие другие были настоящими хореографическими новеллами. По сути, Надеждина создала особую танцевальную школу. Трудно было поверить, что это не сцена вращается, а танцуют девушки. Через несколько лет Надеждина пригласила в «Березку» мужчин-танцоров. Со временем появился и свой оркестр народных инструментов…
Мира Кольцова Фото: Источник
Мира Кольцова, народная артистка РФ, художественный руководитель Государственного хореографического ансамбля «Березка» им. Н. Надеждиной отметила свой творческий юбилей — 60-летие. Из них вот уже почти 40 лет она руководит «Березкой».
Мира Кольцова и Владимир Путин Фото: Источник
Муж Кольцовой, Леонид Константинович Смирнов, является главным дирижером оркестра ансамбля. Сын Филипп — композитор, а внук оканчивает музыкальную школу. Неслучайно их семью все в ансамбле называют музыкальной «шкатулкой». В своей работе Мира Кольцова следует заветам своего Учителя — Надежды Надеждиной, которая всегда преклонялась перед русским фольклором. Постановки Кольцовой «Радуга», «Раздольная», «Кружевницы», «Петрушка» в исполнении ансамбля известны в 80 странах мира. Артисты «Березки» побывали в Италии, Греции, Аргентине, Чили, КНДР, Испании и Китае, а также в Польше, на Кипре.
Одна из парижских газет опубликовала статью под названием «Русский характер «Березки». Журналисты писали о том, что достаточно увидеть хотя бы один концерт «Березки», чтобы узнать Россию… В танцах актеров — русский нрав, сила и красота народа.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Надежда Надеждина
Это не псевдоним. Это настоящее имя женщины, которой в 2008-м году исполнилось сто лет. Ее уже нет в живых, но говорить о ней в прошедшем времени невозможно. Она жива, потому что живет дело ее рук, ее души, ее жизни – танцевальный коллектив «Березка».
Далее я уже почти ничего не напишу о самой Надеждиной, я просто больше ничего о ней не знаю. Видел ее фотографию на программке концерта – симпатичное, чуть усталое лицо; там же, в программке, против лучших танцев значится: «постановка Н.Надеждиной». Вот, собственно, и все. Человек – миф. И человек – гений! Эйнштейна, Моцарта, Толстого знают практически все. Надеждину – практически никто. А ведь именно она придумала и дала жизнь «Березке», и за это я поставил бы ей памятник, ввел бы изучение ее биографии в школьную программу, а клипы танцев «Березки» показывал бы по телевидению в самое рейтинговое время (правда, для этого их пришлось бы вначале снять). И тогда у нас гораздо меньше лифтов было бы изгажено похабными надписями, гораздо меньше молодых людей общались бы со своими подружками нецензурщиной, больше было бы свежести в лицах, покоя в душах и толку в делах.
Вы думаете, я преувеличиваю? Ничуть. Произнесите слово «березка». У Вас в душе сразу что-то отзовется, и Вы представите себе это деревце с белым нежным стволом и зелеными кудрями, полное неяркой застенчивой красоты. А теперь вспомните золотые пряди, в которых горит осеннее солнце, и заиндевелые плакучие ветви, покрытые серебром. Всегда хороша, всегда светла. Вы, конечно, бывали в березовой роще. Хотелось Вам там ругаться, вспоминать обиды, деньги считать? Вот эта чистая, светлая и родная красота сделала березку всеобщей любимицей, символом русской природы и русской души.
Так вот, хореографический ансамбль «Березка» полностью соответствует своему названию. Но даже если говорить только о танцевальной специфике, коллектив этот феноменален. Есть много замечательных танцоров и танцевальных ансамблей: солисты и балетные труппы ведущих театров мира, ансамбль народного танца Игоря Моисеева, ирландская группа «Лорд Дэнс», «король фламенко» Хуан Кортес (в конце концов, есть балет «Тодес» Аллы Духовой!) Я видел все это и многое другое и утверждаю: в танцевальном искусстве нет ничего более совершенного, гармоничного во всех компонентах, чем «Березка».
Описать их танцы невозможно. По сути это хороводы: ходят по сцене красивые девушки в красивых одеждах – вот, собственно, и все. Но из этой немудреной формулы Надеждина изобретает то, что иногда кажется волшебством. Например, в фирменном хороводе, который так и называется «Березка», есть момент, когда девушки в красных сарафанах, не шелохнувшись, несутся по кругу, словно по воздуху или по льду. Не колышутся даже складки на сарафанах. Оркестр в этот момент нарочно играет тише, публика замирает, кажется, что это оптический обман: не могут люди двигаться так легко и быстро, не прикладывая никаких усилий. Потом раздается общий вздох удивления и аплодисменты прямо посреди танца – удержаться невозможно. Я был на многих концертах «Березки», всегда происходит именно так. Затем мелодия ускоряется, в какой-то момент становится плясовой, танец тоже превращается в пляску, зажигает и опьяняет, хотя по сцене по-прежнему, казалось бы, всего-навсего ходят девушки в сарафанах. Изобретения, находки, трюки Надеждиной неистощимы, а невероятное мастерство исполнителей, великолепные костюмы и музыка (у «Березки» потрясающий оркестр, лучший, из тех, какие я слышал в народном жанре) делают каждый танец абсолютным хитом. Можете сами проверить, только учтите, в Москве «Березка» выступает раза два в году. Остальное время – гастроли, преимущественно по заграницам.
Опишу еще один танец – «Сударушка». Девушки выходят с большими синими платками на плечах, через какое-то время синие платки в мгновенье ока превращаются в желтые, потом в зеленые, а когда кажется, что удивить уже невозможно, платки снова меняют цвет. И все это легко, красиво, изумительно слаженно, под музыку, от одной которой душа радуется.
Очень хотелось бы рассказать про мой любимый хоровод «Цепочка». На последнем концерте его не исполняли, и я счел себя обманутым. Этот хоровод просто завораживает, а как его описать, я не знаю. Могу только сказать, что пока его смотришь, находишься в оцепенении от какой-то первозданной, целомудренной красоты, близкой к красоте природы. Неспешно, негромко он очаровывает Вас, входит в душу и наводит в ней порядок.
Вообще, хороводы «Березки» – это шедевры. Перестроения во время танца – колдовство, костюмы – произведения искусства, музыка – сама по себе замечательна и в то же время абсолютно слита с танцем. И в каждом танце – открытие, в каждом – загадка, и в каждом – совершенство. Но главное – это какой-то внутренний свет! Именно такое ощущение чистоты, свежести и радости, как летом в березовой роще. А еще, все это проникнуто чем-то таким родным, которое невозможно не любить и без которого мы – никто и ничто. Вот что такое «Березка».
Вы скажете: такого не бывает, что-нибудь да плохо. Плохо одно: редко мы видим «Березку». Она наше национальное достояние, она выражает русский дух в самом лучшем его проявлении. Она эталон, с которым нужно сравнивать явления не только танцевального, но любого искусства. А между тем, ее как бы и нет. И нам приходится считать «звездами» Тимати, Жанну Фриске, «Уму Турман» (имена-то все какие родные!), которые не только почти ничего не умеют, но, самое главное, ничего не хотят, кроме как зарабатывать на нашем неведении.
О «Березке» я мог бы писать и писать, но лучше, как говорится, один раз увидеть. Есть очень хороший фильм «Девичья весна». Это редкая возможность получить удовольствие от кино (превосходная комедия) и в то же время увидеть прекрасно снятые танцы «Березки» в пору ее высшего расцвета и популярности.
Повторюсь, в 2008-м году Надежде Надеждиной исполнилось сто лет. Кроме того, самой «Березке» – шестьдесят. Я надеялся, что этот юбилей сподвигнет средства массовой информации уделить этому уникальному проекту чуть-чуть больше внимания, и может быть, этого «чуть-чуть» хватит, чтобы поднять нашу культуру на другой уровень. Надеялся зря.
И последнее. Я не хотел бы никого обидеть частым и восторженным употреблением слова «русский». Да, «Березка» – воплощение русского духа и одно из прекраснейших явлений русской культуры. Но у каждого народа есть своя «Березка». Народные танцы и песни – это вообще лучшая часть любой культуры. Просто в ЭТОТ раз речь идет именно о русском танце. И поскольку все мы живем в этой стране и говорим и думаем по-русски, в каждом из нас есть чем на него отозваться.
Новое в блогах
У «Березки» еврейские корни
Автор Семен КИПЕРМАН
Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» — один из своеобразных и прекрасных символов России. Так называемым «русским патриотам», радеющим за национальную чистоту рядов российских мастеров искусств, наверняка не понравится тот факт, что у «Березки» оказались… еврейские корни.Достаточно того, что с 2000 года знаменитый коллектив называется в память о своем создателе и многолетнем руководителе Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» имени Н.С.Надеждиной. Это — псевдоним великого хореографа, настоящая фамилия которой Бруштейн
О Надежде Сергеевне Надеждиной наверняка помнит старшее поколение бывших советских граждан, многие из которых имели счастье видеть удивительные выступления созданного ею танцевального фольклорного ансамбля. Могу причислить себя к счастливчикам, которым повезло попасть на концерт «Берёзки» в Москве и испытать огромное наслаждение.
2008 год. Мира Кольцова с участниками ансамбля. Фото: Wikipedia
Надежда Надеждина ( Бруштейн) родилась 3 июня 1908 года в Вильнюсе. Ее дед Яков Иехильевич Выгодский был врачом, писателем на идише и общественным деятелем, министром по еврейским делам независимой Литовской республики и депутатом польского сейма. Он трагически погиб в Вильнюсском гетто. Мать Надежды — писательница Александра Яковлевна Бруштейн, автор трилогии «Дорога уходит вдаль…». Отец, Сергей Александрович Бруштейн, был заслуженным деятелем науки РСФСР, профессором кафедры физиотерапии Ленинградского института усовершенствования врачей, основателем и директором Государственного физиотерапевтического института в Ленинграде и одним из основоположников советской физиотерапии.
С детских лет Надя испытывала тягу к народным танцам, наблюдая и участвуя в них во время ежегодных летних поездок семьи на Каму. Возвращаясь в город, девочка вдохновенно ставила русские танцы со своими школьными подружками. Когда дочь сказала матери, что хочет учиться танцевать, мать, Александра Бруштейн, была недовольна и сказала: «Нет!». Потом, уже менее сурово, добавила: «Надя, получи образование, профессию, а танцы от тебя никуда не денутся». Но Надежда настояла на своем.
Надежда Бруштейн ежедневно оттачивала свое мастерство и уже в процессе учебы умела, как никто другой, донести смысл каждого движения своего танца до зрителей. По завершении обучения педагогам стало ясно, что ученицу ожидает большое будущее, и они не ошиблись в своем предвидении. Уже на первом экзаменационном показе Надежде предложили работу в Большом театре.
Надежда Сергеевна Надеждина (Бруштейн). Фото: Wikipedia
Прибежав домой, Надя радостно воскликнула: «Мамочка, я уезжаю в Москву. Я — артистка балета!» Александра Яковлевна грустно ответила: «Значит, твоя мечта сбылась?» Надежда, задумавшись, сказала: «Сбудется, обязательно сбудется!»
В 1925-1934 годах Бруштейн была танцовщицей Большого театра. Девять лет упорного труда Надежды в Большом театре принесли результаты. Она участвовала в балетах «Конек-Горбунок», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Баядера», » Раймонда»… Ее страсть к танцу была оценена зрителями по достоинству. В годы Отечественной войны работала балетмейстером танцевальных ансамблей Сибирского военного округа и Карельского фронта, готовила исполнителей для фронтовых бригад, нередко сама выезжала с концертами в район боевых действий.
В 1943-1948 годах Надежда совмещала балетмейстерскую работу в Калининской филармонии и Мосэстраде. С присущей ей энергией практически обновила коллектив, поменяла репертуар. Казалось, все складывалось в ее жизни удачно: от приглашений на гастроли не было отбоя, зрители тепло принимали новый коллектив, цветы, аплодисменты. И тут — долгожданный сюрприз.
В коллективе народного хора города Калинина (Тверь) не было руководителя для постановки танцев. Надежду пригласили поработать, и она согласилась. Впервые она должна была работать не с балетной группой, а с танцевальным коллективом. Многие знакомые, узнав о решении Надежды, спрашивали: «Зачем в сорок лет начинать с нуля? У тебя уже есть слава, успех, награды. Как от этого всего отказаться?» Ведь в ту пору уже был знаменит ансамбль Моисеева, танцевальная труппа Пятницкого. Но решительности Надеждиной было не занимать. Важна была также поддержка мужа. И она победила.
Теперь целыми днями находилась в учебных заведениях, танцевальных коллективах, по крупицам собирала свой коллектив. Однажды Надежда Сергеевна увидела на старинной литографии хоровод: девушки держали в руках зеленые веточки березы. В этом рисунке она нашла не просто интересную идею танца, но и поймала свою «синюю птицу», изменившую всю ее жизнь и принесшую большое творческое счастье.
В 1948 году ансамбль, созданный из девушек, занимавшихся народными танцами в кружке художественной самодеятельности в Калинине, произвел в Москве сенсацию. На сцену театра-сада «Эрмитаж» вышли шестнадцать статных девушек в красных сарафанах с платочками в руках и веточками березы. Всех покорили лиричность, неспешный, как потом он стал называться, «плывущий шаг», придуманный Надеждой. После этого выступления хоровод стал называться «Берёзка», а его руководитель взяла себе псевдоним Надеждина.
В дальнейшем Н.С.Надеждина сама придумывала танцы. Ею были поставлены такие шедевры русской народной хореографии, как «Вальс «Берёзка», «Лебёдушка», «Цепочка», «Прялица», «Сударушка», «Балагуры», «Сибирская сюита», «Ямщики»… Она стала не только создателем и руководителем совершенно особенного ансамбля, но и родоначальницей нового стиля в современной хореографии.
Памятник на могиле Н.Н.Надеждиной на Новодевичьем кладбище. Фото: Wikipedia
Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, Герой Социалистического Труда Н.С.Надеждина руководила своим детищем более тридцати лет, до последних дней жизни. Сегодня ансамбль с гордостью носит имя его основательницы. Надежда Надеждина скончалась 11 октября 1979 года и была похоронена рядом с матерью на Новодевичьем кладбище в Москве.
После ее ухода из жизни художественным руководителем коллективом стала Мира Михайловна Кольцова (Мириам Михайловна Равичер), народная артистка СССР и Украины, профессор. В прошлом — ведущая солистка ансамбля, она стала достойной наследницей и преемницей Надеждиной, бережно сохраняя творческое наследие основательницы ансамбля, успешно развивая его и приумножая.
До 1977 года Мира Михайловна являлась ведущей солисткой ансамбля, исполнявшей все сольные партии в течение 20 лет. Кольцова уже более 50 лет работает в ГАХА «Берёзка»: с 1957 года — солистка балета, с 1979-го — художественный руководитель и главный балетмейстер.
С 1987 года ансамбль выступает с программой, в которой множество постановок его нового художественного руководителя. В совершенстве овладев стилем и хореографической пластикой ансамбля «Берёзка», она умело использует это в подготовке и выпуске новых постановок и программ, много работает по воспитанию нового поколения артистов ансамбля, обогащая их профессиональное мастерство передачей всех тонкостей исполнительского стиля и хореографических традиций «Берёзки», выступления которой за эти годы видели десятки миллионов зрителей в России и более чем восьмидесяти странах на пяти континентах земного шара.
В разные годы Кольцова была главным балетмейстером декад русского искусства в Киеве, Варшаве, Софии, Белграде, Берлине. В 1996-м Мира Михайловна являлась главным балетмейстером фестиваля «Славянский базар» в Витебске, а в дни юбилейных торжеств, посвящённых 850-летию основания Москвы — церемонии закрытия и спектакля-дивертисмента «Москва на все времена» в Лужниках (1997).
Слева — Мира Кольцова (Мириам Равичер). Кадр из фильма ”Девичья весна”. Фото: Wikipedia
Помимо широкой концертной деятельности, М.Кольцова участвует в благотворительных акциях, занимается популяризацией русского танцевального фольклора, проводя многочисленные встречи и семинары с представителями российской и зарубежной культуры. «Рисунок образов Кольцовой, — писал критик, — всегда тонок и живописен, соткан из множества тонов и оттенков. Кольцова очень музыкальна и пластична. Её движения имеют совершенно особую певучесть. Танец Кольцовой — это зримая песня.»
Традиции Надеждиной — сочетание высокой исполнительской культуры, профессионализма, актерского мастерства в раскрытии драматического образа и жесткой требовательности к себе. Сама суровый критик своего творчества, Надежда Сергеевна не раз говорила, что артист кончается тогда, когда самодоволен, когда у него не остается сомнений и желания совершенствоваться. Для Миры Кольцовой эти слова стали руководством к действию.
Знаменитый ”плывущий шаг” ”Березки”. Фото: Wikipedia
Многие, вероятно, помнят состоявшийся в мае 2003 года в Москве театрализованном гала-концерте»Егие Шалом!» («Да будет мир!») в честь 55-летия образования Государства Израиль. В Москву по этому случаю прибыли представители тридцати еврейских общин России и СНГ. В этот вечер вместе со зведами израильской эстрады, российскими и американскими артистами участвовал Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка», театр танца «Ритмы планеты», шоу-театр «Тум-балалайка» и другие.
Лейтмотивом всего музыкально-драматического действа послужили слова композитора Михаила Глуза: «Пока мы вместе, трусливой руке террора не уничтожить наш общий дом и наш общий мир». Вечер открылся песней композитора «Уходит гетто в облака…» и завершился его же сочинением»Егие Шалом», ярко исполненным всеми участниками театрализованного концерта.
Особые овации зрителей вызвал заключительный блок этого концерта — композиция Миры Кольцовой «Калинка-Хава Нагила». В ней переплелись музыкальные визитные карточки России и Израиля.
В этот вечер личные послания собравшимся в Государственный Центральный Концертный зал прислали тогдашние премьер-министр Израиля и президент страны.
Можно привести и другой пример. К 60-летию Великой Победы над нацистской Германией Мира Кольцова поставила новую композицию «Прохоровское поле». Это — сюита, песнь о защитниках Отечества. По словам Миры Михайловны, языком «Берёзки,» в ее танцевальной лексике она попыталась рассказать о том, какое горе обрушилось на советскую страну, о любви и верности, о стойкости и жертвах. Эту композицию восторженно принимали зрители Кипра, Израиля, Греции, Польши, Украины и многих других стран. На этом спектакле многие зрители плакали. Ведь тема — общечеловеческая, понятная всем. Душа народа — в танце, душой услышишь и поймешь больше, чем разумом.
Исполнительское и балетмейстерское творчество М.М.Кольцовой получило мировое признание. В самых сложных ситуациях ей помогает и поддерживает чувство высокой ответственности перед памятью Н.С.Надеждиной.
«Мне судьба подарила счастье сотрудничать с великим мастером, «- так Кольцова говорит на встречах со зрителями, в интервью с журналистами, в личных беседах…