на одном вдохе актеры
Йог спокоен под водой
Фильм про Наталью Молчанову «Один вдох» являет собой очень, очень вольный пересказ ее биографии, поэтому немудрено, что имя главной героини изменили. Марина Гордеева, сыгранная Викторией Исаковой, переживает болезненное расставание с мужем, и, чтобы развеяться, отправляется на курорт. Где знакомится с дредастым качком, которого играет Владимир Яглыч. Он ей: «Привет», она ему: «Привет», он ей: «Хорошо плаваешь, глубоко ныряешь», и так, слово за слово, сразу обозначает необходимую по законам драматургии активную цель, как бы между прочим упоминая, что ни одна женщина еще на сто метров не ныряла без акваланга. Мол, слабо? И она такая: вот он, смысл жизни, спасибо, дредастый качок, давай с тобой дружить! По возвращении Марина Гордеева выигрывает чемпионат России и перебирается в Москву, чтобы устроиться там в институт физкультуры и совершать дальнейшие шаги на пути к заветным ста метрам.
Помимо отца у Марины Гордеевой из близких родственников лишь двое почти взрослых детей, мальчик и девочка. И если мальчик хобби матери с энтузиазмом поддерживает и, более того, вскоре сам втягивается, то сестра его не столь благосклонна, а вернее сказать и вовсе недовольна, потому что хочет ли она в Москву переезжать, ее не спросили, и вообще все напрочь забыли про нее, в холодильнике пусто, есть нечего, сидят в своем бассейне пузыри пускают, злые вы, уйду я от вас. Но в какой-то момент она просто резко перестает ныть и принимается как ни в чем не бывало за мать искренне болеть. Ох уж это волшебство сценария.
Разумеется, как в любой российской спортивной драме (и необязательно спортивной), в «Одном вдохе» есть Злой Чиновник. Ну, знаете, таких еще обычно Андрей Смоляков играет, но поскольку в данном случае этот персонаж совсем уж необязательный, вместо Смолякова взяли Артема Ткаченко. Он тут в роли директора института физкультуры, где работает Марина Гордеева. Директор мешает ей в свободное от работы время по ночам заниматься фридайвингом, так как в институте физкультуры можно заниматься исключительно олимпийскими видами спорта.
В чем состоит теоретическая часть методики, сказать трудно, но зато практическая часть необычайно зрелищна и своеобразна, с густым оттенком садизма. Например, Морфеус-Суханов встречается с Мариной Гордеевой в закрытом на реконструкцию павильоне ВДНХ №70 и заставляет ее там ходить босиком по идеально ровной дорожке из раскаленных углей. Оставим вопросы о том, как там оказались эти угли (он что, в одиночку их таскал?), и о том, зачем в принципе фридайверу ходить по раскаленным углям. Заметим лишь, что фридайверы действительно применяют в своей деятельности некоторые техники йогов (в фильме это, правда, не поясняется), но преимущественно дыхательные.
В России сняли художественный фильм про фридайвинг – «Один вдох». Что в нем не так?
В этом году на экраны вышел художественный фильм «Один вдох». По сюжету главная героиня Марина Гордеева отправляется в отпуск в Турцию, где знакомится с фридайвингом (подводное плавание с задержкой дыхания). Новое увлечение захватывает Марину и она, через разные препятствия и страхи, идет к титулу чемпионки и мировому рекорду.
Фильм посвящен памяти легендарной Натальи Молчановой — 22-кратной чемпионки мира, обладательницы 41 рекорда по фридайвингу. Наталья пропала без вести в августе 2015 года во время погружения в Средиземном море у берегов Ибицы.
Корреспондент «Матч ТВ» Михаил Кузнецов обсудил картину с сыном Молчановой — Алексеем. В этом материале:
— Когда вы узнали, что собираются снимать такой фильм?
— В 2015 году мы встречались и разговаривали с продюсером фильма. Но это была общая идея, абстрактная. Наверное, в 2017-м режиссер Елена Хазанова связалась со мной с уточненным сценарием. Тогда мы уже поняли, что проект будут снимать. Наша федерация фридайвинга подключилась. Эксперты, судьи, медики консультировали их. Я тоже читал сценарий и предлагал свои правки. Естественно, мы понимали, что это художественный фильм, поэтому не можем исправлять его под свой вкус. Чем могли — помогли. Наши ребята снимались в качестве дублеров, актеров второго плана. Также была техническая поддержка — гидрокостюмы, снаряжение.
— К вам не обращались с тем, чтобы главную героиню звали Наталья Молчанова?
— Нет. У героини изначально было имя Марина Гордеева. Фильм посвящен памяти мамы, но не про нее, чтобы иметь свободу интерпретации истории. Наверное, самое важное наблюдение от людей, которые знали маму, что в фильме главная героиня борется со своими страхами. В реальности у мамы таких страхов не было, ныряние происходило на позитиве. Она была очень счастливым человеком. Эта разница между Мариной Гордеевой и Натальей Молчановой заметна на контрасте последних кадров, когда в конце фильма показывают архивные съемки мамы. Там видно, что мама всегда улыбалась.
— Что у Марины Гордеевой и Натальи Молчановой есть общего?
— Целеустремленность. В фильме очень хорошо показан настрой на нырок. Когда у мамы шла подготовка к рекорду, то всегда присутствовал самоконтроль и сильная концентрация. Это в фильме передано очень здорово.
— У героини, как и у Натальи Молчановой, двое детей: сын и дочь. Вы себя ассоциировали с сыном из фильма?
— На удивление, очень хорошо подобран актер. Многие, кто смотрел, отметили, что он на меня похож, в том числе по характеру. Дочь героини — намного меньше приближена к моей сестре. Да, Оксана тоже играла на скрипке, но, например, я это делал немного дольше. И не было такого в реальной жизни, чтобы они с мамой ругались.
— Понятно, что фильм художественный и не про Наталью Молчанову. Но вы же наверняка понимали, что многие будут проецировать эту историю на историю вашей семьи. У вас не было внутреннего протеста, что она так показана: что главная героиня угрюмая, что ее дочь постоянно с ней конфликтует?
— Протест есть, но он минимальный. В любом случае фильм помогает привлечь внимание к фридайвингу. Думаю, если все заинтересовавшиеся после фильма поищут интервью мамы в интернете, информацию о ней, то это будет уже здорово. Да, люди проецируют историю в фильме на нашу семью. Но лучше пусть они будут узнавать о маме и фридайвинге так, чем не узнавать вообще.
— Насколько хорошо в фильме показана внутренняя кухня фридайвинга?
— Очень хорошо. Есть, конечно, и художественные приукрашивания. Например, на соревнованиях менеджер соперницы поставил героине глубину на 10 метров больше, чем она заявила. Таких злодеев в нашем сообществе нет. Однако подобная история была с французом Гийомом Нери. Это произошло из-за недосмотра судей — веревку поставили больше чем нужно. Но было сделано случайно, а не специально. Думаю, кто-то из наших ребят рассказал историю сценаристам, и ее решили воплотить в фильме. Также в картине больше показана одна сторона — рекорды, стремление к результату. Мамина философия фридайвинга была в том, чтобы делать акцент на удовольствии, а не на результатах.
— Перейдем к частностям. Главная героиня начинает заниматься фридайвингом в Турции и на первом же погружении спокойно плавает на глубине 35 метров. Насколько реально то, что новичок с ходу берет такой результат?
— Это утрирование. 35 метров — большая глубина. С ходу можно взять 15-20 метров, но чтобы преодолеть больше 30 — надо учиться и иметь классную технику плавания. В принципе глубина в 35 метров доступна абсолютно любому человеку, но это требует практики. Необходимо знать какие-то основы продувания и расслабления грудной клетки. На 30 метрах тебя сжимает в четыре раза. Надо понимать, что с этим давлением делать.
— Как проходит обучение в вашей школе? Сначала теория, а потом практика?
— Да, но практика идет в тот же день, что и теория. Перед заходом в воду мы объясняем про дыхание, про продувку. На первом занятии в воде мы задерживаем дыхание без движения в комфортных условиях. Первые шаги простые. Глубина наращивается очень медленно. Сначала в бассейне. У нас в «Чайке» глубина 5 метров. Затем мы ездим в 12-метровый бассейн МЧС. Дальше выезжаем на озера, реки, моря. Около Москвы есть 20-25-метровые водоемы. Если проехать подальше, то можно тренироваться в озере на глубине 50 метров.
— Пять метров в «Чайке» новички легко берут?
— Да. Большинство людей ныряют на дно в первый же день.
— Если неподготовленный человек внезапно телепортируется на глубину 35 метров, что с ним будет?
— Скорее всего, у него будет паника и страх. В бассейне безопасно. Подняв голову, ты понимаешь, что тебе нужно проплыть 1-2 метра наверх — и ты дышишь. А тут тебе необходимо плыть до поверхности достаточно далеко. Это вызовет большой стресс. Поэтому случайно на такой глубине люди не оказываются. Они к этому результату проходят постепенно через адаптацию. Когда я подходил к 100 метрам, то очень много до этого нырял 90, 91, 92 метров и так далее. Какие-то отметки перескакивал, но все равно шажки были очень маленькими. Так же и с 30 метрами. На покорение этой глубины человеку достаточно недели тренировок, может, кому-то две. Но это не месяцы и не годы.
— В фильме есть загадочный человек, который учит героиню технике деконцентрации внимания. Есть ли такая техника на самом деле?
— У этого героя есть реальный прототип — Олег Бахтияров. У него есть методика, которая позволяет работать с вниманием. Ты одновременно стараешься растянуть внимание по всему полю зрения, при этом не фокусируясь ни на одну точку. У тебя все становится немного размытым. Когда мы перестаем фокусироваться на объектах, то гораздо больше уделяем внимания внутренним ощущениям, расслаблению, дыханию, находим все лишние напряжения. В этом смысл техники для фридайвинга. Вообще, у этой методики много применений и в других сферах.
— Ваша мама пришла во фридайвинг уже в зрелом возрасте. Есть ли верхний и нижний возрастной предел у вас в школе?
— Он очень широкий. В нашей детской школе обучение проходит с пяти лет, а с 16 начинается взрослая программа. Приходят люди 60-70 лет, обучаются, развиваются, даже выступают на чемпионатах России. У меня есть знакомый фридайвер на Гавайях, которому 80. Он ныряет на глубину 80 метров и задерживает дыхание на 8 минут. Здесь нет необходимости в какой-то взрывной силе, которая присуща молодости. Тут все делается расслабленно, за счет самоконтроля. Поэтому этим спортом можно заниматься в любом возрасте.
— На каждом соревновании, которое показано в фильме, кто-то обязательно теряет сознание. Как часто это происходит в жизни?
— Потери сознания бывают, но, конечно, не обязательно на каждом соревновании. Есть крутой турнир на Багамах, который длится 9 дней. Каждый день выступает по 45-50 человек. То есть около 400 стартов за весь период. Из этих 400 будут спортсмены, которые не рассчитали свои силы и превысили доступные возможности. Обычно эти случаи происходят на последних метрах при всплытии, то есть у самой поверхности. Команда страхующих сразу помогает. В фильме это нагнетается и выглядит опасно, а в реальной жизни человек может потерять сознание, когда у него кислород не израсходован даже 50 процентов. Просто срабатывает предохранительный механизм организма. Люди еще путают потерю сознания с остановкой сердца. Здесь все не так страшно. Сердце бьется, в легких остается еще большой запас кислорода.
— Вы сами теряли сознание?
— Конечно. В основном это было по молодости, когда я пытался показать результат выше, чем мог. Хотел быстрее прогрессировать. Сейчас оцениваю свои возможности намного лучше. Может, раз в пару лет такое случается из-за определенных обстоятельств.
— Какие опасности есть во фридайвинге? Какие травмы чаще всего случаются?
— Если неправильно продуть уши, то можно растянуть или повредить барабанные перепонки. Наверное, это основная травма. Если понимать, как правильно дышать, и не доводить себя до предела с задержкой дыхания, то риск потери сознания практически сходит к нулю. Это что касается любительского фридайвинга. В профессиональном, на больших глубинах, можно повредить легкие. Тут необходимо правильно тренироваться. Тогда легкие адаптируются и станут более гибкими и эластичными.
— Друг героини фильма «Один вдох» Игнат погибает через несколько часов после погружения от отека легких. Это придумка сценаристов или был подобный случай?
— Такое невозможно. Отек легких происходит сразу, когда человек глотнул воды. Это больше художественный вымысел. После того, как человек на соревнованиях всплывает, ему сразу дают кислород, чтобы он мог подышать.
— Что еще несет угрозу для фридайверов? Акулы, например?
— Акулы обычно представляют опасность в мутной воде. Поэтому фридайверы совершенно спокойно с ними ныряют. У них бывают проблемы с серферами, когда из-за плохой видимости акулы путают их с черепахами или котиками. Конечно, у фридайверов есть места, которые не рекомендуются для погружений. Обычно ты узнаешь о возможных опасностях и правилах поведения от местных гидов и фридайверов.
— Чтобы попасть на чемпионат мира, героине фильма нужно найти деньги на стартовый взнос — 15 тысяч долларов. Она в итоге выигрывает 25 тысяч долларов в конкурсе-челендже от рекламной компании. Насколько реальны суммы?
— Таких стартовых взносов не бывает. Они значительно меньше — до тысячи долларов, в зависимости от уровня соревнований. В любительских турнирах могут быть 200-300 долларов. А вот призовые бывают достаточно крупные. В ОАЭ проходят соревнования, которые организует принц Дубая. Там за первые места дают Range Rover, призовой фонд — 100 тысяч долларов. Мы организовывали соревнования на Ибице — «Molchanova Grand-Prix». Призовой бюджет составлял 70 тысяч долларов. Поэтому есть турниры с классными призами. Они, может, проходят не так часто, но мы потихонечку развиваемся, соревнований становится больше.
— В фильме есть «пасхалка» — мемориальная табличка на берегу «Natalya Molchanova 1962-2015». Как вы на это отреагировали?
— Она неожиданная, но абсолютно понятная. Мне показалось это интересной идеей. Не было какого-то неприятного ощущения.
— В реальности где-то есть подобная табличка или что-то подобное?
— В турецком городе Каша. Это место, где проходит чемпионат мира по фридайвингу. Там они решили поставить небольшой мемориал. Есть и в других местах. Один из наших ребят сделал табличку со стихами мамы и поставил где-то в России на горе. То ли в Сибири, то ли вообще на Камчатке. Не помню.
— А в месте, где она пропала без вести, что-то есть?
— Пока нет. Когда мы делали там соревнования, обсуждали эту идею с местными властями. Нужно все согласовать и реализовать.
— Фильм «Один вдох» сыграл для фридайвинга больше в плюс или минус?
— В целом сыграл в плюс. К нам в школу приходят люди и говорят, что посмотрели фильм, все почитали и пришли учиться. Даже если фильм немножко мрачный и не в полной мере показывает позитивную, основную, часть фридайвинга, все равно зрители начинают изучать, углубляться в тему.
— Как думаете, понравился бы фильм вашей маме?
— Тут вопрос открытый. В нем фридайвинг показан больше не с положительной, радостной стороны, которую она пропагандировала. Хотя там есть и красивая сторона: ныряние к кораблю, приключения, красочные проплывы. Для мамы также всегда было важно продвижение фридайвинга. И то, что фильм эту функцию исполняет, ей бы понравилось.
Рецензия на «Один вдох» — байопик о «королеве фридайвинга» Наталье Молчановой
«Один вдох» — история «королевы фридайвига» Натальи Молчановой. Ее роль блестяще воплотила на экране актриса театра и кино Виктория Исакова («Русский Бес», «Жги!», «Ученик»). Если вам ничего не говорит имя Натальи Молчановой, возможно вы никогда не слышали и о фридайвинге — подводном плавании с задержкой дыхания, которое стало популярным на Западе в середине прошлого века, а в России развивается с начала 2000-х.
Молчанова начала заниматься фридайвингом в 40 лет, имея за плечами большой жизненный опыт. Фильм коротко его аккумулирует: разрушенный брак (муж изменял и ушел из семьи), двое детей, о благоприятном контакте с которыми говорить не приходится, и нелюбимая работа. Появление фридайвинга в жизни Натальи по сюжету абсолютно случайно — спасение тонувшего туриста и знакомство со спасателем Игнатом (Владимир Яглыч — «Мы из будущего», «Экипаж», «Воин»), который занимается фридайвингом и увлекает Наталью в эту экстремальную среду.
Желание попробовать в жизни что-то абсолютно новое не вполне обосновывается сценарными перипетиями, но харизма Исаковой затмевает и эту, и все последующие сюжетные «дыры». Родные находятся в шоке от нового увлечения Натальи, а окружающие в восторге от стремительных рекордов, которые один за другим ставит главная героиня. Тем временем сценаристы добавляют в повествование новых героев, с разных сторон раскрывая Молчанову-Исакову.
Так, в истории ее прошлого появляется отец, занимавшийся с ней плаванием, судя по всеми примерно также, как персонаж Дж. К. Симмонса в «Одержимости» заставлял дубасить по барабанам героя Майлза Теллера. Травмированная разводом отца с матерью из-за измен первого, Наталья пытается не повторить судьбу родителей, но… судьба-злодейка. Увы, сценарные ходы «Одного вздоха» предугадываются в два счета.
Впрочем, не то чтобы это было откровенной слабой составляющей фильма. Когда берешься за реальные истории, многие их детали близки и понятны широкой аудитории, потому и легко просчитываются.
Для Елены Хазановой «Один вдох» — своеобразное завершение неформальной женской трилогии. Ее «Синдром Петрушки» с великолепным дуэтом Чулпан Хаматовой и Евгения Миронова рассказывал о женщине-кукле, созданной мужчиной. В прошлогодних «Любовницах» женщины уже демонстрируют свое естество, ищут место в изменившейся системе координат, но режиссер напоминает нам, что они по-прежнему — «ребро Адама».
В «Одном вдохе» мужчины убраны на второй план, пока на первом блистает сильная, целеустремленная и волевая Виктория Исакова в роли Молчановой. Для ее героини фридайвинг — вызов в первую очередь себе, 40-летней женщине, которая движется наперекор стереотипной модели поведения в подобном положении.
Наталья берется за любимое дело наперекор упрекам собственных детей («мам, это не спорт даже») и предубеждениям врача-эйджиста, напоминающего Молчановой: «То, что можно делать в 20, в 40 лет вас может убить».
Рядом с Натальей немного скомканным выглядит образ ученого, который становится своего рода ментором героини. Экс-генерал, роль которого исполнил Максим Суханов («Викинг», «Орда», «Обитаемый остров»), появляется из ниоткуда и втирает Молчановой дичь про некую теорию, суть которой сводится к обретению человеком сверхспособностей через «не могу». Казалось бы, сущий бред, в который здравомыслящий человек не поверит. Однако Наталья соглашается на испытания, который предлагает ей персонаж Суханова, дабы проверить, на что она способна.
Безусловно, «Один вдох» — яркая история о женщине, добившейся огромных успехов во фридайвинге. Молчановой принадлежит 40 мировых рекордов, некоторые из которых не побили до сих пор (в 2015-м Наталья пропала без вести во время тренировочного погружения). В то же время повествованию Хазановой не вполне удается погрузить зрителя в атмосферу трудностей, которые преодолевает главная героиня.
Как таковых причин для настоящего сопереживания Молчановой практически нет. А эпизоды, призывающие зрителя задержать дыхание и наблюдать за тем, получится ли у нее установить новый рекорд, зачем-то стараются копировать саспенс «Движения вверх», когда российские баскетболисты сражались с американскими. Здесь же противопоставление «Россия — Америка» выглядит блекло и невыразительно. Антагонист из тренера американской фридайверши никакой, а сама американка не то чтобы строит из себя злодейку.
Содержание фильма «Один вдох». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
29 августа 2021 года на Первом канале телевизионная премьера фильма «Один вдох».
Биографический фильм от режиссера Елены Хазановой.
2 августа 2015 года во время очередного погружения около острова Ивиса Наталья пропала без вести, 4 августа Наталья была признана погибшей, а 7 августа были прекращены ее поиски.
кадры из фильма «Один вдох»
Режиссер: Елена Хазанова;
Сценаристы: Алена Алова, Андрей Иванов;
Оператор: Илья Овсенев;
Продюсеры: Ольга Данова, Светлана Извекова, Мария Смирнова;
Производство: Кинокомпания «Общественное мнение»;
Год: 2020;
Премьера: 12 марта 2020 (кинопрокат), 29 августа 2021 (Первый канал)
Затаив дыхание
Виктория Исакова великолепно передает это пограничное состояние, близкое к фанатизму, почти болезнь, высекающую искры галлюцинаций в помутившемся сознании. Марину оставил муж (что при ее невротическом характере, в общем, неудивительно), у нее заботливый сын и бунтующая дочь, она неспособна прокормить семью и забывает покормить детей. И в любой момент готова все это бросить и устремиться к морю, в его прозрачные голубые бездны. Она, кажется, устала от всего на свете, в глазах ее невысказанная тоска, и даже возможная гибель в пучинах ей видится как избавление от ненавистной рутины.
Получилась картина, неровная по дыханию: в ней есть сильные актерские работы и моменты саспенса, но есть аритмичные сбои, прямолинейные решения и предсказуемость. Как и в любом байопике, где драматург-жизнь часто сбивает драматурга-сценариста на тропу простых пересказов, и тогда факты реальной биографии виснут на ногах, лишая сюжет развития свободного и убедительного.
Сын чемпионки по фридайвингу Молчановой рассказал о матери и секретах дайверов
Алексей, мы гордимся тем, что 22-кратная чемпионка мира по фридайвингу, человек с уникальными возможностями организма и потрясающей силой воли Наталья Молчанова начинала спортивный путь в Волгограде. Расскажите, что связывало Наталью Вадимовну с нашим городом, чем запомнился он вам?
Вышедший фильм называют «байопиком о королеве фридайвинга» и сравнивают с «Голубой бездной» Люка Бессона. Насколько российская картина биографична?
Алексей Молчанов: Для достижения высоких результатов важны, конечно, способности человека, и природные данные у мамы были выдающиеся. Но в плане тренировок ее собранность, последовательность всегда были для меня примером.
После ее трагической гибели не было желания оставить этот опасный спорт смелых до безрассудства людей?
А что, вы действительно стали первыми россиянами, пронырнувшими арку в «Голубой дыре», а остальные погибли?
Алексей Молчанов: Да, из россиян мы были первыми, но погибали не фридайверы, а аквалангисты, которые погружались, рассчитывая на баллоны с воздухом или газовыми смесями. Фридайверы же рассчитывают только на собственные силы.
Что же есть в этой глубине, что заставляет людей буквально отключать мозг, рискуя получить блэкаут, как вы называете потеряю сознания, и погибнуть от утопления?
Посмотреть это кино стоит на большом экране, чтобы прочувствовать притяжение глубины, ее магнетизм и красоту бесконечного подводного мира. А еще у зрителей будет уникальная возможность увидеть документальные съемки с участием самой Натальей Молчановой. 2 августа 2015 года она нырнула и пропала без вести у берегов острова Ивиса, в Испании. В конце фильма «Один вздох» хроника покажет ее живой, смеющейся.