н п сакулина биография

Нина Павловна Сакулина

[15(27).07.1898 г., Москва, – 17.12.1975 г., там же], педагог, специалист в области художественного воспитания дошкольников, доктор педагогических наук (1967 г.). Окончила историко-филологический факультет 2-го Московского государственного университета (1921 г.) и искусствоведческое отделение музейно-экскурсионных курсов (1922 г.). В 1921-1932 гг. научный сотрудник Академии художеств, в 1932-1934 гг. работала в Институте дефектологии Народного комиссариата просвещения под руководством Л. С. Выготского, в 1934-1947 гг. – в Центральном доме художественного воспитания детей Наркомпроса, в 1947-1960 гг. – в Научно-исследовательском институте художественного воспитания, с 1960 г. – в Научно-исследовательском институте дошкольного воспитания.

В центре научных исследований Сакулиной – формирование обобщённых представлений у дошкольников в процессе изобразительной деятельности, а также задачи, содержание и методы эстетического воспитания в детском саду. Разработала периодизацию развития изобразительной деятельности в детском возрасте, на основе которой были созданы программы по художественному воспитанию в дошкольных учреждениях. Решение задач сенсорного и эстетического воспитания стремилась соединить с практикой умственного и нравственного воспитания на основе использования творческой художественной деятельности детей.

Литература: Гольдфарб Б. Ученый, педагог, искусствовед // Дошкольное воспитание. – 1968. – № 1; Комарова Т., Поддьяков Н. Н. П. Сакулина. [Некролог] // Дошкольное воспитание. – 1976. – № 3.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 303.

Источник

Педагогическая деятельность А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной.

В теории советской дошкольной педагогики и в практике работы детских садов под обучением понималась совместная форма деятельности детей во всех режимных моментах учебно-воспитательной работы детского сада. На обязательных занятиях детям давались задания (рисовать, лепить, рассказывать и т.д.), методика же выполнения заданий предполагала, что ребенок сам найдет пути и способы их решения. Его не обучали способам действия, тому, как он должен выполнять задание.

А.П. Усовой было разработано, изданное в 1947 г., методическое письмо «Обязательные занятия в детском саду», в котором раскрывалось значение занятий в детском саду, содержание обязательных занятий, организация занятий по возрастным группам. В книгах «Занятия в детском саду» и «Вопросы обучения в детском саду», даны программные разработки занятий по родному языку, ознакомлению с окружающим, конструированию, счету, рисованию и лепке. В монографии «Обучение в детском саду» подведены итоги многолетних исследований теоретиков и практических работников по дошкольной педагогике.

Под руководством А.П. Усовой сотрудники сектора дошкольного воспитания АПН РСФСР разработали теоретические основы обучения в детском саду и определили программу того, что должно было быть усвоено детьми за время их пребывания в детском саду. Во время обязательных занятий у всех детей, должны быть сформированы элементы учебной деятельности, необходимые будущему школьнику.

Занимаясь исследованием игры, А.П. Усова настаивала на том, что играми малышей необходимо руководить и такое руководство может быть эффективным лишь в том случае, если основывается на глубоком понимании природы игры и на знании возможностей, потребностей и склонностей детей, объединившихся для совместной игры. Здесь особое значение приобретают не прямое поучение, а косвенные, методы педагогического воздействия, способы организации жизни и деятельности детского сообщества, для чего воспитателю необходимо проникнуться его настроениями и замыслами, обогащая содержание детской деятельности и совершенствуя формы коллективных взаимоотношений между детьми в соответствии с задачами воспитания.

Педагогически значимым является сюжет игры, т.е. содержание, события окружающей среды, которые дети изображают в своей игровой деятельности, а также уровень реальных взаимоотношений детей в игре. А.П. Усова впервые определила особенности этих взаимоотношений и их влияние на становление детского коллектива, на формирование общественных качеств детской личности. В игре же дошкольники контактируют между собой по
собственной инициативе, строят свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с особенностями и интересами друг друга, учатся считаться с ними в совместной деятельности. Это подлинная социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в коллективе, в котором формируются общественные качества и моральное сознание детской личности. Направляя игру, воспитатель учит детей простым нравственным нормам, которые, будучи усвоены, становятся регуляторами коллективных взаимоотношений, помогают справедливо решать возникающие споры и повышают моральный уровень детского поведения.

Основное значение Усова придавала «педагогике детского коллектива», где воздействие воспитателя опосредуется детским обществом, через которое осуществляется влияние на отдельного ребенка. В дружном коллективе, живущем содержательной, полноценной жизнью, дети приобретают положительный социальный опыт.

Решая проблему сенсорного воспитания, АЛ. Усова пришла к выводу, что, для того чтобы ребенок успешно развивался в умственном отношении, надо организовать его чувственный опыт, развить его сенсорные способности. Исследования в области сенсорного воспитания, проходившие под руководством А.П. Усовой, обогатили теорию дошкольной педагогики, важны они и по своей практической значимости.

Исследования А.П. Усовой легли в основу программно-методических документов по дошкольному воспитанию в отечественной и зарубежной практике.

2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).

3. Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно связаны с графическими, являются их составной частью.

В пособии «Изобразительная деятельность в детском саду», написанном в соавторстве с Т.С. Комаровой, раскрывается содержание обучения изобразительной деятельности во всех группах детского сада, даются рекомендации по обучению детей рисованию, лепке, аппликации, по отбору программного материала для занятий, установлению их последовательности и взаимосвязи, по использованию разнообразных методов руководства деятельностью детей.

Педагогические идеи Н.П. Сакулиной используются в практике современного дошкольного воспитания.

Лекция 25. Развитие педагогических идей,
теории
воспитания и образования на современном этапе

Основные лекционные вопросы:

25.1. Создание национальной системы образования Республики Беларусь.

25.2. Развитие образования с начала ХХ1 в. до настоящего времени.

25.4. Проблемы и перспективы развития Болонского процесса.

Источник

Консультация «О периодах жизни и научной деятельности видного русского педагога Н. П. Сакулиной»

Сакулина Нина Павловна является видным русским педагогом, специалистом в области художественного воспитания дошкольников.

Нина Павловна родилась 15(27).07.1898г. в г. Москве в семье выдающегося русского филолога Павла Сакулина. В 1921 году окончила филологический факультет Московского государственного университета. Одновременно она окончила музейно-экскурсионные курсы Народного комиссариата просвещения. Ее трудовую биографию читаешь как увлекательное жизнеописание и только тогда по-настоящему осознаешь, какой разносторонне образованный, высококультурный и интересный человек пришел в дошкольную педагогику.

Будучи студенткой МГУ, Нина Павловна начала свою педагогическую деятельность. Она работала педагогом в детском доме, затем преподавателем изобразительного искусства в опытной школе Московского отдела народного образования и в клубе художественного воспитания этой опытной школы. В начале 20-х годов работала экскурсоводом в художественных музеях Москвы и подмосковных усадьбах.

Окончив университет, Нина Павловна Сакулина стала младшим научным сотрудником в Государственной академии художественных наук. Руководителем был исследователь детского изобразительного творчества А. В. Бакушинский, его знание, любовь к искусству, глубокий интерес к детскому творчеству определило дальнейшую судьбу Нины Павловны Сакулиной.

Двадцатые годы XX века были временами исканий, экспериментов, дискуссий в области культуры, искусства, педагогики. Нина Павловна начала заниматься изучением детского изобразительного творчества. Она возглавила комиссию по изучению детских рисунков, работавшую в системе Академии художественных наук, издала свои первые статьи по вопросам художественного воспитания детей. Всего ею было опубликовано более 130 работ, широко известных в нашей стране и за рубежом.

В 1921-1932 гг. научный сотрудник Академии художеств.

В 1932–1934гг. Нина Павловна работала научным сотрудником экспериментального дефектологического Института по исследованию изобразительного творчества умственно неполноценных и глухонемых детей под руководством известного педагога и ученого Л. С. Выготского. Она приобрела знания по психологии развития ребенка. Непосредственное общение с Л. С. Выготским способствовало формированию Нины Павловны как ученого. В своих последующих исследованиях она всегда стремилась найти психологические обоснования и объяснения наблюдаемым фактам и явлениям.

В 1934 году Нина Павловна приходит в только что открывшийся Центральный дом художественного воспитания. Здесь она проработала долгие годы до 1947 в качестве научного сотрудника-методиста по изучению детского рисунка, руководителя отдела художественного воспитания дошкольников, заместителя директора по научно-методической работе. Под ее руководством были разработаны пособия, практические рекомендации по вопросам художественного воспитания дошкольников.

Работая над программами художественного воспитания в детском саду, Нина Павловна уже в начале 40-х годов твердо придерживалась мнения о важности передачи детям опыта изобразительной деятельности, накопленного в историческом развитии человечества, подчеркивала роль обучения в развитии изобразительного творчества, начиная с младшей группы детского сада.

В годы Великой Отечественной войны Нина Павловна работала в Москве заместителем директора Дома художественного воспитания. Под ее руководством проводились занятия с детьми, оставшимися в городе. Для них работали различные кружки, устраивались праздники. При участии педагогов организовывались бригады детской художественной самодеятельности, которые выезжали в госпитали, выступали перед ранеными бойцами и в воинских частях. За эту работу Нина Павловна вместе с группой сотрудников Дома художественного воспитания была награждена медалью «За оборону Москвы».

В эти трудные годы Нина Павловна не прекращала научно-исследовательскую работу, продолжала изучение детской изобразительной деятельности.

Уже в начале 40-х годов твердо придерживалась мнения о важности передачи детям опыта изобразительной деятельности, накопленного в историческом развитии человечества, подчеркивала роль обучения в развитии изобразительного творчества, начиная с младшей группы детского сада.Эти взгляды нашли свое отражение в основных статьях: «Руководство изобразительными занятиями в младшей группе детского сада» в сборнике «Художественное воспитание малышей» (1925г.) и «Изобразительные занятия» в журнале «Дошкольное воспитание (1941 г.). Они имели главное значение для последующего развития методики изобразительной деятельности в детском саду. В эти годы Нина Павловна провела большую теоретическую работу по созданию основ дальнейшей разработки проблем детского изобразительного творчества.

В своем исследовании «Роль наблюдений в развитии детского рисунка», которое было защищено ею в качестве кандидатской диссертации в 1945 году, Нина Павловна показала реалистическую основу детского изобразительного творчества. Она подчеркивала, что в своих рисунках ребенок отражает тот мир, который его окружает. В процессе общения с педагогом, наблюдений у детей складываются представления об окружающих предметах и явлениях. Чем яснее и отчетливее их представления об окружающем, тем свободнее воплощают они эти представления в рисунке. Нина Павловна поставила вопрос о необходимости отбора объектов для наблюдения, доступных и понятных детям, о руководстве процессом наблюдения со стороны педагога. Разработанные ею принципы легли в основу программных требований и методических указаний для воспитателей детских садов.

В последующие годы, когда развернулась острая дискуссия по проблемам обучения в детских садах, Нина Павловна выступала за обучение детей рисованию, лепке и аппликации. Она убедительно доказала правильность этой позиции. Усвоение изобразительных умений и навыков положительно влияет на развитие способностей к рисованию, лепке, позволяет детям активно и творчески воплощать свои замыслы в изобразительной деятельности. Она разработала содержание и принципы обучения рисованию, лепке, аппликации. Ее позиция имела принципиальное значение для развития дидактики детского сада.

Результаты работы Н. П. Сакулиной отражены в соместных книгах А. П. Усовой «Обучение в детском саду», «Занятия в детском саду».

С 1947 года Нина Павловна заведовала дошкольным сектором в Институте художественного воспитания Академии педагогических наук, а с 1954 по 1960 гг. работала заместителем директора по научно-исследовательской работе.

В это время ею написаны такие основные работы, как «Роль слова и наглядных приемов в обучении детей рисованию и лепке», «Задачи, содержание и методы эстетического воспитания в детском саду», «Рисование, лепка и аппликация» (в монографии «Художественное воспитание в детском саду», «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях рисованием», главы книги «Система эстетического воспитания в детском саду» и другие.

Под ее руководством и при ее непосредственном участии был в 1954 году создан первый учебник «Рисование, лепка и аппликация. Художественное воспитание в детском саду» для педагогических училищ по методике изобразительной деятельности в детском саду. Его изучало не одно поколение учащихся. При ее жизни он пять раз переиздавался и был в то время единственной книгой по методике изобразительной деятельности в детском саду. Учебник переведен на болгарский, чешский, китайский языки.

В 1960 году Нина Павловна Сакулина перешла во вновь организованный Институт дошкольного воспитания в системе Академии педагогических наук. Здесь она совместно с А. В. Запорожцем и А. П. Усовой возглавила работу по созданию системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Система сенсорного воспитания обоснована и изложена в работах «Система должна быть», «Развитие детского изобразительного творчества и обучение», «Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка-дошкольника // Сенсорное воспитание дошкольников».

Нине Павловне удалось найти эффективные способы педагогической организации процесса восприятия детьми реальных предметов, обеспечивающие формирование представлений, на основе которых дети могли самостоятельно, без помощи образца, создавать изображения.

Фундаментальный труд Н. П. Сакулиной по вопросам изобразительной деятельности дошкольников «Рисование в дошкольном детстве», изданный в 1965 году удостоен премии К. Д. Ушинского. В книге обобщены результаты экспериментальных исследований, наблюдений, которые она вела в течение 40 лет.Были включены основные темы: «Развитие детского изобразительного творчества и обучение», «Игра и формирование художественного образа», «Сенсорное воспитание в процессе изобразительной деятельности // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду», «Индивидуальные различия в сенсорном развитии и воспитании детей // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду». За эту работу Нине Павловне была присуждена степень доктора педагогических наук.

Последующие годы работы в Институте дошкольного воспитания Н. П. Сакулина (1966-1975гг.) посвятила исследованию роли изобразительной деятельности в умственном развитии детей. Это нашло отражение в изданных статьях,книгах: «Воспитание на занятиях изобразительной деятельности», «Воспитание самостоятельности на занятиях изобразительной деятельностью», «Развитие активности и творчества в процессе обучения изобразительной деятельности», «Воспитание творческой инициативы», «Воспитание умственной активности и самостоятельности детей на занятиях изобразительной деятельностью», «Изобразительные представления», «Умственное воспитание на занятиях изобразительной деятельностью», «Формирование сенсорных способностей дошкольников», «Нравственное воспитание на занятиях изобразительной деятельностью», Изобразительная деятельность // Сенсорное воспитание в детском саду. Методические указания», «Изобразительная деятельность //Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей», «Изобразительная деятельность в детском саду. Пособие для воспитателей».

Ряд книг несколько раз переиздавался после ее смерти (17.12.1975г.):

Это подчеркивает важность и актуальность ее работы по разработке теоретических вопросов детского изобразительного творчества дошкольников, высокий интерес к ней воспитателей, педагогов детских садов, учащихся педагогических училищ, студентов, преподавателей педагогических вузов, ученых.

Нина Павловна стремилась как можно скорее сообщить результаты своих исследований практикам. Она выступала с лекциями и докладами, писала статьи в педагогические журналы.

Нина Павловна Сакулина создала свою научную школу, многочисленные ученики внесли большой вклад в развитие содержания и методов обучения дошкольников и младших школьников изобразительной деятельности, формирование способностей к изобразительной деятельности и подготовку педагогов для дошкольных учреждений.

Н. П. Сакулина (1898-1975)

«Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».

Ученица и последователь Н. П. Сакулиной в развитии методов и приемов обучения дошкольников изобразительной деятельности Т. С Комарова, многие годы плодотворно работавшая вместе с ней, в своем очерке «Слово об учителе» так охарактеризовала ее как человека,ученого: «Есть люди, как звезды. Их удивительный, прекрасный свет мы еще долго видим после того, как они покинули нас. К таким людям принадлежит и Нина Павловна Сакулина. Вся ее жизнь была беззаветным и бескорыстным служением науке. Область ее исследований – детское изобразительное творчество.При этом главным для нее был ребенок: что происходит с ним, как изобразительное творчество влияет на его развитие, какие умственные, нравственные, эстетические качества он приобретает в процессе творчества, какие стороны личности маленького художника развиваются. Это особенно хочется подчеркнуть, говоря о работе Нины Павловны».

Вклад видного русского педагога и ученого Н. П Сакулиной в сенсорное воспитание развития изобразительных способностей детей в детском саду и то, что ее методики сенсорного воспитания востребованы и в настоящее время.

н п сакулина биография. Смотреть фото н п сакулина биография. Смотреть картинку н п сакулина биография. Картинка про н п сакулина биография. Фото н п сакулина биографияФотоотчет «Дошколята приобщаются к научной работе» 19 апреля 2018г в структурном подразделении «Детский сад д. Рикасиха» МБОУ «Приморская СОШ» прошла проектно-исследовательская конференция.

Консультация «Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях» «Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях». Подготовила Кузнецовой А. Н. МБОУ ДО «ЦРТДЮ»,.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно — научной направленности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32» Принято Советом педагогов Утверждаю: МБДОУ «Детский сад.

Конспект занятия в подготовительной группе «Конь в жизни русского крестьянства» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательно учреждение «Детский сад №132» с приоритетным осуществлением деятельности по направлению.

Консультация для педагогов «Аналитическая деятельность педагога при планировании педагогической деятельности» Консультация для педагогов по теме «Аналитическая деятельность педагога при планировании педагогической деятельности» Гордина А. М. Единственный.

Роль педагога в жизни ребёнка Статья воспитателя детского сада Кайдаловой Елены Владимировны на тему: «Роль педагога в жизни ребёнка». Педагог, воспитатель – это звучит.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и обряды в жизни русского народа» МАДОУ № 16 Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Традиции и обряды в жизни русского народа» Провела воспитатель Журкина.

Источник

Н п сакулина биография

Студенческая конференция «Междисциплинарный научный форум» учреждена

International Collaboration of Teachers and Scientists

Международное объединение преподавателей и ученых

Студенческая конференция «МЕЖ-ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ» учреждена и проводится в целях популяризации научно-исследовательской и научно-практической деятельности среди учащейся молодежи.

Призвана помочь образовательным учреждениям в формировании полноценного сообщества молодых ученых, готовых к исследовательским вызовам современности, обладающих всеми необходимыми для этого качествами.

«Спасибо большое всем людям, которые сделали этот форум возможным (участникам и научным руководителям за интересные темы и живое обсуждение, оргкомитету за возможность собраться на данной конференции и хорошо спланированный процесс работы). Всем коллегам советую в следующем году поучаствовать в форуме.»

Гильштейн Раиса Петровна

Преподаватель высшей математики

МГРТУ им. С.М. Кирова

н п сакулина биография. Смотреть фото н п сакулина биография. Смотреть картинку н п сакулина биография. Картинка про н п сакулина биография. Фото н п сакулина биография

н п сакулина биография. Смотреть фото н п сакулина биография. Смотреть картинку н п сакулина биография. Картинка про н п сакулина биография. Фото н п сакулина биография

н п сакулина биография. Смотреть фото н п сакулина биография. Смотреть картинку н п сакулина биография. Картинка про н п сакулина биография. Фото н п сакулина биография

Развитие теории художественно–эстетического воспитания дошкольников в педагогическом наследии Нины Павловны Сакулиной

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время большое значение уделяется эстетическому воспитанию дошкольников, а также развитию у детей сенсорного восприятия окружающего мира.

В детском саду ребёнок знакомится с разнообразными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, скульптурой, произведениями декоративно – прикладного искусства – как на различных занятиях, так и в повседневной жизни. Как писал Игнатьев Е.И. в своей статье, что развитие изобразительной деятельности ребёнка – есть результат воспитательного воздействия на него окружающей социальной среды. Серьёзных результатов в этом виде деятельности дети могут добиться только при руководстве со стороны взрослых. [ 10, с17 ]

Предмет данной курсовой работы : научные подходы к художественно-эстетическому воспитанию в научных трудах Н.П. Сакулиной.

Задач и данной курсовой работы :

Ознакомиться с биографией Нины Павловны Сакулиной.

Выделить основные идеи художественно-эстетического воспитания дошкольников в трудах Н.П. Сакулиной.

Проанализировать научный труд Н.П. Сакулиной «Рисование в дошкольном детстве».

1. Б иография Нины Павловны Сакулиной.

Нина Павловна родилась в июле 1898 года, в семье знаменитого филолога Сакулина. В 1921 году она окончила филологический факультет Московского Государственного Университета и ещё будучи студенткой она начала свою педагогическую деятельность. Сначала она работала в детском доме педагогом, затем в опытной школе МОНО (московский отдел народного образования) преподавателем изобразительного искусства. Так же работала экскурсоводом в художественных музеях Москвы и усадьбах Подмосковья.

В двадцатые годы Нину Павловну заинтересовали работы А.В. Бакушинского, который изучал детский рисунок и историю искусства. Она возглавила комиссию по изучению детских рисунков, которая была в Академии Художественных Наук. В это время Нина Павловна начинает писать первые статьи по художественному воспитанию детей.

В 1934 году открывается Центральный Дом Художественного Воспитания и в течении многих лет Н.П. Сакулина проработала в нём в качестве научного сотрудника – методиста по изучению детского рисунка, руководителя отдела Художественного воспитания дошкольников, зам.директора по научно – методической работе.

В начале 1940 года преобладала тенденция воспитания – невмешательства в детское творчество, предоставления детям свободы в выборе материалов, тем и техники изображения, Н.П. Сакулина отстаивала мнение о важности передачи детям опыта изобразительной деятельности, накопленного человечеством. И особое внимание уделяла тому, что важно обучать изобразительному творчеству с младшей группы детского сада.

Ею был а опубликован а статья «Руководство изобразительными занятиями в младшей группе детского сада» в сборнике «Художественное воспитание малыша» и в журнале «Дошкольное воспитание». Это имело большое значение для развития методики изобразительной деятельности.

Несмотря на все трудности в это время, Нина Павловна не прекращала научно – исследовательскую работу над проблемой детского рисования. В 1945 году она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Роль наблюдений в развитии детского рисунка», в которой показала реалистическую основу детского изобразительного творчества. Н.П. Сакулина говорила о том, что ребенок в своих рисунках отображает ту реальность, которая его окружает и задача воспитателя расширять представления ребёнка об окружающих предметах и явлениях. Она поставила вопрос о том, чтобы объекты наблюдения специально отбирались и были доступны, понятны детям. Это и легло в основу программных требований и методических указаний для воспитателей.

B 1960 году Н.П. Сакулина перешла в Институт Дошкольного Воспитания в структуре Академии педагогических наук. Здесь совместно с А.В. Запорожцем и А.П. Усовой возглавила работу по созданию системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

В 1965 году труд Нины Павловны «Рисование в дошкольном детстве» был удостоен премии К.Д. Ушинского, эта работа была основана на исследованиях, благодаря которым Н.П. Сакулиной была присуждена степень доктора педагогических наук.

Последние год ы работы в Институте Дошкольного Воспитания Нина Павловна посвятила исследованию роли изобразительной деятельности в умственном развитии детей, создала свою научную школу.

В ходе изучения этих вопросов педагоги заметили, что отдельные способности к рисованию у детей развиваются неравномерно, а именно воображение, наблюдательность, пространственные представления и прочее. Здесь большую роль в развитии этих способностей играют индивидуальные интересы ребёнка, его склонности и способности, которые ребёнок выражает через изобразительную деятельность. И Н.П. Сакулина говорила о том, что эти индивидуальные склонности проявляются достаточно ярко и в дошкольном возрасте.

Н.П. Сакулина говорила, что обучение, которое мы осуществляем в отношении всей группы детей, несмотря на единую для все программу и единые методы, не должно заглушать индивидуальное своеобразие развития способности изображения и художественного выражения. [ 10, с 14 ] Поэтому воспитатель не может на групповых занятиях общаться только с детьми, у которых проявление творческих способностей происходит быстрее. Для этого необходимо таким детям давать возможность рисовать и лепить в свободное время и уже тогда направлять их на выражение индивидуальных спо со бностей.

Нина Павловна показала, как важна роль наблюдения в детских рисунках. В детях необходимо воспитывать, направленное наблюдение, понимание и отображение действительности, а дети постепенно овладеют реалистическими формами изображения. Конечно, процесс познания через зрительное восприятие является незначительной частью всего процесса познания ребёнком действительности. [ 10, с 8 ]

Также были созданы пособия по образцам народного искусства для детей дошкольного возраста, в которых были рисунки, панно, вырезки и другие. Народное декоративное искусство даёт богатую пищу художественному восприятию детей, содействует развитию эстетических переживаний и первых эстетических суждений.

В 19 56 году вышел первый учебник для педагогических училищ, автором которого была Нина Павловна Сакулина. По этому учебнику изучали методику изобразительной деятельности в детском саду, как студенты, так и воспитатели.

Совместно с А.В. Запорожцем и А.П. Усовой в 1960 году, Нина Павловна начала работу над созданием системы сенсорного воспитания ребёнка дошкольного возраста. Изобразительная деятельность невозможна без развития сенсорных способностей ребёнка (ощущение, представление, восприятие.) Нина Павловна отмечала, что для создания выразительного изображения необходимо ознакомится с предметом, познать его свойства и качества.

В своих исследованиях Н.П. Сакулина уделяла особое внимание организации сенсорного опыта детей и перед ребёнком возникают определённые задачи образного отражения действительности, в любом виде изобразительной деятельности. Эти задачи дают направление детскому восприятию на свойства и качества предмета, что помогает формировать представление, которое воплощается в рисунке, аппликации, лепке. Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий.

Основные сенсорные способности детей, необходимые для успешного овладения изобразительной деятельностью (на основе трудов коллектива под руководством Н.П. Сакулиной):

Более тщательный анализ сенсорных способностей детей дошкольного возраста, показал, что основная способность ребёнка преобразовывать представление о предмете в его изображение. Эта способность объединяет воедино ориентировочные и исполнительные компоненты изобразительной деятельности. При традиционной методике обучения детей этой деятельности вопрос о формировании такой способности вообще не стоял, так как детям на занятиях предлагались не реальные предметы, а дидактические образцы. В качестве образца был рисунок, выполненный воспитателем, он был как правило упрощён, и дети легко могли его повторить. В результате такого метода, дети заучивали способ изображения конкретного предмета, но не формировались умения воспроизводить в рисунке другие предметы.

Н.П. Сакулина отмечала, что изображение предметов методом копирования не способствует развитию такой способности как самостоятельно изображать реальный предмет. Необходимо было научить дошкольников после ознакомления с реальным предметом, выполнить его изображение и самостоятельно найти способ передачи его формы, строения и цвета. Это и послужило толчком в создании новых методик обучения изобразительной деятельности.

В 1965 году вышел в свет труд Н.П. Сакулиной по вопросам изобразительной деятельности дошкольников «Рисование в дошкольном детстве». Нина Павловна говорит о том, что формирование изобразительной деятельности происходит в условиях целенаправленного педагогического процесса и является немаловажной в психическом развитии ребёнка. В этой книге представлены наблюдения за детьми, выделены особенности развития детского творчества и показывает, что изобразительная деятельность каждого ребёнка своеобразна, определяется его индивидуально – психологическими особенностями.

Существенное значение для развития умственных способностей ребенка и овладением техникой рисования является понимание того, что в рисунке можно передать увиденное. На это понимание оказывает влияние взрослый, который объясняет ребёнку способы передачи в рисунке внешних свойств предметов, явлений, технику изобразительной деятельности.

Рисунок имеет то общее с языком, что является средством общения, однако это иное средство, не обладающее основными качествами, присущими языку. В рисунке, равно как и в лепке, отражается образ предмета, а не понятия предмета, как в языке. Обобщение, которое возможно в рисунке, остаётся в пределах конкретного образа. Свойства предмета в рисунке изображаются, а не описываются и не обозначаются. [ 10, с 109 ]

Свой труд Нина Павловна начала с того, что рассмотрела вопросы художественного воспитания как в зарубежных странах, так и в России. Затем в главе «Формирование изображения у детей от 1 года до 7 лет» рассматриваются практические наблюдения за детьми этих возрастов, а одним из наблюдаемых был непосредственно сын Нины Павловны – Кирилл.

В возрасте от трёх до семи лет рисование, по мнению Нины Павловны, это уже изобразительная деятельность. В этот период интерес к рисунку у ребёнка развивается в двух направлениях:

Из этих направлений формируются два вида рисования: предметное и сюжетное.

Нина Павловна пишет о том, что важно уяснить те особенности в развитии восприятия, которые помогают овладеть изображением, а следовательно, содействуют формированию представлений, которые ложатся в основу изображения. [ 9, c 60 ] Детям в 5-7 лет уже понятна такая цель как запечатлеть увиденное в рисунке, дети задействовали осязательные функции (ощупать, прикоснуться, гладить), но основным было зрительное восприятие. И при определённой организации обучения развивается интерес к передаче в рисунке впечатлений от наблюдений. Так же для этого возраста доступно рисование с натуры, при определённом продуманном процессе, и назвали этот способ рисования у дошкольников – рисование по непосредственному наблюдению.

В ходе проведенных исследований Нина Павловна пришла к выводу, что формирование у детей способности изображения включает развитие способностей восприятия предметов и образование представлений, а также графических образов в процессе самого рисования и оперирование этими образами. Последнее, в свою очередь, связано с приобретением графических навыков. [ 9, c 71 ]

Перед Сакулиной Н.П. встала с ледующ ая задача – передача в рисунке дошкольниками пространственных свойств предмета. Для познания предмета необходимо освоить его форму, а передача формы в рисунке является уже способностью изображать предмет. Это характерно для детей четырёхлетнего возраста.

В ходе исследования было выявлено, что д вигательно – осязательное обследование помогало детям выделить и усвоить форму крупных частей предмета. В ходе наблюдений дети знакомились с предметом по определённому плану, осваивая последовательность действий через несколько опытов могли уже самостоятельно изучать предмет.

В своих наблюдениях Нина Павловна пишет, что только на седьмом году жизни дети овладевают способностью соизмерения частей, поэтому особенно важно развить у них «чувство» пропорций, способность схватывать и удерживать в представлении целостный облик предмета в его характерных пропорциях. Так же и пропорции создаваемого рисунка оцениваются на глаз, согласно «чувству» пропорции. При этом у детей развивается потребность эстетической оценки наилучшей формы и наилучших пропорций. [ 9, c 86 ]

В результате опытов Н.П. Сакулина показала, что дети могут отойти от статического изображения предметов, если найдены доступные для детей способы передачи движений. Способы освоения передачи движения:

Все эти проведённые мероприятия показали, что детский рисунок не всегда может быть статичным и что дети в раннем возрасте могут овладеть техниками передачи рисунка, которые до этого считались недоступными.

Следующий этап исслед о вания Нины Павловны – это передача предметов в пространстве. Данный способ рисования доступен для детей от семи лет, так как дети более младшего возраста не в состоянии увидеть и осознать перспективу.

Так же был рассмотрен вопрос передачи цвета предметов. Дети с самых малых лет тянутся ко всему цветному карандаши, краски, так как цвет вызывает у детей бурю эмоций. Цвет у детей является и как передача окраски предмета, а также как и украшение рисунка и не зависит от реальной окраски предмета.

Для лучшего освоения форм предмета лучше применять карандаши и краски нейтрального цвета – чёрный, серый, коричневый, а раскрашивать можно любым цветом после того, как будет готов контур предмета. На начальном этапе детям достаточно различать пять – шесть цветов, чтобы выразить свой опыт цветовых представлений.

Нина Павловна отмечала, что цветовое восприятие развивается у детей интенсивнее, чем умение передавать воспринятое в рисунке. [ 9, c 103 ] Чем лучше освоена передача формы, тем реалистичнее цвета, но возможны и элементы декоративности в рисунке, то есть ребёнок добавляет цвета которых нет в предмете.

Проведённые опыты в исследовании развития художественных способностей, показали, что дошкольнику необходимо создавать определённые условия для творческой свободы, так как это является для него достижением, а не врождённой способностью.

Причем данное обучение не является тягостным, а увлечённый и эмоциональный процесс, на начальном этапе под руководством педагогом. Художественное творчество не может развиваться без эстетического восприятия и эстетических чувств, это чувство цвета, формы, пропорций, ритма, композиции. При развитии этих чувственных оценок у детей появляется художественный вкус. Эстетическое восприятие является целостным и эмоциональным.

Н.П. Сакулина пишет, что от воспитателя требовалось большое педагогическое чутье, чтобы тонко реагировать на каждую реакцию детей, при рассматривании игрушки перед рисованием, и углублять положительные эмоции, таким образом вызывая в детях эмоционально – эстетический отклик.

Педагог учит детей таким способам деятельности, которые обязательно требуют проявления творчества, которое может проявляться как:

Как пишет Нина Павловна, замысел нередко смешивают с понятием тема. Хотя тема легко формулируется в словах (например, в названии рисунка «Зима», «Стройка дома» и другое), а замысел предполагает наглядное представление будущего рисунка в общих чертах. Не все дети понимают, как это замыслить и представить себе рисунок перед тем, как его нарисовать. Ну и, конечно, чем старше ребёнок, тем устойчивее его представление о будущем рисунке.

В разделе индивидуальные различия в развитии личности дошкольника в процессе рисования, Нина Павловна показала какие свойства личности проявляются в процессе рисования и как они помогают детям овладеть рисованием.

Личностные свойства – это свойства характера и способностей, т.е. те действия, в которых выражается отношение человека к другим людям, и те свойства, которые делают его пригодным к той или иной общественно полезной деятельности. [ 9, с 134 ]

Это означает что уже в дошкольном возрасте можно увидеть различные типы одарённости в рисовании. В процессе рисования у детей развиваются такие способности как : восприимчивость; наблюдательность; любознательность; эмоциональная отзывчивость; развивается воображение; мышление; движение рук.

Задача художественного воспитания заключается в том, чтобы дать детям без ярких способностей, развиваться полнее, открыть для них творчество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правильно поставленное обучение детей ускоряет развитие творческих способностей. Задача воспитания творческой активности требует обучения детей умениям в области выразительной речи, движений, развития воображения. [10]

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребёнка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта. [3, c 7]

Возможно, педагоги того времени, в том числе и Нина Павловна, решили сотворить новое общество с новыми взглядами. Ведь совсем недавно (относительно тех лет), начали задумываться о правах ребёнка и матери. Поэтому воспитание в де т ском саду хотели сделать важным, когда поняли, что с дошкольного возраста формируется личность. Что именно с этого возраста можно ребёнку прививать чувство красоты, чувство прекрасного. Ведь в семьях того времени мало кто уделял внимание на полноценное воспитание ребёнка, ещ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *