на каком острове поль гоген провел не один год своей жизни
ОСТРОВ, ГДЕ ТВОРИЛ ХУДОЖНИК ПОЛЬ ГОГЕН
Неудачи преследуют художника П. Гогена, картины плохо продаются, друзья ничем не могут помочь, и художник принимает решение уехать прочь от буржуазной цивилизации, отвергающей его. В поисках простой жизни, где можно не заботиться деньгах, где нет гнета викторианской морали, он отправляется в Полинезию. Поль Гоген поселяется на Таити, который впоследствии назовут островом Поля Гогена, и, за исключением двух несчастливых лет во Франции, проводит здесь остаток жизни. Безусловно экзотичные туземцы и, главное, туземки, воспринимались художником П. Гогеном в полной гармонии с изумительной природой южных морей. В этом «раю» французский художник надеялся осуществить идеи, непонятые друзьями – не рисовать окружающую действительность, а, оттолкнувшись от нее, изображать видения, возникшие в голове.
Известный художник Гоген в своих фантазиях идеализировал жизнь на Таити и, в конце концов, был разочарован – простой жизни не случилось, однако произведения, написанные Гогеном на острове, вошли в сокровищницу мировой культуры. Остров принял Гогена, а Гоген нашел себя на этом острове.
Жизнь Поля Гогена на острове делится на два периода: первый – с 1891 года по 1893 год, второй – с 1895 до 1901 года – на Таити, а на острове Хива-Оа – до кончины художника в 1903 году.
Известный художник Поль Гоген на острове — 1-й период
Названный полинезийцами «королевой Тихого океана», а туристами «островом любви», остров Таити подарил Полю Гогену ощущение полной свободы и раскованности в отношениях с женщинами, по сути, то, к чему он всегда стремился и от чего бежал из Европы. Поселившись в глубине острова, поближе к первозданной природе, Гоген восторженно воспринимал окружающую его экзотическую жизнь, красочную природу и наивных обитателей острова. Это счастливое время в жизни зрелого художника.
Смотреть на видео картины художника Поля Гогена
Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….
Остров, где творил Гоген, помог ему развить свою «синтетическую» идею – максимально передать цвет и упростить все, что ему мешает. Яркие чистые краски на таитянских картинах Гогена этого периода пылают, переливаются, сочетаются как мозаика и оставляют впечатление панно или восточного ковра. Главные герои его картин – женщины, природа и цвет. Остров художника Поля Гогена развил в нем врожденное чувство колориста. Самые известные картины – «Таитянские пасторали», «Дух мертвых бодрствует», «Беседа», «А, ты ревнуешь?», – написаны в этот период.
2-й период художника Поля Гогена на острове
Нужда заставила художника Гогена, в надежде поправить свои дела, покинуть остров, и в 1893 году он отправился на родину. Однако беды, неудачи и болезнь преследуют его, и он в 1895 году возвращается в места, где был счастлив. Депрессия не дает художнику Поля Гогену полноценно работать, но постепенно болезнь отступает, и художник пишет одно из главных своих творений на острове – философское полотно «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» (1897).
Вынужденный покинуть свою хижину на Таити, Гоген перебирается на один из Маркизских островов, Хива-Оа, где в 1903 году и закончился его жизненный путь.
Полотна, написанные великим художником Полем Гогеном на острове, хотя и не принятые современниками, уже через десятилетие после смерти художника были провозглашены гениальными и прочно заняли надлежащее место среди самых дорогих картин в мире.
Смотреть на видео биографию художника Поля Гогена
Поль
Гоген
Биография и информация
Поль Гоген (фр. Eugène Henri Paul Gauguin, 7 июня 1848, Париж, Франция – 8 мая 1903, Атуона, Французская Полинезия ) – французский художник-постимпрессионист. Юность Гоген провел на кораблях торгового флота, путешествуя по всему миру. После этого он вернулся во Францию, женился и стал биржевым брокером. Спустя несколько лет Гоген вдруг начал рисовать, и в конце концов бросил работу, ушел из семьи и отправился жить на Таити, где написал самые знаменитые свои полотна. Но при жизни художник почти не получил признания, критики и журналисты высмеивали его работы. Последние годы жизни Гоген провел на Маркизских островах.
Особенности творчества художника Поля Гогена: ранние работы Гогена можно отнести к импрессионизму, позже он переходит к клуазонизму и синтетизму. В самых своих знаменитых таитянских полотнах он чаще всего использует очень яркие, чистые, иногда даже неестественные цвета. Героинями его картин становятся полуобнаженные туземные девушки в окружении деревенских хижин и тропических пейзажей.
Если сказать, что Поль Гоген был великим художником, найдется очень мало людей, готовых, а главное – способных, этому возразить. А вот утверждение о том, что Поль Гоген был великим человеком, напротив, весьма спорно. Художник, безусловно, был незаурядной личностью, на долю которой выпало немало бед и невзгод. Но если рассматривать его именно как человека, абстрагируясь от таланта и творческого наследия, остается только удивляться тому, как ему удавалось уживаться с людьми, точнее, как эти люди его терпели.
Гоген был агрессивным и высокомерным, портил отношения с окружающими и ссорил их друг с другом (иногда просто ради забавы). Он считал себя непризнанным гением и жил мечтой о том моменте, когда весь мир жестоко раскается в том, что не понимал его таланта. Единственным человеком, к которому Гоген был по-настоящему привязан, была его дочь Алина (она же, к слову, была главной почитательницей его творчества даже тогда, когда в него не верил никто). Но и Алине не удалось ни удержать художника рядом с собой, ни уговорить его взять ее с собой в далекие теплые края.
Единственное, что получалось у Гогена действительно хорошо (кроме живописи, само собой), так это убегать. Его бегство было самозабвенным, отчаянным и никогда не приносило ему успокоения. На протяжении всей жизни художник с разной степенью успешности сбегал от обязательств и ответственности, безденежья и непризнанности, семьи и обыденности, цивилизации, в конце концов. Важно то, что это всегда было именно «бегство от…», а вот цель этого бесконечного путешествия от Гогена всегда ускользала.
Семейное дело
По всей видимости, уверенность в том, что его жизнь будет незаурядной, и в том, что он заслуживает особенного отношения, появилась у Гогена еще в раннем детстве. В возрасте полутора лет он совершил свое первое дальнее путешествие – из Франции в Перу – и в нем же трагически лишился отца. В Лиме маленький Поль с матерью Алиной и сестрой Марией жили в полном достатке в доме дальнего родственника-миллионера. Если бы не вмешались прямые наследники дона Пио, семья Гогена могла бы унаследовать немалое состояние, и тогда мир, вероятнее всего, лишился бы одного великого художника. Но таким уж был злой рок, преследовавший семейство Гогена по материнской линии, – все они большую часть жизни вынуждены были прозябать в нищете.
Сложно себе представить, как тяжело было семилетнему Полю адаптироваться к новым условиям жизни, когда семья вернулась во Францию и поселилась в доме его деда в Орлеане. Мальчик привык к другим пейзажам за окном, к другой речи (его первым языком был испанский) и к совершенно другому уровню жизни. Еще совсем недавно с ним обращались, как с маленьким королем, и вот уже ему приходится ходить в обычную французскую школу и начинать задумываться о скучной работе в какой-нибудь заурядной сфере. Этого Поль допустить никак не мог. Не слушая мать, которая советует ему делать карьеру (потому что он с трудом сходится с людьми и «не умеет завоевывать расположение»), и выбирая путь отца, в свое время нарушившего семейную традицию и ставшего журналистом вместо зеленщика, Гоген нанимается помощником лоцмана в торговый флот. Следующие шесть лет он путешествует по всему миру, как губка впитывая впечатления. Даже известие о смерти матери, которое нашло его в Индии лишь спустя несколько месяцев, не смогло его остановить. Но, в конце концов, Гоген все же вернулся во Францию и постепенно превратился в того, кем так отчаянно не хотел быть.
Затишье перед бурей
Следующие несколько лет прошли для Гогена словно в каком-то странном сне. Он все же устроился на заурядную работу биржевым брокером (скучнее не придумаешь, однако эта работа приносила стабильный и весьма высокий доход), женился на грубоватой белокурой датчанке Метте Гад, которая фактически заменила ему мать, и обзавелся детьми. Те, кто знал Гогена в тот период, вспоминали, что он был очень тихим и неразговорчивым, будто спал на ходу, но иногда в нем просыпалась какая-то звериная первобытная ярость. Способный после долгих лет на флоте гнуть голыми руками подковы, Поль мог вдруг наброситься на нечаянного обидчика с кулаками и серьезно его покалечить.
В 1882 году во Франции случился биржевой кризис, и Гоген лишился работы. Рынок живописи тоже пострадал, картины таких малоизвестных художников, и без того продававшиеся довольно вяло, вовсе перестали находить покупателей. Но, несмотря на это, он расценил потерю работы на бирже как знак: ему нужно становиться настоящим художником. Метте, беспокоясь о благосостоянии семьи, устраивала мужу скандалы и называла его сумасшедшим. С ней бы согласились критики, пренебрежительно отзывавшиеся о работах Гогена, и даже его друзья, которые с большим трудом пытались прокормить себя живописью. Но он словно очнулся наконец от долгого сна. Будущее виделось Гогену радужным и счастливым. Ярких цветов в нем, впрочем, в самом деле будет много, а вот счастья…
В шаге от бессмертия
О счастье Гоген забудет еще на несколько лет. Семья осталась в Копенгагене, Метте буквально выгнала мужа, неспособного обеспечивать семью. В Париже ему часто приходилось голодать и браться за самую низкооплачиваемую работу, чтобы хоть как-то себя прокормить. Гоген переедет в Бретань, ненадолго задержится в Арле, побывает в Панаме и на Мартинике… Постоянная нужда и жажда чего-то большего гнала его все дальше и дальше. Постепенно в воображении Гогена начинал складываться образ того места, в которое он хотел попасть. Детство в Перу, плавание в дальние страны в юности, Панама, Мартиника… Ему виделись чувственные смуглые женщины (которые будут молча обожать его и не требовать, чтобы он их обеспечивал), покрытые тростником хижины (за жизнь в которых не нужно платить), в изобилии растущие экзотические фрукты (которые избавили бы его от необходимости искать деньги на пропитание).
Каким же было разочарование Гогена, когда он впервые сошел с корабля на таитянский берег и увидел вполне цивилизованный город с лавками и кабаками, кирпичными домами и людьми в европейской одежде. Художник опоздал с приездом сюда на несколько десятилетий: за это время колонисты успели оказать серьезное влияние на уклад жизни островитян. Впрочем, в дальних уголках острова Гоген все же нашел ту простую туземную жизнь, о которой мечтал. А то, чего он не нашел, услужливо дорисовывало его богатое воображение. Художник начинает много и вдохновенно писать, отдавая предпочтение клуазонизму и синтетизму и постепенно оттачивая собственный неповторимый стиль. В это время он создает многие из самых знаменитых своих работ: «Женщина с цветком» (1891), «Когда свадьба?» (1892), «Женщина, держащая плод» (1893).
В 1893 году Гоген возвращается во Францию, преисполненный уверенности в том, что теперь его гений наконец будет признан. Несмотря на полное безденежье и пошатнувшееся здоровье (врачи диагностировали сифилис в запущенной форме), он везет на родину свои новые картины в ожидании триумфа. Но художника ждало лишь новое жестокое разочарование. Его выставка стала провальной, критики и журналисты буквально растоптали его, называя его полотна «измышлениями больного мозга, надругательством над Искусством и Природой». Вдобавок ко всему во время визита в Копенгаген оказывается, что младшие дети Гогена совсем его не узнают. Метте, которой художник на протяжении всего этого времени писал письма и присылал свои работы, выставила его из дома, не пожелав с ним разговаривать. Получив сразу несколько сокрушительных ударов, Гоген принимает решение снова уехать на острова – на этот раз навсегда.
В 1878 году изнуренный нищетой и болезнью, сломленный известием о смерти любимой дочери Алины, художник понимает, что в этом мире его больше ничего не держит. На прощание он решает создать настоящий шедевр – полотно «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» После того, как работа над картиной была завершена, Гоген отправился в горы умирать. И потом клял себя последними словами за то, что не сумел даже отравиться и принял слишком большую дозу мышьяка.
После этого «второго рождения» жизнь Гогена удивительным образом начала налаживаться. Болезнь на какое-то время отступила, а в Париже наконец-то начали продаваться его картины. Художник перебрался на Маркизские острова, построил здесь большой дом и собственноручно украсил его деревянной резьбой. В нем неожиданно проснулся отцовский талант журналиста, но Гоген ни на минуту не забывает о своем истинном призвании и продолжает писать. Здесь появляются на свет знаменитые полотна «Золото их тел» (1901), «Заклинание» (1903) и последний автопортрет (1903). Рисуя себя в последний раз, Гоген наконец отказывается от любимого образа «дикаря», изображая спокойного и уставшего человека, прожившего пусть и тяжелую, но полную впечатлений жизнь.
Поль Гоген был найден мертвым в своем «Доме удовольствий» в возрасте 54 лет. На тумбочке возле его кровати стоял пустой флакон из-под опийной настойки. Похоже, в этот раз он все сделал правильно. Последний побег удался.
Поль Гоген. Жизнь, как она есть
Гоген, автопортет. 1885г. Кимбелл Арт музеум, США
Жена, белокурая датчанка Метте была довольна мужем: спокойный, работящий, непьющий. Правда коллегу, в шутку сбившего с него цилиндр, он чуть было не придушил прямо в зале парижской биржи. Пять прекрасных детей, уютный дом, антикварная мебель, собственный выезд и безвинное хоби. Рисование.
Метте Гоген, спящая на софе, 1875г. Частная коллекция
Однако, бедная Метта не подозревала, что и особнячок, и выезд, и банковский счет, дети, да и она сама были недоразумением, случайностью, не имеющей отношения к настоящему Гогену.
Поль и Метте Гоген
Все началось просто: он бросил работу. Биржевому маклеру Полю Гогену надоело заниматься всей этой суетой. И тут, так удачно для него, в 1884г в Париже случился финансовый кризис. Несколько сорванных сделок, пара громких скандалов, и вот, Гоген на улице. Ничего больше не мешает ему полностью погрузится в живопись, превратить хобби в профессию, писать, выставляться, продавать картины. Это была авантюра чистой воды: ни опыта, ни образования, ни нужных связей, ни поддержки жены и близких.
Куриная стая, 1875г. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания
Через год своей художественной карьеры Гоген обнищал.
Холодной парижской зимой 1885г Метте забирает детей и уезжает к родителям в Данию, счастливый брак рухнул. Поначалу Гоген искренне верил, что расстались они временно, и как только его талант признают, они снова будут вместе. Он всю жизнь будет писать Метте письма, негодовать, хвастаться, делиться надеждами и разочарованиями. Верила ли она ему? Ответных писем жены не сохранилось.
Метте Гоген в вечернем платье, 1884г. Частная коллекция
В Париже холодная зима, свободный художник Поль Гоген занимается живописью. Старший сын, не пожелавший уехать с матерью постоянно простужается, а у отца нет ни гроша, чтобы купить лекарство, теплые башмаки и краски. Их с ребенком подкармливают друзья, иногда Гоген что-то зарабатывает, расклеивая афиши. Его картины никто не покупает.
Женщины купаются, 1885г. Национальный музей западного искусства, Токио, Япония
Желтый Христос, 1889г. Художественная галерея Олбрайта Нокса, Буффалло, США
А публика на самом деле с трудом его понимала. В Бретани мэр одного городка заказал портрет своей жены. Так появилась «Прекрасная Анжела». Реальная Анжела была в шоке: она и представить себе не могла, что будет настолько прекрасной! Узкие поросячьи глазки. Распухшая переносица. Огромные костлявые руки. А рядом экзотическая статуэтка. которую девушка расценила как пародию на своего мужа, ведь он был ниже ее ростом. Удивительно, что Анжела не растерзала полотно в порыве гнева!
Прекрасная Анжела, 1889г. Музей Орсе, Париж, Франция
Он был не принят, он был беден, но ни о чем не жалел. Гоген твердо знал, что впереди его ждет слава.
Гоген, автопортрет с нимбом, 1889г. Библиотека декоративного искусства, Париж, Франция
Есть у человека такая иллюзия — хорошо там, где нас нет. Именно эта иллюзия полностью завладела помыслами Гогена. Уехать. От обязательств, от необходимости зарабатывать на кусок хлеба. Туда, где люди чисты и наивны, природа прекрасна и первозданна. Раем ему казались острова Океании, Таити. Там он напишет шедевры и докажет консервативному европейскому обществу свою гениальность!
Таитянские горы1893г. институт искусств Миннеаполиса, Миннесота, США
В феврале 1891 Гоген устраивает большую выставку-продажу своих работ. Ему удалось собрать почти 10 тысяч франков, сумму более чем достаточную для покупки билета и начала новой жизни. И для грандиозной прощальной пирушки! Метте и детям из этих денег не досталось ни единого су, только письмо с обещанием того, что скоро все устроится.
Гоген, автопортрет, 1891г. Национальная галерея искусства, Вашингтон, США
В апреле 1891 Поль Гоген отправляется в Папеэте, столицу Таити. Он обеспечен деньгами и полон надежд: совсем скоро все проблемы отступят и он сможет беззаботно писать прекрасных туземок в райских кущах! В Париже художник оставил бывшую натурщицу и любовницу Жюльетту Юэ, которая ждала от него ребенка.
Потеря девственности, модель Жюльетта Юэ, 1891г. Музей Крайслера, Норфолк, США
В день высадки на остров своей мечты Гогену исполнилось 43 года. Поначалу художник был принят в столице очень хорошо, многие подозревали, что он приехал с тайной проверкой и старались всячески угодить ему. Но. быстро выяснилось, что как художник он весьма своеобразен: повторилась история прекрасной Анжелы. Никто больше не хотел заказывать у него портреты. Резкий, самовлюбленный, неуживчивый, Гоген быстро испортил отношения практически со всеми европейцами, проживавшими в таитянской столице. Вдобавок ко всем сложностям Гоген заболел: тяжелые приступы удушья, кровохарканья, слабость, ему требовалось лечение в столичной больнице.
Папеэте, фото 1980г
Деньги растаяли, столица разочаровала. И Гоген уезжает по приглашению вождя племени маори на побережье. Заводит себе синюю набедренную повязку, рисует и наслаждается местным обычаем: каждую ночь в хижину белого незнакомца приводят новую девушку. Но вскоре замечает, что такое обилие любви угнетает, обкрадывает его плотна. Ему хочется найти свою женщину, и он ее находит. В маленькой прибрежной деревушке ему предложили недорого купить девушку, почти девочку 13-ти лет, звали ее Техура.
У Техаманы много предков, 1893г. Чикагский институт искусств, США
Гоген очарован! Золото кожи, чернота длинных волос, покорность, невинность, инаковость, все это принадлежит теперь ему! Техура переезжает к нему в хижину, и в его жизни наступает самый хороший период мира, спокойствия и довольства.
Гоген, автопортет 1893г. Музей Орсе, Париж, Франция
Красавица Техура была музой Гогена, его моделью, он писал и писал ее! Учил язык, познавал обычаи ее народа, красоту природы и первобытной жизни.
Дух мертвых не дремлет, 1892г. Галерея искусств Олбрайта Нокса, Нью-Йорк.
Браки французов с местными красотками бы привычным делом. Такие браки заключались и рассторгались за один день, как мужем, так и женой. Девушка в любой момент могла вернуться к родителям или выйти замуж за другого приглянувшегося ей жениха. Никаких обязательств. Брак с Техурой принес Гогену и практическую пользу: жена и ее родня обеспечивали художника бесплатной едой: фрукты, свежая рыба, мясо диких свиней, аборигены были прекрасными охотниками и рыболовами!
Женщина, держащая плод, 1893г. Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Техура оказалась идеальной женщиной для Гогена. Молчаливая, покорная, ласковая, почти девочка. не просившая и не требовавшая, дарящая любовь и восхищающая им! Он называл ее ноа-ноа — благоухание: она втирала в кожу и волосы кокосовое масло с лепестками гортензии, и наве-наве — сладострастие. Гоген написал о ней трогательную книгу, «Ноа-Ноа».
Таитянская Ева, 1892г. Музей живописи и скульптуры, Гренобль, Франция
Но мечта Гогена вовсе не рай в шалаше с прекрасной девушкой. Он приехал за славой, он приехал написать великие полотна! В 1893 году Гоген вернулся во Францию, оставив на островах беременную Техуру.
Вернулся с четырьмя франками в кармане, получив деньги на обратный билет от друзей. Вернулся, чтобы открыть выставку своих работ. Перед открытием, для того, чтобы его талант был признан официально, он предлагает в дар Люксембургскому музею одну из своих лучших картин «Иа Орана Мария». Хранитель музея отверг этот дар.
Иа Орана Мария, 1891г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Гоген был настолько уверен в значении своих таитянских картин, считал их настолько выдающимся явлением в искусстве, что назначил за каждую довольно высокую цену — 3000 франков. Неколебимый, он не желал слушать ни разумных советов, ни просьб от немногочисленных ценителей его живописи о снижении цены. Либо все, либо ничего.
Выставка открылась в галерее Дюран-Руэля. 41 картина, в том числе и несколько ранних полотен. У публики его работы вызывали недоумение. Его не поняли. Его не приняли. Красные собаки и синие деревья?! Из рук вон плохо и бессмысленно!
Озорная шутка, 1892г. Музей Орсе, Париж
Синие деревья, 1888г. Музей Ордрупгард, Копенгаген.
Газеты, критики, за редким исключением его осмеяли все! Но ни насмешки, ни издевки, ничто не могло поколебать его уверенности. Его картины хороши и он величайший художник!
Два года он прожил в Париже, писал, пытался продать свои картины, ругался, мирился, влюблялся, жил..Вернулась застаревшая болезнь сердца, ноги покрылись незаживающими язвами, у него проблемы с глазами. И абсолютно нет ни денег, ни признания. Уехать! Уехать не за мечтой, уехать для того, чтобы умереть. Большую часть непроданных картин он оставляет жене. И 1895г уезжает назад, на Таити.
Автопортет «На Голгофе» 1896г. Музей искусств Сан-Паоло, Бразилия
Золото их тел 1901г. Музей д,Орсе, Франция
Гоген много пишет, вырезает по дереву. Насытившись любовью, находит себе непривередливую молоденькую девочку, Пахуру. Ей 14. Нет, он уже не любит ее, но она дала ему тепло, покой и дом. У них родилось двое детей, первый ребенок умер, второй остался жить. В Эрмитаже есть картина «Материнство», где изображена Пахура, кормящая грудью их сына.
Материнство, 1899г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Деньги на кусок хлеба и крышу над головой Гоген зарабатывает копируя чертежи в захудалой конторке. Болезнь прогрессирует: высокая температура, удушье, незаживающие язвы (лечили язвы втираниями мышьяка). Временами он полностью теряет зрение. В короткие периоды улучшений он по-прежнему пишет, именно в этот период создано его полотно «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?».
Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем? 1898г. Музей изящных искусств, Бостон, США
Последней каплей стало известие о смерти любимой дочери, Анетте и полный, окончательный разрыв с женой. Гоген решает покончить с этой жизнью, он болен, он устал и для негот нет смысла в просто существовании. Попытка самоубийства оказалась неудачной: изможденный, отравленный малыми дозами мышьяка организм художника отверг слишком большую дозу принятого яда. Промучившись несколько суток, Гоген выжил.
Все изменилось внезапно: как-будто где-то на небесах вдруг прорвало плотину невезения. Кое-что из картин было наконец продано и он получает из Парижа 1000 франков! В его жизни появился Амбруаз Воллар: в обмен на право приобретать не глядя 25 картин в год, он стал платить Гогену ежемесячно по 300 франков и снабжать красками.
Появляются денньги на лечение, болезнь отступает. Гоген начинает писать заметки в местную газетку. Заметки эти, совершенно неожиданно приносят ему славу местного борца за справедливость и гонорары! поправляет свои финансовые дела, отдает долги.
Варварские сказки, 1902г. Фолькванг, Эссен, Германия
И решает переехать на Маркизские острова. Пахура с двухлетним сыном не поехала с ним, да он не очень-то и настаивал. Судьба привела его на остров Доминик.
Гоген вновь занимается живописью. Его ноги совсем больны и передвигаться он может только с помощью двух палок. На рукоятке одной художник вырезал гигантский фаллос, другая изображала слившуюся в люби пару. Сейчас обе трости находятся в Нью-Йоркском музее. Гоген построил себе маленькую хижину, стены которой покрыл деревянной резьбой, спальню свою украсил японскими порнографическими эстампами.
Вновь женился, 14-летняя Ваеохо родила ему дочь. Нравы в племени свободные, и многие туземки приходят к нему в хижину, одни в качестве модели, другие становятся его любовницами. Но любимой моделью Гогена была рыжеволосая Тохотуа с соседнего острова, жена местного колдуна. Знаменитая «Девушка с веером» теперь находится в музее Фольксванг в Эссене.
Девушка с веером, 1902г. Музей Фолькванг, Эссен, Германия
Слава Гогена начиналась уже тогда, за десятки тысяч километров от Таити, во Франции. Его картины стали покупать, о нем писали статьи. А он ничего об этом не знал и развлекался сварами с местными чиновниками, издавал газетку тиражом 20 экземпляров (теперь каждый ценится на вес золота). Он много пил, рисовал, резал по дереву, занимался любовью и чувствовал, как улетучивается то, что владело им все годы. Человека, считающего себя Господом Богом, больше не существовало.
Автопортет, Гоген 1903г. Художественный музей Берна, Швейцария
Он умер в ночь на 9 мая 1903 года. В изголовье его постели лежал огромный шприц со следами морфия. На его мольберте осталась последняя картина. Епископ отпел покойника, жандарм продал с торгов его имущество (наиболее непристойные рисунки целомудренный сержант отправил на помойку), колониальные власти похоронили несчастного и закрыли дело.
Метте Гоген с детьми
Затем пришел черед сокрушаться потомкам трактирщиков, кормившим его чем похуже и селивших в худшие каморки. Гоген расплачивался своими полотнами, которые шли на подстилки котам и собакам, на ремонт домашних туфель, служили вместо половиков — люди не понимали мазню чудака. Их внуки и правнуки из года в год роются на чердаках и в подвалах, перетряхивают старье, в надежде, что там, среди пропахшего мышами тряпья, сокрыты груды золота — полотно нищего бродяги художника.
Таитянский пейзаж, бумага, акварель, 1897г
P.S.Сын Гогена от Пахуры, Эмиль, сильно гордившийся своим прославленным отцом, сам надеялся стать художником, но умер в нищете, в январе 1980 года, в возрасте 80 лет.
P.P.S. Его полотно «Когда свадьба» продано в 2015 году на аукционе за 300 миллионов долларов
Когда свадьба? 1892г. Государственная организация «Музеи Катара», Доха