начни снимать жизнь курс
Начни снимать жизнь курс
Мобильный телефон
или любая другая камера — это не важно.
Камера — всего лишь инструмент.
Курс подходит для всех, у кого есть желание
снимать жизнь и обрабатывать свои
снимки легко и просто.
В любой съемке важно быть внимательным.
Научиться чувствовать мир вокруг себя.
Уже 37.000 человек прошли курс.
Статистика дает уверенность в том,
что Вам понравится.
Есть 30- дневная гарантия
возврата средств.
Как это работает?
Смотрите уроки онлайн
в любое удобное время.
Доступ открывается
бессрочно.
Что необходимо?
Смартфон или любая другая камера.
Основная часть
Наш опыт и приёмы, которые используем при съемке и обработке.
Визуальный тренажер
Уникальная методика, основанная на наблюдении.
Взаимосвязанность
Источники вдохновения, визуальные ориентиры.
Базовые принципы
То, что помогает нам не допускать ошибки.
Практическая часть
Интуитивные задания, адаптированные под жизнь каждого.
1 глава | Вступление
— Важность и смысл съемки.
2 глава | Человек в кадре
— Создаем живые и эмоциональные снимки.
— Комфортный процесс съемки.
— Психологический аспект при съемке человека.
— Образ и индивидуальность.
3 глава | Почти как в кино
— Взаимодействия людей в кадре.
— Выбор локации.
4 глава | Душа и атмосфера города
— Снимаем окружающий мир.
— Как создаются проекты.
— Мыслим подборками и сериями.
5 глава | Процесс съемки, как медитация
— Концентрация на ощущениях во время съемки.
— Ищем новое — то, что остается без внимания.
— Работа со светом: видим и чувствуем.
— Как создавать сюжеты для фотографий.
6 глава | Пара слов о главном
— Информационная уборка.
— Полезные сервисы.
7 глава | Смотри на вещи по-новому
— Учимся видеть атмосферу и эмоции.
— Технические особенности.
8 глава | Обработка и отбор фотографий с помощью телефона
— Сортировка снимков в Lightroom.
— Работа с цветом и светом.
— Собираем истории из серии снимков.
8 основных пресетов для телефона и ПК,
которые используем из года в год.
И 60 дополнительных для тех,
кто хочет разнообразия.
Онлайн-чат
— Задавайте любые вопросы.
— Участвуйте в совместных проектах.
Курс по фотографии « Фрагменты из жизни»
Я люблю фотографировать. Во-первых, это отличный способ запечатлеть то, что происходит вокруг, а потом с ухмылкой вспомнить. А во-вторых, я использую свои изображения для оформления статей. Например, в этом блоге я использую только фото, которые сделал сам. Да и на страницах РАЗВИВЕЙШН придерживаюсь той же политики.
В один из будних вечеров на меня старгетировалась в Инстаграме реклама о курсе по осознанной фотографии. Звучит странновато, стоит 350 рублей, обещают улучшить подход к фотографии. Что ж, показалось, что сделка слишком интересная, чтобы её упускать, так что я оплатил входной билет и погрузился в онлайн-обучение.
Продолжительность всех лекций — около двух часов. Рассказывают о том, почему вообще важно фотографировать, подсказывают, как передавать эмоции и строить фото-истории, демонстрируют привлекательные примеры и подкидывают полезные приёмчики по кадрированию. И всё это подкрепляется сценами из фильмов и симпатичными снимками.
Вроде как авторы продумывали, что люди будут потреблять контент курса поэтапно, но я посмотрел всё почти в один заход, и сразу же пошёл практиковаться. И не могу остановиться до сих пор.
В специальном разделе можно скачать отличные пресеты для мобильного Лайтрума, которые отлично подходят для обработки фотографий. Собственно, благодаря этим и парочке других пресетов, я смог заменить Лайтрумом все остальные приложения для работы с цветом.
Ещё мне очень понравилось, что я сразу увидел свой прогресс. Потому что теперь, перед тем как нажать круглешок в Камере, я продумываю в голове историю. Не знаю, видит ли кто-то кроме меня эту историю, но факт остаётся фактом — мне намного больше нравится фотографировать и смотреть на результат, когда я знаю о каком-то потаённом смысле или настроении, в котором создавалось это фото.
В конце лекций есть специальная часть про сакральный смысл фотографии, медитацию и прочие важные вещи, так или иначе связанные с осознанностью. Тут мне было несколько некомфортно, поскольку никак не мог в голове соединить смысл и разобраться, насколько вообще его важно соединять. В общем, кажется, что тут немного перегнули, либо наоборот, дали слишком мало подробностей. Ну да ладно.
Если хотите прокачать свои фото-навыки или научиться снимать более осознанно ( что бы это ни значило), то попробуйте этот курс. Он того стоит.
Как работает тренинг «Марафон желаний» Елены Блиновской и работает ли вообще
Январь 2019 года. «Cтарбакс» в Камергерском переулке — битком. За окном хлопьями валит снег, внутри люди догуливают новогодние праздники, греются орехово-ирисным латте и болтают о планах на отпуск. За соседний столик подсаживаются подруги лет сорока.
Я случайно улавливаю их разговор и слышу раскат восторгов в адрес Елены Блиновской, главной исполнительницы желаний (как она сама себя называет), наставницы, натаскивающей своих последователей на достижение целей. Соседки разговорились о ней в связи с предстоящим выступлением Блиновской в Crocus City Hall. Оно, к слову, обросло полярными отзывами: одни зрители, купившие билеты за 7 тыс. руб., еще несколько дней рукоплескали волшебнице в комментариях, другие же разочарованно жаловались на отсутствие обещанного тренинга и манеру речи Елены.
Впрочем, негативных комментариев о самих марафонах в разы меньше, чем позитивных — есть даже отдельный Instagram-аккаунт с елейными отзывами. Неудивительно: благодарный отзыв — «задание-постскриптум» каждого марафона. Но диалог в «Старбаксе» случился за несколько недель до выступления: статная блондинка, похожая на Олесю Судзиловскую, в красках расписывала свои перемещения по миру (не забывая благодарить за каждое марафон желаний — мол, без Блиновской не случилось бы) и значимое событие: они с мужем подарили маме квадратные метры в ОАЭ. Из списка желаний, который необходим для финиша в марафоне, это, по словам блондинки, казалось самым нереальным.
Десятые числа января того же года. Бар на Петровке. Мы с подругой зашли выпить по коктейлю. Там же по счастливой случайности коротал время видный столичный стилист и в недавнем прошлом главред модного глянца. И так не отличающийся склонностью к апатии, он был резвее и вдохновеннее, чем обычно. С азартом просветленного друг поведал нам о завершившемся накануне марафоне желаний и о том, как он преобразился в процессе: открылся миру, взял за правило всегда говорить «да», не бояться своих желаний (в прямом смысле: захотел внушительный гонорар за сотрудничество с брендом — не мешкая озвучил и получил его), избавился от ограничительных установок и — главное — загадал прославиться как дизайнер.
К тому моменту бренд замысловатых свитеров только вырисовывался: парень отшил несколько экземпляров, снял рекламную кампанию, раздарил сэмплы друзьям и сел за прописывание концепции марки. Через восемь месяцев после нашей встречи, в сентябре, состоялся первый показ его бренда. Но задолго до шоу, в тот самый вечер, когда мы с подругой, лениво потягивая коктейли, пытались разделить экзальтацию без пяти минут дизайнера, я поняла, что упоминание феи Елены в моей жизни участилось. А значит, неплохо было бы записаться на прославленный марафон.
Сказано — сделано. Лена добавила больше сотни участников в закрытый WhatsApp-чат (к концу марафона нас осталось 79) и три недели отправляла голосовые сообщения с заданиями. Марафон начинается с привета Мари Кондо и ее «Магической уборке». Необходимо подготовить пространство: выбросить минимум 60 вещей (от чеков и прочего барахла до старой одежды) или, если находитесь вне дома, почистить галерею телефона и отчитаться Лене в личных сообщениях. В захламленном пространстве нечего и мечтать.
Дальше приступаем к главному: составляем список из десяти желаний, Блиновская корректирует формулировки. Основные правила: нельзя загадывать желание с частицей «не», нужно помнить об экологичности (увести парня — неэкологичное желание; Вселенная его, может, и исполнит, но потом надает по шапке, как утверждает коуч) и нельзя загадывать за другого человека (чтобы кто-то сделал для вас что-то).
Потом начинаются танцы вокруг этого списка: участники проставляют желаемые даты исполнения, пишут на листе минимум по три страха, связанные с каждым желанием, и сжигают его, визуализируют свои мечты и составляют список негативных установок (а-ля «деньги портят человека»), препятствующих осуществлению желаемого. На этом бесплатная неделя заканчивается, и Елена предлагает пойти дальше, заплатив 2 тыс., 4 тыс. или 30 тыс. руб. Минимальная сумма — просто входной билет на следующий уровень, обратной связи от Лены больше не будет. За 4 тыс. кудесница проверяет задания и дает фидбек, за 30 тыс. разжевывает каждую домашку и лично беседуют после марафона. Многие пишут, что бесплатной недели достаточно для систематизации целей.
«Марафон хорошо проработан с точки зрения базовой психологии, информация структурирована, подается даже немного по-научному», — хвалит первый этап одна пиар-специалист. В платной части Блиновская просит составить список альтернативных желаний, а затем выбрать из обоих самые-самые. Зачем?
«Дело в том, что многие желания навязаны нам социумом, вот почему важно сойти с привычной колеи. Рутина, в которой мы существуем, очень сильно ограничивает, не оставляет времени и возможности заглянуть внутрь себя и понять, действительно ли это твое желание или это кто-то за тебя придумал, поэтому надо хотеть карьеру, должность начальника, заморские путешествия, популярность или замужество. Может, истинная мечта другая, а энергии на осуществление изначально манифестированного желания нет, потому что оно не соответствует нашей внутренней сущности. Поэтому в марафоне даже есть действительно классное упражнение, допускающее «другой маршрут». Это хорошо — расширять видение, пусть даже для начала просто иногда меняя кафе для завтрака», — раскладывает по полочкам счастливая мать четверых детей Елена Блиновская.
Помимо статуса «Миссис Россия International-2016», квартиры в центре Москвы, личного автопарка и друзей-селебрити уроженка Ярославля намечтала себе еще и мужа. Об Алексее Блиновском известно мало: на его имя были зарегистрированы несколько ООО, сегодня активно одно — «Аквакультура», выращивающее рыбу для пресноводного рыболовства.
Идею «другого маршрута» постулирует и популярный американский коуч Джо Диспенза, автор книги «Сила подсознания»: не стоит рассчитывать на новую жизнь, если вы подвержены старым привычкам и ритуалам. Другой коуч, называющий себя специалистом по работе с бессознательным, — Наталья Макаренко. Она уверена, что «расширить видение» не так просто: новые привычки невозможно выработать искусственно и быстро. «Чтобы мозг полностью «забыл» прежний образ действий и перестал вас с ним ассоциировать, нужно семь лет (если алкоголик бросает пить, то должно пройти семь лет для того, чтобы его мозг перестал считать его алкоголиком, например). Их можно переписать, как программу, с помощью интегрального нейропрограммирования», — поясняет Наталья.
Наталья не дипломированный психолог: прошла курсы по работе с бессознательным и, почувствовав в себе силы работать не только со своими, но и с чужими запросами, начала консультировать клиентов удаленно — по телефону, в мессенджерах, по скайпу, — чтобы не смущать и не отвлекать человека во время путешествия по чертогам разума. Коуч учит распознавать и «сливать» идентичности и «выращивать» новые (например, убирать внутреннего скептика и «вскармливать» идентичность, отвечающую за хобби и релакс), проводит марафоны — финансовый и похудения — и в красках описывает случаи из практики в Facebook и Instagram.
Вот пример одной из техник нейропрограммирования по Макаренко, как раз на реализацию мечты: «Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте, что где-то в пространстве перед вами появляется окошко, в нем показывают «кино», а вы в главной роли. И в этом «кино» ваше желание уже исполнилось. Как следует рассмотрите, где вы, с кем, как вы выглядите, что вы видите, слышите, чувствуете. Самое главное, посмотрите, счастливы ли вы там, отзывается ли увиденное ощущением, что это ваше (а то иногда мы желаем черт-те что, а когда оно сбывается, понимаем, что хотели совсем другого). Если вам все нравится и в окошке действительно ваша мечта, сделайте стоп-кадр, чтобы «кино» превратилось в фотографию (слайд)». Дальше, якобы, ваша мини-копия должна дойти до этого слайда, затем вернуться и рассказать, что конкретно предпринять для достижения цели. В общем-то, обычная техника визуализация, как и в самом раскрученном марафоне, но упакованная в многослойную обертку.
Что до марафона Блиновской, слайды там не метают и с мини-копиями не общаются, зато проделывают вполне осязаемый ритуал. В заключительный день марафона участники пишут последнее, «запускающее» желание, исполнение которого должно активировать весь список, привязывают лист с желаниями к воздушным шарам и отпускают в небо.
«Серьезная работа закончилась какими-то сказочными единорогами, — негодует участница марафона. — Из моих желаний пока ни одно не сбылось, но я этого и не жду. Как жесткий реалист я нисколько не жалею, что прошла марафон, и рекомендую его друзьям, поскольку он четко структурирует желания. Намного легче достигать целей, когда ты их ясно видишь. И потом, он дает позитивный вайб, который, впрочем, улетучивается через неделю».
Некоторые подсаживаются на марафонную иглу. Запустив шары в небо, они записываются на другие тренинги Блиновской: про финансовое благополучие, отношения или предназначение. Наша собеседница прошла все и осталась довольна только финансовым: «Елена на пальцах объясняет психологию людей, погрязших в кредитах и займах, учит не быть транжирой. Богаче вас, конечно, не сделает, но финансовую грамотность обеспечит». Делать деньги Блиновская учит в компании другой Instagram-просветительницы Анны Калантерной, чьи наставления наша собеседница слушала через силу — многовато языковой грязи для воротилы финансов.
Какие задания выполняют участники, возжелавшие легкого обогащения? Например, обзаводятся копилкой, составляют список из 30 альтернативных источников заработка и пытаются обеспечить 10% дохода непривычным для себя образом. Все это подкрепляется списком литературы, который необходимо проглотить до конца марафона.
Но вернемся к желаниям. Другая наша собеседница, тоже из пиар-среды, марафон не ругает, но и восторга не испытывает: «У меня появились силы и ресурсы на исполнение задуманного, но оговорюсь: все желания из моего списка не были оторванными от реальности. То есть я не желала стать Mrs. Putin, космическим туристом или выиграть золото по художественной гимнастике на Чемпионате мира. Елена говорит, что желания надо отпускать, но в часть из своих желаний я вцеплялась, как в спасательный жилет, думала о них все время и продолжала желать страстным образом, хотя по инструкции надо загадать желание, расписать шаги навстречу мечте и отпустить его. Например, весь конец 2018-го мне страстно хотелось замуж, была выписана дата семнадцатое августа 2019 года как день икс. Семнадцатого августа шапочный знакомый предложил прогуляться в загс. Однако замуж я расхотела еще в начале 2019-го, а за этого конкретного мужчину не хотела и вовсе, поэтому приглашение проигнорировала. Большинство моих желаний были долгосрочными и связанными с карьерой, их я частично реализовала. Желания личного характера не сбылись».
По словам самой Блиновской, желания личного характера сбываются чуть ли не с той же частотой, что и мечты о красном Mercedes GLE: женщины, которые годами не могут зачать ребенка, после марафона присылают в директ фото положительного теста на беременность, а люди с многочисленными сложными диагнозами выздоравливают. К слову, и Джо Диспенза без устали говорит о чудесных выздоровлениях: на его тренингах, состоящих из всевозможных видов медитации и прокрутки «мысленного кино» (визуализации желаемой жизни) люди избавляются от невыносимых болей и побеждают рак.
«Некоторые стремятся с пренебрежением выделить именно материальные «хотелки», однако я не вижу разницы между материальными и нематериальными желаниями. Все в равной степени достойны и того, и другого. Надо только внутренне разрешить себе все это», — утверждает Блиновская. Но как быть, если желание не сбывается, спросите вы. «Продолжать работать над собой, — не открывая Америку отвечает кудесница. — Что толку вам от принца на белом коне, если ваша уверенность в себе все еще равна нулю? Пару дней — и он от вас ускачет».
Другой знаток Вселенной, эзотерик Вадим Зеланд, адепт концепции мультивариантного мира и автор «Трансерфинга реальности» и «Вершителя реальности» (всю дорогу ссылающийся на лжеакадемиков и жонглирующий фактическими ошибками типа несуществующего эксперимента Николы Теслы с эсминцем «Элдридж»), учит обращать неудачи в возможности. Будто бы, если фокусироваться на том, что ничего не сбывается, — реальность останется прежней.
Елена Блиновская подтверждает эту мысль: «Все дело в том, что пространство создает неограниченное количество вариантов для исполнения наших желаний. Надо об этом помнить, когда кажется, что все пошло не так. Мы не знаем, какими путями Вселенная ведет нас к счастью. Но когда мы точно знаем, что для нас счастье, когда понимаем свои истинные желания, этот путь сокращается и ускоряется. Зачастую неудача при тщательном рассмотрении содержит в себе невероятный потенциал».
Чуть менее невероятный, но все же большой потенциал, по словам «волшебников, хакнувших вселенную», кроется в молчании: о ваших желаниях никто не должен знать. Елена приводит пример: она мечтала быть ведущей на региональном телевидении. Ее пригласили на программу — окрыленная Лена тут же рассказала о случившемся всем знакомым, да еще так, словно уже сидит в кресле ведущей. В итоге ни съемки, ни заветной должности в трудовой книжке не случилось.
«Желания — это самая настоящая магия, которую можно легко спугнуть неосторожным словом. Вспомните, наверняка у вас так бывало: рассказали о мечте близкому человеку, он сказал: «А, ерунда какая, у тебя не получится» — и все, вы потухли, пропала вера в то, что оно сбудется. А ведь людей, которые вольно или невольно таким образом могут помешать исполнению желаемого, очень много. Поэтому я действительно рекомендую молчать о своих мечтах, пока они не сбылись, беречь их от чужих сомнений», — объясняет фея.
Что касается моего списка желаний, то я до сих пор не разглядела вторичную выгоду в «подзадержавшихся» пунктах, другие же сбылись почти мгновенно: в основном связанные с путешествиями и материальными приобретениями. То есть с тем, что я и так рано или поздно себе бы обеспечила.
Образовательная площадка E ground
БОЛЕЕ 77000 ОБУЧАЮЩИХ КУРСОВ • ОБНОВЛЕНИЕ СЫЛОК
БОЛЕЕ 500 ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ОТЗЫВОВ
Внимание! Актуальный адрес форума
В случае блокировки, актуальный адрес сайта можно найти здесь:
EGROUND-ZERKALO.COM(Добавьте себе в закладки CTRL+D)
Хочешь бесплатно ссылку к одной теме?
Смотри условия акции!
wowpro
Самый простой и красивый онлайн курс по фотографии
уникальная методика обучения
качественный визуальный контент
полезные программы и профили
методы быстрой обработки
структурный подход к хранению и отбору снимков
приемы, которые облегчат процесс съемки
без лишней терминологии и сложностей
живая обратная связь
конструктивный разбор
работ
полезные обновления и дополнения
Что внутри
Онлайн-курс «Начни снимать жизнь» содержит 2 часа уникального материла, разделенные на 8 видео-уроков:
1 глава «Фотография, как образ жизни.»
2 глава «Главные задачи при съемке людей.»
3 глава «Человек и Мир. Воспитание вкуса.»
4 глава «Разные точки зрения. Локации. Проекты.»
5 глава «Все начинается с идеи.»
6 глава «Элементраные правила.»
7 глава «Основы визуального восприятия.»
8 глава «Обработка. Свет. Цвет.»
Как научиться фотографировать с нуля. 105 советов от выпускницы лондонского колледжа Сент-Мартинс
Хотите стать классным фотографом, но не знаете, с чего начать? Специально для вас Ольга Кузьменкова, прослушавшая десятинедельный курс по фотографии в знаменитом дизайн-колледже Сент-Мартинс, составила гид из 105 рекомендаций, которые пригодятся не только тем, кто метит в профессионалы, но и тем, кто просто ведет инстаграм — и понимает, что он может выглядеть гораздо лучше.
Много лет я пыталась подступиться к фотографии, и у меня ничего не получалось: я не могла нащупать систему, которой стоит следовать, если хочешь научиться фотографировать.
Если вы когда-то пытались научиться фотографии, вероятно, вы понимаете, о чем я говорю. На фотофорумах люди на птичьем языке обсуждают технические детали снимков, а в инструкции к фотоаппарату описывается, где какие кнопки, но не объясняется, зачем они нужны. Книжек по фотографии тоже великое множество, и непонятно, с какой лучше всего начать.
В прошлом году я исполнила давнюю мечту и сходила на десятинедельный курс по фотографии в колледже Сент-Мартинс. Этот курс перевернул мое сознание и открыл мне портал в совершенно новый мир.
Теперь я знаю, с чего стоит начинать и что нужно держать в голове людям, которые берут в руки фотоаппарат первый раз в жизни. Этот текст — выжимка того, что я узнала на курсе по фотографии, и инструкция, которой мне самой не хватало много лет.
Дисклеймер. Я начала снимать меньше года назад и, разумеется, отношусь к начинающим. Инстаграм с моими скромными фотографическими потугами — тут.
Пара слов о технике
1. Совершенно неважно, на что снимать. Ваш первый фотоаппарат может быть любым. Это может быть даже камера на телефоне.
2. То, на что сделан кадр, не влияет ни на ценность снимка, ни на суть высказывания. Вы можете снимать на телефон, на пленочный фотоаппарат, на «зеркалку» и «беззеркалку». Хорошие у вас фотографии или плохие — зависит не от этого.
3. Вместе с тем техника сильно влияет на эстетику кадра. У пленочной фотографии есть свой язык — точно так же, как у мобильной или цифровой фотографии есть свой. Свой язык и своя эстетика есть даже у видео с камер наблюдения и у сторис, но об этом как-нибудь в другой раз.
Работы Ричарда Аведона, снятые на пленку
4. Фотография одного и того же объекта, снятая на телефон с плохой передачей цвета и на крутую беззеркальную камеру, — это просто две разных фотографии. Первая, безусловно, будет уступать второй с технической точки зрения. Но может быть и так, что объекту, запечатленному на фото, гораздо больше соответствует язык и эстетика мобильной фотографии — в этом случае технически «плохой» снимок может оказаться сильнее технически безупречного кадра.
Легендарное фото высадки в Нормандии, снятое Робертом Капой. Согласно официальной версии, большая часть кадров из той съемки была утеряна из-за перегрева пленки в лаборатории. Один из уцелевших кадров вошел в историю фотографии даже несмотря на то, что а) он нерезкий; б) непонятно, что на нем происходит
5. Именно поэтому гонка за правильной экспозицией, идеальным фокусом, балансом белого и ровным горизонтом по большому счету не имеет смысла. Технические характеристики — это средство, а не цель. Нужно знать возможности и особенности своей камеры и использовать их.
6. Еще немного о камерах. Допустим, вы хотите купить фотоаппарат, чтобы попробовать себя в фотографии, и не знаете, с чего начать. Начните со знакомых: может, кто-то из ваших друзей уже наигрался с цифровой камерой и теперь хочет ее продать.
7. Неважно, что это за камера, она вам подходит.
Первая камера может быть вообще любой: неважно, какая у нее матрица и сменные ли объективы. Главное — прочитайте к ней инструкцию.
8. Я, кстати, не шучу сейчас. «Прочитайте инструкцию к своей камере» — это было первое задание на курсе по фотографии. Оказалось, что никто в классе инструкций к своим камерам не читал.
9. Кстати, пожалуйста, не удаляйте фотографии, которые кажутся вам неудачными. Визуальный вкус со временем меняется. Возможно, через полгода-год «неудачные» кадры покажутся вам интересными и более интересными, чем «удачные» из той же съемки.
Многие такой кадр удалили бы, ну и зря
10. После того как вы попользуетесь своей первой камерой несколько недель, вы поймете, какие объекты снимаете чаще всего и каких возможностей камеры вам не хватает. Следовательно, вы поймете, нужны ли вам сменные объективы и какие и хватит ли вам «обрезанной» матрицы.
11. В этом месте у новичков обычно случается ступор. Давайте коротко: матрица — это самая важная часть фотоаппарата. Она распознает свет и преобразует изображение в цифровые данные. Чем больше матрица, тем больше разрешение фотографии и тем шире диапазон оттенков, которые камера может распознать.
12. Если вы снимаете на фотоаппарат, а фотографии выкладываете в инстаграм и фейсбук, скорее всего, вам хватит и «обрезанной» матрицы. Вы же не собираетесь печатать рекламные билборды?
13. Вообще, если немного упрощать, общее правило такое.
Навороченная техника, ультрадорогие объективы — это устройства, предназначенные для съемки материала, который потом пойдет в журналы и на рекламные билборды. Если вы не имеете амбиции печатать из своих работ фотообои, вы можете сильно сэкономить.
14. Слышу вопрос из зала: «Мне просто нравится дорогая техника, фотки я не печатаю, но буду постить в инстаграм. Подписчики заметят разницу?» Не заметят. Реальность такова, что все фотографии в ленте инстаграма получаются размером со спичечный коробок — в такой ситуации бессмысленно говорить о внимании к деталям и упарываться по безупречному качеству снимка.
На среднеформатную камеру можно снять впечатляющие фотообои, но подписчики в инстаграме, скорее всего, разницы не заметят. Фотограф: Никлас Седерлунд
Выдержка, диафрагма, ISO. Зачем это всё?!
15. Окей, у вас в руках камера, и вы чувствуете себя несколько озадаченным. Столько кнопок и настроек, что хочется немедленно перевести камеру в автоматический режим и пойти фоткать шмелей и лодочки на закате. Что ж, это ваше право, но мы здесь собрались, чтобы поговорить о расширении фотографических возможностей. Так что как только наиграетесь с автоматикой — переводите камеру в ручной режим.
16. У камеры есть три основные настройки: выдержка, диафрагма и ISO. Все три, по сути, регулируют количество света, поступающего на матрицу фотоаппарата. От этих настроек зависит экспозиция кадра — то, достаточно ли в нем света, или слишком много («пересвет»), или слишком мало («недосвет», «темный кадр»).
17. Кстати, пока мы не ударились в детали.
Фотографию всегда лучше чуть-чуть недосветить, чем пересветить. В случае недосвета вы сможете вернуть фотографию к нормальной экспозиции в фотошопе почти без потери качества. При пересвете сделать этого не получится, потому что из белых участков вытянуть данные и утраченные детали не выйдет.
18. Чтобы понять, как работает камера, лучше действовать поступательно и не пытаться осмыслить выдержку, диафрагму и ISO одновременно. Проще всего начинать с освоения выдержки.
Итак, выдержка
19. Выдержка — это количество времени, в течение которого свет попадает на матрицу камеры.
20. Длинная выдержка —> Много времени —> много света —> светлый кадр.
21. Короткая выдержка —> Мало времени —> мало света —> темный кадр.
22. Казалось бы, всё просто, но некоторая путаница возникает из-за того, что показатель выдержки рассчитывается как часть от секунды. 1/2 — это половина секунды, 1/60 — одна шестидесятая часть секунды, 1/125 — одна сто двадцать пятая часть секунды. Чем больше число в знаменателе дроби — тем меньше времени экспонируется кадр, тем он темнее.
Когда креативно поработал с выдержкой. Фотограф Эрнст Хаас нередко использовал длинную выдержку как креативный прием
23. Чтобы не путаться, надо практиковаться. Можно попробовать снять кадр с правильной экспозицией (то есть с достаточным количеством света), регулируя только выдержку. Выберите самое маленькое число на диафрагме (допустим, 1.8) и ISO 400 — и попробуйте снять кадр с правильной экспозицией, то есть с достаточным количеством света, регулируя только выдержку.
24. Результат того, что у вас получится в ходе этого эксперимента, сильно зависит от того, в каких условиях и с каким светом вы фотографируете. Возможно, «правильная» экспозиция будет у вас при 1/250, а возможно, что при 1/30.
Дайте себе время и несколько дней снимайте, регулируя только выдержку.
25. После серии экспериментов вы заметите тенденцию: в кадр можно добавить света, увеличив время экспозиции — правда, иногда от этого кадр получается смазанным.
26. Смазанным изображение получается из-за того, что вы снимаете движущиеся объекты. Кроме того, когда вы нажимаете на кнопку спуска, слегка дергается и сама камера.
27. Поэтому запомните число 1/60. 1/60 — это такая палочка-выручалочка в мире выдержки. На выдержке 1/60 камера прекращает фиксировать колебания от нажатия на кнопку спуска (я специально повторяю это число несколько раз, чтобы его невозможно было пропустить).
28. Другая причина, по которой изображение могло оказаться смазанным, — вы снимали движущийся объект на большой выдержке.
Если этот объект — человек, идущий по улице, запомните число 1/125. Такой выдержки достаточно, чтобы шагающий по улице человек обрел у вас в кадре четкие очертания.
29. Что еще следует знать? Можно запомнить число 1/1000. Пригодится, если вы захотите нормально сфотографировать снег или небо.
30. Ну и вообще. Всё, что между 1/1000 и 1/4000, достаточно для того, чтобы остановить в кадре любое движение.
31. Всё остальное — это бесконечное поле для фотографических экспериментов.
Фотограф: Филипп Халсман
Фотограф: Эрнст Хаас
В качестве примера возможностей, которые дает выдержка, покажу два черно-белых кадра на родственные темы. Филипп Халсман «останавливает» танцора в прыжке (короткая выдержка), а Эрнст Хаас запечатлевает движение балерин (длинная выдержка).
32. Минутка анализа расхожих фотографических штампов. Река, вода в которой превратилась в бесконечный белый молочный поток, — это фотография, снятая на длинной выдержке. Захотите повторить такое — без проблем, только захватите с собой штатив.
33. Капли воды в кране, навсегда зависшие в воздухе, — это продукт короткой выдержки (что-то вроде 1/4000 — одной четырехтысячной части секунды, просто попытайтесь представить, сколько это). Кстати, «остановить» воду в кране можно еще и с помощью вспышки.
34. Тут мы и подошли к важному идеологическому моменту, который стоит осмыслить.
Одна из важнейших ценностей языка фотографии — это способность останавливать время и быть вне времени. Фотография — это больше, чем красивая открытка и отретушированная картинка в инстаграме лайфстайл-блогера. Фотография — это больше, чем «контент». Фотография — это слепок пережитого момента.
35. Смазанная фотография может быть хорошей, если в ней сохранена правда пережитого опыта. Четкая и технически безупречная фотография всё равно может быть фальшивой, искусственной… и плохой.
Эрнст Хаас много снимал Нью-Йорк. Новички такой кадр могли бы и удалить.
Диафрагма, она же «дырка»
36. Когда поймете, что наигрались с выдержкой, переходите к освоению диафрагмы.
37. Диафрагма также известна как апертура, но простые люди иногда зовут ее «дыркой». Потому что диафрагма — это дырка и есть.
38. Как вы, наверное, уже догадались, с помощью дырки тоже можно регулировать количество света, поступающего на матрицу камеры.
39. Большая дырка — много света. Маленькая дырочка — мало света.
40. Некоторая путаница, как и в случае с выдержкой, возникает из-за того, что показателем размера дырки тоже является дробное число. Поэтому самая большая дырка приходится на самое маленькое число в знаменателе (f/1.2, f/1.4, f/1.8, и др. — зависит от линзы), а самая маленькая дырка — на самое большое число (f/22, f/64, и т. д.)
41. Помимо определения количества света, попадающего на матрицу, у диафрагмы есть еще одна «суперспособность» — называется глубиной резкости.
42. Если по-простому, глубина резкости — это то, сколько метров будет в фокусе.
Хотите, чтобы в фокусе был только человек на первом плане, а фон был размытым? Открывайте дырку.
Портрет молодого Леонардо Ди Каприо, снятый Энни Лейбовиц с достаточно большой диафрагмой (о чем свидетельствует размытость за спиной Ди Каприо)
43. Чем больше открыта дырка, тем больше света попадает в кадр, тем меньше глубина резкости и тем размытее получается кадр.
44. Красивая размытость называется боке, если что.
45. Иногда глубина резкости бывает настолько небольшой, что сложно найти удачный фокус. Например, с такой проблемой можно столкнуться, если попытаться снять портрет на линзу с диафрагмой f/1.2. Неловкое движение — и фокус окажется на носу, а на глазах уже будет размытость.
46. Я говорю «проблема», но, вообще-то, это не проблема, а выразительное средство фотографии.
Погуглите японку Ринко Каваучи (Rinko Kawauchi) — с помощью небольшой глубины резкости ей удается передать в своих фотографиях ощущение хрупкости, невинности и уязвимости. Она создает чистый космос.
47. Другая крайность — фотографы, объединившиеся в группу «f/64». Как можно догадаться из названия, эти товарищи любят «чтобы всё было четенько». Ну то есть если снимать ландшафт, то только так, чтоб каждая травинка была в фокусе аж до самого горизонта. Хотите так же? Закрывайте дырку.
48. Разумеется, закрытая дырка — это не только пейзажи. Погуглите фотографа Криса Киллипа (Chris Killip), большого любителя диафрагмы в духе f/16—f/22. На этих значениях он снимает невыносимую в своей резкости мрачную английскую хтонь.
Еще один замечательный пример того, как с помощью маленькой диафрагмы можно создать на отдельно взятом пляже ощущение хаоса и взрыва на фабрике лего. Фотограф: Мартин Парр
Допустим, вы снимаете людей на улице, и у вас нет времени наводить фокус на каждого интересного персонажа. Просто закрывайте дырку — в фокусе будет вся улица.
Примеры фотографий Карла де Кейзера — большого любителя резких фотографий
50. Рандомный факт. Любимая диафрагма великого Анри Картье-Брессона — f/8. f/8 — это когда в фокусе оказывается всё, что было на расстоянии примерно в три метра от объектива.
51. Напоследок пара слов о глубине резкости и объективах.
Линзы бывают зумные (умеют приближать и удалять объекты) и праймовые (не умеют).
52. Из-за конструктивных особенностей зумные линзы с большой диафрагмой — это редкость; как правило, они будут больше, тяжелее и дороже праймовых линз с большой диафрагмой. Праймовые линзы умеют создавать красивую размытость, не весить тонну и не стоить как чугунный мост. Но они не умеют приближать. Выбирайте, что вам важнее.
53. Вообще-то, ISO расшифровывается как International Organisation for Standardization (Международная организация стандартизации). Но это совершенно бессмысленное знание.
54. Полезное знание: ISO — это параметр светочувствительности пленки или камеры. С помощью ISO тоже можно определять количество света в кадре.
55. Как у диафрагмы и у выдержки, у ISO тоже есть «суперспособность» — давать «зерно» на больших значениях.
56. Некоторые называют зерно шумом, как будто это что-то плохое. Но зерно — это просто еще одно свойство фотографии. Иногда это брак, иногда — выразительное средство.
Зерно на фотографии Эрнста Хааса сложно назвать браком
57. Чтобы не было зерна, на цифровых камерах ISO лучше по умолчанию держать на минимальных значениях.
58. На цифровой камере значение ISO будет зависеть от выдержки и диафрагмы. Хотите снять пейзаж до горизонта, да так, чтобы все летящие птички в небе были резкими? Закрывайте дырку, снижайте выдержку и поднимайте ISO.
Хотите поэтичненько снять улицу, чтобы все движущиеся объекты смазались, а машины оставляли свет от фар, как в клипе Мадонны «Ray of light»? Закрывайте дырку, поднимайте выдержку и снижайте ISO.
59. С пленкой еще проще. ISO — это число на катушке пленки. Выставили один раз — и забыли. Кстати, поэтому совсем новичкам проще начинать снимать именно на пленку: поскольку ISO всегда остается на одном значении, думать остается только о выдержке и диафрагме.
60. Кстати, значения ISO в цифровых фотоаппаратах традиционно повторяют пленочные показатели светочувствительности.
61. Как понять, какое вам нужно ISO? Для начала и для ориентира достаточно запомнить только ISO 400.
62. ISO 400 — это светочувствительность, которая нужна для правильного экспонирования картинки в пасмурный день. Если день у вас солнечный, вам нужно ISO с меньшим значением (100, 125). Если хотите снимать в темноте — ISO нужно поднимать. Со временем вы просто выучите цифры, актуальные для вашей камеры и вашего объектива.
63. Всего вышеперечисленного уже должно хватить для нехитрых фотографических экспериментов. Но хочется сказать еще несколько слов о композиции и о том, что это такое.
Композиция
64. В хорошем кадре сразу понятно, куда надо смотреть.
65. В отличном кадре точек, на которые можно смотреть, может быть несколько, причем между ними, скорее всего, будет установлена иерархия (то есть движение глаз от одного объекта к другому для всех зрителей будет одинаковым).
66. В великом кадре будет работать каждая деталь.
Пример великого кадра, снятого Анри Картье-Брессоном. Новички, скорее всего, не удержались бы от искушения отрезать полбашни слева и кусок ветки справа. Но без этих элементов композиция кадра была бы гораздо слабее
67. Как сделать так, чтобы было понятно, куда на фотографии смотреть? С помощью композиции.
68. Для начала научитесь избавлять кадр от визуального мусора: проводов в небе, грязных носков на фоне и всего того, что не относится к объекту съемки. Чем меньше лишнего в кадре — тем понятнее, куда, собственно, надо смотреть. Ну и вообще — без мусора кадр выходит аккуратнее и гармоничнее.
69. После того как вы научитесь избавлять кадр от визуального мусора, научитесь управлять взглядом зрителя.
70. Для начала основное про портретный и пейзажный формат фотографии: портретный — это вертикальный кадр, пейзажный — горизонтальный.
71. Полезно знать, что глаз человека имеет естественную тенденцию скользить из стороны в стороны при взгляде на горизонтальный кадр. При взгляде на вертикальный кадр глаз будет двигаться вверх-вниз.
72. Выбирайте формат кадра так, чтобы он соответствовал объекту съемки и естественным линиям внутри кадра. То есть вовсе необязательно использовать пейзажный формат для пейзажей, а портретный — для портретов.
A post shared by @platon on Jan 12, 2017 at 3:03pm PST
Портрет Говарда Стерна, снятый Платоном в горизонтальном формате
Портрет королевы Елизаветы II, снятый Энни Лейбовиц
73. Слышали о золотом сечении и числах Фибоначчи? Ради всего святого, не забивайте себе этим голову. Даже не вздумайте пытаться накладывать золотое сечение на свои фотографии — вы заморочитесь, запутаетесь, а творческий процесс всё равно не сдвинется с мертвой точки.
74. Начинающим сильно помогает правило третей.
Смысл в том, что любой кадр любого формата можно разделить на горизонтальные и вертикальные трети. Композиция с большой долей вероятности будет гармоничной, если вы поместите объект на одно из пересечений третей в кадре.
75. Кстати, чем уже кадр, тем сложнее в нем выстроить гармоничную композицию. Любопытно задуматься, что чем уже кадр, тем дальше от центра «уезжают» пересечения третей. Think about it.
76. Размещать объекты в других точках кадра тоже можно! Но лучше, чтобы на то были какие-то композиционные причины.
77. Если ноги в кадр влезли не целиком, но голова человека все-таки попала на пересечение третей — это всё еще может быть хороший кадр. Короче говоря, нет такого правила, что «если ноги обрезало, то фотография идет в мусорку».
78. То же самое касается правила «никогда не обрезать человеку подбородок и лоб». Нет такого правила.
79. Совсем крамольная вещь: человека можно фотографировать даже так, что на фотографии у него не будет головы.
Ой, голова Фарелла Уильяма не целиком влезла. Ну ничего. И так годится! Фотограф: Терри Ричардсон
80. Кроме того, не существует правил «горизонт не заваливать», «кадр не пересвечивать» и прочей чепухи, которую в интернете очень любят писать фотографические хейтеры.
Здесь Терри Ричардсон заваливает горизонт
81. Еще объекты на фотографиях можно помещать по центру — но это вы, скорее всего, и так практикуете.
82. Людям вообще нравится симметрия и объекты, размещенные по центру. Так что снять что-нибудь симметричное — самый простой способ создать эстетически сбалансированный кадр.
83. Как следствие, снимать объекты, расположенные параллельно друг к другу, тоже довольно безопасно. Но в этом и проблема — нужно очень изловчиться, чтобы такой кадр был не только эстетически сбалансированным, но и визуально интересным.
84. Гораздо занимательнее может получиться, если сыграть на противопоставлении объектов в кадре.
Играть на противопоставлениях, например, любил Анри Картье-Брессон
85. Управлять глазами зрителя можно с помощью «ведущих линий». Параллельные рельсы, которые устремляются в горизонт, — это один из самых простых примеров ведущих линий: взгляд человека цепляется за объект на первом плане фотографии и скользит по линиям этого объекта до точки на горизонте.
86. Ведущие линии могут быть невидимыми! Например, невидимые линии, стремящиеся к центру кадра, образуются при съемке на объективы с широким углом (всё, что меньше фокусного расстояния в 50 mm: эффект начинает ощущаться уже на 35 mm, а к 28 mm становится весьма выраженным).
Фотография Юргена Теллера, сделанная на «широкий угол». Вообще широкий угол любят в мире фешн-фотографии — не в последнюю очередь потому, что широкий угол делает длинные ноги еще длиннее
87. Еще можно снять кадр, в котором будет как бы несколько слоев изображения: нечто на переднем плане дополняет по смыслу нечто на среднем плане.
Анри Картье-Брессон очень любил наслоение смыслов и образов в своих фотографиях
88. Еще один способ заставить зрителя смотреть куда надо — фрейминг, или создание кадра в кадре. Для фрейминга можно использовать что угодно: окна, двери, ветки, руки.
Иногда в качестве рамки для фрейминга используется картинная рама. Прямолинейно, но находчиво! Фотограф: Энни Лейбовиц
89. Вообще, конечно, самый простой способ заставить зрителя смотреть куда надо — сделать крупный план интересующего объекта. А может, даже сверхкрупный план. Только имейте в виду, что портреты, снятые на сверхкрупных планах, могут ощущаться зрителями как некомфортные и клаустрофобные. Ну и еще никто не может похвастаться идеальной кожей — а на сверхкрупных планах будут заметны даже самые мелкие неровности и шероховатости. Впрочем, если показать все поры на лице человека — это ваша цель, то кто вас остановит?
90. Раз уж мы заговорили о крупностях. Планов существует великое множество: общий, крупный, средний, поясной и, например, «пасхальный» (это от макушки до, сами понимаете, каких пор).
91. Чередовать разные планы полезно для визуального сторителлинга — например, если вы снимаете фотоисторию или видео.
92. Еще полезно знать, что настроение и наполнение кадра зависит не только от крупности, но и от угла съемки. То есть от выбранного вами ракурса. Нейтральное положение — на уровне снимаемого объекта (если снимаете ребенка, лучше присесть, чтобы камера была на уровне его глаз).
93. Снимать с других точек тоже можно! Просто имейте в виду, что то, что снято сверху вниз, может ощущаться зрителем как доминирование фотографа над объектом. А то, что снято снизу вверх, напротив, будет придавать объекту съемки ощущение власти и силы.
A post shared by @platon on Mar 8, 2016 at 3:35am PST
Муаммар Каддафи, фотограф: Платон
A post shared by @platon on Feb 15, 2016 at 10:31am PST
Барак Обама, фотограф: Платон Пример намеренного использования съемки «снизу-вверх» — фотографии политиков, сделанные легендарным фотографом Платоном
94. Советы бывалых: с нечетным количеством объектов в кадре проще составить удачную композицию. Так что для натюрморта лучше взять три яблока вместо двух.
95. Динамику в кадре можно создать с помощью диагоналей и треугольников (здесь могут опять пригодиться три яблока). Дополнительные диагонали в кадре можно создать с помощью смены ракурса.
96. Имеет смысл с большим пиететом относиться к негативному пространству в кадре — оно создает воздух в кадре и дает глазам передышку (а это +100 к эстетике кадра).
97. Есть еще примерно миллион совершенно прикладных советов по тому, как создать классную композицию в кадре. Например, можно играть с масштабом объектов, искать паттерны и последовательности, а также рассматривать детали объектов.
98. Но вместо кучи прикладных мелочей, хочется сказать главное: цвет и свет — это тоже про композицию.
99. Чтобы научиться чувствовать композицию, поначалу бывает полезно поснимать на черно-белую пленку (или в черно-белом режиме, если у вас цифровая камера).
Ч/б учит абстрагироваться от объекта съемки и различать в кадре светлые и темные участки — и уравновешивать их.
100. Парадоксально, но факт: работа с черно-белыми фотографиями, помимо всего прочего, учит работе с цветом. Потому что научившись снимать в черно-белом режиме, приходишь к пониманию, что цвет — это еще одно измерение композиции, и с ним надо обращаться очень бережно.
101. Наконец, ч/б учит главному в фотографии — умению распознавать качество света и теней. Это самый легкий способ понять на практике, почему избыток солнца и прямые солнечные лучи могут быть «сложным светом», а слабые первые лучи солнца на рассвете — идеальным и мягким рассеянным светом.
Вместо послесловия, или Небольшое вдохновляющее воззвание
102. Вау, вы дочитали до этого места! Вы молодец. Это значит, что с мотивацией у вас всё порядке и дело за малым — осталось взяться за камеру (ну, или за смартфон).
103. Отнеситесь к фотографии как к процессу, а не к результату. Такое отношение поможет снизить уровень тревоги, оставаться терпеливым и сохранять открытое сознание. Вы просто исследуете возможности языка фотографии, that’s it.
104. Развивайте визуальный вкус: фолловьте в инстаграме любимых фотографов (как минимум можете зафолловить мастеров, перечисленных в этом тексте), ходите в галереи, смотрите красивые фильмы, сохраняйте любимые работы себе в телефон и пересматривайте их, когда скучно.
Ничего не бойтесь, никого не слушайте и пробуйте снимать разное.
105. Радуйтесь удачным кадрам, не корите себя за неудачные и никогда их не удаляйте.