на работе спрашивают про личную жизнь
Зачем на собеседовании спрашивают о личной жизни
Помимо вопросов о профессиональных качествах, рекрутеры могут задать и вопросы о личной жизни. Это довольно распространенная практика, и нужно относиться к этому спокойно. Но при этом, безусловно, неплохо бы знать о том, зачем эти вопросы задают и чем ответы на них могут обернуться для вас.
В 80% случаев, когда кадровик спрашивает кандидата о личной жизни, этот вопрос вполне объясним. Ваше семейное положение интересует работодателя неспроста. Считается, что люди, имеющие семью, более стабильны, надежны, меньше склонны к риску. Это импонируют работодателю. Женатый мужчина, например, производит впечатление более солидного человека.
С замужними женщинами дело обстоит несколько сложнее. Допустим, если на одну и ту же вакансию претендуют две замужние женщины, то при прочих равных работа достанется, скорее всего, той, у которой уже есть дети (желательно, взрослые). Работодатель может просто побояться того, что девушка, у которой есть муж, но пока нет ребенка, в скором времени все же захочет прибавления в семействе и уйдет в декрет. Формально кадровики не имеют права отказывать в работе, ссылаясь на семейной положение, отсутствие детей или на то, что дети еще слишком маленькие и требуют регулярного ухода. Но никто не мешает им отказывать в приеме на работу, например, без объяснения причин или со ссылкой на то, что на работу принят более опытный соискатель.
К сожалению, иногда вроде бы необходимые вопросы о личной жизни могут быть заданы не в самой тактичной форме. И тогда возникает вопрос, как на них реагировать
В вопросе о месте работы супруга нет ничего плохого. Возможно, таким образом пытались выяснить, не работает ли муж в конкурирующей фирме, что является прямой дорогой к утечке информации.
При подготовке материала «Труд» консультировали: Ирина Угрюмова, консультант по управлению персоналом, Оксана Ерофеева, HR директор компании «Восточный экспресс».
Это личное: как отвечать на неудобные вопросы на собеседовании
⏱ Время прочтения — 6 минут
За спрос ответственности нет
Трудовой кодекс дублирует закрепленные в конституции гарантии: запрещено заключать трудовой договор «в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств» (ст. 64 ТК РФ).
«Если толковать данную норму буквально, то при трудоустройстве нецелесообразно спрашивать о возрасте, национальности, религии, семейном положении и сексуальной ориентации, так как ответ на эти вопросы не может стать основанием для отказа», — объясняет адвокат Полина Павлова.
Однако о наказании за такие вопросы в законе речи не идет. Привлечь к ответственности работодателя за них крайне сложно. «В законе запрещено ставить дискриминирующие ограничения в объявлениях о вакансиях. Личные вопросы на самом деле не совсем попадают под эту категорию, хотя являются дискриминирующими. Это плохо и с точки зрения закона, и с точки зрения нарушения личных границ, — уверена Мария Макарова, специалист по внутренним коммуникациям в одной из ИТ-компаний. — Но мало того, что сам ФЗ написан так, что это касается только вакансий, — у нас же еще никто и в суд не ходит. Почему, например, это работает в той же самой Америке? Если ты на собеседовании задашь такой вопрос американской кандидатке — о детях, о муже, — то на следующий день получишь иск. В России есть категория профессиональных «качателей прав», которые подают в суд на государственные организации и даже выигрывают суды, но процент таких людей ничтожно мал. Я, как работодатель, как человек, который проводит собеседования, знаю, что, если задам этот вопрос, вероятность того, что человек, которому я задам этот вопрос, пойдет в суд, очень невелика. Я не знаю лично ни одного человека, который ходил в суд по этому поводу».
«Если работник получил отказ в заключении трудового договора в связи с обстоятельствами, не связанными с его деловыми качествами, такой отказ подлежит оспариванию в суде. Как правило, суды встают на сторону соискателя и признают отказ работодателя в заключении трудового договора незаконным, а также по требованию могут взыскать с него компенсацию морального вреда», — комментирует Полина Павлова.
Какие вопросы можно считать личными
Чаще от неудобных вопросов страдают женщины: работодатели не стесняются интересоваться их личной жизнью и возможной беременностью. Но и мужчины не застрахованы. На собеседовании соискателя могут спросить:
Другие бестактные вопросы касаются религиозных убеждений. С позиции работодателя более правильным будет спросить кандидата: «Вы готовы работать по предлагаемому графику?» — а не уточнять его религию или принадлежность к церкви напрямую.
Вопросы, касающиеся сексуальной ориентации, финансового положения, национальности, возраста, места рождения, внешности и политических взглядов, тоже в идеальном мире задаваться не должны, как и вопросы соискателям с ограниченными возможностями здоровья, если они не мешают выполнять обсуждаемую работу.
Почему же работодатели это спрашивают?
Если на собеседовании вам задают личный вопрос, причин может быть несколько.
«В России нередко задают вопросы про личную жизнь. Думаю, что это отголоски советского прошлого, когда всё было общим и ни у кого ни от кого не было секретов, — предполагает партнер рекрутинговой компании «Марксман» Наталья Валдаева. — Работодатель не стесняется задавать вопросы о личной жизни и настораживается, если кандидат уходит от ответа.
Зачастую про личную жизнь спрашивают не из праздного любопытства, а чтобы лучше понять, чем дышит человек, какие у него интересы, возможности и ограничения. Эта информация поможет сделать вывод, комфортно ли новому сотруднику будет с коллективом, а коллективу — с ним. Например, исследования показывают, что «семейные» сотрудники более стабильны».
Что отвечать?
Ответ во многом зависит от того, насколько интересна эта работа. Крайних вариантов два: отшутиться и перевести тему или немедленно завершить собеседование.
Мы предлагаем разобраться в вопросе:
В любом случае будьте вежливы и держите себя в руках. И не бойтесь честно ответить самому себе — по пути ли вам с работодателем, который задает такие вопросы?
🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в «шапке» статьи ⏫
Личные вопросы на собеседовании. Почему они об этом спрашивают и как отвечать
Удивительно, но многим посторонним людям и даже компаниям есть дело до вашей личной жизни. На собеседовании вас могут спросить о семейном положении, и не обязательно это всего лишь праздный интерес работодателя.
Где штамп имеет значение
Есть сферы деятельности, в которых приоритеты за людьми семейными, а в некоторых, наоборот, – за «свободными». Например, если вы собираетесь посвятить себя дипломатии или политике, имейте в виду, что по негласному кодексу дорога в этих областях открыта тем, у кого стоит в паспорте заветная печать о браке. Если же мечта всей вашей жизни – стать разведчиком, избегайте сетей амура. Конспирация, знаете ли, требует жертв. Правда, вряд ли вы найдёте вакансию разведчика или министра в газете объявлений или на специализированном сайте.
Гораздо реалистичнее в списке вакансий найти работу, связанную с частыми и/или длительными командировками. Вы, наверное, уже догадались, что такая работа больше понравится людям, свободным от семейных обязательств. Отдавать предпочтение неженатым и незамужним сотрудникам могут и по другим причинам. Возможно, работодатель предполагает, что вы практически все свое время и внимание будете посвящать работе. Авралы, переработки, ненормированный рабочий день лучше «переносят» люди, не обремененные семьями и серьезными романтическими отношениями.
Почему они спрашивают об этом?
Очень часто, задавая «неудобные» вопросы, рекрутер хочет составить психологический портрет соискателя. Оставайтесь доброжелательными и спокойными. Даже на самый некорректный вопрос можно с вежливой улыбкой дать уклончивый ответ: «Так сложились обстоятельства», «Это факт моей биографии», «Я сам / сама часто задаю себе этот вопрос».
Кроме того, любые «неудобные» вопросы могут работать на вас. Их можно использовать как наводящие, для выяснения того, что интересно именно вам, но при других обстоятельствах вы постеснялись бы спросить.
Какие «неприличные» вопросы работодатели задают чаще всего и как отвечать
Про замуж и детей. Незамужних девушек и женщин могут спросить, не собираются ли они в ближайшее время замуж. Замужних – не планируют ли вскоре заводить детей. Декрет – вот объяснение этим вопросам. Большинство работодателей предпочитает, чтобы ценные сотрудники работали в их компании «долго и счастливо». Желательно, без длительных отпусков и больничных. Если вы уже подали заявление в ЗАГС, не стоит скрывать это от работодателя. Но дайте понять, что в настоящее время у вас много позитивной энергии, которую вы готовы вложить в новую работу.
Про планирование детей. Опять же, если на момент собеседования вы не беременны, то логично было бы ответить, что увеличивать семейство пока не планируете. Возможно, это вопрос будущего. И, если уж работодатель сам заговорил об этом, можно поинтересоваться, как компания относится к семейной политике и выполняются ли обязательства по отношению к беременным и молодым мамам.
Если у вас есть маленький ребенок, приготовьтесь, что вас спросят, насколько часто он болеет. Поверьте, рекрутер переживает не за здоровье малыша, а за ваше возможное отсутствие на рабочем месте и оплату больничных. Если остаться с простуженным ребенком могут муж, бабушки, дедушки, няня или ещё кто-то, скажите об этом, успокойте работодателя. Достаточен ответ «Ребенок болеет не реже и не чаще других детей, но за ним есть, кому присмотреть».
Мужчин о семье и детях спрашиваю реже и не так пристрастно. Предродовой отпуск мужчинам не грозит, декрет и больничный по уходу за ребенком гораздо чаще в нашей стране берут матери, чем отцы. Конечно, есть стереотип, что женатые мужчины более надежны и ответственны, а также более заинтересованы в продвижении по службе и увеличении заработка. Семья требует материальных вложений, а значит, и к работе такой сотрудник будет подходить серьезнее.
Про здоровье. На интервью могут поинтересоваться, нет ли у вас хронических заболеваний и насколько часто вы болеете. Если ваша будущая деятельность не связана со спортом, не требует особой физической подготовки и богатырского здоровья, то, скорее всего, причина таких вопросов – те же больничные. Смело отвечайте, что вы обычный человек и иногда простужаетесь. И тут же было бы хорошо «прояснить формальности»: оплачивает ли компания больничные, при каких условиях и в каком объеме, предоставляет ли медицинскую страховку и т.п. Если же ваше здоровье, действительно, требует особенных условий, обсудите их.
Про жилье. Вопросы могут быть такими: «Живете с родителями или отдельно?», «У Вас своя квартира или съемная?», «Выплачиваете ли ипотеку?». Ответы на эти вопросы помогут понять работодателю, насколько вы самостоятельны. А также насколько заинтересованы в повышении заработка и зависимы ли от регулярности денежных выплат. Кстати, такие вопросы полезны и вам. Удобная возможность в ответ поинтересоваться, не задерживают ли в этой компании зарплату и есть ли возможность продвижения по службе. Так как, например, съем жилья или ипотека требуют быть разборчивым при устройстве на новую работу.
Вас могут спросить о хобби, последних прочитанных книгах или любимых фильмах. Ответы на эти вопросы – штрихи к вашему психологическому портрету. Не нужно что-то выдумывать и создавать вымышленный образ. Просто покажите себя с лучшей стороны.
И помните, собеседование – возможность не только работодателю выбрать лучшую кандидатуру, но и вам выбрать лучшую компанию.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Токсичные коллеги: как отучить их лезть в вашу личную жизнь
Есть люди, которые из-за отсутствия такта или образования не могут сдержать свое любопытство. Но работе нельзя избегать людей, даже если они пассивно-агрессивны или слишком любят лезть не в свои дела.
Мы собрали простые и эффективные стратегии, которые помогут избавиться от назойливости коллег на работе.
Демонстрировать занятость
Когда вы видите, что ваша коллега идет к вашему рабочему месту, постарайтесь показать себя как можно более занятым. Начните писать электронное письмо, просматривайте бумаги, как будто вы ищете важный документ, короче говоря, покажите, что вы очень заняты. Другой человек должен понимать, что сейчас не время болтать. В крайних случаях вы можете сказать, что у вас краткосрочные дедлайны, сожалея о том, что просто не можете сейчас разговаривать.
Казаться скучным
Знаете ли вы, какое эффективное средство от любопытства окружающих? Сделайте себя неинтересным. Например, если коллега спрашивает вас, что вы делали на выходных, с намерением вникнуть в подробности в поисках личных секретов, то идеальный ответ в этом случае — тот, который указывает на… выходные, полные скуки. «Ну, как обычно. Я практически все время спал».
Остерегаться социальных сетей
Социальные сети являются удобным способом подглядывать за жизнью других. Есть исследования психологов, которые подтверждают, насколько эти платформы, как правило, делают нас всех любопытными по отношению к другим. Вы можете решить для себя не добавлять сотрудников в друзья, возможно, объяснив это тем, что это ваш давний выбор — или, поскольку этот вариант все менее и менее надежен, вы можете быть осторожными. Фактически, все социальные сети позволяют вам устанавливать собственные фильтры и параметры, чтобы ограничить просмотр вашего контента определенными людьми.
Ограничивать личные вещи
Любопытные люди умеют замечать любые детали в окружении другого человека, в том числе маленькие неприметные вещи, которые обычно ускользают от внимания, не видны на радаре обычного человека — фотографии на рабочем столе, подарки или милые открыточки от возлюбленного и пр. Еще одна стратегия, чтобы помешать коллеге вторгнуться в вашу личную жизнь, — это убрать с вашего рабочего места все, что может каким-либо образом дать подсказки.
Конечно, в этом случае ваше рабочее место будет безличным, но если вы действительно хотите иметь при себе какие-то вещи, вы всегда можете хранить их в сумочке или в запираемом ящике, который, конечно, вы откроете только тогда, когда будете уверены, что нет никого вокруг любопытного.
Менять тему разговора
Один из способов удержать коллегу от вторжения в вашу личную жизнь — это застать его врасплох. Например, он может пытаться исследовать ваши отношения, настоящие или прошлые. Попробуйте сменить тему, но осторожно.
Если он спросит вас, сколько парней у вас было в студенчестве, просто попытайтесь отразить его любопытство, заявив, что вы недавно смотрели романтическую комедию, которая вам очень понравилась, и спросите, смотрел ли он ее. Таким образом, вы не измените тему разговора полностью, а переместите фокус с вас (и вашего личного) на фильм.
«Нет, я не хочу» — учим защищать личные границы на работе. И объясняем, что это такое
Обнять сотрудницу при встрече — это нормально? Написать по работе в выходной можно? А флиртовать в офисе? Мы спросили руководителей и экспертов.
Пишет тексты самостоятельно вместо того, чтобы создавать машину, которая смогла бы писать за неё. Сопротивляется пустоте и цифровому рабству.
Зачем вообще придумали личные границы?
На самом деле границы есть в любых отношениях — и в семейных, и в дружеских, и в деловых. Но в каждом случае они разные. Если в семье принято целовать друг друга в щёчку при встрече, то такое же поведение с коллегой может обернуться конфликтом и обвинением в харассменте.
«Личные границы человека — это представление о том, где заканчивается он сам, то есть заканчиваются его чувства, желания, интересы, и начинаются другие люди. Это физическое и психическое ощущение отделённости от других, которое защищает и даёт возможность чувствовать себя безопасно в отношениях», — говорит психоаналитический психотерапевт Алексей Пережогин.
Наличие личных границ у каждого сотрудника создаёт атмосферу безопасности на работе. Мы составили гайд, который поможет разобраться в границах и обозначить их. Он будет полезен и управленцам, и подчинённым. Руководители «Яндекса» и коммуникационного агентства SETTERS рассказали о личном опыте выстраивания границ, эксперт hh.ru поделился своими рекомендациями, психотерапевт и психолог объяснили, как защитить свои границы, а юрист — как в этом поможет закон.
Как мне обозначить границы допустимого на работе?
На работе обычно устанавливают универсальные правила общения и взаимодействия. Они фиксируются в кодексе этики компании, на корпоративном портале, в рабочих чатах или при личном общении с сотрудниками.
Вот несколько пунктов, которые часто включают в такие правила:
1. Общение по работе только в рабочее время. От работы нужно отдыхать, чтобы не столкнуться с выгоранием. Поэтому стоит договориться с командой о том, что вы не обсуждаете рабочие вопросы в определённое время — например, с 19:00 и до 10:00, — а если сообщения придут в нерабочие часы, на них можно ответить позже. Это поможет не отвлекаться во время отдыха.
«В SETTERS почти у каждого в календаре выделено время под обед — час на то, чтобы сделать паузу, прогуляться, поесть. На этот час, если ситуация не с пометками SOS, HELP, ASAP, никто в здравом уме не поставит встречу или звонок», — поделилась HR-директор коммуникационного агентства SETTERS Екатерина Рудчик.
2. Никакой работы во время отпуска. Перед отпуском важно закончить срочные дела и информировать всех о том, с какого числа по какое вас не будет. Часть дел на это время можно передать другому сотруднику — и сказать остальным, к кому обращаться по всем вопросам.
«Наши сотрудники везде сообщают о том, что они находятся в отпуске. Например, если коллега захочет написать сообщение тому, кто сейчас отдыхает, система CRM предупредит, что человека нет на месте до определённого числа. А общих чатах в Telegram мы ставим аватарки, где крупным шрифтом пишем: „Я в отпуске до XX числа“», — уточнила Екатерина Рудчик.
3. Уважительное общение и отсутствие интимных контактов. Этот пункт универсален для всех видов личных границ. Но и такие моменты важно зафиксировать внутри коллектива, чтобы избежать неприятных случаев. Например, в кодексе этики сотрудников X5 Retail Group закреплено, что в компании неприемлемы оскорбления, унижения и насильственные физические действия сотрудников, ухудшающие моральную обстановку на рабочем месте.
4. Обсуждать только работу и общие темы — и не затрагивать личную жизнь. Даже если в коллективе вы дружески общаетесь с коллегами, не обязательно отвечать на вопросы о том, чем вы занимаетесь в выходные и что думаете о политической ситуации в стране. Во-первых, эта информация никак не поможет работать, а во-вторых, ей можно воспользоваться в корыстных целях — например, оклеветать человека или поделиться сведениями со СМИ. Если коллега пытается вывести на личный разговор, а вам этого совсем не хочется, нужно тактично сообщить, что вы не готовы обсуждать такие темы. А вот на вопросы по работе с удовольствием ответите. Но и тут не стоит забывать — только в рабочее время.
«Довольно часто руководители становятся жертвами провокаций и клеветы со стороны работников. В основном такими действиями хотят добиться повышения в должности или в заработной плате. Чтобы этого не допустить, нужно выстроить с подчинёнными строго рабочие отношения и не касаться вопросов личной жизни», — прокомментировал юрист Европейской юридической службы Олег Черкасов.
Все эти пункты — универсальные. Руководитель направления корпоративной культуры и внутренних коммуникаций hh.ru Ксения Степанова уверена, что «в прогрессивной команде отлично работает принцип взаимной договорённости, но особых привилегий из-за своего статуса не должен получать никто».
А если личные границы всё-таки нарушили?
Как считает психоаналитический психотерапевт Алексей Пережогин, такие проблемы возникают из-за разного отношения людей к личным границам. Например, одни не готовы уважать особенности других. При этом часто люди не могут прямо заявить о проблеме.
Психолог-консультант Дмитрий Дюков, автор Telegram-канала «Дима помогает», не раз провокационно высказывался в нём о границах допустимого и харассменте, что приводило к конфликтам. Дмитрий в разговоре со Skillbox Media подчеркнул, что не всегда можно контролировать ситуацию, порой «нарушитель личных границ заранее настроен на активные грубые действия и не намерен отступать после ваших возражений». Например, коллега продолжает встречать вас похабными комментариями даже после вашей просьбы прекратить это. В таких случаях нужно воздействовать на коллегу иначе — рассказать руководителю или сотрудникам полиции.
Универсальное решение конфликта из-за нарушения личных границ найти сложно — многое зависит от кодекса этики компании, характеров коллег, самой ситуации. Мы выбрали несколько ситуаций, с которыми чаще всего сталкиваются сотрудники и руководители, и попросили экспертов объяснить, как лучше действовать в каждой из них.
Ситуация №1
Внезапно позвонили или написали в нерабочее время. Что делать?
Если руководитель пишет/звонит сотруднику
Часто руководитель в силах самостоятельно решить возникший вопрос без участия сотрудников. Конечно, бывают и исключения: если ситуация критическая, стоит написать сотруднику и сразу объяснить суть дела, рассказать, почему возникла такая срочность.
А если дело всё-таки подождёт, Анастасия Дрокина из «Яндекса» советует поставить сообщение на отложенный постинг. Это поможет вам не забыть о задаче в рабочее время и не помешает отдыху сотрудника.
Если сотрудник пишет/звонит руководителю
Екатерина Рудчик предлагает уточнить подробности — может оказаться, что сотрудник зря паникует и вопрос на самом деле не такой важный и срочный. Если ситуация подождёт до рабочего времени, стоит сказать об этом сотруднику.
«Если сотрудник позвонил в нерабочее время со срочным вопросом, который без руководителя никак не решить, — c’est la vie, такое случается. К этому лучше относиться философски, пока такое поведение не становится доброй традицией. В случае если подобные ситуации случаются слишком часто, необходимо пересмотреть подход к процессам и вежливо напомнить о своём нерабочем времени и границах», — считает Ксения Степанова из hh.ru.
Конечно, если проблему не решить без вмешательства руководителя, нужно писать или звонить ему даже во время его отдыха. Это как минимум поможет не усугубить её, а как максимум — решить.
Ситуация №2
Сексуальное домогательство — что делать, если вы столкнулись с ним на работе?
Если руководитель нарушает личные границы сотрудника
«Любой подчинённый по отношению к руководителю находится в зависимом положении. Соответственно, если руководитель принуждает его вступить в половую связь, угрожая проблемами на работе — например, увольнением, — то совершает преступление по 133-й статье УК РФ — понуждение к действиям сексуального характера. Если же начальник угрожает применением физической силы либо непосредственно перешёл к её применению, то это уже как минимум покушение на изнасилование или совершение насильственных действий сексуального характера», — пояснил юрист Олег Черкасов.
К сожалению, как уточнил юрист, на практике жертвы насилия редко обращаются в правоохранительные органы, столкнувшись с подобным. Многие просто стесняются предавать огласке случившееся, а кто-то не хочет терять работу либо опасается осуждения со стороны коллег.
Если сотрудник нарушает личные границы руководителя
Ситуации домогательств в отношении руководителей со стороны работников — редкость. Причина в том, что у работников нет возможностей для давления на них, считает юрист Олег Черкасов.
«Впрочем, бывали случаи, когда сотрудники шли на шантаж своих руководителей — требовали вступить в половую связь, угрожая раскрыть определённые налоговые нарушения со стороны компании и, соответственно, руководителя. Чтобы этого не допустить, важно придерживаться сугубо деловых отношений. Кто-то также устанавливает камеры видеонаблюдения на рабочих местах».
Если вы столкнулись с сексуальным домогательством со стороны коллеги или руководителя, не стоит ждать, что ситуацию удастся уладить разговором. Нужно сразу сообщить о ней вышестоящему руководству и написать заявление в полицию. Даже если у вас нет прямых доказательств домогательства, вы всё равно имеете право подать заявление.
Ситуация №3
Объятия при встрече, флирт и лайки в социальных сетях — это тоже нарушение границ?
По реакции коллеги легко понять, как он воспринимает тот или иной жест. Руководителю важно быть эмпатичным, чтобы считывать подобные вещи, считает эксперт hh.ru Ксения Степанова.
«По моим скромным ощущениям, я самый злостный нарушитель личных границ в офисе, потому что часто обнимаю коллег. А если серьёзно, лучше спросить, будет ли комфортна человеку определённая форма взаимодействия. Очевидно, что каждый из нас может попасть в ситуацию, когда случайно были нарушены границы коллеги, а он об этом не сказал. Постарайтесь быть нейтральными в словах и действиях с малознакомыми коллегами, это позволит избежать неловких и дискомфортных ситуаций», — посоветовала руководитель HR-проектов «Яндекса» Анастасия Дрокина.
Психоаналитический психотерапевт Алексей Пережогин считает, что «если у вас сложились с кем-то из коллег товарищеские отношения, то, например, похлопывание по плечу от этого человека может быть чем-то естественным, но то же самое будет недопустимым в отношениях с другими коллегами». Поэтому важно учитывать личные границы разных людей, прислушиваться и присматриваться к их реакции на ваши действия.
Мы уточнили у психологов, что делать, если коллега активно проявляет интерес к вам — приглашает в кино, спрашивает, состоите ли вы в романтических отношениях, пишет комплименты в соцсетях. Если такая коммуникация доставляет вам дискомфорт, психотерапевт Алексей Пережогин советует сказать прямо: «Нет, я не хочу», «Я не буду». Психолог Дмитрий Дюков считает, что можно ответить и более осторожно: «Это плохая идея», «Не уверен(а), что это хорошая идея», «Не думаю, что это уместно обсуждать», «Это некомфортная тема для меня».
Умение отказывать — «суперполезный навык», уверена психолог Кристина Шестакова. «Если вы ощущаете неуверенность и боитесь отказать коллеге, обратитесь к психологу или психотерапевту, чтобы обсудить свои страхи», — советует она.
Что делать руководителю, если он узнал о нарушении личных границ в коллективе?
Напряжённые взаимоотношения в команде отражаются на процессе работы. Сотрудники могут просто недолюбливать друг друга, а могут конфликтовать, нарушая личные границы друг друга. Каждую ситуацию нужно рассматривать индивидуально.
Например, если работник сам рассказал вам о конфликте, лучше всего обсудить с участниками конфликта возможные пути его решения. Если коллеги по каким-то причинам не рассказывают о проблеме руководителю, то пригодится помощь третьей непредвзятой стороны — например, приглашённого медиатора. По мнению Ксении Степановой из hh.ru, медиация поможет разрешить практически любой конфликт без вмешательства руководителя в личные разногласия членов команды.
А точно ли я не нарушаю ничьи границы?
Все опрошенные Skillbox Media эксперты советуют проявлять эмпатию по отношению к своим коллегам, а также обращать внимание на их просьбы, рассказы и жалобы.
«Я часто наблюдаю ситуацию, когда руководитель пишет команде 24/7. А вдруг вы тот самый коллега, который нарушает личные границы?» Чтобы избежать этого, Анастасия Дрокина из «Яндекса» составила чек-лист для самопроверки. Вот он:
Вы пишете-звоните в нерабочее время, даже если это «просто уточнить»?
Вы внезапно присылаете коллегам свои личные фотографии из отпуска или с вечеринки?
Вы пишете или звоните в нерабочее время по нерабочим вопросам?
Вы регулярно напоминаете о необходимости отдыхать, но при этом во время отпуска не прерываете общение с сотрудниками?
К этому списку мы решили добавить ещё несколько пунктов:
Вы неоднократно пытаетесь узнать, состоит ли ваш коллега в отношениях, и каждый раз он уходит от ответа?
Вы можете в порыве чувств обнять коллегу, когда радуетесь какому-то событию на работе?
Если хотя бы в одном пункте вы ответили «да», советуем вернуться к приведённым в статье советам и описанным ситуациям. Поговорите с коллегами, узнайте — может, их что-то беспокоит.
обложка: Анна Гуридова для Skillbox Media