на пороге жизни бергман
На пороге жизни
«На пороге жизни» (швед. Nära livet ; известен также под названиями «У истоков жизни», «Рядом с жизнью») — кинофильм шведского режиссера Ингмара Бергмана, вышедший в 1958 году по новеллам «Милый, достойный» и «Непоколебимый» Уллы Исакссон из сборника «Тётка Смерти» (1954). [1]
Содержание
Сюжет
Сесилия (Ингрид Тулин), находящаяся на третьем месяце беременности, попадает в больницу с сильными болями. У нее случается выкидыш. Она считает, что в этом виноваты ее муж Андерс (Эрланд Юзефсон), в душе не желавший иметь ребенка, и она сама, недостаточно сильно его любившая. Она решает, что не будет больше иметь детей. В палате она знакомится с двумя другими беременными. Стина (Эва Дальбек), которой скоро рожать, счастлива в браке и очень хочет ребенка, однако роды все откладываются: она явно перенашивает его. Юная Ёрдис (Биби Андерсон), напротив, находится на распутье, не зная, на что решиться: ее парень хочет заставить ее сделать аборт, однако однажды это с ней уже случилось и она не хочет повторения этого кошмара. С другой стороны, она страшится возвращаться домой, где ее ждет строгая мать.
В ролях
Награды и номинации
В СССР впервые узнали о фильме из рецензии Сергея Юткевича на страницах журнала «Искусство кино». Критик писал о победе фильма «Летят журавли», и упомянул фильм Бергмана, взявший на том же конкурсе приз за режиссуру и лучшие женские роли. [2]
Сам режиссёр второй раз посмотрит ленту спустя 30 лет после премьеры. Опасаясь увидеть недочёты своей ранней работы, он, однако, напишет в книге воспоминаний такое впечатление от просмотра:
— Бергман И. Картины / Перевод со шведского А. Афиногеновой. — М.- Таллин: Музей кино, Aleksandra, 1997. — 440 с. — ISBN 9985-827-27-9
На пороге жизни бергман
Камерная лента Ингмара Бергмана, в которой он ухитряется при помощи ограниченного пространства и количества персонажей рассказать об отношении женщины к материнству больше, чем тома и бесконечные журналы, посвященные этой тематике. Родильная палата в обычной больнице. Три разные женщины в ней. Сесиллия (Ингрид Тулин) попадает туда раньше, чем нужно было – в силу внутренних болей и проблем, у нее происходит выкидыш. Винит она в этом в первую очередь себя, потому, что не нашла в себе силы спорить с нелюбимым мужем (Эрланд Юзефсон), который не очень хочет ребенка. Стина (Ева Дальбек) – ее прямая противоположность. Она уже в возрасте и очень любит своего мужа, вместе с которым они ждут ребенка. Однако роды никак не начинаются, и это ее беспокоит, хотя она и старается это скрыть за веселым настроением. Третья женщина, и не женщина-то, по большому счету. Йордис (Биби Андерсон) – очень молода, хотя уже и беременна от своего молодого человека, который ей заявил, что она должна сделать аборт, чего она делать не хочет, так как уже проходила это и очень боится повторения. Терзания трех женщин, их страхи, разочарования, надежды. Мужчины тут лишние.
Фильм, который Бергман снимал при полном участии настоящих специалистов одной из шведских родильных клиник, на самом деле своей тематикой слегка удивляет. Вопрос даже не в том, что он взялся (и смог!) снять фильм, в котором разбирает очень сложные, тонкие, непонятные большинству мужчин женские проблемы – в этом он вообще лучший специалист за всю историю кинематографа. Удивительно тут то, как автор резко перешел от экзистенциальных, наполненных тяжелыми метафорами, фильмов о смерти, вроде «Земляничной поляны» или «Седьмой печати», к довольно физиологической бытовой драме, посвященной рождению. Поэтому нет ничего странного и в том, что фильм не пользуется подобной популярностью и многие его по той или иной причине не видели, да и международного успеха фильм не снискал. И это вопреки тому, что попал в конкурс каннского фестиваля, где выиграл несколько наград, в том числе и практически беспрецедентную награду сразу трем женщинам, сыгравшим три главные роли в этой ленте – Андерссон, Дальбек и Тулин. Сам Бергман тоже там что-то отхватил.
Фильм резко отличается и по настроению – задыхающаяся, потная драма в тесной комнатушке, вызывающей приступы клаустрофобии. Три женщины разного возраста, разного опыта, разного круга общения. И все они, так или иначе, страдают. Режиссер старается провести такой пунктирный знак равенства между болью всех трех женщин, и пытается рассмотреть проблему отношения к предстоящим родам, как человек, который в этом кое-что понимает. Может быть, благодаря тому, что у него у самого было к тому моменту пятеро детей. Впрочем, сам он признается, что мало что знал о процессе родов, так как тщательно избегал возможностей попасть в больничную палату, где рожала его любимая женщина. А вот когда решил снять подобный фильм (то ли потому, что чувствовал за собой долг, то ли еще почему), то отправился в больницу, где лицезрел процесс рождения ребенка собственнолично.
Что же касается стилистики, то и тут Бергман несколько не очень характерен себе того периода. В следствие того, что сценическое пространство фильма сильно ограничено, картина буквально изобилует крупными планами. Это мощно помогает передать эмоциональные потоки и импульсы, пульсирующие от образов трех женщин, испытывающих боль. Подобный прием не самый редкий в постановочной палитре режиссера, но так, чтобы он его использовал относительно довольно физиологических форм страдания где-то – вспомнить сложно. В фильме вновь много монологов и диалогов, что напоминает о более ранних картинах, чем этого периода, ведущего к звенящему и многозначительному молчанию. Здесь же, за неимением возможности использовать внешние выразительные средства, Бергман вынужден использовать по максимуму то, что у него есть в распоряжении, то есть – разговор и шикарную актерскую игру.
Забавно, что по выходу фильма в прокат, из залов начали поступать отчеты об удивительных случаях потери сознания, причем среди мужской части зрителей. И ведь нельзя сказать, что фильм шокирующий или скучный. Может быть, просто такое совпадение, но, будьте начеку. А вот критики, вопреки обычаю, приняли новый фильм режиссера на ура, даже называя его лучшим фильмом в творчестве вообще. Не все, конечно. Были и придирки. Но в целом картина сложилась непривычная, для шведской киножурналистики. Таким образом, очевидно, что работа получилась хоть и не очень обычной для Бергмана того времени, но очень интересной и важной. Снимать на эту тему что-то – глупо, а думать, что можно к этому фильму что-то добавить – наивно. Да и в отрыве от родильной темы, тут есть, на что действительно посмотреть. Этакий кусочек театральной пьесы, сконцентрированный в кинематографический сироп без потери драматургических качеств.
На пороге жизни (фильм, 1958)
На пороге жизни | |
---|---|
Nära livet | |
Жанр | драма |
Режиссёр | Ингмар Бергман |
Продюсер | Еста Хаммарбек |
Автор сценария | Улла Исакссон Ингмар Бергман |
В главных ролях | Эва Дальбек Ингрид Тулин Биби Андерсон Эрланд Юзефсон |
Оператор | Макс Вилен |
Кинокомпания | Нурдиск Тунефильм |
Длительность | 84 мин |
Страна | |
Язык | шведский |
Год | 1958 |
IMDb | ID 0052017 |
«На пороге жизни» (швед. Nära livet ; известен также под названиями «У истоков жизни», «Рядом с жизнью») — кинофильм шведского режиссёра Ингмара Бергмана, вышедший в 1958 году по новеллам «Милый, достойный» и «Непоколебимый» Уллы Исакссон из сборника «Тётка Смерти» (1954). [1]
Содержание
Сюжет [ | ]
Сесилия (Ингрид Тулин), находящаяся на третьем месяце беременности, попадает в больницу с сильными болями. У неё случается выкидыш. Она считает, что в этом виноваты её муж Андерс (Эрланд Юзефсон), в душе не желавший иметь ребёнка, и она сама, недостаточно сильно его любившая. Она решает, что не будет больше иметь детей. В палате она знакомится с двумя другими беременными. Стина (Эва Дальбек), которой скоро рожать, счастлива в браке и очень хочет ребёнка, однако роды всё откладываются: она явно перенашивает его. Юная Ёрдис (Биби Андерсон), напротив, находится на распутье, не зная, на что решиться: её парень хочет заставить её сделать аборт, однако однажды это с ней уже случилось, и она не хочет повторения этого кошмара. С другой стороны, она страшится возвращаться домой, где её ждёт строгая мать.
В ролях [ | ]
Награды и номинации [ | ]
В СССР впервые узнали о фильме из рецензии Сергея Юткевича на страницах журнала «Искусство кино». Критик писал о победе фильма «Летят журавли», и упомянул фильм Бергмана, взявший на том же конкурсе приз за режиссуру и лучшие женские роли. [2]
Сам режиссёр второй раз посмотрит ленту спустя 30 лет после премьеры. Опасаясь увидеть недочёты своей ранней работы, он, однако, напишет в книге воспоминаний такое впечатление от просмотра:
Всё сделано честно, с большим сердцем и умом, сыграно в основном первоклассно, чересчур много грима, ужасный парик у Эвы Дальбек, местами скверная операторская работа, кое-где налёт литературщины. Когда фильм закончился, я был удивлён и немного раздосадован: мне вдруг понравилась эта старая лента. Милый, добротно сделанный фильм наверняка не без пользы в своё время крутили по кинотеатрам.
На пороге жизни (фильм, 1958)
К:Фильмы 1958 года
«На пороге жизни» (швед. Nära livet ; известен также под названиями «У истоков жизни», «Рядом с жизнью») — кинофильм шведского режиссёра Ингмара Бергмана, вышедший в 1958 году по новеллам «Милый, достойный» и «Непоколебимый» Уллы Исакссон из сборника «Тётка Смерти» (1954). [1]
Содержание
Сюжет
Сесилия (Ингрид Тулин), находящаяся на третьем месяце беременности, попадает в больницу с сильными болями. У неё случается выкидыш. Она считает, что в этом виноваты её муж Андерс (Эрланд Юзефсон), в душе не желавший иметь ребёнка, и она сама, недостаточно сильно его любившая. Она решает, что не будет больше иметь детей. В палате она знакомится с двумя другими беременными. Стина (Эва Дальбек), которой скоро рожать, счастлива в браке и очень хочет ребёнка, однако роды всё откладываются: она явно перенашивает его. Юная Ёрдис (Биби Андерсон), напротив, находится на распутье, не зная, на что решиться: её парень хочет заставить её сделать аборт, однако однажды это с ней уже случилось, и она не хочет повторения этого кошмара. С другой стороны, она страшится возвращаться домой, где её ждёт строгая мать.
В ролях
Награды и номинации
В СССР впервые узнали о фильме из рецензии Сергея Юткевича на страницах журнала «Искусство кино». Критик писал о победе фильма «Летят журавли», и упомянул фильм Бергмана, взявший на том же конкурсе приз за режиссуру и лучшие женские роли. [2]
Сам режиссёр второй раз посмотрит ленту спустя 30 лет после премьеры. Опасаясь увидеть недочёты своей ранней работы, он, однако, напишет в книге воспоминаний такое впечатление от просмотра:
— Бергман И. [zmiersk.ru/ingmar-bergman/kartini.html Картины] / Перевод со шведского А. Афиногеновой. — М.- Таллин: Музей кино, Aleksandra, 1997. — 440 с. — ISBN 9985-827-27-9.
Награды
Номинации
Напишите отзыв о статье «На пороге жизни (фильм, 1958)»
Литература
Примечания
Ссылки
Отрывок, характеризующий На пороге жизни (фильм, 1958)
На другой день простившись только с одним графом, не дождавшись выхода дам, князь Андрей поехал домой.
Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; всё было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами.
Целый день был жаркий, где то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна, в тени; правая мокрая, глянцовитая блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Всё было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко.
«Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны», подумал князь Андрей. «Да где он», подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, – ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да, это тот самый дуб», подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна, – и всё это вдруг вспомнилось ему.
«Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»
Возвратившись из своей поездки, князь Андрей решился осенью ехать в Петербург и придумал разные причины этого решенья. Целый ряд разумных, логических доводов, почему ему необходимо ехать в Петербург и даже служить, ежеминутно был готов к его услугам. Он даже теперь не понимал, как мог он когда нибудь сомневаться в необходимости принять деятельное участие в жизни, точно так же как месяц тому назад он не понимал, как могла бы ему притти мысль уехать из деревни. Ему казалось ясно, что все его опыты жизни должны были пропасть даром и быть бессмыслицей, ежели бы он не приложил их к делу и не принял опять деятельного участия в жизни. Он даже не понимал того, как на основании таких же бедных разумных доводов прежде очевидно было, что он бы унизился, ежели бы теперь после своих уроков жизни опять бы поверил в возможность приносить пользу и в возможность счастия и любви. Теперь разум подсказывал совсем другое. После этой поездки князь Андрей стал скучать в деревне, прежние занятия не интересовали его, и часто, сидя один в своем кабинете, он вставал, подходил к зеркалу и долго смотрел на свое лицо. Потом он отворачивался и смотрел на портрет покойницы Лизы, которая с взбитыми a la grecque [по гречески] буклями нежно и весело смотрела на него из золотой рамки. Она уже не говорила мужу прежних страшных слов, она просто и весело с любопытством смотрела на него. И князь Андрей, заложив назад руки, долго ходил по комнате, то хмурясь, то улыбаясь, передумывая те неразумные, невыразимые словом, тайные как преступление мысли, связанные с Пьером, с славой, с девушкой на окне, с дубом, с женской красотой и любовью, которые изменили всю его жизнь. И в эти то минуты, когда кто входил к нему, он бывал особенно сух, строго решителен и в особенности неприятно логичен.
– Mon cher, [Дорогой мой,] – бывало скажет входя в такую минуту княжна Марья, – Николушке нельзя нынче гулять: очень холодно.
На пороге жизни
На пороге жизни | |
---|---|
Nära livet | |
Жанр | драма |
Режиссёр | Ингмар Бергман |
Продюсер | Еста Хаммарбек |
Автор сценария | Улла Исакссон Ингмар Бергман |
В главных ролях | Эва Дальбек Ингрид Тулин Биби Андерсон Эрланд Юзефсон |
Оператор | Макс Вилен |
Кинокомпания | Нурдиск Тунефильм |
Длительность | 84 мин |
Страна | |
Язык | шведский |
Год | 1958 |
IMDb | ID 0052017 |
«На пороге жизни» (швед. Nära livet ; известен также под названиями «У истоков жизни», «Рядом с жизнью») — кинофильм шведского режиссёра Ингмара Бергмана, вышедший в 1958 году по новеллам «Милый, достойный» и «Непоколебимый» Уллы Исакссон из сборника «Тётка Смерти» (1954). [1]
Содержание
Сюжет [ | ]
Сесилия (Ингрид Тулин), находящаяся на третьем месяце беременности, попадает в больницу с сильными болями. У неё случается выкидыш. Она считает, что в этом виноваты её муж Андерс (Эрланд Юзефсон), в душе не желавший иметь ребёнка, и она сама, недостаточно сильно его любившая. Она решает, что не будет больше иметь детей. В палате она знакомится с двумя другими беременными. Стина (Эва Дальбек), которой скоро рожать, счастлива в браке и очень хочет ребёнка, однако роды всё откладываются: она явно перенашивает его. Юная Ёрдис (Биби Андерсон), напротив, находится на распутье, не зная, на что решиться: её парень хочет заставить её сделать аборт, однако однажды это с ней уже случилось, и она не хочет повторения этого кошмара. С другой стороны, она страшится возвращаться домой, где её ждёт строгая мать.
В ролях [ | ]
Награды и номинации [ | ]
В СССР впервые узнали о фильме из рецензии Сергея Юткевича на страницах журнала «Искусство кино». Критик писал о победе фильма «Летят журавли», и упомянул фильм Бергмана, взявший на том же конкурсе приз за режиссуру и лучшие женские роли. [2]
Сам режиссёр второй раз посмотрит ленту спустя 30 лет после премьеры. Опасаясь увидеть недочёты своей ранней работы, он, однако, напишет в книге воспоминаний такое впечатление от просмотра:
Всё сделано честно, с большим сердцем и умом, сыграно в основном первоклассно, чересчур много грима, ужасный парик у Эвы Дальбек, местами скверная операторская работа, кое-где налёт литературщины. Когда фильм закончился, я был удивлён и немного раздосадован: мне вдруг понравилась эта старая лента. Милый, добротно сделанный фильм наверняка не без пользы в своё время крутили по кинотеатрам.