на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом

На месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом

Со второго-третьего месяца жизни, когда ребенок начинает сам издавать звуки в состоянии покоя, взрослый, повторяя звуки ребенка, побуждает его к подражанию. При этом взрослый предлагает не только звукосочетания, освоенные ребенком, но и новые, произносимые с разным ритмом и интонацией.

При формировании слухового сосредоточения кроме голоса используются игрушки, издающие звуки, доступные слуху ребенка. Его учат следить взором за игрушкой во время ее звучания. В некоторых случаях взрослый сначала вызывает зрительное сосредоточение на игрушке, а потом и слуховое. Иногда ребенка побуждают определить, откуда направлен звук.

Развитие слуховой функции в период от 3 до 6 месяцев. Основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом остается по-прежнему обеспечение его различными слуховыми, зрительными, осязательными впечатлениями. Главным слуховым раздражителем является речь взрослого. Речевое общение с ребенком осуществляется во все время его активного бодрствования. Мать разговаривает с малышом с различной интонацией. Взяв малыша на руки, взрослый поет ему несложные, но разнообразные по ритму и темпу песенки, двигаясь с ним в такт звучания. На этом этапе начинают проводиться специальные упражнения, направленные на развитие слуховой функции. К ним относятся:

§ развитие умения определять расположение источника звучания (барабана, гармошки, голоса), находящегося справа и слева, затем спереди и сзади, при постоянно увеличивающемся расстоянии. Каждая реакция ребенка на звук подкрепляется: повернув голову на звук, он видит яркую игрушку или мать, которая начинает с ним ласково разговаривать, берет на руки и т. д.;

§ развитие умения дифференцировать звучания игрушек (барабана и гармошки). При этом источник звука находится постоянно с одной и той же стороны от ребенка (гармошка, например, всегда звучит справа, а барабан — слева). Таким же образом можно учить ребенка дифференцировать мужской и женский голоса. Младенца побуждают смотреть вправо в момент звучания гармошки и влево — в момент звучания барабана. В результате у ребенка вырабатывается условный сочетательный рефлекс на звук и его направление. Чтобы проверить, насколько прочна связь звучания с его источником, можно 1—2 раза предъявить звук с другой стороны. Если ребенок по-прежнему поворачивает голову в сторону постоянного появления звука, то это означает, что сочетательный рефлекс стоек и малыш дифференцирует звуки.

Источник

Коррекционная работа с нарушениями слуха

на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Смотреть фото на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Смотреть картинку на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Картинка про на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Фото на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом

Коррекция слуховых нарушений у детей первых лет жизни имеет очень большое значение для их адаптации в условиях современного общества.

Благодаря достижениям современной медицины, выявить патологию органов слуха можно даже у новорожденных. При своевременном, то есть как можно более раннем, начале коррекционной работы, ее правильном и систематическом проведении, у большинства детей, несмотря на тяжелую тугоухость и даже глухоту, к 3-5 годам формируется развернутая фразовая речь, а уровень не только речевого, но и общего развития приближается к тому, который имеют в этом возрасте слышащие дети.

Коррекционная работа с нарушениями слуха проводится по нескольким направлениям:

Программы по обучению и воспитанию

Груповые и индивидуальные занятия по коррекционно-воспитательной работе заключаются в:

Очень важным условием коррекционно-воспитательной работы является обучение родителей правильному общению с глухим и слабослышащим ребенком, выполнению рекомендаций по его воспитанию и проведению специальной работы по формированию его речи.

Знание особенностей психологии и физиологии глухого или слабослышащего ребенка, выдержка и терпение, профессионализм и уверенность в успехе, а, главное, любовь к детям всех работающих с ними специалистов, обязательно помогут ребенку преодолеть барьер между ним и окружающим миром, слышать, разговаривать и полноценно развиваться наравне со сверстниками.

Источник

Тугоухость у ребенка: на какие аспекты воспитания обратить внимание и как заниматься дома

Автор: Редакция Мастерслух

на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Смотреть фото на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Смотреть картинку на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Картинка про на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Фото на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом

Уделите воспитанию ребенка с тугоухостью особое внимание. Остатки его слуха – база для формирования речи и познавательной деятельности. Поэтому не допускайте стихийности в воспитании и обучении: занимайтесь ежедневно и по плану. Причем мы не имеем в виду занятия по типу школьных уроков – важно развить общие навыки: умение ориентироваться в пространстве, находить контакты с людьми, способность определять связи между источниками звуков и действиями, словами, предметами. Расскажем, как заниматься с ребенком в разные периоды развития и на какие аспекты воспитания обратить внимание в первую очередь.

Когда надевать слуховой аппарат на ребенка с тугоухостью

Если вы заметили, что ребенок плохо реагирует на звуки, запишитесь в поликлинику, чтобы получить направление к сурдологу, или на прием в наш медицинский центр. Сурдолог проведет аудиологический скрининг (детям до года) или аудиометрию. Подберет слуховой аппарат и настроит его под особенности ребенка. После первичной настройки назначит даты, когда нужно прийти на донастройку и техническое обслуживание слухового аппарата.

Приучайте ребенка носить слуховой аппарат весь день: он должен привыкнуть к разнообразию звуков и сформировать стихийное слушание. Помните, что слуховой аппарат не решит вопросы естественного развития сам по себе. Если вы не станете тренировать слуховое восприятие ребенка, он отстанет в развитии и в будущем не социализируется.

Если слух снизился незначительно и при этом ребенок хорошо говорит, носить слуховой аппарат целый день нежелательно. Обсудите оптимальное время использования с сурдопедагогом и лечащим врачом.

Что должны делать родители в период доречевого развития

В период доречевого развития формируются слухоречевые связи и речевой слух. Ваша задача – научить ребенка подражать звукам и интонации, копировать тембр и эмоциональную окраску голоса взрослых.

Ежедневно делайте упражнения:

Если ребенок родился с нормальным слухом и начал терять его в процессе взросления, развивать слухоречевую систему при реабилитации нужно с занятий для новорожденных. Вернитесь к повторам, ритмичным разговорам и песням. Дети, потерявшие слух, забывают, как звучит речь, поэтому повторить упражнения доречевого периода необходимо.

По завершении периода развития ребенок улавливает связь между хаотичными слуховыми ощущениями и своим голосом с помощью слухового аппарата. Понимает связь между действиями и их озвучиванием – учится реагировать на шаблонный зов.

на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Смотреть фото на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Смотреть картинку на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Картинка про на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Фото на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом

Занятия с сурдопедагогом помогут малышу и родителям освоить методики самостоятельной работы

Период различения на слух речевых и неречевых звучаний

Детям с тугоухостью тяжело не столько слышать абстрактные звуки, сколько понимать речь. Каждый раз слова и предлоги оказываются в новом окружении, их звучание меняется. Только методом проб и ошибок ребенок может «приноровиться» к слову, научиться различать его в устах любого человека. Категорически запрещено навязывать модель звучания какого-либо слова, иначе ребенок запомнит его и будет угадывать. В незнакомой обстановке он окажется беспомощным: угадывать непривычную интонацию станет сложнее.

В этом периоде ребенок находит ориентиры, чтобы понимать слова в речи. Его словарный запас расширяется, пропадает страх перед общением с незнакомцами – теперь он лучше понимает их.

Рекомендации для следующих периодов развития

Следующие периоды развития – идентификация любых действий со словами и совершенствование речи. Образцом выступает речь взрослых: с правильной структурой в предложениях, хорошей интонацией и ритмом.

на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Смотреть фото на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Смотреть картинку на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Картинка про на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Фото на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом

Верьте в своего ребенка, и тогда у него и у вас все получится

Каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому периоды могут наступить как в 3–4 года, так и в 7. Не форсируйте события, ждите результата и придерживайтесь рекомендаций:

Создайте благоприятную среду для занятий и жизни ребенка, поддерживайте и мотивируйте, и тогда успехи не заставят себя ждать. Удачи!

А это сюжет, в котором мамы рассказывают об историях успеха своих детей со сниженным слухом:

Расскажите или сохраните себе:

Еще в разделе “О слухе”

на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Смотреть фото на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Смотреть картинку на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Картинка про на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Фото на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом

Актуальные вопросы о кохлеарных имплантах

Взрослые пациенты и семьи, где растет малыш с нарушением слуха, из года в год сталкиваются с одинаковыми проблемами. Они задают специалистам, по сути, одни и те же вопросы, касающиеся кохлеарной имплантации. Мы собрали ответы в один короткий дайджест. Читайте, сохраняйте, а если что-то хочется уточнить подробнее, ждем вас на консультации. Читать далее →

на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Смотреть фото на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Смотреть картинку на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Картинка про на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Фото на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом

Вернуть утраченное. Можно ли восстановить потерянный слух?

Ответ специалистов: только в ограниченных случаях. Почему – объясняет Евгения Григорьева, врач сурдолог-оториноларинголог ООО «МЦ «МастерСлух-Астрахань»». Читать далее →

на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Смотреть фото на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Смотреть картинку на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Картинка про на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Фото на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом

Ученые работают над этим. Перспективные инновационные методы восстановления слуха

Рассказывает Евгения Григорьева – врач сурдолог-оториноларинголог медицинского центра «МастерСлух-Астрахань». Читать далее →

Источник

Ранняя педагогическая коррекция отклонений в развитии детей с нарушенным слухом

Учимся слушать.

Как уже отмечалось, остатки слуха есть не только у слабослышащих, но даже и у глухих детей. Развитие и использование остаточного слуха играет значительную роль в психическом развитии ребенка с нарушенным слухом. Чем раньше ребенок попадает в мир звуков, тем более естественным путем идет процесс формирования его познавательной деятельности.

Развитие слуховой функции напрямую зависит от того, в каком возрасте начата эта работа: в первом или втором полугодии жизни, на втором году жизни или позже.

Это связано с закономерностями созревания проводящих путей анализаторных систем. Раннее начало коррекционных занятий позволяет развивать слуховое восприятие ребенка в тот период, когда происходит физиологическое созревание слухового анализатора. Миелинизация зрительно-слуховых путей заканчивается к 2-3 годам. Развитие анализаторов, в том числе и слухового, возможно лишь при условии постоянного поступления информации из внешнего мира. Для того, чтобы начал функционировать и развиваться слуховой анализатор при глубоком нарушении слуха, необходимо интенсивное педагогическое воздействие, при условии постоянного пользования индивидуальными слуховыми аппаратами.

Содержание и методика работы по развитию остаточного слуха зависят от того, с какого возраста с ребенком начали проводить занятия.

Как известно, в первые 3 месяца жизни у ребенка развивается слуховое и зрительное сосредоточение. При проведении коррекционной работы необходимо обеспечить малыша с нарушенным слухом разнообразными зрительными, слуховыми и осязательными впечатлениями. В этом возрасте у него развивается умение прислушиваться к разным звукам: речи, пению взрослого, звучанию игрушек. С этой целью взрослый ласково разговаривает с малышом, привлекая внимание к своему лицу, зовет его по имени.

Со второго-третьего месяца жизни, когда ребенок начинает сам издавать звуки в состоянии покоя, взрослый, постоянно повторяет звуки, уже усвоенные ребенком и новые, побуждает его к подражанию.

При формировании слухового сосредоточения, кроме голоса используются игрушки, издающие звуки, доступные слуху ребенка. Его учат следить взглядом за игрушкой во время ее звучания.

В период от 3 до 6 месяцев основным способов воздействия на ребенка со сниженным слухом остается по-прежнему обеспечение его различными слуховыми, зрительными, осязательными впечатлениями. Главным слуховым раздражителем является речь взрослого.

На этом этапе начинают проводиться и специальные упражнения, направленные на развитие слуховой функции: развитие умения локализовать звук, дифференцировать звучания игрушек, мужского и женского голоса.

Во втором полугодии общение с неслышащим младенцем организуется в процессе совместной деятельности со взрослым. Слово воспринимается ребенком как компонент комплексной ситуации, составляет неотъемлемую ее часть В процессе формирования понимания речи общение с ребенком строится таким образом, чтобы он воспринимал речь и слухозрительно (т.е. слушая и видя лицо говорящего) и только на слух.

Время начала специальной работы по развитию речевого слуха определяется индивидуально по мере формирования понимания речи. Как только у малыша вырабатывается сочетательный рефлекс на слово в виде поворота головы или глаз к предмету, находящемуся на постоянном месте, следует начинать работу по различению слов, воспринимаемых только на слух.

Во втором полугодии жизни продолжается специальная работа по развитию неречевого слуха. Ребенка учат различать различные по характеру звучания: быстрые и медленные, низкие и высокие, плясовую и колыбельную песни. При этом используются совместные с малышом движения и игрушки.

Если коррекционные занятия с ребенком начинаются только на втором году жизни, их содержание и методика проведения изменяются в соответствии с возрастными возможностями малыша, с одной стороны, и упущенным временем, с другой.

В ходе специальной работы формируется неречевой и речевой слух малыша. Развивающееся слуховое восприятие позволяет приблизить процесс становления произносительной стороны речи у ребенка с нарушенным слухом к тому, как он протекает у нормальнослышащих детей.

Источник

На месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом

Ожидайте

Перезвоните мне

на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Смотреть фото на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Смотреть картинку на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Картинка про на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Фото на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Смотреть фото на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Смотреть картинку на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Картинка про на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом. Фото на месяце жизни основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом

Аннотация: В настоящее время проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха приобретают все большую актуальность.

Статья:

Введение

В настоящее время проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха приобретают все большую актуальность. На сегодняшний день процессы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, инклюзированных в общеобразовательные учреждения расширяются. Детям с нарушениями слуха, обучающимся в общеобразовательных классах, для общения с окружающими и успешного обучения необходимо обязательное постоянное использование слухового аппарата, специальная систематическая коррекционная работа с сурдопедагогом и логопедом. Такое совместное – сурдопедагогическое и логопедическое – воздействие позволяет повысить эффективность коррекционной работы. Развитие слухового восприятия у таких детей – одна из важнейших составляющих успешности их обучения и не ограничивается только занятиями в школе. Эта работа проводится и дома, в семье и организуется преподавателем. В течение всех лет обучения необходимы медицинская профилактика и лечебные мероприятия (включающая специфическую медикаментозную, физиотерапию, специальную лечебную физкультуру и др.).
Психолого-педагогическая коррекционная работа с такими детьми в общеобразовательных учреждениях строится с учетом тех проблем, которые вызывает нарушение слуха.

Характеристика и психофизические особенности детей с нарушениями слуха.

Выделяют две основные группы детей с недостатками слуха:

Глухие – дети, нарушение слуха которых не позволяет естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею. В зависимости от состояния речи среди глухих выделены дети без речи – ранооглохшие, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития. Вторая категория – дети с речью – позднооглохшие, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована.

Слабослышащие – дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Состояние слуха слабослышащих детей достаточно разнообразно: от небольшого нарушения восприятия и понимания шепотной речи до резкого ограничения восприятия и понимания речи разговорной громкости.

В зависимости от состояния речи выделены две категории слабослышащих детей:

слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи);

слабослышащие дети с незначительным недоразвитием речи (владеют развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении).

Существует медицинская классификация нарушений слуха, в которой выделяются I, II, III и IV степени снижения слуха (тугоухости) и глухота.

Следует понимать, что нарушение слуха – это не просто количественное снижение возможности слухового восприятия, а качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы, влияющие на всё психическое развитие ребенка. Это объясняется ролью слуха в развитии человека.

Нарушение слуха (первичный дефект) приводит к недоразвитию речи (вторичный дефект) и к замедлению или специфичному развитию других функций, связанных с пострадавшей опосредованно (зрительное восприятие, мышление, внимание, память), что и тормозит психическое развитие в целом.

Психическое развитие ребенка с нарушенным слухом происходит в особых условиях ограничения внешних воздействий и контактов с окружающим миром. В результате этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными.

Компоненты психики у детей с нарушениями слуха развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях:

несоразмерность в развитии наглядных и понятийных форм мышления;

преобладание письменной речи над устной;

недоразвитие одних перцептивных систем при относительной сохранности других (сохранна кожная чувствительность, при правильном обучении и воспитании развивается зрительное восприятие и формируется слуховое);

изменения в темпах психического развития по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития через некоторое время после рождения или после потери слуха и ускорение в последующие периоды при адекватных условиях обучения и воспитания.

Таким образом, нарушение слуха приводит к особенностям развития познавательной и личностной сферы. При работе с детьми, имеющими нарушения слуха, педагогу необходимо знать и учитывать характерные для них особенности познавательной и личностной сферы.

Особенности познавательной сферы.

Особенности внимания.

сниженный объем внимания – дети с нарушениями слуха могут одномоментно воспринять меньшее количество элементов;

меньшая устойчивость, а, следовательно, большая утомляемость, так как получение информации происходит на слухо-зрительной основе. У слышащего школьника в течение занятия/урока происходит смена анализаторов – при чтении ведущий зрительный анализатор, при объяснении материала – слуховой. У ребенка с нарушением слуха такой смены нет – постоянно задействованы оба анализатора;

низкий темп переключения: ребенку с нарушением слуха требуется определенное время для окончания одного учебного действия и перехода к другому;

трудности в распределении внимания: школьник с сохранным слухом может одновременно слушать и писать, ребенок с нарушениями слуха при этом испытывает серьезные затруднения.

Особенности памяти.

образная память развита лучше, чем словесная (на всех этапах и в любом возрасте);

уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса ребенка с нарушением слуха. Ребенку требуется гораздо больше времени на запоминание учебного материала, практически при всех степенях снижения слуха словесная память значительно отстает.

Особенности мышления.

у детей с нарушениями слуха в начальной школе возможно преобладание наглядно-образного мышления над словесно-логическим;

уровень развития словесно-логического мышления зависит от развития речи плохослышащего учащегося.

Особенности личностной сферы.

Особенности развития эмоциональной сферы.

плохослышащий ребенок не всегда понимает эмоциональные проявления окружающих в конкретных ситуациях, а, следовательно, не может сопереживать им;

ребенок с нарушением слуха не может дифференцировать тонкие эмоциональные проявления очень долго, и в подростковом возрасте это проявляется особенно ярко.

Межличностные отношения.

для плохослышащего ученика педагог играет значительную роль в формировании межличностных отношений (в формировании оценки одноклассников и самооценки) на протяжении длительного времени, вплоть до старших классов;

у неслышащих и слабослышащих детей необоснованно долго сохраняется завышенная самооценка. Это объясняется тем, что с раннего возраста они находятся в зоне положительного оценивания своих достижений со стороны взрослых;

возможно проявление агрессивного поведения, связанное с реальным оцениванием возможностей ребенка с нарушением слуха со стороны учителя и одноклассников;

приоритетное общение с учителем и ограничение взаимодействия с одноклассниками;

“неагрессивная агрессивность” – использование ребенком с нарушением слуха невербальных средств для привлечения внимания собеседника (схватить за руку, постукать по плечу, подойти очень близко, заглядывать в рот сверстника и т.д.), что воспринимается слышащими как проявление агрессивности.

Особенности коммуникации с окружающими людьми.

плохослышащему ребенку воспринимать речь окружающих легче, если он хорошо видит лицо говорящего;

нередко ошибочные ответы или затруднения в ответах детей вызваны незнанием лексических значений отдельных слов, незнакомой формулировкой высказывания, непривычной артикуляцией собеседника;

при ответе на вопрос: “Все ли понятно?” ребенок с нарушением слуха чаще ответит утвердительно, даже если он его не понял;

ребенку с нарушением слуха трудно воспринимать и понимать продолжительный монолог;

испытывает значительные трудности в ситуации диалога;

у ребенка с нарушением слуха имеются психологические барьеры в общении со слышащими.

Своевременно организованные медицинская коррекция нарушенного слуха и психолого-педагогическое сопровождение позволяют в значительной степени компенсировать отклонения в психическом развитии глухих и слабослышащих детей.

Методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха, рекомендуемые педагогам и специалистам общеобразовательных учреждений.

Наибольшей спецификой в обучении детей с нарушениями слуха отличаются методы и приемы, направленные на формирование речи и изучения языка. Вопрос формирования и совершенствования всех сторон речи у детей с нарушением слуха является одним из важнейших в инклюзивной практике. Развитие речи детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей в связи с ее затрудненным, неполноценным восприятием на слух.

Список литературы

Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: учеб. пособие: пер. с нем. М.: Академия, 2003.

Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.

Сороки, В.М. Специальная психология.– СПб.: Речь, 2003. – 216 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *