н я данилевский краткая биография
Мемория. Николай Данилевский
28 ноября (10 декабря) 1822 года родился Николай Данилевский, публицист и теоретик панславизма.
Личное дело
Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885) родился в имении Оберец в Орловской губернии. Учился в частном пансионе в Москве, затем окончил Царскосельский лицей, по окончании которого служил в Канцелярии Военного Министерства, а затем стал вольнослушателем физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета.
Увлекался социалистическими идеями Фурье, был близок к петрашевцем. В 1849 году защитил магистерскую диссертацию по ботанике, посвященную флоре Орловской губернии. В том же году, когда Данилевский находился на практике в Тульской губернии, его арестовали в связи с делом петрашевцев и отправили в Санкт-Петербург. В течение ста дней он был заключен в Петропавловской крепости. Затем его освободили, признав непричастным, но выслали из Петербурга в Вологду под надзор полиции, где он служил в губернаторской канцелярии.
Затем жил в Самаре. Участвовал в экспедиции 1853 года по определению рыбных запасов нижней Волги и Каспия, под руководством Карла Бэра. Затем последовала экспедиция по исследованию промыслов рыбы и морского зверя на Белом море и Северном Ледовитом океане. На этот раз ученый уже самостоятельно возглавлял экспедицию. Всего Данилевский успел совершить девять таких экспедиций по европейской части России, а также к Черному и Азовскому морям. Как член совета Министерства государственных имуществ, Данилевский принял участие в разработке законов о рыбном промысле. В 1864 году купил небольшое имение в урочище Абиль-бах возле деревни Мшатка на побережье Крыма, где поселился с семьей. В последние годы жизни Данилевский работал над масштабным сочинением, посвященным критике дарвинизма, успев написать два тома. В 1885 году Н. Я. Данилевский отправился в экспедицию в Закавказье для изучения озера Гохча. Умер Николай Данилевский в Тифлисе 7 (19) ноября 1885 года.
Чем знаменит
Предвосхитив идеи О. Шпенглера, Данилевский ввел понятие «культурно-исторического типа». Он одиннадцать основных культурно-исторических типов, уже реализовавших себя в истории: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, аравийский и германо-романский (европейский). В будущем, согласно Данилевскому, важную роль должен играть славянский культурно-исторический тип. Идею общемирового прогресса Данилевский отрицает, говоря, что «начала цивилизации не передаются от одного культурно-исторического типа другому». Концепция Данилевского критиковалась Н. Бердяевым, В. Соловьевым, но оказала большое влияние на К. Леонтьева и В. Розанова. Достоевский назвал произведение Данилевского «настольной книгой каждого русского».
О чем надо знать
Геополитическое будущее славянского-культурно исторического типа Н. Я. Данилевский видел в создании на основе России объединения всех славянских народов и общеславянского государства со столицей в Константинополе. «Царьград должен быть столицею не России, а Всеславянского союза». Славянское государство не станет часть общеевропейской политической системы, а будет ее противовесом. При это высказываются сомнительные с этической точки зрения идеи, относительно взаимоотношений России и будущего славянского государства с остальным миром. «…Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, что ее интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны. Если невозможно и вредно устранить себя от европейских дел, то весьма возможно, полезно и даже необходимо смотреть на эти дела всегда и постоянно с нашей особой русской точки зрения, применяя к ним как единственный критериум оценки: какое отношение может иметь то или другое событие, направление умов, та или другая деятельность влиятельных личностей к нашим особенным русско-славянским целям; какое они могут оказать препятствие или содействие им. Европа не случайно, а существенно нам враждебна; следовательно, только тогда, когда она враждует сама с собой, может она быть для нас безопасной. Именно равновесие политических сил Европы вредно и даже гибельно для России, а нарушение его с чьей бы то ни было стороны выгодно и благодетельно. Нам необходимо, следовательно, отрешиться от мысли о какой бы то ни было солидарности с европейскими интересами».
Прямая речь
«В Данилевском, авторе «России и Европы», ясно видно натуралистическое перерождение славянофильства. Данилевский в личной своей жизни, вероятно, был православен в бытовом смысле этого слова, но в его националистической концепции нет ничего религиозного и христианского; он совсем уж натуралистически, позитивно-научно обосновывает великие преимущества России. Натуралистический национализм всегда бывает реакционен, исключителен в своем самоутверждении. Торжествует языческий национализм над христианским мессианизмом, главенствует сила над правдой. Данилевский неверен идеальным заветам старых славянофилов. Он — уже новый человек, отравленный натурализмом и культом силы, он — дарвинист навыворот. Его нельзя признать выразителем русского национального самосознания, духа русского народа, он — националист в западническом смысле слова. Сам Данилевский был все-таки чистым мыслителем, те же, которые практически шли за ним, дошли до эгоистического одичания и мракобесия». Николай Бердяев
«В авторе можно признать человека выдающегося ума и весьма разнообразных и значительных знаний; но в области геологии сведения его, нередко обнимающие даже детали, не лишены и крупных пробелов. Без сомнения, это обстоятельство, а также предвзятое, утвердившееся уже до рассмотрения вопроса с геологической стороны, убеждение в несправедливости теории эволюции было причиной, что Данилевский пришел к выводам, с которыми нельзя согласиться». Александр Карпинский о работе Данилевского «Дарвинизм»
6 фактов о Николае Данилевском
Материалы о Николае Данилевском
Данилевский Николай Яковлевич
Русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма. (1822-1885)
«Силы России заключаются не в одной ее армии, а в духе всего народа, который всегда был готов скорее видеть свои дома и имущества в объятиях пламени, нежели в руках неприятеля, и с этим-то народом пришлось бы иметь дело всякому врагу, вторгнувшемуся в пределы России»
Данилевский Николай Яковлевич
__________
Николай Яковлевич Данилевский родился 10 декабря 1822 г. в село Оберец Орловской губернии. После учебы в частном пансионате в Москве принят в Царскосельский лицей, по окончании которого с 1843 по 1847 годы был вольнослушателем на естественном факультете Петербургского университета. В университете Н.Я. Данилевский познакомился с Н.Н. Страховым, ставшим его другом, почитателем и защитником его учения, издателем его книги «Россия и Европа». Вот как описывает Н.Н. Страхов их первую встречу и знакомство:
«Между студентами вдруг пронесся говор: «Данилевский, Данилевский!», и я увидел, как около высокого молодого человека, одетого не в студенческую форму, образовалась и стала расти большая толпа. Все жадно слушали, что он говорит; ближайшие к нему задавали вопросы, а он отвечал и давал объяснения. Дело шло о бытии Божием и о системе Фурье».
Увлечение учением Фурье сблизило Данилевского с М.В. Петрашевским. После того, как Данилевский в 1849 году защитил магистерскую диссертацию на кафедре ботаники, он отправился на научную практику в Тульскую губернию, где был внезапно арестован и отправлен в Петербург. Его привлекли к ответственности за принадлежность к революционной группе Петрашевского. Следствие доказало, что Данилевский трактовал учение Фурье не как революционное, а как экономическое. Просидев сто дней в тюрьме, он был выслан сначала в Вологду, а потом в Самару, где трудился в канцелярии губернатора. С 1853 года русским правительством Данилевский неоднократно направлялся в экспедиции для изучения состояния рыбных запасов и рыболовства в низовьях Волги, на Каспийском море, а впоследствии на Белом море и севере России. Всего было совершено девять экспедиций, в результате которых проведено исследование всех вод европейской России. За свою деятельность он был награжден золотой медалью Русского географического общества, вошел в состав Совета Министерства государственных имуществ, где принимал активное участие в выработке законов, которые регулировали состояние рыбных богатств в стране.
В 1864 году Данилевский вместе с семьей переехал на Южный берег Крыма, купив в Мшатке, недалеко от станции Байдары, имение с огромным садом и развалинами сожженного французами в Крымскую войну барского дома. Вероятнее всего, именно в Крыму Н.Я. Данилевский работал над книгой «Россия и Европа», первые главы которой были опубликованы в журнале «Заря» в 1869 году. Полностью книга «Россия и Европа» впервые была издана в 1871 году, а в 1895 году вышло уже ее пятое издание.
В последние годы жизни Н.Я. Данилевский работал над двухтомный трудом «Дарвинизм», представляющим собой критику учения Чарльза Дарвина. Опровергая и отвергая учение Дарвина о естественном отборе, теорию об эволюции организмов, Данилевский находит объяснение их происхождения в деятельности высшего разума. Труд так и остался незавершенным. 7 ноября по старому стилю, во время очередной командировки в Тифлис Н.Я. Данилевский скоропостижно скончался от болезни сердца, которой он страдал все последние годы жизни. Тело его перевезли в Мшатку, где он и был похоронен.
Н.Я. Данилевский
Н.Я. Данилевский
Николай Яковлевич Данилевский | |
Дата рождения: |
---|