над пропастью во ржи актеры
«Над пропастью во ржи»: про новый фильм, Сэлинджера и Кевина Спейси
Все фильмы про писателей нудные. Писатели, конечно, люди славные, но кто сказал, что мне охота копаться в их личной жизни. Нет, ну, конечно они большие молодцы, что написали шедевры. Из-за них только и существует такой школьный предмет, как литература. Сквернейшее занятие, уж поверьте мне. Моим родителям, конечно, хотелось бы услышать обратное. Ведь они так старались набить все шкафы в нашем доме книгами. А я до сих пор на них смотреть не могу. Воротит. Поэтому читаю только комиксы. Уж, по крайней мере, весело. Самый худший день случился со мной вчера. Есть у меня подруга одна. Дура дурой, но ходит в кинотеатр. Куда делась моя сила воли — только леший знает. Согласилась с ней пойти на новый фильм. Про какого-то чудака-писателя. Написал он только одну толковую книгу. Про рожь и пропасть. Надо было уже по названию понять, что не стоит и деньги на билет тратить. 250 рублей. За то, чтобы узнать, как он с ума сходил и клянчил публикации у издателей. Прескверное настроение у меня после увиденного.
Что это было? Откуда это бунтарство? — спросите вы. В качестве ответа на ваше удивление предлагаю открыть вам первый абзац «Над пропастью во ржи». Да, я попыталась скопировать стиль американского писателя Джерома Сэлинджера, фильм про которого посмотрела.
Несмотря на мои придуманные в первом абзаце нотки негодования, увиденное мне понравилось. Объяснение «почему» начну с причины, которая обнажила себя, когда я покидала зал. Я наконец-то поняла, почему в юношеском возрасте я не испытала эйфории от самой продаваемой американской книги. Мне было комфортно в своей коже, у меня не сносило крышу от презрения к окружающей действительности, мне не хотелось играть с близкими в перетягивание каната. При этом я испытывала определённые подростковые переживания. Я особо остро реагировала на проявления несправедливости. Но! Мои внутренние терзания не подталкивали меня к борьбе и превращению в циника. Видимо, поэтому образ мятежного Холдена Коулфилда из романа «Над пропастью во ржи» пришёлся мне не по размеру. Это был пиджак с чужого, какого-то слишком иностранного плеча. Однако тысячи подростков по всему миру со мной не согласятся, так как после прочтения они перестали чувствовать себя одинокими в своих попытках завоевать своё место под солнцем, которое в их понимании светит только для взрослых.
Можно ли говорить, что культовый Холден Коулфилд был проекцией собственных проблем Сэлинджера? Фильм Rebel in the Rye помогает ответить на этот вопрос утвердительно.
У писателя с детства были непростые отношения с отцом. Либо просто парню так казалось. В его восприятии отец недостаточно его любил и строил для него совсем другие планы. В качестве примера настоящего карьерного достижения Сол Сэлинджер приводил сыну своего знакомого еврея, который уже в молодом возрасте стал «королём бекона», продавая свинину. Надо заметить, что мать писателя, Мириам, напротив, была доброжелательно настроена к писательским порывам своего чада. Благодарностью за её поддержку стало посвящение To the Mother, украсившее в 1951 году легендарное первое издание романа Catcher in the Rye.
Помимо идейного конфликта с отцом, Джерома терзала строгая социально-этническая стратификация жизни в Нью-Йорке. По его словам, быть вхожим в лучшие англосаксонские круги Upper East Side ему мешало его еврейское происхождение. При этом в популярном среди евреев Upper West Side он тоже был чужаком, так как ему не хватало богемного духа.
Хлебнуть разочарования ему пришлось и в делах сердечных. Девушка, за которой он ухаживал, Уна О’Нил, дочь известного американского драматурга Юджина О’Нила, предпочла ему Чарли Чаплина, годившегося ей в отцы (на момент свадьбы ей было 18 лет, ему — 54).
Завоевание публики своим писательским талантом тоже не проходило у Сэлинджера гладко. Многие престижные журналы, вроде The New Yorker, готовы были печатать его рассказы при условии, что он их изменит под формат издания. Для Сэлинджера это было равносильно предательству по отношению к самому себе.
Но, пожалуй, самым сильным эмоциональным потрясением для писателя стала война. Он участвовал в открытии второго фронта в Нормандии. Собственными глазами видел узников концлагеря в Дахау. В результате Сэлинджер попал в госпиталь с сильным нервным срывом. Домой в США он вернулся другим человеком. Ночные кошмары и постоянно преследующий его запах обуглившейся кожи отвлекали от писательского дела. Покой пришёл к писателю после знакомства с буддистскими практиками. По большому счёту, его уединённые беседы с гуру по философии дзен и медитация помогли писателю завершить роман «Над пропастью во ржи». Не все издатели были довольны книгой. Они не поняли главного героя, подростка Холдена. Их также смутил едкий и циничный тон повествования. Тем не менее, роман в известной многим обложке с красной лошадкой из карусели был напечатан. Обрушившаяся слава доходила до абсурда. У дома его стали подкарауливать фанаты в знаковой для героя красной шапке-ушанке.
Они выдавали себя за реальных Холденов и хотели поговорить с автором. Сэлинджер таких самозванцев побаивался. Чтобы хоть как-то обезопасить себя от назойливого внимания, он решает больше не печатать на обратной стороне обложки свой портрет — меньше подростков будет знать его в лицо.
Однако главным способом борьбы с повышенным вниманием стало самовольное изгнание из Нью-Йорка, который он так презирал в своих рассказах, в сельскую глушь городка Корниш в штате Нью-Хэмпшир.
Все эти вехи запечатлены в фильме. Картина не идеализирует образ писателя. После просмотра лучше понимаешь, почему он написал так мало и предпочёл славе уединение в тихом месте. Он наложил серьёзные ограничения на своё творчество. С 1965 года перестал давать разрешение на переиздание своих произведений. Более того, запретил экранизировать «Над пропастью во ржи». Примечательно, что фильм получил название романа только в русском переводе. На самом деле создатели фильма Rebel in the Rye объединили заголовки двух произведений писателя – самого популярного романа и рассказа “Slight Rebellion off Madison”.
Теперь выражу несколько мыслей по поводу актёрской игры.
Для начала меня удивило, что на главную роль пригласили Николаса Холта.
Видимо, внешнее сходство с Джеромом Сэлинджером не было руководящим принципом при подборе актёров. Я бы отдала предпочтение Майлзу Теллеру.
Но поскольку никто моего совета не спросил, придётся оценивать в этой роли Холта. На мой вкус, он сыграл слишком ровно и чисто. Приходит на ум два варианта прочтения стихов: отстранённое и эмотивное. Николас Холт выбрал первое. Не могу сказать, что это плохой выбор. Просто не запомнился ни сам образ, ни то, что он говорил.
Красавицу Уну сыграла Зои Дойч. Если бы её сыграла Лили Колинз, разницы я бы не заметила.
Но громить весь каст я не собираюсь. Было две радости. Собственно, источник одной из них и стал главной причиной, по которой мне хотелось посмотреть Rebel in the Rye. Я шла, чтобы как зритель проститься с Кевином Спейси. Я не знаю, когда он вернётся на экраны. Процесс расплаты за грехи начался у него ещё при жизни.
Что делать тем, кто до прозвучавшего грома о его моральных преступлениях наслаждался талантом этого актёра? Идти, как я, на этот фильм и с большим сожалением и не менее большим негодованием смотреть на Спейси. С сожалением — потому что я ещё долго не увижу узнаваемой и академически превосходной игры актёра. С негодованием — потому что я зла на этого актёра. Люди этой профессии в точке отправления их карьерного поезда должны понимать, что отныне их личная жизнь не может быть хрустальным ларцом, окутанным цепями и находящимся в камере хранения Змея Горыныча. Всё содержимое этого ларца теперь на виду. И в случае его неприглядности все вымученные и легендарные роли разбиваются на мелкие осколки. Я уже молчу про степень разочарования, которое испытывают зрители.
И, тем не менее, даже разочарование не помешало мне абстрагироваться и признать, что Спейси с головой уходит в своего персонажа Уита Бернетта, преподавателя по письму в Колумбийском Университете, а также основателя и редактора журнала Story. Лично мне приятно видеть, что в его карьере появилась эта роль. Слишком много до неё было образов исчадий ада. Антипатия, которую он вызывал как злодей Фрэнсис Андервуд в Карточном Домике, способствовала более лёгкому усвоению новости о его плохом поведении в реальной жизни. Но знаете, друзья, если вы хотя бы раз смотрели интервью этого актёра, то не могли не заметить, что даже по своей манере говорить он — педагог. Поэтому его вживание в преподавателя по писательскому мастерству было столь органичным.
Уит Бернетт стал наставником для Сэлинджера, и именно он первым опубликовал в своём журнале рассказ будущего известного писателя. Вообще, отношение Джерома Сэлинджера к своему учителю, которое достаточно подробно освещено в фильме, многое говорит о непростом характере писателя.
Источником второй радости стала Сара Полсон.
Удивительная актриса, на мой взгляд. Мало кому так идут женственно-строгие эмансипированные образы 30–50х годов, как этой женщине. Тембр её голоса и лёгкий дефект речи действуют на меня как валерьянка. Если можно было бы вручать Оскар за манеру держать сигарету и пригубить мартини, то я бы вручила его однозначно Саре Полсон. В ней сочетаются редкая мягкая грация и волевой характер. В фильме она исполнила Дороти Олдинг, литературного агента Сэлинджера.
В своём резком вступительном абзаце-имитации я пригвоздила фильмы про писателей словом «нудные». Конечно, нет. Большинство весьма увлекательны и познавательны. Но они могут быть однообразны, особенно если речь идёт об американских писателях 20-го века.
Их жизнь и творчество разворачивались в одинаковой атмосфере. Именно поэтому я не смогла избежать сравнения «Над пропастью во ржи» с фильмом «Гений» 2016 года про дружбу двух талантливых личностей — писателя Томаса Вулфа (Джуд Лоу) и издателя Макса Перкинса (Колин Ферт), который открыл для читателей Эрнеста Хемингуэя и Фрэнсиса Скотта Фицджеральда.
Помимо сигаретного дыма, постоянного звона бокалов, их объединяет важный аспект — в фильмах запечатлён сложный, порой изматывающий, скрытый от читателей, период превращения рукописи в книжное издание. В этот период писатель, который ещё не подозревает о своей грядущей популярности, должен обить пороги нескольких издательских домов, унизиться, наступить себе на глотку, если потребуется внести изменения в оригинал, и жить ожиданием. При этом даже это сложное время обычно приносит ценный опыт и знакомства, которые могут вылиться в дружбу на всю жизнь.
Такие фильмы не для всех, но интересующимся они помогают лучше понять, почему определённое произведение писателя находит отклик в вашем сердце, а другое, напротив, вызывает протест и действует, как ноготь по стеклу.
Спасибо за внимание!
Marina Condal
Что сказал бы Сэлинджер
« Единственное, о чем я сожалел, когда мне исполнился 21 год, что никогда уже не сыграю Холдена Колфилда ». Показательное признание Джона Кьюсака, с которым согласился бы каждый уважающий себя американский лицедей с неплохим ай-кью и внешностью интеллигента, можно распространить на всю американскую киноиндустрию: Голливуд никогда не освоит книгу Сэлинджера «Над пропастью во ржи» – еще в 50-х годах писатель однозначно запретил экранизировать свои произведения.
Это очень старая история: уговорить Сэлинджера сделать исключение, среди прочих, пытались Спилберг, Николсон, Леонардо ди Каприо, Тоби Магуайр и Теренс Малик, но с его смертью 27 января 2010 года в ней проставлена окончательная точка – титров «Based upon ‘The Catcher in the Rye’ by J.D.Salinger» мы не увидим никогда. Любители хорошей литературы вздохнули с облегчением, но посмотреть «Над пропастью во ржи» в кино можно: из фильмов, тайно экранизирующих похождения Холдена Колфилда, можно составить солидную коллекцию.
Самые интересные образцы мы приводим ниже, снабдив комментариями самого Сэлинджера, взятыми из его письма, где он объясняет, почему Холден Колфилд и большой экран – вещи совершенно несовместные.
1. Холден-Холден: «Дорогая Руфь» /Dear Ruth/ (1947), реж. Уильям Д. Рассел, 1947
Как гласит легенда, имя главного героя «Над пропастью во ржи» Сэлинджер заимствовал из романтической комедии Уильяма Д. Рассела с Джоан Колфилд и Уильямом Холденом. Ученые эту версию отрицают. Как бы то ни было, сам факт, что в природе существует фильм, где имена «Холден» и «Колфилд» упоминаются хотя бы в титрах, оставляет Голливуд после поединка с Сэлинджером уже не с таким разгромным счетом.
2. Холден-перс: «Пари», реж. Дариуш Мехрджуи, 1995
Существует ли помимо косвенных прямые экранизации произведений Сэлинджера, где фамилия писателя честно упомянута в титрах? Чтобы больше не возрващаться к этой теме – существует. Одна. Персидская. Дариуш Мехрджуи, без пяти минут классик иранского кино, зная о писательской нелюбви к девятой музе, написал ему письмо с просьбой дать добро на экранизацию «Фрэнни и Зуи». Сэлинджер, устав отбрыкиваться от режиссеров американских, и видно посчитавший, что иранские – это уже чересчур, даже не ответил. Приняв молчание за знак согласия, Мехрджуи приступил к съемкам, практически не изменив сюжета. Лишь некоторые детали были согласованы с иранскими реалиями: христианский мистицизм, которым увлекается Фрэнни, заменен на шиитский, из кадра убраны курение и алкоголь, да переименованы главные действующие лица. Фрэнни Гласс стала Пари (Ники Карими), ее брат Симур – Асадом, Зуи – Дадаши. В приведенном отрывке Фрэнни-Пари рассказывает Зуи-Дадаши о своем разочаровании от учебы в престижном Тегеранском университете (у Сэлинджера – Йельском).
Что сказал бы Сэлинджер: Во время фестиваля иранского кино в Нью-Йорке Сэлинджер через своих адвокатов запретил демонстрацию картины.
3. Холден-Джеймс Дин: «Бунтарь без причины» /Rebel Without A Cause/ (1955), реж. Николас Рей, 1955
Тем, кому не по душе нытье трудного подростка Холдема, но по душе подростковый нон-конформизм, согласятся с тем, что великий Джеймс Дин – единственный, кто мог сыграть в 50-х главного героя «Над пропастью во ржи», не размазывая сопли по экрану. Николас Рей снимал свой фильм, когда повесть Сэлинджера уже разошлась по Штатам в миллионах экземпляров. Для американского кино того времени фильм с Дином стал тем же, чем повесть Сэлинджера для американской литературы 50-х: кино нашло своего героя.
Что сказал бы Сэлинджер: « Холдена Колфилда, по моему сверхпредвзятому мнению, сыграть невозможно в принципе ».
4. Холден-Терренс Стамп: «Коллекционер» /Collector, The/ (1965), реж. Уильям Уайлер, 1965
Вот, наконец, 60-е, и уже повзрослевший Холден – угрюмый социопат Фредди (Терренс Стамп), весь фильм удерживающий в запертой комнате похищенную молодую барышню. Фильм Уайлера хоть и основан на романе Джона Фаулза, на самом деле представляет собой развернутую и доведенную до логического абсурда экранизацию одной знаменитой сцены «Над пропастью во ржи», где Холден, пригласив в дешевый гостиничный номер девушку по вызову – не заниматься сексом, а «просто поболтать», оказывается в результате жертвой, получив по морде от ее сутенера. Теперь уже жертва Холдена, пытаясь растрогать своего тюремщика, предлагает ему поболтать о книжке Сэлинджера. «Глупая книжка!» – отвечает социопат и рвет свою автобиографию на кусочки.
Что сказал бы Сэлинджер: «Никто, похоже, со мной не согласен: »Над пропастью во ржи« – это очень »литературный« роман»
5. Холден-Хоффман: «Выпускник» /Graduate, Тhe/ (1967), реж. Майк Николс, 1967
Колфилд эпохи хиппи – это юный Дастин Хоффман, сыгравший Бена Брэдока, выпускника престижного ВУЗа, которого так достала его буржуазная семья, что пришлось переспать с взрослой женщиной, чью фамилию носит известный хит «Миссис Робинсон» дуэта Саймона и Гарфункеля, сочинивших саундтрек к картине. «Выпускник» – воображаемый сиквел «Над пропастью во ржи»: главный герой заканчивает-таки престижный колледж, и что, скажите на милость, ему делать дальше? Замутить романчик. Вполне в его стиле. В отрывке – сцена, где Бену открывают истину, что «будущее – это пластик».
Что сказал бы Сэлинджер: «Для роли Холдена вам не хватит просто Чувствительного, Умного, Талантливого Юного Актера в Двустороннем Пальто»
6. Холден-Мартин Шин: «Пустоши» /Badlands/ (1973), реж. Теренс Малик, 1973
Повышенный интерес к экранизации «Над пропастью во ржи» проявлял и Теренс Малик – естественно, тоже безуспешно. Результатом маневров, обходящих писательский запрет, стал его дебют «Пустоши» с молодым Мартином Шином, сыгравшим неприкаянного молодого балбеса, внешне как две капли воды похожего на Джеймса Дина, о чем ему по дороге в тюрьму все время напоминают копы. Таким витиеватым способом Малик соединил «Бунтаря без причины» с повестью, которую не смог экранизировать: играя в Джеймса Дина, он играл, конечно, в Колфилда.
Что сказал бы Сэлинджер: «Размышления и поступки, которые кажутся абсолютно естественными в уединенности романа, на сцене, в лучшем случае, обернутся псевдосимуляцией, если такое слово вообще существует (надеюсь, что нет)»
7. Холден-Крис Паркер: «Вечные каникулы» /Permanent Vacation/ (1980), реж. Джим Джармуш, 1980
Мало сказать, что в герое дебютного фильма Джима Джармуша, которому некуда приткнуться, сильна холденовская нота: «Вечные каникулы» – это и есть «Над пропастью во ржи» – с Нью-Йорком, умышленным, странным городом, мучительно коллапсирующим после разгула 70-х, и апокалиптическим боем колоколов, сопровождающим зрителя весь фильм. Одинокий юноша (Крис Паркер) странствует по улицам и свалкам, встречается с разными людьми, угоняет дорогие машины. Сцена в комнате отеля, где он танцует твист под Чарли Паркера – привет сэлинджеровским сороковым от 80-х Джармуша. Да, и в отличие от Холдена, сбежавшего в Нью-Йорк выгуливать свой сплин, герой мечтает свалить из него в Европу на большом белом пароходе.
Что сказал бы Сэлинджер: «Мне более всего важна разборчивость Холдена в своих читателях и слушателях, важны его отступления, посвященные бензиновым радугам в лужах, важно его мировоззрение, его отношение к чемоданам воловьей кожи и пустым коробкам из-под зубной пасты – одним словом, я дорожу его мыслями. Его нельзя без потерь разлучить с повествованием от первого лица»
В том же году, когда Джим Джармуш дебютировал в кино «Вечными каникулами», еще два человека признались в любви к «Над пропастью во ржи» – убийца Джона Леннона и мужчина, стрелявший в Рональда Рейгана. На допросах выяснилось, что они идентифицировали себя с главным героем повести, а Марк Чэпмен держал любимую книжку в руках сразу после убийства. Английский режиссер Эндрю Пиддингтон снял про это фильм.
Что сказал бы Сэлинджер: «Я повторяю это снова и снова, но никто, похоже, со мной не согласен: »Над пропастью во ржи« – это очень »литературный« роман»
К 90-м стало ясно окончательно, что «Над пропастью во ржи» не удастся экранизировать никогда. Непонятный молодой человек с улицы (Уилл Смит), беспардонно вторгшийся в размеренную жизнь нью-йоркских буржуа, торгующих антиквариатом, в своем монологе перечисляет суперважные для Америки явления, вытекающие из этого текста, но утраченные для Голливуда навсегда из-за одного вредного писателя, запретившего шоу-бизнесу тянуть к Холдену Колфилду свои липкие ручонки.
Что сказал бы Сэлинджер: «Тот факт, что я не увижу воочию результатов (гипотетической экранизации), бесконечно меня радует»
10. Холден-Ривер Феникс: «Айдахо для меня одного» /My Own Private Idaho/ (1991), реж. Гас Ванс Сент, 1991
Шоу-бизнесу оставалось лишь играть в аллюзии и намеки: Холдена Колфилда 90-х увековечил Ривер Феникс, сыгравший странствующего по городам американского сироту, болеющего нарколепсией, в лучшем фильме Гас Ван Сента. Феникса еще до его безвременной кончины называли реинкарнацией Джеймса Дина. Но бунтарь 90-х уже не бунтует – он спит. Иногда – с мужчинами за деньги.
Что сказал бы Сэлинджер: «Для Холдена вам понадобится человек поистине загадочный, а если у какого-то молодого человека и есть в душе загадка, то как распорядиться ею, он наверняка не знает»
11. Холден-Тоби Магуайр: «Ледяной шторм» /Ice Storm, The/ (1997), реж. Энг Ли, 1997
Гипотетический разговор Холдена со своим отцом об онанизме выглядел бы примерно так, как в этой сцене из «Ледяного шторма» с участием 16-летнего Тоби Магуайра. Последний так вжился в роль подростка, разочарованного в фальшивом мире взрослых, что тоже забрасывал Сэлинджера умоляющими письмами. Но в результате играть пришлось Человека-паука.
Что сказал бы Сэлинджер: «Мысли Холдена, само собой, можно переработать в диалоги или поток сознания за кадром, но тут я не могу подобрать иного выражения, кроме как »притянуто за уши«
12. Холден-Джейк Джилленхол: «Хорошая девочка» /Good Girl, The/ (2002), реж. Мигель Артета, 2002
Холден-Дин – бунтарь от рок-н-ролла, Холден-Стамп – социопат эпохи happy sixties, Холден-Хоффман – внутренний хиппи, Холден-Шин – чужак в родной стране, Холден Джармуша – чужак в чужой стране, Холден Ван Сента – просто лишний парень на деревне. Холден »нулевых« – такое вот нежное нон-конформистское создание с модельной внешностью, пышными ресницами и неиссякающим запасом сарказмов на все случаи жизни. Героя Джейка Гилленхала из комедии »Хорошая девчонка« зовут Холден. Сам себя он считает реинкарнацией своего литературного тезки, а в кадре то и дело мелькает обложка »Над пропастью во ржи«, чтобы все идиоты поняли, на что так толсто намекают авторы комедии.
Что сказал бы Сэлинджер: »А ведь я еще не упомянул, насколько рискованно привлечение, прости Господи, актеров! Вы когда-нибудь видели девочку-актрису, которая сидела бы на постели, закинув ногу на ногу, и выглядела непринужденно?!… В заключение я мог бы уточнить, что позиция моя не подлежит пересмотру, но вы, полагаю, и сами уже это поняли»
«За пропастью во ржи»
Биографическая драма о жизни знаменитого писателя Джерома Сэлинджера, получившего всемирную известность после публикации его романа «Над пропастью во ржи»
Жанр: драма, биография
Страна: США
Год: 2017
Режиссёр: Дэнни Стронг
Продюсеры: Брюс Коэн, Тэд Лакинбилл, Трент Лакинбилл
Сценаристы: Дэнни Стронг, Кеннет Славенски
Оператор: Крамер Моргенто
Художники: Дина Голдман, Маки Такенучи, Дебора Линн Скотт
Монтаж: Джозеф Крингс
Кто снимался в фильме «За пропастью во ржи»: Зои Дойч, Николас Холт, Сара Полсон, Кевин Спейси, Люси Бойнтон, Виктор Гарбер
Премьера (Россия) 7 декабря 2017
Сюжет фильма «За пропастью во ржи»
История о жизни великого американского писателя Джерома Сэлинджера и создании его культового романа «Над пропастью во ржи». Сложные отношения с отцом, ужасы войны, неудачные браки — все это привело к рождению героя его романа Холдена Колфилда. После выхода книги в свет, писатель получил заслуженное признание, но решил вести затворнический образ жизни. Последние годы он провел в своем особняке, ни с кем не общался и ничего не публиковал.
В основу фильма легла книга Кеннета Славенски «Дж. Д. Сэлинджер: Жизнь». Режиссер выкупил на нее права и сам адаптировал в сценарий.
Интересные факты о фильме «За пропастью во ржи»:
Трейлер фильма «За пропастью во ржи»:
Кадры из фильма «За пропастью во ржи»:
tele@kp.ru
Телефон редакции: +7 (495) 777-02-82
127287, г. Москва, Петровско-Разумовский Старый проезд, д. 1/23, стр.1
Исключительные права на материалы, размещенные в сетевом издании TELEPROGRAMMA (www.teleprogramma.pro), в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда» ©, и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение прав: (495) 970-19-51 (kp@kp.ru)
Сообщения и комментарии читателей сетевого издания размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Возрастная категория 16+