на какие этапы делится жизнь человека
Основные этапы жизни человека: их цели и задачи
Психологи насчитали 8 этапов в жизни человека, в каждый из которых происходит развитие его как личности. И для каждого этапа характерны свои цели и задачи. Рассмотрим их подробнее.
1. Первый год жизни (младенчество)
Базовая характеристика этого периода развития человека – доверие к миру. Считается, что ребенок с появлением на свет изначально испытывает доверие к миру, олицетворением которого становится мать. Если она с радостью ждала рождения малыша, любит его, заботится о нем, неотлучна от него и в эмоциональном плане дает ребенку все, что ему необходимо в первый год жизни, то доверие сохраняется. Ребенок даже учится оставаться какое-то время в одиночестве и не испытывает при этом тревоги, потому что знает: мама обязательно вернется. В будущем, став взрослым, доверие к матери трансформируется в доверие ко всему миру.
Однако рождение ребенка может быть связано с разными ситуациями. Не все дети желанны. Не всякая женщина может избежать послеродовой депрессии. Не в каждой семье царит гармония в отношениях между супругами. В результате мать не всегда может давать малышу достаточно любви, заботы и внимания.
Казалось, что он может в этом возрасте понимать? Возможно и не понимает, но чувствует уж точно – тревогу, беспокойство, незащищенность. Испытывает эмоциональный дискомфорт. Вырастая, человек не ощущает себя в безопасности, люди и мир для него враждебны. С подобным мировосприятием невозможно быть счастливым. Человек должен себя перевоспитать, обязан научиться доверять. Тем более что это не так уж и сложно.
2. Второй-третий год жизни (ранний возраст)
Базовая характеристика периода – самостоятельность. В этот период ребенок стремится стать самостоятельным. «Я сам!» – все чаще он произносит эту фразу по любому поводу или же пытается дать понять родителям свое желание, если еще не разговаривает хорошо. Сам ест, хотя может измазать себя и все вокруг, сам одевается, хотя долго и неловко, сам моет руки, разрешая маме просто присутствовать при этом процессе.
Стремление к самостоятельности нужно поощрять, потому что через самостоятельность у ребенка формируются ценные и необходимые в жизни качества. Уверенность в себе. Чувство собственного достоинства. Самоконтроль. Самоуважение. Если сейчас ограничивать самостоятельность малыша, во всем опекать, «душить» его своей заботой, самим же родителям потом будет хуже, не говоря уж о ребенке. Это обернется для него неуверенностью в своих силах, болезненной стеснительностью, излишней робостью, неумением находить общий язык со сверстниками. Такие дети очень зависимы от чужого мнения, несамостоятельны.
3. Четыре-шесть лет (дошкольный возраст)
Базовая характеристика – активность. Ребенок активно познает окружающий мир и самого себя. Он знает, чем ему нравится заниматься. Кто-то любит рисовать и клеить, а кто-то – гонять мяч во дворе. Именно в этом возрасте хорошо отдавать ребенка в спорт, но не для того, чтобы уже сейчас начинать растить из него будущего профессионального спортсмена, а чтобы он стал физически крепким и ловким, знал, что такое самоорганизация и дисциплина.
Так называемые осознанные родители водят малышей на всевозможные кружки, стараясь, чтобы ребенок попробовал все, что только возможно, и нашел занятие для себя, для души. Может быть, это музыка, или рисование, или танцы… Самое трогательное, что ребенок уже сейчас выбирает свою будущую профессию. Когда-то все повально хотели стать космонавтами. Теперь – миллионерами. Я, помнится, одно время планировала танцевать в балете, а потом вдруг решила стать проводницей в поезде. Очень нравилась темно-синяя форма, но самое главное – возможность постоянно путешествовать.
Нельзя смеяться над детской мечтой или запрещать ее. Моя мама, к примеру, уважительно отнеслась к моему выбору поезда как места будущей работы – она не стала меня разубеждать, только удивленно подняла брови. Но в ее глазах я все же прочитала неодобрение. Поощряемая активность дополняется инициативностью, уверенностью в себе, общительностью.
4. Семь-двенадцать лет (школьный возраст)
Базовая характеристика – собственная значимость. Ребенок становится школьником. Школьный класс – это своеобразная модель общества со своей иерархией. Тут свои лидеры, их последователи и антагонисты. Каждый маленький ученик занимает свое место, и где бы он не находился, важно при этом не потерять ощущение собственной значимости – в своих глазах и в глазах коллектива. Но сочетать эти две вещи не всегда удается.
Успешная учеба повышает собственную значимость, но в некоторых школьных коллективах хороший ученик становится объектом насмешек. Интересная внешность, оригинальная прическа, непохожесть на других, что способствует ощущению своей особости, также может превратить ребенка в изгоя. В таких ситуациях очень важна поддержка родителей. Не уставайте повторять ребенку, что он особенный, что он не обязан быть как все, что вы цените его за это качество. И тогда чувство собственной значимости позволит ему успешно пережить трудный период адаптации в классе и остаться самим собой.
5. Тринадцать-девятнадцать лет (юность)
Базовая характеристика – цельность, понимание себя. Это один из самых сложных периодов в жизни человека. Начинается он с подросткового кризиса, когда растущий ребенок пытается ощутить свою цельность, «отдельность», понять себя через конфликт с миром взрослых. Наверное, отчужденность в этот период вполне закономерна. Он должен отойти от родителей, чтобы понять, кто он и чего хочет.
Многие подростки испытывают при этом душевный разлад. А родителям нужно быть мягче, мудрее, понимать, как тяжело сейчас взрослеющему ребенку, и доказывать ему, что он им дорого несмотря ни на что. К 16-ти годам период противостояния, к счастью, заканчивается, но молодой человек продолжает утверждать свою целостность. Он хочет четко уяснить для себя, что ему нравится в этом мире, а что нет. Какие ценности для него важны. Какие книги, какую музыку он любит. Какие отношения с противоположным полом собирается выстраивать. Чем будет заниматься в будущем, где будет учиться.
6. Двадцать-тридцать лет (ранняя зрелость)
Базовая характеристика – жажда любви и успеха. Представление о счастье в этот период связано с взаимным чувством и близкими отношениями. Причем если в прошлые годы любовь непременно должна была перетекать в законный брак, то теперь ничто не мешает юношам и девушкам обитать под одной крышей и без официальной регистрации отношений. Подобную тенденцию нельзя оценивать категориями «плохо» или «хорошо». Ее нужно воспринимать как данность: вот такой сейчас мир, и все тут!
Но, наряду с поисками или ожиданием любви, молодые люди упорно ищут свое место в жизни. Оканчивают учебу, устраиваются на работу, начинают делать карьеру. Очень симптоматично, что право строить свободные отношения с представителями противоположного пола сейчас увязывается с самостоятельностью и независимостью в финансовом отношении.
7. Тридцать-семьдесят лет (средняя зрелость)
Базовая характеристика – забота. Забота подразумевает ответственность, которую человек проявляет во всех сферах жизни. Он заботится о семье, о детях. Опекает родителей, которые с возрастом все больше нуждаются в нем. Отвечает за развитие своего дела и благополучие сотрудников. Особо активным и неравнодушным этого оказывается мало, для того чтобы в полной мере ощущать собственную значимость. Такие занимаются общественной деятельностью, политикой, пытаясь изменить страну и мир к лучшему.
8. Зрелость
Базовая характеристика – мудрость. В этот период человек подводит своеобразные итоги. Мысленным взором он оглядывает все этапы своей жизни и говорит себе: я доволен. Он ценит все, что с ним произошло на долгом пути. Благодарен за все встречи. Сделал выводы из всех ошибок. Простил всех врагов и обидчиков. А сейчас испытывает душевный комфорт и радость жизни. И самое главное – у него нет страха смерти.
Периоды жизни человека: психология и ее подходы к вопросу
Периоды жизни человека в психологии делятся на несколько этапов, а еще больше подходов в отношении классификации этих периодов. Одно можно сказать точно: человек действительно проходит различные стадии развития, которые хоть и привязаны к количеству прожитых лет, но попадают в зависимость от уровня развития.
Здесь присутствует определенное взаимовлияние: годы влияют на развитие, а развитие влияет на то, в каком периоде человек находится. Не секрет, что существуют люди, которые и в 60 дадут фору более молодым, и, наоборот – уже к 30 годам человек состарился ментально. В нашей статье мы разберем основные периоды жизни с точки зрения психологии и приведем концепции различных ученых по данному вопросу.
Понятие периодов жизни человека в психологии
В течение жизни человек проходит определенные этапы развития, формирующие его как личность.
Традиционно считается, что первый период приходится на младенческий возраст, однако некоторые психологи говорят также об эмбриональном этапе формирования.
В основе разделения человеческой жизни на периоды лежат различные критерии. К примеру, юридически детский возраст длится до достижения человеком совершеннолетия, т. е. до 18 лет (в ряде стран до 21 года). В это время человек не обладает гражданскими правами в полном объеме.
С точки зрения биологии и психологии среди периодов жизни человека стоит выделить подростковый этап развития, сопровождающийся гормональными изменениями в организме. Начало этого периода приходится на 12-13 лет, окончание – на 17-18 лет.
При оценке развития детей используют критерий возрастной периодизации, определяющей появление тех или иных навыков к конкретному возрасту (когда должны сформироваться умения держать голову, переворачиваться на живот, ходить, говорить и пр.).
Родителям следует иметь в виду, что отклонение от принятых норм – повод для беспокойства и обращения к специалистам.
Психология выделяет в жизни человека периоды, на которые приходятся возрастные кризисы, характерные как для детей, так и для взрослых.
Психология выделяет в жизни человека периоды, на которые приходятся возрастные кризисы, характерные как для детей, так и для взрослых. В это время психика претерпевает определенные изменения. Несмотря на некоторую условность, выделяют следующие годы их наиболее яркого проявления: момент рождения, 1 год, 3 года, 7 лет, 12-13 лет, 25 лет, 40 лет. Каждый человек индивидуален, поэтому может испытывать возрастные кризисы в другие периоды жизни.
Философия, биология, психология по-разному смотрят на периоды развития жизни человека, понимая под этим физические и духовные перемены.
Классификация периодов жизни человека
Младенчество (от рождения до 12 месяцев).
После рождения у детей начинается период адаптации к внешнему миру, в том числе на физиологическом уровне.
После рождения у детей начинается период адаптации к внешнему миру, в том числе на физиологическом уровне. Занимает он около четырех недель, по истечении которых ребенок не только восстанавливает потерянный в первые дни вес (теряется около 5–7 %), но и набирает дополнительные граммы. Всего к концу первого месяца жизни прибавка в весе составляет 600–700 г.
У новорожденных детей не полностью функционируют теплообменные процессы, их температура тела зависит от температуры окружающей среды, у них неравномерные дыхание и пульс. Сон младенцев прерывистый (от получаса до четырех часов), в общей сложности в сутки они спят примерно 16 часов. Ребенок принимает ту же позу, что и в материнской утробе, его тело распрямляется несколько позже.
Раннее детство (от 1 года до 3 лет).
Физиология и психология выделяют следующий период жизни человека – с года до трех лет. Это этап интенсивного роста, увеличения массы тела, развития дыхательной, иммунной, кровеносной, пищеварительной, нервной систем, двигательного аппарата. В этом возрасте дети проходят определенные расстояния, преодолевают небольшие препятствия. В то же время, кора головного мозга недостаточно сформирована, после активности быстро наступает утомление.
У ребенка стремительно развиваются способности говорить самостоятельно и понимать речь взрослых. Он воспринимает поступающую информацию, задает вопросы, касающиеся того, что его окружает. Этот период жизни человека характеризуется формированием наглядно-действенного мышления, способностью понимать отдельные связи между объектами.
В возрасте от года до трех лет ребенок эмоционально сближается со значимым взрослым, негативно реагирует на разлуку с ним, радуется его возвращению. Зрелый человек помогает ребенку выполнять все жизненно важные функции, соответственно, малыш на бессознательном уровне полагает, что родитель является гарантом безопасности, сытости, хорошего самочувствия и пр. Эти выводы происходят неосознанно, выражаются автоматическими реакциями.
Первый период детства (от 3 до 7 лет).
В психологии дошкольный период жизни человека делится на три этапа:
младшие дошкольники (3-4 года);
Дети продолжают изучать окружающий мир посредством сюжетно-ролевых игр. Во время игры происходит социализация, развитие мотивационно-потребностной сферы, осознается произвольность совершаемых действий, ребенок учится соотносить свою точку зрения с мнением окружающих, преодолевая эгоцентризм.
С точки зрения физиологии, продолжается быстрый рост, при этом масса тела увеличивается медленнее по сравнению с ранним детством. Руки и ноги удлиняются, лицо становится более рельефным, начинают выпадать молочные зубы, иммунитет становится более зрелым.
С этим периодом жизни человека психология связывает формирование и развитие наглядно-образного мышления, ориентировочно-исследовательской деятельности, памяти, способности ребенка произвольно запоминать информацию. Окружающий мир продолжает познаваться с помощью взрослых, через игры малыш копирует те или действия. Кроме родителей и других близких взрослых, круг значимых лиц пополняется другими детьми, с которыми он проводит время в играх.
Происходит формирование и осознание мотивов поведения, у ребенка развивается самооценка, он начинает отделять реальное «Я» от «Я» идеального, произвольно пользоваться эмоциями, осознавать свои интеллектуальные и личностные особенности.
Второй период детства.
Психология разделяет ранний школьный период жизни человека: для девочек он длится с 8 до 11 лет, для мальчиков – с 8 до 12 лет. Впрочем, в зависимости от науки, с точки зрения которой рассматриваются этапы развития, этот этап может продолжатся до 14-летнего возраста.
На это время, предшествующее половому созреванию, приходится начало гормональных изменений в организме ребенка.
Подростковый период.
Временные рамки подросткового периода жизни человека зависят от различных факторов, включая место проживания, культурно-национальное наследие его страны, пол и пр. Этот этап, длящийся с 12 до 19 лет, делится на ранний (поздний школьный) и поздний подростковый.
В это время усиливаются вторичные половые признаки, начинают расти волосы в подмышечных впадинах и лобковой области, у девочек появляются менструации, у мальчиков возникают поллюции. Период характеризуется нестабильным эмоциональным фоном, риском проявления заболеваний, вызванных быстрым ростом и, как следствие, неустойчивой работой, сердца, легких, головного мозга.
В психологии подростковый период жизни человека характеризуется активным развитием личности. Для подростков важное значение имеет общение со сверстниками, за счет которого они учатся самоанализу, взаимодействию на более взрослом уровне.
На этом этапе подростки начинают иначе воспринимать как себя, так и окружающий мир. Самопознание и самоопределение перестают быть просто словами, для молодых людей становится важным найти свое предназначение, место в жизни, построить определенные жизненные планы, сформировать мировоззрение.
Юношество.
Поскольку на подростковый возрастной период приходятся широкие временные границы, юношеский этап развития пересекается с поздним подростковым. Для девушек он начинается в 16 и заканчивается в 20 лет, для юношей длится с 16 до 21 года.
К концу этого периода человек достигает полной физической и половой зрелости.
Молодые люди продолжают заниматься самоопределением и самоосознанием, однако их характер уже практически полностью сформирован, они становятся взрослыми. Психология говорит, что в этот период жизни человек всерьез думает о своем будущем, мечты уступают место целям и поиску путей их реализации. Юноши и девушки меньше зависят от семьи, у них улучшаются взаимоотношения с родственниками, поскольку эмоциональное состояние стабилизируется, они перестают быть детьми в глазах родителей.
Зрелый возраст.
В психологии средний возрастной период жизни человека делится на первый (21–25 лет для женщин и 22–35 лет для мужчин) и второй (36–55 лет для женщин, 36–60 лет для мужчин).
Этот этап жизни характеризуется появлением и развитием признаков старения организма. На стыке первого и второго периодов уменьшается эластичность кожи, появляются седые волосы, изменяется вес, соотношение мышц и жировых тканей. В конце зрелого возраста рост человека становится меньше.
С точки зрения психологии, в зрелый период жизни человек стабилен в части изменений, на которые влияет возраст, психика и интеллект, его мыслительная деятельность на этом этапе практически одинакова. В то же время, он может столкнуться с кризисом середины жизни, а при отсутствии интеллектуальной деятельности его способности снизятся. Эти изменения характерны для второго периода зрелости.
Старость.
Старческий этап жизни человека также состоит из нескольких периодов:
пожилой возраст (56–74 года для женщин, 61–74 года для мужчин);
старческий возраст (75–90 лет);
долгожительство (старше 90 лет).
Старость длится с момента невозможности воспроизведения потомства и до смерти человека. По достижении пожилого (преклонного) возраста человек получает право на пенсию, но при желании может продолжать работать. В разных странах мира пенсионный возраст начинается с 55 до 70 лет.
Этот период жизни человека характеризуется ухудшением здоровья, снижением интеллектуальных функций, сбоях в работе всего организма.
Подходы в психологии к периодам жизни человека
В основе приведенной классификации лежат следующие критерии:
хронологический возраст (то есть количество лет от рождения);
биологический (физическое развитие);
психологический (критерии умственного, эмоционального и социального развития).
Для более объективного определения возрастной категории, помимо хронологического (паспортного) возраста, анализируют другие параметры.
1. Теория Эльконина.
По мнению советского ученого Д. Эльконина, разделение жизни человека на периоды имеет большое значение для психологии как науки. Благодаря детальному изучению периодизации можно установить, какие факторы влияют на становление личности на том или ином возрастном этапе. Эти знания могут быть положены в основу педагогической и воспитательной систем.
Согласно теории Эльконина, наибольшую важность представляют начальные периоды развития человека, поскольку именно в это время формируются базовые ценности, мировоззрение. Перечисленные выше возрастные группы по мнению ученого необходимо делить на более узкие категории:
Детский период состоит из младенчества, детских и дошкольных, а также младших школьных лет.
Подростковый этап включает молодой и старший возраст.
2. Теория Эриксона.
По мнению Эриксона, личность проходит восемь стадий формирования, и каждая имеет собственную задачу, характеризуется сильными и слабыми сторонами:
до 1 года – вера/недоверие;
с 1 года до 3 лет – сильная/слабая воля;
с 3 до 7 лет – активность/пассивность;
с 7 до 12 лет – уверенность/замкнутость в себе;
с 12 до 18 лет – верность/диффузия;
с 18 до 25 лет – любовное чувство/исключительность;
с 25 до 65 лет – забота/одиночество;
после 65 лет – мудрость/презрительное отношение.
3. Концепция Выготского.
Согласно этой концепции, основное значение имеет детский период развития человека, поскольку, лучше понимая особенности развития ребенка с точки зрения психологии, взрослые могут менять собственное поведение и понимать потребности ребенка.
4. Теория Фрейда.
Фрейд считал, что поведение человека зависит от бессознательного, в основе которого лежит сексуальность. Сексуальная энергия проходит определенные этапы развития:
оральная стадия, в которой младенцы до 1 года получают удовольствие от сосания груди;
анальная, приходящаяся на возраст от 1 года до 3 лет, – в это время ребенка приучают к чистоплотности, а его главная эрогенная зона – слизистая кишечника;
фаллическая – пик детской сексуальности наступает в 3–5 лет, период возникновения комплексов Электры и Эдипа;
латентная стадия – период с 5 до 12 лет, когда место сексуальности занимает социальность;
генитальная, приходящаяся на 12–18 лет, характеризуется становлением сексуальных желаний.
Кризисы в жизни человека
В психологии понимание периодов жизни человека преследует цель выявления точек, при достижении которых совершается переход на следующий этап. Именно в это время происходят так называемые кризисы, а также рывки в развитии новых навыков и умений.
Годовалые дети активно познают окружающий мир, делают первые шаги, формируют свои представления о жизни. На 3 (или 1,5) года приходится следующий кризис – именно в это время большинство детей начинают ходить в детский сад, учатся взаимодействию и коммуникации с другими, социализируются, начинают обучаться новым видам деятельности.
Если в жизни ребенка отсутствует социализация, в дальнейшем ему будет трудно находить контакт со сверстниками.
Следующий период характеризуется началом школьной жизни. В это время дети начинают взаимодействовать с учителями, сверстниками, планировать свою деятельность, учатся ответственности.
В подростковом (отроческом) периоде дети желают отделения от родителей, для них важно продемонстрировать собственную взрослость, отстоять личные ценности, получить признание сверстников.
Окончив школу, человек решает, стоит ли ему продолжать учебу или пора идти работать. У любого варианта есть плюсы и минусы, и каждый делает выбор самостоятельно.
На какие этапы делится жизнь человека
Главная страница » Статьи » Возрастные этапы жизни человека
Возрастные этапы жизни человека
Рождаясь, человек проходит все возрастные этапы жизни: этапы развития и угасания.
По большому счету, до рождения — это тоже этап жизни, который, как правило, мы не помним, но наше тело запоминает на уровне химии.
И каждый этап жизни имеет свои особенности и преимущества.
Возрастные этапы жизни | |
---|---|
Грудной период | в основном, ребенок спит и ест. |
Раннее детство | от года до трех лет. |
Детство дошкольное | от трех до шести лет, |
Детство в школе | от шести до двенадцати лет |
Юность | от двенадцати до восемнадцати лет |
Период расцвета или молодость | от девятнадцати до тридцати лет |
Зрелость | от тридцати до семидесяти лет |
Старость | от семидесяти лет |
Чем отличаются разные возрастные этапы жизни
Глупо напоминать, что то, что актуально в 6 лет, неинтересно уже в 10. Также то, что интересно в 30, уже не актуально в 40 и так далее.
Естественно, в момент перехода от одного периода к другому, человек чувствует изменения в своем поведении, в теле, в своих ценностях и приоритетах.
Каждый переходный период для нас — это стресс.
Это заставляет нас идти на некоторые жертвы в виде изменения привычек и личных устоев.
В периоды перехода из одного состояния в другое мы, как правило, расстаемся с иллюзиями предыдущего этапа.
Нам кажется, что предыдущий этап был неудовлетворительным.
И есть такое наблюдение, что ребенок и подросток стремятся быть старше, а в период тридцати-сорока лет мы хотим быть моложе. Это одна из тех причин, которые заставляют нас ускорить или, наоборот, замедлить наши возрастные изменения.
Возрастные этапы жизни
В середине жизни в период между 35 и 45 годами происходят наиболее трудные изменения. То, что принято называть кризисом среднего возраста.
Позже человек проходит еще пару таких кризисов, связанных с гормональными и телесными изменениями.
Первый год жизни
Период первого года жизни сопровождается, в основном наблюдением и реактивными реакциями на питание и визуальные или аудиальные раздражители.
Раннее детство
Детство дошкольное и детство в школе
С 3 до 6 лет у ребенка начинает формироваться идентичность и свое я.
С 4-5 лет и в школе происходит наиболее яркий этап развития и познания мира. Приобретаются новые социальные навыки.
В это время ярко выражено подражание, притом всем и вся.
Подражание позволяет приобрести первые навыки воздействия на окружающий мир.
Юность
Юность начинается с 12-13 лет, а у девочек немного раньше. Этот период сопровождается гормональными изменениями.
Первая влюбленность и первые отношения с противоположным полом.
В этом возрасте появляется первый опыт “взрослых” переживаний. И в это время начинает формироваться новая самоидентичность. Появляется своя точка зрения.
Период расцвета или молодость
После 19-20 лет начинается наиболее яркий период жизни.
Формируется набор взглядов, навыков. Ценности и ориентиры которые возникают на этом этапе будут определять следующие 15-20 лет.
Зрелость
Ближе к 30 появляется зрелость. У человека уже есть устойчивое мнение о себе и мире.
Ближе к 40 годам происходит сильное системное изменение, которое часто переживается очень остро и болезненно.
Кризисы переходных периодов
Обычно период кризиса среднего возраста длится около 10 лет. И человек всегда не готов.
Спустя несколько лет он начинает понимать, что именно с ним происходит. Около четверти людей переживают этот этап очень бурно и болезненно.
Если же человек находит новые драйверы для получения удовлетворения, а также поддерживает себя в тонусе, он еще продолжительное время находится в активной фазе жизни.
В период 45-50 (у всех по разному) этап перехода во вторую фазу зрелости завершается. Обычно появляется интерес к новой профессии или к какому-то роду деятельности и это становится смыслом жизни.
Этот период длится до 65-70 лет.
Обычно, переход от зрелости к старости также сопровождается кризисом.
Человек понимает и осознает свое положение и проходит несколько фаз отношения к смерти.
В это время все большую роль играет физическая нагрузка и хобби. Именно момент поддержания физической формы и интереса к жизни сохраняет смысл жизни. Обычно, если в этом возрасте люди чем-то увлечены, это продлевает их годы жизни.
Активное долголетие
Долголетие это не феномен, а образ жизни и активности.
Чтобы замедлить процесс умирания мозга, потому что отмирание клеток мозга и приводит к старению, нужна стимуляция. Стимуляция физической активностью и интеллектуальной нагрузкой. Это позволяет продлить срок эксплуатации нашего тела.
Социум становится тоже важной составляющей, потому как поддержание связей также позволяет человеку находить ежедневный смысл жизни.
Все люди переживают этапы жизни по своему.
Есть те, кто в житейской суете проживает свою жизнь на одном дыхании. А есть те, кто познает себя и искусство жизни и постоянно учится новому.
Живите и наслаждайтесь каждым мгновением. Как у природы нет плохой погоды, так и у каждого возраста есть свои прелести.