осипова балерина личная жизнь
Наталья Петровна Осипова
Наталья Петровна Осипова. Родилась 18 мая 1986 года в Москве. Российская артистка балета. Прима-балерина Большого театра (2010-2011). Прима-балерина Лондонского Королевского балета (с 2013 года).
Наталья Осипова родилась 18 мая 1986 года в Москве.
В возрасте 5 лет начала заниматься спортивной гимнастикой, показывала высокие результаты, однако в 7 лет Наталья получила травму спины. Спорт пришлось оставить.
Репертуар Натальи Осиповой в Большом театре:
В 2009 году с подачи Нины Ананиашвили она стала приглашённой балериной Американского балетного театра в Нью-Йорке. Танцевала на сцене нью-йоркской Метрополитен-опера в заглавных партиях балетов «Жизель» и «Сильфида».
В 2010 году вновь принимала участие в спектаклях АБТ на сцене Метрополитен-оперы в партиях Китри в балете «Дон Кихот», Джульетты в балете «Ромео и Джульетта» Прокофьева (хореография К. МакМиллана), Авроры в «Спящей красавице» Чайковского (постановка К. МакКензи; партнер Дэвид Холберг).
В 2010 году состоялись дебюты в Гранд Опера (Клара в «Щелкунчике», Балерина в «Петрушке») и Ла Скала (Китри в «Дон Кихоте»), выступление в Лондонской королевской опере (Медора в «Корсаре»).
В 2011 году исполнила партию Катарины в балете «Укрощение строптивой» на музыку Д. Скарлатти (хореография Дж. Крэнко) с балетом Баварской государственной оперы. Дважды принимала участие в международном балетном фестивале «Мариинский», исполнив партии Китри в балете «Дон Кихот» и Жизели в одноименном балете.
Далее исполнила партию царицы Мехменэ Бану в «Легенде о любви» на сцене Мариинского театра.
Наталья Осипова сейчас
В 2019 году представила в Москве программу The Light Breath (Легкое дыхание), которая состоит из нескольких очень разных и очень непохожих друг на друга балетов. При этом Наталья Осипова предстала в амплуа танцовщицы contemporary dance, заставив зрителей забыть о существовании классической пачки и балетных пуантов. Сама она свой переход на модерн поясняла так: «Современный танец за последние два десятилетия радикально поменялся. Это раньше можно было предположить, что его танцевать легче, чем классику. Сегодня модерн требует не меньшей выносливости и гибкости. К тому же там много акробатических па, которых с наскока никак не сделаешь».
Рост Натальи Осиповой: 167 сантиметров.
Личная жизнь Натальи Осиповой:
Наталья Осипова и Иван Васильев
С 2015 года у нее был двухлетний роман с артистом балета Сергеем Полуниным. Они познакомились в итальянском театре «Ла Скала» при подготовке «Жизели». Полунин в честь нее сделал тату «Наталья». Вместе танцевали, в частности, в 2016-м в спектакле «Трамвай «Желание»» исполнили партии Бланш и Стэнли.
В 2017-м расстались, сохранив дружеские отношения.
Наталья Осипова и Сергей Полунин
Наталья говорила, что мечтает о семье и детях: «У меня, к сожалению, нет мужа и детей, но очень надеюсь, что будет своя семья, чего не хватает, конечно. Я всегда себе говорю: если нет, значит, еще не время, появится чуть позже, а сейчас нужно делать что-то другое. Все приходит естественно и в свой срок».
Фильмография Натальи Осиповой:
Награды и звания Натальи Осиповой:
последнее обновление информации: 07.02.2020
Наталья Осипова
Биография
Наталья Осипова входит в пятерку лучших балерин мира, сумевших покорить знаменитые европейские сцены. Карьера девушки развивалась стремительно, в 24 года Наташа уже была примой Большого театра. В последнее время балерина работала в Европе и Америке, но в 2017 году решила поработать на родине, и не где-нибудь, а в провинциальной Перми. Туда позвала ее роль Джульетты.
Детство и юность
Наташа родилась в семье москвичей в 1986 году. Когда девочке исполнилось 5 лет, родители отвели ее на спортивную гимнастику, однако отношения с этим направлением не сложились. Точку в спортивной биографии поставила тяжелая травма спины. Тренеры посоветовали попробовать силы в танцах, так Наташа оказалась в балете.
Наталья Осипова в детстве
За плечами Осиповой Московская академия хореографии. Из стен учебного заведения девушка попала прямиком в труппу легендарного Большого театра, на сцену которого впервые вышла осенью 2004 года.
Балет
Столичная публика влюбилась в юную балерину. Ценители балета не переставали восхищаться блестящими прыжками-полетами, лиричностью образа и совершенной техникой исполнения. Наташе в первом же сезоне стали доверять сольные партии. В Большом актриса продержалась семь лет.
Балерина Наталья Осипова
В 2007 году Наталья Осипова в рамках грандиозных гастролей впервые выступила на сцене знаменитого лондонского Ковент-Гардена. Зрители тепло приняли балерину, которая получила к тому же Британскую национальную премию в номинации «классический балет». А год спустя родной театр удостоил талантливую девушку титула ведущей танцовщицы.
Наташа примерила образы Китри в постановке «Дон-Кихот», Сильфиды в одноименном балете, Медоры в «Корсаре». Бурю восторгов вызвала партия Жизель. Впрочем, блестящее исполнение объяснимо, ведь этот образ у Осиповой самый любимый из всех, которые довелось воплотить. Журналистам девушка признавалась, что, каждый раз выходя на сцену, старалась передать эмоции и переживания волшебной сказки.
Наталья Осипова в роли Жизель
Весной 2010-го балерина достигла вершины карьеры в Большом театре, став его примой. Одновременно на танцовщицу сыпались предложения от руководителей иностранных храмов Мельпомены. Особо настойчивым оказался Американский балетный театра, по приглашению Наталья несколько раз блистала в нью-йоркской Метрополитен-опере, танцуя в «Жизель» и «Сильфиде».
В 2011 году российских фанатов балета удивила новость о том, что Осипова вместе с партнером Иваном Васильевым покинули Большой. Звездная пара отправилась в Санкт-Петербург, где Наталью назначили примой Михайловского театра.
Наталья Осипова и Иван Васильев
Позже актриса рассказала прессе, что в Москве ее «передержали в молодых», репертуар застыл на одном месте – девушке не хотелось оставаться вечной Китри. А в петербургском театре поле для раскрытия потенциала оказалось шире. Танцовщица перевоплощалась в Одетту в «Лебедином озере», Джульетту в «Ромео и Джульетте», принцессу Аврору в «Спящей красавице».
С каждым годом звезда Осиповой разгоралась все ярче. Вскоре девушку пригласили в Лондонский Королевский балет (Ковен-Гарден), в 2012 году она уже выступила на грандиозном концерте в честь 60-летия правления Елизаветы II. Приглашенная солистка успела станцевать три «Лебединых озера», партнером по работе стал Карлос Акоста. В будущем театр подписал с артисткой постоянный контракт.
Наталья Осипова и Карлос Акоста
За короткий срок Наталья сумела стать мировой знаменитостью, выступая с лучшими труппами планеты на сценах Милана, Берлина, Парижа, Нью-Йорка. Стала примой American ballet theatre. Плюс ко всему, Наталья Осипова – обладательница россыпи наград. В ее копилке «Золотая маска», премия Леонида Мясина, приз «Benois de la dance», Гран-При Международной балетной премии «Dance Open».
Было время, когда Наталья изменила классическому балету. Девушка пробовала силы в современном танце.
Личная жизнь
Поклонники балета любовались красивым романом, который разгорелся между Натальей Осиповой и Иваном Васильевым чуть ли не с момента окончания хореографической академии. Фанаты были убеждены, что пара обязательно отправится под венец, однако их настигло разочарование. Прима Большого театра и Васильев расстались. Причиной послужила влюбленность молодого человека в танцовщицу Марию Виноградову, которая в дальнейшем стала его супругой.
Наталья Осипова и Иван Васильев
В итальянском театре «Ла Скала» на репетиции постановки «Жизель» Наталья познакомилась с уже известным актером балета Сергеем Полуниным. До этого мужчина на светских мероприятиях успел засветиться с коллегой по цеху Юлией Столярчук, но однажды поклонники вдруг заметили на руке танцора татуировку-надпись «Наталья». Позднее пара призналась на лондонской пресс-конференции, что у них любовь.
Наталья Осипова и Сергей Полунин
Впервые звезды балета вместе появились на сцене в 2016 году, исполнив партии Бланш и Стэнли в спектакле «Трамвай «Желание». В мае 2017 года поползли слухи, что актеры балета расстались, якобы Наталья предпочла Сергею неизвестного дирижера, хотя в «Инстаграме» пара по-прежнему публиковала совместные фото.
Журналисты в каждом интервью не забывают интересоваться личной жизнью актрисы, но Осипова на сей счет не многословна. В одной из последних бесед с представителями прессы отметила:
«Мы очень хорошо общаемся, у нас по-прежнему хорошие и даже замечательные отношения».
Наталья Осипова сейчас
В 2017 году на официальном сайте Пермского оперного театра появилась радостная новость о том, что Наталья становится его примой. Это было решение Осиповой. Представителям СМИ девушка рассказала, что однажды вечером подумала – давно не танцевала «Ромео и Джульетту», спектакль, работа в котором приносит актрисе огромное удовольствие. Перебрав все мировые театры, нигде не обнаружила постановки, только в российской провинции. Звонок балерины такой величины удивил и несказанно обрадовал Алексея Мирошниченко, руководителя Пермского балета.
Наталья Осипова в 2018 году
Первым спектаклем Осиповой в качестве примы стал спектакль «Щелкунчик», вернее, его оригинальная версия. В нетривиальной постановке авторы постарались передать глубину и трагичность музыки Чайковского. Примечательна работа также тем, что в отличие от оригинала имеет счастливый конец. 1 февраля 2018 года премьера «Щелкунчика» состоялась в московском Государственном Кремлевском Дворце. Наталья танцует в спектакле с актером Никитой Четвериковым.
Весной звезда балета выступала в Мариинском театре в роли царицы Мехменэ Бану в спектакле «Легенда о любви». С хореографом Владимиром Варнавой готовит к августовской премьере в Америке «Золушку», после постановка приедет в Россию.
Трейлер фильма «Танцовщик»26 мая на «Первом канале» состоялся показ документального фильма о Сергее Полунине «Танцовщик». Исследование жизни танцора представил режиссер Стивен Кантор, объединив семейную хронику, архивные материалы и интервью с друзьями и близкими. Наталья Осипова тоже поучаствовала в создании ленты.
«Не есть — страшное зверство»
Прима-балерина Наталья Осипова не сидит на диетах, больше доверяет своей интуиции, нежели хореографам, и не против съемок в кино. А еще знаменитая танцовщица мечтает о тихом семейном счастье. Обо всем этом она рассказала «Известиям» во время подготовки к премьере спектакля The Mother. Постановку хореографа Артура Питы можно увидеть на сцене МХАТа имени Горького 24, 25 и 26 мая.
— Я читала, что работа над спектаклем The Mother произвела на вас сильное впечатление. Почему?
— Спектакль подарил мне эмоции, которых я еще ни разу не ощущала. Мне пока не довелось испытать любви женщины к своему ребенку, а в спектакле эта тема очень сильно прозвучала.
Вообще в этой постановке переплетаются несколько вечных тем — материнской любви, детства, религии. А с другой стороны, Артур Пита, который поставил спектакль, — человек с довольно черным юмором, любящий мистику. У него такая гуща всего намешана, что грань между настоящим и параллельным мирами стирается как для меня, так и для зрителя.
— В сольных программах вы предстаете не только как танцовщица, но и как драматическая актриса. Если вам предложат роль в театре или кино, как, например, вашему другу Сергею Полунину, согласитесь?
— Кино мне интересно: я люблю его смотреть и, возможно, смогла бы даже сняться в фильме, если бы позвали. Но брать инициативу в свои руки, нанимать специальных агентов ради этой цели никогда не стану. В глубине души я бы больше хотела сыграть в драматическом театре. Хотя спектакли, которые я делаю, и так близки к драме. Но эти мои мысли о кино и театре — лишь фантазия. И без меня хватает прекрасных артистов. Я же всю жизнь посвятила танцу, многое прошла этим путем и буду продолжать идти.
А играть я действительно люблю, думаю, у меня есть экспрессия, которую хочется выплеснуть. И такая возможность предоставляется, когда я, например, танцую в спектаклях Артура Питы. Сейчас я работаю в Австралии над монопостановкой Two Feet про Ольгу Спесивцеву — это еще одна моя роль на грани безумия.
— Что доставляет вам больше удовольствия — классический или современный танец?
— Сложно ответить однозначно. Я люблю классический танец, но я непременно должна в него углубляться, передо мной обязательно нужно ставить актерские задачи. Самое непростое в серьезных классических работах — станцевать их по-настоящему интересно, чтобы можно было сказать себе: «Да, у меня получилось».
Честно признаюсь, о многих балетах, которые танцую, пока не могу так сказать. Но я продолжаю кропотливо работать, чтобы довести их до нужного результата. А современный танец люблю за его стилистику, за физику, за то, что это просто танец, который выражает мое внутреннее состояние.
— Вы как-то признались, что в современной хореографии чувствуете себя собой. Классический балет этого ощущения не дает?
— Кому-то, может, и не дает, а я в классическом балете всегда предстаю такой, какая есть. На сцене я никакая не Жизель, а Наташа-Жизель. Да, я ставлю себя в условия героини, но реагирую на происходящее, как реагировала бы сама. Какой я проснулась, такой и станцевала: без лишних масок, без кабалы образа и навешанных на него ярлыков. Не хочу быть принцессой — у меня и не получается их играть, абсолютно их не чувствую.
А вот когда я танцевала Татьяну в балете «Онегин», поняла, что всё о ней уже знаю. Эта партия давалась мне настолько легко и естественно, что ничего не надо было придумывать и играть — всё выходило само собой. То же самое было, когда танцевала в Лондоне «Месяц в деревне» по Тургеневу. К сожалению, у меня не так много подобных спектаклей, но я все-таки надеюсь, что будут и Настасья Филипповна, и Анна Каренина.
— Любите русскую литературу?
— Да! У меня были замечательные педагоги, которых я всегда вспоминаю с нежностью — они привили мне вкус и тягу к чтению. Большую роль сыграли и мои родители, прекрасно образованные люди.
— Вы доверяетесь хореографам, с которыми работаете?
— С одной стороны, очень хочется довериться, чтобы меня чему-то еще научили, дали вдохновение. С другой — я до сих пор до конца не поняла, правильно ли это — на 100% отключиться и поверить другому человеку, как себе.
Мне говорят, что со мной не очень легко работать — у меня на всё есть свое мнение, и чем больше я танцую, тем оно сильнее. Думаю, что далеко не за всеми авторами можно слепо следовать, иногда лучше верить собственной интуиции. Но есть такие выдающиеся личности, как Алексей Ратманский, был Кеннет Макмиллан. Его давно нет с нами, но в его постановках я сейчас танцую. Таких талантливых хореографов можно и нужно слушать.
— Сегодня вы — звезда мирового уровня. Высокий статус оберегает вас от интриг закулисья балетного мира?
— Самое главное — это рабочая обстановка и хорошая энергетика. Там, где ее нет, я не только не работаю, но и стараюсь больше никогда не появляться.
Конечно, в моей карьере были неприятные моменты, но благодаря им я оказалась там, где я сейчас, — в лондонском Королевском балете. Что касается «звезды мирового уровня» — ею себя никогда не чувствовала. Каждым спектаклем, каждой новой партией надо что-то доказывать.
— Недавно вы сказали, что вам всё больше нравится находиться среди людей, открываться им. Что способствовало таким изменениям?
— Понимаете, когда твердо идешь по какому-то пути, формируешься, надо быть очень сосредоточенной на себе, чтобы сохранить свой внутренний мир первозданным. Кто-то скажет: искусство — это то, что ты вобрал. Но это только с одной стороны. А с другой — это всё твое, внутреннее, не затененное чужими знаниями и мнениями.
Я всегда любила читать и смотреть, но никогда особо не общалась с людьми. Когда я поменяла страну и повзрослела, многое стало даваться мне проще. В 30 лет уже не будешь, как в 20, в зале до полуночи репетировать. Приоритеты меняются. Вот и мне захотелось пожить нормальной жизнью, пообщаться, что-то почувствовать.
Я уверена, что молодым нужно быть абсолютными фанатиками своей профессии, посвящать ей всё, а дальше можно пожинать плоды и совершенствоваться, но больше уже не вкладывать в профессию такой физики и упорства. Сейчас мне нравится духовно расти, ездить, быть в курсе всего, что происходит в мире искусства.
Звезды мирового балета Наталья Осипова и Иван Васильев во время исполнения первой части нового проекта «Соло для двоих»
— Ваш ближний круг — танцовщики?
— У меня не так много друзей-танцовщиков, с ними я дружила в молодости, мы были одной компанией, куда-то двигались. Сегодня я сама себе хозяйка и меня больше интересуют люди других профессий. В основном это хореографы.
— Однажды вы сказали, что вам всё равно, что о вас напишут. Неужели негативные отзывы не огорчают?
— Я какие-то жесткие моменты начала переживать очень рано. Когда ты ребенок, которому 15–16 лет, а тебя унижают и оскорбляют, это очень больно и неприятно. Потом на протяжении 10 лет делаешь карьеру в театрах Нью-Йорка и Лондона и читаешь о себе очень и очень много всего. А затем в какой-то момент понимаешь, что все эти слова вообще ничего не решают. Напишут о тебе плохо или хорошо — зависит только от тебя, от того, насколько упорно ты двигаешься дальше.
— Вы росли в балетной системе координат. Это повлияло на ваши человеческие ценности?
— Да, но я бы не сказала, что это плохо. Восемь лет ты учишься в закрытой школе, общаешься в своем кругу, потом этим же кругом вы все идете в театр. Я получила прекрасное образование, научилась дисциплине. Это только плюс. Думаю, даже для тех, кто не остался в искусстве и в балете, это была хорошая школа. И я бы в любом случае предпочла ее обычной.
— Кто-то из журналистов удивился, увидев у вас в гримерке блюдо с пирожками. Балуетесь запрещенными для балерины лакомствами?
— Я хорошо питаюсь и не очень переживаю по этому поводу. Когда репетирую и играю спектакли, никогда не поправляюсь. Если работа идет на спад и я занимаюсь подготовкой проектов, с весом начинаются небольшие проблемы.
В балетной школе мы все страдали от бесконечных диет, а это очень отражается на здоровье. Сейчас предпочитаю нормально есть и, если надо, сгонять вес физическим трудом, а не гастрономическими лишениями. Не есть — страшное зверство. Ограничивать себя в еде — нездорово. А я не хочу быть нездоровым человеком.
— Ваше любимое блюдо?
— Шашлык! И хотя я вегетарианка уже около двух лет, до сих пор с тоской вспоминаю вкус и аромат мяса, приготовленного на костре.
— Майя Плисецкая говорила: «Целью моей жизни всегда был танец, и эта цель достигнута». А ваша цель какова?
— Я чувствую, что у меня есть талант, мне не хочется его предавать. Я привыкла к тому, что всему надо учиться и очень много работать, отдавать себя без остатка. Поэтому моя цель — пытаться расти и получать от этого удовольствие.
Хочу, чтобы у меня всё сложилось как надо: правильные люди встретились на моем пути, правильные проекты, ощущения, искусство, любовь. Верю, что всё это только помогает самореализации.
— То есть вы бы хотели состояться во всех сферах жизни?
— Конечно, я по натуре человек очень семейный, мне бы хотелось, чтобы у меня была любовь, семья и дети. Я не из категории людей, которые хотят жить только в искусстве.
Наталья Осипова окончила Московскую государственную академию хореографии, после чего была принята в труппу Большого театра.
В октябре 2008 года стала ведущей солисткой театра, в мае 2010-го — прима-балериной. С 2009 года — приглашенная балерина Американского балетного театра. С декабря 2011-го — прима-балерина Михайловского театра. В настоящее время — прима-балерина лондонского Королевского балета.
«Из-за коронавируса мне пришлось перенести свадьбу»
Неделю назад балерина Наталья Осипова и ее жених, танцовщик и хореограф Джейсон Киттельбергер, должны были сыграть свадьбу. Но из-за коронавируса торжество пришлось перенести. Впрочем, как и несколько проектов и десятки гастролей. Об этом балерина рассказала в интервью «Известиям».
— Наташа, расскажите, как вы проводите карантин? В какой точке мира находитесь и какая там ситуация?
— Нахожусь дома, в Лондоне, застала карантин в разгар сезона. У нас как раз шли спектакли «Лебединое озеро», и все их резко отменили. На самоизоляции я уже больше месяца. В Лондоне ситуация достаточно жесткая: несмотря на то что у нас четыре собаки, с которыми нужно гулять, полиция уже несколько раз разворачивала нас с ними домой. Здесь за соблюдением карантина следят крайне пристально, особенно в общественных местах.
Мне кажется, что люди уже начинают сходить от всего этого с ума. На днях в шесть часов вечера мы опять вышли на прогулку с собаками — в парке было просто огромное количество народа! Пришлось вернуться домой — невозможно было пройти так, чтобы не пересечься с кем-то близко. Если судить в целом, у нас всё, как и везде: в магазин заходят максимум по 1–2 человека, либо пользуются доставкой продуктов.
Прима-балерина Наталья Осипова во время выступления со своей программой «Легкое дыхание»
— Отмена гастролей ударила по вашему бюджету?
— Конечно, это очень непростое время для всех артистов, особенно для тех, кто не работает в театре на постоянной основе. Ко мне это не относится — я получаю зарплату. А вот фрилансеры потерпели большие убытки. Но и моя зарплата в Королевском балете — отнюдь не огромные деньги. На жизнь в Лондоне не хватает, к тому же выплачиваю кредит за дом. Весь остальной доход я получаю от проектов, программ, гастролей. А теперь всё, что было запланировано на лето, отменилось: выступления в Париже, гастроли в Японии и Корее, спектакли в Американском балетном театре в Нью-Йорке. Тот же «Бенуа де ля Данс» в Москве — всё слетело. Что будет дальше — непонятно. Даже если театры откроются, пойдут ли люди смотреть спектакли?
— Как вы держите себя в форме?
— Занимаюсь со студентами по зуму. Всегда было много желающих, которые хотели позаниматься, послушать какие-то советы. У артистов есть запросы на такие занятия. Сейчас для этого как раз освободилось время, плюс можно держать себя в тонусе — пока учишь, работаешь над собой. Саму себя держать в форме и заставлять работать по два часа ежедневно тяжело, но когда учишь девчонок и ребят, занимаешься с ними, это намного легче и приятнее.
Последние две недели мы с моим женихом Джейсоном что-то ставим, импровизируем, записываем. А до этого оба находились в полной депрессии…
— С женихом? Вы обручены?
— Да, моего жениха зовут Джейсон Киттельбергер, он танцовщик, хореограф и постановщик. Мы вместе уже два года. Наш союз подарил мне не только любовь, но и вдохновение.
— Как он сделал вам предложение?
— Наша помолвка прошла очень смешно. Мы поехали в Австралию, я была уверена, что он подарит мне кольцо. Помню, сидели на пляже, он волновался… Но когда начал что-то говорить и достал коробочку, у меня началась дикая паника, я поняла, что совершенно не готова, сказала что-то неуместное. Он на меня обиделся. Так было два раза (смеется). После второго он мне сказал, что пока закрывает эту тему. И тут я тоже на него как бы обиделась. Где-то через месяц мы стояли в аэропорту — разъезжались по проектам. Мне было так плохо от того, что мы сейчас расстанемся, такое сильное щемящее чувство в душе… Я ему говорю: «Отдай мне мое кольцо сейчас же!» Он сделал мне предложение в аэропорту, и мы разъехались. Было очень мило, как в кино, на нас все смотрели.
— Когда состоится свадьба?
— Должна была состояться неделю назад, но ее пришлось перенести из-за коронавируса.
— В прошлом году вы работали над постановкой Two Feet про балерину Ольгу Спесивцеву. Есть планы привезти этот спектакль в Москву и устроить хотя бы пару дней показов, как это было с балетом The Mother?
— Two Feet, как и The Mother, мы с Джейсоном поставили сами и сами же продюсируем. У меня есть идея привезти его в Москву, разговариваем об этом с разными фестивалями. Спектакль сложный в плане декораций: вода капает с потолка, меняются сцены, множество световых проекций. Потребуется проделать очень большую работу, чтобы привезти его.
Театрально-балетная постановка The Mother
— Пора бы вам открыть собственную компанию, чтобы проблем с гастролями не было.
— Продакшн-компания у меня есть, но она не работает на полную мощность, много организационных моментов нужно решить. Как минимум найти хорошего директора. Я человек творческий, а документация, вопросы аренды, договоренности — не мой профиль. У меня есть помощники, коллеги, но без умного директора не справиться.
— В интервью «Известиям» вы рассказывали, что мечтаете о партиях Настасьи Филипповны и Анны Карениной. Предложения поступили?
— Я сейчас больше зацепилась за «Идиота». Поставить его — моя личная идея, хочу ее воплотить силами собственной компании. Сейчас я в поисках режиссера и хореографа для этого проекта. Произведение непростое, глубокое — мастеров, которые могут поставить такой спектакль, очень и очень немного.
— А новые программы для лондонских театров готовите?
— Sadler’s Wells Theatre и Театр Линбери (это вторая сцена в Королевском балете) попросили меня подумать над новыми программами для них. Мы вели переговоры о проектах на следующий год. Но сейчас всё поставлено на паузу и сдвинется на неопределенный срок. Мы не знаем, когда театры начнут работать.
Помимо этого, в сентябре в Манчестере должен был состояться выпуск спектакля «Кармен», это фактически подготовленная работа. Но премьера отменилась — все уверены, что никто сейчас не будет покупать билеты. Таким образом, три новых проекта на следующий год заморожены.
Наталья Осипова в роли Татьяны в постановке Королевского балета «Онегин» Джона Кранко в Королевском оперном театре
— Вы рассказывали, что далеко не всем хореографам готовы довериться в процессе подготовки танца. А вашему жениху можете?
— Его вкусу могу. Он задает правильную атмосферу, движение, но, когда я подхожу к исполнению, всегда интерпретирую по-своему. Я не меняю схему и рисунок движений, но исполняю их по-другому, мужские и женские ощущения разные. Недавно мы вместе сделали работу на музыку Сибелиуса для моего концерта в Лондоне. Получился очень красивый дуэт.
— Спектакль The Mother, который вы несколько раз показывали в России, многим не пришелся по душе. Как считаете, почему?
— Он нелегко воспринимается — кому-то нравится очень, кому-то не нравится совсем. Лично для меня это дорогая работа, глубокая интересная роль. Для нас с хореографом Артуром Питой это не первый совместный спектакль, я его нежно люблю и всегда готова сотрудничать в любых жанрах.
Много слышала от коллег-артистов, что в этой постановке нет танца. Но для меня он тем и интересен. Для балерины, которая почти всегда исполняет классические танцы, выйти на сцену и полтора часа держать в напряжении зал — непросто. Намного сложнее, чем станцевать. Надо проживать все эти эмоции, страдания, это настоящая драматическая роль. Мне нравится, что в этой работе передо мной стояли совершенно новые задачи. Хотя я не могла говорить, надо было именно играть спектакль.
— В этом и была претензия русского зрителя. Ждали танцев, но не получили.
— В России, если слышат мое имя, непременно ждут, что я буду летать, прыгать, крутить фуэте и делать что-то изощренное. В Лондоне, например, если зритель идет в Sadler’s Wells Theatre, он понимает, что не увидит классический танец. А в России просто нет таких площадок. В следующий раз, когда буду делать подобные спектакли, постараюсь как можно лучше информировать публику, о чем постановка и как это выглядит.
— Прошлой осенью в интервью «Известиям» балерина Евгения Образцова рассказала о том, как пренебрежительны англичане по отношению к русским. Живя и работая в Лондоне, вы сталкивались с высокомерием?
— Думаю, что у всех очень индивидуальное восприятие, да и ситуации, в которых оказываешься, всегда разные. Я живу и работаю в Лондоне пять лет, за это время у меня не было ни одного неприятного случая, ни одного конфликта с директором или артистами. Во многом этому поспособствовало то, что я повзрослела, сменила приоритеты. Когда была моложе и работала в России, вечно что-то кому-то доказывала, психовала, с кем-то ругалась. Оно абсолютно того не стоило.
Артисты балета Джейсон Киттельбергер и Наталья Осипова
Сегодня ко мне в театре все относятся очень хорошо, с уважением — и коллеги, и публика. У меня много прекрасных поклонников-англичан. Такое же отношение к Вадиму Мунтагирову — русскому танцовщику, который у нас работает. Была, пожалуй, лишь одна ситуация, когда в наш адрес попробовали бросить камень. Когда шел спектакль «Маргарита и Арман», который мы танцевали с Владимиром Шкляровым, как раз было в разгаре «дело Скрипалей». Помню, какой-то британец пришел за кулисы и очень глупо пошутил на тему русских. Но наш директор быстро его осадил и очень умно ответил. Я тогда поняла, что наша компания, где работают русские, аргентинцы, итальянцы, испанцы, японцы, — это огромная семья.
Конечно, вполне допускаю, что кто-то может быть нетактичен, но это не зависит от национальности. Наверное, есть и не очень хорошие британцы, как и не очень хорошие русские.
— В прошлом году в российский прокат вышел фильм «Француз». В нем прозвучала такая фраза: «Большая балерина — это всегда жуткий характер, потому что всё подчинено одной цели — каторге». Согласны?
— Считаю, что балерины — девушки прекрасные, интересные, глубокие. Чтобы станцевать партию честно, нужно много думать о том, что за героиню ты воплощаешь, в какой ситуации она оказалась. Поэтому многие танцовщицы очень интересны как личности. Но эгоизм у балерин большой — амбиции, всё зациклено на себе. Если не работать над собой, можно незаметно приплыть к берегам большого эго.
— А у вас характер сложный?
— Я нормальная и простая, с одной стороны, но с другой, очень эмоциональная. Могу ни с того ни с сего закатить истерику своему парню, сказать: «Ты не любишь меня больше!» Например, Джейсон работает, и я это прекрасно знаю, но звоню ему с претензией: «Ну почему ты не звонишь?! Ты обо мне забыл?» Потом сижу и думаю: «Ну и идиотка же я». Или, например, мама мне что-то скажет, а я отвечу и брошу трубку. Потом подумаю и через час перезвоню, извинюсь. Это тоже эгоизм, зацикленность на себе, убежденность в том, что все должны уделять тебе внимание, спрашивать, как твои дела, что с тобой… Джейсон мне иногда говорит: «Оставь свое балеринское величие за дверью, пожалуйста». Так что я с этим борюсь. Кажется, у меня немного начинает получаться.
Наталья Осипова окончила Московскую государственную академию хореографии, после чего была принята в труппу Большого театра.
В октябре 2008 года стала ведущей солисткой, в мае 2010-го — прима-балериной. С 2009 года — приглашенная балерина Американского балетного театра. С декабря 2011-го — прима-балерина Михайловского театра. В настоящее время — прима-балерина лондонского Королевского балета. Танцует ведущие партии классического и современного репертуара, участвует в собственных проектах.