на муромской дорожке актеры и роли
На муромской дорожке актеры и роли
По Муромской дорожке
Стояли три сосны.
Со мной прощался милый
До будущей весны.
Он клялся и божился
Одну меня любить,
На дальней на сторонке
Меня не позабыть.
А я ему внимала
Беспечною душой,
Слова я повторяла
Той клятвы роковой.
Но вот он встрепенулся,
В последний раз обнял,
Взглянул он в мои очи,
Потом поцеловал.
Сел на коня, помчался
В неведомую даль,
Оставил в моём сердце
Тоску лишь да печаль.
И с этою кручиной
Я ночи не спала,
Сидела на крылечке,
Всё милого ждала.
Однажды мне приснился
Тревожный, страшный сон,
Что милый мой женился,
Нарушил клятву он.
А я над сном смеялась,
Подружкам говоря:
«Не может того сбыться,
Чтоб мил забыл меня».
Но вскоре сон мой сбылся,
И раннею весной
Мой милый возвратился
С красавицей-женой.
Я у ворот стояла,
Когда он проезжал.
Меня в толпе.
Историческая мелодрама, действие которой происходит в революционной России. После прихода большевиков, китайский купец Чжоу был одним из первых иностранных предпринимателей, наладивших торговлю с новой властью. Встретив и полюбив Ольгу, он без колебаний взял девушку в жены, однако их короткая встреча была лишь предвестником долгой разлуки. Возвращаясь на родину чтобы завершить дела, Чжоу терпит кораблекрушение, попадает в плен, проходит испытание богатством и роскошью, и, лишь закалившись ударами судьбы, возвращается в Россию. К тому времени в жизни Ольги многое изменилось. «На Муромской дорожке» — один из первых фильмов Федора.
июл. 31, 2015
На этом и двух других ниже фото: Сейдулла «Казбек» Молдаханов на презентации на Московском кинофестивале 2007 г. фильма «Шима» (Shima, Uzbekistan), где он играет одичавшего солдата Сашу.
Беседовал Санджар Янышев
Международное информационное агентство «Фергана»
Человек, отвечающий в русском кино разом за всех азиатов, Сейдулла Молдаханов живет сегодня «на два дома»: примерно семь месяцев в Ташкенте, пять в Москве. Там у него любимый театр «Ильхом», которому актер верен тридцать лет, здесь — дочь и напряженный график съемок. Последняя работа Молдаханова — российско-эстонский фильм «Дом для русалок», снятый узбекским режиссером Ёлкином Туйчиевым, премьера которого состоялась в конце июня в рамках Московского международного кинофестиваля.
— Сейдулла, здесь, в России, к вам обращаются, конечно, Саша?
— Нет, как раз в России стараются говорить Сейдулла, а вот в Узбекистане зовут Саша, Саша-акя, коллеги по театру — дядя Саша. И даже мама меня называет Саша.
— Значит, в некотором роде мы тёзки: случайным попутчикам я представляюсь Сашей, так проще — на вопрос «как-как?» не нужно повторять по слогам «Сан-джар», потом объяснять, откуда у меня такое странное имя.
— Да, Санджар-Саня — это всегда, это нормально… Моя же история с двумя именами тянется еще из детства. Я родился в Ташкентской области, но первые десять лет провел в Казахстане. Поселок назывался «Рудник», в нем жили, в основном, ссыльные: те, что побывали в немецком плену и по возвращении на родину прямиком отправились в советские лагеря. Поэтому в Руднике меня окружали почти все национальности, которыми была столь богата наша страна: русские, украинцы, латыши, абхазцы… Между собой говорили, разумеется, по-русски. И переименовывали всех на русский манер.
А самое интересное: когда мы вернулись в Ташкент, в моих документах значилось «Молдаханов Александр»! Тогда же, в десять лет, я узнал свое настоящее имя.
— У нас на Востоке мальчику часто дают два имени: чтобы пыль пустить в глаза шайтану: одно имя для мира, другое — тайное — для семьи, для рода.
— Ага, футболиста Берадора Абдураимова все зовут Эркином, режиссер Зульфикар Мусаков для нас, его друзей и родственников, — Джамал… А мне все равно, как меня называют: Саша — так Саша, Сейдулла — так Сейдулла.
— Вы верующий человек?
— Я вам так отвечу: «Сейдулла» переводится с казахского «мой господин — Бог». Имя моего отца «Абдулла» — «сын раба Божьего». А «Молдаханов» — это искаженная фамилия «Муллаханов», от «мулла»; то есть, говоря по-русски, я всего-навсего Попов! (смеется) Вообще, моя религия — мой Театр. В нашем храме есть свой владыка, или настоятель (режиссер), есть служители, или жрецы (актеры), есть прихожане (зрители)… И проповедуем мы — по-своему — те же заповеди, что и все прочие религии; наши ценности — общечеловеческие. Когда мы в Лос-Анжелесе играли «Подражание Корану», в зале сидели и мусульманки в хиджабах, и пейсатые евреи-ортодоксы. И те, и другие потом стоя аплодировали.
Спектакль «Привидения», Ильхом, 2012 год. Фото Александра Раевского
— Недавно я возвращался на такси из Акташа в Ташкент и встретил вашего двойника. Спрашиваю водителя: «Вам никогда не говорили, что вы похожи на…» — «Молдаханова? Говорили. Он на Актепе живет».
— Чушь, я живу в Кибрайском районе!
— Легендарная личность может жить, где угодно. Важно то, что даже таксисты в Ташкенте знают Сашу Молдаханова. Вряд ли они ходят в «Ильхом», скорее, тут виновен российский кинематограф. Помню вас еще по фильму начала 90-х «На Муромской дорожке», где вы сыграли китайского промышленника, влюбленного в русскую женщину…
— Очень люблю этот фильм! Хотя попал в него случайно. Проект задумывался как международный, главная роль предназначалась китайскому актеру. Но тут на моё счастье (шутка!) грянул путч 1991 года, и китайцы отказались участвовать.
— Эта роль открыла для вас целую череду «китайцев», «японцев» и прочих «алеутов»… В новом фильме Петра Буслова «Родина» — снова герой с японским прозвищем…
— Якут по кличке Миямото.
— Вам не обидно? Выходит, для россиян — что турок, что бурят, все мы, «азияты», на одно лицо.
— Мне нисколько не обидно. Вчера был на очередном кастинге, спрашивают: «Вы кто по национальности?» Отвечаю: «Казбек!» У меня отец казах, а мама узбечка, и я очень им благодарен за свою внешность. Помимо представителей Дальнего Востока, я играл индейцев…
— Как же, «Сердца трёх», помню!
— А недавно в одной короткометражке я сыграл селькупа. Знаете, кто такие селькупы? Я тоже не знал. Открыл «Википедию»: селькупы — малый народ, живущий на севере Западной Сибири. Их всего четыре с половиной тысячи человек. Там и фотографии есть; я посмотрел — и как в зеркало заглянул! (смеется)/i> А в прошлом году сыграл таджика… Говорю режиссеру: «Я не похож на таджика!» Отвечает: «А нам всё равно. У нас для вас одна нация: гастарбайтер».
Но мне почему-то не нравится, когда американцы играют русских. Мы ведь понимаем: что-то здесь не так, как-то это… неправильно, да? Или представьте: я-то играю японца… А если японец сыграет узбека? (смеется) Как это будет выглядеть?
— Трогательно.
— И дико. Но я счастлив, что через профессию во мне сходятся все национальности. Я ведь и чукчу играл — в украинском фильме «Полярный рейс». Роль небольшая; тем приятней, что режиссер настоял на моей кандидатуре. В той же «Родине» у меня крошечный эпизод, пять съемочных дней, а снять можно было, в принципе, за одну смену. Но я месяц жил на Гоа. Из всех «чучмеков» выбрали почему-то меня.
— А с Бусловым вы ведь уже работали. Я имею в виду фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой».
— Буслов успел забыть, что я у него снимался. Хорошо, есть кастинг-директора, они вовремя про меня напомнили. Вы же понимаете, какой колоссальный сейчас рынок монголоидов в Москве. Ко мне иногда подходят: ты наш конкурент! Я у них, получается, хлеб отнимаю. Но есть такое слово: кастинг. Это честная борьба. Конечно, приятно услышать: «Сейдулла, у меня для тебя роль!». С «Домом для русалок», кстати, было именно так. Мне продюсер говорит: «В главной роли мы видим только вас». Да с удовольствием!
«Дом для русалок», 2015 год.
— В этом фильме ваш герой снова — «друг степей». И казахская юрта здесь — словно центр мироздания… Кстати, чем запомнилось вам казахстанское детство?
— Беззаботностью. Нас было трое детей. Все одеты, накормлены. В школе я был отличник. Отец — инженер-геофизик, окончил ташкентский политех, в Казахстан попал по распределению. Помню шумные застолья, с песнями, долгими разговорами. Помню одного человека… При мне он ничего о себе не рассказывал, но от родителей я узнал его историю. В первый же день войны он попал в плен и провел там четыре года — до самой Победы. По возвращении оказался в другом лагере, а после — на поселении в нашем «Руднике». Андижанский узбек. Раз в два года он приезжал на родину в Узбекистан — и снова возвращался в наш посёлок. Трудяга и пахарь, на своем кусочке земли он выращивал всё, что только можно: черешню, картошку, огурцы… Продавал на базаре, этим жил. Крепкий мужик: в восемьдесят лет имел фигуру тридцатилетнего парня. Однажды его спросили: чего, мол, не переедешь окончательно в Андижан? «Мне до сих пор, — отвечает, — страшно. А вдруг я переселюсь — и всё повторится, меня опять куда-нибудь… переселят?»
C родителями, братишкой Сейфуллой и сестренкой Гульнарой
…Уже в десять лет я мечтал о ВГИКе — дядя подсказал. Знаете, как бывает: «Кем хочешь стать?» — «Хочу сниматься в кино». — «Ну, тогда тебе во ВГИК надо».
— А книжки какие читали?
— Да ничего я не читал и в художественной самодеятельности ни разу не участвовал. Кроме дикого желания поступить, у меня не было в загашнике ничего. В семнадцать лет поехал в Москву, пришел в ГИТИС, на первом же туре провалился, вернулся в Ташкент, благополучно провалился в Институте культуры, попытался поступить в театральную студию при ТЮЗе, провалился и там, пошел работать на тракторный завод… И вдруг увидел объявление: набор молодежи в агитбригаду. При каждом заводе были такие агитбригады…
— За что агитировали?
— Не столько агитировали, сколько осуждали — в жанре скетча, или сценки — отдельные пороки социалистического общества: пьянство, тунеядство и т.д. Скажем, токарь загубил болванку, потому что выпил лишнего или проспал.
— Театральная версия киножурнала «Фитиль»?
— Да-да. Но дело было серьезное. Устраивались конкурсы, районные, областные, всесоюзные смотры агитбригад. Наша команда была лучшей в Узбекистане. Мы ездили на гастроли: Байкало-Амурская магистраль, Москва, Уфа, Самарканд… Руководил нами Михаил Семенович Альтмарк, кандидат геолого-минералогических наук, впоследствии — режиссер крупных площадных шоу в Израиле.
Первые гастроли Агиттеатра ДК Ташкентского тракторного завода, БАМ.
Благодаря полученному опыту я сумел-таки поступить на подготовительный курс режиссерского отделения Института культуры, где проучился в сумме три года. И тут на моё счастье — набор в национальную группу ВГИКа. Малик Каюмов и Шараф Рашидов обратились с предложением к московским властям о наборе такого специального курса, им пошли навстречу. С огромным трудом я поступил на этот курс. Первый тур прошел, но на втором меня не стали слушать. Председатель комиссии Учкун Назаров вынес вердикт: «Из вас получится хороший режиссер, возвращайтесь-ка в свой Институт культуры». Я вышел, хлопнув дверью, и ТАК их отматерил. Как именно — не помню, но кричал я громко…
И тут мне объявляют, что я поступил. Спустя два года, я узнал, как было дело. Одним из приехавших набирать курс педагогов был Ардов Борис Викторович. Услыхав мой вопль, он повернулся к комиссии и сказал: «Слышите? Вот из таких получаются артисты». Выходит, если б я их тогда не послал, так и учился бы до сих пор в Институте культуры! (смеется)
Мне повезло: мастером курса был Борис Петрович Чирков, действующий актер не самого слабого по тем временам Театра имени Н.В.Гоголя. Он говорил своим студентам: «Если вы не будете работать в театре, у вас и кина никакого не будет». Поэтому я уже тридцать лет работаю в одном из лучших театров мира — и я счастлив.
Первая главная роль в фильме «Роща памяти», Узбекфильм.
— Вам не хотелось после ВГИКа остаться в Москве?
— Что вы! Мы мечтали создать в Ташкенте новый театр. Всем курсом мечтали. У нас было семь дипломных спектаклей — для ВГИКа это нонсенс: обычно один, максимум два. Ну, потом мальчиков позабирали в армию, девочек, как водится, поразбирали замуж… Но курс был уникальный. Вы, наверно, всех знаете: Джаник Файзиев, Бахтик Закиров, Саша Азизбаева, которая по всему миру ставит спектакли; продюсер и режиссер Рано Кубаева; Фарида Муминова, актриса театра Армена Джигарханяна… Все четырнадцать человек сегодня в профессии. Так не бывает! Обычно полкурса можно сразу выбросить.
ВГИК. Дипломный спектакль «Друзья-сочинители», 1983
— Немножечко о ваших театральных ролях. В замечательном спектакле «Белый белый черный аист» вы играете неприятную во всех смыслах персону, чьи действия становятся причиной трагедии…
— Мне очень дорога эта роль.
— Отрицательных героев интересней играть?
— Конечно.
— Ваш персонаж — ортодоксальный мусульманин, «воинствующий исламист», как сказали бы сегодня, — образец нетерпимости и жестокости. Похож ли он в чем-нибудь на вас?
— Вряд ли. И потом, он-то как раз не ортодокс. Он из тех, кто Бога трактует неверно; ему не столько важна религия, сколько традиции: калым, «домострой» и прочее. Ничего этого в исламе нет. В спектакле есть другой человек, джадид; он говорит, что для обряда ничего не нужно, кроме пьялушки воды. Мой же обуян жаждой наживы; задорого продать свою дочь — вот что ему надо. И он менее всего верит в Бога.
— А был ли такой персонаж, чьи черты вы подсмотрели в реальной жизни?
— Наверняка. Быть может, не целиком, а частями… Я преподаю в нашем театре пластику. Любое положение актера в пространстве — это пластическое решение. Если он сидит убедительно, ему верят. Другой сядет вроде бы в ту же позу — и уже не то. Поэтому я, конечно, наблюдаю, высматриваю. Едет, скажем, человек в транспорте и ногой дрыгает. Подрыгает и перестанет, потом забудется — и всё по новой. Кто-то часто моргает. У кого-то походка интересная. Вот такие вещи потом вспоминаешь, развиваешь… Но, честно говоря, мне больше нравится фантазировать, а после уже анализировать: может такое быть или не может, правда это не правда. То есть, скорее — по Михаилу Чехову, нежели по Станиславскому. Помните этот их вечный спор? Станиславский говорил, что нужно все чувства пережить самому, а Чехов — что можно и нафантазировать.
Фото: Хайдарали (Сейдулла Молдаханов) в фильме 1982 г. «Роща памяти»
НА МУРОМСКОЙ ДОРОЖКЕ
ЛИВАНОВ Аристарх Евгеньевич — (р. 17 марта 1947, Киев), российский актер театра и кино, народный артист России (1999), лауреат Государственной премии РСФСР (1976, за театральную работу). В 1969 году Ливанов окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и… … Энциклопедия кино
МАЛЕВАННАЯ Лариса Ивановна — (р. 22 января 1939, село Федоровка, Ростовская область), российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1985). Окончила историко филологический факультет Красноярского педагогического института (1960), режиссерский факультет ЛГИТМиКа… … Энциклопедия кино
Дога, Евгений Дмитриевич — Евгений Дога молд. Eugen Doga Почтовая марка Молдовы, 2007 год Основная информация … Википедия
Русланова, Лидия Андреевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Русланова. Лидия Русланова … Википедия
Русланова, Лидия — Лидия Русланова На фронте в перерыве между концертами Имя при рождении Агафья Андреевна Лейкина Полное имя Лидия Андреевна Русланова Дата рождения 14 (27) октября 1900 М … Википедия
Русланова Л. А. — Лидия Русланова На фронте в перерыве между концертами Имя при рождении Агафья Андреевна Лейкина Полное имя Лидия Андреевна Русланова Дата рождения 14 (27) октября 1900 М … Википедия
Русланова Л. — Лидия Русланова На фронте в перерыве между концертами Имя при рождении Агафья Андреевна Лейкина Полное имя Лидия Андреевна Русланова Дата рождения 14 (27) октября 1900 М … Википедия
Русланова Лидия Андреевна — Лидия Русланова На фронте в перерыве между концертами Имя при рождении Агафья Андреевна Лейкина Полное имя Лидия Андреевна Русланова Дата рождения 14 (27) октября 1900 М … Википедия
На муромской дорожке актеры и роли
«На Муромской дорожке». Самый красивый и запоминающийся эпизод за весь фильм — это зимняя свадьба Ольги и Чжоу в самом его начале. Невеста в белом платье и с букетом красных роз идет к карете в одних туфлях по достаточно глубокому снегу под руку с женихом (реплика русского зрителя).
Фильм этот очень «атмосферный», какой-то невероятно тонкий и нежный при всей идейной жестокости содержания. Во многом такой эффект достигается благодаря умопомрачительной игре актеров и музыке Евгения Доги, которая завораживает с первых нот. Несмотря на то, что в фильме много атрибутов фильма-приключения и фильма-экшн (кораблекрушение, плен, счастливое спасение, нежданное богатство, череда испытаний и мытарств), зрители безоговорочно относят его к жанру мелодрамы: все обсуждения фильма (сюжетного построения, сценария, исполнительского мастерства актеров, музыке и проч.) непременно сводятся к размышлениям о любви.
Отзывы русских зрителей
Есть фильмы, которые можно смотреть по много раз. Всякий раз открывая для себя что-то новое. На мой взгляд, одним из лучших фильмов периода 1990-1995 гг. является фильм «На Муромской дорожке» (1993).
А как сыграли актёры! Аристарх Ливанов, Сайдулла Молдаханов, Елена Кондулайнен.
Великолепно! Фильм умный, тонкий, чудесный, проникновенный. Это то, что остается в душе. Смотрела его в двадцатилетнем возрасте, смотрю спустя пятнадцать лет, и точно так же сердце щемит. Обязательно покажу детям.
Мне 50. Увидел и не понял, почему такими фильмами не наполнена наша История. Если бы такие фильмы чаще смотрели люди Всего Мира, то не было бы столько горя во всём Мире. Думаю, как короче сказать. Не о любви. О Великом Достоинстве всех Женщин и Мужчин, которые благодаря Вашему фильму будут процветать на нашей Планете. Это шедевр!
Первый раз я посмотрела этот фильм вместе с мамой в скором времени, как он был снят. Для меня тогда, лет в 7 — 8, это стало настоящим событием, всколыхнувшим все мое детское, требующее и жаждущее справедливости естество! В финале я рыдала навзрыд. Прошло время, я росла, но мысль об однажды увиденном никогда меня не покидала. С тех пор прошло уже достаточно много лет, по-детски наивная и непосредственная девочка успела вырасти, однако мое отношение к этому блистательному фильму ничуть не изменилось! За это время я посмотрела его еще несколько раз, и всякий раз он вгоняет меня в непередаваемое состояние адской печали и тоски, как будто я чувствую всю боль героев, безвыходность их положения… Как тут не плакать?!
Лучший фильм о любви, смотрела раз 10, всё время плачу (((
Фильм искренний, светлый и грустный одновременно.
«На Муромской дорожке»
Страна: Россия, Германия, Южная Корея
Производство: НИАКО КОМПАНИ ИНК./КИНКОМ КОНТИНЕНТ/СОЮЗ (кинокомпания «Мосфильм»)
Режиссер: Федор Петрухин
Сценарист: Федор Петрухин
Операторы: Валерий Шувалов, Валентин Пиганов
Композитор: Евгений (Еужениу) Дога
Художники: Владимир Фабриков, Юн Джин Кван, Владимир Рогов
Актеры: Юрга Кураускайте, Сейдулла Молдаханов, Аристарх Ливанов, Елена Кондулайнен, Ли Ми Джи, Валерий Кудряшов, Николай Михеев, Борис Новиков, Андрей Толубеев, Сергей Макаров, Андрей Николаев, Любомирас Лауцявичюс, и другие.
Содержание
В фильме также есть прекрасный романс, написанный нашими современниками.
Песня о России
музыка Евгения Доги, стихи Фёдора Петрухина
Я гляжу в горизонт:
Он здесь, в Азии, сказочно синий,
Будто кто-то нарочно
Нарядил его в ультрамарин.
В этом ласковом небе
Я ищу облака из России,
Чтоб пахнуло снегами
И хмелем твоих именин.
Чтоб навстречу ко мне
Ты брела, задыхаясь по снегу,
Чтобы я наслаждался
Искрящимся смехом твоим,
Разлетелась, как пепел, по ветру
И в глазах твоих мокрых,
В которых я вечно любим.
Нас с тобою судьба
Разделила на дальние дали.
Тяжелую жизни игру.
Я, песчинка в далеком Китае,
С твоим именем светлым
Живу, и конечно, умру.
То, чего нет на свете красивей,
Снег на лапах ветвей,
Купола и малиновый звон.
Для меня только ты
Называешься нынче Россией,
В белой шубке из снега
Минувших прекрасных времен.
На Муромской дорожке
Невероятная история о любви обычного китайского парня Чжоу и простой девушки из России по имени Ольга. Они встретились и были обвенчаны в Москве еще в годы НЭПа. Но наслаждаться своей счастливой семейной жизнью у них получилось недолго. Волею судьбы китайскому парню пришлось уехать по своим торговым делам в Китай, и как позже оказалось – эта разлука затянется на длительный период. Будет все: и крушение корабля, и плен, и непредвиденное богатство. Судьба-злодейка будет подкидывать на его жизненный путь много неурядиц и передряг. И когда наконец-то он вернется к возлюбленной, то найдет ее уже умирающей от туберкулеза. Вместе с Ольгой они попытаются сбежать из страны, но удастся ли им это?
Период НЭПа был для Союза прорывом и стабилизацией экономической ситуации. Но, для многих переселенцев из азиатских стран – это стало настоящим испытанием на прочность. Главный герой картины вынужден пройти много трудностей, чтобы еще раз увидеть свою любимую жену. Но вот сможет ли он сохранить к ней трепетные чувства? И успеет ли вернуться вовремя?
Это невероятно трогательная, тонкая и очень душевная мелодрама о жестокой несправедливости, с которыми многие люди были вынуждены смириться в те смутные времена. Фильм На Муромской дорожке демонстрирует беспомощность обычных людей в попытках противостоять власти. Сюжет основан на биографии конкретного человека. Он представляет собой печальную и безысходную картину того безжалостного периода. Просмотр драматической истории На Муромской дорожке навсегда оставит след в сердце зрителя.